Чем можно предупредить кишечную инфекцию

Что такое кишечная инфекция?

Кишечная инфекция – неприятный, а зачастую и опасный недуг, с которым в жизни сталкивался, наверное, любой человек. Острые кишечные инфекции – группа  многочисленных инфекционных болезней, вызываемых разнообразными патогенными и условно-патогенными бактериями, вирусами и простейшими. По частоте заболеваемости они занимают второе место после гриппа и ОРВИ. К основным кишечным инфекциям относятся: дизентерия, сальмонеллез, энтеровирусная и ротавирусная инфекции, пищевая токсикоинфекция, вызванная стафилококком и др. В последние годы возросла роль вирусов в возникновении острых кишечных инфекций: ротавирусный гастроэнтерит, инфекция норволк-вирусная (эпидемический вирусный гастроэнтерит) известные как «кишечный грипп, ОРВИ с кишечным синдромом». Острые кишечные инфекции могут встречаться в любое время года: вирусные, чаще в холодное время, с ростом заболеваемости гриппом и ОРВИ, пик заболеваемости бактериальными инфекциями приходится на летний сезон. Источником инфекции является больной человек или бактерионоситель.

Что является причиной возникновения кишечных инфекций?

Кишечные инфекции иногда называют «болезнями грязных рук». И действительно, выполнение всем известного правила — регулярно мыть руки — позволяет значительно снизить заболеваемость кишечными инфекциями. Причинами являются попадание возбудителей кишечных инфекций в организм человека через грязные руки, немытые овощи и фрукты, некипяченую воду, при уходе за больным острым кишечным заболеванием, при мытье рук загрязненной водой, при несоблюдении правил личной гигиены. Кроме того,  некоторые продукты питания являются благоприятной средой для размножения микробов, например, молочные продукты, кондитерские изделия с кремом, сложные салаты (заправленные майонезом и сметаной), изделия из рубленого мяса или фарша (котлеты, рулеты, паштеты), холодец и т.д.

Как проявляются кишечные инфекции?

Основными симптомами заболевания кишечными инфекциями являются рвота, расстройство стула, тошнота, боли в животе, повышение температуры тела, слабость.

Как же уберечься от заражения?

– Тщательно мыть овощи и фрукты, употребляемые в пищу в сыром виде;

– мыть руки с мылом перед приготовлением еды и после каждого перерыва в процессе готовки, а также перед приемом пищи, после прогулок, игр с животными;

– подвергать продукты термической обработке. (Помните, что замороженное мясо, рыба и птица должны тщательно оттаиваться перед кулинарной обработкой!);

– употреблять пищу по возможности сразу после приготовления. Чем дольше она остается в таком состоянии, тем больше риск получить пищевое отравление;

– хранить все скоропортящиеся продукты и готовую пищу в холодильнике в пределах допустимых сроков хранения. Пищу для детей лучше вообще не храненить;

– защищать пищу от насекомых, грызунов и других животных. Животные часто являются переносчиками патогенных микроорганизмов, которые вызывают пищевые отравления;

– поддерживать чистоту в жилище, регулярно проветривать помещение, проводить влажную уборку;

– для питья использовать только кипяченую, бутилированную или воду гарантированного качества.

Стоит ли обращаться к врачу?

Если, несмотря на все меры предосторожности, все же появляются первые признаки острых кишечных инфекций (тошнота, многократная рвота, понос, схваткообразные боли в животе, боли в области желудка), необходимо сразу обратиться за медицинской помощью. Только врач может правильно назначить лечение и определить необходимые меры профилактики болезни для лиц, контактирующих с больными. Самолечение опасно для самого больного, т.к. в результате несвоевременного, неправильного лечения развиваются хронические формы болезни.

Выполнение вышеперечисленных рекомендаций поможет предотвратить заболевание острыми кишечными инфекциями и сохранит Ваше здоровье!

Источник

Ротавирусная инфекция — поражение кишечника ротавирусом острого характера. Вирусные штаммы чрезвычайно устойчивы к факторам окружающей среды, стремительно распространяются среди популяции в виду высокой контагиозности. Именно этой особенностью объясняется пик эпидемиологического роста инфекции. Основной мерой профилактики ротавируса сегодня — вакцинация, другие меры лишь помогают снизить вероятность развития осложнений у детей и взрослых.

Как не заразиться вирусом и что предпринять для снижения вероятности заболевания?

Распространение и пути передачи

Ротавирусные инфекции распространены в детских коллективах среди групп младшего дошкольного возраста. В большинстве клинических случаев ротавирусом болеют более 95% детей до 5 лет.

Заболеванию подвержены и взрослые, но здоровый иммунитет в состоянии побороть активность патогенных вирусных штаммов, инфекция протекает бессимптомно или в легкой степени.

В развитых странах летальность от ротавируса крайне низка, однако только при своевременном обращении к врачу, госпитализации ребенка в возрасте до года. В странах с низким уровнем жизни ротавирус регулярно становится причиной смерти детей и взрослых.

В отличие от гриппа, ротавирусная инфекция не имеет скачков в зависимости от времени года, однако вспышки часто наблюдаются в сезон отпусков и зимой.

Механизмы возникновения

Инфекция проникает в организм следующими путями:

  • контактно-бытовой (вирусные штаммы сохраняют жизнеспособность на игрушках, предметах мебели, одежде, коже вирусоносителя, посуде);
  • алиментарный (вирус проникает с водой и пищей, именно поэтому важно следить за качеством еды и питья).

Инфекция возникает при заглатывании воды из бассейна, открытых водоемов. Носитель вирусной инфекции — зараженный человек — способен заразить все близкое окружение, достаточно тесно пообщаться с человеком несколько минут.

