Кишечная полость медуз простая мешкообразная

Кишечная полость медуз простая мешкообразная thumbnail

Тема: « Тип Кишечнополостные».

Выберите один правильный ответ

А1. Ответная реакция организма гидры на действие внешних раздражителей

1)  регенерация

2)  оплодотворение

3)  рефлекс

4)  почкование

А2. Колонии кораллов образуют животные, которые относятся к типу

1)  моллюсков

2)  кишечнополостных

3)  ланцетников

4)  простейших

А3. Стенка тела гидры состоит из … слоёв

1)  одного

2)  двух

3)  трёх

4)  четырёх

А4. В состав эктодермы гидры не входит

1)  кожно-мускульные клетки

2)  стрекательные клетки

3)  нервные клетки

4)  пищеварительные клетки

А5. Между эктодермой и энтодермой гидры расположена

1)  опорная пластинка

2)  мезоглея

3)  гиподерма

4)  мезодерма

А6. Наибольшее скопление стрекательных клеток у гидры

1)  у рта и на подошве

2)  у рта и на стебельке тела

3)  у рта и на щупальцах

4)  у рта и на стенках кишечной полости

А7. К типу Кишечнополостные относится

1)  актинии

2)  асцидии

3)  офиуры

4)  голотурии

А8. Гидра обитает в

1)  пресных водоёмах с быстрым течением

2)  пресных водоёмах со стоячей водой

3)  опреснённых лиманах

4)  морях и океанах

А9. Самой крупной из известных медуз является

1)  цианея антарктическая

2)  корнерот

3)  крестовичок

4)  кассиопея

А10. Кишечная (гастральная) полость медуз

1)  простая мешкообразная

2)  разделённая на передний и задний отделы

3)  разветвлённая

4)  не выражена

А11. Образование молодых сифоидных медуз происходит в результате

1)  стробиляции

2)  почкования

3)  стагнации

4)  фрагментации

А12. Ранняя свободноплавающяя стадия развития медуз, вскоре после их образования, называется

1)  морулой

2)  эфирой

3)  нимфой

4)  планулой

А13. По способу питания медузы

1)  хищники

2)  паразиты

3)  фильтраторы

4)  растительноядные

А14. Коралловые рифы образуются

1)  в полярных морях

2)  в морях умеренных широт

3)  в тропических морях

4)  повсеместно в Мировом океане

А15. Для кораллов не характерно

1)  симбиоз с другими организмами

2)  образование стадии медузы

3)  почкование

4)  половое размножение

А16. Тело кишечнополостных

1)  не имеет клеточного строения

2)  состоит из одной клетки

3)  состоит из эктодермы, энтодермы и мезодермы

4)  состоит из эктодермы и энтодермы

А17. Лучевую симметрию имеет

1)  речная гидра

2)  планария

3)  ланцетник

4)  рачок дафния

А18. Стрекательных клеток нет у

1)  кольчатого червя нереиды

2)  гидры

3)  актинии

4)  медузы аурелии

А19. Ответная реакция на раздражение речной гидры возможна благодаря наличию

1)  нервной трубки

2)  нервной цепочки

3)  промежуточных клеток

4)  нервной сети

А20. Способность восстанавливать повреждённые и утраченные части тела либо целый организм из части называется

1)  дегенерация

2)  регенерация

3)  половое размножение

4)  рефлекс

А21. О принадлежности медузы аурелии к типу Кишечнополостных свидетельствует

1)  способность плавать в толще воды

2)  наличие личиночной стадии

3)  двухслойное строение тела

4)  способность образовывать колонии

А22. У медузы нет

1)  эктодермы

2)  мезодермы

3)  энтодермы

4)  нервных клеток

А23. Бесполым путём часто размножаются

1)  земноводные

2)  кишечнополостные

3)  насекомые

4)  ракообразные

А24. Гидра дышит

1)  при помощи воздушных мешков

2)  при помощи трахеи

3)  жабрами

4)  поглощая растворённый в воде кислород всей поверхностью тела

А25. Какое кишечнополостное животное ведёт прикреплённый образ жизни

1)  аурелия

2)  корнерот

3)  стебельчатая гидра

4)  красный коралл

А26. Среди коралловых полипов есть гермафродиты, то есть животные

1)  с признаками женского организма

2)  с признаками мужского организма

3)  обоеполые

4)  однополые

А27. Какую функцию выполняют стрекательные клетки

1)  дыхательную

2)  движения

3)  защитную

4)  пищеварительную

А28. К классу Гидроидные относится

1)  аурелия

2)  корнерот

3)  гидра

4)  актиния

А29. К классу Сцифоидные относится

1)  аурелия

2)  красный коралл

3)  гидра

4)  актиния

А30. К классу Коралловые полипы относится

1)  аурелия

2)  корнерот

3)  гидра

4)  актиния

В1. Выберите признаки относящиеся только к кищечнополостным животным

А) трёхслойное строение тела

Б) двусторонняя симметрия

В) двухслойное строение тела

Г) в цикле развития присутствует стадия полипа

Д) паразитирующие организмы

Е) тело состоит из эктодермы, энтодермы мезодермы

В2. Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и разными кишечнополостными, для которых эти особенности характерны

А) обитание в толще морской воды 1) медузы

Б) обитание в полосе прибоя 2) коралловые полипы

В) образуют колонии

Г) не образуют колонии

Д) имеют известковый скелет

Е) не имеют известкового скелета

В3. Установите соответствие между функцией и типом клеток

А) поражение жертвы 1) кожно-мускульные

Б) защита организма от врагов 2) нервные

В) ответ организма на раздражение 3) стрекательные

Г) образование покрова тела

Д) передвижение

С1.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1.  Кишечнополостные – трёхслойные, беспозвоночные животные.

2.  Среди них встречаются как свободноплавающие формы, так и прикреплённые к субстрату.

3.  Размножаются только бесполым способом.

4.  Включают классы: Гидроидные, Сцифоидные, Жгутиконосцы.

С2. Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос.

Коралловые полипы живут на сравнительно небольших глубинах. С чем это может быть связано?

Ответы на задания уровня А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

2

2

4

2

3

1

2

1

3

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

1

2

1

3

2

4

1

1

4

2

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

3

2

2

4

4

3

3

3

1

4

Ответы на задания уровня В

В1. В Г Е

В2. 1 А Г Е

2 Б В Д

В3. 1 Г Д

2 В

3 А Б

Источник

Цель: Изучить Тип Плоские черви.

Задачи:

1) Образовательные:

  • рассмотреть особенности организации плоских
    червей
  • выявить черты высокой организации плоских
    червей по сравнению с кишечнополостными
  • развить и закрепить умения и навыки учащихся в
    оформлении мыслительных операций в устной и
    письменной форме.

2) Воспитательные:

  • содействовать развитию у учащихся умений
    осуществлять самоконтроль, самооценку учебной
    деятельности;
Читайте также:  Рентгенологическими признаками острой кишечной непроходимости являются

3) Развивающие:

  • продолжить формирование работать с таблицами,
    текстом, сравнивать, делать выводы
  • совершенствовать навыки самостоятельной и
    групповой работы; развитие коммуникативных
    способностей учащихся – умения выслушивать
    мнения товарищей и обосновывать свою точку
    зрения и прийти к совместному выводу

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: таблица “ Плоские черви”,
раздаточный материал, учебник Захаров, Сонин
“Биология. Многообразие живых организмов.7
класс”

Ход урока

I. Организационный момент: Вспоминаем тему
прошлых уроков (был изучен Тип Кишечнополостные)

II. Проверка знаний: тест: (два варианта)

1 вариант

А1. Ответная реакция организма гидры на
действие внешних раздражителей

  1. регенерация
  2. оплодотворение
  3. рефлекс
  4. почкование

А2. Колонии кораллов образуют животные, которые
относятся к типу

  1. моллюсков
  2. кишечнополостных
  3. ланцетников
  4. простейших

А3. Стенка тела гидры состоит из … слоёв

  1. одного
  2. двух
  3. трёх
  4. четырёх

А4. В состав эктодермы гидры не входит

  1. кожно-мускульные клетки
  2. стрекательные клетки
  3. нервные клетки
  4. пищеварительные клетки

А5. Между эктодермой и энтодермой гидры
расположена

  1. опорная пластинка
  2. мезоглея
  3. гиподерма
  4. мезодерма

А6. Наибольшее скопление стрекательных клеток у
гидры

  1. у рта и на подошве
  2. у рта и на стебельке тела
  3. у рта и на щупальцах
  4. у рта и на стенках кишечной полости

А7. К типу Кишечнополостные относится

  1. актинии
  2. асцидии
  3. офиуры
  4. голотурии

А8. Гидра обитает в

  1. пресных водоёмах с быстрым течением
  2. пресных водоёмах со стоячей водой
  3. опреснённых лиманах
  4. морях и океанах

А9. Самой крупной из известных медуз является

  1. цианея антарктическая
  2. корнерот
  3. крестовичок
  4. кассиопея

А10. Кишечная (гастральная) полость медуз

  1. простая мешкообразная
  2. разделённая на передний и задний отделы
  3. разветвлённая
  4. не выражена

В1. Выберите признаки относящиеся только к
кищечнополостным животным

А) трёхслойное строение тела

Б) двусторонняя симметрия

В) двухслойное строение тела

Г) в цикле развития присутствует стадия полипа

Д) паразитирующие организмы

Е) тело состоит из эктодермы, энтодермы
мезодермы

2 вариант

А1. Образование молодых сифоидных медуз
происходит в результате

  1. стробиляции
  2. почкования
  3. стагнации
  4. фрагментации

А2. Ранняя свободноплавающяя стадия развития
медуз, вскоре после их образования, называется

  1. морулой
  2. эфирой
  3. нимфой
  4. планулой

А3. По способу питания медузы

  1. хищники
  2. паразиты
  3. фильтраторы
  4. растительноядные

А4. Коралловые рифы образуются

  1. в полярных морях
  2. в морях умеренных широт
  3. в тропических морях
  4. повсеместно в Мировом океане

А5. Для кораллов не характерно

  1. симбиоз с другими организмами
  2. образование стадии медузы
  3. почкование
  4. половое размножение

А6. Тело кишечнополостных

  1. не имеет клеточного строения
  2. состоит из одной клетки
  3. состоит из эктодермы, энтодермы и мезодермы
  4. состоит из эктодермы и энтодермы

А7. Лучевую симметрию имеет

  1. речная гидра
  2. планария
  3. ланцетник
  4. рачок дафния

А8. Стрекательных клеток нет у

  1. кольчатого червя нереиды
  2. гидры
  3. актинии
  4. медузы аурелии

А9. Ответная реакция на раздражение речной
гидры возможна благодаря наличию

  1. нервной трубки
  2. нервной цепочки
  3. промежуточных клеток
  4. нервной сети

А10. Способность восстанавливать повреждённые и
утраченные части тела либо целый организм из
части называется

  1. дегенерация
  2. регенерация
  3. половое размножение
  4. рефлекс

В1. Установите соответствие между
особенностями образа жизни и строения и разными
кишечнополостными, для которых эти особенности
характерны

А) обитание в толще морской воды 1) медузы

Б) обитание в полосе прибоя 2) коралловые полипы

В) образуют колонии

Г) не образуют колонии

Д) имеют известковый скелет

Е) не имеют известкового скелета

Ответы

1 вариант

А1А2А3А4А5А6А7А8А9А10
3224231213

В1. В Г Е

2 вариант

А11А12А13А14А15А16А17А18А19А20
1213241142

В1. 1 А Г Е 2 Б В Д

Ниже предложены бланки ответов для учащихся,
которые распечатываются и разрезаются

Кишечнополостные

ФИО _________________________Класс _____ Вариант №____

Часть А

Номер вопроса12345678910
ответ          

В1 – три ответа в алфавитном порядке

III. Изучение нового материала:

1. Работа с текстом учебника: Учащиеся находят
характеристику Типа Плоских червей. Учитель при
необходимости дополняет.

Тело плоское, его форма листовидная (у
ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у
ленточных червей).

Впервые в животном мире у представителей этого
типа развилась двусторонняя (билатеральная)
симметрия тела,
т. е. через тело можно провести
только одну продольную плоскость симметрии,
делящую его на две зеркально подобные части.

Кроме эктодермы и энтодермы они имеют еще
средний зародышевый листок — мезодерму.
Поэтому их считают первыми трехслойными
животными. Наличие трех зародышевых листков дает
основу для развития различных систем органов.

Стенку тела образует колено-мускульный мешок
—совокупность наружного однослойного эпителия
и расположенных под ним нескольких слоев мышц —
кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных.
Поэтому тело плоских червей способно совершать
сложные и разнообразные движения.

Полость тела отсутствует, так как
пространство между стенкой тела и внутренними
органами заполнено рыхлой массой клеток — паренхимой.Она
выполняет опорную функцию и служит в качестве
депо запасных питательных веществ.

2. Характеристика систем органов: Самостоятельное
заполнение таблицы: (работа с текстом)

Системы органов белой планарии

Системы органоворганы
Пищеварительная системаРот, глотка, кишечник
Выделительная системапредставлена протонефридиями —
каналами, слепо начинающимися в мезенхиме и по
бокам тела;
Нервная система.состоит из одного-двух нервных узлов
(ганглиев) в передней части тела и продольных
нервных стволов, связанных поперечными
кольцевыми перемычками
Органы чувств.Развиты слабо. Кожные реснички.
Примитивные пигментные гдазки. Органы
равновесия
Половая системаГермафродиты.Развиты половые железы и
сложная система протоков
Дыхательная и кровеноснаяОтсутствуют.

3. Беседа с учениками об особенностях
организации плоских червей.

Учащиеся делают выводы об усложнении в плоских
круглых червей по сравнению с кишечнополостными.
В ходе беседы заполняется таблица:

Черты сходства и различия кишечнополостных и
плоских червей

Черты сходстваЧерты отличия
Пресноводная гидраБелая планария
1.МногоклеточныеДвухслойныеТрёхслойные
2. Хорошо развита регенерацияЛучевая симметрияДвусторонняя симметрия
3. Большую роль играет
внутриклеточное пищеварение
Нет органовЕсть ортанов
Диффузная нервная системаЛестничная нервная система
Нет кожно-мускульного мешкаЕсть кожно-мускульный мешок
Читайте также:  Слабительное при кишечных коликах

4. Физминутка

5. Обсуждение

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы общие признаки Плоские черви?
  2. Какие прогрессивные изменения произошли у
    Плоских червей в процессе эволюции?
  3. Чем сходны плоские черви и гидра?
  4. В чем проявляется усложнение строения белой
    планарии по сравнению с гидрой?

6. Закрепление материала

Дается задание на карточках. После выполнения
задания идёт проверка.

Запишите номера названий органов и их частей,
соответствующих определённой системе органов

Пищеварительная система_______________________

Выделительная система_________________________

Нервная система._______________________________

Половая система________________________________

1.Семенники

2. Ротовое отверстие

3. Глотка

4. Яичники

5. Кишка

6. Нервные стволы

7. Разветвлённые канальцы

8. Кожно-мускульный мешок

IV. Домашнее задание: Текст учебника до
классов плоских червей

V. Итоги по теме урока: беседа с учащимися.

Представители Типа Плоские черви бывают
свободноживущие и паразиты. Важнейшим их
признаком является отсутствие полости тела,
наличие двусторонней симметрии. Это трёхслойные
животные. Имеет кожно-мускульный мешок
Представители этого типа – гермафродиты.

Источник

В этом уроке вы познакомитесь с радиально симметричными многоклеточными животными, единственной полостью тела которых является кишечная.

Отсюда происходит их название – кишечнополостные.

Почти все кишечнополостные, кроме кораллов и некоторых пресноводных полипов. в жизненном цикле имеют две стадии: бесполую (полип) и половую (медуза).

Кишечнополостные – это группа многоклеточных беспозвоночных животных.

Кишечнополостные – преимущественно морские обитатели.

Они хищники, то есть питаются исключительно живыми, более мелкими, чем они сами, организмами.

Например, гидра питается рачками, инфузориями и пр., а медуза – рачками, мелкими рыбками, икрой.

Особенности строения:

  • лучевая симметрия, то есть если их разрезать в разных плоскостях, то мы получим две половины, зеркально отражающие одна другую
  • устьичное отверстие – рот (всегда один), его окружает кольцо щупалец; через устьичное отверстие животное захватывает и получает пищу, а также выводит остатки непереваренных веществ
  • щупальцы – окружают рот и содержат структуры, с помощью которых жертве вводится парализующий яд или окутывают ее клейкими нитями, далее щупальца проталкивают жертву в пищеварительную полость
  • пищеварительная (синоним парагастральная) полость – идет сразу после устьичного отверстия и служит для переваривания пищи и циркуляции веществ
  • имеют замкнутую систему с одним устьичным отверстием
  • для кишечнополостных характерно как полостное, так и внутриклеточное пищеварение
  • отсутствуют специализированные органы дыхания, поэтому они дышат всей поверхностью тела, поглощая растворённый в воде кислород

 В зависимости от того, как кишечнополостные существуют (еще это называют жизненным циклом), они бывают:

  • полипы – неподвижные, прикрепляются к поверхности с помощью подошвы. Полипы представляют бесполую стадию жизненного цикла, размножаются почкованием. Одним своим концом они прикреплены к субстрату, а на другом конце у них находится ротовое отверстие, окруженное щупальцами
  • медузы – подвижные, свободно перемещаются. Это половое поколение

Среди кишечнополостных есть гермафродиты, то есть организмы, которые имеют одновременно мужские и женские половые железы (например, коралловые полипы).

Актиния – одиночный морской полип:

Актиния

Полипы могут размножаться почкованием

При этом нередко вновь образованные особи не отделяются от своих родителей, а образуют колонию с общей гастральной полостью.

Медузы – половое поколение, образуются при бесполом размножении полипов.

У медуз ротовое отверстие находится снизу. 

Они свободно передвигаются в толще воды, используя реактивный принцип.

У разных медуз в особых отделах тела называемых гонадами образуются мужские и женские половые клетки, которые выходят наружу и оплодотворяются в водной среде.

Из оплодотворенного яйца развивается личинка, которая после непродолжительного плаванья прикрепляется к субстрату и превращается в полип. 

Затем полип размножается почкованием, часть отростков поперечно перетягиваются, образуя маленьких медуз, вместе соединенных и похожих на стопочки пластинок. Затем маленькие медузы по очереди отделяются, начинают вести самостоятельный образ жизни, свободно перемещаются, питаются и растут. Достигнув половозрелого состояния, они вырабатывают половые клетки, которые оплодотворяются, образуя личинку, превращающуюся в полип.

Так мы изучили жизненный цикл медузы.

Такой жизненный цикл имеет Аурелия, или ушастая медуза (лат. Aurelia aurita)

Благодаря такому способу размножения медузы могут за очень короткое время (при благоприятных ситуациях) значительно увеличить свою популяцию.

Стадии полипа и медузы у разных классов кишечнополостных неравноценны.

У одних из них доминирует полип, у других – медуза. Не все кишечнополостные имеют стадию медузы.

В последнем случае половые клетки образуются в теле полипа. Очень редко полип в жизненном цикле также может отсутствовать.

медуза

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

Почкование – тип бесполого или вегетативного размножения животных и растений, при котором дочерние особи образуются из выростов тела материнского организма (почек). 

Почкование характерно для грибов, мхов и животных (простейшие, губки, кишечнополостные,некоторые черви, жгутиковые, инфузории, споровики)

У ряда животных почкование не доходит до конца: молодые особи остаются соединёнными с материнским организмом.

В ряде случаев это приводит к образованию колоний.

Например, при почковании дрожжей на клетке образуется утолщение, постепенно превращающееся в полноценную дочернюю клетку дрожжей.

Выделяют три класса кишечнополостных:

  • Гидроидные – в жизненном цикле доминирует полип. Простые медузы есть у морских видов. Полипы у них либо одиночные, либо образуют колонии, которые по внешнему виду напоминают водные растения.
  • Сцифоидные медузы – у этих организмов доминирует крупная медуза. Полипы слабо развиты и иногда отсутствуют. У этих медуз более сложная нервная система и имеются особые органы, помогающие поддерживать равновесие при передвижении.
  • коралловые полипы – стадия медузы у них отсутствует. У полипов есть глотка, образованная клетками эктодермы; пищеварительная полость разделена на множество камер (6, 8, 12 и т. д.). Полипы могут быть как одиночными, так и в колониях. Благодаря внешнему известковому скелету мадрепоровые кораллы в теплых морях образуют рифы и острова.

Обелия – колониальный гидроидный полип:

Обелия

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Читайте также:  Первый состав группы кишечной

Закрыть

Размер зонтика некоторых сцифоидных медуз может достигать 2 м, а длина щупалец- 30 м.

Стрекательные клетки крупных медуз могут вызывать сильные ожоги на теле людей, напоминающие ожоги крапивой.

Ожоги, вызываемые морскими кишечнополостными, могут сопровождаться повышением температуры, нарушением дыхания и потерей сознания.

В некоторых случаях даже возможен летальный исход.

медуза

Пресноводный полип гидра достигает в длину 1 см, при этом его щупальца способны вытягиваться на несколько сантиметров.

Гидры живут в пресных водах со стоячей водой и ведут прилепленный образ жизни.

К субстрату (растениям, дну водоема) гидры прикрепляются подошвой. Сцепление с субстратом не настолько крепкое, поэтому гидры не могут обитать в реках с быстрым течением, так как течение просто будет их сносить, не давая возможности закрепиться на одном месте.

Именно такой сидячий образ жизни гидр является главным фактором, влияющим на то, что гидры живут в водоемах со стоящей водой или с очень слабым течением.

Пресноводный полип гидра:

Пресноводный полип гидра

Тело гидры образовано двумя слоями клеток:

  • эктодермой — наружным слоем, в котором находятся покровно-мышечные, чувствительные, стрекательные, нервные и промежуточные клетки
  • энтодермой — внутренним слоем, для которого характерно наличие железистых и пищеварительно-мышечных клеток

Между ними находится студенистое неклеточное вещество – мезоглея.

гидра

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

Гидра имеет высокую способность к регенерации.

Например, если ее разрезать поперек на множество кусочков, из каждого такого кусочка сформируется целый полип.

Это возможно благодаря наличию промежуточных клеток, которые при любом повреждении начинают быстро делиться и формируют все остальные типы клеток.

Нервная система гидры диффузного типа, охватывает все тело.

У гидры можно наблюдать простые рефлексы, возникающие в ответ на раздражение.

Например, если к полипу прикоснуться иглой, то его чувствительные клетки воспримут раздражение, передадут его нервным клеткам, а те, в свою очередь, сформируют ответную реакцию – сокращение покровно- мышечных клеток, в результате чего гидра сожмется в комочек:

рефлекс у гидры

Таким образом, любой рефлекс состоит из трех стадий:

  • восприятия раздражения
  • передачи возбуждения через нервные клетки
  • ответной реакции организма

У гидры одновременно задействованы два способа переваривания пищи:

  • в кишечной полости под действием секрета железистых клеток
  • путем захвата пищевых частиц  пищеварительно- мышечными клетками, подталкивающими к себе пищу при помощи жгутиков

В щупальцах и на теле гидры находится много стрекательных клеток. Их функция – поражение и удержание мелкой добычи.

Стрекательная капсула в таких клетках выстреливает при раздражении чувствительного волоска.

Строение стрекательной клетки гидры

Органов дыхания и выделения у гидры нет.

Типичная медуза обычно имеет колоколообразную форму и напоминает перевернутый полип.

Размер зонтика некоторых сцифоидных медуз может достигать 2 м, а длина щупалец — 30 м.

Стрекательные клетки крупных медуз могут вызывать сильные ожоги на теле людей, напоминающие ожоги крапивой.

Ожоги, вызываемые морскими кишечнополостными, могут сопровождаться повышением температуры, нарушением дыхания и потерей сознания.

В некоторых случаях даже возможен летальный исход.

медуз

У медузы различают:

  • выпуклую наружную поверхность
  • внутреннюю вогнутую поверхность
  • ротовой хоботок, выходящий из центра вогнутой поверхности
  • ротовое отверстие на конце хоботка, окруженное четырьмя лопастями 

От края зонтика отходят щупальца, которых может быть довольно много.

Пищеварительная полость устроена следующим образом:

  • ротовое отверстие переходит в глотку, а затем в желудок
  • от желудка к краям зонтика отходят четыре радиальных канала
  • у края зонтика радиальные каналы соединяются кольцевым каналом

Кишечная полость медуз сложная, представлена ветвящимися каналами и полостями. Так как кровеносная система у них отсутствует, а к каждой клетке тела необходимо доставлять питательные вещества, то система полостей берет на себя эту функцию транспорта питательных веществ.

Также как и у полипов наружный слой медуз представлен эктодермой, а внутренний- энтодермой.

Значительную часть тела медузы составляет промежуточный слой- мезоглея, состоящий из упругого студенистого вещества.

Строение медузы

У основания щупалец, примыкающих к радиальным каналам, находятся органы равновесия – статоцисты.

По обе стороны от кольцевого канала расположены два кольца из нервных клеток, играющих важную роль при рефлекторной коррекции положения тела медузы в воде.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

Под каждым радиальным каналом примерно на его середине находятся мешкообразные выпячивания – гонады.

В них мигрируют половые клетки, образующиеся в эктодерме.

Медузы раздельнополы.

В гонадах происходит мейотическое деление половых клеток, в результате чего образуются либо подвижные сперматозоиды, либо округлые яйцеклетки.

После выхода половых клеток из гонад, многие медузы погибают.

Кораллы имеют огромное значение, так как благодаря им образуются известковые горные породы и появляются целые острова.

Колонии мадрепоровых кораллов живут преимущественно в тропических морях на глубинах до 50 м.

Они очень требовательны к условиям существования.

Кораллам нужно, чтобы вода имела достаточную степень солености.

Сильные ливни на мелководье могут привести к вымиранию колонии.

Также необходимо, чтобы температура воды была не ниже +20°C.

Коралловый риф, образованный разными видами кораллов:

Коралловый риф

У кораллов имеется внешний известковый скелет.

Коралловые постройки появляются в результате отмирания нижних частей колонии, на субстрате которых развиваются молодые ветви кораллов.

Кораллы часто образуют рифы вдоль берегов.

Длина самого протяженного рифа вдоль восточного побережья Австралии достигает 1400 км.

Благодаря кораллам вместо опустившихся на дно океана островов образуются атоллы.

Атолл – это кольцо кораллов, выступающее из моря на небольшую высоту над водой.

Внутри атолла имеется лагуна – озеро морской воды.

С помощью птиц, воды, человека и пр. на атоллы заносятся семена различных растений.

Мы помним, что кораллам нужна теплая вода (не менее +20 градусов С), а это следствие теплого и влажного климата, который идеален для роста растений!

В результате образуются очень красивого вида цветущие островки.

цветущие островки

Пройти тест

Источник