Кишечные инфекции и их предупреждение таблица биология 8 класс
Наибольший подъем заболеваемости кишечными инфекциями наблюдается в летне-осенний период, что связано с выездами на садовые участки, на природу, употреблением овощей и фруктов, купанием в открытых водоемах. Возбудители острых кишечных инфекций могут находиться на поверхностях различных предметов, овощах, ягодах, фруктах.
К кишечным инфекциям относятся дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф, паратифы А и Б, холера, гастроэнтерит, пищевые токсикоинфекции, вирусный гепатит А, вирусные кишечные инфекции (аденовирус, ротавирус, норовирус и т. д.).
Основными симптомами заболевания кишечными инфекциями являются слабость, вялость, плохой аппетит, диарея, рвота, боли в животе, повышение температуры и появление озноба.
Для всех этих заболеваний характерным является проникновение возбудителей через рот и размножение их в кишечнике человека, откуда они с выделениями вновь попадают во внешнюю среду: почву, воду, на различные предметы и продукты питания.
Возбудители кишечных инфекций обладают высокой устойчивостью во внешней среде, сохраняя свои болезнетворные свойства от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. В передаче возбудителей могут участвовать следующие факторы: вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики (например, насекомые) и т.д. В пищевых продуктах возбудители кишечных инфекций не только сохраняются, но и активно размножаются. Но при действии высокой температуры, например при кипячении, возбудители кишечных инфекций погибают.
Источником кишечными инфекциями является человек – больной или бактерионоситель (практически здоровый человек, в организме которого находятся возбудители кишечных инфекций).
Восприимчивость людей к кишечным инфекциям довольно высокая. Особенно подвержены им дети. В условиях несоблюдения правил личной гигиены кишечные инфекции способны передаваться окружающим, могут быстро распространяться среди лиц, окружающих больного (бактерионасителя) и вызывать массовые заболевания людей.
Опасность заражения кишечными инфекциями представляют продукты (блюда из них), употребляемые в холодном виде, без тепловой обработки т.к. микробы в ней не только хорошо сохраняются, но и размножаются. Большую опасность представляют собой кремово- кондитерские изделия, салаты, винегреты, молоко, масло, другие пищевые продукты (особенно те, которые не подлежат термической обработке).
Одним из основных факторов заражения и распространения кишечных инфекций является вода. Опасность заражения кишечными инфекциями представляет вода из открытых водоемов, используемая для питья, мытья посуды, рук, овощей и фруктов. Заражение может произойти при купании в открытых водоемах. Через воду могут распространяться холера, брюшной тиф, дизентерия, сальмонеллезы, вирусный гепатит “А” (или болезнь Боткина) и др.
Предметы домашнего обихода тоже могут содержать возбудителей различных заболеваний, особенно если в семье есть больной (или носитель) какого- либо заболевания. Это посуда, через которую могут передаваться кишечные инфекции, игрушки для детей, полотенца.
Профилактика кишечных инфекций включает простые правила гигиены:
– соблюдение правил личной гигиены (тщательное мытье рук с мылом перед приготовлением, приемом пищи, до и после посещения туалета;
– не использовать для питья воду из открытых источников. Употреблять для питья только кипяченную или бутилированную воду;
– перед употреблением свежие овощи и фрукты следует тщательно мыть и обдавать кипятком;
– соблюдать технологию приготовления блюд. Тщательно прожаривать (проваривать) продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морепродукты;
– скоропортящиеся продукты хранить в соответствии с температурой, указанной на упаковке. Не оставлять приготовленную пищу при комнатной температуре более чем на 2 часа. Не использовать продукты с истекшим сроком годности и хранившиеся без холода (скоропортящиеся продукты);
– для обработки сырых продуктов пользоваться отдельными кухонными приборами и принадлежностями, такими как ножи и разделочные доски;
– осуществлять раздельное хранение сырых и готовых продуктов;
– купаться только в установленных для этих целей местах. При купании в водоемах и бассейнах не следует допускать попадание воды в рот;
– проводить влажные уборки помещений с применением дезинфицирующих средств;
– не накапливать мусор в жилищах, не допускать наличие мух в местах хранения продуктов.
ПОМНИТЕ!
Соблюдение простых профилактических мер позволить избежать распространения кишечных инфекций, повторного заражения людей и сохранит Ваше здоровье и здоровье Ваших близких!
