К эукариотам относят кишечную палочку
Кишечная палочка (син.: Bacterium coli commune, Escherichia coli) — грамотрицательная палочка семейства Enterobacteriaceae, рода Escherichia. Впервые выделена и описана в 1885 г. Т. Эшерихом. По систематике комитета общества американских бактериологов (Soc. Amer. Bact, committee, 1920) относится к роду Escherichia Castellani and Chalmers, включающему 22 вида.
Подкомитет по энтеробактериям (Enterobacteriaceae Subcommittee, 1962) отнес E. coli к группе Escherichia — Shigella, к-рая по классификации Юинга и Кауффманна представлена одноименным трибом, включающим два рода — Escherichia и Shigella. Род Escherichia по данной классификации и классификации определителя бактерий Берджи (Bergey’s Manuel of Determinative Bacteriology) включает только один вид — E. coli. Последний по антигенной структуре подразделяется на О- и ОК-серогруппы и на разнообразные биотипы: серологические, ферментативные, фаготипы, колицино- и колициногенотипы.
Одни из биотипов Кишечной палочки (так наз. банальные штаммы) являются комменсалами кишечного тракта людей и животных, другие относятся к паразитам, вызывающим заболевания.
Многие банальные штаммы Кишечной палочки обладают антагонистическими свойствами, препятствуя развитию в кишечнике патогенных энтеробактерий, дрожжеподобных грибков и других микробов. Некоторые штаммы Кишечной палочки синтезируют витамин В12 и другие факторы роста, покрывая в определенной мере потребности в них организма хозяина. Длительное применение антибиотиков широкого спектра действия приводит к гибели К. п. и развитию дисбактериоза (см.).
Кишечная палочка как постоянный обитатель кишечного тракта (см. Кишечник, микрофлора) выделяется с фекалиями в окружающую среду (почву, водоемы), где она не размножается, но сохраняет свою жизнеспособность примерно такой же срок, как и патогенные энтеробактерии (шигеллы, сальмонеллы). Поэтому она является санитарно-показательным микроорганизмом. Обнаружение К. п в исследуемых пробах указывает на их фекальное загрязнение (см. Коли-индекс, коли-титр), при к-ром наряду с К. п. могут встретиться возбудители кишечных инфекций.
Определенные биотипы К. п. могут явиться возбудителями острых кишечных инфекций и других заболеваний человека (см. Коли-инфекция). Их относят к энтеропатогенным К. п. (син. энтеропатогенные эшерихии). К. п., продуцирующие энтеротоксин, называют энтеротоксигенными. Дифференцировка этих бактерий производится по О- и OK-антигенам, что позволяет отнести их к определенным серогруппам и серотипам. Установлена этиологическую роль E. coli серогрупп 026, 055, 086, 0111, 0126 и др. при колиэнтеритах детей раннего возраста; серогрупп 025, 028 а, с, 032, 0124, 0144 и др. при дизентериеподобных заболеваниях взрослых и детей; серогрупп 01, 06, 015, 078, 0112 а, b,0148 при холероподобных заболеваниях людей. При инфекциях мочевыводящих путей встречаются Е. coli серогрупп 02, 06, 09, 018 и др., при аппендиците — 01, 02, 08, 015 и др., при холецистите — 01, 08, 011. При колибактериозе у животных выделены от телят Е. coli серогрупп 08, 09, 078, 0115 и др., от поросят — 08, 0138, 0141, 0149 и др. Иногда К. п. вызывают колисепсис, перитонит, эндотоксический (септический) шок (см. Аутоинтоксикация), пищевые токсикоинфекции.
Кишечная палочка используется как универсальная модель в общей и молекулярной генетике. Изучение огромного числа разнообразных мутантов одного из стандартных штаммов К. п.— Е. coli К-12 дало возможность составить генную карту и генный каталог бактериальной хромосомы (см. Бактерии).
Экология
Резервуаром Кишечной палочки в природе является человек, толстая кишка к-рого заселяется разными биотипами этого микроба с момента перехода ребенка на смешанное питание, примерно к концу первого года жизни. Количество К. п. в 1 г испражнений колеблется от нескольких миллионов до 1—3 млрд. особей. На протяжении жизни человека происходит многократная смена биотипов К. п. в кишечнике. Определенную роль в этом процессе играет режим питания, перенесенные инфекции, лечение химиопрепаратами, антибиотиками и другие факторы. В естественных условиях К. п. обитает также в кишечнике домашних животных, птиц, диких млекопитающих, рептилий, рыб и многих беспозвоночных.
Морфология
Электронограмма ультратонкого среза клетки E. coli: 1 — нуклеоид; 2 — цитоплазма; 3 — цитоплазматическая мембрана; 4 — клеточная стенка.
Клетки E. coli имеют форму палочек с закругленными концами длиной 1—2 мкм, толщиной 0,4—0,6 мкм (рис.).
Кишечная палочка грамотрицательна, ультраструктура сходна с другими грамотрицательными бактериями. Наряду с подвижными встречаются неподвижные формы.
Жгутики расположены перитрихиально. Спор не образуют. Встречаются штаммы с выраженной капсулой, у некоторых штаммов обнаружены реснички (пили).
Культуральные признаки
Культуры Кишечной палочки хорошо растут на обычных питательных средах при pH 7,2—7,4 и оптимальной t° 37°. К. п. является факультативным анаэробом (см. Анаэробы ). На плотных питательных средах образует гладкие, плоско-выпуклые, круглые, опалового цвета мутноватые, колонии. На среде Эндо колонии К. п. окрашены в красно-фиолетовый цвет с металлическим блеском. При росте на жидких средах К. п. дает помутнение и осадок.
Ферментативные свойства
К. п. продуцирует многочисленные сахаролитические ферменты, быстро ферментирует глюкозу и другие углеводы, чаще всего с кислото- и газообразованием. Почти все биотипы К. п. постоянно ферментируют маннит, арабинозу, мальтозу с образованием к-ты; св. 90% штаммов — лактозу, сорбит; непостоянно — сахарозу, раффинозу, рамнозу, ксилозу, дульцит, салицин; как правило, не ферментируют адонит и инозит. К. п. не утилизирует цитрат аммония, малонат натрия, не растет на среде с цианистым калием, не редуцирует нитраты в нитриты, не расщепляет мочевину, не разжижает желатину, большинство штаммов образует индол и не выделяет H2S. К. п. дает положительную реакцию с метилротом и отрицательную реакцию Фогеса — Проскауэра (см. Фогеса-Проскауэра реакция), не синтезирует ферменты цитохромоксидазу и фенилаланиндезаминазу, непостоянно декарбоксилирует лизин, орнитин и дегидролизует аргинин.
Антигены
Кишечная палочка содержит О-, К- и Н-антигены. О(соматические)-антигены у К. п., шигелл и сальмонелл имеют сходное хим. строение и связаны с липополисахаридом (ЛПС) клеточной стенки (см. Липополисахариды). Иммунохим, специфичность О-антигена определяется составом гексасахаридов в повторяющихся звеньях концевого участка полисахаридной цепи, к-рая другим концом связана через 2-кето-З-дезоксиоктонат (КДО) с липидом А (I). Так, структура ЛПС Е. coli 0111: В4 представлена следующим образом:
Обозначения: Кол — колитоза, Гл — глюкоза, Гал — галактоза, N-АцГл — N-ацетилглюкозамин, Геп – гептоза, х — неопределенный компонент.
Количество сахаров в одном и том же концевом звене, так же как и число детерминантных звеньев у разных серогрупп эшерихий, неодинаковое. Специфичность О-антигенов К. п. обычно определяется в реакции агглютинации (см.) с О- или ОВ-агглютинирующими колисыворотками на предметном стекле, реже другими методами.
К-антигенами обозначают поверхностные антигены, которые связаны с капсулой и с ЛПС К. п. Их подразделяют на А-, В- и L-антигены, отличающиеся друг от друга чувствительностью к высокой температуре и хим. агентам. Наиболее высокой устойчивостью к нагреванию (до 100° в течение 2,5 час.), спирту и 1 н. р-ру HCl обладает А-антиген, наименее устойчив L-антиген. У большинства К. п. К-антигены представляют собой кислые полисахариды, содержащие уроновые к-ты. Некоторые К-антигены (К 88) содержат только белок. К. п., имеющие К-антигены, не агглютинируются гомологичной О-коли-сывороткой. Эта особенность присуща живым культурам и утрачивается после их кипячения или автоклавирования. Наличие К-антигенов устанавливается также в реакции адсорбции агглютининов и при иммуноэлектрофоретическом исследовании (см. Иммуноэлектрофорез).
Н-жгутиковые, или флагеллярные, антигены присущи активно подвижным штаммам. Они связаны с белком-флагеллином и определяют типовую иммунохимическую специфичность К. п. Н-антигены термолабильны. Они полностью разрушаются при кипячении в течение 2,5 час.
У К. п. описано ок. 170 О-антигенов, 97 К-антигенов и 50 Н-антигенов. Штаммы К. п., снабженные ресничками, содержат белковые реснитчатые антигены. Их обнаруживают в реакции гемагглютинации (см.).
Св. 123 О-серологических групп эшерихий связаны друг с другом односторонними или двусторонними антигенными связями. Более чем у 56 серогрупп установлены антигенные связи с шигеллами и у 42 серогрупп с другими представителями семейства Enterobacteriaceae.
К. п. обозначаются по антигенным формулам: на первом месте ставится номер О-антигена, на втором — К-антигена, на третьем Н-антигена. Тип К-антигена указывается в скобках. Напр., К(А), К (В) или K(L). Номера О-, К- и Н-антигенов разделяются двоеточиями. По антигенным формулам устанавливается принадлежность исследованного штамма к определенной серол, группе [напр., Е. coli 026:К60 (B6)] и серол, типу [напр., Е. coli 026:К60 (В6):Н2]. Различия в рецепторах (факторном составе) О-антигенов обозначаются малыми буквами лат. алфавита. Напр., серогруппа 0111 :К58 (В4) разделена на 0111a,b:К58(В4) и 0111a,c:К58(В4).
Плазмиды
Кишечные палочки могут содержать различные плазмиды (см.): профаг, F (фактор фертильности), Col (колициногенный фактор), R (фактор резистентности), К88 (антигенный фактор), Ent (энтеротоксигенный фактор) и др. Профаги могут вызывать изменения отдельных признаков К. п., напр. О-антигена (см. Лизогения). F-плазмиды определяют половую полярность и вызывают образование половых ресничек (sex-pili). Col-плазмиды контролируют образование колицинов, подавляющих рост филогенетически родственных бактерий. R-плазмиды ответственны за резистентность К. п. к антибиотикам. Плазмида К88 контролирует синтез одноименного антигена и нитей, определяющих адгезивные свойства энтеропатогенных и энтеротоксигенных К. п.; плазмиды могут быть двух типов. Один из них определяет синтез термолабильного, другой — термолабильного и термостабильного энтеротоксина.
Патогенность и вирулентность
Кишечные палочки — комменсалы толстого кишечника — могут вызывать гнойно-воспалительные процессы в органах и тканях при резком снижении резистентности организма.
Вирулентность К. п. проявляется в адгезивности К. п., т. е. прилипании к ворсинкам эпителия кишки, размножении в просвете тонкой и толстой кишки, пенетрации в клетки эпителия и во внутриклеточном размножении, а также в подавлении фагоцитарной активности макрофагов и полиморфно-ядерных лейкоцитов (см. Вирулентность). К. п.— возбудители колиэнтеритов у детей раннего возраста и холероподобных заболеваний у взрослых — размножаются на поверхности эпителиальных клеток кишки. К. п. — возбудители дизентериеподобных заболеваний — проникают в клетки эпителия и размножаются в них так же, как шигеллы. Проявление вирулентности К. п. зависит от дозы бактерий, проникших в кишечник человека. Вирулентность К. п. определяется в тканевых культурах, опытах на лабораторных животных при воспроизведении экспериментального колиэнтерита, пневмонии и других процессов. Пенетрационная способность устанавливается кератоконъюнктивальной пробой Шереня путем введения культуры К. п. на конъюнктиву глаза морской свинки. К. п. образует эндотоксин, связанный с ЛПС, который является частью О-антигена. Биол, активность эндотоксина выражается неодинаково у равных серогрупп К. п. Токсические свойства эндотоксина определяются целой молекулой ЛПС, поскольку один липид или полисахарид малотоксичны. Эндотоксин поражает свертывающую систему крови, вызывает феномен Швартцмана (см. Швартцмана феномен) и другие явления, обладает пирогенными, адъювантными, протективными и митогенными свойствами. В небольших дозах стимулирует, а в больших угнетает фагоцитарную реакцию.
Многие серогруппы К. п. продуцируют энтеротоксины. Более постоянно их образует Е. coli серогрупп 06, 08, 015, 075, 078, 0148 и др. Полагают, что одни серогруппы К. п. вызывают холероподобную диарею у людей, другие только у животных (поросят, телят).
К. п. продуцируют два типа энтеротоксина. Термостабильный энтеротоксин инактивируется только после кипячения в течение 30 мин., медленно диализируется через целлофан, сохраняет активность при кислых значениях pH и после обработки трипсином и проназой. Молекулярный вес 10^3 — 10^4. Антигенными свойствами не обладает. Термолабильный энтеротоксин инактивируется после 30-минутного прогревания при 60°, pH 4,0—5,0, под действием проназы и не дуализируется. Мол. вес точно не установлен. Антигенная специфичность термолабильных энтеротоксинов, продуцируемых разными серогруппами К. п., и холерогена одинакова. Они стимулируют активность аденилциклазы и вызывают накопление циклического аденозинмонофосфата (цАМФ), что приводит к нарушению секреции и развитию острой диареи.
Для обнаружения энтеротоксигенных К. п. используют их способность вызывать расширение перевязанных участков тонкой кишки кролика и образование серозно-геморрагического экссудата. Другие методы основаны на способности термолабильного энтеротоксина активировать аденилциклазу и вызывать накопление в культуре ткани (яичников китайских хомячков, щитовидной железы свиньи) цАМФ, что приводит к индукции синтеза разных метаболитов и морфологическим изменениям клеток.
Резистентность
Устойчивость Кишечной палочки к воздействию внешних факторов — обычная для аспорогенных бактерий. Во внешней среде (воде, почве) она выживает в зависимости от конкретных условий в течение нескольких месяцев При нагревании во взвесях погибает при 55° через час, при 60° — через 15 мин., в 1% р-ре фенола — через 10 мин., в р-ре сулемы 1:4000 — через 2 мин. К. п. обладает избирательной чувствительностью к бриллиантовому зеленому и солям тетратионовой к-ты. На этом основано применение ряда селективных сред. Многие штаммы К. п. высокочувствительны к мономицину, канамицину, гентамицину.
Методы выделения и идентификации. Материалом для выделения К. п. являются объекты внешней среды (вода, почва, смывы с разных предметов), при заболеваниях — испражнения, рвотные массы, моча, дуоденальное содержимое или кровь, а также пищевые продукты, подозреваемые как источник заражения. Материал засевают на дифференциально-диагностические среды (см.) с последующим выделением чистой культуры К. п. Идентификацию последней проводят путем изучения морфологических, культуральных, биохимических и антигенных признаков. Заключительным этапом является определение биотипа Кишечной палочки, особенно серогруппы и серотипа.
См. также Escherichia.
Библиография: Борисов Л. Б. Энтеропатогенные кишечные палочки и их фаги, Л., 1976, библиогр.; Кауфман Ф. Семейство кишечных бактерий, пер. с англ., М., 1959, библиогр.; Методы санитарно-микробиологического исследования объектов окружающей среды, под ред. Г. И. Сидоренко, М., 1978; Минкевич И. Е. Бактерии группы кишечной палочки как санитарно-показательные микроорганизмы, Л., 1949; Острые кишечные инфекции, под ред. Т. В. Перадзе, с. 73, Л., 1973, библиогр.; Tабачник А. Л., Гиршович Е. С. и Темпер Р. М. Энтеротоксигенные Е. coli, Журн, микр., эпид, и иммун., № 3, с. 31, 1977, библиогр.; Bergey’s manual of determinative bacteriology, ed. by R. E. Buchanan a. N. E. Gibbons, Baltimore, 1975, bibliogr.; Cooke E. M. Escherichia coli and man, Edinburgh—L., 1974; Medearis D. N., Cammitta B. M. a. Heath E. C. Cell wall composition and virulence in Escherichia coli, J. exp. Med., v. 128, p. 399, 1968; Orskov I. a. o. Serology, chemistry and genetics of O and К antigens of Escherichia coli, Bact. Rev., v. 41, p. 667, 1977, bibliogr.
Л. Б. Борисов.
Источник
нескучная онлайн-школа для тех, кто готовится к экзаменам и хочет во всем разобраться
знаем, как сделать так, чтобы вы по-настоящему поняли предмет и сдали ЕГЭ на 80+ баллов и выше.
у нас как раз открыт набор на основу 2.0
в 2020
- 100баллов
получили 251 выпускников Вебиума
- 90+баллов
заработали 1825 наших учеников
- 80+баллов
результат, который получает на экзамене каждый третий студент Вебиума
учим любить предмет и не бояться ЕГЭ
Борюсь с несовершенством образовании и рассказываю сложные вещи простым языком!
- 8 лет преподаю биологию.
Подготовил 35 стобалльников. Окончил биологический факультет ИГУ. Окончил школу с золотой медалью. Участник заключительного этапа Всероса по биологии.
Окончила лицей с золотой медалью.
- Поступила на бюджет в НИУ ВШЭ.
Учусь на англоязычной программе.
Сдала ЕГЭ по английскому на 95 баллов, а по русскому – на 100.
Считаю географию наукой о жизни и легко объясняю сложные процессы на простых примерах.
- Преподаю географию 5 лет.
Средний балл моих студентов 82,7 баллов.
Подготовил 19 стобалльников в 2020 году.
Учусь на экономической географии в КФУ.
Помогаю не просто сдать ЕГЭ по литературе, а действительно полюбить этот предмет.
- Каждый 10-ый студент моего курса получил 100 баллов в 2020 году.
Окончила филологический бакалавриат с отличием, сейчас учусь в филологической магистратуре СПбГУ на бюджете.
Уже 5 лет помогаю юным литераторам продираться сквозь литературные дебри.
Информатика – это будущее в твоих руках.
- 7 лет развиваю мозг будущих IT-шников.
Учу информатике в Майнкрафте и Ведьмаке.
Сдал вступительные в магистратуру на 100/100.
В 2020 выпустил 400+ учеников, трое из них сдали на 100.
Учился в Испании в Политехническом Университете Мадрида.
Читал курсы для Газпрома, РЖД, СберБанка и тд.
Физика – это про жизнь, а не задачи!
- Сдала ЕГЭ по физике на 94 балла, готовясь всего лишь год.
Со мной ребята поступили в ИТМО, СПБПУ, ЛЭТИ, МГТУ им.Баумана.
Окончила гимназию с золотой медалью.
- 3 года преподаю историю в онлайн-школе.
Учусь на истфаке СПбГУ.
Сумма баллов за ЕГЭ – 288 (96 – история).
Я — Эйджей, а математика — мой профиль.
- Математика по любви, ЕГЭ по расчёту. 5 лет преподаю математику подготовлю тебя к экзамену с любого уровня. Окончил школу и музыкальную школу с золотой медалью. Окончил инженерное высшее с красным дипломом и экономическое высшее тоже с красным.
Химия – это любовь, и я влюбляю в эту науку всех вокруг!
- Почти 9 лет преподаю химию, за последние 3 года подготовила 59 стобалльников и написала три пособия для подготовки к ЕГЭ. Окончила химический факульет МГУ имени М.В. Ломоносова.
Объясняю просто и понятно на классных примерах, которые ты точно запомнишь.
- 5 лет преподаю русский язык.
Подготовила 41 стобалльника в 2020 году.
Средний балл моих студентов 89.
Каждый пятый ученик набрал 90+.
Окончила факультет филологии и журналистики ИГУ с красным дипломом.
Каждый второй ученик у меня – высокобалльник.
- Третий год преподаю общество.
Сдала обществознание на 96 баллов. Поступила на бюджет НИУ ВШЭ.
Со мной занимались более 2500 человек.
Моя главная задача – сделать так, чтобы математика стала для тебя подругой, а экзамен ты сдал/а легко! Ты со мной?
- 5 лет преподаю математику от алгебры до матанализа.
За 2020 год подготовил 500 ребят к ОГЭ и ЕГЭ База.
Окончил первую в России Физико-математическую школу при университете.
Учусь на 4 курсе экономического факультета СПбГУ.
Наши преподаватели выпустили несколько потоков студентов и знают, как побороть страх и сомнения перед экзаменом. Вы окажетесь в компании друзей и профессионалов, которые помогут вам показать свой лучший результат.
просто общаться
Объясняют мегадоступно и не вызывают к доске. В курсе, где вайб, где зашквар, никого не хейтят и без проблем отвечают в мессенджере.