Инкубационный период

Инкубационный период у детей короткий, едва достигает 5 суток. Первые симптомы всегда интенсивные, возникают внезапно, постоянно дополняются новыми признаками. Острое ухудшение состояние отмечается уже спустя несколько часов с момента появления первых признаков. Длительность заболевания 7-10 суток, примерно на 5 день наблюдается улучшение.

Еще 14 дней с момента прекращения активной симптоматики человек является вирусоносителем, может стать причиной новой вспышки эпидемии. Кроме того, повторное заражение практически невозможно, а если случается, симптомы не вызывают острой интоксикации и тяжелых последствий для здоровья и жизни больного.

Как не заразиться ротавирусной инфекцией

Специфичных мер профилактики кишечного гриппа не существует, так как вирусные штаммы проявляют высокую устойчивость в окружающей среде, могут поражать любого человека, даже при маниакальном соблюдении правил личной гигиены, постоянным контролем качества пищи и питья.

Основные советы и бытовые правила

Если ротавирусом заболел член семьи, важно направить силы для предупреждения инфекции у близких и соблюдать следующие рекомендации:

  • по возможности выделить больному отдельную комнату, посуду и текстиль;
  • тщательно проветривать комнаты, проводить ежедневную влажную уборку помещения;
  • носить респираторы и защитные маски в первые 3-4 дня;
  • ежедневно обрабатывать унитаз, ручки смесителей и раковины дезинфицирующими антисептическими средствами;
  • добавлять в рацион всей семьи витаминные комплексы, сбалансировать рацион.

Больному члену семьи создают благоприятные условия для выздоровления, постоянно контролируют общее состояние, чтобы избежать развития негативных последствий. Если в семье есть еще дети, рекомендуется следить за частотой стула, изменением самочувствия.

Читайте также:  Буклеты по кишечным инфекциям

Профилактика после контакта с больным

Как не заболеть после контакта с вирусоносителем? Учитывая короткий инкубационный период, заболевание манифестирует достаточно быстро. Однако, уже в первые сутки после проникновения вирусных штаммов в кишечник человек становится вирусоносителем, не подозревая о развитии инфекционного процесса.

Если вирусоноситель известен еще до возникновения кишечных и внекишечных инфекций (рвота, тошнота, обильная диарея, недомогание), то рекомендуется начать курс противовирусных препаратов (Анаферон, Изопринозин, Виферон).

Медикаментозная профилактика и вакцинация

Возникшая инфекция и явные симптоматические проявления можно только переждать и предупредить осложнения. Если заболел кто-то из близких, попытаться обезопасить других членов семьи можно следующими препаратами:

  • противовирусные препараты (Анаферон, Циклоферон, Ацикловир);
  • иммуномодуляторы для повышения системного иммунитета (Виферон);
  • абсорбенты (Полисорб, Энтеросгель, Флорафильтрум, Смекта);
  • витамины (Витрум Плюс).

Нельзя начинать антибиотикотерапию, так как любые антибиотики при вирусных заболеваниях неэффективны, их назначение обусловлено присоединением бактериальной инфекции и воспалительного процесса.

Целесообразность вакцинации

Ротавирусная инфекция — серьезное заболевание, которое быстро приводит к тяжелым последствиям для здоровья и жизни ребенка, особенно в первые годы жизни и до 5 лет. Единственным действенным методом профилактики ротавируса является вакцинация.

Активные компоненты вакцины не предупреждают само заражение, однако заболевание протекает с маловыраженными симптомами, осложнения- редкость, а младенческая и детская летальность приравнивается к 0,1%.

В России прививка от ротавирусной инфекции не включена в национальный календарь вакцинации, препарат приобретается за личные средства, когда как в Европе и США от ротавируса прививают обязательно.

Схема вакцинации следующая:

  • 1 доза до 2 месяцев;
  • 2 доза до 4 месяцев;
  • 3 доза — 6-7 месяцев.

При необходимости и по особым показаниям график может быть составлен индивидуально. Иммунитет после вакцинации вырабатывается в течение нескольких недель. Основным преимуществом прививки является хорошая сочетаемость с другими инактивированными и неинактивированными вакцинами.

Существует два вида вакцин от ротавирусной инфекции:

  • Ротарикс (Бельгия) — показана детям старше 6 месяцев;
  • Ротатек (США) — назначается детям от 6 недель и до 8-10 месяцев.

Обе вакцины принимают внутрь орально, промежутки между дозами не менее 4 недель. К сожалению, ни одна вакцина не гарантирует, что заболевание не возникнет, однако в 100% случаев вакцинация предупреждает осложнения, которые и являются причиной тяжелых последствий, летального исхода.

Противопоказания к прививкам

Одного желания родителей привить своего ребенка от ротавирусной инфекции недостаточно. Врачи руководствуются не только эпидемиологией, но и индивидуальными особенностями организма. Вакцинацию не продолжают при аллергии на компоненты препарата.

Абсолютными противопоказаниями считаются:

  • частые респираторные инфекции;
  • кишечная непроходимость и ее лечение в анамнезе;
  • аутоиммунные патологии;
  • гормонотерапия на текущий момент.

Вакцинацию проводят только здоровым детям без признаков обострения хронических патологий, тяжелых органных заболеваний, острых инфекционно-воспалительных процессов.

Прививку не ставят при возникновении инфекции, так как иммунитет формируется еще некоторое время. При появлении неспецифических кожных и других проявлений, следует обратиться к лечащему врачу. Вакцинация не может спровоцировать кишечную инфекцию.

Сроки карантина при ротавирусе

Карантин вводится сразу после выявления симптомов ротавируса у одного и более детей. Особенно актуален карантин в периоды высоких эпидемиологических рисков. Карантин может и не вводиться, так как почти все дети переносят инфекцию в возрасте 3-4 лет и у многих при первичном заражении формируется стойкий иммунитет. Введение особых мер оставляют на усмотрение клиницистов и администрации детского учреждения.

Основная задача карантина — ограничение контакта между лицами, которые имели контакт с больным ребенком. Потенциальные вирусоносители должны соблюдать охранительный режим, наблюдаться у врача, своевременно реагировать на понос и рвоту. Общая продолжительность режима составляет 7 дней. Если по истечению 7 дней симптомокомплекс не проявился, значит, человек не заразился вирусом и не является вирусоносителем.

Меры предосторожности в лечебных учреждениях

Внутрибольничная ротавирусная кишечная инфекция у взрослых и детей — частое явление в стационарных условиях, при это не важно, какой направленности отделение. Больше всего случаев инфекции в детских педиатрических отделениях соматического и инфекционного профиля.

Меры госпитальной профилактики ротавирусной инфекции (внутрибольничной) должны быть направлены на предупреждение вторичных инфекций, присоединения бактериальной микрофлоры.

Для этого создаются такие условия:

  • размещение детей и их родителей в индивидуальные боксы без права выхода в коридорные помещения без необходимости;
  • доставка еды и лекарственных препаратов пациенту в палату;
  • ношение защитных масок при перемещении по зданию больницы, в туалет, на процедуры;
  • осмотр врача и профильных специалистов в специальных кабинетах или в палате;
  • соблюдение всех врачебных рекомендаций.

Медицинский персонал должен проводить регулярную дезинфекцию процедурных кабинетов, влажную уборку палат с добавлением хлорсодержащих средств, не менее 2-3 раз в сутки осуществлять кварцевание больничных помещений.

Если ребенок и его представитель находятся в педиатрическом отделении общего профиля, необходимо срочно уведомить медицинский персонал о присоединении кишечных симптомов для предупреждения распространения инфекции и карантина.

Советы по профилактике ротавируса от врачей

Как защититься от ротавируса? Общие рекомендации для профилактики ротавирусной инфекции для детей и взрослых:

  • тщательное мытье рук после уборной, перед едой;
  • контроль качества пищи, питья;
  • отказ от поездок с малолетними детьми в малоразвитые страны (Индия, Южная Африка);
  • контроль ребенка во время купания в открытых водоемах с целью исключения заглатывания воды (купаться нельзя, если в образцах воды выявлена кишечная палочка и другие паразиты);
  • тщательное мытье фруктов, овощей перед употреблением;
  • вакцинация детей раннего возраста.

Эффективная мера профилактики ротавирусной инфекции у детей раннего возраста — вакцинация. Прививка не входит в национальный календарь, вакцина приобретается за счет личных средств. Иммунитет формируется в течение нескольких недель, поэтому во время заболевания уже ставить ее не имеет смысла.

Профилактика при лактации

Как уберечь ребенка от ротавируса при грудном вскармливании? Предупредить ротавирусную инфекцию у грудничков, если кормящая женщина заболела ротавирусом, можно, если следовать таким рекомендациям:

  • носить защитные маски во время кормления;
  • тщательно мыть руки, лицо и грудь перед каждым кормлением;
  • при ухудшении самочувствия матери можно сцеживать молоко и кормить ребенка из бутылочки.

Важно понимать, что вирусные штаммы не проникают в грудное молоко, не представляют опасности для здоровья малыша. Необходимо соблюдать правила личной гигиены, особенно после посещения туалета, обрабатывать антисептиком игрушки ребенка и приспособления для кормления и ухода за малышом.

Читайте также:  Потенциальные проблемы при кишечной инфекции

Заключение

Ротавирусная инфекция без адекватной терапии приводит к быстрому обезвоживанию и развитию серьезных осложнений. Чем младше ребенок, тем выше риски обезвоживания. Любое самолечение не только не приводит к выздоровлению, но и может стать причиной резкого ухудшения самочувствия.

При подготовки статьи использовались материалы с сайтов:

https://70.rospotrebnadzor.ru/

https://www.gdikb.by/

https://fbuz16.ru/

Информация на нашем сайте предоставлена квалифицированными врачами и носит исключительно ознакомительный характер. Не занимайтесь самолечением! Обязательно обратитесь к специалисту!

Автор: Румянцев В. Г. Стаж 34 года.

Гастроэнтеролог, профессор, доктор медицинских наук. Назначает диагностику и проводит лечение. Эксперт группы по изучению воспалительных заболеваний. Автор более 300 научных работ.

Задайте вопрос врачу

Источник

Ïðîôèëàêòèêà êîðîíàâèðóñà

Âàêöèíàöèÿ íàñåëåíèÿ

Ìîíèòîðèíã çàáîëåâàåìîñòè ÎÐÂÈ è ãðèïïîì íàñåëåíèÿ

Âñå ëþáÿò è æäóò ëåòî! Ëåòî ýòî íå òîëüêî ñåçîí îòïóñêîâ, íî è âðåìÿ ïîïîëíåíèÿ ýíåðãèè, âîññòàíîâëåíèÿ èììóíèòåòà, ìîæíî çàáûòü î ïðîñòóäàõ, ãèïîâèòàìèíîçå, âäîâîëü ïîåñòü ñâåæèõ ôðóêòîâ è îâîùåé, â òîì ÷èñëå ñî ñâîåãî îãîðîäà.

Íî èìåííî ëåòîì îòìå÷àåòñÿ çíà÷èòåëüíûé ðîñò îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Êèøå÷íîå îòðàâëåíèå âûçûâàåò áîëüøàÿ ãðóïïà áàêòåðèé è âèðóñîâ è ãðóïïà òîêñèíîâ, ïîâðåæäàþùèõ æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò. Ýòè ìèêðîáû è òîêñèíû ïîïàäàþò â íàø îðãàíèçì ñ ïèùåé è âîäîé, à òàêæå ÷åðåç ãðÿçíûå ðóêè. Çàðàçèòüñÿ ìîæíî è îò çàáîëåâøåãî ÷åëîâåêà, åñëè íàõîäèøüñÿ ñ íèì â òåñíîì êîíòàêòå.

Ïî÷åìó èìåííî ëåòîì ìû òàê óÿçâèìû?  íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé ñâÿçàíî ñ ïèùåé. Çàðàæåíèþ ñïîñîáñòâóåò èçìåíåíèå ïðèâû÷íîãî çèìíåãî ìåíþ – ìû ÷àùå óïîòðåáëÿåì çåëåíü, îâîùè è ôðóêòû, êîòîðûå íå âñåãäà òùàòåëüíî âûìûòû è îáåççàðàæåíû, ÷àùå ïüåì âîäó èç-ïîä êðàíà è ðîäíèêîâ. Ëåòíåå ìåíþ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ êèñëîòíîñòè æåëóäî÷íîãî ñîêà, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííûì çàùèòíûì áàðüåðîì. Îïàñíû çàñòîëüÿ íà ïðèðîäå è äîìà, òàê êàê â òåïëîå âðåìÿ ãîäà ïèùåâûå ïðîäóêòû ïîðòÿòñÿ áûñòðî è íåçàìåòíî, à íàñåêîìûå ÿâëÿþòñÿ äîïîëíèòåëüíûì èñòî÷íèêîì è ïåðåíîñ÷èêîì áîëåçíåé. Òàêæå ëåòîì ìû ÷àùå ïüåì íåêèïÿ÷åíóþ âîäó (èç ðîäíèêîâ è èç-ïîä êðàíà).  ôàðøå, ìÿñå, õîëîäíûõ çàêóñêàõ, ìîëîêå, ìîëî÷íûõ ïðîäóêòàõ, êðåìîâûõ èçäåëèÿõ, ñàëàòàõ óñëîâèÿ äëÿ æèçíè è ðàçìíîæåíèÿ êèøå÷íûõ ìèêðîáîâ ñàìûå áëàãîïðèÿòíûå. Ïðè ýòîì ñàìè ýòè çàðàæåííûå ïðîäóêòû êàæóòñÿ âïîëíå ñâåæèìè, ïðèãîäíûìè ê åäå.

Íåïðèÿòíûå ñèìïòîìû îáùåé ñëàáîñòè è ïîòåðè àïïåòèòà ìîãóò íàñòèãíóòü Âàñ â ñàìûé íåïîäõîäÿùèé ìîìåíò. Îñîáåííî íåïðèÿòíî, êîãäà äèàðåÿ èëè ðâîòà çàñòàëè âàñ â ïîåçäêå èëè íà îòäûõå. È âìåñòî ìîðñêèõ è âîçäóøíûõ âàíí, ýêñêóðñèé è âñòðå÷ ñ äðóçüÿìè Âû âûíóæäåíû ïðîâîäèòü âðåìÿ, ìó÷àÿñü ðàññòðîéñòâîì ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû. ×åì ïðîäîëæèòåëüíåå ðàññòðîéñòâî ïèùåâàðåíèÿ, òåì âûøå ðèñê ðàçâèòèÿ îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà, ïîòåðè ìèêðî- è ìàêðîýëåìåíòîâ, ñòîéêîãî íàðóøåíèÿ ìèêðîôëîðû.  ïåðâóþ î÷åðåäü â ãðóïïå ðèñêà íàõîäÿòñÿ ïîæèëûå ëþäè è äåòè. Ñâîåâðåìåííî íà÷àòîå ëå÷åíèå ñîâðåìåííûìè ïðåïàðàòàìè ïîçâîëÿåò äîñòàòî÷íî áûñòðî ñïðàâèòüñÿ ñ íåäóãîì è ïðåäîòâðàòèòü îñëîæíåíèÿ. Íî íå ëåã÷å ëè ïðåäóïðåäèòü èíôåêöèþ, ÷åì åå ëå÷èòü?

 ßìàëî-Íåíåöêîì àâòîíîìíîì îêðóãå, êàê è ïî âñåé Ðîññèè, îñòðûå êèøå÷íûå áîëåçíè çàíèìàþò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò â ñòðóêòóðå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò. Çà 1 êâàðòàë 2012 ãîäà â îêðóãå îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè ïåðåáîëåëî 2202 ÷åëîâåê, èç íèõ 1718 äåòåé äî 17 ëåò. Ðîñò çàáîëåâàåìîñòè ÎÊÈ ïî ñðàâíåíèþ ñ àíàëîãè÷íûì ïåðèîäîì 2011ã. ñîñòàâèë 22 %. Ïðè ýòîì çàáîëåâàåìîñòü ñàëüìîíåëëåçíûìè èíôåêöèÿìè âûðîñëà íà 77,4% (âñåãî 78 ñëó÷àåâ), áàêòåðèàëüíîé äèçåíòåðèåé íà 46,7% (âñåãî 33 ñëó÷àÿ), ÎÊÈ óñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè íà 30,42% (âñåãî 1016 ñëó÷àåâ), îñòðûì ãåïàòèòîì À íà  144,5% (âñåãî 5 ñëó÷àåâ).