Источник
Цели:
- формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний
органов пищеварения и оказании первой помощи; - создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся,
навыков работы с учебной информацией, умения применять знания при решении
жизненных задач; - формировать ответственное отношение к своему здоровью;
- развивать рефлексивные качества личности.
Оборудование:
- учебник “Биология. Человек”, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник
для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ.
– М.: Вентана-Граф, 2009 - мультимедийный проектор;
- упаковки продуктов питания.
Раздаточный материал:
- рабочие листы для выполнения самостоятельной работы;
- листы для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы, связанные со здоровьем
человека. Вам понадобятся внимательность, сообразительность и умение дружно
работать.
Слайд 1. (Приложение 1)
2. Определение темы урока
– Вот первое задание. Посмотрите фотографии. Что неправильного в поведении
этих людей. Внимание на экран.
Слайды 2–13
(Ответы детей: есть на улице немытыми руками, пить из открытых источников,
из-под крана, близко контактировать с домашними животными, есть из одной
тарелки, купаться в запрещенных местах, брать в рот предметы и т. д.)
– Наверняка, вы сами наблюдали такие ситуации. К сожалению, люди часто не
понимают, на сколько опасно такое легкомысленное отношение к своему здоровью.
– Почему это опасно? (Можно заболеть.)
(Учитель открывает на доске первое слово названия темы урока: БОЛЕЗНИ…)
– Кто вызывает эти болезни? (Микробы, бактерии, вирусы и т.д.)
– Как одним словом они называются? (Паразиты.)
– Кто такие паразиты? (Организмы, живущие за счет организма хозяина)
– Внимание на экран!
(Показ видеофрагмента из фильма ВВС “Паразиты внутри вас”.)
– Паразиты вездесущи. Они рядом с нами, невидимы и от этого более опасны.
Большинство видов на земле паразиты. Сможем ли мы им дать отпор.
– Что является “воротами инфекции”? (Органы пищеварения.)
(Учитель полностью открывает на доске название темы урока: БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ
ПИЩЕВАРЕНИЯ)
– Итак, сегодня на уроке речь пойдет о вещах, жизненно важных для любого
человека: о болезнях пищеварительной системы и о том, как от них уберечься.
– Запишите тему на рабочих листах.
3. Изучение нового материала.
3.1. Определение плана изучения темы урока.
– Какие болезни органов пищеварения вы знаете?
– Сегодня мы будем говорить о трех группах наиболее распространенных
заболеваний. Слайд 14
- Желудочно-кишечные заболевания.
- Глистные заболевания (гельминтозы).
- Пищевые отравления.
– Что бы вы хотели узнать об этих болезнях? (Ответы детей.)
3.2. Самостоятельная работа с тексом учебника
– Я предлагаю вам поработать с учебником и заполнить на рабочем листе
таблицу, которая включает ваши вопросы. (Приложение 2)
Слайд 15
– Первый ряд будет изучать желудочно-кишечные заболевания, второй – глистные,
третий пищевые отравления.
Дети читают и записывают информацию в соответствующие столбцы таблицы.
По окончании работы – взаимопроверка. Учащиеся обсуждают и дополняют друг
друга.
3.3. Изучение нового материала (продолжение).
– Проверим и обсудим, что у вас получилось.
1-й ряд. Один ученик отвечает, остальные учащиеся первого ряда могут
дополнить, дописать недостающую информацию в свои таблицы, исправить ошибки.
Учащиеся 2-го и 3-го рядов готовят вопросы учащимся 1-го ряда.
Слайд 16
Желудочно-кишечные заболевания.
Причины, источник заражения | Наиболее опасные болезни | Признаки заболеваний | Переносчики возбудителей | Профилактика |
Немытые руки. Грязные овощи и фрукты. Сырая вода. Грязная посуда. | Холера. Брюшной тиф. Дизентерия. | Повышение температуры. Диарея. Рвота. | Мухи. Тараканы. Зараженный человек. | – Мыть руки. – Мыть овощи и фрукты. – Кипятить воду. – Не пользоваться водой из открытых источников. – Соблюдать гигиену помещения. – Держать продукты закрытыми. – Бороться с мухами и тараканами. |
Слайд 17
– Холера – чрезвычайно заразная болезнь. Она может привести к смерти за
несколько часов. Возбудитель холеры поражает тонкий кишечник человека. Главная
причина холеры – отсутствие чистой воды. В 19 веке холера унесла жизни миллионов
людей на всех континентах.
– Как вы думаете, в наше время холера побеждена?
– Последний случай эпидемии холеры зарегистрирован в декабре 2010 года на
острове Гаити. Погибло более 3000 человек, заражено примерно 150 тыс. человек.
Ученые считают, что главная причина эпидемии на Гаити – ужасные антисанитарные
условия, в которых живут люди после землетрясения. В нашей стране зафиксирован
последний случай холеры в 2008 году. Это был 15-летний юноша.
Учащиеся 2-го ряда представляют материал по глистным заболеваниям.
Слайд 18
Глистные заболевания.
Причины, источник заражения | Основные паразиты человека | Признаки заболеваний | Переносчики возбудителей | Профилактика |
Немытые руки. Грязные овощи и фрукты. Домашние животные. Плохо проваренные или прожаренные мясо и рыба. | Аскарида. Острицы. Цепни. | Тошнота. Рвота. Малокровие. Утомляемость. Рассеянность. Головные боли. | Мухи. Животные. Зараженный человек. | Мыть руки. Мыть овощи и фрукты. Хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу. |
Учащиеся вносят дополнения, замечания.
– За годы совместной эволюции организмы человека и паразита приспособились
друг к другу на столько, что защитные силы человека не распознают паразита. Но
он, а точнее продукты его жизнедеятельности, постоянно отравляют организм
человека. Ученые предполагают, что такие заболевания как аллергия, проблемная
кожа, утомляемость, нервозность, камни, головные боли возникают из-за наличия
паразита.
Слайд 19
– Сколько раз в день нужно мыть руки?
(Ответы учащихся: как можно чаще, после туалета, общения с животными, работы
с землей, перед едой, приготовлением пищи, после школы, после общественного
транспорта, после прогулок и т. д.)
– Что же происходит, когда мы немытыми руками берем в рот пищу? Вспомним,
например, как можно заболеть аскаридозом.
Внимание на экран!
Показ фрагмента с учебного диска 1С: школа. Биология. Человек. 8 класс, 2007.
Учащиеся 3-го ряда представляют материал по пищевым отравлениям.
Слайд 20
Пищевые отравления.
Причины, источник заражения. | Наиболее часто встречаемые. | Признаки заболеваний. | Первая помощь. | Профилактика. |
Недоброкачественная пища. Испорченные консервы. Ядовитые грибы и растения. | Ботулизм. Сальмонеллез. Острые кишечные инфекции. | Боль в животе. Повышение температуры. Диарея. Тошнота, рвота. Общая слабость. | Промывание желудка. Крепкий сладкий чай. Покой. | Следить за сроком годности продуктов питания. Правильно хранить продукты, особенно скоропортящиеся. Не употреблять в пищу незнакомые грибы, растения. |
Учащиеся вносят дополнения, замечания.
4. Практическая работа.
– Одной из причин пищевых отравлений вы назвали несвежие продукты. Что должен
знать покупатель, чтобы не купить недоброкачественные продукты? (Ответы детей.)
– У вас на столах лежат упаковки различных продуктов питания. Найдите на
упаковке информацию, которая покажет, свежий продукт или нет. Что это за
информация?
– Дата изготовления
– Срок годности
– Условия хранения
(На конкретном примере учащиеся делают расчет срока годности продукта по
информации на упаковке. Обсуждают результаты.)
– Отравиться можно не только недоброкачественной пищей, но и ядовитыми
грибами или растениями. Слайды 21–24
Домашнее задание. (Приложение 3)
– Обсудите дома с родителями то, о чем мы сегодня с вами говорили, и
заполните оставшиеся таблицы. Поможет вам в этом параграф учебник.
– Кто желает, может выполнить творческое задание: составить памятку “Как уберечь
себя от заболеваний органов пищеварения”.
– Что такое памятка? (Свод правил.)
Слайд 25
6. Закрепление материала.
– Предлагаю вам отгадать кроссворд. < Рисунок 1>
1. Найди лишнее:
холера
аппендицит
дизентерия
брюшной тиф
2. Как одним словом назвать остальные три заболевания? (Инфекция.)
3. Найди лишнее:
аскарида
холерный вибрион
бычий цепень
муха
4. Найди лишнее:
рвота
насморк
диарея
боли в животе
5. Найди лишнее:
промывание желудка
крепкий сладкий чай
покой
грелка на живот
6. Широкое распространение инфекционного заболевания. (Эпидемия.)
7. Где произошла последняя вспышка холеры? (Гаити.)
8. Меры предупреждения заболевания. (Профилактика.)
9. Как по-другому называются глистные заболевания? (Гельминтозы.)
– Найдите слово по вертикали? (Иммунитет.)
– Какое отношение имеет это понятие к нашей теме? (Ответы детей.)
– Иммунитет – это запас прочности нашего организма. Чем сильнее иммунитет, тем
меньше мы рискуем заболеть опасными болезнями.
– Что нужно делать, чтобы увеличить запас прочности организма человека? (Вести
здоровый образ жизни.)
Разбор жизненных ситуаций
- Хозяйка пробовала винегрет и раздавала его гостям одной и той же ложкой.
Почему так нельзя делать? - Что гигиеничнее: сушить посуду или вытирать ее полотенцем?
- На лесной поляне около оживленного шоссе у всех на виду росла земляника.
Почему ее обходили стороной? - Банка рыбных консервов помята при перевозке, но ее герметичность
сохранена, а срок годности не вышел. Можно ли ее использовать? - Крышка банки консервированного сгущенного молока вздута, но сама банка
не повреждена. Можно ли консервы со вздутой крышкой использовать для еды?
7. Рефлексия.
– Выберите любое начало фразы и продолжите ее. Можете дописать несколько
фраз.
Я понял, что ………………
Теперь я могу ……………..
Меня удивило ………………
Урок дал мне для жизни ………….
Мне захотелось ……………………
Для меня осталось непонятным ……………………
– Кто хочет прочитать вслух получившиеся предложения?
Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и
ценили его. Но в том же городе жил завистливый человек, который хотел занять его
место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее
между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О
Мудрейший из мудрых, – скажет он, – если ты действительно такой мудрый, как о
тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”
Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда.
И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”,
он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою
победу.
Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца
удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.
Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь
минуту, ответил: “Все в твоих руках!”
Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!
Источник
Тема: Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций.
Цель: Дать физиологическое обоснование правил гигиены питания; познакомить с кишечными инфекциями; воспроизвести знания о глистных заболеваниях. Продолжить формировать умения работать с текстом учебника, находить и выделять нужную информацию. Развивать мыслительные способности учащихся. Продолжить формировать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: Презентация.
Предварительная подготовка: сообщения обучающихся по темам: «Отравления», «Ботулизм», «Сальмонеллёз», «Влияние алкоголя и никотина на пищеварение», «Изучение органов пищеварения».
Ход урока.
І. Организация класса.
ІІ. Изучение нового материала:
Еще в XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здо ровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него реши тельно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».
По мнению учёных, если принять уровень здоровья за 100%,
то 20% зависит от наследственных факторов,
20% от экологии,
10 % от деятельности здравоохранения.
50%- зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
В нашей школе, по результатам медицинского осмотра за последние 3и года больше половины детей имеют отклонения в здоровье. Наиболее распространёнными являются заболевания опорно-двигательной системы, зрения и стоматологические заболевания, выявлены заболевания ЖКТ. (Слайды 1 – 5)
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о гигиене органов пищеварения и о предупреждении желудочно – кишечных заболеваний, а также о правилах правильного питания.
Представьте себе, что вы врач – диетолог, к вам на приём пришёл пациент с жалобами на плохую работу органов пищеварения, частые боли в животе, диарею, вздутие, плохой аппетит. В беседе с ним вы установили, что причиной всех этих симптомов является неправильное питание. Вы должны дать этому пациенту рекомендации по правильному питанию. Свои рекомендации запишите на выданных вам листах (Приложение №1), можете их украсить рисунками, подумайте, работая в группе, как вы распределите обязанности. 1 группа работает над текстом «Значение кулинарной обработки пищи», 2 группа изучает пункт «Режим питания», 3 группа работает с текстом «Аппетит». Через 4-5 мин. вы должны будите представить свои рекомендации. Приложение 2
Начинаем работать. Уважаемые сотрудники, прошу вас изучить текст.
(Проверка правил 1 учащийся читает, все проверяют и дополняют, сравнивают с предложенным вариантом (Слайд № 6)
Работаем дальше – диетологи 2й группы дают рекомендации по соблюдению режима питания.
«Аппетит»
Я с горы на лыжах еду,
Мишка кубарем летит.
Прибежали мы к обеду
И пришёл к нам Аппетит.
Вместе с ним за стол мы сели,
С Аппетитом всё мы съели.
Приходи к нам, Аппетит!
Наша мама говорит,
Что хороший Аппетит
Никому не повредит.
– Что такое аппетит? Отвечают нам диетологи, работающие в третьей группе. Продолжаем формулировать правила правильного питания. (1 ученик от группы зачитывает правила). Слайд 6
(Слайд 7) Дополняет учитель.
В народе издавна было замечено, что не правильное питание вредит здоровью, и поэтому народ складывал пословицы и поговорки. Давайте некоторые из них попробуем объяснить. Но прежде проведём физкультминутку.
(Физкультминутка)
(Объяснение пословиц и поговорок, (Слайд8)
Предлагаю выполнить тест, который называется “Самые полезные продукты”. Нужно заполнить пробелы нужными словами. (комментированное чтение, ученики читают по предложению)
1. Если мне надо выбрать конфеты или яблоко, я выбираю___________, потому что это_________________________________.
2. Если мне надо выбрать пирожное или виноград, я выбираю_________________, потому что________________________.
3. Если мне надо выбрать орехи или чипсы выбираю:____________, потому что________________________.
А сейчас разгадайте ребусы (Слайд 9)
Гастрит – это заболевания. И сейчас мы поговорим о заболеваниях органов пищеварения. Назовите известные вам заболевания органов пищеварения. (примеры)
(сообщения учащихся Приложение №3)
– Пищевые отравления.
– Ботулизм.
– Сальмонеллез.
О влиянии алкоголя на работу органов пищеварения расскажет нам врач – нарколог. (Слайд №10)
И вновь я предлагаю вам разгадать ребус (Слайд 11)
Аскаридоз – глистное заболевание. О дизентерии и глистных заболеваниях мы с вами говорили ранее, при изучении курса за 7 класс – «Животные».
-Как уберечь себя от этих заболеваний, какие правила гигиены необходимо соблюдать? (беседа) (Слайд 12)
Ребята, хочу напомнить вам о том, что при покупке продуктов в магазине, обязательно обращайте внимание на дату изготовления и срок годности, а также на содержание различных добавок. (Слайд 13 -14).
Скажите, ребята, какие вы знаете методы изучения органов пищеварения?
А, кому ни будь, из вас, приходилось проходить зондирование? А вашим родственникам?
Это приятная процедура?
Значит, какой вывод нужно сделать?
Мы можем избежать такое обследование?
Что для этого нужно сделать?
(заботиться о своём здоровье, соблюдать меры профилактики и правильно питаться, чтобы избежать столь неприятной процедуры)
О современных методах изучения органов пищеварения, расскажет нам сотрудник лаборатории. (Слайд №15) Приложение №4
Ребята, а вы правильно ли питаетесь? Давайте проверим. (Тест Приложение №5)
Поднимите руку те, кто набрал 20 – 19 баллов – отлично;
18 – 17 баллов – хорошо;
15 – 16 баллов – удовлетворительно;
14 баллов и менее – плохо, вам нужно задуматься о своем здоровье и о том как вы пипаетесь.
И так, ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами правильного питания, заболеваниями органов пищеварения и я надеюсь, что вы поняли, что многое зависит от самого человека: от его привычек, образа жизни. Я надеюсь, что эти знания помогут вам и вашим близким сохранить своё здоровье предупредить заражения различными инфекциями. Сдайте разработанные вами правила правильного питания, мы их разместим в нашем классном уголке, чтобы с ними могли познакомиться ученики других классов.
ІІІ. Рефлексия:
Ситуация 1.
Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть информацию на упаковке пищевых продуктов.
Для чего?
Учитель. Если же не посмотрели и употребили несвежий продукт. К чему это может привести?
Ситуация 2
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюша.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
– Кушай, Варечка, скорей будешь крепче, здоровей.
Вырастешь такая – умная большая.
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими,
– Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
– Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
– Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет.
– Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты мороженое – это главная еда.
Остальные все продукты – ерунда!
– Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет, если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?
Д.з. §35. По выбору приготовьте:
-пословицы и поговорки о правильном питании, здоровой пище.
– составить меню на день для своей семьи.
– подготовить сообщение на тему “Правильное питание”.
– составьте кроссворд.
Источник