Кишечная полость включает в себя стрекательные клетки

Кишечная полость включает в себя стрекательные клетки thumbnail

Представители Типа Кишечнополостные — это многоклеточные животные, имеющие лучевую (радиальную) симметрию.

Их тело состоит из двух слоёв клеток — наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы), между которыми расположена мезоглея.

В основном, кишечнополостные — хищники. Они имеют кишечную полость, где переваривается пища. Полость сообщается с окружающей средой через рот. Других отверстий нет (непереваренные остатки выбрасываются наружу через рот).

Схема строения кишечнополостных (на примере гидры пресноводной)

Обрати внимание!

Эктодерма образована эпителиально-мускульными, стрекательными, нервными, половыми и промежуточными (неспециализированными) клетками.

Энтодерма представлена пищеварительно-мускульными и железистыми клетками.

Функции клеток

1. Эпителиально-мускульные (кожно-мускульные) клетки выполнят покровную функцию, а также имеют мышечные отростки, которые обеспечивают движение кишечнополостного.

2. Стрекательные клетки имеют капсулу, заполненную ядом, который парализует жертву (нейропаралитического действия). В капсулу погружена стрекательная нить. На поверхности клетки расположен чувствительный волосок. При прикосновении к этому волоску стрекательная нить выбрасывается наружу и входит в тело жертвы.

Схема строения стрекательной клетки

3. Нервные клетки имеют длинные отростки, которые вместе образуют нервную сеть. Такая нервная система называется диффузной.

Нервная система и восприятие гидрой раздражения

4. Половые клетки обеспечивают половое размножение кишечнополостных.

5. Железистые клетки продуцируют ферменты, которые переваривают пищу в кишечной полости (это внутриполостное пищеварение).

6. Пищеварительно-мускульные клетки имеют жгутики и ложноножки. Жгутики перемещают воду с частичками пищи, а образующиеся ложноножки захватывают её. Дальнейшее пищеварение происходит в пищеварительных вакуолях (это внутриклеточное пищеварение).

7. Неспециализированные (промежуточные) клетки способны превращаться в любой тип клеток и обеспечивают регенерацию (восстановление утраченных частей) кишечнополостных.

Книдоциль — чувствительный волосок стрекательной клетки кишечнополостных.

Ферменты — биологически активные вещества, которые ускоряют процессы, проходящие в клетке. Пищеварительные ферменты ускоряют процессы пищеварения.

Размножение кишечнополостных происходит половым и бесполым путями.

Бесполое размножение происходит почкованием.

В случае полового размножения из оплодотворённой яйцеклетки развивается новый организм в личиночной стадии. Прикрепившись ко дну, личинка превращается в полип. Полипы либо образовывают колонии, либо отпочковывают свободноживущих медуз. Здесь мы можем говорить о чередовании поколений: прикреплённого полипа и свободноживущей медузы.

Значение кишечнополостных

Представители Кишечнополостных — коралловые полипы образуют рифы, а иногда и целые острова — атоллы — которые представляют особые экосистемы.

Из отмерших кораллов образуются известковые горные породы. Их используют в строительстве, при декоративном оформлении жилищ.

Некоторые кишечнополостные поселяются на подвижных животных (актиния и рак отшельник). Рак перемещает актинию, а актиния защищает рака своими стрекательными клетками.

В восточных странах кишечнополостные (медузы) используются в пищу.

Яд некоторых медуз может быть опасным для человека, вызывает ожоги, а в тяжелых случаях, поражая дыхательную систему, приводит к смерти.

Источники:

Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. — 302, [2] с.: ил.
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Биология (От амёбы до человека).  7 класс. Учебник общеобразовательной школы. — М: Баласс, 2013. — 320 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Иллюстации:

https://drukarniacd.home.pl/flash/radial-symmetry-cnidaria

https://toazhotel.com/zhivye-obraza-zashhity.html

Источник

нескучная онлайн-школа для тех, кто готовится к экзаменам и хочет во всем разобраться

знаем, как сделать так, чтобы вы по-настоящему поняли предмет и сдали ЕГЭ на 80+ баллов и выше.

Основа

у нас как раз открыт набор на основу 2.0

в 2020

  • 100баллов

    получили 251 выпускников Вебиума

  • 90+баллов

    заработали 1825 наших учеников

  • 80+баллов

    результат, который получает на экзамене каждый третий студент Вебиума

учим любить предмет и не бояться ЕГЭ

    Фото учителя

    Борюсь с несовершенством образовании и рассказываю сложные вещи простым языком!

    • 8 лет преподаю биологию.
      Подготовил 35 стобалльников. Окончил биологический факультет ИГУ. Окончил школу с золотой медалью. Участник заключительного этапа Всероса по биологии.

    Фото учителя

    Окончила лицей с золотой медалью.

    • Поступила на бюджет в НИУ ВШЭ.
      Учусь на англоязычной программе.
      Сдала ЕГЭ по английскому на 95 баллов, а по русскому – на 100.

    Фото учителя

    Помогаю не просто сдать ЕГЭ по литературе, а действительно полюбить этот предмет.

    • Каждый 10-ый студент моего курса получил 100 баллов в 2020 году.
      Окончила филологический бакалавриат с отличием, сейчас учусь в филологической магистратуре СПбГУ на бюджете.
      Уже 5 лет помогаю юным литераторам продираться сквозь литературные дебри.

    Фото учителя

    Считаю географию наукой о жизни и легко объясняю сложные процессы на простых примерах.

    • Преподаю географию 5 лет.
      Средний балл моих студентов 82,7 баллов.
      Подготовил 19 стобалльников в 2020 году.
      Учусь на экономической географии в КФУ.

    Фото учителя

    Информатика – это будущее в твоих руках.

    • 7 лет развиваю мозг будущих IT-шников.
      Учу информатике в Майнкрафте и Ведьмаке.
      Сдал вступительные в магистратуру на 100/100.
      В 2020 выпустил 400+ учеников, трое из них сдали на 100.
      Учился в Испании в Политехническом Университете Мадрида.
      Читал курсы для Газпрома, РЖД, СберБанка и тд.

    Фото учителя

    Физика – это про жизнь, а не задачи!

    • Сдала ЕГЭ по физике на 94 балла, готовясь всего лишь год.
      Со мной ребята поступили в ИТМО, СПБПУ, ЛЭТИ, МГТУ им.Баумана.
    Читайте также:  Цисты амебы кишечной лечение

    Фото учителя

    Окончила гимназию с золотой медалью.

    • 3 года преподаю историю в онлайн-школе.
      Учусь на истфаке СПбГУ.
      Сумма баллов за ЕГЭ – 288 (96 – история).

    Фото учителя

    Я — Эйджей, а математика — мой профиль.

    • Математика по любви, ЕГЭ по расчёту. 5 лет преподаю математику подготовлю тебя к экзамену с любого уровня. Окончил школу и музыкальную школу с золотой медалью. Окончил инженерное высшее с красным дипломом и экономическое высшее тоже с красным.

    Фото учителя

    Химия – это любовь, и я влюбляю в эту науку всех вокруг!

    • Почти 9 лет преподаю химию, за последние 3 года подготовила 59 стобалльников и написала три пособия для подготовки к ЕГЭ. Окончила химический факульет МГУ имени М.В. Ломоносова.

    Фото учителя

    Объясняю просто и понятно на классных примерах, которые ты точно запомнишь.

    • 5 лет преподаю русский язык.
      Подготовила 41 стобалльника в 2020 году.
      Средний балл моих студентов 89.
      Каждый пятый ученик набрал 90+.
      Окончила факультет филологии и журналистики ИГУ с красным дипломом.

    Фото учителя

    Каждый второй ученик у меня – высокобалльник.

    • Третий год преподаю общество.
      Сдала обществознание на 96 баллов. Поступила на бюджет НИУ ВШЭ.
      Со мной занимались более 2500 человек.

    Фото учителя

    Моя главная задача – сделать так, чтобы математика стала для тебя подругой, а экзамен ты сдал/а легко! Ты со мной?

    • 5 лет преподаю математику от алгебры до матанализа.
      За 2020 год подготовил 500 ребят к ОГЭ и ЕГЭ База.
      Окончил первую в России Физико-математическую школу при университете.
      Учусь на 4 курсе экономического факультета СПбГУ.

    Изображение лиц

    Наши преподаватели выпустили несколько потоков студентов и знают, как побороть страх и сомнения перед экзаменом. Вы окажетесь в компании друзей и профессионалов, которые помогут вам показать свой лучший результат.

    • просто общаться

      Объясняют мегадоступно и не вызывают к доске. В курсе, где вайб, где зашквар, никого не хейтят и без проблем отвечают в мессенджере.

    • легко учиться

      Опыт преподавателей и образовательно-игровая платформа делают учёбу интересной и веселой. Ведь когда тебе действительно не всё равно, то становится легко и весело

    • можно оценить

      У каждого наставника есть свои секреты и личное кунг-фу, которые можно затестить на бесплатных вебинарах.

    что такое основа 2.0?

    Это онлайн-курс для 11-классников по подготовке к ЕГЭ от Вебиума

    С ноября по май изучаем и повторяем всю теорию по выбранному предмету и отрабатываем ее на практике. Спокойно и размеренно, без паники и со временем на личную жизнь.

    а ещё…

    • Картинка

      12 онлайн-занятий в месяц

      – весь учебный год. Это три 1,5-часовых занятия в неделю во второй половине дня.

    • Картинка

      удобный режим

      Можно смотреть как в трансляции, чтобы задавать вопросы онлайн, так и в записи — в удобное время

    • Картинка

      личный кабинет

      Расписание, домашки, прогресс — весь процесс обучения как на ладони

    • Картинка

      наставники

      Наши наставники поддержат тебя в любое время дня (и даже ночи), проверка домашних заданий.

    • Картинка

      можно совмещать курсы

      Расписание разных предметов не пересекается, чтобы люди со сверхспособностями могли успеть везде

    • Картинка

      ооочень много практики

      Решаем все задания, до которых можем дотянуться

    присоединяйтесь к учебе

    основа 2.0

    готовимся без стресса за 7 месяцев

    почему выбирают основу 2.0

    • раз

      достаточно времени на подготовку — за 7 месяцев можно все выучить, повторить и снова выучить

    • два

      не нужно торопиться: расписание составлено так, что готовиться можно размеренно и качественно

    • три

      это удобно — нет привязки к месту, времени, готовиться можно где угодно и когда удобно.

    • четыре

      это доступно: занятие на «Основе 2.0» по стоимости сравнимо с обедом в «Маке»

    • пять

      это дешевле репетиторов, при этом подготовка индивидуальная, и в любое время можно задавать вопросы (и ездить никуда не нужно!)

    • шесть

      можно платить в рассрочку — каждый месяц. А можно сразу весь курс — как удобно.

    • семь

      отличные результаты — выпускники «Основы 2.0» получают 90+ на ЕГЭ

    как проходит обучение

    • всё в личном кабинете

      На нашей образовательной платформе у каждого есть личный кабинет — тут смотрят вебинары, проходят тесты, сдают домашку, следят за своим прогрессом (при желании, можно показать родителям) и получают обратную связь

    • онлайн-трансляции

      Занятия проходят на нашей платформе: преподаватели ведут онлайн‑трансляции. Урок длится около часа, а их количество зависит от курса. Во время вебинара слушатели работают со скриптом занятий — пособием, которое удобно заполнять (оно помогает структурировать и запоминать материал), задают вопросы онлайн. Позже вебинар доступен в записи — всегда можно освежить материал в памяти.

    • команда подготовки

      Основная форма подготовки к экзамену — команда подготовки: 25–30 учеников, которые под руководством преподавателя совместно проходят теорию и практику: слушают вебинары, участвуют в брейнштормах, викторинах, тестах.

    • поддержка и мотивация

      Кроме преподавателей, в учебный процесс включены наставники — кураторы команд подготовки и ассистенты преподавателей. Они проверяют домашнюю работу, помогают разобраться с ошибками, следят за сроками, мотивируют и поддерживают.

    • много много много практики

      Домашние задания после каждого вебинара, а в начале и конце месяца — пробные тесты ЕГЭ (это вообще не страшно). За время продолжительных курсов ученики в командах подготовки решают, пожалуй, все пробные тесты, до которых только могут дотянуться, но преподаватели не сдаются и разрабатывают свои задания. При этом, нагрузка рассчитана так, чтобы этот объем никого не сломал — есть время на жизнь.

    Читайте также:  Как пишется желудочно кишечный

    нас выбирают, чтобы достигать большего

    наши ученики поступают в топовые вузы страны

    вот что говорят

    • Ирина Баранова

      выпуск 2020

    • Кристина Воробьева

      выпуск 2020

    • Марк Александров

      выпуск 2020

    • Наталья Кривочапова

      выпуск 2020

    с чего начать подготовку к ЕГЭ-2021

    чек лист для и

    • Выбор направления
    • Выбор предметов
    • Подготовка к экзаменам
    • Выбор формата подготовки
    • Проба пера
    • Грамотное планирование!
    • Выбираем направление в образовании
    • Выбираем предметы для ЕГЭ
    • Знакомимся с форматом и содержанием экзамена
    • Выбираем формат подготовки
    • Оцениваем уровень подготовки
    • Составляем план

    Источник

    Кишечнопо́лостны́е[1][2][3], или радиальные животные, (лат. Coelenterata, Radiata) — группа многоклеточных беспозвоночных животных. Обычно под этим названием объединяют два современных типа: стрекающих (Cnidaria) и гребневиков (Ctenophora). Эту группу традиционно противопоставляют двусторонне-симметричным.

    Некоторые исследователи не рассматривают гребневиков в составе кишечнополостных и применяют последнее название в более узком смысле — в качестве синонима для типа стрекающих[4]. Радиальных (Radiata), напротив, иногда рассматривают в более широком составе, включая в них губок и пластинчатых[5].

    Общая характеристика[править | править код]

    Двуслойность[править | править код]

    Традиционно группу характеризуют наличием радиальной симметрии и двух зародышевых листков (энтодермы и эктодермы). При этом обычно считается, что тело кишечнополостных складывается из двух эпителиальных пластов: эпидермиса (наружных покровов) и гастродермиса (выстилки кишечной полости). Между двумя слоями клеток располагается желеобразная соединительнотканная прослойка — мезоглея — в состав которой входят волокна коллагена и сравнительно небольшое количество амебоидных и энтодермальных клеток.

    Степень развития мезоглеи варьирует среди представителей группы. Особенно хорошо она развита у планктонных форм — медуз и гребневиков, у которых она берёт на себя опорную функцию. У этих форм отмечена тенденция к миграции мышечных, нервных и половых клеток из эпителиальных пластов в толщу соединительной ткани. Развитая мезоглиальная мускулатура вызывает у некоторых исследователей сомнения в правильности представлений о кишечнополостных как о первично двухслойных организмах[6].

    Системы органов[править | править код]

    Представители группы лишены специализированных органов дыхания и выделения, что обычно трактуют как следствие двуслойного плана строения, при котором большинство клеток находится в составе эпителиев и контактируют с внешней средой.

    Кишечнополостных характеризует своеобразная нервная система, в основе которой лежит нервное сплетение (нервный плексус). Однако важно отметить, что планктонные формы наделены довольно разнообразными органами чувств, вокруг которых формируются скопления нервных клеток. Другой пример централизации нервной системы — концентрация нейронов вдоль гребных пластин гребневиков.

    Пищеварительная система[править | править код]

    В пищеварительной системе есть рот и кишечная полость. Внутриполостное переваривание осуществляют железистые клетки, внутриклеточное переваривание — эпителиально-мускульные. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот, то есть у них замкнутая пищеварительная система.

    Размножение и развитие[править | править код]

    Большинство представителей размножаются половым способом и обладают планктонными или ползающими личинками. Жизненный цикл значительной части стрекающих представляет собой метагенез: закономерное чередование полового и бесполого размножений.

    Значение[править | править код]

    Человек использует некоторых кишечнополостных. Из мёртвых известковых частей кораллов добывают строительный материал, при обжиге получают известь. Чёрный и красный кораллы используют для изготовления ювелирных украшений.

    Стрекательными клетками некоторые кишечнополостные могут нанести ожоги дайверам, пловцам и рыбакам. В некоторых местах коралловые рифы препятствуют проходу судов, служа при этом убежищем и питанием для рыб.

    Так как кишечнополостные хищники, они влияют на морские сообщества животных, едят планктон, а крупные актинии и медузы — ещё и мелких рыб. В свою очередь медузами питаются морские черепахи и некоторые рыбы. Некоторые виды медуз съедобны (Rhopilema esculenta, Rhopilema verrucosa).

    История изучения[править | править код]

    Человек познакомился с кишечнополостными в глубокой древности, научившись плавать, расселившись по берегам морей и занявшись собирательством и рыболовством. Свидетельствами подобного знакомства, в частности, являются элементы орнамента сосудов крито-минойской культуры. Распространённая издавна в Средиземноморском мире ловля губок и жемчуга ныряльщиками обогащала представления античных учёных о внешнем облике, устройстве и повадках этих животных.

    Аристотель в 4-й книге своей «Истории животных» (IV в. до н. э.) отказывает ещё прикреплённым кишечнополостным в животной природе, уделяя, в частности, медузам (акалефам), промежуточное место между растительным и животным миром, наряду с губками и асцидиями[7].

    Плиний Старший в 9-й книге своей «Естественной истории» (77 г. н. э.) ошибочно утверждал, что полипы могут «выходить на землю», подобно муренам[8].

    Клавдий Элиан в «Пёстрых рассказах» (кон. II в. н. э.), в частности, сообщает:

    «Удивительно прожорливы полипы и уничтожают без разбора все. Часто они не удерживаются даже от пожирания себе подобных: чуть только меньший попадется большему и окажется в мощных сетях его щупальцев, так сейчас же становится его пищей. Полипы охотятся также на рыб и вот каким способом: они прячутся под скалами и принимают их цвет, так что делаются не отличимы от камня, и, когда рыбы плывут к этим мнимым скалам, полипы неожиданно хватают их своими щупальцами, как сетями…»[9]

    Статус группы и её состав[править | править код]

    Исторически радиальных животных противопоставляют другой группе многоклеточных — Bilateria, которые характеризуются наличием двусторонней симметрии и тремя зародышевыми листками. Во многих прежних системах (например, в системе Кавалье-Смита) в состав радиальных животных включались не только книдарии и гребневики, но также губки, плакозои и мезозои (последние, как сейчас можно считать доказанным — вторично упрощённые билатерии[10]).

    В современной литературе нет единого мнения о филогенетических взаимоотношениях этих групп. Как правило, высказывают две точки зрения. Согласно первой, сестринской группой для билатерий оказываются гребневики[11]. Вторая предполагает единство группы, включающей билатерий и кишечнополостных[12]. Однако, вне зависимости от выбора гипотезы, кишечнополостные оказываются парафилетическим таксоном. В последнее время появились данные в пользу того, что гребневики являются сестринской группой губок, а плакозои — сестринской группой книдарий[13]. В случае принятия этой гипотезы кишечнополостные (в объёме, придаваемом им в данной статье) — таксон полифилетический.

    Кроме современных типов к кишечнополостным относят также некоторые вымершие группы, в том числе представителей вендской фауны[14].

    Альтернативное значение термина[править | править код]

    Термин «Кишечнополостные» во многих монографиях, статьях и учебных пособиях во второй половине XX—XXI веках использовался и продолжает использоваться как название типа, то есть как синоним термина Cnidaria (см., напр.,[15],[16],[17],[18]). В этом же смысле он используется и во многих популярных и научно-популярных изданиях (см., напр.,[19]), в том числе электронных, а также в русскоязычных школьных учебниках.

    Галерея[править | править код]

    • Актиния

    Примечания[править | править код]

    1. ↑ Ударение в орфографическом словаре
    2. ↑ Ударение в БРЭ
    3. ↑ Ударение в словаре «Русское словесное ударение»
    4. ↑ Догель В. А. Зоология беспозвоночных: Учебник для ун-тов// Под ред. проф. Полянского Ю. И. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1981. — 606 с.
    5. T. CAVALIER-SMITH. A revised six-kingdom system of life. Biological Reviews of the Cambridge Philosophical Society (1998), 73:203-266.
    6. ↑ Seipel K., Schmid V. (2005). Evolution of striated muscle: Jellyfish and the origin of triploblasty. Developmental Biology, vol. 282, i. 1, pp. 14-26.
    7. Аристотель. История животных. Книга Четвёртая. Гл. VI.
    8. Плиний Старший.Естественная история, IX.
    9. Элиан Клавдий. Пёстрые рассказы / Пер. С. В. Поляковой. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — С. 7.
    10. ↑ Слюсарев Г. С. (2008) Тип ортонектида (Orthonectida): строение, биология, положение в системе многоклеточных животных. Журнал общей биологии, Том 69, № 6, с. 403—427
    11. ↑ Halanych K. (2004). The new view of animal phyllogeny. Annual Review of Ecology, Evolution and Systematics, vol. 35, pp. 229—256.
    12. ↑ Wallberg A., Thollesson M., Farris J. S., Jondelius U. (2005). The phylogenetic position of the comb jellies (Ctenophora) and the importance of taxonomic sampling. Cladistics, vol. 20, i. 6, pp. 558—578.
    13. ↑ Алёшин В. В., Петров Н. Б. (2001) Регресс в эволюции многоклеточных животных. Природа, № 7, с. ??-??
    14. ↑ Малахов В. В. (2004). Происхождение билатерально-симметричных животных. Журнал общей биологии, т. 65, № 5, с. 371—388.
    15. ↑ Зенкевич Л. А. (ред.) Жизнь животных (в 6-ти томах). Т. 1. Тип Кишечнополостные (Coelenterata). 1968, 557 с.
    16. ↑ Наумов Д. В., Пастернак Ф. А., Гинецинская Т. А. Тип Кишечнополостные (Coelenterata)// Жизнь животных. В 7 томах. Т. 1. М.: Просвещение, 1987, с. 154—228.
    17. ↑ Заренков Н. А. Сравнительная анатомия беспозвоночных. Ч. 1. Изд-во МГУ, 1988.
    18. ↑ Дроздов А. Л., Иванков В. Н. Морфология гамет животных. Значение для систематики и филогенетики. М., Круглый год, 2000, 460 с.
    19. ↑ Жители моря. Серия: Самые красивые и знаменитые. Издательство: Аванта+, 2007, 184 с.

    Литература[править | править код]

    • Рупперт Э. Э., Фокс Р. С., Барнс Р. Д. Протисты и низшие многоклеточные // Зоология беспозвоночных. Функциональные и эволюционные аспекты = Invertebrate Zoology: A Functional Evolutionary Approach / пер. с англ. Т. А. Ганф, Н. В. Ленцман, Е. В. Сабанеевой; под ред. А. А. Добровольского и А. И. Грановича. — 7-е издание. — М.: Академия, 2008. — Т. 1. — 496 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7695-3493-5.
    • Атлас кишечнополостных дальневосточных морей России. — Владивосток, 2010.

    Источник

    Читайте также:  Болезни желудочного кишечного тракта