легко учиться
Опыт преподавателей и образовательно-игровая платформа делают учёбу интересной и веселой. Ведь когда тебе действительно не всё равно, то становится легко и весело
можно оценить
У каждого наставника есть свои секреты и личное кунг-фу, которые можно затестить на бесплатных вебинарах.
что такое основа 2.0?
Это онлайн-курс для 11-классников по подготовке к ЕГЭ от Вебиума
С ноября по май изучаем и повторяем всю теорию по выбранному предмету и отрабатываем ее на практике. Спокойно и размеренно, без паники и со временем на личную жизнь.
а ещё…
12 онлайн-занятий в месяц
– весь учебный год. Это три 1,5-часовых занятия в неделю во второй половине дня.
удобный режим
Можно смотреть как в трансляции, чтобы задавать вопросы онлайн, так и в записи — в удобное время
личный кабинет
Расписание, домашки, прогресс — весь процесс обучения как на ладони
наставники
Наши наставники поддержат тебя в любое время дня (и даже ночи), проверка домашних заданий.
можно совмещать курсы
Расписание разных предметов не пересекается, чтобы люди со сверхспособностями могли успеть везде
ооочень много практики
Решаем все задания, до которых можем дотянуться
присоединяйтесь к учебе
основа 2.0
готовимся без стресса за 7 месяцев
почему выбирают основу 2.0
- раз
достаточно времени на подготовку — за 7 месяцев можно все выучить, повторить и снова выучить
- два
не нужно торопиться: расписание составлено так, что готовиться можно размеренно и качественно
- три
это удобно — нет привязки к месту, времени, готовиться можно где угодно и когда удобно.
- четыре
это доступно: занятие на «Основе 2.0» по стоимости сравнимо с обедом в «Маке»
- пять
это дешевле репетиторов, при этом подготовка индивидуальная, и в любое время можно задавать вопросы (и ездить никуда не нужно!)
- шесть
можно платить в рассрочку — каждый месяц. А можно сразу весь курс — как удобно.
- семь
отличные результаты — выпускники «Основы 2.0» получают 90+ на ЕГЭ
как проходит обучение
всё в личном кабинете
На нашей образовательной платформе у каждого есть личный кабинет — тут смотрят вебинары, проходят тесты, сдают домашку, следят за своим прогрессом (при желании, можно показать родителям) и получают обратную связь
онлайн-трансляции
Занятия проходят на нашей платформе: преподаватели ведут онлайн‑трансляции. Урок длится около часа, а их количество зависит от курса. Во время вебинара слушатели работают со скриптом занятий — пособием, которое удобно заполнять (оно помогает структурировать и запоминать материал), задают вопросы онлайн. Позже вебинар доступен в записи — всегда можно освежить материал в памяти.
команда подготовки
Основная форма подготовки к экзамену — команда подготовки: 25–30 учеников, которые под руководством преподавателя совместно проходят теорию и практику: слушают вебинары, участвуют в брейнштормах, викторинах, тестах.
поддержка и мотивация
Кроме преподавателей, в учебный процесс включены наставники — кураторы команд подготовки и ассистенты преподавателей. Они проверяют домашнюю работу, помогают разобраться с ошибками, следят за сроками, мотивируют и поддерживают.
много много много практики
Домашние задания после каждого вебинара, а в начале и конце месяца — пробные тесты ЕГЭ (это вообще не страшно). За время продолжительных курсов ученики в командах подготовки решают, пожалуй, все пробные тесты, до которых только могут дотянуться, но преподаватели не сдаются и разрабатывают свои задания. При этом, нагрузка рассчитана так, чтобы этот объем никого не сломал — есть время на жизнь.
нас выбирают, чтобы достигать большего
наши ученики поступают в топовые вузы страны
вот что говорят
Ирина Баранова
выпуск 2020
Кристина Воробьева
выпуск 2020
Марк Александров
выпуск 2020
Наталья Кривочапова
выпуск 2020
с чего начать подготовку к ЕГЭ-2021
чек лист для и
- Выбор направления
- Выбор предметов
- Подготовка к экзаменам
- Выбор формата подготовки
- Проба пера
- Грамотное планирование!
- Выбираем направление в образовании
- Выбираем предметы для ЕГЭ
- Знакомимся с форматом и содержанием экзамена
- Выбираем формат подготовки
- Оцениваем уровень подготовки
- Составляем план
Источник