Дипломная работа на тему кишечные инфекции у детей
26 Àâãóñòà 2015
 ëåòíèé ïåðèîä àêòóàëüíîé ïðîáëåìîé îñòàåòñÿ ñîõðàíåíèå çäîðîâüÿ è íåäîïóùåíèå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Äàííàÿ ãðóïïà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé óñòîé÷èâî ñîõðàíÿåò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò ñðåäè èíôåêöèîííîé çàáîëåâàåìîñòè íàñåëåíèÿ Êðàñíîÿðñêîãî êðàÿ.
 îáùåé ñòðóêòóðå èíôåêöèîííîé è ïàðàçèòàðíîé çàáîëåâàåìîñòè îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè (ÎÊÈ) çàíèìàþò âòîðîå ìåñòî. Ñëó÷àè çàáîëåâàíèé ðåãèñòðèðóþòñÿ ñðåäè íàñåëåíèÿ âñåõ âîçðàñòîâ. Îïðåäåëÿåò çàáîëåâàåìîñòü äåòñêîå íàñåëåíèå, äîëÿ êîòîðîãî â âîçðàñòíîé ñòðóêòóðå ñîñòàâëÿåò 60 %. Âûñîêèå óðîâíè çàáîëåâàåìîñòè ðåãèñòðèðóþòñÿ ñðåäè íåîðãàíèçîâàííûõ äåòåé â âîçðàñòå äî 2 ëåò.
Çà 6 ìåñÿöåâ 2015 ãîäà â îáùåé ñòðóêòóðå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÎÊÈ óñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè – 20,2 %, äèçåíòåðèÿ – 0,4 %, ÎÊÈ íåóñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè – 79,8 %.
ÎÊÈ âûçûâàþò ìíîæåñòâî âîçáóäèòåëåé, â Êðàñíîÿðñêîì êðàå îïðåäåëÿþò çàáîëåâàåìîñòü âèðóñíûå êèøå÷íûå èíôåêöèè, âûçûâàåìûå ðîòà- è íîðîâèðóñàìè, äàëåå ñëåäóþò çàáîëåâàíèÿ, âûçâàííûå áàêòåðèÿìè.
Êèøå÷íûå èíôåêöèè – ãðóïïà çàáîëåâàíèé, îñíîâíûì êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèåì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, òîøíîòà, ðâîòà, æèäêèé ñòóë, ñ ôåêàëüíî-îðàëüíûì ìåõàíèçìîì ïåðåäà÷è, îñóùåñòâëÿåìûì ïèùåâûì, âîäíûì è êîíòàêòíî-áûòîâûì ïóòÿìè.
Íà óðîâåíü çàáîëåâàåìîñòè îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè â êðàå îêàçûâàåò âëèÿíèå êà÷åñòâî ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ. Òàê, â 2014 ãîäó óäåëüíûé âåñ ïðîá, íå îòâå÷àþùèõ ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèì íîðìàòèâàì ïî ìèêðîáèîëîãè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì, ïðîäóêòîâ, èìåþùèõ íàèáîëüøåå ýïèäåìè÷åñêîå çíà÷åíèå, ñîñòàâèë: ðûáà è ðûáíûå ïðîäóêòû – 11,3 %, ìîëîêî è ìîëî÷íûå ïðîäóêòû – 10,2 %, ìÿñî – 3,9 %, ïòèöà – 5,8 %, êóëèíàðíûå èçäåëèÿ – 5,2 %, êîíäèòåðñêèå èçäåëèÿ – 7,98 %, ïëîäîâîîâîùíàÿ ïðîäóêöèÿ – 4,5 %.
Ïðè÷èíàìè äåòñêîé çàáîëåâàåìîñòè î÷åíü ÷àñòî ñëóæèò íåñîáëþäåíèå ðîäèòåëÿìè ýëåìåíòàðíûõ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû ïðè êîðìëåíèè ìàëîëåòíèõ äåòåé è ïðèãîòîâëåíèè ïèùè äëÿ íèõ, íåñîáëþäåíèå ïðàâèë ïðèãîòîâëåíèÿ äåòñêèõ ìîëî÷íûõ ñìåñåé, ñðîêîâ è óñëîâèé èõ ðåàëèçàöèè, ëè÷íîé ãèãèåíû ìàòåðè ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè è óõîäå çà ðåáåíêîì ïåðâîãî ãîäà æèçíè.
Ñðåäè ïèùåâûõ ôàêòîðîâ, âûçûâàþùèõ áîëåçíü, ïðåîáëàäàþò ôðóêòîâûå ñîêè, ôðóêòîâûå è îâîùíûå ïþðå ñîáñòâåííîãî ïðèãîòîâëåíèÿ èç ïëîõî âûìûòûõ ôðóêòîâ è îâîùåé.
Çàðàæåíèå ÎÊÈ ìîæåò ïðîèñõîäèòü ÷åðåç âîäó, ïðè èñïîëüçîâàíèè äëÿ ïèòüÿ âîäû, çàãðÿçíåííîé âîçáóäèòåëÿìè ÎÊÈ, à òàêæå ïðè ïîïàäàíèè âîäû â îðãàíèçì âî âðåìÿ êóïàíèÿ â îòêðûòûõ âîäî¸ìàõ, áàññåéíàõ.
Âîçíèêíîâåíèþ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ñïîñîáñòâóåò è íèçêàÿ ñàíèòàðíàÿ êóëüòóðà íàñåëåíèÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè ïåðâûõ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ íå êàæäûé ÷åëîâåê îáðàùàåòñÿ ê âðà÷ó, à çàíèìàåòñÿ áîëüøåé ÷àñòüþ ñàìîëå÷åíèåì. Ýòî ïðèâîäèò ê èñ÷åçíîâåíèþ íà êîðîòêîå âðåìÿ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ, ïåðåõîäîì çàáîëåâàíèÿ â õðîíè÷åñêóþ ôîðìó. Áîëüíîé ñòàíîâèòñÿ íîñèòåëåì âîçáóäèòåëÿ èíôåêöèè (áàêòåðèîíîñèòåëåì) è èñòî÷íèêîì çàáîëåâàíèÿ äëÿ äðóãèõ.
Îñîáåííî îïàñíî, åñëè áàêòåðèîíîñèòåëåì ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê, ðàáîòàþùèé â ñèñòåìå îáùåñòâåííîãî ïèòàíèÿ, íà âîäîçàáîðíûõ è âîäîïðîâîäíûõ ñîîðóæåíèÿõ, çàíÿòûé îáñëóæèâàíèåì äåòåé è áîëüíûõ â ñòàöèîíàðå.
Çàáîëåâàíèÿ ÎÊÈ ìîãóò ïåðåäàâàòüñÿ ïðè êîíòàêòå ñ áîëüíûì ÷åëîâåêîì. Íåðÿøëèâîñòü áîëüíûõ, à òàêæå ëèö, óõàæèâàþùèõ çà íèìè, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ìèêðîñêîïè÷åñêèå ÷àñòèöû èñïðàæíåíèé, ñîäåðæàùèå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèè, ïîïàäàþò íà ðóêè, à çàòåì íà ïèùó, ïîñóäó, ìåáåëü, èãðóøêè è äðóãèå ïðåäìåòû äîìàøíåãî îáèõîäà.
Ïðîôèëàêòèêà îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé âî ìíîãîì çàâèñèò îò ñòðîãîãî ñîáëþäåíèÿ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû.
4746
Источник
подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования; убеждение в необходимости проведения исследований
соблюдение саниатрно-противоэпидемического режима в отделении (обеспечение инфекционной безопасности для родителей, персонала пациентов), влажная уборка с дезинфекцинного инфекционного средствами, проветривание, кварцевание помещения , обучение соблюдению режима находящихся родственников ; возможная помощь в организации дезинфекционного режима на дому, если лечение не требует госпитализации;
оценка состояния ребенка при каждом контрольном посещении (в пределах профессиональной компетенции: оценка состояния кожи, слизистых оболочек, дыхания и пульса, двигательной активности, физиологических отправлений (регистрировать частоту и характер стула, диуреза, оценка характера рвотных масс) и своевременное выявление новых проблем с фиксацией в истории болезни;
установление с ребенком и его родителями доверительных отношений, обсуждение состояния здоровья (учитывая возраст, физиологические и психологические особенности, необходимость соблюдения деонтологических принципов и план лечения, разработанный врачом);
при каждом контрольном посещении поддерживать у ребенка положительные эмоции, поощрять соблюдение назначенного режима и диеты;
поддержка родителей на всех стадиях развития заболевания (помочь им увидеть перспективу выздоровления);
поощрение и настрой родственников на тщательный и терпеливый уход за ребенком; формирование у них мотивации на сотрудничество; активное вовлечение в реализацию сестринского процесса, в т. ч. обучение основным практическим манипуляциям в домашних условиях, самостоятельной доврачебной помощи (при рвоте, метеоризме, поносе и др.);
восполнение дефицита знаний родителей о причинах заболевания, факторах риска, особенностях течения и др. в доступной и убедительной форме (в информационно – согласованном взаимодействии с врачом);
убеждение родителей о необходимости соблюдения всех врачебных назначений и динамического наблюдения за ребенком; обучение родственников правилам приема и дачи лекарственных препаратов
обучение родителей приемам профилактики кишечных инфекций формирование здоровых привычек не только ребенка, но и всей семьи (личная гигиена, санация очагов инфекции и др.).
Перечисленные сестринские вмешательства направлены на обеспечение жизненных потребностей ребенка при условии взаимодействия врач – медицинская сестра – родители ребенка.
Литература
1. , Лыскина болезни: Учебник. – М.: Медицина, 2001. – с. 529 – 535.
2. , Дунайцева дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ – инфекции и эпидемиологии. Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.
3. , Жилина дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ – инфекции и эпидемиологии: Учебное пособие. – М.: АНМИ, – 242с.
4. В помощь участковой педиатрической и семейной медицинской сестре// Сестринское дело. – 2003. – №6 42-43 с.
5. , , Чайковская дело в педиатрии. Руководство. – Самара, ГП «Перспектива», 2000. – 512 с.
6. Конь продукты лечебного питания: характеристика и применение у детей раннего возраста// Детский доктор. – 2000. – № 3. 43-47 с.
7. Краснов дело. Том 2. – М.: ГП «Перспектива», 1999. – С. 263 – 351.
8. Лютикова дело в педиатрии. – М.: АНМИ. – 2005. – 399 с.
9. Малов дело при инфекционных заболеваниях. – 2001. – с. 43 – 44.
10. , Чернышева для средних медицинских работников – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 992 с.
11. Перфильева помощь в педиатрии: Учеб. пособие: Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР – МЕД. – 2001. – 176 с.
12. , , Кнорринг содержания провоспалительных цитокинов в крови больных острой дизентерией с учетом системной энзимотерапии.//Цитокины и воспаление.-2012.–Т. 11.№ 1.–С.114–118005. – 284 с.
13. Сергеева «Педиатрия». – Издательство ПИТЕР. – 2007. – с. 473,477, 481 – 488.
14. , , Шеховцова дело в педиатрии. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: Феникс. – 2000. – с. 226 – 231, 244 – 245, 273 – 274.
15. , , Соколова кишечные инфекции у детей (диагностика, классификация, лечение). – М., 2003. – 53 с.
16. Царегородцева лечебной диеты у детей раннего возраста с острыми расстройствами пищеварения// Лечащий врач. – 2001. – №10. – с. 8 – 15.
Приложение 1
Памятка для медицинских сестер при наблюдении за больным с ОКИ.
№ п/п | Параметр | Характеристика |
1. | Рвота | Частота, характер, связь с приемом пищи |
2 | Стул | Частота, характер, наличие патологических примесей – слизь, гной, кровь |
3 | Вздутие живота | Урчание по ходу кишечника, болезненность |
4 | Кожные покровы | Окраска (бледность, синюшность, мраморность), температура |
5 | Поведение | Вялость, сонливость, возбуждение. Двигательное беспокойство может быть вплоть до судорог, крик у маленьких детей |
6 | Слизистые оболочки | Окраска, влажность |
7 | Артериальное давление | В норме или изменено (повышено или понижено) |
8 | Пульс | Норма или тахикардия |
9 | Мочеиспускание | Диурез, может быть олигурия, анурия |
10 | Питание | Отказ от еды или питание выборочное |
11 | Питьевой режим | Отказ от питья, объем который пьет ребенок |
12 | Дыхание | Частота, глубина. Наличие шумного дыхания |
Приложение 2
Особенности сестринского ухода за детьми с ОКИ
№ п/п | Сестринское вмешательство | Обоснование действий |
1 | Частая и своевременная смена нательного и постельного белья | Профилактика опрелостей, гигиена кожи |
2 | Обеспечение питьевого режима | Достаточное поступление жидкости в организм, и ее учет |
3 | Ежедневный контроль веса (особенно у детей до года) | Измерение потерь |
4 | Термометрия | Контроль температуры тела. |
5 | Контроль за мочеиспусканием | Измерение диуреза. Контроль за выделительной функцией почек |
6 | Согревание ребенка (при отсутствии лихорадки) | Восполнение потерь тепла, которые ребенок теряет со рвотой и жидким стулом. Во избежание ожогов грелку кладут под одеяло в ноги, обернутую пеленкой. Тепловой комфорт |
7 | Уход за полостью рта | Профилактика трещин – увлажнение водой, смазывание губ вазелином, |
8 | Туалет кожи. Подмывание больного | Обеспечение чистоты кожи, чистоты промежности. |
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
Источник
Èçó÷åíèå ñòðóêòóðû äåòñêîé ñìåðòíîñòè. Ýòèîëîãèÿ è êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ êèøå÷íîãî ñèíäðîìà. Ñèìïòîìû îñòðîãî ýíòåðîêîëèòà è ãàñòðèòà. Äèàãíîñòèêà è îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ äèçåíòåðèè ó äåòåé. Ëå÷åíèå ñàëüìîíåëë¸çà, ïðîòåêàþùåãî ïî òèïó òîêñèêîèíôåêöèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru
Ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Ñàðàòîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò»
Ôåäåðàëüíîãî àãåíòñòâà ïî çäðàâîîõðàíåíèþ è ñîöèàëüíîìó ðàçâèòèþ
Ðåôåðàò
íà òåìó: Êèøå÷íûå èíôåêöèè
Âûïîëíèë ñòóäåíò 23 ãðóïïû
4 êóðñà ëå÷åáíîãî ôàêóëüòåòà
×àïîâ À.À.
2015 ã.
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû: êèøå÷íûå èíôåêöèè çàíèìàþò â ñòðóêòóðå äåòñêîé ñìåðòíîñòè 4-å ìåñòî, â ñòðóêòóðå äåòñêèõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè çàíèìàþò 2-å ìåñòî.
Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè õàðàêòåðèçóþòñÿ íå òîëüêî âûñîêîé çàáîëåâàåìîñòüþ, ÷àñòîòîé ñëó÷àåâ, íî è ê ñîæàëåíèþ âûñîêîé ëåòàëüíîñòüþ. Îñîáåííî âûñîêà ëåòàëüíîñòü ó äåòåé 1-ãî ãîäà æèçíè.
Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè – ýòî ãðóïïà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé, âûçûâàåìûõ ïàòîãåííûì ýíòåðîáàêòåðèÿìè, ïðåäñòàâèòåëÿìè óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðû (ÓÏÔ), ìíîãî÷èñëåííûìè âèðóñàìè è õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïîðàæåíèåì æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ñ ðàçâèòèåì ñèìïòîìîâ òîêñèêîçà è äåãèäðàòàöèè ( îáåçâîæèâàíèÿ, ýêñèêîçà).
ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÎÑÒÐÛÕ ÊÈØÅ×ÍÛÕ ÈÍÔÅÊÖÈÉ Ó ÄÅÒÅÉ
Ïî ñòðóêòóðå ( ýòèîëîãèè)
Äèçåíòåðèÿ ( øèãåëëåç). Çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî ñðåäè çàáîëåâàíèé ó äåòåé, îñîáåííî äîøêîëüíîãî è øêîëüíîãî âîçðàñòà.
Ñàëüìîíåëëåçû. Çàíèìàþò 2-å ìåñòî â ñòðóêòóðå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî ÷àñòîòå. Ïîðàæàþòñÿ äåòè âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï.
Êîëè èíôåêöèè ( ýøåðèõèîçû).
Êèøå÷íûå çàáîëåâàíèÿ, âûçâàííûå ñòàôèëîêîêêîì ( â îñíîâíîì ïàòîãåííûì øòàììîì Staphilococcus aureus), èåðñèíèÿìè ( â ÷àñòíîñòè Yersinia enterocolitica), ýíòåðîêîêêîì, êàìïèëîáàêòåð, ïðåäñòàâèòåëÿìè óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðû ( ïðîòåé, êëåáñèåëëà – àáñîëþòíî íå÷óâñòâèòåëüíà ê àíòèáèîòèêàì, öèòðîáàêòåð), ãðèáû ðîäà Candida ( ïîðàæåíèå âñåãî ÆÊÒ âñëåäñòâèå òîãî ÷òî ó äåòåé èìååòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèé èììóíîäåôèöèò).
Âèðóñíûå êèøå÷íûå èíôåêöèè. Ïî äàííûì àìåðèêàíñêèõ àâòîðîâ íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò òàêèå âèðóñû êàê: ðîòàâèðóñ. Òàêæå èìåþò çíà÷åíèå â âîçíèêíîâåíèè êèøå÷íîãî ñèíäðîìà: àäåíîâèðóñ – òðîïåí êî âñåì ñëèçèñòûì – ïîýòîìó îäíîìîìåíòíî ìîæåò áûòü ðÿä ñèìïòîìîâ: íàñìîðê, êàøåëü, êîíúþíêòèâèò, âûðàæåííûé ïîíîñ è ò.ä. Ýíòåðîâèðóñ ýòî âîçáóäèòåëü ýíòåðîâèðóñíûõ çàáîëåâàíèé êîòîðûå ìîãóò ïðîòåêàòü ñ ìåíèíãèòîì, ïîëèîìèåëèòîïîäîáíûì ñèíäðîìîì , â òîì ÷èñëå ñ äèàðåéíûì ñèíäðîìîì è ñûïüþ.  îñíîâíîì èíôèöèðîâàíèå ýíòåðîâèðóñîì èäåò ïðè êóïàíèè â âîäîåìàõ â êîòîðûå èäåò êîììóíàëüíî-áûòîâîé ñòîê.
Ïî êëèíè÷åñêîé ôîðìå çàáîëåâàíèÿ ( ïîñèíäðîìíûé äèàãíîç).
Îñòðûé ãàñòðèò, êîãäà çàáîëåâàíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ òîëüêî ñèíäðîìîì ðâîòû, íåò ðàññòðîéñòâ ñî ñòîðîíû êèøå÷íèêà. Ýòî áûâàåò ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà ïðè ïèùåâûõ îòðàâëåíèÿõ.
Îñòðûé ýíòåðèò: îòñóòñòâóåò ñèíäðîì ðâîòû, íî åñòü ñèíäðîì äèàðåè – ñòóë ÷àñòûé, æèäêèé.
Îñòðûé ãàñòðîýíòåðèò âñòðå÷àåò ÷àùå âñåãî: åñòü ñèíäðîì ðâîòû, îáåçâîæèâàíèÿ, äèàðåè.
 ðÿäå ñëó÷àåâ êîãäà ðåáåíîê çàáîëåâàåò òÿæåëîé ôîðìîé äèçåíòåðèè ñèìïòîìîêîìïëåêñ ðåàëèçóåòñÿ â íèæíèõ îòäåëàõ è õàðàêòåðèçóåòñÿ îñòðûì êîëèòîì: òåíåçìû, áåñêàëîâûé ñòóë ñ ïðèìåñüþ êðîâè.
Îñòðûé ýíòåðîêîëèò – ïîðàæåíèå âñåãî êèøå÷íèêà
Ïî òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ:
Òèïè÷íûå ôîðìû: ëåãêàÿ, ñðåäíåòÿæåëàÿ, òÿæåëàÿ.
Êðèòåðèè îïðåäåëåíèÿ òÿæåñòè: òÿæåñòü îïðåäåëÿåòñÿ ïî:
âûñîòå òåìïåðàòóðû
÷àñòîòå ðâîòû
÷àñòîòå ñòóëà
âûðàæåííîñòè ñèìïòîìîì èíòîêñèêàöèè è îáåçâîæèâàíèÿ
Àòèïè÷íûå ôîðìû:
Ñòåðòûå ôîðìû: ñêóäíûé ñèìïòîìîêîìïëåêñ – êàøèöåîáðàçíûé ñòóë 1-2 ðàçà, ñóáôåáðèëüíîå îäíîêðàòíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû îòñóòñòâèå ðâîòû, ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Äèàãíîç ñòàâèòñÿ ïî áàêòåðèîëîãè÷åñêîìó è ñåðîëîãè÷åñêîìó ïîäòâåðæäåíèþ.
Áåññèìïòîìíàÿ ôîðìà: ïîëíàÿ îòñóòñòâèå êàêèõ-ëèáî ñèìïòîìîâ. Äèàãíîç ñòàâÿò ïî âûñåâó ðåáåíêà.
Áàêòåðèîíîñèòåëüñòâî. Ìíîãèå ïåäèàòðû êîãäà íå õîòÿò èìåòü íåïðèÿòíîñòåé ñ ÑÝÑ ( ñ âûïóñêíèêàìè ñàíèòàðíîãî ôàêóëüòåòà) ñòàâÿò äèàãíîç áàêòåðèîíîñèòåëüñòâî. Ñëåäîâàòåëüíî, ê ýòîìó äèàãíîçó íàäî îòíîñèòñÿ îñòîðîæíî: áàêòåðèîíîñèòåëüñòâî – ýòî ïîëíîå îòñóòñòâèå êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, èìååòñÿ ëèøü òðàíçèòîðíîå, îäíîêðàòíîå âûäåëåíèå ìèêðîáà. Ñòàâèòü òàêîé äèàãíîç äîñòàòî÷íî ðèñêîâàííî ïîòîìó ÷òî âîçìîæíîñòè îáñëåäîâàíèÿ â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ íåò, è ëó÷øå ïîñòàâèòü äèàãíîç – ëåãêàÿ ôîðìà.
Ãèïåðòîêñè÷åñêàÿ ôîðìà. Çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ î÷åíü áóðíî, îñòðî, ñ ðàçâèòèåì èíîãäà èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêîãî øîêà (1-3 ñòåïåíè), õàðàêòåðèçóþùååñÿ âûðàæåííûìè òîêñè÷åñêèìè ñèìïòîìàìè è ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâèåì ìåñòíûõ èçìåíåíèé (êèøå÷íèê èíòàêòåí òàê êàê èçìåíåíèÿ íå óñïåâàþò ðàçâèòüñÿ). Ïðè îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêèé øîê âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî.
ÄÈÇÅÍÒÅÐÈß (ØÈÃÅËËÅÇ)
 íàøåé ñòðàíå î÷åíü ðàñïðîñòðàíåííîå çàáîëåâàíèå. Ñ 1980 ïî 1990 ãîä çàáîëåâàåìîñòü øëà íà óáûëü, åñëè äåòè è çàáîëåâàëè, òî ýòî áûëè ëåãêèå ìîíîòîííûå ôîðìû, åäèíñòâåííîå ÷òî áûëî íåïðèÿòíî – ýòî âûñåâû ( íîñèòåëüñòâî). Íî íà÷èíàÿ ñ 1991-92 ãã., â òîì ÷èñëå è â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå êàòàñòðîôè÷åñêè âûðîñëà çàáîëåâàåìîñòü äèçåíòåðèåé è óòÿæåëèëèñü ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ñìåðòíîñòü ñðåäè âçðîñëûõ ñîñòàâëÿåò 200 íà 100 òûñ.
ÝÒÈÎËÎÃÈß
Äèçåíòåðèÿ âûçûâàåòñÿ: Shigella Sonnei (â îñíîâíîì 2-é ôåðìåíòàòèâíûé òèï) – â ïðåäûäóùèå ãîäû ïðåîáëàäàë ýòîò øòàìì. Shigella Flexneri (øòàììû 2à è 4â. Øòàìì 2à áîëåå çëîáíûé è ïðåîáëàäàåò.) âûçûâàåò íàèáîëåå òÿæåëûå ôîðìû äèçåíòåðèè.
ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÒÅ×ÅÍÈß ÄÈÇÅÍÒÅÐÈÈ Ó ÄÅÒÅÉ ÏÅÐÂÎÃÎ ÃÎÄÀ ÆÈÇÍÈ
Äåòè ïåðâîãî ãîäà æèçíè äèçåíòåðèåé áîëåþò äîñòàòî÷íî ðåäêî, ÷òî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì êîíòàêòîâ, ãðóäíûì âñêàðìëèâàíèåì è àíòèòåëüíîé çàùèòîé ìàòåðè. Ñëåäîâàòåëüíî, åñëè ó ãðóäíîãî ðåáåíêà îòìå÷àåòñÿ äèàðåéíûé ñèíäðîì, òî î äèçåíòåðèè íàäî äóìàòü â ïîñëåäíþþ î÷åðåäü.
Çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò ïðåèìóùåñòâåííî â ñðåäíåòÿæåëîé èëè ëåãêîé ôîðìå, äîñòàòî÷íî ìîíîòîííî, òåìïåðàòóðà ÷àùå ñóáôåáðèëüíàÿ, ðâîòà ðåäêà (âîîáùå ðâîòà íå î÷åíü õàðàêòåðíà äëÿ äèçåíòåðèè) ñòóë íîñèò õàðàêòåð ýíòåðèòíîãî ( âûñîêèé ñòóë – æèäêèé, ñ ìåëêîé ñëèçüþ, çåëåíîãî öâåòà, êàëîâîãî õàðàêòåðà) – íåêëàññè÷åñêèé, ñ ðàçíîé ÷àñòîòîé.
Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà îòñóòñòâóåò òàêîé êëàññè÷åñêèé ñèìïòîì äèçåíòåðèè êàê òåíåçìû ( ïîçûâ íà íèç). Âìåñòî ýòîãî ñèìïòîìà èìååò ìåñòî ýêâèâàëåíòû òåíåçì: ïåðåä àêòîì äåôåêàöèè ðåáåíîê ðåçêî âîçáóæäåí, ñòó÷èò íîæêàìè, êðè÷èò, ãèïåðåìèÿ ëèöà, âûðàæåíà ïîòëèâîñòü, òàõèêàðäèÿ, èíîãäà íàïðÿæåí æèâîò, à ïîñëå àêòà äåôåêàöèè âñå ýòè ÿâëåíèÿ ïðîõîäÿò.
Íàñëîåíèå èíòåðêóðåíòíûõ çàáîëåâàíèé: åñëè ðåáåíîê çàáîëåâàåò äèçåíòåðèåé, òî íå òàê ñàìà äèçåíòåðèÿ èñòîùàåò åãî, ñêîëüêî èíòåðêóðåíòíûå çàáîëåâàíèÿ: ãíîéíûå îòèòû, ÎÐÂÈ, ïíåâìîíèè, ãíîéíè÷êîâûå ïîðàæåíèÿ êîæè, èíôåêöèÿ ìî÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé è òàê äàëåå.
Òå÷åíèå äèçåíòåðèè õàðàêòåðèçóåòñÿ ìåäëåííûì (íåðåäêî çàòÿæíûì – ñâûøå 1.5 ìåñ.) ìîíîòîííûì òå÷åíèåì, â ñâÿçè ñ ÷àñòûì ðàçâèòèåì (äî 90% ñëó÷àåâ) äèñáàêòåðèîçà, ÷òî ïðèâîäèò ê äëèòåëüíîìó âûäåëåíèþ ìèêðîáà (ìåñÿöàìè), ÷òî òðóäíî ïîääàåòñÿ ëå÷åíèþ ( ëå÷åíèå äîëæíî áûòü âàðèàáåëüíûì).
ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÒÅ×ÅÍÈß ÒÎÊÑÈ×ÅÑÊÎÉ ÄÈÇÅÍÒÅÐÈÈ
×àùå âûçûâàåòñÿ Shigella Flexneri è ïðåèìóùåñòâåííî ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà (òàê êàê ìàëåíüêèé ðåáåíîê â ñèëó íåäîðàçâèòîñòè èììóííîé ñèñòåìû íå ìîæåò òàê îòðåàãèðîâàòü íà èíôåêöèþ). Íà÷àëî îñòðîå: ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû äî 39-40 ãðàäóñîâ (ìîëíèåíîñíî), âûðàæåííàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ðåçêîå âîçáóæäåíèå â ïåðâûå ÷àñû ñîïðîâîæäàþùååñÿ êëîíèêî-òîíè÷åñêèìè ñóäîðîãàìè.  ðÿäå ñëó÷àå âîçìîæíà ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ìîæåò áûòü ðâîòà è ïðè îáúåêòèâíîì îñìîòðå ïîëîæèòåëüíû ìåíèíãåàëüíûå ñèìïòîìû. Ýòî òèïè÷íàÿ êëèíèêà ñåðîçíîãî èëè ãíîéíîãî ìåíèíãèòà, è ëó÷øå òàêîãî ðåáåíêà ãîñïèòàëèçèðîâàòü. Ñëîæíîñòü äèàãíîñòèêè çàêëþ÷àåòñÿ â áîëåå ïîçäíåì ( ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ èëè ñóòîê) ïîÿâëåíèè õàðàêòåðíîãî êèøå÷íîãî ñèíäðîìà – ÷àñòîãî õàðàêòåðíîãî ñòóëà, òåíåçì, áîëåé â æèâîòå , ÷òî ñïîñîáñòâóåò íåïðàâèëüíîé ãîñïèòàëèçàöèè ðåáåíêà.  äèàãíîñòèêå ïîìîãàåò:
óêàçàíèå íà íàëè÷èå êîíòàêòà ñ áîëüíûì îñòðîé êèøå÷íîé èíôåêöèåé
ññûëêà íà óïîòðåáëåíèå ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ íàêàíóíå çàáîëåâàíèÿ. Òàê êàê èìåííî ìîëî÷íûå ïðîäóêòû çàíèìàþò ïåðâîå ìåñòî â ïðè÷èíàõ âîçíèêíîâåíèÿ èíôåêöèè òàê êàê ìîëî÷íàÿ Ñðåäà ÿâëÿåòñÿ ëó÷øåé ñðåäîé äëÿ ðàçâèòèÿ Shigella Flexneri.
îáÿçàòåëüíàÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ ðåáåíêà äëÿ ïðîâåäåíèÿ äèôôåðåíöèàëüíîãî äèàãíîçà ñ ìåíèíãèòîì, è ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðîâåäåíèå ëþìáàëüíîé ïóíêöèè.
ïðîâåäåíèå êîìïëåêñíîãî ëàáîðàòîðíîãî îáñëåäîâàíèÿ:
êîïðîãðàììà -ïîñåâ êàëà íà äèçãðóïïó, êîëèïàòîãåííóþ ôëîðó, òèôîïàðàòèôîçíóþ ãðóïïó . Ïðîâîäèòñÿ 3-õ êðàòíî â ïåðâûå ÷àñû, ñóòêè çàáîëåâàíèÿ äî íà÷àëà àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè. Ïîäòâåðæäåíèå áàêòåðèîëîãè÷åñêîå áûâàåò â 30% ñëó÷àåâ ïîýòîìó íóæíî îáñëåäîâàòü êàê ìèíèìóì òðèæäû.
Íà 5-7 äåíü îò íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ íàäî ïðîâåñòè ñåðîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå: ÐÍÃÀ ñ äèçåíòåðèéíûì äèàãíîñòèêóìîì, ñ ïîâòîðíûì èññëåäîâàíèåì ÷åðåç 7-10 äíåé.
Äèàãíîñòè÷åñêèé òèòð ïðè äèçåíòåðèè âûçâàííîé Shigella Flexneri 1/200, ïðè äèçåíòåðèè âûçâàííîé Shigella Sonnei – 1/100. Äèàãíîñòè÷åñêè âàæíûì ÿâëÿåòñÿ íàðàñòàíèå òèòðà àíòèòåë â äèíàìèêå.
Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðîâîäÿò ðåêòîðîìàíîñêîïèþ, êîòîðàÿ î÷åíü àêòóàëüíà ïðè äèçåíòåðèè.
Ò߯ÅËÛÅ ÔÎÐÌÛ ÄÈÇÅÍÒÅÐÈÈ ñ ïðåîáëàäàíèåì ìåñòíûõ ÿâëåíèé (êîëèòè÷åñêèé èëè ãåìîêîëèòè÷åñêèé ñèíäðîì). Ñîâðåìåííàÿ äèçåíòåðèÿ ïðîòåêàåò êàê ïðàâèëî â òàêîé ôîðìå. Íà÷àëî îñòðîå: íà ïåðâûé ïëàí âûñòóïàþò æàëîáû íà ñõâàòêîîáðàçíûå èíòåíñèâíûå áîëè â íèæíåé
÷àñòè æèâîòà. Ïðåèìóùåñòâåííî ñëåâà â ïðîåêöèè ñèãìîâèäíîé êèøêè. Áîëè óñèëèâàþòñÿ ïåðåä àêòîì äåôåêàöèè – òåíåçìû. Íàðÿäó ñ ýòèì áîëåâûì ñèíäðîìîì ïîÿâëÿþòñÿ è íàðàñòàþò ñèìïòîìû èíòîêñèêàèè ( òåìïåðàòóðà îò ñóáôåáðèëüíîé äî âûñîêèõ öèôð, ÷òî îïðåäåëÿåò òÿæåñòü òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ) âîçìîæíà ðâîòà, â òîì ÷èñëå ïîâòîðíàÿ, âîçìîæíî ïîÿâëåíèå â ïåðâûå ÷àñû äèàðåéíîãî ñèíäðîìà – ýòî ãëàâíûé äîìèíèðóþùèé ñèíäðîì – ýòî ÷àñòûé, æèäêèé ñòóë, ñîäåðæàùèé ïðèìåñü ãðóáîé òÿæèñòîé ñëèçè, äîñòàòî÷íî ÷àñòî ñ ïðèìåñüþ êðîâè, ÷òî è íàçûâàåòñÿ ãåìîêîëèòîì.  êîïðîãðàììå áîëüøå êîëè÷åñòâî ñëèçè, ôîðìåííûå ýëåìåíò êðîâè: ìàññà ëåéêîöèòîâ (30-40) , óâåëè÷åíèå ýðèòðîöèòîâ íå ïîäëåæàùèõ ñ÷åòó. Ñ ðàçâèòèåì ýðîçèâíî-ÿçâåííîãî ïðîöåññà â êàëå ïðàêòè÷åñêè îäíà àëàÿ êðîâü (íàäî èñêëþ÷èòü õèðóðãè÷åñêóþ ïàòîëîãèþ).
ÑÀËÜÌÎÍÅËËÅÇÛ
Ïî ÷àñòîòå çàíèìàþò 2-å ìåñòî, ïîñëå äèçåíòåðèè â ñòðóêòóðå çàáîëåâàåìîñòè.  ïðèðîäå ñóùåñòâóåò áîëåå 2000 âîçáóäèòåëåé ñàëüìîíåëëåçà. Ïî êëàññèôèêàöèè Êàóôìàíà-Óàéòà ïðåîáëàäàþò âîçáóäèòåëè âõîäÿùèå â ãðóïïû  ( Salmonella typhimurium), ãðóïïå D ( Salmonella typhi abdominalis), ãðóïïå Ñ â ìåíüøåé ñòåïåíè, ãðóïïå Å – ïðàêòè÷åñêè åäèíè÷íûå ñëó÷àè.
Ñàëüìîíåëëåçàìè áîëåþò â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ ÷àùå. Ñåé÷àñ î÷åíü ÷àñòî âîçáóäèòåëåì ÿâëÿåòñÿ Salmonella enteritidis .
Èíôèöèðîâàíèå ïðîèñõîäèò äâóìÿ ïóòÿìè:
1. Ïèùåâîé ïóòü: ïðè óïîòðåáëåíèè èíôèöèðîâàííûõ ïðîäóêòîâ – ÷àùå âñåãî ýòî ìÿñíûå ïðîäóêòû – ôàðø ìÿñíîé, ñòóäíè, âàðåíûå êîëáàñû, ÿéöà, êóðà, ãóñü, ìÿñíûå êîíñåðâû, ðûáà). Salmonella î÷åíü óñòîé÷èâà âî âíåøíåé ñðåäå.
2.Êîíòàêòî-áûòîâîé ïóòü.
Ïî êëèíè÷åñêîìó òå÷åíèþ è ïóòÿì çàðàæåíèÿ âûäåëÿþò 2 êëèíè÷åñêèõ âàðèàíòà òå÷åíèÿ ñàëüìîíåëëåçîâ:
1. Ñàëüìîíåëëåçû, ïðîòåêàþùèå ïî òèïó òîêñèêî-èíôåêöèé.
2. Êîíòàêòíûå (ãîñïèòàëüíûå ) ñàëüìîíåëëåçû.
ÑÀËÜÌÎÍÅËËÅÇÛ, ÏÐÎÒÅÊÀÞÙÈÅ ÏÎ ÒÈÏÓ ÒÎÊÑÈÊÎÈÍÔÅÊÖÈÈ
ÊËÈÍÈÊÀ: çàáîëåâàþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè ñòàðøåãî âîçðàñòà – øêîëüíèêè. Õàðàêòåðèçóåòñÿ îñòðûì áóðíûì íà÷àëîì: ïåðâûé ñèìïòîì êîòîðûé ïîÿâëÿåòñÿ ýòî ïîâòîðíàÿ, ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà, òîøíîòà, îòâðàùåíèå ê ïèùå, âîçìîæíî ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû ( îò 38 è âûøå), è ïàðàëëåëüíî òàêîìó íà÷àëó ïîÿâëÿþòñÿ áîëè â æèâîòå: ïðåèìóùåñòâåííî â ýïèãàñòðèè, âîêðóã ïóïêà, â ðÿäå ñëó÷àåâ áåç îïðåäåëåííîé ëîêàëèçàöèè, ñîïðîâîæäàþòñÿ óð÷àíèåì, ìåòåîðèçìîì, æèâîò ðåçêî âçäóò è ÷ðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ ïîÿâëÿåòñÿ æèäêèé, ñëèçèñòûé ñòóë, äîñòàòî÷íî çëîâîííûé, ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ãàçîâ. Ñëèçü â îòëè÷èå îò äèçåíòåðèè î÷åíü ìåëêàÿ, ñìåøàíà ñ êàëîâûìè ìàññàìè ( òàê êàê ïîðàæàþòñÿ âåðõíèå îòäåëû êèøå÷íèêà). Ñòóë òèïà áîëîòíîé òèíû. ×àñòîòà ñòóëà ðàçíàÿ: âîçìîæíî äî 10 è áîëåå ðàç â ñóòêè. Îáåçâîæèâàíèå ðàçâèâàåòñÿ äîñòàòî÷íî áûñòðî ïðè îòñóòñòâèè ëå÷åíèÿ ( íàäî ñäåëàòü ïðîìûâàíèå æåëóäêà, äàòü ïèòüå) èëè ïðè î÷åíü òÿæåëîé ôîðìå.
Òå÷åíèå ïèùåâîé òîêñèêîèíôåêöèè ðàçëè÷íîå: ìîæåò áûòü î÷åíü êîðîòêèì, íî ìîæåò áûòü äîñòàòî÷íî äëèòåëüíûì ñ âûäåëåíèåì èç èñïðàæíåíèé âîçáóäèòåëÿ.
ËÀÁÎÐÀÒÎÐÍÀß ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÀ â îòëè÷èå îò äèçåíòåðèè, ïðè ñàëüìîíåëëåçå èäåò ïðîðûâ âîçáóäèòåëÿ â êðîâü è èìååò ìåñòî áàêòåðèåìèÿ, ïîýòîìó äèàãíîñòèêà çàêëþ÷àåòñÿ:
Íà âûñîòå ëèõîðàäêè ïîñåâ êðîâè â æåë÷íûé áóëüîí. Êðîâü èç âåíû â êîëè÷åñòâå 3-5 ìë íàçíà÷èòü â ïðèåìíîì ïîêîå ïðè ïîñòóïëåíèè.
Êîïðîãðàììà íà íàëè÷èå âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà è ôåðìåíòàòèâíûõ èçìåíåíèé .
Áàêòåðèîëîãè÷åñêèé ïîñåâ êàëà íà òèôîïàðàòèôîçíóþ ãðóïïó.
Ïîñåâ ìî÷è ( ïðè âûïèñêå îáÿçàòåëüíî íàäî ñäåëàòü òàê êàê ÷àñòî èç êàëà Salmonella íå âûñåâàåòñÿ, à â ìî÷å îáíàðóæèâàåòñÿ â áîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ). Äåëàòü â ïåðèîä ðåêîíâàëåñöåíöèè è ïðè âûïèñêå.
Ñåðîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå: ÐÍÃÀ ñ ñàëüìîíåëëåçíûì àíòèãåíîì.
Ìîæíî è íóæíî ñäåëàòü ïîñåâ ðâîòíûõ ìàññ èëè ïðîìûâíûõ âîä æåëóäêà. Åñëè ñäåëàòü ñðàçó, òî îòâåò ÷àùå ïîëîæèòåëüíûé.
Ýòîò âàðèàíò ñàëüìîíåëëåçà ëå÷èòñÿ äîñòàòî÷íî ëåãêî.
ÃÎÑÏÈÒÀËÜÍÛÉ ÑÀËÜÌÎÍÅËËÅÇ
Ðåãèñòðèðóåòñÿ ó äåòåé ïðåèìóùåñòâåííî ïåðâîãî ãîäà æèçíè, ÷àñòî áîëåþùèõ, îñëàáëåííûõ (òî åñòü ñ ïëîõèì ïðåìîðáèäíûì ôîíîì), íîâîðîæäåííûõ, íåäîíîøåííûõ. Ïðîòåêàåò â âèäå âñïûøêè â äåòñêèõ îòäåëåíèÿõ â òîì ÷èñëå â ðîäèëüíûõ äîìàõ, ðåàíèìàöèîííûõ îòäåëåíèÿõ, õèðóðãè÷åñêèõ îòäåëåíèÿõ.
Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé èëè áàêòåðèîíîñèòåëü ñðåäè ïåðñîíàëà, óõàæèâàþùèõ ìàòåðåé. Êîãäà âîçáóäèòåëü ïîïàäàåò ê ðåáåíêó êîíòàêòíî-áûòîâûì ïóòåì. Âñïûøêà îõâàòûâàåò äî 80-90% íàõîäÿùèõñÿ äåòåé â îòäåëåíèè, â ñâÿçè ñ ÷åì îòäåëåíèå ñëåäóåò çàêðûòü è ïðîâåñòè çàêëþ÷èòåëüíóþ äåçèíôåêöèþ.
ÊËÈÍÈÊÀ ðàçâèâàåòñÿ èñïîäâîëü, ïîñòåïåííî. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ìîæåò óäëèíÿòüñÿ äî 5-10 äíåé. Ïîÿâëÿåòñÿ ñðûãèâàíèå, îòêàç ðåáåíêà îò ãðóäè, ïèòüÿ, âÿëîñòü, àäèíàìèÿ, ïîòåðÿ â âåñå, ñíà÷àëà ïîÿâëÿåòñÿ êàøèöåîáðàçíûé ñòóë, à äàëåå æèäêèé ñòóë âïèòûâàþùèéñÿ â ïåëåíêó, ñ ÷àñòîòîé äî 10-20 ðàç â ñóòêè. Ðàçâèâàåòñÿ äåãèäðàòàöèÿ.  ñâÿçè ñ íåýôôåêòèâíîñòüþ àíòèáèîòèêîòåðàïèè ( ìèêðîá ÷àñòî ðåçèñòåíòåí) ïðîèñõîäèò ãåíåðàëèçàöèÿ ïðîöåññà ñ âîçíèêíîâåíèåì ìíîæåñòâåííûõ î÷àãîâ èíôåêöèè:
– èíôåêöèÿ ìî÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé
– ãíîéíûé ìåíèíãèò
– ïíåâìîíèÿ
Ñàìûé ãëàâíûé î÷àã ýòî ýíòåðîêîëèò.
