Кишечная колика у детей локальный статус

Кишечная колика у детей локальный статус thumbnail

Методика сбора и оценка клинической информации у детей, хотя имеет свои особенности, и отличия, но подчиняется общепринятым принципам.

На вызове обычно приходится расспрашивать не самого ребенка, а родителей или опекунов. В отношениях с ними важно быть терпеливым и понимающим: выслушивать, тщательно отмечать их наблюдения, одобрять, даже если их беспокойство кажется необоснованным.

Если расспрашивать ребенка, особенно раннего возраста, то он мало жалуется, фантазирует, а родители часто недостаточно наблюдательны и не опытны и идут на поводу у ребенка. Они не всегда объективны и могут заведомо искажать сведения, особенно, если что-то (например, травма) случилось по их недосмотру.

Ребенок грудного возраста на различные патологические воздействия может отвечать однотипными реакциями (крик, беспокойство, нарушение сна и бодрствования, срыгивание и рвота, изменение стула и т.д.).

Важно выяснить:

  • причина обращения за экстренной медицинской помощью;
  • обстоятельства заболевания или травмы;
  • сроки ухудшения состояния ребенка;
  • заболел впервые или повторно, внезапно или постепенно;
  • длительность остроприступного периода (если он есть), сравнение с предыдущими приступами, если они были ранее;
  • средства и препараты, использованные ранее до прибытия врача СМП (самопомощь или назначения участкового педиатра);
  • вызывали ли раньше СМП по данному поводу – результаты;

В анамнезе жизни ребенка, прежде всего, необходимо уточнить существование факторов, влияющих на тяжесть и генез неотложных состояний. Чем младше ребенок, тем большее отрицательное прогностическое значение имеют:

  • осложненное течение беременности и родов у матери;
  • ранний (до 4 месяцев) перевод ребенка на искусственное вскармливание;
  • сопутствующие врожденные пороки сердца и почек, энцефалопатии;

Утяжеляют течение неотложных состояний неблагоприятный аллергический фон, лекарственная аллергия, реакция на прививки, поствакцинальные реакции, контакт с инфекционными больными. Карантин в ДДУ, школе. Повторные ОРВИ или бактериальные инфекции через 14-21 день после предшествующего заболевания протекают с выраженным токсикозом. Необходимо также выяснить наблюдается ли ребенок у врачей-специалистов.

Необходимо полностью раздевать ребенка в условиях комнатной температуры, при хорошем освещении. Соблюдать правила асептики при осмотре ребенка с обязательным использованием чистого халата поверх форменной одежды, одноразовой хирургической маски, особенно при оказании помощи новорожденным.

При сборе анамнеза заболевания, следует обратить внимание на изменение поведения ребенка:

  • гиподинамию, вялость;
  • гиперреактивность;
  • изменение аппетита;
  • нарушение сна.

Осмотр кожи начинать с оценки цвета кожных покровов. Обратить внимание на общую окраску кожи, наличие ссадин, гематом, сыпи. Окраска (физиологическая окраска, гиперемирована, иктеричная, бледная, серая, мраморная, акроцианоз, разлитой цианоз, гипостазы).

Наличие сыпи (пятнистая, папулёзная, везикулёзная, геморрагическая и т.д.). Описать локализацию. Важно отметить влажность кожи у ребенка (нормальная, снижена, повышена). Расправление кожной складки (норма, замедленное более 1 секунд). Кисти и стопы на ощупь (тёплые, холодные, гипергидроз).

Оценить состояние большого родничка (закрыт, открыт: размер __ х ___ см., западает, выбухает, пульсирует). Необходимо обратить внимание на раны, кровоподтеки, особенно вокруг глаз (симптом очков), отек и пастозность вокруг глаз. Обратить внимание на носогубный треугольник, необычная бледность – один из симптомов менингококковой инфекции или скарлатины.

У ребенка должен быть внимательно осмотрен зев: наличие гиперемии, гипертрофия миндалин ___ степени. Налёты на миндалинах, если есть: в виде фолликул, в лакунах, плёнчатый.

Пропальпировать лимфоузлы: обычные, увеличены до __ мм. Указать какие. Выделения из носа, если есть: слизистые, серозно-слизистые, гнойные и т.д.

