Как предотвратить кишечные заболевания

Ежедневно к нам в организм попадают миллиарды самых разных бактерий, из-за которых наше здоровье, казалось бы, должно подкоситься, мы должны чаще болеть, но нет: природа выдумала огромное количество способов нейтрализации микробов. Среди них и слюна, обладающая бактерицидными свойствами, и желудочный сок, и «хорошие» бактерии в кишечнике – все это составляет защиту нашего организма[i].

Однако всегда найдутся микробы и вирусы, которые обойдут все защитные барьеры, и человека, ни разу не столкнувшегося с кишечной инфекцией, не существует.

Главная причина таких инфекций очень проста (о ней твердят всем с самого детства, но зачастую мы не обращаем на все уверения взрослых внимания): несоблюдение элементарных гигиенических норм. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы помыть руки после улицы и перед едой, правильно хранить продукты, тщательно мыть овощи. Сложного и правда нет, но наша лень часто берет верх над разумом, и потом, уже заболев, мы обычно сожалеем о том, что не следовали простейшим мерам предосторожности.

Какие бывают кишечные инфекции?

Пиком распространенности кишечных инфекций – в особенности среди детей – считается конец лета-осень. Ребенок начинает посещать школу или детский сад, соответственно, частично выпадает из-под родительского контроля, тесно контактирует со сверстниками, которые могут быть носителями той или иной инфекции, и, как следствие, риск заболеть кишечными инфекциями возрастает. Не помыл руки, съел что-то с земли (это все-таки больше касается детей в детском саду) да даже попил из-под крана воду – вот далеко не полный список того, откуда в организме может завестись кишечная инфекция.

Тип кишечной инфекции зависит от ее возбудителя. Ими могут быть бактерии – дизентерийная палочка, сальмонелла, стафилококк, палочка брюшного тифа, вибрион холеры и некоторые вирусы. Одни бактерии живут в воде, другие – в различных продуктах питания, причем не любых, а совершенно конкретных. Например, в случае с сальмонеллой – это яйца, в других случаях источником заражения могут выступить молочные продукты, мясо или немытые овощи.

По данным международных исследований[ii], от 50 до 80% случаев ОКИ у детей обусловлено диареегенными вирусами. В первую очередь к таковым относятся ротавирусы группы А и норовирусы 2-го генотипа. В России частота ротавирусного гастроэнтерита в структуре заболеваемости ОКИ составляет 7–35%, а среди детей до 3 лет — превышает 60%.

Несмотря на превалирование диареегенных вирусов, проблема ОКИ бактериальной этиологии не теряет своей актуальности. Наиболее часто встречающимся бактериальным возбудителем ОКИ у детей являются сальмонеллы; показатели заболеваемости находятся на достаточно высоком уровне (30–35 на 100 тыс. населения), а их доля в структуре ОКИ составляет около 7%.

Наряду с сальмонеллезами в структуре ОКИ бактериальной этиологии сохраняют свою актуальность эшерихиозы. Иерсиниоз и шигеллез в настоящее время встречаются относительно редко и имеют место лишь в 0,9 и 0,3% случаев, соответственно.

Кишечная инфекция: симптомы

Кишечная инфекция (или острый гастроэнтерит) в особенности распространена среди детей, которые, как известно, не придают большого значения нормам гигиены. Основной причиной острых гастроэнтеритов в 80% случаев являются ротавирусы, а также адено- и энтеровирусы[iii]. Вирус, попадая в организм ребенка, поражает клетки слизистой оболочки кишечника – энтероциты, которые отвечают за пристеночное пищеварение и всасывание, в результате чего развивается основной симптом заболевания – диарея. Кроме того, нарушается микрофлора кишечника и работа всего желудочно-кишечного тракта в целом. Поэтому у больного ребенка может появится рвота, боли в животе и метеоризм[iv]. Указанные клинические проявления появляются внезапно на фоне высокой температуры. При тяжелом течении гастроэнтерита возможно развитие серьезных осложнений на фоне обезвоживания и интоксикации, требующих проведения неотложных мероприятий и даже госпитализации ребенка.

Патологические изменения в составе микрофлоры, вызванные ротавирусом, усугубляют негативное влияние на течение и исход болезни – происходит уменьшение количества полезной микрофлоры, повышается выраженность воспалительных процессов слизистой кишечника, нарастает интоксикация за счет высвобождения токсинов собственной патогенной микрофлоры кишечника[v][vi].

Так что же делать, если уже столкнулся с кишечной инфекцией? Как восстановить нормальную микрофлору кишечника? Что такое пробиотики и какое влияние они оказывают на организм?

Лактобактерии LGG как спасение от инфекции

Термин «пробиотики» в настоящее время применяют преимущественно для обозначения фармакологических препаратов или биологически активных добавок (БАД), содержащих штаммы одного или нескольких представителей нормальной микрофлоры человека и оказывающих положительное влияние на организм человека. Наиболее изученным пробиотиком, широко используемым в составе продуктов питания и лекарственных препаратах, является L. rhamnosus GG (ATCC 53103), или LGG[vii] .

Штамм L. rhamnosus был запатентован в 1985 г. С. Горбачем и Б. Голдиным (аббревиатура «GG» в наименовании штамма взята от первых букв их фамилий). Горбач и Голдин в своем патенте отмечают, что данный штамм устойчив к воздействию соляной кислоты желудочного сока и желчи, поэтому после приема внутрь L. rhamnosus GG остается жизнеспособным при прохождении через ЖКТ, обладает высокой способностью адгезии к эпителию слизистой оболочки кишечника и продуцирует молочную кислоту[viii]. Таким образом, лактобактерии LGG являются настоящим спасением для микрофлоры кишечника и для организма в целом.

В чем эффективность LGG?

  1. LGG, как и многие пробиотики, продуцирует антимикробные факторы, которые подавляют активность ряда патогенных кишечных микроорганизмов, в т. ч. Clostridium spp., Pseudomonas spp., Salmonella spp., Escherichia coli, Staphylococcus и Streptococcus spp. [ix]
  2. LGG существенно усиливают барьерную функцию кишечника, противодействующую колонизации организма потенциально патогенными микроорганизмами.
  3. Единственный штамм, который ускоряет выздоровление при инфекционной диарее: на 3 дня снижает продолжительность диареи, сокращает сроки госпитализации, облегчает течение ротавирусной инфекции. В качестве доказательства приведем в пример результаты многоцентрового исследования, охватившего 876 детей и выполненного «рабочей научной группой по изучению диареи» ESPGHAN. Научная группа заключила, что на данный момент LGG – единственный пробиотический штамм, способный снизить риск развития диареи и продолжительность заболевания более 3 дней. Причем наибольший эффект можно достичь, если начать прием пробиотика после появления первых симптомов[x].
  1. Восстанавливает иммунную защиту организма[xi].
  2. Снижает частоту и выраженность аллергических реакций организма[xii].
  3. Способствует росту бифидобактерий – собственной флоры, что, как следствие, снижает риск повторного заболевания кишечной инфекцией[xiii].
  4. Оказывает выраженный противоспалительный эффект[xiv].
Читайте также:  Кишечная непроходимость описание рентгенограммы

Таким образом, LGG является эффективным и безопасным пробиотиком, укрепляющим иммунитет и нормализующим кишечную микрофлору. Штамм Lactobacillus rhamnosus GG официально рекомендован для лечения кишечных инфекций у детей и включен в руководство «Тактика ведения острого гастроэнтерита у детей», которое опубликовано Европейским обществом детских гасроэнтерологов, гепатологов, и нутрициологов (ESPGAN) совместно с Европейским обществом детских инфекционистов (ESPID)[xv].

Источники лактобактерий LGG

Кисломолочные продукты, содержащие лактобактерии LGG, безусловно, полезны для микрофлоры кишечника, однако не могут быстро и в полной мере ее восстановить, если инфицирование уже произошло. Именно поэтому целесообразность назначения пробиотиков при лечении кишечной инфекции (у детей в особенности) не вызывает сомнений у большинства специалистов – оно является патогенетически обоснованным, безопасным, и в соответствии принципами доказательной медицины относится к самому высокому уровню доказательности – А.

В России на сегодняшний день штамм LGG высокой концентрации (4х109 КОЕ) содержит только Нормобакт L.[xvi]

Нормобакт L больше, чем просто пробиотик: он не только восстанавливает микрофлору кишечника, но и укрепляет иммунитет. Ребенок реже болеет и быстрее выздоравливает при вирусах, инфекциях и аллергиях [xvii].

Рекомендуемая схема приема препарата Нормобакт L: детям от 1 месяца до 3-х лет – по 1 саше в день во время еды курсом 10-14 дней. Детям старше 3-х лет – по 1-2 саше и более в день во время еды курсом 10-14 дней.

________________________

На правах рекламы

[i] Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. – 2-е изд., перераб. и доп. — Харьков: Издательство КЛИНИКОМ, 2012. — 592 с., ил. — (Б-ка доктора Комаровского).
[ii] Усенко Д.В., Плоскирева А.А., Горелов А.В. ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ В ПРАКТИКЕ ПЕДИАТРА: ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ И ТЕРАПИИ. Вопросы современной педиатрии. 2014;13(3):12-20.
[iii] Воротынцева Н.В., Мазанкова Л.Н. Острые кишечные инфекции удетей. М., 2001. 480 с;
[iv] Мазанкова Л.Н., Горбунов С.Г., Сугян Н.Г., Шапошникова Л.И. Ротавирусная инфекция у детей: особенности течения и терапии. Методические рекомендации для врачей. М., 2012. 32 с.
[v] Железова Л.И. Клинико-лабораторные особенности микроэкологических нарушений слизистой толстой кишки при острых кишечных инфекциях у детей. Автореф.дисс. канд. мед. наук. Спб.,2006
[vi] Крамарь Л.В., Родионова Н.В., Арова А.А. Микроэкологические особенности кишечного биоценоза детей первого года жизни при острых кишечных инфекциях. Фундаментальные исследования. 2014;2:90-3.
[vii] Бельмер С.В. Кисломолочные бактерии в продуктах питания: теоретические основы и практическое значение (на примере Lactobacillus rhamnosus GG)//Вопрос современной педиатрии. – 2011. – Том 10. – №3.
[viii] Андреева И.В. Современные доказательные данные эффективности применения Lactobacillus rhamnosus GG и Bifidobacterium lactis Bb-12 в педиатрической практике//Вопросы современной педиатрии. – 2011. – Том 10. – №1.
[ix],9, 12, 16 Суржик А.В. Влияние пробиотической культуры Lactobacillus rhamnosus GG на иммунный ответ организма. Вопросы современной педиатрии. 2009; 8; 2: 54-58.
>[xi], 13 Е.А. Корниенко, Л.Н. Мазанкова, А.В. Горелов, Е.В. Ших, Л.С. Намазова-Баранова, И.А. Беляева. Применение пробиотиков в педиатрии: анализ лечебного и профилактического действия с позиций доказательной медицины. Лечаший врач. 2015; 9.
[xii] Макарова С.Г., Боровик Т.Э. Дисбиоз кишечника у детей с пищевой аллергией: патогенетические аспекты и современные методы коррекции. ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ. 2008; 7; 2: 82-92.
[xv] Guarino A., Lo Vecchio A., Захарова И.Н., Сугян Н.Г., Исраилбекова И.Б. Тактика ведения детей с острым гастроэнтеритом на догоспитальном этапе: внедрение международных рекомендаций в практикy педиатра, РМЖ Педиатрия, Мать и Дитя, № 21, 2014, С. 1483-1488.
[xvi] Сравнение наличия и концентрации штамма Lactobacillus rhamnosus GG (в Нормобакте L, листок-вкладыш, свидетельство о государственной регистрации Нормобакт L СГР № KZ.16.01.78.003.E.002243.08.13 от 06.08.2013 г) среди других пробиотических БАДов по списку (листки-вкладыши): Линекс для Детей, Бифиформ Малыш, Бифиформ-Беби, Максилак, Максилак Бэби, Ливео, Бактистатин, Нормоспектрум, Бак-Сет)

опубликовано 21/10/2016 09:20
обновлено 31/10/2016

Источник

Ïðîôèëàêòèêà êîðîíàâèðóñà

Âàêöèíàöèÿ íàñåëåíèÿ

Ìîíèòîðèíã çàáîëåâàåìîñòè ÎÐÂÈ è ãðèïïîì íàñåëåíèÿ

Âñå ëþáÿò è æäóò ëåòî! Ëåòî ýòî íå òîëüêî ñåçîí îòïóñêîâ, íî è âðåìÿ ïîïîëíåíèÿ ýíåðãèè, âîññòàíîâëåíèÿ èììóíèòåòà, ìîæíî çàáûòü î ïðîñòóäàõ, ãèïîâèòàìèíîçå, âäîâîëü ïîåñòü ñâåæèõ ôðóêòîâ è îâîùåé, â òîì ÷èñëå ñî ñâîåãî îãîðîäà.

Íî èìåííî ëåòîì îòìå÷àåòñÿ çíà÷èòåëüíûé ðîñò îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Êèøå÷íîå îòðàâëåíèå âûçûâàåò áîëüøàÿ ãðóïïà áàêòåðèé è âèðóñîâ è ãðóïïà òîêñèíîâ, ïîâðåæäàþùèõ æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò. Ýòè ìèêðîáû è òîêñèíû ïîïàäàþò â íàø îðãàíèçì ñ ïèùåé è âîäîé, à òàêæå ÷åðåç ãðÿçíûå ðóêè. Çàðàçèòüñÿ ìîæíî è îò çàáîëåâøåãî ÷åëîâåêà, åñëè íàõîäèøüñÿ ñ íèì â òåñíîì êîíòàêòå.

Ïî÷åìó èìåííî ëåòîì ìû òàê óÿçâèìû?  íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé ñâÿçàíî ñ ïèùåé. Çàðàæåíèþ ñïîñîáñòâóåò èçìåíåíèå ïðèâû÷íîãî çèìíåãî ìåíþ – ìû ÷àùå óïîòðåáëÿåì çåëåíü, îâîùè è ôðóêòû, êîòîðûå íå âñåãäà òùàòåëüíî âûìûòû è îáåççàðàæåíû, ÷àùå ïüåì âîäó èç-ïîä êðàíà è ðîäíèêîâ. Ëåòíåå ìåíþ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ êèñëîòíîñòè æåëóäî÷íîãî ñîêà, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííûì çàùèòíûì áàðüåðîì. Îïàñíû çàñòîëüÿ íà ïðèðîäå è äîìà, òàê êàê â òåïëîå âðåìÿ ãîäà ïèùåâûå ïðîäóêòû ïîðòÿòñÿ áûñòðî è íåçàìåòíî, à íàñåêîìûå ÿâëÿþòñÿ äîïîëíèòåëüíûì èñòî÷íèêîì è ïåðåíîñ÷èêîì áîëåçíåé. Òàêæå ëåòîì ìû ÷àùå ïüåì íåêèïÿ÷åíóþ âîäó (èç ðîäíèêîâ è èç-ïîä êðàíà).  ôàðøå, ìÿñå, õîëîäíûõ çàêóñêàõ, ìîëîêå, ìîëî÷íûõ ïðîäóêòàõ, êðåìîâûõ èçäåëèÿõ, ñàëàòàõ óñëîâèÿ äëÿ æèçíè è ðàçìíîæåíèÿ êèøå÷íûõ ìèêðîáîâ ñàìûå áëàãîïðèÿòíûå. Ïðè ýòîì ñàìè ýòè çàðàæåííûå ïðîäóêòû êàæóòñÿ âïîëíå ñâåæèìè, ïðèãîäíûìè ê åäå.

Читайте также:  Анализ на кишечных паразитов

Íåïðèÿòíûå ñèìïòîìû îáùåé ñëàáîñòè è ïîòåðè àïïåòèòà ìîãóò íàñòèãíóòü Âàñ â ñàìûé íåïîäõîäÿùèé ìîìåíò. Îñîáåííî íåïðèÿòíî, êîãäà äèàðåÿ èëè ðâîòà çàñòàëè âàñ â ïîåçäêå èëè íà îòäûõå. È âìåñòî ìîðñêèõ è âîçäóøíûõ âàíí, ýêñêóðñèé è âñòðå÷ ñ äðóçüÿìè Âû âûíóæäåíû ïðîâîäèòü âðåìÿ, ìó÷àÿñü ðàññòðîéñòâîì ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû. ×åì ïðîäîëæèòåëüíåå ðàññòðîéñòâî ïèùåâàðåíèÿ, òåì âûøå ðèñê ðàçâèòèÿ îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà, ïîòåðè ìèêðî- è ìàêðîýëåìåíòîâ, ñòîéêîãî íàðóøåíèÿ ìèêðîôëîðû.  ïåðâóþ î÷åðåäü â ãðóïïå ðèñêà íàõîäÿòñÿ ïîæèëûå ëþäè è äåòè. Ñâîåâðåìåííî íà÷àòîå ëå÷åíèå ñîâðåìåííûìè ïðåïàðàòàìè ïîçâîëÿåò äîñòàòî÷íî áûñòðî ñïðàâèòüñÿ ñ íåäóãîì è ïðåäîòâðàòèòü îñëîæíåíèÿ. Íî íå ëåã÷å ëè ïðåäóïðåäèòü èíôåêöèþ, ÷åì åå ëå÷èòü?

 ßìàëî-Íåíåöêîì àâòîíîìíîì îêðóãå, êàê è ïî âñåé Ðîññèè, îñòðûå êèøå÷íûå áîëåçíè çàíèìàþò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò â ñòðóêòóðå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò. Çà 1 êâàðòàë 2012 ãîäà â îêðóãå îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè ïåðåáîëåëî 2202 ÷åëîâåê, èç íèõ 1718 äåòåé äî 17 ëåò. Ðîñò çàáîëåâàåìîñòè ÎÊÈ ïî ñðàâíåíèþ ñ àíàëîãè÷íûì ïåðèîäîì 2011ã. ñîñòàâèë 22 %. Ïðè ýòîì çàáîëåâàåìîñòü ñàëüìîíåëëåçíûìè èíôåêöèÿìè âûðîñëà íà 77,4% (âñåãî 78 ñëó÷àåâ), áàêòåðèàëüíîé äèçåíòåðèåé íà 46,7% (âñåãî 33 ñëó÷àÿ), ÎÊÈ óñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè íà 30,42% (âñåãî 1016 ñëó÷àåâ), îñòðûì ãåïàòèòîì À íà  144,5% (âñåãî 5 ñëó÷àåâ).

×òî æå îòíîñèòñÿ ê ãðóïïå îñòðûõ êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé?  ïåðâóþ î÷åðåäü ê ÎÊÈ îòíîñÿòñÿ äèçåíòåðèÿ, ñàëüìîíåëëåç, êèøå÷íûå èíôåêöèè, âûçâàííûå ðàçíîîáðàçíîé óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðîé, âèðóñàìè. Äëÿ ýòîé ãðóïïû áîëåçíåé õàðàêòåðíî ïðîíèêíîâåíèå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèè ÷åðåç ðîò è àêòèâíîå ðàçìíîæåíèå â ÆÊÒ.

Êàê ïðîÿâëÿþòñÿ êèøå÷íûå èíôåêöèè? Êàê ïðàâèëî, îíè íà÷èíàþòñÿ îñòðî ñ ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû, æèäêîãî ñòóëà, áîëåé â æèâîòå, ìîæåò áûòü òîøíîòà è ðâîòà.

Êàê æå ïîïàäàþò â îðãàíèçì ÷åëîâåêà âîçáóäèòåëè îñòðûõ êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé? Ïðåæäå âñåãî ïðè ïîìîùè ãðÿçíûõ ðóê, ñ çàãðÿçíåííîé âîäîé è ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè, íåìûòûìè îâîùàìè, ôðóêòàìè, ñ ïðåäìåòîâ, êîòîðûìè ïîëüçîâàëñÿ áîëüíîé (ïîñóäà, áåëüå, ïðåäìåòû óõîäà). Ïðè óïîòðåáëåíèè çàãðÿçíåííûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, íå ïîäâåðãøèõñÿ òåïëîâîé îáðàáîòêå (ìîëîêà è ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ, ñàëàòîâ, ïàøòåòîâ, õîëîäöîâ, îâîùåé, ôðóêòîâ, ÿãîä è ò. ä.), ìîãóò âîçíèêàòü ãðóïïîâûå çàáîëåâàíèÿ äèçåíòåðèåé.

Îñíîâíûå ðàñïðîñòðàíèòåëè êèøå÷íûõ èíôåêöèé – áîëüíûå ëþäè. Îïàñíûìè ìîãóò áûòü íå òîëüêî òå, ó êîãî êèøå÷íîå ðàññòðîéñòâî ÿðêî âûðàæåíî, íî è ëþäè, áîëüíûå íàñòîëüêî ëåãêî, ÷òî îíè äàæå íå îáðàùàþòñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.

Ïðè âñåõ êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ íàèáîëåå çàðàçíû âûäåëåíèÿ áîëüíîãî. Íåäóã æå ðàçâèâàåòñÿ ëèøü â òîì ñëó÷àå, êîãäà ìèêðîá ïîïàäàåò â îðãàíèçì ÷åðåç ðîò.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ â ýòîì ïîâèííû íàøè ñîáñòâåííûå ðóêè. Ñíà÷àëà ìèêðîáû ïîïàäàþò íà íèõ – äîñòàòî÷íî äëÿ ýòîãî âçÿòüñÿ çà ðó÷êó äâåðåé èëè ñïóñêîâîãî óñòðîéñòâà òóàëåòà, ïðèêîñíóòüñÿ ê ïðåäìåòàì, êîòîðûìè ïîëüçîâàëñÿ áîëüíîé, è ïîçàáûòü î íåîáõîäèìîñòè âûìûòü ðóêè! Ñ çàãðÿçíåííûõ ðóê ìèêðîáû ìîãóò ïîïàñòü â ïèùåâûå ïðîäóêòû. Íà ðóêè âîçáóäèòåëü ìîæåò ïîïàñòü òàêæå ïðè ìûòüå ðóê çàãðÿçíåííîé âîäîé.  âîäó âîçáóäèòåëè ïîïàäàþò ñ õîçÿéñòâåííûìè ñòîêàìè, èç ïðèáðåæíûõ íåáëàãîïîëó÷íûõ óáîðíûõ, ïîýòîìó ïèòüå ñûðîé ðå÷íîé è îçåðíîé âîäû ìîæåò ïðèâåñòè ê çàáîëåâàíèþ. Çàðàçèòüñÿ ìîæíî è êóïàÿñü â ðåêå, ïðóäå, îçåðå, âåäü íåðåäêî ïðè ýòîì ëþäè çàãëàòûâàþò âîäó.

Êàêèå æå ìåðû íåîáõîäèìû äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé? Îäíîé èç íàèáîëåå âàæíûõ ìåð ÿâëÿåòñÿ ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå è ãîñïèòàëèçàöèÿ áîëüíûõ è ïîäîçðèòåëüíûõ íà ýòè çàáîëåâàíèÿ. Âîïðîñ î ãîñïèòàëèçàöèè èëè ëå÷åíèè íà äîìó ðåøàåò âðà÷. Ïðè ëå÷åíèè íà äîìó íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü ìåðû, ïîçâîëÿþùèå ïðåäóïðåäèòü çàðàæåíèå îêðóæàþùèõ, ñòðîãî âûïîëíÿòü ïðàâèëà óõîäà çà áîëüíûì. Áîëüíîé äîëæåí ïðèäåðæèâàòüñÿ ïîñòåëüíîãî ðåæèìà, åìó âûäåëÿþò îòäåëüíóþ ïîñóäó è ïîëîòåíöå, êîòîðûå â äàëüíåéøåì ïîäâåðãàþò äåçèíôåêöèè. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, íàñêîëüêî âàæíî èçáåãàòü ñàìîëå÷åíèÿ! Òîëüêî âðà÷ ìîæåò ïðàâèëüíî ïîñòàâèòü äèàãíîç è íå äîïóñòèòü íåáëàãîïðèÿòíûõ ïîñëåäñòâèé, òîëüêî âðà÷ ìîæåò ïðàâèëüíî ïîäîáðàòü ëå÷åáíûé ïðåïàðàò è ñîñòàâèòü ñõåìó ëå÷åíèÿ. Äåëî â òîì, ÷òî áîëüøèíñòâî âèäîâ ìèêðîáîâ êèøå÷íîé ãðóïïû, â ò.÷. âîçáóäèòåëè äèçåíòåðèè, áðþøíîãî òèôà, ïðèîáðåëè óñòîé÷èâîñòü êî ìíîãèì ìåäèêàìåíòàì.  áîëüíè÷íûõ óñëîâèÿõ åñòü âîçìîæíîñòü âûäåëèòü ìèêðîá, âûçûâàþùèé çàáîëåâàíèå, è ïîäîáðàòü íàèáîëåå äåéñòâåííîå ñðåäñòâî è ñõåìó ëå÷åíèÿ. Êðîìå òîãî, ãîñïèòàëèçàöèÿ áîëüíîãî ñïîñîáñòâóåò ïðåêðàùåíèþ ðàññåèâàíèÿ âîçáóäèòåëåé çàáîëåâàíèÿ âî âíåøíåé ñðåäå è ïðåäîòâðàùàåò çàðàæåíèå äðóãèõ ëþäåé. Ê äðóãèì ìåðàì îòíîñÿòñÿ î÷èñòêà âîä, ïåðåä ïîïàäàíèåì åå â âîäîïðîâîäíóþ ñåòü, ñàíèòàðíàÿ î÷èñòêà òåððèòîðèé, äåçèíôåêöèÿ ñòî÷íûõ âîä.

Ýêñïåðòàìè Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ äëÿ ýôôåêòèâíîãî ñàíèòàðíîãî ïðîñâåùåíèÿ íàñåëåíèÿ âñåé ïëàíåòû ïî ïðîôèëàêòèêå ÎÊÈ (îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè) áûëè ðàçðàáîòàíû äåñÿòü «çîëîòûõ» ïðàâèë äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïèùåâûõ îòðàâëåíèé (èíôåêöèé).

1. Âûáîð áåçîïàñíûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ. Ìíîãèå ïðîäóêòû, òàêèå êàê ôðóêòû è îâîùè, ïîòðåáëÿþò â ñûðîì âèäå, â òî âðåìÿ êàê äðóãèå – ðèñêîâàííî êóøàòü áåç ïðåäâàðèòåëüíîé îáðàáîòêè. Íàïðèìåð, âñåãäà ïîêóïàéòå ïàñòåðèçîâàííîå, à íå ñûðîå ìîëîêî. Îïðåäåëåííûå ïðîäóêòû, êîòîðûå ïîòðåáëÿþòñÿ ñûðûìè, òðåáóþò òùàòåëüíîé ìîéêè. Ýòî ðàçëè÷íûå îâîùè , ôðóêòû, êîòîðûå íåïðåìåííî ïîñëå ìûòüÿ äîëæíû îáäàâàòüñÿ êèïÿòêîì.

Читайте также:  Дисплазия 3 степени кишечного эпителия

2. Òùàòåëüíî ïðèãîòàâëèâàéòå ïèùó. Ìíîãèå ñûðûå ïðîäóêòû, ãëàâíûì îáðàçîì, ïòèöà, ìÿñî è ñûðîå ìîëîêî, çà÷àñòóþ çàñåëåíû ìèêðîîðãàíèçìàìè, ñïîñîáíûìè âûçûâàòü ðàçëè÷íûå êèøå÷íûå èíôåêöèè.  ïðîöåññå âàðêè (æàðêè) áàêòåðèè óíè÷òîæàþòñÿ, íî ïîìíèòå, ÷òî òåìïåðàòóðà âî âñåõ ÷àñòÿõ ïèùåâîãî ïðîäóêòà äîëæíà äîñòèãíóòü 70° Ñ. Åñëè ìÿñî öûïëåíêà âñå åùå ñûðîå ó êîñòè, òî ïîìåñòèòå åãî ñíîâà â äóõîâêó äî äîñòèæåíèÿ ïîëíîé ãîòîâíîñòè. Çàìîðîæåííîå ìÿñî, ðûáà è ïòèöà äîëæíû òùàòåëüíî îòòàèâàòüñÿ ïåðåä êóëèíàðíîé îáðàáîòêîé.

3. Åøüòå ïðèãîòîâëåííóþ ïèùó áåç ïðîìåäëåíèÿ. Êîãäà ïðèãîòîâëåííàÿ ïèùà îõëàæäàåòñÿ äî êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû, ìèêðîáû â íåé íà÷èíàþò ðàçìíîæàòüñÿ. ×åì äîëüøå îíà îñòàåòñÿ â òàêîì ñîñòîÿíèè, òåì áîëüøå ðèñê ïîëó÷èòü ïèùåâîå îòðàâëåíèå. ×òîáû ñåáÿ îáåçîïàñèòü, åøüòå ïèùó ñðàçó ïîñëå ïðèãîòîâëåíèÿ.

4. Òùàòåëüíî õðàíèòå ïèùåâûå ïðîäóêòû. Åñëè Âû ïðèãîòîâèëè ïèùó âïðîê èëè õîòèòå ïîñëå óïîòðåáëåíèÿ ñîõðàíèòü îñòàâøóþñÿ åå ÷àñòü, èìåéòå â âèäó, ÷òî îíà äîëæíà õðàíèòüñÿ ëèáî ãîðÿ÷åé (îêîëî èëè âûøå 60° Ñ) ëèáî õîëîäíîé (îêîëî èëè íèæå 10° Ñ). Ýòî èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîå ïðàâèëî, îñîáåííî åñëè Âû íàìåðåíû õðàíèòü ïèùó áîëåå 4-5 ÷àñîâ.

Ïèùó äëÿ äåòåé ëó÷øå âîîáùå íå ïîäâåðãàòü õðàíåíèþ. Îáùàÿ îøèáêà, ïðèâîäÿùàÿ ê áåñ÷èñëåííûì ñëó÷àÿì ïèùåâûõ îòðàâëåíèé – õðàíåíèå â õîëîäèëüíèêå áîëüøîãî êîëè÷åñòâà òåïëîé ïèùè. Ýòà ïèùà â ïåðåãðóæåííîì õîëîäèëüíèêå íå ìîæåò áûñòðî ïîëíîñòüþ îñòûòü. Êîãäà â ñåðåäèíå ïèùåâîãî ïðîäóêòà ñëèøêîì äîëãî ñîõðàíÿåòñÿ òåïëî (òåìïåðàòóðà ñâûøå 10° Ñ), ìèêðîáû âûæèâàþò è áûñòðî ðàçìíîæàþòñÿ äî îïàñíîãî äëÿ çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà óðîâíÿ.

5. Òùàòåëüíî ïîäîãðåâàéòå ïðèãîòîâëåííóþ çàðàíåå ïèùó. Ýòî íàèëó÷øàÿ ìåðà çàùèòû îò ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå ìîãëè ðàçìíîæèòüñÿ â ïèùå â ïðîöåññå õðàíåíèÿ (ïðàâèëüíîå õðàíåíèå óãíåòàåò ðîñò ìèêðîáîâ, íî íå óíè÷òîæàåò èõ). Åùå ðàç, ïåðåä åäîé, òùàòåëüíî ïðîãðåéòå ïèùó, (òåìïåðàòóðà â åå òîëùå äîëæíà áûòü íå ìåíåå 70° Ñ).

6. Èçáåãàéòå êîíòàêòà ìåæäó ñûðûìè è ãîòîâûìè ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè. Ïðàâèëüíî ïðèãîòîâëåííàÿ ïèùà ìîæåò áûòü çàãðÿçíåíà ïóòåì ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ ñûðûìè ïðîäóêòàìè. Ýòî ïåðåêðåñòíîå çàãðÿçíåíèå ìîæåò áûòü ÿâíûì, êîãäà íàïðèìåð, ñûðàÿ ïòèöà ñîïðèêàñàåòñÿ ñ ãîòîâîé ïèùåé, èëè ìîæåò áûòü ñêðûòûì. Íàïðèìåð, íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü îäíó è òó æå ðàçäåëî÷íóþ äîñêó è íîæ äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ñûðîé è âàðåíîé (æàðåíîé) ïòèöû. Ïîäîáíàÿ ïðàêòèêà ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîòåíöèàëüíîìó ðèñêó ïåðåçàðàæåíèÿ ïðîäóêòîâ è ðîñòó â íèõ ìèêðîîðãàíèçìîâ ñ ïîñëåäóþùèì îòðàâëåíèåì ÷åëîâåêà.

7. ×àñòî ìîéòå ðóêè. Òùàòåëüíî ìîéòå ðóêè ïåðåä ïðèãîòîâëåíèåì åäû è ïîñëå êàæäîãî ïåðåðûâà â ïðîöåññå ãîòîâêè – îñîáåííî, åñëè Âû ïåðåïåëåíàëè ðåáåíêà èëè áûëè â òóàëåòå. Ïîñëå ðàçäåëêè ñûðûõ ïðîäóêòîâ, òàêèõ êàê ðûáà, ìÿñî èëè ïòèöà, îïÿòü âûìîéòå ðóêè, ïðåæäå ÷åì ïðèñòóïèòü ê îáðàáîòêå äðóãèõ ïðîäóêòîâ. À åñëè ó Âàñ èìååòñÿ èíôèöèðîâàííàÿ öàðàïèíà (ðàíêà) íà ðóêå, òî îáÿçàòåëüíî ïåðåâÿæèòå åå èëè íàëîæèòå ïëàñòûðü ïðåæäå, ÷åì ïðèñòóïèòü ê ïðèãîòîâëåíèþ ïèùè. Òàêæå ïîìíèòå, ÷òî äîìàøíèå æèâîòíûå – ñîáàêè, ïòèöû, êîøêè – ÷àñòî íîñèòåëè îïàñíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå ìîãóò ïîïàñòü â ïèùó ÷åðåç Âàøè ðóêè.

8. Ñîäåðæèòå êóõíþ â èäåàëüíîé ÷èñòîòå. Òàê êàê ïèùà ëåãêî çàãðÿçíÿåòñÿ, ëþáàÿ ïîâåðõíîñòü, èñïîëüçóåìàÿ äëÿ åå ïðèãîòîâëåíèÿ, äîëæíà áûòü àáñîëþòíî ÷èñòîé. Ðàññìàòðèâàéòå êàæäûé ïèùåâîé îáðåçîê, êðîøêè èëè ãðÿçíûå ïÿòíà êàê ïîòåíöèàëüíûé ðåçåðâóàð ìèêðîáîâ. Ïîëîòåíöà äëÿ ïðîòèðàíèÿ ïîñóäû äîëæíû ìåíÿòüñÿ êàæäûé äåíü. Òðÿïêè äëÿ ìûòüÿ ïîëîâ òàêæå òðåáóþò ÷àñòîé ñòèðêè.

9. Õðàíèòå ïèùó çàùèùåííîé îò íàñåêîìûõ, ãðûçóíîâ è äðóãèõ æèâîòíûõ. Æèâîòíûå ÷àñòî ÿâëÿþòñÿ ïåðåíîñ÷èêàìè ïàòîãåííûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå âûçûâàþò ïèùåâûå îòðàâëåíèÿ. Äëÿ íàäåæíîé çàùèòû ïðîäóêòîâ õðàíèòå èõ â ïëîòíî çàêðûâàþùèõñÿ áàíêàõ (êîíòåéíåðàõ).

10. Èñïîëüçóéòå ÷èñòóþ âîäó. ×èñòàÿ âîäà èñêëþ÷èòåëüíî âàæíà êàê äëÿ ïèòüÿ, òàê è äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ïèùè. Åñëè ó Âàñ åñòü ñîìíåíèÿ â îòíîøåíèè êà÷åñòâà âîäû, òî ïðîêèïÿòèòå åå ïåðåä äîáàâëåíèåì ê ïèùåâûì ïðîäóêòàì èëè ïåðåä èñïîëüçîâàíèåì.

Ïëàíèðóÿ îòïóñê, íå ñòîèò çàáûâàòü ñëåäóþùåå:

 ÄÎÐÎÃÅ:

  • Ìîéòå ðóêè ïåðåä åäîé, íå ïåðåêóñûâàòü íà óëèöå;
  • Âñåãäà íîñèòå ïðè ñåáå âëàæíûå ñàëôåòêè, ëó÷øå ñ àíòèñåïòè÷åñêèì äåéñòâèåì;
  • Â ëåòíèé ïåðèîä âîçäåðæèâàéòåñü îò óïîòðåáëåíèÿ êîíäèòåðñêèõ èçäåëèé ñ êðåìîì, ïðèãîòîâëåííûì íà ñâåæèõ ÿéöàõ;
  • Êóøàéòå ôðóêòû è îâîùè ïî ñåçîíó;
  • Ïî âîçìîæíîñòè íå ïèòàéòåñü â ëåòíèõ êàôå íà óëèöå (îïàñíû ïèðîæêè ñ ìÿñîì, øàóðìà, ÷åáóðåêè, ñàëàòû è ïð.);
  • Ïðè ïîêóïêå ìÿñíûõ èçäåëèé îòäàâàéòå ïðåäïî÷òåíèå ôàáðè÷íîé óïàêîâêå, îáðàùàéòå âíèìàíèå íà âíåøíèé âèä è ãåðìåòè÷íîñòü óïàêîâêè, ñðîê ãîäíîñòè ïðîäóêöèè;
  • Ïåéòå êèïÿ÷åíóþ âîäó èëè “ìèíåðàëêó”, ïðèîáðåòåííóþ â õîðîøî èçâåñòíûõ ìàãàçèíàõ.
  • Ôðóêòû, ãðÿçíûå ðóêè, âîäà èç ðåêè èëè ðîäíèêà, äàæå ìÿñî – âñå ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé êèøå÷íîãî çàáîëåâàíèÿ!!!

×åì áîëüøå ïðîãðåâàåòñÿ âîäà íà ìîðñêèõ êóðîðòàõ è â áàññåéíàõ, òåì âûøå ðèñê ïîäõâàòèòü êèøå÷íóþ èíôåêöèþ. Ïðè òåìïåðàòóðå âîäû âûøå 26 ãðàäóñîâ Öåëüñèÿ ñîçäàåòñÿ áëàãîïðèÿòíàÿ ñðåäà äëÿ ðàçâèòèÿ áîëåçíåòâîðíûõ áàêòåðèé.

 ðàçãàð âûñîêîãî ñåçîíà, êîãäà ìîðå òàêîå òåïëîå, à âîçäóõ òàêîé æàðêèé, â ñèñòåìàõ êîíäèöèîíèðîâàíèÿ îòåëåé íàêàïëèâàþòñÿ ïàòîãåííûå áàêòåðèè è âèðóñû, è ñ îõëàæäàþùèì âîçäóõîì ïîïàäàþò â íîìåðà.

Êðîìå ýòîãî ðàñïðîñòðàíåíèþ èíôåêöèè ñïîñîáñòâóåò, òîò ôàêò, ÷òî ïðè îòñóòñòâèè ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåê âûäåëÿåò áîëåçíåòâîðíûå áàêòåðèè â îêðóæàþùóþ ñðåäó è çàðàæàåò äðóãèõ ëþäåé. Êàê ñëîæíî îòêàçàòüñÿ èëè ïåðåíåñòè çàðàíåå çàïëàíèðîâàííóþ ïîåçäêó ïðè êèøå÷íîì íåäîìîãàíèè!

Ïîýòîìó íå ñòîèò â àâãóñòå ñïåøèòü íà ïîïóëÿðíûé ìîðñêîé êóðîðò, îñîáåííî ñ ìàëåíüêèìè äåòüìè, óâëåêàòüñÿ êóïàíèåì â áàññåéíàõ è óïîòðåáëÿòü ñêîðîïîðòÿùèåñÿ ïðîäóêòû íà æàðå. Ðèñê ïîäõâàòèòü «êèøå÷íóþ èíôåêöèþ» íà îòäûõå íàìíîãî íèæå â íà÷àëå ñåçîíà, ïîìíèòå îá ýòîì! È ïðèÿòíîãî Âàì îòäûõà!

Источник