Кишечные колики функциональные нарушения
Е.С. КЕШИШЯН, д.м.н., профессор, Е.К. БЕРДНИКОВА, ФГБУ Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России, Центр коррекции развития детей раннего возраста, Москва
В статье представлена характеристика функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта (кишечные колики) у детей раннего возраста (первых трёх месяцев жизни). Обсуждается новый подход к лечению кишечных колик с позиций функциональных нарушений – алгоритм действий врача-педиатра. Предложена схема “степовой” терапии болевого синдрома.
Кишечные колики у младенцев считаются самой частой причиной обращения к педиатрам во всём мире на первом году жизни ребёнка. Исследовательский поиск причин младенческих колик насчитывает более 40 лет, и всё же на сегодня эти причины остаются до конца не выясненными. Вместе с тем кишечные колики редко бывают изолированными и, как правило, входят в структуру минимальных пищеварительных нарушений (синоним малых желудочно-кишечных дисфункций и др.).
Актуальность данной проблемы находит отражение во множестве современных публикаций, посвящённых как факторам риска и этиопатогенезу кишечных колик, остающимися спорными до настоящего момента, так и терапевтической стратегии у детей с коликами.
Термин колика происходит от греческого “коликос”, что означает “боль в толстой кишке”. Под ним понимают приступообразные боли в животе, в основе которых лежат нарушение двигательной функции кишечника и повышенное газообразование [16]. Применительно к детям раннего возраста в западной литературе “кишечная колика” определяется как чрезмерный плач у практически здорового ребёнка в первые месяцы жизни при достаточном питании [15].
Согласно M.A. Wessel (1954), впервые давшему определение, которое и на сегодня остаётся общепризнанным в качестве основного диагностического критерия, кишечная колика представляет собой пароксизмы раздражительности, плача или двигательного беспокойства, длящиеся более трёх часов в день, более трёх дней в неделю на протяжении трёх недель и более (“правило трёх” или “правило троек”) [20, 21].
Кишечные колики начинаются в течение первых недель жизни и оканчиваются обычно к 3 месяцам, в некоторых случаях продолжаясь до 4-6 месяцев, и представляют собой самостоятельно проходящее явление без отдаленных последствий. Столь характерный возраст окончания нашёл отражение в широко известном синониме детских колик как “трёхмесячные” колики [20, 21].
Принципиальными характеристиками кишечных колик являются возраст ребёнка (первые месяцы жизни), периодичность симптомов и связь их с приёмом пищи, а также хорошее общее состояние ребёнка (в период между приступами он спокоен, нормально прибавляет в весе, у него хороший аппетит).
Данные по эпидемиологии кишечных колик, согласно иностранным публикациям, значительно разнятся и свидетельствуют о встречаемости у 3-40% детей в первые месяцы жизни. Вместе с тем результаты опроса родителей говорят о значительно более высоких цифрах распространённости кишечных колик, достигая 80% и даже 90% [5].
Причины возникновения и клиническая картина кишечных колик
Учитывая анатомо-физиологические особенности ребёнка, можно с уверенностью утверждать, что в той или иной степени кишечные дисфункции возникают практически у всех детей раннего возраста и являются функциональным, в какой-то мере “условно” физиологическим состоянием периода адаптации и созревания желудочно-кишечного тракта грудного ребёнка [5].
Пищеварительная система новорожденного, как отмечалось выше, проходит сложный процесс адаптации к внеутробному существованию, который, вероятно, и лежит в основе этиопатогенеза кишечных колик. По единодушному мнению исследователей, этиология кишечных колик остаётся до конца не изученной [5, 17].
В основе болевого кишечного синдрома лежат возникающие в процессе пищеварения болезненные сокращения кишечной стенки, а также её перерастяжение газами, причём характерно чередование спазмированных и перерастянутых участков кишечной трубки. Причиной подобных нарушений перистальтики служат анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы новорожденного и прежде всего незрелость центральной и в большей степени периферической регуляции иннервации кишечника.
Поскольку перистальтическая волна охватывает не всю кишечную трубку, а лишь её участки, это приводит к тому, что в определённых отделах тонкого кишечника возникает резкий спазм кишки и, как следствие, боль в виде колики; при этом в других отделах из-за затруднения перистальтической волны спазмированными участками возникает застой кишечного содержимого, что создает условия для избыточного газообразования. Последнему способствуют также незрелость ферментативной системы и становление микробиоценоза, что определяет неполное расщепление жиров и особенно углеводов, перерастяжению тонкой кишки и, соответственно, возникновению колики [2, 3, 5, 7]. По мере нарастания метеоризма могут усиливаться срыгивания створоженным молоком (из-за повышения давления в брюшной полости); эти явления более выражены во второй половине дня, варьируя по объёму и частоте [4, 16].
Непереносимость белков коровьего молока у детей, находящихся на искусственном вскармливании, тяжелые формы врожденных ферментопатий, в том числе и лактазная недостаточность, хотя и проявляются болевым синдромом, но он является лишь одним из симптомов заболевания. Врач в обязательном порядке должен учитывать это при проведении дифференциального диагноза, т. к. от правильности его постановки зависит правильное и своевременное лечение. В первом случае – специфическое. Во втором – абсолютно симптоматическое, позволяющее лишь уменьшить болевые временные проявления.