Îñîáåííîñòüþ äàííîãî ñàëüìîíåëëåçà â îòëè÷èå îò äèçåíòåðèè ÿâëÿåòñÿ:
äëèòåëüíàÿ ëèõîðàäêà ( îò íåñêîëüêèõ äíåé äî íåäåëü)
äëèòåëüíîñòü èíòîêñèêàöèè
óâåëè÷åíèå ïå÷åíè è ñåëåçåíêè ( ãåïàòîëèåíàëüíûé ñèíäðîì)
Ìîæåò íàñòóïèòü ëåòàëüíûé èñõîä îò ñåïòè÷åñêîãî äèñòðîôè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà.
Ïðîôèëàêòèêà:
Îáÿçàòåëüíîå îáñëåäîâàíèå âñåãî ïåðñîíàëà
Îáÿçàòåëüíîå îáñëåäîâàíèå âñåõ óõàæèâàþùèõ ìàòåðåé
Íåìåäëåííàÿ èçîëÿöèÿ ðåáåíêà èç îòäåëåíèÿ â îòäåëüíûé áîêñ
Íàáëþäåíèå âî âðåìÿ âñïûøêè
Ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè âî âðåìÿ âñïûøêè ýôôåêòèâíî ôàãèðîâàíèå ïîëèâàëåíòíûì æèäêèì ñàëüìîíåëëåçíûì áàêòåðèîôàãîì ïåðñîíàëà, óõàæèâàþùèõ ìàòåðåé, äåòåé. Êóðñ 3-5 äíåé.
ÝØÅÐÈÕÈÎÇÛ (ÊÎËÈ ÈÍÔÅÊÖÈß)
êèøå÷íûé äèçåíòåðèÿ ãàñòðèò
Âûçûâàåòñÿ ãðóïïîé âîçáóäèòåëåé ÝÏÊÏ (ýíòåðîïàòîãåííàÿ êèøå÷íàÿ ïàëî÷êà). Ðÿäîì ñ íàçâàíèåì E.Coli ñòàâÿò âàðèàíò ñåðîòèïà (ïî Î-àíòèãåíó).
Êàòåãîðèè ýøåðèõèé:
Ïåðâàÿ êàòåãîðèÿ (ãðóïïà) – î÷åíü ïàòîãåííàÿ äëÿ äåòåé äî 2-õ ëåò (îñîáåííî äëÿ äåòåé ïåðâîãî ïîëóãîäèÿ) Î-111, Î-119, Î-20, Î-18
Ýòà ãðóïïà âûçûâàåò òÿæåëåéøèå êèøå÷íûå ðàññòðîéñòâà ñ ðàçâèòèåì òîêñèêîçà è äåãèäðàòàöèåé.
Âòîðàÿ êàòåãîðèÿ âûçûâàåò çàáîëåâàíèÿ ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà è ó âçðîñëûõ Î-151 ( Êðûì), Î-124
Ýòè âîçáóäèòåëè íàçûâàþòñÿ äèçåíòåðèéíîïîäîáíûå òàê êàê ïî êëèíè÷åñêîå òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ ïîõîæå íà äèçåíòåðèþ.
Òðåòüÿ êàòåãîðèÿ õîëåðîïîäîáíûå âîçáóäèòåëè: øòàììû Î-1, Î-9
Âûçûâàþò êèøå÷íûå çàáîëåâàíèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, ïî êëèíèêå íàïîìèíàþùåé õîëåðó.
ÈÑÒÎ×ÍÈÊ ÈÍÔÈÖÈÐÎÂÀÍÈß ÷àùå ÿâëÿþòñÿ âçðîñëûå ìàòü, îòåö, ïåðñîíàë äëÿ êîòîðûõ äàííûé âîçáóäèòåëü íå ïàòîãåíåí.
ÏÓÒÈ ÈÍÔÈÖÈÐÎÂÀÍÈß: êîíòàêòíî-áûòîâîé, âîçìîæåí ïèùåâîé ( ïðè òåõíîëîãè÷åñêîì çàðàæåíèè ýøåðèõèè ìîãóò ñîõðàíÿòüñÿ â ïðîäóêòàõ ãîäàìè).
ÊËÈÍÈÊÀ: èíêóáàöèîííûé ïåðèîä îò 1-2 äî 7 äíåé. Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ ìîæåò áûòü ðàçëè÷íûì: îñòðîå, áóðíîå: ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà, îñîáåííî õàðàêòåðíà ôîíòàíèðóþùàÿ ðâîòà, ïàðàëëåëüíî äèñôóíêöèÿ êèøå÷íèêà. Ïîÿâëåíèå æèäêîãî ñòóëà îðàíæåâîãî öâåòà ñ áåëûìè êîìî÷êàìè, âïèòûâàþùåãîñÿ â ïåëåíêó, ñ ïðèìåñüþ ñëèçè ( â îòëè÷èå îò äèçåíòåðèè êðîâü íå õàðàêòåðíà).
Î÷åíü ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííûé ìåòåîðèçì, ÷òî âûçûâàåò áåñïîêîéñòâî ðåáåíêà, êàòåãîðè÷åñêèé îòêàç îò åäû è ïèòüÿ, â ñâÿçè ñ ïîòåðåé æèäêîñòè âîçíèêàåò äåãèäðàòàöèÿ ñ âûðàæåííûìè ýëåêòðîëèòíûìè íàðóøåíèÿìè ( ñíà÷àëà ïîòåðÿ íàòðèÿ , çàòåì êàëèÿ).  ýòîé ñâÿçè ïîÿâëÿþòñÿ âûðàæåííûå ãåìîäèíàìè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà â âèäå: õîëîäíûõ êîíå÷íîñòåé, áëåäíî-ìðàìîðíîé êîæè, íåðåäêî ñ ñåðîâàòûì êîëîðèòîì, ìûøå÷íàÿ ãèïîòîíèÿ, çàîñòðåííûå ÷åðòû ëèöà, ðåçêî ñíèæåí òóðãîð êîæè. Çàïàäåíèå áîëüøîãî ðîäíè÷êà, ñóõèå ñëèçèñòûå: èíîãäà øïàòåëü ïðèëèïàåò ê ÿçûêó.
Ãðîçíûì ñèìïòîìîì äåãèäðàòàöèè ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå äèóðåçà âïëîòü äî àíóðèè, ïàäåíèÿ ÀÄ, òàõèêàðäèÿ, ïåðåõîäÿùàÿ â áðàäèêàðäèþ, ïàòîëîãè÷åñêèé ïóëüñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник