Диплом острые кишечные инфекции у детей

Допустить к защите

Зам. директора по УМР

Ф. И.О. _____________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: Сестринская помощь детям с острыми кишечными инфекциями

студентки 3 курса специальности

060501.51 «Сестринское дело»

очной формы обучения

Научный руководитель:

преподаватель высшей

квалификационной категории

Рецензент:

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

страница

ВВЕДЕНИЕ

4

Глава 1. Теоретическая часть

6

1.1. Цели сестринского ухода и планирование сестринской деятельности

6

1.2. Эпидемиология острых кишечных инфекций у детей

9

1.3. Пути передачи острых кишечных инфекций у детей

12

1.4. Классификация острых кишечных инфекций у детей

16

1.5. Диагностика острых кишечных инфекций у детей

17

1.6. Клиническая картина острых кишечных инфекций у детей

18

1.7. Профилактика острых кишечных инфекций у детей

20

1.8. Лечебное питание детей с острыми кишечными инфекциями

24

1.9. Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями

26

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть. Организация сестринского процесса у детей с острыми кишечными инфекциями

31

2.1. Основные причины развития дизентерии у детей

31

2.2. Основные симптомы дизентерии у детей

32

2.3. Основные принципы лечения дизентерии у детей

35

2.4. Диетотерапия ребенка при дизентерии

36

2.5. Профилактика и общие рекомендации при дизентерии

36

2.6. Необходимость создания памяток для персонала инфекционного отделения ЦКГБ

37

Заключение

40

ВЫВОДЫ

41

Литература

43

Приложение

45

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Острые кишечные инфекции (ОКИ) – это обширная группа инфекционных заболеваний человека с энтеральным (фекально-оральным) путем заражения, вызываемая патогенными (шигеллы, сальмонеллы и др.) и условно-патогенными микроорганизмами (энтерококки, протей, клебсиеллы, клостридии и др.), вирусами (рота-, астро-, энтеро-, и др.) и простейшими (амеба, криптоспоридии, балантидия и др.). Эта группа инфекций является собирательной и объединяет ряд этиологически разных, но патогенетически и клинически сходных болезней.

Острые кишечные инфекции (ОКИ) относят к группе нозокомиальных инфекций (внутрибольничных) и до настоящего времени занимают ведущее место в инфекционной патологии детского возраста, уступая по заболеваемости только гриппу и острым респираторным инфекциям. Несмотря на снижение заболеваемости и смертности от ОКИ, последние занимают ведущее место в патологии детского возраста. По данным ВОЗ, от острых кишечных инфекций и их осложнений каждую минуту в мире погибает 10 детей, ежегодно в мире регистрируется до 1,2 млрд. кишечных заболеваний и в год потери среди детей до 5 лет достигают 5 миллионов. Максимальную угрозу кишечные инфекции представляют для детей ранней возрастной категории, особенно, для новорожденных. Поэтому проблема кишечных инфекций у детей остается, актуальной и по сей день.

Основной целью данной дипломной работы является:

– интерпретировать сестринскую помощь детям с острыми кишечными инфекциями.

Объектом исследования выступает профессиональная сестринская помощь при острых кишечных инфекциях.

Предметом исследования выступают дети с острыми кишечными инфекциями, которым оказывается сестринская помощь.

Учитывая указанные цели, объект и предмет необходимо решить ряд поставленных задач:

– характеризовать пути передачи, классификацию и диагностические методы острых кишечных инфекций;

– изучить основные проявления клинической картины острых кишечных инфекций

– интерпретировать особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями;

– выявить основные причины, симптомы, принципы лечения, профилактики при дизентерии у детей;

– установить, существует ли необходимость в создании памяток для персонала инфекционного отделения.

В ходе выполнения дипломной работы были использованы следующие методы исследования:

– изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;

– праксиметрический метод (изучение документов);

– статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация);

– синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Цели сестринского ухода и планирование сестринской деятельности

Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его физических, психологических, социальных потребностей.

Термин «сестринский процесс» – английский; означает ухаживать, обслуживать, осуществлять уход за пациентом

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.

Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

• создание базы информационных данных о пациенте;

• выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;

• обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;

• составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;

• определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента. [3, 6]

Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром

В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов.

Первый этап – сестринское обследование. Заключается в сборе информации о состоянии больного ребенка.

Сестринское обследование проводится двумя методами:

• субъективный, который основан на расспросе. Это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента.

• объективным, который основывается на данных осмотра, который определяет статус пациента в настоящее время. Это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом – документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. [7, 9]

Второй этап – сестринская диагностика.

Читайте также:  Острая кишечная инфекция у ребенка анализы

Цели второго этапа сестринского процесса:

• анализ проведенных обследований;

• определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;

• определить направление сестринского ухода.

Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные – те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.

Второй этап завершается установлением сестринского диагноза. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. [1, 3]

Третий этап – планирование сестринского вмешательства.

План сестринского ухода должен включать оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера.

Формируя цели, необходимо учитывать действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего и кого). Например, «цель – пациент к 20 апреля с помощью медсестры должен вставать с кровати». Действие – вставать с кровати, критерий 20 апреля, условие – помощь медсестры.

Цели третьего этапа сестринского процесса:

• исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;

• разработать стратегию достижения поставленных целей;

• обозначить срок достижения данных целей.

Определив цели и задачи по уходу, сестра составляет письменное руководство по уходу, в котором должны быть подробно перечислены специальные действия медсестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни. [2, 3]

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7

Источник

Комментарии

М.Л. Бабаян, к. м. н., ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, ОСП НИКИ педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева, г. Москва

Острые кишечные инфекции (ОКИ) занимают второе место в структуре инфекционных заболеваний, уступая только респираторным инфекциям. По данным ВОЗ, в мире ежегодно острыми желудочно-кишечными инфекционными болезнями (диареями) болеют более 1 млрд. человек, из которых 65-70% составляют дети в возрасте до 5 лет.

Ключевые слова: дети, кишечные инфекции, пробиотик, Хилак форте
Key words: kids, intestinal infection, probiotic, Hilak forte

По этиологическому принципу все ОКИ у детей можно разделить на три группы:

  • кишечные инфекции вирусной природы (ротавирусная инфекция, вызванные адено-, энтеро-, астро- и калицивирусами, вирусами группы Норфолка и др.);
  • кишечные инфекции бактериальной природы, вызываемые заведомо патогенными энтеробактериями (брюшной тиф и паратифы А, В, С, шигеллезы, сальмонеллез, иерсиниоз, холера и др.) или условно-патогенными микроорганизмами (клебсиеллой, протеем, клостридиями, синегнойной палочкой, цитробактером, энтеробактером и др.);
  • кишечные инфекции протозойной этиологии (амебная дизентерия, криптоспоридиоз, шистосомоз и др.).

По данным международных исследований, от 50 до 80% случаев ОКИ у детей обусловлено диареегенными вирусами, и в первую очередь ротавирусами группы А и норовирусами 2-го генотипа [1, 2, 3].

Существует большое количество причин, способствующих развитию диареи (рис. 1). Однако у детей наиболее частой причиной развития диареи являются ОКИ.

Рисунок 1. Причины развития диареи [4]

Известно, что диарея – это учащенное опорожнение кишечника с изменением характера стула от кашицеобразного до водянистого.
Выделяют 4 патофизиологических механизма развития диарей [5]:

  1. усиление секреции электролитов и воды в просвет тонкой и/или толстой кишки под действием секреторных агентов (секреторная диарея);
  2. нарушение полостного или мембранного пищеварения и накопление в просвете кишки осмотически активных нутриентов, что способствует выходу воды в полость кишки по осмотическому градиенту и увеличение массы жидкого химуса (осмотическая диарея);
  3. усиление кишечной перистальтики в связи со стимуляцией рецепторов кишечной стенки большим объемом каловых масс или усилением стимулирующих моторику регуляторных влияний (моторная или гиперкинетическая диарея);
  4. воспалительная экссудация, обусловленная воспалением слизистой оболочки толстой кишки с выделением в просвет крови, слизи, гноя, белкового экссудата (экссудативная диарея).

В случае секреторной диареи секреторными агентами достаточно часто выступают бактериальные экзотоксины. Под их влиянием происходит активация аденилатциклазы, что способствует усилению продукции циклического аденозинмонофосфата (цАМФ), что, в свою очередь, снижает абсорбцию и усиливает секрецию воды и электролитов в просвет кишечника.

Причиной осмотической диареи чаще всего являются заболевания, сопровождающиеся нарушением переваривания и всасывания (ферментопатии, панкреатическая недостаточность и др.). Кроме того, развитию осмотической диареи способствуют некоторые вирусы (например, ротавирус).

Причиной моторных диарей у детей чаще всего являются функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (функциональная диарея, синдром раздраженного кишечника).

Экссудативная диарея у детей может сопровождать такие заболевания, как неспецифический язвенный колит, болезнь Крона. Из инфекционных заболеваний, причиной данного типа диареи являются инвазивные микроорганизмы.

Источником инфекции при ОКИ является больной человек или носитель. При этом основной механизм передачи – фекально-оральный, реализующийся пищевым, водным и контактно-бытовым путем. Надо отметить, что для вирусных кишечных инфекций наиболее характерным является холодное время года, а бактериальные чаще встречаются в летне-осенний период.

В настоящее время для проведения адекватной терапии до получения результатов лабораторных исследований рекомендуется использовать классификацию ОКИ по типу диареи, которая предусматривает их разделение на инвазивные и водянистые (секреторные или осмотические) диареи. Классификация ОКИ по этиологическому принципу и лечение конкретной нозологической формы (которая устанавливается, чаще всего, ретроспективно), как правило, не отвечает потребностям современного врача-педиатра [6].

Инвазивные диареи обычно бактериальной этиологии. Возбудителями, способными к «инвазии», являются шигеллы, сальмонеллы, клостридии, энтероинвазивные и энтерогеморрагические эшерихии, иерсинии, кампилобактер и др. Кроме бактерий, инвазивные диареи может вызывать, например, Entamoeba histolytica (амебная дизентерия). Данные микроорганизмы размножаются не только на поверхности эпителия кишечника, но и внутриклеточно, а в ряде случаев способны проникать в кровь с развитием бактериемии и сепсиса. Таким образом, они способствуют развитию экссудативной диареи. Тяжесть заболевания в данном случае определяется степенью воспалительного процесса в кишечнике (от катарального до язвенно-некротического).

Читайте также:  Кишечная инфекция на черноморском

Секреторные диареи также являются чаще всего бактериальными. Возбудителями секреторных ОКИ являются холерный вибрион, энтеротоксигенные и энтеропатогенные эшерихии и др. Кроме бактерий, развитию секреторных диарей могут способствовать некоторые простейшие, например, криптоспоридии, изоспоры. Данные микроорганизмы размножаются только на поверхности эпителия тонкого кишечника и не проникают внутрь энтероцитов («неинвазивные»). Секреторными агентами в данном случае являются бактериальные экзотоксины.

Этиологическим фактором осмотических диарей при ОКИ, чаще всего, являются вирусы (рота-, норо-, астро-, адено- и др.). Проникая в желудочно-кишечный тракт, вирус размножается в эпителиальных клетках тонкого кишечника. В результате вирусной активности ворсинки тонкой кишки обнажаются и отекают, слущенные клетки замещаются функционально незрелыми клетками, что приводит к развитию дисахаридазной недостаточности. В результате ферментопатии нерасщепленные углеводы не всасываются, накапливаются в просвете кишечника и, обладая высокой осмотической активностью, препятствуют всасыванию воды из кишечника.

При инвазивных ОКИ патологический процесс протекает, как правило, с вовлечением толстой кишки. Для инвазивной диареи характерны не столько обильный стул, сколько различные включения в виде гноя, крови, слизи, зелени. Типичны выраженная интоксикация, лихорадка, боли преимущественно по ходу толстой кишки, тенезмы.

При секреторном типе диареи в патологический процесс обычно вовлекается тонкий кишечник без развития воспалительного процесса, а кишечная инфекция сопровождается жидким, обильным водянистым стулом без патологических примесей. Как правило, заболевание начинается с появления частого жидкого стула без повышения температуры тела (может наблюдаться субфебрильная температура), интоксикация выражена умеренно, быстро наступает обезвоживание организма, которое и определяет основную тяжесть и исход заболевания.

Вирусные осмотические диареи почти всегда начинается остро с повышения температуры тела (до 38-39°C) и повторной рвоты. Чаще протекают в виде гатроэнтеритов. Одновременно или несколько часов спустя появляется жидкий, обильный водянистый стул желтого или желто-зеленого цвета, непереваренный, нередко пенистый.

В большинстве случаев при первом осмотре больного невозможно установить этиологическую природу ОКИ, поэтому диагностика проводится в два этапа.

I этап – это предварительная диагностика ОКИ. Она основана на оценке клинико-эпидемиологических данных и позволяет предположить этиологию заболевания до получения лабораторного подтверждения диагноза.

II этап – это окончательная диагностика ОКИ, которая становится возможной после получения результатов лабораторных исследований (бактериологического, вирусологического, серологического и др.).

При этом идентификация специфического этиологического агента, вызвавшего острую инфекционную диарею, часто не имеет существенного значения для терапевтической тактики. Для начала терапевтических мероприятий более важным является оценка общего состояния ребенка, оценка степени дегитратации, определение уровня поражения желудочно-кишечного тракта (гастрит, гастоэнтерит, энтерит, энтероколит, колит) и типа диареи (инвазивная, секреторная, осмотическая).

Оценка степени дегидратации обычно проводится по количеству дефицита жидкости в организме: легкая (3-5%), умеренная или среднетяжелая (6-9%) и тяжелая (>10%) [7]. По мнению некоторых авторов, лучшей оценкой степени дегидратации является определение потери массы тела, однако в большинстве случаев точная масса тела ребенка до болезни неизвестна, за счет чего качество критерия снижается. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует упрощенную схему для врачей, которая позволяет классифицировать дегидратацию следующим образом: тяжелая, умеренная и отсутствие (табл. 1).

Исход острой диареи во многом зависит от своевременно начатой и адекватной терапии. Лечение ОКИ включает следующие направления:

  • диетотерапия;
  • регидратационная терапия;
  • этиотропная терапия (антибактериальная, антипаразитарная);
  • вспомогательная терапия (энтеросорбция, пробиотики).

Диетотерапии при лечении ОКИ в настоящее время не придается большого значения.

Таблица 1.
Оценка степени дегидратации (ВОЗ) [8].

Тяжелая дегидратацияДва из следующих признаков:

  • сонливость, нарушение сознания
  • запавшие глаза
  • неспособность пить или пьет неохотно
  • кожная складка расправляется очень медленно
Умеренная дегидратацияДва из следующих признаков:

  • беспокойство, возбуждение
  • запавшие глаза
  • жажда, пьет жадно
  • кожная складка расправляется медленно
Нет дегидратацииНедостаточно признаков,
чтобы классифицировать
состояние как дегидратацию

Следует отметить, что, как грудным детям, так и детям старшего возраста следует придерживаться своего обычного рациона. Раннее возвращение к нормальному рациону способствует меньшей продолжительности болезни. Исключить можно только слишком жирную, жареную пищу и газообразующие продукты. Детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании, следует сохранять грудное молоко, а дети на искусственном вскармливании, должны начать получать свою обычную молочную смесь после окончания первой регидратационной фазы (в идеале через 2-4 часа). В ходе исследований для большинства младенцев не было выявлено преимуществ при замене молочного питания на безлактозные смеси на период болезни [9].

Согласно рекомендациям ВОЗ, регидратационная терапия является первоочередным и наиболее важным звеном лечения острой диареи у детей и взрослых. При этом с целью уменьшения частоты неблагоприятных реакций Европейское общество детских гастроэнтерологов и диетологов (ESPGHAN) рекомендует избегать парентеральных инфузий во всех случаях, когда возможно проведение оральной регидратации. По данным одного крупного метаанализа, включавшего 1545 детей с легкой и среднетяжелой регидратацией, проведение оральной регидратации по сравнению с парентеральной способствовало меньшему пребыванию детей в стационаре и сопровождалось меньшей частотой нежелательных явлений, в том числе судорог и летальных исходов [10, 11].
В случае отсутствия или минимальной выраженности дегидратации проведение регидратационной терапии не требуется. При выраженной дегидратации необходимо восполнять потерю жидкости из расчета 50-100 мл/кг веса оральным регидратационным раствором в течение 4 часов. Затем регидратацию осуществляют из расчета восполнения суточной физиологической потребности в жидкости + 10 мл/кг на каждый стул и 2 мл/кг на каждый эпизод рвоты. Оральный регидратационный раствор вводят в небольших количествах – примерно 5 мл каждые 1-2 минуты – при помощи чайной ложки, шприца, пипетки. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что применение оральных регидратационных глюкозо-солевых растворов с уменьшенной осмолярностью (<250 ммоль/л) ассоциируется с меньшей потребностью в парентеральной регидратации, меньшей кратностью стула и меньшей частотой рвоты по сравнению с регидратацией стандартными растворами у пациентов с нехолерным гастроэнтеритом [12]. При тяжелой дегидратации необходима срочная госпитализация и проведение парентеральной (внутривенной) регидратации.

Читайте также:  Кишечная инфекция в туле 2017

За последнее десятилетие значительно сократился перечень показаний для назначения антибиотиков при лечении ОКИ у детей. Так, согласно рекомендациям ВОЗ, антимикробная терапия при инфекционных диареях показана только при следующих нозологических формах: холере, брюшном тифе, шигеллезе и амебиазе [10]. Отечественными показаниями к назначению антимикробной терапии у детей с острыми кишечными инфекциями являются: развитие (угроза развития) генерализованных форм (тифоподобных, септических) заболеваний; тяжелые формы инвазивных диарей, а также среднетяжелые формы инвазивных ОКИ у детей до 2-х лет или из группы риска; появление крови в стуле, как проявление геморрагического колита независимо от тяжести течения заболевания; в случаях легкого течения болезни у детей первого года, находящихся в «группе риска», а также при явлениях гемоколита [13, 14, 15].

Современные антибактериальные препараты для лечения кишечных инфекций делятся на две группы: препараты, которые после перорального приема не абсорбируются и обеспечивают антимикробный эффект только в кишечнике, не оказывая системного действия (так называемые кишечные антисептики) и антибиотики, хорошо всасывающиеся в тонкой кишке, которые оказывают системное действие.

В последние годы при лечении бактериальных ОКИ в педиатрии предпочтение отдают именно кишечным антисептикам. Их преимуществом по сравнению с системными антибиотиками являются: возможность непосредственного воздействия на бактериальный агент при низком риске развития резистентности штаммов; практически полное отсутствие негативного влияния на нормальную микрофлору; незначительная частота развития системных побочных реакций. Однако при генерализованных формах инфекции данная группа препаратов неэффективна.

Нередко в комплексную терапию острых инфекционных диарей включают энтеросорбенты, которые адсорбируют токсины, микроорганизмы и газы в просвете кишечника, что облегчает состояние пациента.

Что касается ферментотерапии, назначать ее следует в большинстве случаев в период реконвалесценции при развитии вторичной ферментопатии (наличие патологических изменений в копрологическом анализе, в частности, наличие нейтрального жира в кале). С этой целью назначаются обычно ферменты поджелудочной железы под контролем копрологического анализа кала.

Пре- и пробиотическая терапия, как правило, назначается в исходе острого периода заболевания для восстановления и поддержания нормальной микрофлоры в кишечнике, которая в любом случае в той или иной степени нарушается при ОКИ.

Однако не все пробиотики обладают одинаковой эффективностью [16]. В этом смысле заслуживают внимания пробиотики метаболитного типа. Это пробиотики, которые содержат продукты метаболизма нормальных микроорганизмов, оптимизируют экологические условия в кишечнике и способствуют развитию собственной микрофлоры хозяина. Одним из известных и широко применяемых метаболитных пробиотиков является Хилак форте. Данный препарат содержит оптимизированный набор продуктов метаболической активности пробиотических штаммов лактобацилл и нормальных микроорганизмов кишечника – кишечной палочки и фекального стрептококка – коротко-цепочечные жирные кислоты (КЦЖК), молочную кислоту, аминокислоты, лактозу. Хилак форте создает оптимальный рН в просвете кишечника, ингибирует рост условно-патогенных микроорганизмов и способствует быстрому восстановлению микроэкологического статуса через нормализацию состава микрофлоры, что, в свою очередь, способствует улучшению метаболических, иммунных процессов в организме.
Кроме того, благодаря содержанию КЦЖК улучшаются регенераторные процессы в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта. При этом препарат Хилак форте может с успехом применяться как у взрослых, так и у детей без возрастных ограничений.


Статья подготовлена при поддержке ООО «Тева»
115054, Россия, Москва, ул. Валовая 35.
www.teva.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боднев С.А., Малеев В.В., Жироковская Е.В., Никифорова Н.А., Корсакова Т.Г., Тикунов А.Ю., Нетесов С.В., Тикунова Н.В. Этиологическая значимость ротавирусов, норовирусов и астровирусов в структуре острых кишечных инфекций у детей раннего возраста Новосибирска в период сезонного подъема. Инфекционные болезни. 2008; 6 (1): 61-64.
  2. Glass R.I., Parashar U.D., Estes M.K.. Norovirus gastroenteritis. N. Engl. J Med. 2009; 361: 1776-1785.
  3. Lyman W.H., Walsh J.F., Kotch J.B., Weber D.J., Gunn E., Vinje J. Prospective study of etio-logic agents of acute gastroenteritis outbreaks in child care centers. J. Pediatr. 2009; 154: 253-257.
  4. Белоусова Е.А., Златкина А.Р. Синдром диареи в практике гастроэнтеролога: патофизиология и дифференцированный подход к лечению. Фарматека 2003; 10:65-71.
  5. Крумс Л.М. Хроническая диарея: патогенез и лечение. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология 2002;4:84-88.
  6. Учайкин В.Ф., Новокшенов А.А., Соколова Н.В. Этиопатогенетическая терапия острых кишечных инфекций у детей на современном этапе. Лечащий врач. 2010; 1:7-13.
  7. Fonseca B.K, Holdgate A, Craig J.C. Enteral vs intravenous rehydration therapy for children with gastroenteritis: a meta-analysis of randomized controlled trials. Arch PediatrAdolesc Med. May 2004;158(5):483-90.
  8. Spandorfer P.R., Alessandrini E.A, Jof-fe MD. Oral versus intravenous rehydration of moderately dehydrated children: a randomized, controlled trial. Pediatrics. Feb 2005;115(2):295-301.
  9. Guarino A, Albano F, Ashkenasi S, et al. ESPGHAN/ESPID Evidence-based Guidelines for the Management of acute gastroenteritis in children in Europe. J Pediatric GastroenterNutr 2008;46(2):81-184.
  10. Fonseca B.K., Holdgate A., Craig J.C. Enteral vs intravenous rehydration therapy for children with gastroenteritis: a meta-analysis of randomized controlled trials. Arch Pediatr Adolesc Med. May 2004;158(5):483-90.
  11. Spandorfer P.R., Alessandrini E.A, Joffe MD. Oral versus intravenous rehydration of moderately dehydrated children: a randomized, controlled trial. Pediatrics. Feb 2005;115(2):295-301.
  12. Hahn S., Kim S., Garner P. Reduced osmolarity oral rehydration solution for treating dehydration caused by acute diarrhoea in children. Cochrane Database Syst Rev. 2002;(1):CD002847.
  13. Острые кишечные инфекции у детей. Учебно-методическое пособие под ред. Учайкина В.Ф. М.: ГОУ ВПО РГМУ 2005;116.
  14. Мазанкова Л.Н., Ильина Н.О. Современные аспекты диагностики и лечения острых кишечных инфекций у детей. Российский вестник перинатологии и педиатрии 2007; 2:4-1
  15. Горелов А.В., Усенко Д.В. Современные принципы антибактериальной терапии кишечных инфекций у детей. Фарматека. -2007;5:75-80.
  16. Szajewska H., Guarino A, Hojsak I., Indrio F., Kolacek S., Shamir R., Vandenplas Y., Weizman Z. Use of probiotics for management of acute gastroenteritis: a position paper by the ESPGHAN Working Group for Probiotics and Prebiotics. J PediatrGastroenterolNutr, 2014, 58(4): 531-539.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник