Кишечные инфекции у новорожденных санитарные мероприятия

Кишечные инфекции у новорожденных санитарные мероприятия thumbnail

Медицинский эксперт статьи

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Кишечная инфекция у детей до года является самым распространенным заболеванием.

Бактерии и вирусы проникают в организм ребенка через грязные руки, предметы, игрушки, которые он тянет в рот.

Существует множество видов бактерий, которые вызывают различные заболевания, но симптомы в большинстве случаев похожи, поэтому для выявления возбудителя требуется проведение лабораторных анализов.

Среди всех кишечных инфекций, маленькие дети чаще всего болеют ротавирусной инфекцией (кишечный грипп), сальмонеллезом, энтеровирусом, дизентерией.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

Код по МКБ-10

A00-A09 Кишечные инфекции

Причины кишечной инфекции у новорожденного

Заражение кишечной инфекцией происходит всегда орально-фекальным путем, т.е. бактерии из кишечника с испражнениями попадают на руки, затем на различные предметы. Как известно, дети с первых месяцев жизни пытаются затянуть в рот любой предмет, попавший им в руки, это является частью саморазвития, но в то же время, грозит тяжелыми последствиями.

В организм новорожденных бактерии проникают обычно из-за несоблюдения родителями простых гигиенических требований по уходу за ребенком, например, инфекция может возникнуть из-за плохо вымытой бутылочки, упавшей соски (особенно на улице), немытые руки и пр.

Кроме этого, заражение может произойти через организм матери, которая может быть носителем опасных бактерий или заразиться инфекцией во время беременности. Заражение ребенка может произойти еще в утробе матери (при заглатывании околоплодных вод, через общий кровоток с матерью) либо в момент рождения, при прохождении через родовые пути.

[8], [9]

Симптомы кишечной инфекции у новорожденного

Даже после нормальных родов состояние ребенка через несколько недель может сильно ухудшиться. Вялость, частые срыгивания, плохой аппетит, незначительная прибавка в весе являются первыми симптомами нарушений в детском организме.

Практически каждая кишечная инфекция проявляется болями в животе, высокой температурой, поносом (цвет часто зависит от заболевания), рвотой.

Все эти симптомы могут появляться сразу, либо по отдельности.

Стоит отметить, что рвота не всегда появляется при кишечной инфекции, в то время как диарея считается основным симптомом заражения.

При любой кишечной инфекции происходит обезвоживание организма, которое можно определить по сухости во рту, слабому аппетиту, снижению веса, уменьшению объема мочи при мочеиспускании. Для детей данное состояние является наиболее опасным и требует незамедлительного лечения.

В тяжелых случаях при обезвоживании родничок начинает западать, ребенок становится сонливым, ослабленным, на глазах и коже появляются признаки сухости.

Самой распространенной инфекцией у маленьких детей является ротавирусная, при которой помимо общих симптомов появляется покраснение неба, боль в горле.

Диагностика кишечной инфекции у новорожденного

Кишечная инфекция у новорожденных часто становится причиной смерти, поэтому при первых признаках заболевания (слабость, понос, температура) необходимо обратиться к врачу.

Для установления диагноза специалист проводит осмотр, фиксирует жалобы и при необходимости назначает дополнительные исследования.

Для выявления возбудителя необходим анализ каловых масс, который также установит чувствительность патогенной микрофлоры к той или иной группе антибиотиков, что важно при выборе лечения.

[10], [11]

Лечение кишечной инфекции у новорожденного

Стоит отметить, что дети, которые находятся на грудном вскармливании кишечные инфекции переносят намного легче, чем дети, которых уже отлучили от груди либо искусственники. Материнское молоко способствует укреплению иммунитета малыша и повышает сопротивляемость организма.

При кишечной инфекции лечение в первую очередь направлено на уничтожение болезнетворных микроорганизмов, снижение интоксикации и обезвоживания, восстановление нормального баланса бактерий в кишечнике.

При появлении первых признаков заболевания следует прекратить кормление на 12-18 часов (в этот период ребенку можно давать только чистую кипяченую воду или чай).

Также в этот период нужно давать ребенку сорбенты для выведения токсинов и препараты для восстановления водно-электролитного баланса.

При рвоте врач может назначить промывание желудка, если даже после такой процедуры ребенок не перестает рвать, назначается искусственное введение питательных веществ через капельницу. В тяжелых случаях (например, при стафилококковой инфекции) могут быть использованы антибактериальные препараты широкого спектра действия.

В обязательном порядке назначаются средства, восстанавливающие микрофлору кишечника.

Грудничкам обычно назначается Смекта, Энтеросгель, который не только поглощает токсины, но и снижает интоксикацию организма, Регидрон для восстановления водно-электролитного баланса.

Для восстановления кишечной микрофлоры могут использоваться Бифидум, Трилакт, Аципол и пр.

Профилактика кишечной инфекции у новорожденного

Кишечная инфекция у новорожденного может возникнуть по нескольким причинам, специалисты выделяют факторы, которые повышают риск развития заболевания у грудничков:

  • отказ от грудного вскармливания
  • жаркое время годы (высокие температуры являются хорошей средой для размножения большинства бактерий)
  • введение в рацион малыша термически необработанных продуктов
  • слабый иммунитет ребенка

Также дети, рожденные раньше положенного срока, являются более уязвимыми перед бактериями и вирусами.

Профилактические меры помогут предотвратить риск заражения инфекций:

  • контролировать качество воды (не только для питья, но и для приготовления пищи), продуктов, используемых в рационе ребенка, особенно молочных.
  • тщательное мыть овощи, фрукты, ягоды
  • делать влажную уборку помещений (не реже 1 раза в неделю)
  • при подозрении кишечной инфекции у кого-то из близких (старшие дети, родители, бабушки и т.п.) оградить их от любого контакта с ребенком.

Прогноз кишечной инфекции у новорожденного

Кишечная инфекция у новорожденного имеет благоприятные прогнозы в том случае, если заболевание выявлено на ранних стадиях и приняты все необходимые меры для предупреждения обезвоживания и сильной интоксикации организма.

Обезвоживание – одна из основных проблем при кишечной инфекции, так как детский организм быстрее взрослого теряет жидкость и тяжелая дегидратация, особенно при частой рвоте и поносе, может начаться уже в первые часы развития болезни. Такое состояние приводит к нарушению работы мочевыделительной, дыхательной систем, ЦНС, сердца.

Читайте также:  После кишечной инфекции снова понос

Симптомы у новорожденных развиваются очень быстро и главное не упустить момент и вовремя начать действовать и обратиться за квалифицированной помощью, в противном случае, кишечная инфекция может стать причиной смерти малыша.

Кишечная инфекция у новорожденных наиболее распространенное заболевание, так как иммунная система ребенка не сформирована, а устройство пищеварительной системы имеет некоторые особенности. Детский организм вырабатывает меньшее количество соляной кислоты, снижена работа поджелудочной, что облегчает процесс проникновения и развития болезнетворной микрофлоры.

Источник

Маленькие дети больше всего подвержены кишечным инфекциям, так как их пищеварительная система еще не окрепла. Возбудителями являются различные патогенные бактерии и вирусы. Особенность этих болезней – в стремительном развитии и относительно тяжелом течении.

Чаще всего от кишечных инфекций страдают дети

Чаще всего от кишечных инфекций страдают дети

Общие сведения

Под названием кишечная инфекция понимается целая группа заболеваний, при которых происходит поражение органов пищеварения. Всего насчитывается около 30 их видов. Объединяет их то, что все они вызываются патогенными микроорганизмами (вирусами, бактериями), протекают остро и характеризуются однотипной симптоматикой.

Кишечные инфекции распространены среди людей различного возраста, чаще всего встречаются у детей, а также людей с ослабленным иммунитетом. По частоте обращения к врачу занимают второе место после ОРВИ.

Микробы и болезнетворные бактерии попадают в окружающую среду через кал, слюну, во время чихания. На предметах и продуктах сохраняют свою жизнеспособность длительное время.

Классификация

Можно разделить все кишечные инфекции на две группы по типу возбудителя: вирусные и бактериальные. Каждый вид болезни имеет свои уникальные симптомы, во многом заболевания похожи.

Среди распространенных бактериальных кишечных заболеваний следует отметить:

  • стафилококковое;
  • сальмонеллезное;
  • эшерихиоз;
  • брюшнотифозное.

Маленькие дети чаще всего страдают от следующих инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами:

  • ротавирусное;
  • энтеровирусное;
  • аденовирусное.

Каждая из данных инфекций опасна, протекает стремительно и может существенно навредить малышу.

В зависимости от протекания, можно выделить 3 степени тяжести:

  1. Легкая форма. Все симптомы выражены неярко, температура невысокая. Рвота и понос наблюдаются по 6-8 раз в сутки.
  2. Для средней тяжести протекания болезни характерна высокая температура (до 40оС). Состояние остается сложным на протяжении недели.
  3. Тяжелая форма. Все симптомы интоксикации ярко выражены, опорожнение желудка происходит до 25 раз в сутки. Могут наблюдаться судороги, токсический шок.

Патогенные организмы находятся на привычных предметах и продуктах

Патогенные организмы находятся на привычных предметах и продуктах

Поражение происходит только части пищеварительной системы, участок воспаления определяют по соответствующим симптомам.

Как происходит заражение кишечными инфекциями

Возбудители передаются бытовым и воздушно-капельным путем. Выделяются в окружающий мир патогенные бактерии через слюну, во время чихания, с калом.

На заметку. На поверхности бытовых предметов, овощах и продуктах патогенные микроорганизмы остаются жизнеспособными не менее 5 суток.

Причин проникновения инфекции в детский организм несколько:

  • несоблюдение правил личной гигиены;
  • неправильное хранение домашних продуктов;
  • купание в грязных водоемах, бассейнах;
  • недостаточная термическая обработка продуктов;
  • употребление неочищенной плохой воды;
  • антисанитарные условия;
  • неправильное питание, которое провоцирует ослабление иммунитета.

После попадания в ротик малыша бактерии передвигаются в пищеварительную систему, в частности, кишечник, толстую кишку, и другие ее части. Они начинают свою жизнедеятельность внутри и провоцируют воспалительные процессы в желудке, на слизистой оболочке и других органах.

Этапы развития ротавирусной инфекции

Этапы развития ротавирусной инфекции

Чаше всего поражение кишечной инфекцией наблюдается у детей с 1 до 5 лет. Новорожденные на грудном вскармливании болеют реже, так как защищены иммунитетом матери.

Симптомы кишечных заболеваний

После попадания болезнетворных бактерий в детский организм на них начинают воздействовать слюна, соляная кислота, полезные бактерии. При ослабленном иммунитете подобная зашита не срабатывает, патогенные микроорганизмы начинают размножаться. Более скорому их развитию способствует неправильное несбалансированное питание.

Признаки кишечной инфекции у грудничка и более старших детей:

  • метеоризм;
  • потеря или снижение иммунитета;
  • увеличение температуры;
  • вялость и слабость;
  • боли в животе;
  • частый и пенистый понос;
  • высыпания на коже.

В кале ребенка часто прослеживаются кровянистые прожилки, частота опорожнения достигает 20 раз в сутки. В редких случаях может наблюдаться задержка мочеиспускания.

Симптоматика для детей и взрослых одинаковая, у малышей она ярче выражена

Симптоматика для детей и взрослых одинаковая, у малышей она ярче выражена

На заметку! Симптомы для детей и взрослых практически одинаковые, но малыши тяжелее переносят заболевание и сталкиваются с ним намного чаще.

Диагностические мероприятия и лечение

При появлении первых признаков кишечной инфекции следует обратиться к педиатру в больницу, так как ход течения болезни быстрый. На основе осмотра, эпидемиологических и клинических данных врач устанавливает диагноз и при необходимости назначает необходимые анализы.

Самую главную роль играет исследование кала, по которому определяют тип возбудителя и лечение. Могут быть назначены посев крови, дополнительные анализы мочи, ликвора.

Важно! При диагностировании кишечной инфекции важно исключить панкреатит, острый аппендицит, дискинезию желчевыводящих путей, лактазную недостаточность и другие патологии.

После подтверждения диагноза доктор назначает комплексное лечение, которое подразумевает:

  • лечебное питание;
  • оральную регидратацию;
  • систематическую, этиотропную и патогенетическую терапию.

Детям по показаниям назначают антибиотики, кишечные антисептики, абсорбенты и другие лекарственные средства, которые помогают справиться с инфекцией и распространением возбудителя.

Установить диагноз и назначить лечение могут только специалисты

Установить диагноз и назначить лечение могут только специалисты

Каждая мама должна знать, что такое кишечная инфекция у ребенка, как она проявляется, и что делать. При подозрении на развитие болезни родители должны уметь оказать своему чаду первую помощь. Нельзя при подозрении на заболевание до установки диагноза и назначений врача:

  • давать противорвотные и обезболивающие средства;
  • делать клизму, особенно с теплой или горячей водой;
  • использовать закрепляющие препараты;
  • прогревать грелкой живот.

Все действия по лечению должны быть назначены педиатром.

Сколько длится

Длительность кишечной инфекции зависит от сложности протекания. Легкие формы проходят за 2-3 недели. Нормальным считается, если выздоровление наступает не позднее, чем через 1,5 месяца. Заболеванию присваивают статус затяжной хронической инфекции, если симптомы беспокоят малыша на протяжении полугода и более.

Чем кормить ребенка при кишечной инфекции и после

При поражении кишечной инфекцией ребенку требуется специальное питание. Врач в таком случае назначает диету №4 по Певзнеру, которой нужно пользоваться, пока карапуз будет лечиться.

Для того чтобы предотвратить тошноту и рвоту, можно употреблять в пищу:

  • слабые бульоны;
  • слизистые крупяные супы;
  • сухарики, подсушенный белый хлеб;
  • перекрученное отварное мясо и рыбу (нежирные);
  • запеченные яблоки без кожуры.
Читайте также:  Дифтерия анализ кишечная инфекция

Первые дни, пока симптоматика ярко выражена, ребенку дают только слабые легкие супы и бульоны. Под запрет до момента выздоровления попадают все молочные продукты, острая, жареная, копченая пища, лук, чеснок, газированные напитки. Младенцу сокращают объем пищи, но увеличивают частоту кормлений.

К сведению. Для полного восстановления переваривающей функции желудка потребуется около 3-х месяцев.

Принятие мер по регидратации

Кроме правильного питания, очень важна профилактика обезвоживания. Для восстановления водно-солевого раствора доктор назначит различные препараты (Регидрон, Маратоник, Глюкосолан).

На заметку! При легкой стадии кишечной инфекции, по мнению доктора Комаровского, необязательно лечить кроху медикаментами. У организма достаточно сил, чтобы справиться с бактериями и выработать нужное количество антител. Важно следить за питьевым режимом и обеспечивать правильное питание.

Многие препараты регидратирующего характера представлены порошками. Их разводят в воде и дают пить малышу каждые 10-15 мин. При отсутствии необходимых лекарств готовят водно-солевой состав самостоятельно: на  1 л воды добавляют 1 ст. л. сахара и по 1 ч. л. соли и соды.

Осложнения острой кишечной инфекции

При неправильном или несвоевременном лечении высока вероятность возникновения обезвоживания, нарушения функций многих внутренних органов, снижения уровня иммунной системы, появления бактериоза и других проблем со здоровьем малыша.

При тяжелой степени протекания кишечной инфекции возможно развитие других не менее серьезных патологий:

  1. Нейротоксикоз. Наблюдается расстройство сознания, появляются судороги и галлюцинации.
  2. Нарушение кровообращения. Характерно снижение артериального давления, появляются проблемы с сердечно-сосудистой системой, кожа бледнеет.
  3. Почечная недостаточность. В области поясницы появляются боли тупого характера, мочеиспускание становится редким и скудным.
  4. Гиповолемический шок. Развивается как результат дегидратации организма, становится заметным западание глаз, вес снижается.

Спровоцировать развитие подобных серьезных осложнений может только халатное отношение к лечению кишечной инфекции.

Прогноз и профилактика

Полное выздоровление ребенка может обеспечить только раннее и своевременное выявление возбудителя болезни. Тяжелые формы заболевания приводят в некоторых случаях к серьезным осложнениям.

Стоит помнить! После кишечных инфекций у детей нестойкий иммунитет.

Самый действенный способ предупредить развитие инфекции – это профилактика

Самый действенный способ предупредить развитие инфекции – это профилактика

Основными и эффективными мерами профилактики являются:

  • полное соблюдение правил личной гигиены;
  • очистка воды для питья;
  • правильное хранение и приготовление продуктов;
  • мамам перед кормлением нужно обрабатывать грудь, стерилизовать соски и пустышки.

Всех детей, которые контактировали с больным малышом, рекомендуют поместить в небольшую изоляцию, так как проявиться кишечная инфекция может в течение 7 суток.

Чтобы острая кишечная инфекция не стала причиной более серьезных проблем со здоровьем малыша, необходимо при первых ее симптомах обращаться к врачу и следовать всем его назначениям.

Видео

Источник

Îñòàâëÿòü çàáîëåâøåãî ðåáåíêà â ãðóïïå íåäîïóñòèìî. Ïî êëèíè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì ê çàáîëåâøåìó äåëàåòñÿ âûçîâ áðèãàäû ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.

Ïðîâåäåíèå âñåãî êîìïëåêñà ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé äîëæíî íà÷èíàòüñÿ íåìåäëåííî ïîñëå èçîëÿöèè áîëüíîãî ðåáåíêà.

–  ÄÎÓ, â ãðóïïå, â êîòîðîé âûÿâëåí áîëüíîé, ïðîâîäÿòñÿ ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèå îãðàíè÷èòåëüíûå ìåðîïðèÿòèÿ â òå÷åíèå 7 äíåé ñ ìîìåíòà èçîëÿöèè áîëüíîãî.

–  ãðóïïå è íà ïèùåáëîêå ó÷ðåæäåíèÿ ïîñëå èçîëÿöèè áîëüíîãî ïðîâîäèòñÿ çàêëþ÷èòåëüíàÿ äåçèíôåêöèÿ ïî ðåæèìó âîçäåéñòâèÿ íà âèðóñû ñèëàìè ïåðñîíàëà ó÷ðåæäåíèÿ, ïðè ðåãèñòðàöèè åäèíè÷íûõ ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèé, äåçèíôåêöèîííîé ñòàíöèåé ãîðîäà Þæíî –Ñàõàëèíñêà, ïðè ðåãèñòðàöèè 3-õ è áîëåå ñëó÷àåâ ÎÊÈ, ÏÒÈ.

*ïðèì. ñì. Òàáëèöà ¹1 Ïðèëîæåíèÿ «Ðåæèìû îáåççàðàæèâàíèÿ îáúåêòîâ â î÷àãàõ îñòðîé êèøå÷íîé èíôåêöèè».

– Çà äåòüìè è ïåðñîíàëîì ãðóïïû óñòàíàâëèâàåòñÿ ìåäèöèíñêîå íàáëþäåíèå â òå÷åíèå 7 äíåé (èçìåðåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, îïðîñ, îñìîòð).

– Äî îêîí÷àíèÿ ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé ïðèåì íîâûõ äåòåé è ïåðåâîä äåòåé èç ãðóïïû â ãðóïïó èëè äðóãîå ó÷ðåæäåíèå íå ðàçðåøàåòñÿ. Çà ãðóïïîé íà ïåðèîä îãðàíè÷èòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé çàêðåïëÿåòñÿ ïîñòîÿííûé ïåðñîíàë.

1. Ðóêîâîäèòåëåì ó÷ðåæäåíèÿ ðàçðàáàòûâàåòñÿ ïëàí ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ (ïðîôèëàêòè÷åñêèõ) ìåðîïðèÿòèé â ó÷ðåæäåíèè, ïðèêàçîì íàçíà÷àåòñÿ ëèöî, îòâåòñòâåííîå çà èõ âûïîëíåíèå â öåëîì è ïî îòäåëüíûì ìåðîïðèÿòèÿì â ÷àñòíîñòè.

2. Ïðè óòðåííåì ïðèåìå äåòåé â ãðóïïó, ãäå çàðåãèñòðèðîâàíî èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ìåäèöèíñêèì ðàáîòíèêîì ïðîâîäèòñÿ:

-îïðîñ ðîäèòåëåé î ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ ðåáåíêà (íàëè÷èå ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðû òåëà, ãîëîâíîé áîëè, òîøíîòû, ðâîòû, áîëè âãîðëå, áîëè â æèâîòå, íàëè÷èå æèäêîãî ñòóëà);

– èçìåðåíèå òåìïåðàòóðû òåëà;

– îñìîòð çåâà, êîæíûõ ïîêðîâîâ.

Âûÿâëåííûå ïðè óòðåííåì ôèëüòðå áîëüíûå è äåòè, ñ ïîäîçðåíèåì íà çàáîëåâàíèå, â ÄÎÓ íå ïðèíèìàþòñÿ.

 ñëó÷àå âûÿâëåíèÿ ÎÊÈ íàïðàâëÿåòñÿ ýêñòðåííîå èçâåùåíèå ïî óñòàíîâëåííîé ôîðìå, èçâåùàåòñÿ ïîëèêëèíè÷åñêàÿ ñëóæáà.

3. Ïèòüåâîé ðåæèì íà ïåðèîä îãðàíè÷èòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé â ãðóïïå (ðåêîìåíäàòåëüíî) ââîäèòñÿ ïóòåì èñïîëüçîâàíèÿ áóòèëèðîâàííîé ïèòüåâîé íåãàçèðîâàííîé âîäû ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà ïðè íàëè÷èè äîêóìåíòîâ, ïîäòâåðæäàþùèõ åå êà÷åñòâî è áåçîïàñíîñòü è îäíîðàçîâûõ ñòàêàí÷èêîâ èëè èíäèâèäóàëüíûõ êðóæåê. Áóòèëèðîâàííàÿ âîäà çàêóïàåòñÿ ó÷ðåæäåíèåì öåíòðàëèçîâàííî. Íå äîïóñêàåòñÿ ïåðåëèâàíèå áóòèëèðîâàííîé âîäû â äðóãèå åìêîñòè. Ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàíèå áóòèëèðîâàííîé âîäû èç âñêðûòîé åìêîñòè â òå÷åíèå îäíîãî ðàáî÷åãî äíÿ.

Ïðè îòñóòñòâèè âîçìîæíîñòè ïðèîáðåòåíèÿ áóòèëèðîâàííîé âîäû ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ îõëàæäåííàÿ êèïÿ÷åíàÿ âîäà. Êèïÿ÷åíèå âîäû ïðîèçâîäèòñÿ íà ïèùåáëîêå ÄÎÓ íåïîñðåäñòâåííî â ÷àéíèêàõ ñ êðûøêîé. Äëÿ ïèòüÿ èñïîëüçóþòñÿ èíäèâèäóàëüíûå ñòàêàíû (êðóæêè) èëè ðàçîâûå ñòàêàí÷èêè. Äëÿ ñáîðà èñïîëüçîâàííûõ ðàçîâûõ ñòàêàí÷èêîâ óñòàíàâëèâàåòñÿ ñïåöèàëüíàÿ åìêîñòü.

Èíäèâèäóàëüíûå ñòàêàíû (êðóæêè) ïîñëå èõ èñïîëüçîâàíèÿ óáèðàþòñÿ è ìîþòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ íèæå èçëîæåííûìè òðåáîâàíèÿìè.

Çàìåíà êèïÿ÷åíîé âîäû ïðîâîäèòñÿ ïî ìåðå ååðàñõîäîâàíèÿ, íî íå ïîçäíåå, ÷åì ÷åðåç 2 ÷àñà ïîñëå îêîí÷àíèÿ êèïÿ÷åíèÿ. Åæåäíåâíî ïîñëå îêîí÷àíèÿ ðàáîòû ÷àéíèêè ÷èñòÿò ÷èñòÿùèìè ñðåäñòâàìè, ìîþò.

Çà îðãàíèçàöèþ ïèòüåâîãî ðåæèìà â ãðóïïå îòâåòñòâåííîñòü íåñåò âîñïèòàòåëü.

4. Äëÿ ìûòüÿ ðóê äåòåé è ïåðñîíàëà íà ïåðèîä îãðàíè÷èòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé â ãðóïïå (ðåêîìåíäàòåëüíî) èñïîëüçóåòñÿ äîïóñòèìîå æèäêîå ìûëî ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà â áûòîâûõ äîçàòîðàõ, êîòîðîå ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ èíäèâèäóàëüíîãî (ïîñëå ïîñåùåíèÿ òóàëåòà) è öåíòðàëèçîâàííîãî (ïîñëå ïðîãóëêè, ïåðåä åäîé) ìûòüÿ ðóê äåòÿì.

Ìåðîïðèÿòèå èñêëþ÷àåò ìíîãîêðàòíîå èñïîëüçîâàíèå ðàçíûìè ëþäüìè ìûëà â êóñêå, êîòîðîå çàãðÿçíÿåòñÿ, èìååò òðåùèíû, èíôèöèðóåòñÿ âèðóñàìè è áàêòåðèÿìè. Êóñêîâîå ìûëî â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ ïðèìåíèìî òîëüêî äëÿ èíäèâèäóàëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ.

Ïðè îðãàíèçàöèè öåíòðàëèçîâàííîãî ìûòüÿ ðóê äåòè âûñòðàèâàþòñÿ öåïî÷êîé è ïîî÷åðåäíî âûïîëíÿþò ñìà÷èâàíèå ðóê ïðîòî÷íîé âîäîé (â ðàêîâèíàõ ïðè îòêðûòûõ êðàíàõ). Ñëåäóþùèì ýòàïîì – âîñïèòàòåëü êàïàåò èç äîçàòîðà æèäêîå ìûëî íà ëåâóþ ëàäîíü êàæäîãî ðåáåíêà. Ïî êîìàíäå äåòè íàìûëèâàþò ìîêðûå ðóêè è ÷åðåç 1 – 2 ìèíóòû òàêæå ïîî÷åðåäíî (ëèáî ãðóïïàìè ïî 2-3 ðåáåíêà íà îäíó ðàêîâèíó) ñìûâàþò ìûëî ñ ðóê (â ðàêîâèíàõ ïðè îòêðûòûõ êðàíàõ), âûòèðàþòñÿ èíäèâèäóàëüíûìè ïîëîòåíöàìè.

Читайте также:  Кишечная инфекция лечится антибиотиком

5. Âñå ïîìåùåíèÿ åæåäíåâíî è íåîäíîêðàòíî ïðîâåòðèâàþòñÿ â îòñóòñòâèè äåòåé. Íàèáîëåå ýôôåêòèâíîå – ñêâîçíîå ïðîâåòðèâàíèå.

Ñêâîçíîå ïðîâåòðèâàíèå ïðîâîäÿò íå ìåíåå 10 ìèíóò ÷åðåç êàæäûå 1,5 ÷àñà. Ïðîâåòðèâàíèå ïðîâîäÿò â îòñóòñòâèè äåòåé, çàêàí÷èâàþò çà 30 ìèíóò äî èõ ïðèõîäà. Øèðîêàÿ îäíîñòîðîííÿÿ àýðàöèÿ âñåõ ïîìåùåíèé â òåïëîå âðåìÿ ãîäà äîïóñêàåòñÿ â ïðèñóòñòâèè äåòåé.

Ïðîâåòðèâàíèå ÷åðåç òóàëåòíûå êîìíàòû íå äîïóñêàåòñÿ.

 ïîìåùåíèÿõ ñïàëåí ñêâîçíîå ïðîâåòðèâàíèå ïðîâîäÿò ïåðåä ñíîì â îòñóòñòâèè äåòåé.

6. Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ çàêëþ÷èòåëüíîé äåçèíôåêöèè, êîâðû, ìÿãêàÿ ìåáåëü, ìÿãêèå èãðóøêè, ñêàòåðòè óáèðàþòñÿ èç ãðóïï èç îáèõîäà íà ïåðèîä ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.

7. Èãðóøêè îáðàáàòûâàþòñÿ 2 ðàçà â äåíü:

– â ïåðèîä äíåâíîãî ñíà äåòåé ñ ïðèìåíåíèåì ìîþùèõ ñðåäñòâ;

– â êîíöå ðàáî÷åãî äíÿ ñ ïðèìåíåíèåì äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ, îáåñïå÷èâàÿ èõ ïîëíîå ïîãðóæåíèå ðàñòâîð. Åìêîñòè äëÿ äåçèíôåêöèè äîëæíû èìåòü êðûøêè.

8. Âëàæíàÿ óáîðêà:

– â ãðóïïîâûõ ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè ïðîâîäèòñÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ìîþùèõ ñðåäñòâ, â êîíöå ðàáî÷åãî äíÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ;

– â ñïàëüíûõ ïîìåùåíèÿõ ïîñëå ñíà ñ èñïîëüçîâàíèåì äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ;

– âî âñåõ äðóãèõ ïîìåùåíèÿ âëàæíàÿ óáîðêà 1 ðàç ïðîâîäèòñÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ìîþùèõ ñðåäñòâ, â êîíöå ðàáî÷åãî äíÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ;

– ñòîëû äî è ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè ìîþò ãîðÿ÷åé âîäîé (50 – 60 Ñ) ñ ìûëîì, â êîíöå ðàáî÷åãî äíÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ ïî ðåæèìó îáðàáîòêè ìåáåëè;

â òóàëåòàõ óáîðêà ïðîâîäèòñÿ íå ìåíåå 3 ðàç â äåíü ñ èñïîëüçîâàíèåì äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ:

– ñèäåíèÿ íà óíèòàçàõ, ðó÷êè ñëèâíûõ áà÷êîâ è ðó÷êè äâåðåé, âåíòèëè êðàíîâ, ðàêîâèíû, îáðàáàòûâàþòñÿ âåòîøüþ, ñìî÷åííîé â äåçèíôèöèðóþùåì ðàñòâîðå;

– ðàêîâèíû, óíèòàçû ÷èñòÿòñÿ âåòîøüþ èëè ùåòêàìè ñ ÷èñòÿùå-äåçèíôèöèðóþùèìè ñðåäñòâàìè, ðàçðåøåííûìè â óñòàíîâëåííîì ïîðÿäêå (íàïðèìåð, Ñàíèòà, Äîìåñòîñ, Íèêà-Ñàíèò, Íèêà-Áëåñê è äð.), â ñîîòâåòñòâèè ñ óêàçàíèÿìè íàýòèêåòêå;

– ïîëû â òóàëåòå ìîþòñÿ ñ ïðèìåíåíèåì äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ.

8. Ñòîëîâàÿ ïîñóäà ïîñëå êàæäîãî èñïîëüçîâàíèÿ î÷èùàåòñÿ îò îñòàòêîâ ïèùè è ïîãðóæàåòñÿ â äåçèíôèöèðóþùèé ðàñòâîð â ñîîòâåòñòâèè ñ èíñòðóêöèåé ïî åãî ïðèìåíåíèþ ïî ðåæèìó âîçäåéñòâèÿ íà âèðóñû. Ïîñëå îáåççàðàæèâàíèÿ ïîñóäà ìîåòñÿ, îïîëàñêèâàåòñÿ ãîðÿ÷åé âîäîé è ïðîñóøèâàåòñÿ.

9. Ìî÷àëêè, ùåòêè äëÿ ìûòüÿ ïîñóäû, âåòîøü äëÿ ïðîòèðàíèÿ ñòîëîâ â ãðóïïîâûõ, ïîñëå èñïîëüçîâàíèÿ, êèïÿòÿòñÿ â ïîìåùåíèè ïðà÷å÷íîé â òå÷åíèå 15 ìèíóò ñ äîáàâëåíèåì ìîþùèõ ñðåäñòâ. Ïðè îòñóòñòâèè óñëîâèé äëÿ êèïÿ÷åíèÿ çàìà÷èâàþòñÿ â äåçèíôèöèðóþùåì ðàñòâîðå â ãðóïïå (ïî ðåæèìàì îáðàáîòêè óáîðî÷íîãî èíâåíòàðÿ).  äàëüíåéøåì ïðîïîëàñêèâàþòñÿ, ñóøàòñÿ è õðàíÿòñÿ â ñïåöèàëüíîé ïðîìàðêèðîâàííîé òàðå.

* Ïðèì. Óáîðî÷íàÿ âåòîøü ïîñëå óáîðêè ðâîòíûõ ìàññ ïîäëåæèò çàìåíå. Äëÿ óòèëèçàöèè èñïîëüçîâàííàÿ âåòîøü ïîìåùàåòñÿ â ãåðìåòè÷íûé ïëàñòèêîâûé ïàêåò è çàñûïàåòñÿ îáèëüíî ñóõèì äåçèíôåêòàíòîì (õëîðàìèí, äð.)

10. Äâåðíûå ðó÷êè âñåõ ïîìåùåíèé, âõîäíûõ äâåðåé, âûêëþ÷àòåëè, ïåðèëà ëåñòíè÷íûõ ìàðøåé, ïîäîêîííèêè îáðàáàòûâàþòñÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ â êîíöå ðàáî÷åãî äíÿ.

11. Óáîðî÷íûé èíâåíòàðü (âåòîøü, ùåòêè, åðøè) ïîñëå êàæäîãî èñïîëüçîâàíèÿ îáåççàðàæèâàåòñÿ â äåçèíôèöèðóþùåì ðàñòâîðå.

* Ïðèì. Äåçèíôèöèðóþùèå ñðåäñòâà èñïîëüçóþòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ èíñòðóêöèåé ïî èõ ïðèìåíåíèþ ïî ðåæèìó âîçäåéñòâèÿ íà áàêòåðèè è âèðóñû ïðè îòêðûòûõ îêíàõ ïëè ôðàìóãàõ è òîëüêî â îòñóòñòâèè äåòåé.

12. Âîñïèòàòåëü êîíòðîëèðóåò ñîáëþäåíèå äåòüìè ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû ïîñëå ïîñåùåíèÿ òóàëåòà è ïåðåä ïðèåìîì ïèøè.

13. Íà ïèùåáëîêå ñòðîãî ñîáëþäàþòñÿ òðåáîâàíèÿ ê óñëîâèÿì ïðèåìà, õðàíåíèÿ, ñðîêîâ ðåàëèçàöèè ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ è ïðîäîâîëüñòâåííîãî ñûðüÿ, òåõíîëîãèè ïðèãîòîâëåíèÿ áëþä.

Ôðóêòû è îâîùè òùàòåëüíî ìîþòñÿ.

Ïðè óïîòðåáëåíèè ñâåæèõ ôðóêòîâ, îâîùåé è çåëåíè âïèùó áåç òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêè ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîâîäèòü èõ ìûòüå è îáåççàðàæèâàíèå ðàçðåøåííûìè äëÿ ïðèìåíåíèÿ äåçèíôèöèðóþùèìè ïðåïàðàòàìè â ñîîòâåòñòâèè ñ èíñòðóêöèåé ïî ïðèìåíåíèþ êîíêðåòíîãî ïðåïàðàòà.

14. Ïåðñîíàëîì ïèùåáëîêà ñîáëþäàþòñÿ ïðàâèëà ëè÷íîé è ïðîèçâîäñòâåííîé ãèãèåíû, èñïîëüçîâàíèÿ è õðàíåíèÿ ëè÷íîé è ñàíèòàðíîé îäåæäû. Ïîëüçîâàíèå ñîòîâûìè òåëåôîíàìè ïåðñîíàëîì ïèùåáëîêà â âàðî÷íîì çàëå (ðåêîìåíäàòåëüíî) çàïðåùàåòñÿ.

15. Óáîðêà òóàëåòà, ñàíèòàðíî-òåõíè÷åñêîãî îáîðóäîâàíèÿ äëÿ ïåðñîíàëà ïðîâîäèòñÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ.

Îñíîâàíèÿ:

– ÑÏ 3.1.1.1117 – 02 «Ïðîôèëàêòèêà îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé»;

-ÑàíÏèÍ 2.4.1.1249-03 «Ñàíèòàðíî – ýïèäåìèîëîãè÷åñêèå òðåáîâàíèÿ ê óñòðîéñòâó, ñîäåðæàíèþ è îðãàíèçàöèè ðåæèìà ðàáîòû äîøêîëüíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé»;

– ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè èç îïûòà êóïèðîâàíèÿ ãðóïïîâûõ ñëó÷àåâ ÎÊÈ ðîòàâèðóñíîé ýòèîëîãèè â ÄÎÓ.

Ïðèëîæåíèå

Òàáëèöà ¹1.

Ðåæèìû îáåççàðàæèâàíèÿ îáúåêòîâ â î÷àãàõ îñòðîé êèøå÷íîé èíôåêöèè áàêòåðèàëüíîé è âèðóñíîé ýòèîëîãèè

(äåçèíôåêòàíòû èõ êîíöåíòðàöèÿ è ïåðå÷åíü îñíîâíûõ îáúåêòîâ ïîäâåðãàþùèõñÿ äåçèíôåêöèè)

Îáåççàðàæè-

âàåìûé

îáúåêò

«Õëîðàìèí Á» («Jiaxing Chemical Corporation», Êèòàé)

Æàâåëèîí

Íèêà Íåîäåç

Ñïîñîá

ïðèìåíåíèÿ

Êîíöåíò-

Ðàöèÿ,

%

Ýêñïî-

çèöèÿ,

ìèí.

Êîíöåíò-ðàöèÿ,

%

Ýêñïî-

çèöèÿ,

ìèí.

Êîíöåò-ðàöèÿ,

%

Ýêñïî-çèöèÿ,

ìèí.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ïîñóäà

áåç îñòàòêîâ

ïèùè

1,0%

(10 ãð. íà 990 ìë âîäû)

60

0,06%

(4 òàáë. íà 10 ë. âîäû)

15

2,0%

(20 ìë íà 980 ìë âîäû)

30

Ïîãðóæåíèå

Ñàíèòàðíî-

òåõíè÷åñêîå

îáîðóäîâà-

íèå

3,0%

(30 ãð. íà 970 ìë âîäû)

30

0,1%

(7 òàáë. íà 10 ë. âîäû)

60

2,0%

(20 ìë íà 980 ìë âîäû)

30

Äâóõêðàòíîå

ïðîòèðàíèå

ïîâåðõíîñòåé

Èãðóøêè

3,0%

(30 ãð. íà 970 ìë âîäû)

30

0,06%

(4 òàáë. íà 10 ë. âîäû)

15

2,0%

(20 ìë íà 980 ìë âîäû)

60

Ïîãðóæåíèå

Ïîâåðõíîñòè

â ïîìåùå-íèÿõ, æåñòêàÿ ìåáåëü

3,0%

(30 ãð. íà 970 ìë âîäû)

30

0,06%

(4 òàáë. íà 10 ë. âîäû)

60

3,0%

(30 ìë íà 970 ìë âîäû)

30

Ïðîòèðàíèå.

Íèêà Íåîäåç íå òðåáóåò

ñìûâàíèÿ

Óáîðî÷íûé

èíâåíòàðü

3,0%

(30 ãð. íà 970 ìë âîäû)

30

0,1 %

(7 òàáë. íà 10 ë.

âîäû)

120

2,0%

(20 ìë íà 980 ìë âîäû)

90

Çàìà÷èâàíèå

* Ïðèì. óáîðî÷íàÿ âåòîøü, èñïîëüçîâàííàÿ â ñëó÷àå óáîðêè ðâîòíûõ ìàññ, ïîäëåæèò îáÿçàòåëüíîé çàìåíå. Äëÿ óòèëèçàöèè – èñïîëüçîâàííàÿ âåòîøü ïîìåùàåòñÿ â ãåðìåòè÷íûé ïëàñòèêîâûé ïàêåò è çàñûïàåòñÿ îáèëüíî ñóõèì äåçèíôåêòàíòîì (õëîðàìèí, äð.)

* Äåçèíôèöèðóþùèå ñðåäñòâà èñïîëüçóþòñÿ ñòðîãî â ñîîòâåòñòâèè ñ èíñòðóêöèåé ïî èõ ïðèìåíåíèþ, ïî âðåìåíè âîçäåéñòâèÿ íà áàêòåðèè è âèðóñû ïðè îòêðûòûõ îêíàõ ïëè ôðàìóãàõ è òîëüêîâ îòñóòñòâèè äåòåé!

Источник