Бактерию кишечную палочку относят к прокариотам
нескучная онлайн-школа для тех, кто готовится к экзаменам и хочет во всем разобраться
знаем, как сделать так, чтобы вы по-настоящему поняли предмет и сдали ЕГЭ на 80+ баллов и выше.
у нас как раз открыт набор на основу 2.0
в 2020
- 100баллов
получили 251 выпускников Вебиума
- 90+баллов
заработали 1825 наших учеников
- 80+баллов
результат, который получает на экзамене каждый третий студент Вебиума
учим любить предмет и не бояться ЕГЭ
Борюсь с несовершенством образовании и рассказываю сложные вещи простым языком!
- 8 лет преподаю биологию.
Подготовил 35 стобалльников. Окончил биологический факультет ИГУ. Окончил школу с золотой медалью. Участник заключительного этапа Всероса по биологии.
Окончила лицей с золотой медалью.
- Поступила на бюджет в НИУ ВШЭ.
Учусь на англоязычной программе.
Сдала ЕГЭ по английскому на 95 баллов, а по русскому – на 100.
Помогаю не просто сдать ЕГЭ по литературе, а действительно полюбить этот предмет.
- Каждый 10-ый студент моего курса получил 100 баллов в 2020 году.
Окончила филологический бакалавриат с отличием, сейчас учусь в филологической магистратуре СПбГУ на бюджете.
Уже 5 лет помогаю юным литераторам продираться сквозь литературные дебри.
Считаю географию наукой о жизни и легко объясняю сложные процессы на простых примерах.
- Преподаю географию 5 лет.
Средний балл моих студентов 82,7 баллов.
Подготовил 19 стобалльников в 2020 году.
Учусь на экономической географии в КФУ.
Информатика – это будущее в твоих руках.
- 7 лет развиваю мозг будущих IT-шников.
Учу информатике в Майнкрафте и Ведьмаке.
Сдал вступительные в магистратуру на 100/100.
В 2020 выпустил 400+ учеников, трое из них сдали на 100.
Учился в Испании в Политехническом Университете Мадрида.
Читал курсы для Газпрома, РЖД, СберБанка и тд.
Физика – это про жизнь, а не задачи!
- Сдала ЕГЭ по физике на 94 балла, готовясь всего лишь год.
Со мной ребята поступили в ИТМО, СПБПУ, ЛЭТИ, МГТУ им.Баумана.
Окончила гимназию с золотой медалью.
- 3 года преподаю историю в онлайн-школе.
Учусь на истфаке СПбГУ.
Сумма баллов за ЕГЭ – 288 (96 – история).
Я — Эйджей, а математика — мой профиль.
- Математика по любви, ЕГЭ по расчёту. 5 лет преподаю математику подготовлю тебя к экзамену с любого уровня. Окончил школу и музыкальную школу с золотой медалью. Окончил инженерное высшее с красным дипломом и экономическое высшее тоже с красным.
Химия – это любовь, и я влюбляю в эту науку всех вокруг!
- Почти 9 лет преподаю химию, за последние 3 года подготовила 59 стобалльников и написала три пособия для подготовки к ЕГЭ. Окончила химический факульет МГУ имени М.В. Ломоносова.
Объясняю просто и понятно на классных примерах, которые ты точно запомнишь.
- 5 лет преподаю русский язык.
Подготовила 41 стобалльника в 2020 году.
Средний балл моих студентов 89.
Каждый пятый ученик набрал 90+.
Окончила факультет филологии и журналистики ИГУ с красным дипломом.
Каждый второй ученик у меня – высокобалльник.
- Третий год преподаю общество.
Сдала обществознание на 96 баллов. Поступила на бюджет НИУ ВШЭ.
Со мной занимались более 2500 человек.
Моя главная задача – сделать так, чтобы математика стала для тебя подругой, а экзамен ты сдал/а легко! Ты со мной?
- 5 лет преподаю математику от алгебры до матанализа.
За 2020 год подготовил 500 ребят к ОГЭ и ЕГЭ База.
Окончил первую в России Физико-математическую школу при университете.
Учусь на 4 курсе экономического факультета СПбГУ.
Наши преподаватели выпустили несколько потоков студентов и знают, как побороть страх и сомнения перед экзаменом. Вы окажетесь в компании друзей и профессионалов, которые помогут вам показать свой лучший результат.
просто общаться
Объясняют мегадоступно и не вызывают к доске. В курсе, где вайб, где зашквар, никого не хейтят и без проблем отвечают в мессенджере.
легко учиться
Опыт преподавателей и образовательно-игровая платформа делают учёбу интересной и веселой. Ведь когда тебе действительно не всё равно, то становится легко и весело
можно оценить
У каждого наставника есть свои секреты и личное кунг-фу, которые можно затестить на бесплатных вебинарах.
что такое основа 2.0?
Это онлайн-курс для 11-классников по подготовке к ЕГЭ от Вебиума
С ноября по май изучаем и повторяем всю теорию по выбранному предмету и отрабатываем ее на практике. Спокойно и размеренно, без паники и со временем на личную жизнь.
а ещё…
12 онлайн-занятий в месяц
– весь учебный год. Это три 1,5-часовых занятия в неделю во второй половине дня.
удобный режим
Можно смотреть как в трансляции, чтобы задавать вопросы онлайн, так и в записи — в удобное время
личный кабинет
Расписание, домашки, прогресс — весь процесс обучения как на ладони
наставники
Наши наставники поддержат тебя в любое время дня (и даже ночи), проверка домашних заданий.
можно совмещать курсы
Расписание разных предметов не пересекается, чтобы люди со сверхспособностями могли успеть везде
ооочень много практики
Решаем все задания, до которых можем дотянуться
присоединяйтесь к учебе
основа 2.0
готовимся без стресса за 7 месяцев
почему выбирают основу 2.0
- раз
достаточно времени на подготовку — за 7 месяцев можно все выучить, повторить и снова выучить
- два
не нужно торопиться: расписание составлено так, что готовиться можно размеренно и качественно
- три
это удобно — нет привязки к месту, времени, готовиться можно где угодно и когда удобно.
- четыре
это доступно: занятие на «Основе 2.0» по стоимости сравнимо с обедом в «Маке»
- пять
это дешевле репетиторов, при этом подготовка индивидуальная, и в любое время можно задавать вопросы (и ездить никуда не нужно!)
- шесть
можно платить в рассрочку — каждый месяц. А можно сразу весь курс — как удобно.
- семь
отличные результаты — выпускники «Основы 2.0» получают 90+ на ЕГЭ
как проходит обучение
всё в личном кабинете
На нашей образовательной платформе у каждого есть личный кабинет — тут смотрят вебинары, проходят тесты, сдают домашку, следят за своим прогрессом (при желании, можно показать родителям) и получают обратную связь
онлайн-трансляции
Занятия проходят на нашей платформе: преподаватели ведут онлайн‑трансляции. Урок длится около часа, а их количество зависит от курса. Во время вебинара слушатели работают со скриптом занятий — пособием, которое удобно заполнять (оно помогает структурировать и запоминать материал), задают вопросы онлайн. Позже вебинар доступен в записи — всегда можно освежить материал в памяти.
команда подготовки
Основная форма подготовки к экзамену — команда подготовки: 25–30 учеников, которые под руководством преподавателя совместно проходят теорию и практику: слушают вебинары, участвуют в брейнштормах, викторинах, тестах.
поддержка и мотивация
Кроме преподавателей, в учебный процесс включены наставники — кураторы команд подготовки и ассистенты преподавателей. Они проверяют домашнюю работу, помогают разобраться с ошибками, следят за сроками, мотивируют и поддерживают.
много много много практики
Домашние задания после каждого вебинара, а в начале и конце месяца — пробные тесты ЕГЭ (это вообще не страшно). За время продолжительных курсов ученики в командах подготовки решают, пожалуй, все пробные тесты, до которых только могут дотянуться, но преподаватели не сдаются и разрабатывают свои задания. При этом, нагрузка рассчитана так, чтобы этот объем никого не сломал — есть время на жизнь.
нас выбирают, чтобы достигать большего
наши ученики поступают в топовые вузы страны
вот что говорят
Ирина Баранова
выпуск 2020
Кристина Воробьева
выпуск 2020
Марк Александров
выпуск 2020
Наталья Кривочапова
выпуск 2020
с чего начать подготовку к ЕГЭ-2021
чек лист для и
- Выбор направления
- Выбор предметов
- Подготовка к экзаменам
- Выбор формата подготовки
- Проба пера
- Грамотное планирование!
- Выбираем направление в образовании
- Выбираем предметы для ЕГЭ
- Знакомимся с форматом и содержанием экзамена
- Выбираем формат подготовки
- Оцениваем уровень подготовки
- Составляем план
Источник
Сходства и различия эукариот, архей, бактерий
Автор статьи Лукьянова А.А.
На протяжении многих лет с момента открытия существования микроорганизмов не было однозначного понимания их места в живой природе.
Их относили к растениям (отсюда устаревший ныне термин «микрофлора[1]»), затем разделяли на группы среди растений и животных.
Сейчас очевидно, что термин «микроорганизм» не имеет систематического смысла, то есть говорит исключительно о микроскопическом размере объекта.
Группы эукариот
В настоящее время микроорганизмы разделяют на две большие группы, принципиально отличающиеся строением клетки – эукариоты и прокариоты (рис. 1). Группа эукариот включает в себя микроскопические водоросли, простейших и микроскопические грибы, такие как дрожжи и плесневые грибы.
К прокариотам до 80-х годов относили исключительно бактерий, однако группой исследователей под руководством Карла Вёзе в ходе анализа последовательностей 16S рРНК, было обнаружено, что архебактерии (археи) по своему происхождению являются самостоятельной группой, что подтверждается рядом отличий в их строении и метаболизме: одни черты роднят их с бактериями, другие – с эукариотами, а некоторые являются совершенно уникальными. В частности, первые открытые археи отличаются своей удивительной способностью обитать в экстремальных местах обитания: при высоких температурах, давлении, сильнокислых или сильнощелочшых условиях среды. Например, большинство гипертермофильных архей растут при температуре 80 ℃, а Methanopyrus kandleri – при 122 ℃. Другой пример: рекордсмен среди устойчивых к кислой среде архей растет в условиях, эквивалентных 1,2 М серной кислоте. Для сравнения – содержание соляной кислоты в желудочном соке в норме составляет 0,14 – 0,16 М.
Рисунок 1. Группы микроорганизмов
Сходства и различия в строении клеток прокариот и эукариот
Для существования клеток любого типа, и прокариотических, и эукариотических, необходимо наличие цитоплазматической мембраны, отделяющей клетку от внешней среды; цитоплазмы, заполняющей клетку, а также генетического аппарата и рибосом, позволяющих хранить и реализовывать генетическую информацию. Однако, строение мембраны и рибосом, а также организация генетического материала для этих групп могут различаться (рис.2)
Основное различие прокариот и эукариот состоит в том, что в клетках прокариот генетический материал располагается непосредственно в цитоплазме и представлен нуклеоидом, содержащим чаще всего замкнутую в кольцо молекулу ДНК. У эукариот генетический материал отделен ядерной оболочкой и, соответственно, заключен в ядре. Он представлен линейными молекулами ДНК, «упакованными» в хромосомы.
И у прокариот, и у эукариот есть рибосомы, необходимые для синтеза белка, но рибосомы прокариот меньше эукариотических. Рибосомы бактерий состоят их трех, а не четырех молекул рРНК.
Рибосомы архей по некоторым признакам похожи на бактериальные, а по некоторым – на эукариотические.
Например, на рибосомы архей не действует антибиотик хлорамфеникол, связывающий рибосомы бактерий, в то время как дифтерийный токсин, останавливающий биосинтез белка у эукариот, действует и на архей.
Кроме рибосом внутри прокариотической клетки нет других органелл и мембранных структур, в то время как эукариотические клетки содержат эндоплазматическую сеть, аппарат Гольджи, митохондрии и другие органеллы. Внутри клеток прокариот могут быть газовые пузырьки или другие включения, окруженные белковой оболочкой.
Рисунок 2. Строение клеток прокариот (на примере бактерий) и эукариот
Такое увеличение площади мембраны необходимо в связи с тем, что энергетические процессы, такие как дыхание и фотосинтез, происходящие у эукариот на внутренних мембранах митохондрий и хлоропластов соответственно, у прокариот происходит непосредственно на мембране клетки.
Цитоскелет прокариот не включает в себя характерных для эукариотической клетки элементов (микротрубочек, актиновых филаментов, микрофиламентов) и образован другими белками. Прокариоты не способны к эндоцитозу и амебоидному движению.
Клеточные покровы прокариот и эукариот так же существенно отличаются. Клетки бактерий и эукариот покрыты цитоплазматической мембраной, состоящей из двойного слоя фосфолипидов, в которых жирные кислоты связаны с молекулой глицерина сложноэфирной связью.
Мембранные липиды архей вместо жирных кислот содержат изопреновые цепочки, соединенные с глицерином простой эфирной связью (рис. 3). Липиды такой мембраны зачастую объединяются в один слой с двумя гидрофильными головками и одной гидрофобной «сшивкой» из двух хвостов.
Это делает мембрану более устойчивой к экстремальным условиям, в которых обитают некоторые археи.
Рисунок 3. Строение цитоплазматической мембраны бактерий, эукариот и архей
Клеточная стенка бактерий состоит из пептидогликана (муреина), которого нет ни у архей, ни у эукариот. Клетки архей чаще всего покрыты белковым S-слоем, защищающим от воздействия стрессовых условий, а в тех случаях, когда клеточная стенка все-таки присутствует, в ее состав входит похожее по структуре вещество – псевдомуреин.
Отличается и строение жгутиков. Бактериальные жгутики образованы белком флагеллином который, закручиваясь в спираль, формирует полую внутри нить жгутика.
Жгутики архей похожи на бактериальные: они приводят клетку в движение, вращаясь по тому же механизму, но они не имеют полости внутри и образованы гликопротеинами.
Жгутики эукариот в свою очередь состоят из десяти пар микротрубочек, где одна из пар центральная, а еще девять окружают ее.
Клетки бактерий, архей и эукариот отличаются не только чертами своего строения, существует еще рад биохимических и молекулярных признаков, на которые стоит обратить внимание. Кратко все признаки для каждой группы изложены в таблице 1.
Таблица 1. Сходства и различия в строении клеток бактерий, археи и эукариот
Сходства и различия в молекулярных процессах, протекающих в клетках прокариот и эукариот
Различия в организации генетического материала для этих групп не ограничиваются лишь его расположением и тем, замкнута ли ДНК в кольцо. Процессы транскрипции и трансляции у каждой группы имеют свои особенности. Например, для поддержания структуры ДНК и регуляции экспрессии генов в клетках эукариот и архей есть специальные белки – гистоны, которых нет у бактерий.
Гены бактерий собраны в опероны. Это означает, что несколько генов находятся друг за другом и имеют общий промотор (место старта трансляции), таким образом мРНК получается полицистронная, то есть кодирующая несколько белков. Эта особенность характерна и для архей.
У эукариот, наоборот, для каждого гена есть свой промотор. В то же время, общим для эукариот и бактерий является наличие в генах некодирующих участков – интронов, которых нет у бактерий.
Причем структура РНК-полимеразы, компонентов транскрипционного комплекса, а также все дальнейшие процессы транскрипции и дальнейшей обработки (процессинга) мРНК у эукариот и архей очень схожи, в то время, как у бактерий существенно отличаются.
Например, транскрипция и трансляция, на матрице синтезируемой мРНК, у бактерий идут одновременно и для старта синтеза белка не требуется не требуется процессинга мРНК. Причем, трансляция бактерий начинается не с метионина, как у эукариот (и архей), а с формилметионина.
Помимо особенностей, связанных с транскрипцией и трансляцией, для прокариот, в отличие от эукариот, характерно большое разнообразие метаболических особенностей, таких как способность к метаногенезу архей, хемолитоавтотрофность, способность к фиксации азота и способность к аноксигенному фотосинтезу.
Исходя из этого, становится видно, что все три выделенные на настоящий момент домена – бактерии, археи и эукариоты существенно отличаются друг от друга.
Причем археи, хоть и являются прокариотами и несут в своем строении типичные прокариотические черты – отсутствие ядра и мембранных органоидов в цитоплазме, кольцевая ДНК, кольцевая хромосома и многое другое, тем не менее в некоторых чертах похожи на эукариот.
Говоря о родстве между этими тремя группами, стоит отметить, что согласно доминирующей в настоящее время гипотезе, считается, что не смотря на то, что и бактерии, и археи относятся к прокариотам, последние все же более близки к эукариотам.
Таким образом, в ходе эволюции сперва произошло разделение на группу бактерий и некого общего предка, от которого в дальнейшем произошли археи и эукариоты
[1] В современной науке принято использовать термин «микробиота»
[2] S – константа седиментации. Скорость осаждения частицы при ультрацентрифугировании. В данном контексте ее используют, чтобы охарактеризовать размер частицы.
Источник: https://biocpm.ru/shodstva-i-razlichiya-eukariot-arhey-bakteriy
Бактерии – это прокариоты: по каким признакам они являются представителями этого царства, особенности организмов
Первые живые организмы (прокариоты), послужившие исходным материалом для эволюции жизни на Земле, имели очень примитивное строение. Бактерии относят к прокариотам, поскольку у них нет ядра и других органелл, присущих более развитым формам жизни.
Представители царства прокариотов
Название «прокариоты» происходит от древнегреческих слов «перед» и «ядро», т. е. это организмы, существовавшие еще до появления в клетках ядер. Это своеобразные предки эукариотов – видов, которые имеют оформленное клеточное ядро.
Прокариоты – это одноклеточные бактерии, в которых нет четко оформленного ядра клетки, ограниченного ядерной оболочкой, и дополнительных мембранных органоидов. Вместо этого прокариоты используют структуру, состоящую из ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), белков и РНК (рибонуклеиновой кислоты).
Исключение составляют фотосинтезирующие организмы, например, цианобактерии (сине-зеленые водоросли), которые имеют плоские цистерны – мембранная структура, обеспечивающая процесс жизнедеятельности клетки. Эта группа бактерий содержит зеленые и синие пигменты и участвует в процессе фотосинтеза, насыщая атмосферу кислородом.
Еще один представитель царства прокариотов – археи (лат. «древний, первозданный»). Эти одноклеточные бактерии интересны не только тем, что у них нет ядра, но и особенностями питания.
Так, они могут существовать и находить пищу в самых экстремальных условиях – в горячих источниках и соленых озерах. Археи широко распространены в океанах, почве, болотах, даже в организме человека.
Эти бактерии играют одну из ведущих ролей в круговороте углерода и азота на нашей планете.
Итак, к прокариотам относятся все бактерии, включая сине-зеленые водоросли и археи. Некоторые ученые относят к царству прокариотов и вирусы, но общего мнения на их счет пока не существует, так как некоторые биологи не считают вирусы живыми организмами.
Считается, что прокариоты появились около 3,5 млрд лет назад, и только через 2,5 млрд лет после них возникли первые эукариотные клетки. Все микроорганизмы, входящие в царство прокариотов, так или иначе способствовали созданию и поддержанию жизни на Земле.
Характеристика и строение
В среднем размер клетки-прокариота от 1 до 10 мкм. Мы уже знаем, что бактерии – это прокариоты, у которых нет клеточного ядра.
Вместо него в клетке находится единственная крупная кольцевая или линейная молекула ДНК. Эта молекула содержит основную часть генетического материала клетки и называется нуклеоид («подобный ядру»).
Прокариоты считают предками митохондрий и пластид – энергетических станций клеток эукариотов.
Нити ДНК и белки (гистоны) в прокариотических клетках не взаимодействуют, в отличие от клеток эукариот. Однако, по аналогии, комплекс ДНК и белков называют хромосомой. Хромосома прокариота крепится к мембране клетки, как правило, в одной точке. При удвоении хромосомы копии расходятся в разные стороны, образуя новые клетки, т.е. размножаются простым делением.
В отличие от эукариотов в этих микроорганизмах нет митохондрий, эндоплазматической сети и других органоидов. То есть как более примитивные организмы прокариоты не содержат тех мембранных структур, которые упорядочивают строение эукариотов.
Среда обитания прокариотов практически ничем не ограничена. Выживать в любых условиях бактериям помогают особенности их способов получения пищи:
- Осмотрофный – питание без захвата твердых частиц, т.е. поглощение питательных веществ, растворенных в окружающей среде, напрямую через поверхность клетки.
- Автотрофный – синтез органики из неорганических веществ, осуществляемый фотосинтезом (энергия света) или хемосинтезом (энергия химических реакций). Характерные представители – сине-зеленые водоросли.
Клетки прокариотов могут иметь различную форму: прямые или изогнутые палочки, шарики. Часто их клетки образуют колонии в виде нити или грозди, могут быть неподвижными или передвигаться с помощью жгутиков.
Эукариоты и прокариоты различаются настолько сильно, что ученые-систематики относят их к самым крупным подразделениям живой природы – царствам.
Поставщики кислорода и азота
Одним из ярких представителей царства прокариотов являются цианобактерии (сине-зеленые водоросли). Эти бактерии считают наиболее близкими к первым ископаемым микроорганизмам, найденным учеными. Возраст предков сине-зеленых водорослей составляет примерно 3,5 млрд лет.
Сине-зеленые водоросли – это единственные бактерии, способные выделять кислород. Правда, для самих водорослей это побочный продукт, но для существования жизни на нашей планете это одно из основных условий.
Сине-зеленые водоросли очень сложно организованы и имеют различные формы и размеры. Эти микроорганизмы способны даже менять свой цвет от темно-синего до светло-зеленого в зависимости от спектрального состава света.
Кроме способности выделять кислород, сине-зеленые водоросли имеют еще одну очень полезную черту – они могут связывать атмосферный азот и делать его доступным для других живых организмов. Эта последняя способность делает сине-зеленые водоросли незаменимыми для всех растений, которые не могут самостоятельно добывать азот из окружающей среды.
Вирусы – живая или неживая материя?
Вирусы поражают все типы живых организмов: растения, животных, бактерии, даже сами вирусы. Вирусы бактерий называют бактериофагами, а вирусы других вирусов – вирусы-сателлиты (простите за тавтологию).
Вирусы относят к неклеточной форме жизни. Они занимают положение между живой и неживой материей. У вирусов нет цитоплазмы и других клеточных органоидов. Отсутствие собственного обмена веществ роднит вирусы с неживой природой.
Вместе с тем вирусы отлично живут и размножаются внутри клеток других организмов, что делает их схожими с живыми существами. Но вне клетки-хозяина вирус существует только в кристаллической форме.
При изучении особенностей строения и поведения вирусов становится понятно, почему наука никак не определится с их принадлежностью.
Царство грибов
Грибы в систематике живой природы стоят особняком. Долгое время считалось, что грибы относятся к растениям, не содержащим хлорофилл. Однако современная наука выделяет грибы в отдельное царство, сочетающее признаки растений и животных. Исследования показали, что грибы подразделяются на несколько больших групп, некоторые из них даже не являются родственными.
Отсутствие хлорофилла роднит грибы с животными, так как они используют гетеротрофный способ питания. То есть грибы поглощают готовые органические соединения, растворенные в окружающей среде, и выделяют мочевину, как животные. В этом их отличие от растений, которые вырабатывают пищу с помощью процесса фотосинтеза.
В то же время грибы имеют клеточные стенки, возможность неограниченного роста и не способны передвигаться, как и растения.
Грибы относят к эукариотам, но по размеру генома они приближаются к прокариотам. То есть в клетках грибов есть ядро с ДНК-структурой, но процесс передачи генной информации может происходить и при помощи вирусов. Размер генома грибов и размер хромосом значительно меньше, чем у других видов эукариотов.
Точное определение царства грибов отсутствует, но их изучение необходимо для понимания эволюции жизни на Земле.
Горизонтальный перенос генов
Впервые этот процесс был описан в Японии в 1959 г. Горизонтальный перенос генов имеет широкое распространение в царстве прокариотов и даже у некоторых эукариотных клеток.
В отличие от привычного нам вертикального переноса генов (от предка к потомку) смысл горизонтального процесса заключается в передаче генного материала организму, не являющемуся потомком исходной клетки.
Именно такой принцип использует современная генная инженерия.
Открытие такого обмена генным материалом повлияло на учение об эволюции жизни. Раньше ученые считали, что виды не могут обмениваться наследственной информацией между собой.
Однако прокариоты передают генную информацию как самостоятельно, так и с помощью вирусов-бактериофагов.
То есть в прошлом нашей планеты, населенной древними микроорганизмами, существовал массированный перенос генетической информации, что не могло не повлиять на то, каким путем пошел процесс эволюции на Земле.
Образование высшее филологическое. В копирайтинге с 2012 г., также занимаюсь редактированием/размещением статей. Увлечения — психология и кулинария.
Источник: https://probakterii.ru/prokaryotes/vital-functions/bakterii-eto-prokarioty.html
Источник