×òî æå îòíîñèòñÿ ê ãðóïïå îñòðûõ êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé?  ïåðâóþ î÷åðåäü ê ÎÊÈ îòíîñÿòñÿ äèçåíòåðèÿ, ñàëüìîíåëëåç, êèøå÷íûå èíôåêöèè, âûçâàííûå ðàçíîîáðàçíîé óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðîé, âèðóñàìè. Äëÿ ýòîé ãðóïïû áîëåçíåé õàðàêòåðíî ïðîíèêíîâåíèå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèè ÷åðåç ðîò è àêòèâíîå ðàçìíîæåíèå â ÆÊÒ.

Êàê ïðîÿâëÿþòñÿ êèøå÷íûå èíôåêöèè? Êàê ïðàâèëî, îíè íà÷èíàþòñÿ îñòðî ñ ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû, æèäêîãî ñòóëà, áîëåé â æèâîòå, ìîæåò áûòü òîøíîòà è ðâîòà.

Êàê æå ïîïàäàþò â îðãàíèçì ÷åëîâåêà âîçáóäèòåëè îñòðûõ êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé? Ïðåæäå âñåãî ïðè ïîìîùè ãðÿçíûõ ðóê, ñ çàãðÿçíåííîé âîäîé è ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè, íåìûòûìè îâîùàìè, ôðóêòàìè, ñ ïðåäìåòîâ, êîòîðûìè ïîëüçîâàëñÿ áîëüíîé (ïîñóäà, áåëüå, ïðåäìåòû óõîäà). Ïðè óïîòðåáëåíèè çàãðÿçíåííûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, íå ïîäâåðãøèõñÿ òåïëîâîé îáðàáîòêå (ìîëîêà è ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ, ñàëàòîâ, ïàøòåòîâ, õîëîäöîâ, îâîùåé, ôðóêòîâ, ÿãîä è ò. ä.), ìîãóò âîçíèêàòü ãðóïïîâûå çàáîëåâàíèÿ äèçåíòåðèåé.

Îñíîâíûå ðàñïðîñòðàíèòåëè êèøå÷íûõ èíôåêöèé – áîëüíûå ëþäè. Îïàñíûìè ìîãóò áûòü íå òîëüêî òå, ó êîãî êèøå÷íîå ðàññòðîéñòâî ÿðêî âûðàæåíî, íî è ëþäè, áîëüíûå íàñòîëüêî ëåãêî, ÷òî îíè äàæå íå îáðàùàþòñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.

Ïðè âñåõ êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ íàèáîëåå çàðàçíû âûäåëåíèÿ áîëüíîãî. Íåäóã æå ðàçâèâàåòñÿ ëèøü â òîì ñëó÷àå, êîãäà ìèêðîá ïîïàäàåò â îðãàíèçì ÷åðåç ðîò.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ â ýòîì ïîâèííû íàøè ñîáñòâåííûå ðóêè. Ñíà÷àëà ìèêðîáû ïîïàäàþò íà íèõ – äîñòàòî÷íî äëÿ ýòîãî âçÿòüñÿ çà ðó÷êó äâåðåé èëè ñïóñêîâîãî óñòðîéñòâà òóàëåòà, ïðèêîñíóòüñÿ ê ïðåäìåòàì, êîòîðûìè ïîëüçîâàëñÿ áîëüíîé, è ïîçàáûòü î íåîáõîäèìîñòè âûìûòü ðóêè! Ñ çàãðÿçíåííûõ ðóê ìèêðîáû ìîãóò ïîïàñòü â ïèùåâûå ïðîäóêòû. Íà ðóêè âîçáóäèòåëü ìîæåò ïîïàñòü òàêæå ïðè ìûòüå ðóê çàãðÿçíåííîé âîäîé.  âîäó âîçáóäèòåëè ïîïàäàþò ñ õîçÿéñòâåííûìè ñòîêàìè, èç ïðèáðåæíûõ íåáëàãîïîëó÷íûõ óáîðíûõ, ïîýòîìó ïèòüå ñûðîé ðå÷íîé è îçåðíîé âîäû ìîæåò ïðèâåñòè ê çàáîëåâàíèþ. Çàðàçèòüñÿ ìîæíî è êóïàÿñü â ðåêå, ïðóäå, îçåðå, âåäü íåðåäêî ïðè ýòîì ëþäè çàãëàòûâàþò âîäó.

Êàêèå æå ìåðû íåîáõîäèìû äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé? Îäíîé èç íàèáîëåå âàæíûõ ìåð ÿâëÿåòñÿ ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå è ãîñïèòàëèçàöèÿ áîëüíûõ è ïîäîçðèòåëüíûõ íà ýòè çàáîëåâàíèÿ. Âîïðîñ î ãîñïèòàëèçàöèè èëè ëå÷åíèè íà äîìó ðåøàåò âðà÷. Ïðè ëå÷åíèè íà äîìó íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü ìåðû, ïîçâîëÿþùèå ïðåäóïðåäèòü çàðàæåíèå îêðóæàþùèõ, ñòðîãî âûïîëíÿòü ïðàâèëà óõîäà çà áîëüíûì. Áîëüíîé äîëæåí ïðèäåðæèâàòüñÿ ïîñòåëüíîãî ðåæèìà, åìó âûäåëÿþò îòäåëüíóþ ïîñóäó è ïîëîòåíöå, êîòîðûå â äàëüíåéøåì ïîäâåðãàþò äåçèíôåêöèè. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, íàñêîëüêî âàæíî èçáåãàòü ñàìîëå÷åíèÿ! Òîëüêî âðà÷ ìîæåò ïðàâèëüíî ïîñòàâèòü äèàãíîç è íå äîïóñòèòü íåáëàãîïðèÿòíûõ ïîñëåäñòâèé, òîëüêî âðà÷ ìîæåò ïðàâèëüíî ïîäîáðàòü ëå÷åáíûé ïðåïàðàò è ñîñòàâèòü ñõåìó ëå÷åíèÿ. Äåëî â òîì, ÷òî áîëüøèíñòâî âèäîâ ìèêðîáîâ êèøå÷íîé ãðóïïû, â ò.÷. âîçáóäèòåëè äèçåíòåðèè, áðþøíîãî òèôà, ïðèîáðåëè óñòîé÷èâîñòü êî ìíîãèì ìåäèêàìåíòàì.  áîëüíè÷íûõ óñëîâèÿõ åñòü âîçìîæíîñòü âûäåëèòü ìèêðîá, âûçûâàþùèé çàáîëåâàíèå, è ïîäîáðàòü íàèáîëåå äåéñòâåííîå ñðåäñòâî è ñõåìó ëå÷åíèÿ. Êðîìå òîãî, ãîñïèòàëèçàöèÿ áîëüíîãî ñïîñîáñòâóåò ïðåêðàùåíèþ ðàññåèâàíèÿ âîçáóäèòåëåé çàáîëåâàíèÿ âî âíåøíåé ñðåäå è ïðåäîòâðàùàåò çàðàæåíèå äðóãèõ ëþäåé. Ê äðóãèì ìåðàì îòíîñÿòñÿ î÷èñòêà âîä, ïåðåä ïîïàäàíèåì åå â âîäîïðîâîäíóþ ñåòü, ñàíèòàðíàÿ î÷èñòêà òåððèòîðèé, äåçèíôåêöèÿ ñòî÷íûõ âîä.

Читайте также:  Какой стул при кишечной инфекции у детей

Ýêñïåðòàìè Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ äëÿ ýôôåêòèâíîãî ñàíèòàðíîãî ïðîñâåùåíèÿ íàñåëåíèÿ âñåé ïëàíåòû ïî ïðîôèëàêòèêå ÎÊÈ (îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè) áûëè ðàçðàáîòàíû äåñÿòü «çîëîòûõ» ïðàâèë äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïèùåâûõ îòðàâëåíèé (èíôåêöèé).

1. Âûáîð áåçîïàñíûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ. Ìíîãèå ïðîäóêòû, òàêèå êàê ôðóêòû è îâîùè, ïîòðåáëÿþò â ñûðîì âèäå, â òî âðåìÿ êàê äðóãèå – ðèñêîâàííî êóøàòü áåç ïðåäâàðèòåëüíîé îáðàáîòêè. Íàïðèìåð, âñåãäà ïîêóïàéòå ïàñòåðèçîâàííîå, à íå ñûðîå ìîëîêî. Îïðåäåëåííûå ïðîäóêòû, êîòîðûå ïîòðåáëÿþòñÿ ñûðûìè, òðåáóþò òùàòåëüíîé ìîéêè. Ýòî ðàçëè÷íûå îâîùè , ôðóêòû, êîòîðûå íåïðåìåííî ïîñëå ìûòüÿ äîëæíû îáäàâàòüñÿ êèïÿòêîì.

2. Òùàòåëüíî ïðèãîòàâëèâàéòå ïèùó. Ìíîãèå ñûðûå ïðîäóêòû, ãëàâíûì îáðàçîì, ïòèöà, ìÿñî è ñûðîå ìîëîêî, çà÷àñòóþ çàñåëåíû ìèêðîîðãàíèçìàìè, ñïîñîáíûìè âûçûâàòü ðàçëè÷íûå êèøå÷íûå èíôåêöèè.  ïðîöåññå âàðêè (æàðêè) áàêòåðèè óíè÷òîæàþòñÿ, íî ïîìíèòå, ÷òî òåìïåðàòóðà âî âñåõ ÷àñòÿõ ïèùåâîãî ïðîäóêòà äîëæíà äîñòèãíóòü 70° Ñ. Åñëè ìÿñî öûïëåíêà âñå åùå ñûðîå ó êîñòè, òî ïîìåñòèòå åãî ñíîâà â äóõîâêó äî äîñòèæåíèÿ ïîëíîé ãîòîâíîñòè. Çàìîðîæåííîå ìÿñî, ðûáà è ïòèöà äîëæíû òùàòåëüíî îòòàèâàòüñÿ ïåðåä êóëèíàðíîé îáðàáîòêîé.

3. Åøüòå ïðèãîòîâëåííóþ ïèùó áåç ïðîìåäëåíèÿ. Êîãäà ïðèãîòîâëåííàÿ ïèùà îõëàæäàåòñÿ äî êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû, ìèêðîáû â íåé íà÷èíàþò ðàçìíîæàòüñÿ. ×åì äîëüøå îíà îñòàåòñÿ â òàêîì ñîñòîÿíèè, òåì áîëüøå ðèñê ïîëó÷èòü ïèùåâîå îòðàâëåíèå. ×òîáû ñåáÿ îáåçîïàñèòü, åøüòå ïèùó ñðàçó ïîñëå ïðèãîòîâëåíèÿ.