Органы дыхания. Обратить внимание на участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. Раздувание крыльев носа, западение подключичных и ярёмных ямок, втяжение межреберий, западение грудины. Характер кашля: сухой, влажный, лающий. Наличие одышки: экспираторная, инспираторная, смешанная, в покое, при физической нагрузке.

Перкуторно над лёгкими звук: легочный, коробочный, укорочение, притупление. Локализация. Аускультативная характеристика дыхания: пуэрильное, везикулярное, жесткое, ослабленное (локализация). Не проводится (локализация). Хрипы: сухие, влажные, крепитация (локализация).

У детей дыхание несколько усилено, удается прослушивать не только вдох, но и слабый выдох что несколько приближает их дыхание к жесткому. Такой характер дыхания является физиологической особенностью детей, зависящей от различной частоты вибрации легочной и окружающих тканей, от узости бронхов, короткости трахеи и малых размеров грудной клетки. Пуэрильное дыхание наиболее выражено у детей в возрасте от 6 мес. до 2,5-3 лет, а в школьном возрасте дыхание приближается к везикулярному.

Показатели частоты дыхания у здоровых детей различного возраста

  • Дети новорожденные – 40-60 в 1 мин
  • 4-6 мес. – 35-40
  • 7-12 мес. – 30-35
  • 2-3 года – 25-30
  • 5-6 лет – около 25
  • 10-12 лет – 20-22
  • 14-15 лет – 18-20

Частота сердечных сокращений в минуту у детей

  • Дети новорожденные – 140
  • 10-30 дней – 140
  • 1-12 мес. – 132
  • 1-2 года – 124
  • 2-4 года – 115
  • 4-6 лет – 106
  • 6-8 лет – 98
  • 8-10 лет – 88
  • 10-12 лет – 80

Артериальное давление, как и другие показатели, повышается с возрастом ребенка. Наиболее быстро оно возрастает в грудном возрасте (на 1 мм. рт. ст. в месяц), у детей от 1 года до 5 лет практически не меняется.

У доношенного новорожденного систолическое АД составляет около 60-65 мм. рт. ст. Примерный уровень максимального АД у детей первого года жизни можно рассчитать по формуле: 76+2n, где 76-средний показатель систол. АД у новорожденного, n-число месяцев,

У детей старше 1 года максимальное АД ориентировочно рассчитывается по формуле 100+n где n-число лет, при этом допускается колебания ±15 мм.рт.ст.

Описать язык: влажный, сухой, обложенность. Рвотные массы (визуально): съеденной пищей, «пустая», желчью, кофейной гущей, с примесями крови, и т.д. Стул (визуально): не осмотрен, оформленный, кашицеобразный, водянистый, слизь, кровь, непереваренный, и т.д. Отметить цвет.

Осмотр живота необходим для определения степени его вздутия (метеоризм, парез кишечника), наличия асимметрии и грыжевых выпячивании. Живот: обычной формы, вздут, втянут, ассиметричен. Участие в акте дыхания передней брюшной стенки: да, нет. Напряжение живота: (нет, есть) и болезненность при пальпации: (нет, есть): левая подрёберная, собственно надчревная, правая подрёберная, правая боковая, параумбиликальная, левая боковая, правая подвздошная, надлонная, левая подвздошная и т.д. Симптомы раздражения брюшины: какие. Печень: _____ см. из-под края рёберной дуги, край какой.

Диурез (со слов): достаточен, снижен, увеличен. Не мочился с ____ часов. Цвет мочи (со слов, визуально). Прозрачная, мутная. Симптом поколачивания в поясничной области: (справа, слева).

Читайте также:  Что такое гипертермический кишечный диализ

Неврологический статус: Шкала Глазго в баллах. Выяснение степени угнетения или возбуждения ЦНС (расстройство сознания, судороги, мышечный тонус). При отсутствии словесного контакта у детей первого года жизни уровень сознания определяют по активности ребенка, как он следит за окружающими людьми и предметами, играет ли он с игрушкой, как он кричит или плачет (например, монотонный крик характерен для менингита), тремор подбородка и конечностей, пульсация большого родничка, положительный симптом Грефе – отставание верхнего века при движении глазного яблока книзу; срыгивание, рвота. Пальпация большого родничка.

Дети склонны:

  1. к общемозговым реакциям, у них часто развиваются судорожный синдром (фебрильные судороги) и неспецифические токсические энцефалопатии (нейротоксикоз). Ситуация осложняется при осмотре грудного ребенка, особенно первых 2 месяцев жизни. В этих случаях ориентирами для оценки сознания могут служить реакции сосредоточения (на звуковые, зрительные раздражения) и эмоциональный ответ на положительные и отрицательные воздействия (мать, рожок с молоком, пошлепывание по щекам и др.).
  1. если сознание утрачено, то необходимо обратить внимание на ширину зрачков и наличие их реакции на свет. Широкие, не реагирующие на свет зрачки без тенденции к сужению – один из симптомов глубокого угнетения сознания ЦНС. Необходимо проверить реакцию на боль и рефлексы с гортани и глотки, которые позволяют определить глубину комы. Если сознание сохранено, то надо обратить внимание, насколько ребенок заторможен или возбужден, так как эти симптомы могут быть признаками интоксикации и гипоксии ЦНС.
  1. При судорогах учитывают их сочетание с расстройствами дыхания, состояние мышечного тонуса (гипер- или гипотония) и характер судорожного синдрома (преобладание клонического или тонического компонента). Отсутствие мышечного тонуса и тонический компонент судорог чаще всего свидетельствует о стволовых расстройствах.

Судороги: отсутствуют, судорожная готовность (подергивания), приступ судорог, судорожный статус. Очаговая неврологическая симптоматика: нет, есть. Нистагм: нет, есть. Бульбарные расстройства: не выявлены, Менингеальные симптомы: не выявлены, Кернига, Брудзинского (верхний, средний, нижний), Лессажа, ригидность затылочных мышц (см.). Движения D S Чувствительность D S Координационные пробы: в позе Ромберга, пальценосовая проба и т.д.

Ф.Д. Ваисов, В.И. Белокриницкий, В.А. Фиалко

2010 г.

Источник

У Вашего ребенка кишечные колики?

Приходите к нам.

Кишечные колики – это дисфункции желудочно-кишечного тракта, которые представляют собой схваткообразные боли в животе, возникающие в результате интенсивных сокращений кишечной стенки.

В переводе с греческого термин «колика» обозначает

«боль в толстой кишке».

Дисфункции желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста встречаются довольно часто. На практике, они возникают практически

у всех младенцев, начиная с первых месяцев жизни.

Кишечные колики, у детей первого полугодия жизни считаются в каком-то смысле физиологическим состоянием [1, 2, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 14]Литература.

Причина младенческих кишечных колик – несовершенство пищеварительной системы у детей раннего возраста:

  • недостаточная ферментативная активность

    пищеварительной системы;

  • несовершенство регуляции внутренних органов, в том числе желудочно-кишечного тракта, осуществляемой центральной нервной системой;
  • несовершенство периферической нейрорегуляции кишечника (перистальтика кишечника не всегда соответствует предъявляемой пищевой нагрузке);
  • особенности микробиоценоза кишечника

    (дисбактериоз, дисбиоз кишечника) [2, 4, 6, 7]Литература.

Кишечные колики у детей первых месяцев жизни носят функциональный характер и представляют собой

не что иное, как процесс адаптации пищеварительной системы ребёнка к условиям внешней среды.

Возникновение кишечных колик чаще всего неизбежно: они возникают даже при правильном кормлении малыша, хорошо организованном уходе и отсутствии каких-либо заболеваний у ребёнка и матери.

Перевод на искусственное вскармливание, перекорм, несбалансированное питание всегда усугубляет их течение.

При появлении кишечных колик всегда требуется консультация специалиста для подтверждения именно функционального характера колик и исключения заболеваний, провоцирующих их

(аномалий развития пищеварительной системы, непроходимости кишечника, кишечных инфекций и т. д.).

Если у детей до шести месяцев кишечные колики обычно считаются физиологической нормой, то в более позднем возрасте они возникают, как правило, при других патологиях: [3, 8, 9, 11]Литература.

Патогенез

В основе патогенеза кишечных колик лежит морфофункциональная незрелость пищеварительной системы в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей имеется ряд морфологических особенностей, общих для всех отделов желудочно-кишечного тракта:

  • тонкая, нежная, сухая, легкоранимая слизистая оболочка;
  • выраженная сосудистая сеть подслизистого слоя, который представлен рыхлой клетчаткой;
  • недостаточная эластичность мышечной ткани;
  • низкая секреторная функция железистой ткани, низкое содержание ферментов в пищеварительных соках.

При интенсивном росте и развитии детского организма система пищеварения не способна справиться

с возникающей нагрузкой, в результате чего развиваются дискинетические нарушения и кишечные колики [1, 4]Литература.

Сниженная ферментативная активность энтероцита (клеток эпителия кишечника) приводит к нарушению переваривания нутриентов – биологически значимых элементов, необходимых организму для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Это, в свою очередь, всегда приводит к изменению микробиоценоза кишечника – нарушению равновесия между патогенной, условно-патогенной и положительной (нормальной) микрофлорой в кишечнике [7]Литература.

Колики у младенцев могут быть вызваны нарушением состава микрофлоры кишечника.

Так, американские ученые, изучающие особенности данной микрофлоры у детей с коликами, находящихся

на грудном вскармливании, обнаружили, что в ней содержатся бактерии рода Клебсиелла.

В связи с этим возникло предположение, что появление колик связано с бактериальным воспалением из-за изменённого состава микрофлоры кишечника.

Доказано, что эти бактерии способны запускать иммунные реакции в кишечнике, приводя к развитию очень тяжёлых воспалительных заболеваний, таких как болезнь Крона (хроническое иммуноопосредованное заболевание кишечника, затрагивающее все его слои) или неспецифический язвенный колит [7]Литература.

По данным наблюдения, у многих детей присутствовало перинатальное поражение центральной нервной системы той или иной степени выраженности.

Дисфункции желудочно-кишечного тракта на первом году жизни также можно объяснить и вегетовисцеральными нарушениями, возникшими из-за перенесённой гипоксии. Изменения моторики по гипер- или гипотоническому типу на этом фоне провоцировало срыгивания, колики, запоры и т.п.. [2]Литература.

Также в возникновении колик у младенцев участвует эндокринная система.

В первые месяцы жизни снижена концентрация гормоноподобного вещества холецистокинина, уменьшающего раздражительность и воспаление и влияющего на сократительную функцию желчного пузыря и выработку ферментов поджелудочной железы.

Симптомы

Признаки младенческих кишечных колик.

Е.С. Кешишан, обнаружив закономерность клинической картины колик у младенцев,

вывел «правило трёх» [7]Литература:

  • колики начинаются в первые три недели после рождения;
  • продолжаются около трёх часов в день;
  • в основном возникают у детей первых трёх месяцев жизни.

Кишечные колики у детей до шести месяцев наблюдаются с рождения и продолжаются в основном

до 4-5 месяцев. У некоторых детей они сохраняются до 6-7 месяцев.

При этом общее состояние ребёнка не нарушается,

отмечается нормальная прибавка массы тела [2, 4, 6, 7, 12, 13, 14]Литература.

Кишечная колика у детей локальный статусКишечные колики обычно возникают внезапно, как после еды, так и во время кормления.

Ребёнок крайне беспокоен, плачет, пронзительно и громко кричит, сучит ногами, живот резко вздут,

ноги подтянуты к животу и периодически резко выпрямляются, руки тесно прижаты к туловищу.

Можно наблюдать покраснение лица и побледнение носогубного треугольника. Приступ может продолжаться несколько часов, часто заканчивается после акта дефекации или очистительной клизмы.

Как показывает практика, в 95 % случаев кишечные колики сочетаются с другими проявлениями нарушений работы желудочно-кишечного тракта – срыгиваниями, метеоризмом, периодическим нарушением стула.

Чаще всего изолированным симптомом дисфункций желудочно-кишечного тракта является метеоризм, который наблюдается примерно у 10 % пациентов. Так как причины, приводящие к таким дисфункциям, оказывают влияние на самые различные процессы в системе пищеварения, комбинация симптомов или различных видов дисфункций у одного ребёнка считается вполне закономерной [2]Литература.

Сегодня детям с кишечными коликами часто предполагается модный диагноз «Лактазная недостаточность».

При лактазной недостаточности (дефицит фермента лактазы, расщепляющего молочный сахар (лактозу)

или снижение его активности) ребенка с первых недель или месяцев жизни будут беспокоит колики, пенистый жидкий стул с характерным кислым запахом, срыгивания, метеоризм, диарея или запор, недостаточный набор веса, раздражительность, возбудимость, расстройство сна.

По мере увеличения количества потребляемого ребенком молока выраженность симптомов нарастает.

Однако первичная лактазная недостаточность, при которой нарушена выработка фермента, встречается крайне редко.

Существует так называемая транзиторная лактазная недостаточность, характерная для недоношенных детей и для доношенных детей, но родившихся с признаками незрелости.

Гораздо чаще встречается вторичная лактазная недостаточность, при которой дефицит лактазы обусловлен повреждением энтероцитов (клеток кишечника), что может быть при воспалительном процессе, дисбактериозе, аллергии и т.д.

Также вторичная лактазная недостаточность может явиться следствием неправильного вскармливания ребенка.

Обычно клинические проявления лактазной недостаточности купируются к 6-8-му месяцу жизни, а повышенный уровень углеводов в кале, характерный для данного заболевания, снижается до нормального [2]Литература.

Следует отметить, что длительное сохранение функциональных расстройств создает благоприятные условия

для формирования заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких как стойкие рефлюксы (кардиоэзофагальный, дуоденогастральный и др.), хроническое воспаление слизистых оболочек кишечника, вторичная ферментативная недостаточность и т. д., а также заболеваний других органов и систем

(гипотрофия, дефицитные состояния, неврозы и т. д.).

Поэтому терапия, или, как мы говорим, коррекция функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта столь же важна и обоснована, как и терапия других заболеваний [2, 4, 10]Литература.

Диагностика

Диагностика функциональных кишечных колик у детей раннего возраста осуществляется на основании характерной клинической картины, описанной выше. У ребенка первых месяцев жизни наличие только кишечных колик на фоне общего благополучия (нормальная прибавка массы тела, отсутствие интоксикации, нормальные аппетит, сон, физическая активность, эмоциональный тонус вне приступа) заставляет предполагать наличие функциональных колик. Лабораторно-инструментальное обследование (исследование периферической крови, анализ мочи, копрология, ультразвуковое исследование органов брюшной полости) не выявляет при этом какой-либо патологии [1, 2, 4, 6, 11, 12]Литература.

При длительных приступах колик (более нескольких часов), беспокойстве ребенка вне приступа, плохом сне необходимо исключение неврологической патологии, которая возможно усугубляет течение физиологических кишечных колик.Кишечная колика у детей локальный статус

Для этого, наряду с тщательным сбором анамнеза и объективным осмотром, необходим осмотр невролога, нейросонограмма, консультация окулиста. Возможно, у ребенка имеет место перинатальное поражение центральной нервной системы.

Кишечные колики, сохраняющие свою интенсивность во втором полугодии жизни ребенка всегда требуют полного обследования наряду с вышеперечисленным: исследование кала на дисбактериоз, гельминты, содержание углеводов.

При наличии анемии, гепатомегалии необходимо биохимическое исследование крови для определения функционального состояния печени, иммуноферментный анализ для исключения цитомегаловирусной

(наиболее часто встречающейся сейчас) и других инфекций.

Диспептический синдром, наличие патологических примесей в кале, повышение лейкоцитов в периферической крови и копрограмме заставляют думать об энтероколите. Общее состояние ребенка зависит от степени тяжести его проявления, этиофактора. Кишечные колики, сопровождающиеся выраженными диспептическими расстройствами, частым жидким стулом с патологическими примесями, рвотой, повышенной температурой требуют исключать инфекционную этиологию энтероколита, проводя баканализ кала.

Приступообразная боль в животе у ребенка любого возраста требует всегда быстрого исключения острой хирургической патологии! Ребенок должен быть осмотрен детским хирургом, при необходимости срочно госпитализирован в хирургический стационар.

Лечение

При функциональных кишечных коликах у ребенка первых месяцев жизни более правильно слово «лечение» заменить термином «симптоматическая коррекция» состояния кишечных колик,

так как речь идет о физиологическом процессе [4, 6]Литература.

Организация режима дня, питания – основные направления в лечении данного физиологического состояния.

При грудном вскармливании следует откорректировать питание кормящей матери, исключив продукты, вызывающие газообразование, избегать перекорма ребенка и т. д.

При искусственном вскармливании важен адекватный выбор молочных смесей, следует своевременно вводить

в рацион кисломолочные продукты, обогащенные пре- и пробиотиками и т.д.

В медикаментозной терапии, наряду с симптоматическими средствами, направленными на устранение тех или иных симптомов дисфункций желудочно-кишечного тракта, необходимы эспумизан, плантекс, саб симплекс и др.

Хорошо зарекомендовали себя пробиотики бифиформ бэби, бак сет, примадофилус и др.

Для улучшения процессов пищеварения часто назначаются ферменты – пангрол, креон.

Обязательно применение лекарственных средств, рекомендованных неврологом [2, 4, 5, 6, 7]Литература.

Под наблюдением автора находилось 150 детей первых месяцев жизни, имеющих в анамнезе кишечные колики. Следование данной тактике коррекции позволило обеспечить быструю положительную динамику в состоянии детей,

что видно из рисунка:

Кишечная колика у детей локальный статус

134 ребенка продолжили участие в мониторинге в раннем возрасте (от одного года до трех лет).

На основании проводимого обследования: изучения анамнестических данных, клинических осмотров, лабораторно-инструментального исследования установлено, что у детей не формировались заболевания желудочно-кишечного тракта.

Описанные выше дисфункции не имели продолжения у детей на втором году жизни.

Единичные эпизоды функциональных расстройств пищеварительной системы провоцировались пищевыми погрешностями, более выраженные дисфункции имели место на фоне возникших заболеваний – энтеровирусных инфекций, глистных инвазий и т.д. [2]Литература.

Прогноз и профилактика

Функциональные кишечные колики у детей первых месяцев жизни носят физиологический характер,

не представляют угрозы для жизни. Их профилактика заключается в рациональном режиме дня и питании, правильном введении прикорма [2, 4, 5, 6, 14]Литература.

Кишечные колики можно предупредить, уменьшить их кратность и выраженность. Правильное вскармливание способно в той или иной мере их минимизировать.

Идеальной пищей для ребенка первого года жизни является грудное молоко. Неоспорима его биологическая и энергетическая ценность. Оно оптимально по своему составу.

Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины усваиваются лучше всего при кормлении грудным молоком. А, следовательно, процесс пищеварения происходит более благоприятно, реже бывают колики.

Для профилактики кишечных колик маме младенца следует исключить некоторые продукты из рациона:

  • Облигантные аллергены – это продукты питания, наиболее часто вызывающие аллергические реакции. К таким относится шоколад, какао, цитрусовые, мед, малина, клубника, куриные яйца, коровье молоко, морепродукты.
  • Острую, жареную, жирную пищу.
  • Бобовые, продукты с горьким привкусом – редька, лук, чеснок и т.п.

С осторожностью включать в свой рацион питания послабляющие продукты – огурцы, сливы, арбуз и др.

Необходимо соблюдать правила кормления ребенка грудью. Нельзя малыша перекармливать!

Кормление грудью в среднем должно продолжаться не более 15-20 минут.

Новорожденного ребенка можно кормить более длительно – до 30 минут.

Мама должна придерживаться правильной техники кормления.

Ребенок должен взять грудь, захватывая сосок и почти всю ареолу, тогда он не будет заглатывать лишний воздух. На каждое кормление дается одна грудь. После кормления необходимо примерно 20 минут подержать ребенка «столбиком» чтобы он отрыгнул лишний воздух.

Прикормы должны вводиться соответственно графику.

«Золотое» правило введения прикорма – это постепенность!Кишечная колика у детей локальный статус

По ряду причин некоторые дети находятся на искусственном вскармливании – они получают адаптированные молочные смеси. Рекомендовать выбор той или иной смеси должен педиатр.

Хорошо зарекомендовали себя в данном случае смеси Нестле Нестожен

с пребиотиками и лактобактериями, Симилак Комфорт, Нутрилон Пепти Гастро, Нутрилон Комфорт и др.

Недопустима необоснованная замена одной смеси на другую!

Как правило, это приводит к выраженным кишечным коликам.

При кормлении ребенка смесями необходимо строго соблюдать все правила их хранения, приготовления, давать тот объем смеси, который рекомендует наблюдающий доктор.

Во время кормления ребенка рекомендуется держать ребенка

в полувертикальном положении. Чтобы предотвратить заглатывание воздуха, бутылочку надо наклонять так, чтобы молоко заполняло соску, а смесь поднималась ко дну бутылочки.

Также, как и при естественном вскармливании, после кормлении малыша надо подержать «столбиком», чтобы предотвратить срыгивания [1, 10]Литература.

Кишечная колика у детей локальный статусПрофилактикой кишечных колик служит выкладывание малыша на животик перед каждым кормлением. Как только заживет пупочная ранка, ребенка следует укладывать на животик на пеленальном столике. Начинать следует с нескольких минут и постепенно доводить до 15 минут. Это очень хорошо укрепляет мышцы брюшной стенки, формирует пресс, улучшает пищеварение.

За полчаса до кормления рекомендуется делать массаж живота.

Для этого нужно положить ребенка на спину и тыльной поверхностью теплой ладони делать круговые движения по часовой стрелке.

Воздушные ванны, регулярные купания, достаточное пребывание

на свежем воздухе благотворно влияют на сон, эмоциональное состояние ребенка и, конечно, предупреждают спазмы кишечника.

Очень большое значение имеет настроение мамы, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье, проявление любви и ласки

к ребенку, безусловно, облегчит этот трудный, но такой радостный период жизни [12, 14]Литература.

Литература

  1. Бельмер С. В., Хавкин А. И., Гасилина Т. В. и др. Синдром срыгивания у детей первого года. Пособие для врачей. М.: РГМУ, 2003 – 36 с.
  2. Бычкова Н.К., Пикаревская И.В. Дисфункции желудочно-кишечного тракта у детей первого года жизни по данным мониторинга. Сибирский журнал гастроэнтерологии и гепатологии. – 2012 – С. 33 – 34.
  3. Бычкова Н.К. Фитотерапия паразитарных заболеваний желчевыводящей системы у детей.- LAP Lambert Academic Publishing.- 2018.- 260 с.
  4. Самсыгина Г. А. Алгоритм лечения детских кишечных колик // Consilium medicum. Педиатрия. 2009. № 3. С. 55-67.
  5. Самсыгина Г.М., Брашнина Н.П. Эспумизан в лечении метеоризма у детей первого года жизни // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии. Прил. № 8. Материалы 5-й Российской гастроэнтерологической недели. 30 окт. – 5 нояб. 1999. С. 125.
  6. Скворцова В.А., Яцык Г.В. Звонкова Н.Г., Грибакин С. Г., Боровик Т. Э. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей грудного возраста: роль диетотерапии // Лечащий врач. – 2011. – № 6.
  7. Кешишян Е.С. Кишечные колики и коррекция микробной колонизации у детей первых месяцев жизни// информация для врачей. – 2006.
  8. Острый аппендицит / В кн. Детская хирургия: национальное руководство / под. Ред.Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова. -М., ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 690 с.
  9. Филимонов Р.М. Подростковая гастроэнтерология. Медицинское информационное агентство. 2008. – 576с.
  10. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей грудного возраста и их диетологическая коррекция. В кн.: Лечебное питание детей первого года жизни (под общей редакцией А. А. Баранова и В. А. Тутельяна). Клинические рекомендации для педиатров. М.: Союз педиатров России, 2010, – С. 51-64.
  11. Шрайнер Е.В. Гельминтозы в клинической практике педиатра: вопросы диагностики, терапии, профилактики. РМЖ. Мать и дитя. № 14, 2013. С. 773.
  12. Akman I., Kuscu K., Ozdemir N., et al. Mothers’ postpartum psychological adjustment and infantile colic // Arch. Dis. Child. 2006. May. №91(5). P. 417-419.
  13. Gupta S.K. Is colic a gastrointestinal disorder? Curr. Opin. Pediatr. 2002. №14. P. 588-592.
  14. Lindberg T. Infantile colic and small intestinal : a nutritional problem? Acta. Paediatr. Suppl. 1999. №430. P. 58-60.
  15. Weizman Z., Alkrinawi S., Goldfarb D., Bitran C. Efficacy of herbal tea preparation in infantile colic // J. Pediatr. 1993. №122. P. 650-652.

Источник

Читайте также:  Лимон при кишечном гриппе