К клеточному уровню не относится кишечная палочка
Тест к обобщающему уроку на тему «Введение» 10 кл.
Вариант I
Метод биологической науки, заключающийся в сборе научных фактов и их исследования, называется:
А) моделирование В) описательный
Б) исторический Г) экспериментальный
2. Основоположником медицины принято считать:
А) Аристотеля В) Теофаста
Б) Гипократа Г) Галена
Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости, называется:
А) экологией В) генетикой
Б) физиологией Г) морфологией
4. Свойство организмов избирательно реагировать на внешние и нутренние воздействия называется:
А) самовоспроизведение В) обмен веществ и энергии
Б) открытость Г) раздражимость
5. Идею об эволюции живой природы впервые сформулировал:
А) В) Ч. Дарвин
Б) Г) К. Линней
6. К клеточному уровню жизни не относится:
А) кишечная палочка В) полеозийский псилофит
Б) бактериофаг Г) клубеньковые бактерии
7. Процессы расщепления белков под действием желудочного сока протекают на уровне организации жизни:
А) клеточном В) малекулярном
Б) организменном Г) популяционном
8. Круговорот веществ и потоки энергии происходят на уровне организации живой природы:
А) экосистемном В) популяционно-видовом
Б) бисферном Г) молекулярном
9. К клеточному уровню жизни относится:
А) туберкулезная палочка В) полипептид
Б) РНК Г) водородная связь
10. Живые системы считаются открытыми, потому, что они:
А) построены из тех же химических жлементов, что и неживые системы
Б) обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой
В) обладают способностью к адаптациям
Г) способны размножаться
Тест к обобщающему уроку на тему «Введение» 10 кл.
Вариант II
Общая биология изучает:
А) общие закономерности развития живых систем
Б) общие признаки строения растений и животных
В) единство живой и неживой природы
Г) происхождение видов
2. Закономерности передачи наследственных признаков изучает наука:
А) эмбриология В) эволюционная теория
Б) полеонтология Г) генетика
3. Уровень организации жизни, на котором проявляется такое свойство, как способность к обмену веществ, энергии, информации –
А) биосферный В) молекулярный
Б) организменный Г) клеточный
4. Высший уровень организации жизни – это:
А) клеточный В) популяционно-видовой
Б) биосферный Г) организменный
5. На ранних стадиях развития биологии основным методом научного исследования был:
А) экспериментальный В) микроскопия
Б) сравнительно-исторический Г) наблюдения и описания объектов
6. Факт сезонной линьки у животных был установлен:
А) экспериментально В) сравнительно-историческим
Б) методом наблюдения Г) методом моделирования
7. Межвидовые отношения начинают проявляться на уровне:
А) биогеоценотическом В) организменном
Б) популяционно-видовом Г) биосферном
8. Автор эволюцеонной теории:
А) Луи Пастер В) Ч. Дарвин
Б) К. Линней Г)
9. Основоположнтики клеточной теории:
А) Г. Мендель В) Т. Шванн
Б) Г) М. Шлейдер
10. Выберите правильное утверждение:
А) только живые системы построены из сложных молекул
Б) все живые системы обладают высокой степенью организации
В) живые системы отличаются от неживых составом химических жлементов
Г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы
Ответы:
Вариант I:
1.в
2.б
3.в
4.г
5.б
6.б
7.в
8.б
9.а
10.б
Вариант II:
1.а
2.г
3.в
4.б
5.г
6.б
7.а
8.в
9.в, г
10.б
Источник
10 класс
Вводный тест по курсу: «Общая биология. 9 класс»
ВАРИАНТ – I.
1. Биология – это наука, которая изучает:
а) жизнь во всех ее проявлениях б) строение объектов живой и неживой природы
в) взаимодействие объектов живой и неживой природы г) рациональные пути использования природных ресурсов
2. Обмен веществ и энергии в биосистеме – это:
а) поступление питательных веществ в организм б) удаление из организма отработанных веществ; в) удаление жидких продуктов распада
г) потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии
3. Размножение – это процесс: а) увеличения числа клеток организма б) воспроизведение себе подобных организмов в) развитие организмов в процессе эволюции г) изменение особи с момента рождения до смерти
4. Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует:
а) о происхождении живого из не живого;
б) о едином происхождении всей живой материи;
в) о способности всех клеток к фотосинтезу;
г) о сходных процессах обмена веществ.
5. Низшим уровнем организации живого является:
а) экосистемный б) популяционно-видовом
в) биосферный г) молекулярный в) клеточный
6. К клеточному уровню жизни относится:
а) туберкулезная палочка б) полипептид
в) рибонуклеиновая кислота г) водородная связь
7. Важнейшим социальным фактором антропогенеза является:
а) наследственная изменчивость б) трудовая деятельность
в) естественный отбор г) борьба за существование
8. У представителей всех рас имеются общие признаки, доказывающие их принадлежность к одному виду:
а) высокоразвитый мозг б) способность к творческой деятельности в) развитая речь г) способность к трудовой деятельности
9. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
а) одну популяцию одного вида б) две популяции одного вида в) две популяции двух видов г) одну популяцию двух видов
10. Популяцию характеризуют следующие признаки:
а) состоит из особей одного вида, связанных между собой
б) состоит из особей разных видов, связанных между собой
в) состоит из особей, населяющих определенную территорию
г) способна длительное время существовать без контактов с подобными группировками
д) является основным компонентом любой экосистемы
11. Естественный отбор, в отличие от искусственного,
а) способствует сохранению полезных для организма признаков
б) обеспечивает сохранение особи с полезными для человека признаками
в) направлен на создание или улучшение сортов и пород
г) действует с момента появления земледелия и скотоводства
12. К дегенерации относят:
а) утрату большинства органов корнеголовым раком-саккулиной
б) появление четырехкамерного сердца птиц
в) появление шерстного покрова у млекопитающих
г) формирование плоской формы тела у ската
13. Элементарная структура, на уровне которой проявляется действие естественного отбора, – это:
а) отдельный организм
б) популяция
в) биоценоз
г) вид
14. Биологический регресс характеризуется:
а) уменьшением численности особей данного вида б) возрастанием численности особей данного вида
в) расширением ареала г) уменьшением числа видов, подвидов, популяций
15. В процессе синтеза белков непосредственное участие принимают
а) лизосомы
б) рибосомы
в) центриоли г) митохондрии
16. Конкуренция – это:
а) взаимовыгодное сожительство разных видов
б) прямые пищевые, или трофические связи разных видов
в) совместно живущие виды в экосистеме и использующие одни и те же ресурсы, которые обычно ограничены
г) присутствие одного вида не позволяет выжить другому виду
17. Богатое энергией вещество – АТФ – образуется в :
а) рибосомах
б) ядре
в) межклеточном веществе
г) митохондриях
18. Клеточное ядро открыл:
а) Р. Гук б) А. Левенгук
в) Р. Броун г) Р. Вирхов
19. Укажите неверное утверждение. Биотический фактор – это
а) наличие хищников б) деятельность паразитов
в) уровень влажности воздуха г) пищевые конкурентные отношения
20. Сходства искусственной и естественной экосистемы состоит в том, что
а) они имеют одинаковое число звеньев в цепях питания б) у них одинаковая продуктивность
в) обе имеют замкнутый круговорот г) в их состав входят разные виды живых организмов
21. Н.И. Вавилов открыл
а) хромосомную теорию б) закон гомологических рядов изменчивости
в) законы наследования признаков организмами г) близнецовый метод исследования генетики человека
22. Индивидуальное развитие особи от зарождения до гибели – это:
а) онтогенез б) гаметогенез
в) оплодотворение г) эмбриональное развитие
23. Ч. Дарвин утверждал, что приспособления организмов – это результат действия
а) мутаций б) естественного отбора
в) изоляции г) ненаследственной изменчивости
10 класс
Вводный тест по курсу: «Общая биология. 9 класс»
ВАРИАНТ – II.
1. Метод биологической науки, заключающийся в сборе научных фактов и их исследовании, называется:
а) моделированием б) описательным
в) историческим г) экспериментальным
2. Термин «биология» ввел в науку ученый:
а) Г. Мендель б) Ж.Б. Ламарк
в) К. Линней г) М.В. Ломоносов
3. Свойство организмов избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия называется:
а) самовоспроизведением б) обменом веществ и энергией
в) открытостью г) раздражимостью
4. К клеточному уровню жизни не относится:
а) кишечная палочка б) палеозойский псилофит
в) бактериофаг г) клубеньковые бактерии
5. Процессы расщепления белков под действием желудочного сока протекают на уровне организации жизни:
а) клеточном; б) молекулярном
в) организменном г) популяционном
6.Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение и передачу потомкам наследственной информации:
а) белки б) углеводы
в) жиры г) нуклеиновые кислоты
7. Материальной основой наследственности является:
а) ген б) генотип
в) фенотип г) хромосома
8. Антропогенез – процесс:
а) исторического развития природы б) индивидуального развития человека
в) эмбрионального развития человека г) эволюционное развитие человека
9. Процесс образования половых клеток:
а) онтогенез б) гаметогенез
в) партеногенез г) клонирование
10. Наука, изучающая клетку
а) гистология б) морфология
в) цитология г) эмбриология
д) биология
11. К результатам эволюции относят:
а) наследственную изменчивость
б) борьбу за существование
в) приспособленность г) естественный отбор
12. К ароморфозам относят:
а) утрату большинства органов корнеголовым раком-саккулиной
б) появление четырехкамерного сердца птиц
в) появление шерстного покрова у млекопитающих
г) формирование плоской формы тела у ската
13. Видообразование – это результат:
а) микроэволюции б) макроэволюции
в) естественного отбора г) только пространственной изоляции
14. Биологический прогресс характеризуется:
а) уменьшением численности особей данного вида б) возрастанием численности особей данного вида
в) расширением ареала г) уменьшением числа видов, подвидов, популяций
15. Грибы и бактерии, питающиеся органическими веществами мертвых организмов, являются:
а) паразитами
б) автотрофами
в) миксотрофами г) сапротрофами
16. Симбиоз – это:
а) взаимовыгодное сожительство разных видов
б) прямые пищевые, или трофические связи разных видов
в) совместно живущие виды в экосистеме и использующие одни и те же ресурсы, которые обычно ограничены
г) присутствие одного вида не позволяет выжить другому виду
17. Процесс копирования информации о последовательности аминокислот в белках с ДНК на и-РНК называют:
а) триплетом
б) трансляцией
в) транскрипцией
г) генетическим кодом
18. Первую эволюционную теорию создал:
а) Ч. Дарвин б) К. Линней
в) Ж.Б. Ламарк
г) А.И. Опарин
19. Совокупность всех генотипов, представленных в популяции, называют
а) геномом б) генофондом
в) дрейфом генов г) генетическим критерием
20. При искусственном отборе, в отличие от естественного6
а) материалом служит наследственная изменчивость б) сохраняются особи с нужными для человека качествами
в) сохраняются особи, наиболее приспособленные к условиям среды г) новые сорта и породы формируются гораздо медленнее, чем виды
21. Об образовании двух новых видов можно говорить, если между популяциями возникла:
а) генетическая изоляция б) экологическая изоляция
в) поведенческая изоляция г) географическая изоляция
22. В состав ДНК входит сахар:
а) рибоза
б) глюкоза
в) фруктоза
г) дезоксирибоза
23. Неклеточные формы жизни, являющиеся внутриклеточными паразитами, – это:
а) грибы б) вирусы
в) бактерии г) одноклеточные растения
Источник
Тематический тест по теме «Строение и функции клеток», 10 класс
1 вариант
Часть А
К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
А1 Наука, изучающая клетку называется
1). Физиологией 3). Анатомией
2). Цитологией 4). Эмбриологией
А2 Какой ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа?
- М. Шлейден 3). Р. Гук
- Т. Шванн 4). Р. Вирхов
А3 Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, – это
1). Клеточный центр 3). Подкожная жировая клетчатка
2). Мышечное волокно сердца 4). Проводящая ткань растения
А4 К прокариотам относятся
1). Элодея 3). Кишечная палочка
2) Шампиньон 4). Инфузория-туфелька
А5 Основным свойством плазматической мембраны является
1). Полная проницаемость 3). Избирательная проницаемость
2). Полная непроницаемость 4). Избирательная полупроницаемость
А6 Какой вид транспорта в клетку идет с затратой энергии
1). Диффузия 3). Пиноцитоз
2). Осмос 4). Транспорт ионов
А7 Внутренняя полужидкая среда клетки – это
1). Нуклеоплазма 3). Цитоскелет
2). Вакуоль 4). Цитоплазма
А8 На каком рисунке изображена митохондрия
А9 В рибосомах в отличие от лизосом происходит
1). Синтез углеводов 3). Окисление нуклеиновых кислот
2) Синтез белков 4). Синтез липидов и углеводов
А10 Какой органоид принимает участие в делении клетки
1). Цитоскелет 4) Клеточный центр
2). Центриоль 5). Вакуоль
А11 Гаплоидный набор хромосом имеют
1). Жировые клетки 3). Клетки слюнных желез человека
2). Спорангии листа 4). Яйцеклетки голубя и воробья
А12 В состав хромосомы входят
- ДНК и белок 3). РНК и белок
- ДНК и РНК 4). Белок и АТФ
А13 Главным структурным компонентом ядра является
1). Хромосомы 3). Ядрышки
2). Рибосомы 4). Нуклеоплазма
А14 Грибная клетка, как и клетка бактерий
- Не имеет ядерной оболочки 3). Не имеет хлоропластов
- Имеет одноклеточное строение тела 4). Имеет неклеточный мицелий
Часть В
В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки
Особенности строения, функции Органоид
А). Различают мембраны гладкие и шероховатые 1). Комплекс Гольджи
Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей 2). ЭПС
В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли
Г). Участвует в синтезе белков, жиров
Д). Формируют лизосомы
Выберите три верных ответа из шести
В2 Дайте характеристику хлоропластам?
1). Состоит из плоских цистерн 4). Содержит свою молекулу ДНК
2). Имеет одномембранное строение 5). Участвуют в синтезе АТФ
3). Имеет двумембранное строение 6). На гранах располагается хлорофилл
В3 Чем растительная клетка отличается от животной клетки?
1). Имеет вакуолиь с клеточным соком
2). Клеточная стенка отсутствует
3). Способ питания автотрофный
4). Имеет клеточный центр
5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом
6). Способ питания гетеротрофный
Часть С
Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.
С1 Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?
С2 Какая взаимосвязь существует между ЭПС, комплексом Гольджи и лизосомами?
С3 Какое преимущество дает клеточное строение живым организмам?
С4 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам. 2). Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические веществ. 3). Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений. 4). К бактериям также относят простейших. 5). В благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.
Тематический тест по теме «Строение и функции клеток», 10 класс
2 вариант
Часть А
К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
А1 Цитология – это наука, изучающая
1). Тканевый уровень организации живой материи
2). Организменный уровень организации живой материи
3). Клеточный уровень организации живой материи
4) Молекулярный уровень организации живой материи
А2 Создателями клеточной теории являются?
1). Ч.Дарвин и А. Уоллес 3). Р. Гук и Н. Грю
2). Г. Мендель и Т. Морган 4). Т. Шванн и М. Шлейден
А3 Элементарная биологическая система, обладающая способностью поддерживать постоянство своего химического состава, это
1). Мышечное волокно 3). Гормон щитовидной железы
2). Аппарат Гольджи 4). Межклеточное вещество
А4 К прокариотам не относятся
1). Цианобактерии 3). Кишечная палочка
2). Клубеньковые бактерии 4). Человек разумный
А5 Плазматическая мембрана состоит из молекул
1). Липидов 3). Липидов, белков и углеводов
2). Липидов и белков 4). Белков
А6 Транспорт в клетку твердых веществ называется
1). Диффузия 3). Пиноцитоз
2) Фагоцитоз 4). Осмос
А7 Цитоплазма выполняет функции
1). Обеспечивает тургор 3). Участвует в удалении веществ
2). Выполняет защитную функцию 4). Место нахождения органоидов клетки
А8 На каком рисунке изображена хлоропласт
А9 Митохондрии в клетке выполняют функцию
1). Окисления органических веществ до неорганических
2). Хранения и передачи наследственной информации
3). Транспорта органических и неорганических веществ
4). Образования органических веществ из неорганических с использованием света
А10 В лизосомах, в отличие от рибосом происходит
1). Синтез углеводов 3). Расщепление питательных веществ
2). Синтез белков 4). Синтез липидов и углеводов
А11 Одинаковый набор хромосом характерен для
1). Клеток корня цветкового растения
2). Корневых волосков
3). Клеток фотосинтезирующей ткани листа
4). Гамет мха
А12 Место соединения хроматид в хромосоме называется
1). Центриоль 3). Хроматин
2). Центромера 4). Нуклеоид
А13 Ядрышки участвуют
1). В синтезе белков 3). В удвоении хромосом
2) В синтезе р-РНК 4) В хранении и передаче наследственной информации
А14 Отличие животной клетки от растительной заключается в
- Наличие клеточной оболочки из целлюлозы
- Наличие в цитоплазме клеточного центра
- Наличие пластид
- Наличие вакуолей, заполненных клеточным соком
Часть В
В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки
Особенности строения, функции Органоид
А). Содержит пигмент хлорофилл 1). Митохондрия
Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке 2). Хлоропласт
В). Осуществляет процесс фотосинтеза
Г). Внутренняя мембрана образует складки – кристы
Д). Основная функция – синтез АТФ
Выберите три верных ответа из шести
В2 Дайте характеристику комплексу Гольджи
1). Состоит из сети каналов и полостей
2). Состоит из цистерн и пузырьков
3). Образуются лизосомы
4). Участвует в упаковке веществ
5) Участвует в синтезе АТФ
6). Участвует в синтезе белка
В3 Выберите три признака прокариотической клетки?
1). Имеется ядро
2). Клеточная стенка представлена муреином или пектином
3). Наследственный аппарат располагается в цитоплазме клетки
4) Имеет клеточный центр
5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом
6). В цитоплазме располагаются рибосомы
Часть С
Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.
С1 Проанализируйте рисунок, на котором изображены различные эукариотические клетки. О чем Вам говорит предложенная в нем информация?
С2 Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
С3 Сравните между собой одноклеточный и многоклеточный организм. Кто из них имеет преимущество и в чем оно выражается?
С4 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1). Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. 2). Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение мертвых органических веществ в почве. 3). К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий. 4). Бобовые растения за счет поступающих в их клетку связанного азота синтезируют белок. 5). Группа сапротрофных бактерий используют для метаболизма энергию от окисления неорганических соединений, поступающих в клетки из среды.
Ответа на тесты
1 вариант
Часть А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 |
2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 |
А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 |
3 | 2 | 4 | 4 | 1 | 1 | 3 |
Часть В
Часть С
С1. Клеточная теория – свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение. Клеточная теория послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Ч. Дарвина.
С2. Синтезированные на мембранах ЭПС белки. Полисахариды, жиры транспортируются к комплексу Гольджи, конденсируются внутри его структур и «упаковываются» в виде секрета, готового к выделению. Здесь же формируются и лизосомы, участвующие во внутриклеточном пищеварении.
С3. Каждая клетка выполняет отдельную функцию и при повреждении одной клетки- других этот процесс не затрагивает и функционирование клеток не прекращается.
С4. 1). Бактерии относятся к прокариотическим организма. 3) Эта группа бактерии не вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений, эта свойство характерно для клубеньковых (азотфиксирующих) бактерий. 4) Простейшие организмы относятся к одноклеточным организмам.
2 вариант
Часть А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 |
3 | 4 | 1 | 4 | 2 | 2 | 4 |
А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 |
4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Часть В
Часть С
С1. На данном рисунке изображены различные эукариотические клетки как одноклеточных, так и многоклеточных растений и животных. Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны, и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты строения. Каждая клетка состоит из неразрывно связанных между собой частей: плазматической мембраны, ядра и цитоплазмы с органоидами.
С2. Разное количество митохондрий в клетках связано с количеством энергии АТФ, которое затрачивается на выполнение органом работы. Исходя из анализа данных можно сделать вывод, что большая работа выполняется сердцем.
С3. Одноклеточный организм исполняет все функции, присущие целому организму. Поэтому гибнет клетка-гибнет весь организм. У многоклеточного организма клетки специализированы по своим функциям и гибель клетки не вызывает гибели целого организма.
С4. 1). Для бактерий характерны не только гетеротрофный, но автотрофный способы питании. 2) Азотфиксирующие бактерии являются симбионтами. 5) Сапротрофные бактерии являются гетеротрофами, а не автотрофами.
Источник