Дипломная на тему кишечные инфекции

Дипломная на тему кишечные инфекции thumbnail

Допустить к защите

Зам. директора по УМР

Ф. И.О. _____________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: Сестринская помощь детям с острыми кишечными инфекциями

студентки 3 курса специальности

060501.51 «Сестринское дело»

очной формы обучения

Научный руководитель:

преподаватель высшей

квалификационной категории

Рецензент:

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

страница

ВВЕДЕНИЕ

4

Глава 1. Теоретическая часть

6

1.1. Цели сестринского ухода и планирование сестринской деятельности

6

1.2. Эпидемиология острых кишечных инфекций у детей

9

1.3. Пути передачи острых кишечных инфекций у детей

12

1.4. Классификация острых кишечных инфекций у детей

16

1.5. Диагностика острых кишечных инфекций у детей

17

1.6. Клиническая картина острых кишечных инфекций у детей

18

1.7. Профилактика острых кишечных инфекций у детей

20

1.8. Лечебное питание детей с острыми кишечными инфекциями

24

1.9. Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями

26

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть. Организация сестринского процесса у детей с острыми кишечными инфекциями

31

2.1. Основные причины развития дизентерии у детей

31

2.2. Основные симптомы дизентерии у детей

32

2.3. Основные принципы лечения дизентерии у детей

35

2.4. Диетотерапия ребенка при дизентерии

36

2.5. Профилактика и общие рекомендации при дизентерии

36

2.6. Необходимость создания памяток для персонала инфекционного отделения ЦКГБ

37

Заключение

40

ВЫВОДЫ

41

Литература

43

Приложение

45

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Острые кишечные инфекции (ОКИ) – это обширная группа инфекционных заболеваний человека с энтеральным (фекально-оральным) путем заражения, вызываемая патогенными (шигеллы, сальмонеллы и др.) и условно-патогенными микроорганизмами (энтерококки, протей, клебсиеллы, клостридии и др.), вирусами (рота-, астро-, энтеро-, и др.) и простейшими (амеба, криптоспоридии, балантидия и др.). Эта группа инфекций является собирательной и объединяет ряд этиологически разных, но патогенетически и клинически сходных болезней.

Острые кишечные инфекции (ОКИ) относят к группе нозокомиальных инфекций (внутрибольничных) и до настоящего времени занимают ведущее место в инфекционной патологии детского возраста, уступая по заболеваемости только гриппу и острым респираторным инфекциям. Несмотря на снижение заболеваемости и смертности от ОКИ, последние занимают ведущее место в патологии детского возраста. По данным ВОЗ, от острых кишечных инфекций и их осложнений каждую минуту в мире погибает 10 детей, ежегодно в мире регистрируется до 1,2 млрд. кишечных заболеваний и в год потери среди детей до 5 лет достигают 5 миллионов. Максимальную угрозу кишечные инфекции представляют для детей ранней возрастной категории, особенно, для новорожденных. Поэтому проблема кишечных инфекций у детей остается, актуальной и по сей день.

Основной целью данной дипломной работы является:

– интерпретировать сестринскую помощь детям с острыми кишечными инфекциями.

Объектом исследования выступает профессиональная сестринская помощь при острых кишечных инфекциях.

Предметом исследования выступают дети с острыми кишечными инфекциями, которым оказывается сестринская помощь.

Учитывая указанные цели, объект и предмет необходимо решить ряд поставленных задач:

– характеризовать пути передачи, классификацию и диагностические методы острых кишечных инфекций;

– изучить основные проявления клинической картины острых кишечных инфекций

– интерпретировать особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями;

– выявить основные причины, симптомы, принципы лечения, профилактики при дизентерии у детей;

– установить, существует ли необходимость в создании памяток для персонала инфекционного отделения.

В ходе выполнения дипломной работы были использованы следующие методы исследования:

– изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;

– праксиметрический метод (изучение документов);

– статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация);

– синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Цели сестринского ухода и планирование сестринской деятельности

Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его физических, психологических, социальных потребностей.

Термин «сестринский процесс» – английский; означает ухаживать, обслуживать, осуществлять уход за пациентом

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.

Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

• создание базы информационных данных о пациенте;

• выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;

• обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;

• составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;

• определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента. [3, 6]

Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром

В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов.

Первый этап – сестринское обследование. Заключается в сборе информации о состоянии больного ребенка.

Сестринское обследование проводится двумя методами:

• субъективный, который основан на расспросе. Это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента.

• объективным, который основывается на данных осмотра, который определяет статус пациента в настоящее время. Это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом – документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. [7, 9]

Второй этап – сестринская диагностика.

Цели второго этапа сестринского процесса:

• анализ проведенных обследований;

• определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;

• определить направление сестринского ухода.

Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные – те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.

Второй этап завершается установлением сестринского диагноза. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. [1, 3]

Третий этап – планирование сестринского вмешательства.

Читайте также:  В очаге кишечной инфекции необходимо провести

План сестринского ухода должен включать оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера.

Формируя цели, необходимо учитывать действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего и кого). Например, «цель – пациент к 20 апреля с помощью медсестры должен вставать с кровати». Действие – вставать с кровати, критерий 20 апреля, условие – помощь медсестры.

Цели третьего этапа сестринского процесса:

• исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;

• разработать стратегию достижения поставленных целей;

• обозначить срок достижения данных целей.

Определив цели и задачи по уходу, сестра составляет письменное руководство по уходу, в котором должны быть подробно перечислены специальные действия медсестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни. [2, 3]

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7

Источник

Ãîñóäàðñòâåííûå óñëóãè â ýëåêòðîííîì âèäå

Çäîðîâîå ïèòàíèå

26 Àâãóñòà 2015

 ëåòíèé ïåðèîä àêòóàëüíîé ïðîáëåìîé îñòàåòñÿ ñîõðàíåíèå çäîðîâüÿ è íåäîïóùåíèå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Äàííàÿ ãðóïïà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé óñòîé÷èâî ñîõðàíÿåò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò ñðåäè èíôåêöèîííîé çàáîëåâàåìîñòè íàñåëåíèÿ Êðàñíîÿðñêîãî êðàÿ.

 îáùåé ñòðóêòóðå èíôåêöèîííîé è ïàðàçèòàðíîé çàáîëåâàåìîñòè îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè (ÎÊÈ) çàíèìàþò âòîðîå ìåñòî. Ñëó÷àè çàáîëåâàíèé ðåãèñòðèðóþòñÿ ñðåäè íàñåëåíèÿ âñåõ âîçðàñòîâ. Îïðåäåëÿåò çàáîëåâàåìîñòü äåòñêîå íàñåëåíèå, äîëÿ êîòîðîãî â âîçðàñòíîé ñòðóêòóðå ñîñòàâëÿåò 60 %. Âûñîêèå óðîâíè çàáîëåâàåìîñòè ðåãèñòðèðóþòñÿ ñðåäè   íåîðãàíèçîâàííûõ äåòåé â âîçðàñòå äî 2 ëåò.

Çà 6 ìåñÿöåâ 2015 ãîäà â îáùåé ñòðóêòóðå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÎÊÈ óñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè – 20,2 %, äèçåíòåðèÿ – 0,4 %, ÎÊÈ íåóñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè – 79,8 %.

ÎÊÈ âûçûâàþò ìíîæåñòâî âîçáóäèòåëåé, â Êðàñíîÿðñêîì êðàå îïðåäåëÿþò çàáîëåâàåìîñòü âèðóñíûå êèøå÷íûå èíôåêöèè, âûçûâàåìûå  ðîòà- è íîðîâèðóñàìè, äàëåå ñëåäóþò çàáîëåâàíèÿ, âûçâàííûå áàêòåðèÿìè.

Êèøå÷íûå èíôåêöèè – ãðóïïà çàáîëåâàíèé, îñíîâíûì êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèåì  êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, òîøíîòà, ðâîòà, æèäêèé ñòóë, ñ  ôåêàëüíî-îðàëüíûì ìåõàíèçìîì ïåðåäà÷è, îñóùåñòâëÿåìûì  ïèùåâûì, âîäíûì è êîíòàêòíî-áûòîâûì ïóòÿìè.

Íà óðîâåíü çàáîëåâàåìîñòè îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè â êðàå îêàçûâàåò âëèÿíèå êà÷åñòâî ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ. Òàê, â 2014 ãîäó óäåëüíûé âåñ ïðîá, íå îòâå÷àþùèõ ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèì íîðìàòèâàì ïî ìèêðî­áèîëîãè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì, ïðîäóêòîâ, èìåþùèõ íàèáîëüøåå ýïèäåìè÷åñêîå çíà÷åíèå, ñîñòàâèë: ðûáà è ðûáíûå ïðîäóêòû – 11,3 %, ìîëîêî è ìîëî÷íûå ïðîäóêòû – 10,2 %, ìÿñî – 3,9 %, ïòèöà – 5,8 %, êóëèíàðíûå èçäåëèÿ – 5,2 %, êîíäèòåðñêèå èçäåëèÿ – 7,98 %, ïëîäîâîîâîùíàÿ ïðîäóêöèÿ – 4,5 %.

Ïðè÷èíàìè äåòñêîé çàáîëåâàåìîñòè î÷åíü ÷àñòî ñëóæèò íåñîáëþäåíèå ðîäèòåëÿìè ýëåìåíòàðíûõ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû ïðè êîðìëåíèè ìàëîëåòíèõ äåòåé è ïðèãîòîâëåíèè ïèùè äëÿ íèõ, íåñîáëþäåíèå ïðàâèë ïðèãîòîâëåíèÿ äåòñêèõ ìîëî÷íûõ ñìåñåé, ñðîêîâ è óñëîâèé èõ ðåàëèçàöèè, ëè÷íîé ãèãèåíû ìàòåðè ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè è óõîäå çà ðåáåíêîì ïåðâîãî ãîäà æèçíè.

Ñðåäè ïèùåâûõ ôàêòîðîâ, âûçûâàþùèõ áîëåçíü, ïðåîáëàäàþò ôðóêòîâûå ñîêè, ôðóêòîâûå è îâîùíûå ïþðå ñîáñòâåííîãî ïðèãîòîâëåíèÿ èç ïëîõî âûìûòûõ ôðóêòîâ è îâîùåé.  

Çàðàæåíèå ÎÊÈ ìîæåò ïðîèñõîäèòü ÷åðåç âîäó, ïðè èñïîëüçîâàíèè äëÿ ïèòüÿ âîäû, çàãðÿçíåííîé âîçáóäèòåëÿìè ÎÊÈ, à òàêæå ïðè ïîïàäàíèè âîäû â îðãàíèçì âî âðåìÿ êóïàíèÿ â îòêðûòûõ âîäî¸ìàõ, áàññåéíàõ.

Âîçíèêíîâåíèþ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé  ñïîñîáñòâóåò è íèçêàÿ ñàíèòàðíàÿ êóëüòóðà íàñåëåíèÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè ïåðâûõ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ íå êàæäûé ÷åëîâåê îáðàùàåòñÿ ê âðà÷ó, à çàíèìàåòñÿ áîëüøåé ÷àñòüþ ñàìîëå÷åíèåì. Ýòî ïðèâîäèò ê èñ÷åçíîâåíèþ íà êîðîòêîå âðåìÿ  êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ,  ïåðåõîäîì çàáîëåâàíèÿ â õðîíè÷åñêóþ ôîðìó. Áîëüíîé ñòàíîâèòñÿ íîñèòåëåì âîçáóäèòåëÿ èíôåêöèè (áàêòåðèîíîñèòåëåì)  è èñòî÷íèêîì çàáîëåâàíèÿ äëÿ äðóãèõ.

Îñîáåííî îïàñíî, åñëè áàêòåðèîíîñèòåëåì ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê, ðàáîòàþùèé â ñèñòåìå îáùåñòâåííîãî ïèòàíèÿ, íà âîäîçàáîðíûõ è âîäîïðîâîäíûõ ñîîðóæåíèÿõ, çàíÿòûé îáñëóæèâàíèåì äåòåé è áîëüíûõ â ñòàöèîíàðå.

Çàáîëåâàíèÿ ÎÊÈ ìîãóò ïåðåäàâàòüñÿ ïðè êîíòàêòå ñ áîëüíûì ÷åëîâåêîì. Íåðÿøëèâîñòü áîëüíûõ, à òàêæå ëèö, óõàæèâàþùèõ çà íèìè, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ìèêðîñêîïè÷åñêèå ÷àñòèöû èñïðàæíåíèé, ñîäåðæàùèå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèè, ïîïàäàþò íà ðóêè, à çàòåì íà ïèùó, ïîñóäó, ìåáåëü, èãðóøêè è äðóãèå ïðåäìåòû äîìàøíåãî îáèõîäà.

Ïðîôèëàêòèêà îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé âî ìíîãîì çàâèñèò îò ñòðîãîãî ñîáëþäåíèÿ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû.

5054

Источник

Признаки и течение острых кишечных инфекций, частота заболеваемости, уровень детской летальности. Дизентерия, сальмонеллез: возбудители инфекции, основной путь заражения, лечение. Уход за ребенком с инфекционным заболеванием, лечебное питание, гигиена.

Подобные документы

  • Общая характеристика возбудителей кишечных инфекций. Клинические признаки дизентерии, сальмонеллеза, холеры. Факторы патогенности и вирулентности. Источники инфекции, пути передачи, сезонность, диагностика, лечение. Основные профилактические мероприятия.

    лекция, добавлен 29.03.2016

  • Виды кишечных инфекций, возбудители дизентерии. Правила предупреждения и условий профилактики заболевания. Общий механизм передачи инфекции. Требования к хранению пищевых продуктов, содержанию кухни. Условия для приготовления пищи в туристических походах.

    реферат, добавлен 23.10.2010

  • Заболевания кишечного тракта, возбудители и пути заражения. Симптомы и протекание болезни. Классификация острых кишечных инфекций по тяжести заболевания. Профилактика кишечных инфекций в детском саду. Карантинные меры при выявлении ОКИ в детском саду.

    контрольная работа, добавлен 16.02.2014

  • Характеристика острых кишечных антропонозных инфекций, вызываемая бактериями. Этиология, эпидемиология, клиническая картина брюшного тифа, дизентерии, холеры. Инкубационный период, диагностика, симптомы и признаки заболеваний; патологическая анатомия.

    презентация, добавлен 16.04.2015

  • Уход при брюшном тифе и паратифах. Дизентерия и другие острые диарейные кишечные инфекции. Методы диагностики инфекционных болезней. Лечение дисбактериоза, диареи. Реабилитация и диспансерное наблюдение. Особенности ухода за инфекционным больным.

    курсовая работа, добавлен 07.04.2014

  • Кишечные инфекции: общий обзор и способы передачи. Характеристика эпидемического процесса кишечных инфекций при различных путях передачи возбудителя. Характеристика предпосылок и предвестников ухудшения эпидемиологической ситуации в отношении инфекций.

    реферат, добавлен 21.04.2014

  • Определение, этиология, патогенез, классификация кишечных инфекций. Пищевые токсикоинфекции. Вирусные кишечные инфекции. Особенности сестринского ухода и наблюдение при острых кишечных инфекциях. Планы сестринского процесса для конкретного пациента.

    дипломная работа, добавлен 23.01.2016

  • Клинические признаки сальмонеллеза. Источники инфекции, основной путь заражения. Последствия после перенесения среднетяжелых и тяжелых форм заболевания, особенно тифоподобной и септической его разновидности. Диагностика, лечение, меры профилактики.

    презентация, добавлен 29.12.2016

  • Определение энтеровирусных инфекций – группы острых антропонозных инфекционных болезней, вызываемых энтеровирусами группы Коксаки и ЕСНО (кишечные вирусы). Факторы заражения болезнью, патогенез, классификация клинических форм, диагностика и лечение.

    презентация, добавлен 06.06.2015

  • Патогенез и патологическая картина дизентерии. Диагностика кишечных инфекций на основании анамнестических, эпидемиологических и клинических данных. Проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий. Профилактика сальмонеллеза.

    курсовая работа, добавлен 22.03.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Èçó÷åíèå ñòðóêòóðû äåòñêîé ñìåðòíîñòè. Ýòèîëîãèÿ è êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ êèøå÷íîãî ñèíäðîìà. Ñèìïòîìû îñòðîãî ýíòåðîêîëèòà è ãàñòðèòà. Äèàãíîñòèêà è îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ äèçåíòåðèè ó äåòåé. Ëå÷åíèå ñàëüìîíåëë¸çà, ïðîòåêàþùåãî ïî òèïó òîêñèêîèíôåêöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Ñàðàòîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò»

Ôåäåðàëüíîãî àãåíòñòâà ïî çäðàâîîõðàíåíèþ è ñîöèàëüíîìó ðàçâèòèþ

Ðåôåðàò

íà òåìó: Êèøå÷íûå èíôåêöèè

Âûïîëíèë ñòóäåíò 23 ãðóïïû

4 êóðñà ëå÷åáíîãî ôàêóëüòåòà

×àïîâ À.À.

Читайте также:  Можно ли йогурт при кишечной инфекции

2015 ã.

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû: êèøå÷íûå èíôåêöèè çàíèìàþò â ñòðóêòóðå äåòñêîé ñìåðòíîñòè 4-å ìåñòî, â ñòðóêòóðå äåòñêèõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè çàíèìàþò 2-å ìåñòî.

Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè õàðàêòåðèçóþòñÿ íå òîëüêî âûñîêîé çàáîëåâàåìîñòüþ, ÷àñòîòîé ñëó÷àåâ, íî è ê ñîæàëåíèþ âûñîêîé ëåòàëüíîñòüþ. Îñîáåííî âûñîêà ëåòàëüíîñòü ó äåòåé 1-ãî ãîäà æèçíè.

Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè – ýòî ãðóïïà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé, âûçûâàåìûõ ïàòîãåííûì ýíòåðîáàêòåðèÿìè, ïðåäñòàâèòåëÿìè óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðû (ÓÏÔ), ìíîãî÷èñëåííûìè âèðóñàìè è õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïîðàæåíèåì æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ñ ðàçâèòèåì ñèìïòîìîâ òîêñèêîçà è äåãèäðàòàöèè ( îáåçâîæèâàíèÿ, ýêñèêîçà).

ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÎÑÒÐÛÕ ÊÈØÅ×ÍÛÕ ÈÍÔÅÊÖÈÉ Ó ÄÅÒÅÉ

Ïî ñòðóêòóðå ( ýòèîëîãèè)

Äèçåíòåðèÿ ( øèãåëëåç). Çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî ñðåäè çàáîëåâàíèé ó äåòåé, îñîáåííî äîøêîëüíîãî è øêîëüíîãî âîçðàñòà.

Ñàëüìîíåëëåçû. Çàíèìàþò 2-å ìåñòî â ñòðóêòóðå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî ÷àñòîòå. Ïîðàæàþòñÿ äåòè âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï.

Êîëè èíôåêöèè ( ýøåðèõèîçû).

Êèøå÷íûå çàáîëåâàíèÿ, âûçâàííûå ñòàôèëîêîêêîì ( â îñíîâíîì ïàòîãåííûì øòàììîì Staphilococcus aureus), èåðñèíèÿìè ( â ÷àñòíîñòè Yersinia enterocolitica), ýíòåðîêîêêîì, êàìïèëîáàêòåð, ïðåäñòàâèòåëÿìè óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðû ( ïðîòåé, êëåáñèåëëà – àáñîëþòíî íå÷óâñòâèòåëüíà ê àíòèáèîòèêàì, öèòðîáàêòåð), ãðèáû ðîäà Candida ( ïîðàæåíèå âñåãî ÆÊÒ âñëåäñòâèå òîãî ÷òî ó äåòåé èìååòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèé èììóíîäåôèöèò).

Âèðóñíûå êèøå÷íûå èíôåêöèè. Ïî äàííûì àìåðèêàíñêèõ àâòîðîâ íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò òàêèå âèðóñû êàê: ðîòàâèðóñ. Òàêæå èìåþò çíà÷åíèå â âîçíèêíîâåíèè êèøå÷íîãî ñèíäðîìà: àäåíîâèðóñ – òðîïåí êî âñåì ñëèçèñòûì – ïîýòîìó îäíîìîìåíòíî ìîæåò áûòü ðÿä ñèìïòîìîâ: íàñìîðê, êàøåëü, êîíúþíêòèâèò, âûðàæåííûé ïîíîñ è ò.ä. Ýíòåðîâèðóñ ýòî âîçáóäèòåëü ýíòåðîâèðóñíûõ çàáîëåâàíèé êîòîðûå ìîãóò ïðîòåêàòü ñ ìåíèíãèòîì, ïîëèîìèåëèòîïîäîáíûì ñèíäðîìîì , â òîì ÷èñëå ñ äèàðåéíûì ñèíäðîìîì è ñûïüþ.  îñíîâíîì èíôèöèðîâàíèå ýíòåðîâèðóñîì èäåò ïðè êóïàíèè â âîäîåìàõ â êîòîðûå èäåò êîììóíàëüíî-áûòîâîé ñòîê.

Ïî êëèíè÷åñêîé ôîðìå çàáîëåâàíèÿ ( ïîñèíäðîìíûé äèàãíîç).

Îñòðûé ãàñòðèò, êîãäà çàáîëåâàíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ òîëüêî ñèíäðîìîì ðâîòû, íåò ðàññòðîéñòâ ñî ñòîðîíû êèøå÷íèêà. Ýòî áûâàåò ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà ïðè ïèùåâûõ îòðàâëåíèÿõ.

Îñòðûé ýíòåðèò: îòñóòñòâóåò ñèíäðîì ðâîòû, íî åñòü ñèíäðîì äèàðåè – ñòóë ÷àñòûé, æèäêèé.

Îñòðûé ãàñòðîýíòåðèò âñòðå÷àåò ÷àùå âñåãî: åñòü ñèíäðîì ðâîòû, îáåçâîæèâàíèÿ, äèàðåè.

 ðÿäå ñëó÷àåâ êîãäà ðåáåíîê çàáîëåâàåò òÿæåëîé ôîðìîé äèçåíòåðèè ñèìïòîìîêîìïëåêñ ðåàëèçóåòñÿ â íèæíèõ îòäåëàõ è õàðàêòåðèçóåòñÿ îñòðûì êîëèòîì: òåíåçìû, áåñêàëîâûé ñòóë ñ ïðèìåñüþ êðîâè.

Îñòðûé ýíòåðîêîëèò – ïîðàæåíèå âñåãî êèøå÷íèêà

Ïî òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ:

Òèïè÷íûå ôîðìû: ëåãêàÿ, ñðåäíåòÿæåëàÿ, òÿæåëàÿ.

Êðèòåðèè îïðåäåëåíèÿ òÿæåñòè: òÿæåñòü îïðåäåëÿåòñÿ ïî:

âûñîòå òåìïåðàòóðû

÷àñòîòå ðâîòû

÷àñòîòå ñòóëà

âûðàæåííîñòè ñèìïòîìîì èíòîêñèêàöèè è îáåçâîæèâàíèÿ

Àòèïè÷íûå ôîðìû:

Ñòåðòûå ôîðìû: ñêóäíûé ñèìïòîìîêîìïëåêñ – êàøèöåîáðàçíûé ñòóë 1-2 ðàçà, ñóáôåáðèëüíîå îäíîêðàòíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû îòñóòñòâèå ðâîòû, ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Äèàãíîç ñòàâèòñÿ ïî áàêòåðèîëîãè÷åñêîìó è ñåðîëîãè÷åñêîìó ïîäòâåðæäåíèþ.

Áåññèìïòîìíàÿ ôîðìà: ïîëíàÿ îòñóòñòâèå êàêèõ-ëèáî ñèìïòîìîâ. Äèàãíîç ñòàâÿò ïî âûñåâó ðåáåíêà.

Áàêòåðèîíîñèòåëüñòâî. Ìíîãèå ïåäèàòðû êîãäà íå õîòÿò èìåòü íåïðèÿòíîñòåé ñ ÑÝÑ ( ñ âûïóñêíèêàìè ñàíèòàðíîãî ôàêóëüòåòà) ñòàâÿò äèàãíîç áàêòåðèîíîñèòåëüñòâî. Ñëåäîâàòåëüíî, ê ýòîìó äèàãíîçó íàäî îòíîñèòñÿ îñòîðîæíî: áàêòåðèîíîñèòåëüñòâî – ýòî ïîëíîå îòñóòñòâèå êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, èìååòñÿ ëèøü òðàíçèòîðíîå, îäíîêðàòíîå âûäåëåíèå ìèêðîáà. Ñòàâèòü òàêîé äèàãíîç äîñòàòî÷íî ðèñêîâàííî ïîòîìó ÷òî âîçìîæíîñòè îáñëåäîâàíèÿ â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ íåò, è ëó÷øå ïîñòàâèòü äèàãíîç – ëåãêàÿ ôîðìà.

Ãèïåðòîêñè÷åñêàÿ ôîðìà. Çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ î÷åíü áóðíî, îñòðî, ñ ðàçâèòèåì èíîãäà èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêîãî øîêà (1-3 ñòåïåíè), õàðàêòåðèçóþùååñÿ âûðàæåííûìè òîêñè÷åñêèìè ñèìïòîìàìè è ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâèåì ìåñòíûõ èçìåíåíèé (êèøå÷íèê èíòàêòåí òàê êàê èçìåíåíèÿ íå óñïåâàþò ðàçâèòüñÿ). Ïðè îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêèé øîê âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî.

ÄÈÇÅÍÒÅÐÈß (ØÈÃÅËËÅÇ)

 íàøåé ñòðàíå î÷åíü ðàñïðîñòðàíåííîå çàáîëåâàíèå. Ñ 1980 ïî 1990 ãîä çàáîëåâàåìîñòü øëà íà óáûëü, åñëè äåòè è çàáîëåâàëè, òî ýòî áûëè ëåãêèå ìîíîòîííûå ôîðìû, åäèíñòâåííîå ÷òî áûëî íåïðèÿòíî – ýòî âûñåâû ( íîñèòåëüñòâî). Íî íà÷èíàÿ ñ 1991-92 ãã., â òîì ÷èñëå è â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå êàòàñòðîôè÷åñêè âûðîñëà çàáîëåâàåìîñòü äèçåíòåðèåé è óòÿæåëèëèñü ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ñìåðòíîñòü ñðåäè âçðîñëûõ ñîñòàâëÿåò 200 íà 100 òûñ.

ÝÒÈÎËÎÃÈß

Äèçåíòåðèÿ âûçûâàåòñÿ: Shigella Sonnei (â îñíîâíîì 2-é ôåðìåíòàòèâíûé òèï) – â ïðåäûäóùèå ãîäû ïðåîáëàäàë ýòîò øòàìì. Shigella Flexneri (øòàììû 2à è 4â. Øòàìì 2à áîëåå çëîáíûé è ïðåîáëàäàåò.) âûçûâàåò íàèáîëåå òÿæåëûå ôîðìû äèçåíòåðèè.

ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÒÅ×ÅÍÈß ÄÈÇÅÍÒÅÐÈÈ Ó ÄÅÒÅÉ ÏÅÐÂÎÃÎ ÃÎÄÀ ÆÈÇÍÈ

Äåòè ïåðâîãî ãîäà æèçíè äèçåíòåðèåé áîëåþò äîñòàòî÷íî ðåäêî, ÷òî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì êîíòàêòîâ, ãðóäíûì âñêàðìëèâàíèåì è àíòèòåëüíîé çàùèòîé ìàòåðè. Ñëåäîâàòåëüíî, åñëè ó ãðóäíîãî ðåáåíêà îòìå÷àåòñÿ äèàðåéíûé ñèíäðîì, òî î äèçåíòåðèè íàäî äóìàòü â ïîñëåäíþþ î÷åðåäü.

Çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò ïðåèìóùåñòâåííî â ñðåäíåòÿæåëîé èëè ëåãêîé ôîðìå, äîñòàòî÷íî ìîíîòîííî, òåìïåðàòóðà ÷àùå ñóáôåáðèëüíàÿ, ðâîòà ðåäêà (âîîáùå ðâîòà íå î÷åíü õàðàêòåðíà äëÿ äèçåíòåðèè) ñòóë íîñèò õàðàêòåð ýíòåðèòíîãî ( âûñîêèé ñòóë – æèäêèé, ñ ìåëêîé ñëèçüþ, çåëåíîãî öâåòà, êàëîâîãî õàðàêòåðà) – íåêëàññè÷åñêèé, ñ ðàçíîé ÷àñòîòîé.

Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà îòñóòñòâóåò òàêîé êëàññè÷åñêèé ñèìïòîì äèçåíòåðèè êàê òåíåçìû ( ïîçûâ íà íèç). Âìåñòî ýòîãî ñèìïòîìà èìååò ìåñòî ýêâèâàëåíòû òåíåçì: ïåðåä àêòîì äåôåêàöèè ðåáåíîê ðåçêî âîçáóæäåí, ñòó÷èò íîæêàìè, êðè÷èò, ãèïåðåìèÿ ëèöà, âûðàæåíà ïîòëèâîñòü, òàõèêàðäèÿ, èíîãäà íàïðÿæåí æèâîò, à ïîñëå àêòà äåôåêàöèè âñå ýòè ÿâëåíèÿ ïðîõîäÿò.

Íàñëîåíèå èíòåðêóðåíòíûõ çàáîëåâàíèé: åñëè ðåáåíîê çàáîëåâàåò äèçåíòåðèåé, òî íå òàê ñàìà äèçåíòåðèÿ èñòîùàåò åãî, ñêîëüêî èíòåðêóðåíòíûå çàáîëåâàíèÿ: ãíîéíûå îòèòû, ÎÐÂÈ, ïíåâìîíèè, ãíîéíè÷êîâûå ïîðàæåíèÿ êîæè, èíôåêöèÿ ìî÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé è òàê äàëåå.

Òå÷åíèå äèçåíòåðèè õàðàêòåðèçóåòñÿ ìåäëåííûì (íåðåäêî çàòÿæíûì – ñâûøå 1.5 ìåñ.) ìîíîòîííûì òå÷åíèåì, â ñâÿçè ñ ÷àñòûì ðàçâèòèåì (äî 90% ñëó÷àåâ) äèñáàêòåðèîçà, ÷òî ïðèâîäèò ê äëèòåëüíîìó âûäåëåíèþ ìèêðîáà (ìåñÿöàìè), ÷òî òðóäíî ïîääàåòñÿ ëå÷åíèþ ( ëå÷åíèå äîëæíî áûòü âàðèàáåëüíûì).

ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÒÅ×ÅÍÈß ÒÎÊÑÈ×ÅÑÊÎÉ ÄÈÇÅÍÒÅÐÈÈ

×àùå âûçûâàåòñÿ Shigella Flexneri è ïðåèìóùåñòâåííî ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà (òàê êàê ìàëåíüêèé ðåáåíîê â ñèëó íåäîðàçâèòîñòè èììóííîé ñèñòåìû íå ìîæåò òàê îòðåàãèðîâàòü íà èíôåêöèþ). Íà÷àëî îñòðîå: ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû äî 39-40 ãðàäóñîâ (ìîëíèåíîñíî), âûðàæåííàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ðåçêîå âîçáóæäåíèå â ïåðâûå ÷àñû ñîïðîâîæäàþùååñÿ êëîíèêî-òîíè÷åñêèìè ñóäîðîãàìè.  ðÿäå ñëó÷àå âîçìîæíà ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ìîæåò áûòü ðâîòà è ïðè îáúåêòèâíîì îñìîòðå ïîëîæèòåëüíû ìåíèíãåàëüíûå ñèìïòîìû. Ýòî òèïè÷íàÿ êëèíèêà ñåðîçíîãî èëè ãíîéíîãî ìåíèíãèòà, è ëó÷øå òàêîãî ðåáåíêà ãîñïèòàëèçèðîâàòü. Ñëîæíîñòü äèàãíîñòèêè çàêëþ÷àåòñÿ â áîëåå ïîçäíåì ( ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ èëè ñóòîê) ïîÿâëåíèè õàðàêòåðíîãî êèøå÷íîãî ñèíäðîìà – ÷àñòîãî õàðàêòåðíîãî ñòóëà, òåíåçì, áîëåé â æèâîòå , ÷òî ñïîñîáñòâóåò íåïðàâèëüíîé ãîñïèòàëèçàöèè ðåáåíêà.  äèàãíîñòèêå ïîìîãàåò:

óêàçàíèå íà íàëè÷èå êîíòàêòà ñ áîëüíûì îñòðîé êèøå÷íîé èíôåêöèåé

ññûëêà íà óïîòðåáëåíèå ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ íàêàíóíå çàáîëåâàíèÿ. Òàê êàê èìåííî ìîëî÷íûå ïðîäóêòû çàíèìàþò ïåðâîå ìåñòî â ïðè÷èíàõ âîçíèêíîâåíèÿ èíôåêöèè òàê êàê ìîëî÷íàÿ Ñðåäà ÿâëÿåòñÿ ëó÷øåé ñðåäîé äëÿ ðàçâèòèÿ Shigella Flexneri.

îáÿçàòåëüíàÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ ðåáåíêà äëÿ ïðîâåäåíèÿ äèôôåðåíöèàëüíîãî äèàãíîçà ñ ìåíèíãèòîì, è ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðîâåäåíèå ëþìáàëüíîé ïóíêöèè.

ïðîâåäåíèå êîìïëåêñíîãî ëàáîðàòîðíîãî îáñëåäîâàíèÿ:

êîïðîãðàììà -ïîñåâ êàëà íà äèçãðóïïó, êîëèïàòîãåííóþ ôëîðó, òèôîïàðàòèôîçíóþ ãðóïïó . Ïðîâîäèòñÿ 3-õ êðàòíî â ïåðâûå ÷àñû, ñóòêè çàáîëåâàíèÿ äî íà÷àëà àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè. Ïîäòâåðæäåíèå áàêòåðèîëîãè÷åñêîå áûâàåò â 30% ñëó÷àåâ ïîýòîìó íóæíî îáñëåäîâàòü êàê ìèíèìóì òðèæäû.

Íà 5-7 äåíü îò íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ íàäî ïðîâåñòè ñåðîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå: ÐÍÃÀ ñ äèçåíòåðèéíûì äèàãíîñòèêóìîì, ñ ïîâòîðíûì èññëåäîâàíèåì ÷åðåç 7-10 äíåé.

Äèàãíîñòè÷åñêèé òèòð ïðè äèçåíòåðèè âûçâàííîé Shigella Flexneri 1/200, ïðè äèçåíòåðèè âûçâàííîé Shigella Sonnei – 1/100. Äèàãíîñòè÷åñêè âàæíûì ÿâëÿåòñÿ íàðàñòàíèå òèòðà àíòèòåë â äèíàìèêå.

Читайте также:  Тримедат при кишечной инфекции

Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðîâîäÿò ðåêòîðîìàíîñêîïèþ, êîòîðàÿ î÷åíü àêòóàëüíà ïðè äèçåíòåðèè.

ÒßÆÅËÛÅ ÔÎÐÌÛ ÄÈÇÅÍÒÅÐÈÈ ñ ïðåîáëàäàíèåì ìåñòíûõ ÿâëåíèé (êîëèòè÷åñêèé èëè ãåìîêîëèòè÷åñêèé ñèíäðîì). Ñîâðåìåííàÿ äèçåíòåðèÿ ïðîòåêàåò êàê ïðàâèëî â òàêîé ôîðìå. Íà÷àëî îñòðîå: íà ïåðâûé ïëàí âûñòóïàþò æàëîáû íà ñõâàòêîîáðàçíûå èíòåíñèâíûå áîëè â íèæíåé

÷àñòè æèâîòà. Ïðåèìóùåñòâåííî ñëåâà â ïðîåêöèè ñèãìîâèäíîé êèøêè. Áîëè óñèëèâàþòñÿ ïåðåä àêòîì äåôåêàöèè – òåíåçìû. Íàðÿäó ñ ýòèì áîëåâûì ñèíäðîìîì ïîÿâëÿþòñÿ è íàðàñòàþò ñèìïòîìû èíòîêñèêàèè ( òåìïåðàòóðà îò ñóáôåáðèëüíîé äî âûñîêèõ öèôð, ÷òî îïðåäåëÿåò òÿæåñòü òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ) âîçìîæíà ðâîòà, â òîì ÷èñëå ïîâòîðíàÿ, âîçìîæíî ïîÿâëåíèå â ïåðâûå ÷àñû äèàðåéíîãî ñèíäðîìà – ýòî ãëàâíûé äîìèíèðóþùèé ñèíäðîì – ýòî ÷àñòûé, æèäêèé ñòóë, ñîäåðæàùèé ïðèìåñü ãðóáîé òÿæèñòîé ñëèçè, äîñòàòî÷íî ÷àñòî ñ ïðèìåñüþ êðîâè, ÷òî è íàçûâàåòñÿ ãåìîêîëèòîì.  êîïðîãðàììå áîëüøå êîëè÷åñòâî ñëèçè, ôîðìåííûå ýëåìåíò êðîâè: ìàññà ëåéêîöèòîâ (30-40) , óâåëè÷åíèå ýðèòðîöèòîâ íå ïîäëåæàùèõ ñ÷åòó. Ñ ðàçâèòèåì ýðîçèâíî-ÿçâåííîãî ïðîöåññà â êàëå ïðàêòè÷åñêè îäíà àëàÿ êðîâü (íàäî èñêëþ÷èòü õèðóðãè÷åñêóþ ïàòîëîãèþ).

ÑÀËÜÌÎÍÅËËÅÇÛ

Ïî ÷àñòîòå çàíèìàþò 2-å ìåñòî, ïîñëå äèçåíòåðèè â ñòðóêòóðå çàáîëåâàåìîñòè.  ïðèðîäå ñóùåñòâóåò áîëåå 2000 âîçáóäèòåëåé ñàëüìîíåëëåçà. Ïî êëàññèôèêàöèè Êàóôìàíà-Óàéòà ïðåîáëàäàþò âîçáóäèòåëè âõîäÿùèå â ãðóïïû  ( Salmonella typhimurium), ãðóïïå D ( Salmonella typhi abdominalis), ãðóïïå Ñ â ìåíüøåé ñòåïåíè, ãðóïïå Å – ïðàêòè÷åñêè åäèíè÷íûå ñëó÷àè.

Ñàëüìîíåëëåçàìè áîëåþò â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ ÷àùå. Ñåé÷àñ î÷åíü ÷àñòî âîçáóäèòåëåì ÿâëÿåòñÿ Salmonella enteritidis .

Èíôèöèðîâàíèå ïðîèñõîäèò äâóìÿ ïóòÿìè:

1. Ïèùåâîé ïóòü: ïðè óïîòðåáëåíèè èíôèöèðîâàííûõ ïðîäóêòîâ – ÷àùå âñåãî ýòî ìÿñíûå ïðîäóêòû – ôàðø ìÿñíîé, ñòóäíè, âàðåíûå êîëáàñû, ÿéöà, êóðà, ãóñü, ìÿñíûå êîíñåðâû, ðûáà). Salmonella î÷åíü óñòîé÷èâà âî âíåøíåé ñðåäå.

2.Êîíòàêòî-áûòîâîé ïóòü.

Ïî êëèíè÷åñêîìó òå÷åíèþ è ïóòÿì çàðàæåíèÿ âûäåëÿþò 2 êëèíè÷åñêèõ âàðèàíòà òå÷åíèÿ ñàëüìîíåëëåçîâ:

1. Ñàëüìîíåëëåçû, ïðîòåêàþùèå ïî òèïó òîêñèêî-èíôåêöèé.

2. Êîíòàêòíûå (“ãîñïèòàëüíûå” ) ñàëüìîíåëëåçû.

ÑÀËÜÌÎÍÅËËÅÇÛ, ÏÐÎÒÅÊÀÞÙÈÅ ÏÎ ÒÈÏÓ ÒÎÊÑÈÊÎÈÍÔÅÊÖÈÈ

ÊËÈÍÈÊÀ: çàáîëåâàþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè ñòàðøåãî âîçðàñòà – øêîëüíèêè. Õàðàêòåðèçóåòñÿ îñòðûì áóðíûì íà÷àëîì: ïåðâûé ñèìïòîì êîòîðûé ïîÿâëÿåòñÿ ýòî ïîâòîðíàÿ, ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà, òîøíîòà, îòâðàùåíèå ê ïèùå, âîçìîæíî ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû ( îò 38 è âûøå), è ïàðàëëåëüíî òàêîìó íà÷àëó ïîÿâëÿþòñÿ áîëè â æèâîòå: ïðåèìóùåñòâåííî â ýïèãàñòðèè, âîêðóã ïóïêà, â ðÿäå ñëó÷àåâ áåç îïðåäåëåííîé ëîêàëèçàöèè, ñîïðîâîæäàþòñÿ óð÷àíèåì, ìåòåîðèçìîì, æèâîò ðåçêî âçäóò è ÷ðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ ïîÿâëÿåòñÿ æèäêèé, ñëèçèñòûé ñòóë, äîñòàòî÷íî çëîâîííûé, ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ãàçîâ. Ñëèçü â îòëè÷èå îò äèçåíòåðèè î÷åíü ìåëêàÿ, ñìåøàíà ñ êàëîâûìè ìàññàìè ( òàê êàê ïîðàæàþòñÿ âåðõíèå îòäåëû êèøå÷íèêà). Ñòóë òèïà “áîëîòíîé òèíû”. ×àñòîòà ñòóëà ðàçíàÿ: âîçìîæíî äî 10 è áîëåå ðàç â ñóòêè. Îáåçâîæèâàíèå ðàçâèâàåòñÿ äîñòàòî÷íî áûñòðî ïðè îòñóòñòâèè ëå÷åíèÿ ( íàäî ñäåëàòü ïðîìûâàíèå æåëóäêà, äàòü ïèòüå) èëè ïðè î÷åíü òÿæåëîé ôîðìå.

Òå÷åíèå ïèùåâîé òîêñèêîèíôåêöèè ðàçëè÷íîå: ìîæåò áûòü î÷åíü êîðîòêèì, íî ìîæåò áûòü äîñòàòî÷íî äëèòåëüíûì ñ âûäåëåíèåì èç èñïðàæíåíèé âîçáóäèòåëÿ.

ËÀÁÎÐÀÒÎÐÍÀß ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÀ â îòëè÷èå îò äèçåíòåðèè, ïðè ñàëüìîíåëëåçå èäåò ïðîðûâ âîçáóäèòåëÿ â êðîâü è èìååò ìåñòî áàêòåðèåìèÿ, ïîýòîìó äèàãíîñòèêà çàêëþ÷àåòñÿ:

Íà âûñîòå ëèõîðàäêè ïîñåâ êðîâè â æåë÷íûé áóëüîí. Êðîâü èç âåíû â êîëè÷åñòâå 3-5 ìë íàçíà÷èòü â ïðèåìíîì ïîêîå ïðè ïîñòóïëåíèè.

Êîïðîãðàììà íà íàëè÷èå âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà è ôåðìåíòàòèâíûõ èçìåíåíèé .

Áàêòåðèîëîãè÷åñêèé ïîñåâ êàëà íà òèôîïàðàòèôîçíóþ ãðóïïó.

Ïîñåâ ìî÷è ( ïðè âûïèñêå îáÿçàòåëüíî íàäî ñäåëàòü òàê êàê ÷àñòî èç êàëà Salmonella íå âûñåâàåòñÿ, à â ìî÷å îáíàðóæèâàåòñÿ â áîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ). Äåëàòü â ïåðèîä ðåêîíâàëåñöåíöèè è ïðè âûïèñêå.

Ñåðîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå: ÐÍÃÀ ñ ñàëüìîíåëëåçíûì àíòèãåíîì.

Ìîæíî è íóæíî ñäåëàòü ïîñåâ ðâîòíûõ ìàññ èëè ïðîìûâíûõ âîä æåëóäêà. Åñëè ñäåëàòü ñðàçó, òî îòâåò ÷àùå ïîëîæèòåëüíûé.

Ýòîò âàðèàíò ñàëüìîíåëëåçà ëå÷èòñÿ äîñòàòî÷íî ëåãêî.

ÃÎÑÏÈÒÀËÜÍÛÉ ÑÀËÜÌÎÍÅËËÅÇ

Ðåãèñòðèðóåòñÿ ó äåòåé ïðåèìóùåñòâåííî ïåðâîãî ãîäà æèçíè, ÷àñòî áîëåþùèõ, îñëàáëåííûõ (òî åñòü ñ ïëîõèì ïðåìîðáèäíûì ôîíîì), íîâîðîæäåííûõ, íåäîíîøåííûõ. Ïðîòåêàåò â âèäå âñïûøêè â äåòñêèõ îòäåëåíèÿõ â òîì ÷èñëå â ðîäèëüíûõ äîìàõ, ðåàíèìàöèîííûõ îòäåëåíèÿõ, õèðóðãè÷åñêèõ îòäåëåíèÿõ.

Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé èëè áàêòåðèîíîñèòåëü ñðåäè ïåðñîíàëà, óõàæèâàþùèõ ìàòåðåé. Êîãäà âîçáóäèòåëü ïîïàäàåò ê ðåáåíêó êîíòàêòíî-áûòîâûì ïóòåì. Âñïûøêà îõâàòûâàåò äî 80-90% íàõîäÿùèõñÿ äåòåé â îòäåëåíèè, â ñâÿçè ñ ÷åì îòäåëåíèå ñëåäóåò çàêðûòü è ïðîâåñòè çàêëþ÷èòåëüíóþ äåçèíôåêöèþ.

ÊËÈÍÈÊÀ ðàçâèâàåòñÿ èñïîäâîëü, ïîñòåïåííî. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ìîæåò óäëèíÿòüñÿ äî 5-10 äíåé. Ïîÿâëÿåòñÿ ñðûãèâàíèå, îòêàç ðåáåíêà îò ãðóäè, ïèòüÿ, âÿëîñòü, àäèíàìèÿ, ïîòåðÿ â âåñå, ñíà÷àëà ïîÿâëÿåòñÿ êàøèöåîáðàçíûé ñòóë, à äàëåå æèäêèé ñòóë âïèòûâàþùèéñÿ â ïåëåíêó, ñ ÷àñòîòîé äî 10-20 ðàç â ñóòêè. Ðàçâèâàåòñÿ äåãèäðàòàöèÿ.  ñâÿçè ñ íåýôôåêòèâíîñòüþ àíòèáèîòèêîòåðàïèè ( ìèêðîá ÷àñòî ðåçèñòåíòåí) ïðîèñõîäèò ãåíåðàëèçàöèÿ ïðîöåññà ñ âîçíèêíîâåíèåì ìíîæåñòâåííûõ î÷àãîâ èíôåêöèè:

– èíôåêöèÿ ìî÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé

– ãíîéíûé ìåíèíãèò

– ïíåâìîíèÿ

Ñàìûé ãëàâíûé î÷àã ýòî ýíòåðîêîëèò.

Îñîáåííîñòüþ äàííîãî ñàëüìîíåëëåçà â îòëè÷èå îò äèçåíòåðèè ÿâëÿåòñÿ:

äëèòåëüíàÿ ëèõîðàäêà ( îò íåñêîëüêèõ äíåé äî íåäåëü)

äëèòåëüíîñòü èíòîêñèêàöèè

óâåëè÷åíèå ïå÷åíè è ñåëåçåíêè ( ãåïàòîëèåíàëüíûé ñèíäðîì)

Ìîæåò íàñòóïèòü ëåòàëüíûé èñõîä îò ñåïòè÷åñêîãî äèñòðîôè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà.

Ïðîôèëàêòèêà:

Îáÿçàòåëüíîå îáñëåäîâàíèå âñåãî ïåðñîíàëà

Îáÿçàòåëüíîå îáñëåäîâàíèå âñåõ óõàæèâàþùèõ ìàòåðåé

Íåìåäëåííàÿ èçîëÿöèÿ ðåáåíêà èç îòäåëåíèÿ â îòäåëüíûé áîêñ

Íàáëþäåíèå âî âðåìÿ âñïûøêè

Ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè âî âðåìÿ âñïûøêè ýôôåêòèâíî ôàãèðîâàíèå ïîëèâàëåíòíûì æèäêèì ñàëüìîíåëëåçíûì áàêòåðèîôàãîì ïåðñîíàëà, óõàæèâàþùèõ ìàòåðåé, äåòåé. Êóðñ 3-5 äíåé.

ÝØÅÐÈÕÈÎÇÛ (ÊÎËÈ ÈÍÔÅÊÖÈß)

êèøå÷íûé äèçåíòåðèÿ ãàñòðèò

Âûçûâàåòñÿ ãðóïïîé âîçáóäèòåëåé ÝÏÊÏ (ýíòåðîïàòîãåííàÿ êèøå÷íàÿ ïàëî÷êà). Ðÿäîì ñ íàçâàíèåì E.Coli ñòàâÿò âàðèàíò ñåðîòèïà (ïî Î-àíòèãåíó).

Êàòåãîðèè ýøåðèõèé:

Ïåðâàÿ êàòåãîðèÿ (ãðóïïà) – î÷åíü ïàòîãåííàÿ äëÿ äåòåé äî 2-õ ëåò (îñîáåííî äëÿ äåòåé ïåðâîãî ïîëóãîäèÿ) Î-111, Î-119, Î-20, Î-18

Ýòà ãðóïïà âûçûâàåò òÿæåëåéøèå êèøå÷íûå ðàññòðîéñòâà ñ ðàçâèòèåì òîêñèêîçà è äåãèäðàòàöèåé.

Âòîðàÿ êàòåãîðèÿ âûçûâàåò çàáîëåâàíèÿ ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà è ó âçðîñëûõ Î-151 ( “Êðûì”), Î-124

Ýòè âîçáóäèòåëè íàçûâàþòñÿ “äèçåíòåðèéíîïîäîáíûå” òàê êàê ïî êëèíè÷åñêîå òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ ïîõîæå íà äèçåíòåðèþ.

Òðåòüÿ êàòåãîðèÿ “õîëåðîïîäîáíûå” âîçáóäèòåëè: øòàììû Î-1, Î-9

Âûçûâàþò êèøå÷íûå çàáîëåâàíèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, ïî êëèíèêå íàïîìèíàþùåé õîëåðó.

ÈÑÒÎ×ÍÈÊ ÈÍÔÈÖÈÐÎÂÀÍÈß ÷àùå ÿâëÿþòñÿ âçðîñëûå ìàòü, îòåö, ïåðñîíàë äëÿ êîòîðûõ äàííûé âîçáóäèòåëü íå ïàòîãåíåí.

ÏÓÒÈ ÈÍÔÈÖÈÐÎÂÀÍÈß: êîíòàêòíî-áûòîâîé, âîçìîæåí ïèùåâîé ( ïðè òåõíîëîãè÷åñêîì çàðàæåíèè ýøåðèõèè ìîãóò ñîõðàíÿòüñÿ â ïðîäóêòàõ ãîäàìè).

ÊËÈÍÈÊÀ: èíêóáàöèîííûé ïåðèîä îò 1-2 äî 7 äíåé. Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ ìîæåò áûòü ðàçëè÷íûì: îñòðîå, áóðíîå: ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà, îñîáåííî õàðàêòåðíà ôîíòàíèðóþùàÿ ðâîòà, ïàðàëëåëüíî äèñôóíêöèÿ êèøå÷íèêà. Ïîÿâëåíèå æèäêîãî ñòóëà îðàíæåâîãî öâåòà ñ áåëûìè êîìî÷êàìè, âïèòûâàþùåãîñÿ â ïåëåíêó, ñ ïðèìåñüþ ñëèçè ( â îòëè÷èå îò äèçåíòåðèè êðîâü íå õàðàêòåðíà).

Î÷åíü ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííûé ìåòåîðèçì, ÷òî âûçûâàåò áåñïîêîéñòâî ðåáåíêà, êàòåãîðè÷åñêèé îòêàç îò åäû è ïèòüÿ, â ñâÿçè ñ ïîòåðåé æèäêîñòè âîçíèêàåò äåãèäðàòàöèÿ ñ âûðàæåííûìè ýëåêòðîëèòíûìè íàðóøåíèÿìè ( ñíà÷àëà ïîòåðÿ íàòðèÿ , çàòåì êàëèÿ).  ýòîé ñâÿçè ïîÿâëÿþòñÿ âûðàæåííûå ãåìîäèíàìè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà â âèäå: õîëîäíûõ êîíå÷íîñòåé, áëåäíî-ìðàìîðíîé êîæè, íåðåäêî ñ ñåðîâàòûì êîëîðèòîì, ìûøå÷íàÿ ãèïîòîíèÿ, çàîñòðåííûå ÷åðòû ëèöà, ðåçêî ñíèæåí òóðãîð êîæè. Çàïàäåíèå áîëüøîãî ðîäíè÷êà, ñóõèå ñëèçèñòûå: èíîãäà øïàòåëü ïðèëèïàåò ê ÿçûêó.

Ãðîçíûì ñèìïòîìîì äåãèäðàòàöèè ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå äèóðåçà âïëîòü äî àíóðèè, ïàäåíèÿ ÀÄ, òàõèêàðäèÿ, ïåðåõîäÿùàÿ â áðàäèêàðäèþ, ïàòîëîãè÷åñêèé ïóëüñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru