Кишечные инфекции биология 8 класс

Кишечные инфекции биология 8 класс thumbnail

Инфекционные заболевания пищеварительной системы

Одним из самых опасных заболеваний, передающихся через пищеварительную систему, является ботулизм. Болезнь проявляется через несколько часов после попадания в организм ботулиновой бактерии и начинается с рвоты, головных болей и болей в животе, но температура обычно не поднимается. Болезнь быстро развивается и уже через сутки может привести к расстройству зрения, параличу мышц и смерти.

Ботулиновая бактерия живёт в почве и размножается в бескислородной среде (споры бактерий очень устойчивы к различным факторам среды). Бактерия ботулизма попадает в организм человека с овощами, грибами, недоброкачественными консервами.

Дизентерия — инфекционное заболевание, вызываемое одноклеточными паразитами (амёбами) или бактериями (дизентерийная палочка), которые поражают стенку толстой кишки. Дизентерийная амёба, попав в организм с водой или пищей, поражает слизистые оболочки толстого кишечника. Дизентерийная палочка часто переносится мухами.

Заболевание протекает с явлениями общей интоксикации (отравления). При дизентерии резко повышается температура тела, появляются боли в левой половине живота. Наблюдается диарея, возможно с кровью.

Ещё одним опасным заболеванием является сальмонеллёз (вызывает его бактерия — сальмонелла). Заражение сальмонеллёзом происходит через продукты — яйца, молоко, мясо. При этом заболевании наблюдается частый стул (диарея), больной быстро слабеет и может умереть. Болезнь начинается с высокой температуры, рвоты, болей в животе.

Очень опасно ещё одно инфекционное заболевание — холера, вызывается бактерией — холерным вибрионом. Заражение холерой происходит при питье или заглатывании воды при купании в загрязнённых водоёмах, а также при мытье посуды заражённой водой. Заражение может происходить при употреблении пищи, инфицированной во время её хранения или мытья, а также через загрязнённые руки. Кроме того, холерные вибрионы могут переноситься мухами.

Глистные заболевания (гельминтозы)

Причины глистных заболеваний — несоблюдение правил гигиены и употребление пищи, заражённой яйцами глистов.

Глисты, или гельминты — паразитические черви (относящиеся к Типам Плоских или Круглых червей), обитающие в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Глисты могут повреждать кишечник и выделять вещества, ядовитые для организма хозяина.

Наиболее распространённые виды — аскарида и солитёры (бычий и свиной цепни).

Аскарида — круглый червь, обитает в кишечнике человека, его длина достигает (35) см. Личинки аскарид развиваются в кишечнике и через печёночную вену попадают в печень, сердце, трахею, гортань, глотку, а затем они возвращаются в кишечник, где превращаются во взрослые особи. Аскариды могут вызывать боль в животе, рвоту и даже аппендицит. Личинки аскариды, попадая в лёгкие, могут вызывать воспаление лёгких.

Личинки плоского червя — свиного цепня (а также бычьего цепня) — могут развиваться в мышцах человека, вызывая тяжёлые заболевания.

Глисты имеют очень высокую плодовитость (например, одна самка аскариды может откладывать до (200) (000) яиц в сутки, которые, выходя с калом во внешнюю среду, могут сохраняться в почве несколько лет).

Заболевания желудка и (12)-перстной кишки

Гастрит — воспаление слизистой оболочки желудка, которая в силу различных причин (бактерии, психическая травма, неправильный приём лекарств и др.) не справляется с воздействием соляной кислоты и пепсина, находящихся в желудке.

Если гастрит не начать вовремя лечить, то может возникнуть язва желудка (повреждение слизистой оболочки, которое в наиболее тяжёлых случаях может привести к прободению — сквозному отверстию в стенке желудка).

Часто встречается также язва (12)-перстной кишки (причём в той её части, которая прилежит к желудку).

Заболевания печени и желчного пузыря

От несоблюдения гигиены питания часто страдает печень. Одной из причин гибели её клеток может быть воспаление печени — гепатит (это общее название воспалительных заболеваний печени, возникающих от различных причин и требующих разного лечения). Одним из признаков гепатита является желтуха — пожелтение кожных покровов больного, вызванное нарушением барьерной функции печени.

Часто гепатит имеет вирусную природу. Возбудителем заболевания является устойчивый в условиях внешней среды вирус, патогенный только для человека. Если вовремя устранить причину разрушения печени, то часть органа, оставшаяся неповреждённой, может регенерировать.

При определённых условиях из веществ, составляющих желчь, в желчном пузыре образуются желчные камни. Камни раздражают стенки желчного пузыря, приводя к их воспалению — острому холециститу. Если камни перекрывают выводной проток поджелудочной железы, то в ней развивается воспаление — панкреатит. Если камни в желчном пузыре вызывают повторяющиеся болевые приступы, то их удаляют (иногда удаляют весь желчный пузырь).

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

https://ru-kartinki.com

https://gerbali.ru/p0020.htm

https://juxtra.info/

Источник

Наибольший подъем заболеваемости кишечными инфекциями наблюдается в летне-осенний период, что связано с выездами на садовые участки, на природу, употреблением овощей и фруктов, купанием в открытых водоемах. Возбудители острых кишечных инфекций могут находиться на поверхностях различных предметов, овощах, ягодах, фруктах.

Читайте также:  Блюда при кишечной инфекции у детей

К кишечным инфекциям относятся дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф, паратифы А и Б, холера, гастроэнтерит, пищевые токсикоинфекции, вирусный гепатит А, вирусные кишечные инфекции (аденовирус, ротавирус, норовирус и т. д.).

Основными симптомами заболевания кишечными инфекциями являются слабость, вялость, плохой аппетит, диарея, рвота, боли в животе, повышение температуры и появление озноба.

Для всех этих заболеваний характерным является проникновение возбудителей через рот и размножение их в кишечнике человека, откуда они с выделениями вновь попадают во внешнюю среду: почву, воду, на различные предметы и продукты питания.

Возбудители кишечных инфекций обладают высокой устойчивостью во внешней среде, сохраняя свои болезнетворные свойства от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. В передаче возбудителей могут участвовать следующие факторы: вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики (например, насекомые) и т.д. В пищевых продуктах возбудители кишечных инфекций не только сохраняются, но и активно размножаются. Но при действии высокой температуры, например при кипячении, возбудители кишечных инфекций погибают.

Источником кишечными инфекциями является человек – больной или бактерионоситель (практически здоровый человек, в организме которого находятся возбудители кишечных инфекций).

Восприимчивость людей к кишечным инфекциям довольно высокая. Особенно подвержены им дети. В условиях несоблюдения правил личной гигиены кишечные инфекции способны передаваться окружающим, могут быстро распространяться среди лиц, окружающих больного (бактерионасителя) и вызывать массовые заболевания людей.

Опасность заражения кишечными инфекциями представляют продукты (блюда из них), употребляемые в холодном виде, без тепловой обработки т.к. микробы в ней не только хорошо сохраняются, но и размножаются. Большую опасность представляют собой кремово- кондитерские изделия, салаты, винегреты, молоко, масло, другие пищевые продукты (особенно те, которые не подлежат термической обработке).

Одним из основных факторов заражения и распространения кишечных инфекций является вода. Опасность заражения кишечными инфекциями представляет вода из открытых водоемов, используемая для питья, мытья посуды, рук, овощей и фруктов. Заражение может произойти при купании в открытых водоемах. Через воду могут распространяться холера, брюшной тиф, дизентерия, сальмонеллезы, вирусный гепатит “А” (или болезнь Боткина) и др.

Предметы домашнего обихода тоже могут содержать возбудителей различных заболеваний, особенно если в семье есть больной (или носитель) какого- либо заболевания. Это посуда, через которую могут передаваться кишечные инфекции, игрушки для детей, полотенца.

Профилактика кишечных инфекций включает простые правила гигиены:

– соблюдение правил личной гигиены (тщательное мытье рук с мылом перед приготовлением, приемом пищи, до и после посещения туалета;

– не использовать для питья воду из открытых источников. Употреблять для питья только кипяченную или бутилированную воду;

– перед употреблением свежие овощи и фрукты следует тщательно мыть и обдавать кипятком;

– соблюдать технологию приготовления блюд. Тщательно прожаривать (проваривать) продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морепродукты;

– скоропортящиеся продукты хранить в соответствии с температурой, указанной на упаковке. Не оставлять приготовленную пищу при комнатной температуре более чем на 2 часа. Не использовать продукты с истекшим сроком годности и хранившиеся без холода (скоропортящиеся продукты);

– для обработки сырых продуктов пользоваться отдельными кухонными приборами и принадлежностями, такими как ножи и разделочные доски;

– осуществлять раздельное хранение сырых и готовых продуктов;

– купаться только в установленных для этих целей местах. При купании в водоемах и бассейнах не следует допускать попадание воды в рот;

– проводить влажные уборки помещений с применением дезинфицирующих средств;

– не накапливать мусор в жилищах, не допускать наличие мух в местах хранения продуктов.

ПОМНИТЕ!

Соблюдение простых профилактических мер позволить избежать распространения кишечных инфекций, повторного заражения людей и сохранит Ваше здоровье и здоровье Ваших близких!

Источник

Цели:

  • формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний
    органов пищеварения и оказании первой помощи;
  • создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся,
    навыков работы с учебной информацией, умения применять знания при решении
    жизненных задач;
  • формировать ответственное отношение к своему здоровью;
  • развивать рефлексивные качества личности.

Оборудование:

  • учебник “Биология. Человек”, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник
    для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ.
    – М.: Вентана-Граф, 2009
  • мультимедийный проектор;
  • упаковки продуктов питания.

Раздаточный материал:

  • рабочие листы для выполнения самостоятельной работы;
  • листы для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы, связанные со здоровьем
человека. Вам понадобятся внимательность, сообразительность и умение дружно
работать.

Слайд 1. (Приложение 1)

2. Определение темы урока

– Вот первое задание. Посмотрите фотографии. Что неправильного в поведении
этих людей. Внимание на экран.

Читайте также:  Кишечная инфекция елена малышева

Слайды 2–13

(Ответы детей: есть на улице немытыми руками, пить из открытых источников,
из-под крана, близко контактировать с домашними животными, есть из одной
тарелки, купаться в запрещенных местах, брать в рот предметы и т. д.)

– Наверняка, вы сами наблюдали такие ситуации. К сожалению, люди часто не
понимают, на сколько опасно такое легкомысленное отношение к своему здоровью.

– Почему это опасно? (Можно заболеть.)

(Учитель открывает на доске первое слово названия темы урока: БОЛЕЗНИ…)

– Кто вызывает эти болезни? (Микробы, бактерии, вирусы и т.д.)
– Как одним словом они называются? (Паразиты.)
– Кто такие паразиты? (Организмы, живущие за счет организма хозяина)
– Внимание на экран!

(Показ видеофрагмента из фильма ВВС “Паразиты внутри вас”.)

– Паразиты вездесущи. Они рядом с нами, невидимы и от этого более опасны.
Большинство видов на земле паразиты. Сможем ли мы им дать отпор.
– Что является “воротами инфекции”? (Органы пищеварения.)

(Учитель полностью открывает на доске название темы урока: БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ
ПИЩЕВАРЕНИЯ)

– Итак, сегодня на уроке речь пойдет о вещах, жизненно важных для любого
человека: о болезнях пищеварительной системы и о том, как от них уберечься.

– Запишите тему на рабочих листах.

3. Изучение нового материала.

3.1. Определение плана изучения темы урока.

– Какие болезни органов пищеварения вы знаете?
– Сегодня мы будем говорить о трех группах наиболее распространенных
заболеваний. Слайд 14

  1. Желудочно-кишечные заболевания.
  2. Глистные заболевания (гельминтозы).
  3. Пищевые отравления.

– Что бы вы хотели узнать об этих болезнях? (Ответы детей.)

3.2. Самостоятельная работа с тексом учебника

– Я предлагаю вам поработать с учебником и заполнить на рабочем листе
таблицу, которая включает ваши вопросы. (Приложение 2)

Слайд 15

– Первый ряд будет изучать желудочно-кишечные заболевания, второй – глистные,
третий пищевые отравления.

Дети читают и записывают информацию в соответствующие столбцы таблицы.

По окончании работы – взаимопроверка. Учащиеся обсуждают и дополняют друг
друга.

3.3. Изучение нового материала (продолжение).

– Проверим и обсудим, что у вас получилось.

1-й ряд. Один ученик отвечает, остальные учащиеся первого ряда могут
дополнить, дописать недостающую информацию в свои таблицы, исправить ошибки.

Учащиеся 2-го и 3-го рядов готовят вопросы учащимся 1-го ряда.

Слайд 16

Желудочно-кишечные заболевания.

Причины, источник зараженияНаиболее опасные болезниПризнаки заболеванийПереносчики возбудителейПрофилактика
Немытые руки.

Грязные овощи и фрукты.

Сырая вода.

Грязная посуда.

Холера.

Брюшной тиф.

Дизентерия.

Повышение температуры.

Диарея.

Рвота.

Мухи.

Тараканы.

Зараженный человек.

– Мыть руки.
– Мыть овощи и фрукты.
– Кипятить воду.
– Не пользоваться водой из открытых источников.
– Соблюдать гигиену помещения.
– Держать продукты закрытыми.
– Бороться с мухами и тараканами.

Слайд 17

– Холера – чрезвычайно заразная болезнь. Она может привести к смерти за
несколько часов. Возбудитель холеры поражает тонкий кишечник человека. Главная
причина холеры – отсутствие чистой воды. В 19 веке холера унесла жизни миллионов
людей на всех континентах.

– Как вы думаете, в наше время холера побеждена?

– Последний случай эпидемии холеры зарегистрирован в декабре 2010 года на
острове Гаити. Погибло более 3000 человек, заражено примерно 150 тыс. человек.
Ученые считают, что главная причина эпидемии на Гаити – ужасные антисанитарные
условия, в которых живут люди после землетрясения. В нашей стране зафиксирован
последний случай холеры в 2008 году. Это был 15-летний юноша.

Учащиеся 2-го ряда представляют материал по глистным заболеваниям.

Слайд 18

Глистные заболевания.

Причины, источник зараженияОсновные паразиты человекаПризнаки заболеванийПереносчики возбудителейПрофилактика
Немытые руки.

Грязные овощи и фрукты.

Домашние животные.

Плохо проваренные или прожаренные мясо и рыба.

Аскарида.

Острицы.

Цепни.

Тошнота.

Рвота.

Малокровие.

Утомляемость.

Рассеянность.

Головные боли.

Мухи.

Животные.

Зараженный человек.

Мыть руки.

Мыть овощи и фрукты.

Хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу.

Учащиеся вносят дополнения, замечания.

– За годы совместной эволюции организмы человека и паразита приспособились
друг к другу на столько, что защитные силы человека не распознают паразита. Но
он, а точнее продукты его жизнедеятельности, постоянно отравляют организм
человека. Ученые предполагают, что такие заболевания как аллергия, проблемная
кожа, утомляемость, нервозность, камни, головные боли возникают из-за наличия
паразита.

Слайд 19

– Сколько раз в день нужно мыть руки?

(Ответы учащихся: как можно чаще, после туалета, общения с животными, работы
с землей, перед едой, приготовлением пищи, после школы, после общественного
транспорта, после прогулок и т. д.)

– Что же происходит, когда мы немытыми руками берем в рот пищу? Вспомним,
например, как можно заболеть аскаридозом.

Читайте также:  Соэ после кишечной инфекции

Внимание на экран!

Показ фрагмента с учебного диска 1С: школа. Биология. Человек. 8 класс, 2007.

Учащиеся 3-го ряда представляют материал по пищевым отравлениям.

Слайд 20

Пищевые отравления.

Причины, источник заражения.Наиболее часто встречаемые.Признаки заболеваний.Первая помощь.Профилактика.
Недоброкачественная пища.

Испорченные консервы.

Ядовитые грибы и растения.

Ботулизм.

Сальмонеллез.

Острые кишечные инфекции.

Боль в животе.

Повышение температуры.

Диарея.

Тошнота, рвота.

Общая слабость.

Промывание желудка.

Крепкий сладкий чай.

Покой.

Следить за сроком годности продуктов питания.

Правильно хранить продукты, особенно скоропортящиеся.

Не употреблять в пищу незнакомые грибы, растения.

Учащиеся вносят дополнения, замечания.

4. Практическая работа.

– Одной из причин пищевых отравлений вы назвали несвежие продукты. Что должен
знать покупатель, чтобы не купить недоброкачественные продукты? (Ответы детей.)
– У вас на столах лежат упаковки различных продуктов питания. Найдите на
упаковке информацию, которая покажет, свежий продукт или нет. Что это за
информация?
– Дата изготовления
– Срок годности
– Условия хранения

(На конкретном примере учащиеся делают расчет срока годности продукта по
информации на упаковке. Обсуждают результаты.)

– Отравиться можно не только недоброкачественной пищей, но и ядовитыми
грибами или растениями. Слайды 21–24

Домашнее задание. (Приложение 3)

– Обсудите дома с родителями то, о чем мы сегодня с вами говорили, и
заполните оставшиеся таблицы. Поможет вам в этом параграф учебник.
– Кто желает, может выполнить творческое задание: составить памятку “Как уберечь
себя от заболеваний органов пищеварения”.
– Что такое памятка? (Свод правил.)

Слайд 25

6. Закрепление материала.

– Предлагаю вам отгадать кроссворд. < Рисунок 1>

Кишечные инфекции биология 8 класс

1. Найди лишнее:

холера
аппендицит
дизентерия
брюшной тиф

2. Как одним словом назвать остальные три заболевания? (Инфекция.)

3. Найди лишнее:

аскарида
холерный вибрион
бычий цепень
муха

4. Найди лишнее:

рвота
насморк
диарея
боли в животе

5. Найди лишнее:

промывание желудка
крепкий сладкий чай
покой
грелка на живот

6. Широкое распространение инфекционного заболевания. (Эпидемия.)

7. Где произошла последняя вспышка холеры? (Гаити.)

8. Меры предупреждения заболевания. (Профилактика.)

9. Как по-другому называются глистные заболевания? (Гельминтозы.)

– Найдите слово по вертикали? (Иммунитет.)
– Какое отношение имеет это понятие к нашей теме? (Ответы детей.)
– Иммунитет – это запас прочности нашего организма. Чем сильнее иммунитет, тем
меньше мы рискуем заболеть опасными болезнями.
– Что нужно делать, чтобы увеличить запас прочности организма человека? (Вести
здоровый образ жизни.)

Разбор жизненных ситуаций

  1. Хозяйка пробовала винегрет и раздавала его гостям одной и той же ложкой.
    Почему так нельзя делать?
  2. Что гигиеничнее: сушить посуду или вытирать ее полотенцем?
  3. На лесной поляне около оживленного шоссе у всех на виду росла земляника.
    Почему ее обходили стороной?
  4. Банка рыбных консервов помята при перевозке, но ее герметичность
    сохранена, а срок годности не вышел. Можно ли ее использовать?
  5. Крышка банки консервированного сгущенного молока вздута, но сама банка
    не повреждена. Можно ли консервы со вздутой крышкой использовать для еды?

7. Рефлексия.

– Выберите любое начало фразы и продолжите ее. Можете дописать несколько
фраз.

Я понял, что ………………
Теперь я могу ……………..
Меня удивило ………………
Урок дал мне для жизни ………….
Мне захотелось ……………………
Для меня осталось непонятным ……………………

– Кто хочет прочитать вслух получившиеся предложения?

Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и
ценили его. Но в том же городе жил завистливый человек, который хотел занять его
место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее
между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О
Мудрейший из мудрых, – скажет он, – если ты действительно такой мудрый, как о
тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”

Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда.
И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”,
он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою
победу.

Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца
удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.

Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь
минуту, ответил: “Все в твоих руках!”

Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!

Источник