4. Òùàòåëüíî õðàíèòå ïèùåâûå ïðîäóêòû. Åñëè Âû ïðèãîòîâèëè ïèùó âïðîê èëè õîòèòå ïîñëå óïîòðåáëåíèÿ ñîõðàíèòü îñòàâøóþñÿ åå ÷àñòü, èìåéòå â âèäó, ÷òî îíà äîëæíà õðàíèòüñÿ ëèáî ãîðÿ÷åé (îêîëî èëè âûøå 60° Ñ) ëèáî õîëîäíîé (îêîëî èëè íèæå 10° Ñ). Ýòî èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîå ïðàâèëî, îñîáåííî åñëè Âû íàìåðåíû õðàíèòü ïèùó áîëåå 4-5 ÷àñîâ.

Ïèùó äëÿ äåòåé ëó÷øå âîîáùå íå ïîäâåðãàòü õðàíåíèþ. Îáùàÿ îøèáêà, ïðèâîäÿùàÿ ê áåñ÷èñëåííûì ñëó÷àÿì ïèùåâûõ îòðàâëåíèé – õðàíåíèå â õîëîäèëüíèêå áîëüøîãî êîëè÷åñòâà òåïëîé ïèùè. Ýòà ïèùà â ïåðåãðóæåííîì õîëîäèëüíèêå íå ìîæåò áûñòðî ïîëíîñòüþ îñòûòü. Êîãäà â ñåðåäèíå ïèùåâîãî ïðîäóêòà ñëèøêîì äîëãî ñîõðàíÿåòñÿ òåïëî (òåìïåðàòóðà ñâûøå 10° Ñ), ìèêðîáû âûæèâàþò è áûñòðî ðàçìíîæàþòñÿ äî îïàñíîãî äëÿ çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà óðîâíÿ.

5. Òùàòåëüíî ïîäîãðåâàéòå ïðèãîòîâëåííóþ çàðàíåå ïèùó. Ýòî íàèëó÷øàÿ ìåðà çàùèòû îò ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå ìîãëè ðàçìíîæèòüñÿ â ïèùå â ïðîöåññå õðàíåíèÿ (ïðàâèëüíîå õðàíåíèå óãíåòàåò ðîñò ìèêðîáîâ, íî íå óíè÷òîæàåò èõ). Åùå ðàç, ïåðåä åäîé, òùàòåëüíî ïðîãðåéòå ïèùó, (òåìïåðàòóðà â åå òîëùå äîëæíà áûòü íå ìåíåå 70° Ñ).

6. Èçáåãàéòå êîíòàêòà ìåæäó ñûðûìè è ãîòîâûìè ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè. Ïðàâèëüíî ïðèãîòîâëåííàÿ ïèùà ìîæåò áûòü çàãðÿçíåíà ïóòåì ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ ñûðûìè ïðîäóêòàìè. Ýòî ïåðåêðåñòíîå çàãðÿçíåíèå ìîæåò áûòü ÿâíûì, êîãäà íàïðèìåð, ñûðàÿ ïòèöà ñîïðèêàñàåòñÿ ñ ãîòîâîé ïèùåé, èëè ìîæåò áûòü ñêðûòûì. Íàïðèìåð, íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü îäíó è òó æå ðàçäåëî÷íóþ äîñêó è íîæ äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ñûðîé è âàðåíîé (æàðåíîé) ïòèöû. Ïîäîáíàÿ ïðàêòèêà ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîòåíöèàëüíîìó ðèñêó ïåðåçàðàæåíèÿ ïðîäóêòîâ è ðîñòó â íèõ ìèêðîîðãàíèçìîâ ñ ïîñëåäóþùèì îòðàâëåíèåì ÷åëîâåêà.

7. ×àñòî ìîéòå ðóêè. Òùàòåëüíî ìîéòå ðóêè ïåðåä ïðèãîòîâëåíèåì åäû è ïîñëå êàæäîãî ïåðåðûâà â ïðîöåññå ãîòîâêè – îñîáåííî, åñëè Âû ïåðåïåëåíàëè ðåáåíêà èëè áûëè â òóàëåòå. Ïîñëå ðàçäåëêè ñûðûõ ïðîäóêòîâ, òàêèõ êàê ðûáà, ìÿñî èëè ïòèöà, îïÿòü âûìîéòå ðóêè, ïðåæäå ÷åì ïðèñòóïèòü ê îáðàáîòêå äðóãèõ ïðîäóêòîâ. À åñëè ó Âàñ èìååòñÿ èíôèöèðîâàííàÿ öàðàïèíà (ðàíêà) íà ðóêå, òî îáÿçàòåëüíî ïåðåâÿæèòå åå èëè íàëîæèòå ïëàñòûðü ïðåæäå, ÷åì ïðèñòóïèòü ê ïðèãîòîâëåíèþ ïèùè. Òàêæå ïîìíèòå, ÷òî äîìàøíèå æèâîòíûå – ñîáàêè, ïòèöû, êîøêè – ÷àñòî íîñèòåëè îïàñíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå ìîãóò ïîïàñòü â ïèùó ÷åðåç Âàøè ðóêè.

8. Ñîäåðæèòå êóõíþ â èäåàëüíîé ÷èñòîòå. Òàê êàê ïèùà ëåãêî çàãðÿçíÿåòñÿ, ëþáàÿ ïîâåðõíîñòü, èñïîëüçóåìàÿ äëÿ åå ïðèãîòîâëåíèÿ, äîëæíà áûòü àáñîëþòíî ÷èñòîé. Ðàññìàòðèâàéòå êàæäûé ïèùåâîé îáðåçîê, êðîøêè èëè ãðÿçíûå ïÿòíà êàê ïîòåíöèàëüíûé ðåçåðâóàð ìèêðîáîâ. Ïîëîòåíöà äëÿ ïðîòèðàíèÿ ïîñóäû äîëæíû ìåíÿòüñÿ êàæäûé äåíü. Òðÿïêè äëÿ ìûòüÿ ïîëîâ òàêæå òðåáóþò ÷àñòîé ñòèðêè.

9. Õðàíèòå ïèùó çàùèùåííîé îò íàñåêîìûõ, ãðûçóíîâ è äðóãèõ æèâîòíûõ. Æèâîòíûå ÷àñòî ÿâëÿþòñÿ ïåðåíîñ÷èêàìè ïàòîãåííûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå âûçûâàþò ïèùåâûå îòðàâëåíèÿ. Äëÿ íàäåæíîé çàùèòû ïðîäóêòîâ õðàíèòå èõ â ïëîòíî çàêðûâàþùèõñÿ áàíêàõ (êîíòåéíåðàõ).

10. Èñïîëüçóéòå ÷èñòóþ âîäó. ×èñòàÿ âîäà èñêëþ÷èòåëüíî âàæíà êàê äëÿ ïèòüÿ, òàê è äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ïèùè. Åñëè ó Âàñ åñòü ñîìíåíèÿ â îòíîøåíèè êà÷åñòâà âîäû, òî ïðîêèïÿòèòå åå ïåðåä äîáàâëåíèåì ê ïèùåâûì ïðîäóêòàì èëè ïåðåä èñïîëüçîâàíèåì.

Ïëàíèðóÿ îòïóñê, íå ñòîèò çàáûâàòü ñëåäóþùåå:

 ÄÎÐÎÃÅ:

  • Ìîéòå ðóêè ïåðåä åäîé, íå ïåðåêóñûâàòü íà óëèöå;
  • Âñåãäà íîñèòå ïðè ñåáå âëàæíûå ñàëôåòêè, ëó÷øå ñ àíòèñåïòè÷åñêèì äåéñòâèåì;
  • Â ëåòíèé ïåðèîä âîçäåðæèâàéòåñü îò óïîòðåáëåíèÿ êîíäèòåðñêèõ èçäåëèé ñ êðåìîì, ïðèãîòîâëåííûì íà ñâåæèõ ÿéöàõ;
  • Êóøàéòå ôðóêòû è îâîùè ïî ñåçîíó;
  • Ïî âîçìîæíîñòè íå ïèòàéòåñü â ëåòíèõ êàôå íà óëèöå (îïàñíû ïèðîæêè ñ ìÿñîì, øàóðìà, ÷åáóðåêè, ñàëàòû è ïð.);
  • Ïðè ïîêóïêå ìÿñíûõ èçäåëèé îòäàâàéòå ïðåäïî÷òåíèå ôàáðè÷íîé óïàêîâêå, îáðàùàéòå âíèìàíèå íà âíåøíèé âèä è ãåðìåòè÷íîñòü óïàêîâêè, ñðîê ãîäíîñòè ïðîäóêöèè;
  • Ïåéòå êèïÿ÷åíóþ âîäó èëè “ìèíåðàëêó”, ïðèîáðåòåííóþ â õîðîøî èçâåñòíûõ ìàãàçèíàõ.
  • Ôðóêòû, ãðÿçíûå ðóêè, âîäà èç ðåêè èëè ðîäíèêà, äàæå ìÿñî – âñå ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé êèøå÷íîãî çàáîëåâàíèÿ!!!

×åì áîëüøå ïðîãðåâàåòñÿ âîäà íà ìîðñêèõ êóðîðòàõ è â áàññåéíàõ, òåì âûøå ðèñê ïîäõâàòèòü êèøå÷íóþ èíôåêöèþ. Ïðè òåìïåðàòóðå âîäû âûøå 26 ãðàäóñîâ Öåëüñèÿ ñîçäàåòñÿ áëàãîïðèÿòíàÿ ñðåäà äëÿ ðàçâèòèÿ áîëåçíåòâîðíûõ áàêòåðèé.

 ðàçãàð âûñîêîãî ñåçîíà, êîãäà ìîðå òàêîå òåïëîå, à âîçäóõ òàêîé æàðêèé, â ñèñòåìàõ êîíäèöèîíèðîâàíèÿ îòåëåé íàêàïëèâàþòñÿ ïàòîãåííûå áàêòåðèè è âèðóñû, è ñ îõëàæäàþùèì âîçäóõîì ïîïàäàþò â íîìåðà.

Êðîìå ýòîãî ðàñïðîñòðàíåíèþ èíôåêöèè ñïîñîáñòâóåò, òîò ôàêò, ÷òî ïðè îòñóòñòâèè ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåê âûäåëÿåò áîëåçíåòâîðíûå áàêòåðèè â îêðóæàþùóþ ñðåäó è çàðàæàåò äðóãèõ ëþäåé. Êàê ñëîæíî îòêàçàòüñÿ èëè ïåðåíåñòè çàðàíåå çàïëàíèðîâàííóþ ïîåçäêó ïðè êèøå÷íîì íåäîìîãàíèè!

Ïîýòîìó íå ñòîèò â àâãóñòå ñïåøèòü íà ïîïóëÿðíûé ìîðñêîé êóðîðò, îñîáåííî ñ ìàëåíüêèìè äåòüìè, óâëåêàòüñÿ êóïàíèåì â áàññåéíàõ è óïîòðåáëÿòü ñêîðîïîðòÿùèåñÿ ïðîäóêòû íà æàðå. Ðèñê ïîäõâàòèòü «êèøå÷íóþ èíôåêöèþ» íà îòäûõå íàìíîãî íèæå â íà÷àëå ñåçîíà, ïîìíèòå îá ýòîì! È ïðèÿòíîãî Âàì îòäûõà!

Источник