Комплексное решение проблемы кишечных колик
Отсутствие эффективной и безопасной фармакотерапии наряду с транзиторным характером младенческих колик диктуют необходимость немедикаментозной помощи ребёнку с коликами – в частности, физических мер (телесный контакт, укачивание и т. д.), и особенности ухода (вскармливание, прогулки и т. д.). Однако в последние годы изменилось понимание самой концепции детского плача как проявления чисто соматического дискомфорта.
Возросшее внимание к психологическому портрету семьи с беспокойными младенцами и полученные в ходе многих исследований данные о роли психологических, социальных и иных факторах, влияющих на поведение грудных детей, обязывают педиатра учитывать их в своей врачебной практике для столь необходимой поддержки семьи и для выбора наиболее эффективной, целенаправленной и безопасной помощи ребёнку [12, 14].
Весьма значимым в практической педиатрии является то, что дети, родители которых обращаются с жалобами на кишечные колики вплоть до необходимости госпитализации, ничем не отличаются от других своих сверстников, не страдающих тяжёлыми коликами, что доказывает субъективность оценки родителями тяжести колик у их младенцев [9, 12].
По мнению Levitzky S., Cooper R. (2000), именно внимание, сочувствие, поддержка со стороны педиатра, его умение убедительно прояснить ситуацию с младенческими коликами для психологически подавленных родителей являются основной помощью в этот непростой для всей семьи период, что помогает восстановить эмоциональное благополучие семьи и избежать потенциальной поведенческой и терапевтической агрессии к ребенку [12].
Представленный алгоритм ведения детей с кишечными коликами, так называемая “пошаговая” или “степовая” коррекция отражает системный подход и профессионализм педиатра при консультировании семьи с тяжёлыми коликами у ребёнка, позволяет предотвратить потенциальные последствия (длительные и неэффективные обследования, полипрагмазию, терапевтическую и даже поведенческую агрессию родителей по отношению к ребёнку) при столь благоприятном в прогнозе состоянии, каким является младенческая кишечная колика.
В идеологию “степовой” коррекции заложен путь от простых мероприятий к более сложным, что позволяет с наименьшей медикаментозной нагрузкой и диагностическими исследованиями купировать функциональные кишечные колики или выявить наличие патологического процесса у ребёнка.
Алгоритм действий построен по принципу “действия – оценки действий – действия”. То есть родителям предлагается определённый объём действий, направленный на улучшение самочувствия ребёнка с последующей оценкой предлагаемых действий. Следующий шаг – увеличение объёма коррекционных мероприятий или сохранение предыдущих.
Что необходимо знать о ребёнке врачу:
I. Оценить анамнез (срок гестации, течение родов, наличие осложнений во время беременности и родов, массо-ростовое соотношение, оценка по шкале Апгар, состояние в роддоме, срок выписки домой).
II. Оценить общее состояние ребёнка (движение, поза, контактность, психомоторное развитие), прибавки массы тела и роста за истекший период, соматический и неврологический статусы.
III. Оценить питание (чем вскармливается ребёнок, как часто в течение суток, что получает кроме основного питания), когда наступают приступы беспокойства (до, во время, после кормления).
IV. Исключить органическую патологию.
При общем удовлетворительном состоянии ребёнка, нормальных показателях физического развития, отсутствии соматических и неврологических нарушений – дополнительное обследование ребёнку не назначается – проводится “степовая” (ступенчатая) терапия.
Идея подобной терапии заключается в том, чтобы постепенно, шаг за шагом пытаться облегчить болевой синдром, последовательно используя средства от наиболее естественных к более сложным, с постепенным подключением лекарственных средств лишь при отсутствии эффекта от предыдущих шагов.
Отмечено, что эффективность этапной терапии кишечных колик одинакова у всех детей и может использоваться как у доношенных, так и у недоношенных.
I этап
Консультирование семьи (беседа с родителями с акцентом на физиологию возникновения дисфункции кишечника у младенца, крика, особенности детского сна). Оценка психологического состояния матери. Проведение беседы с растерянными и напуганными родителями, объяснение им причин колик, того, что это не болезнь, объяснение, как они протекают и когда должны закончиться эти муки. Снятие психологического напряжения, создание ауры уверенности также помогает уменьшить боль у ребёнка и выполнить правильно все назначения педиатра [6, 9, 10].
Кроме того, в последнее время появилось много работ, доказывающих, что функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) значительно чаще встречаются у первенцев, долгожданных детей, детей пожилых родителей и в семьях с высоким уровнем жизни, т. е. там, где имеется высокий порог тревожности по поводу состояния здоровья ребёнка. В немалой степени это обусловлено тем, что напуганные родители начинают “принимать меры”, в результате чего эти расстройства закрепляются и усиливаются. Поэтому во всех случаях функциональных расстройств деятельности ЖКТ лечение следует начинать с общих мероприятий, которые направлены на создание спокойного психологического климата в окружении ребёнка, нормализацию образа жизни семьи и ребёнка [4, 8].
Коррекция питания: при грудном вскармливании – поддержка грудного вскармливания; оценка правильности проведения грудного вскармливания: диета матери (необходимо выяснить, как питается мать, и при сохранении разнообразия и полноценности питания предложить ограничение жирных продуктов и тех продуктов, которые вызывают метеоризм (огурцы, майонез, виноград, фасоль, кукуруза) и экстрактивных веществ (бульоны, приправы), оценка реакции матери на молоко (коровье или козье). Если мама не любит молоко и редко пила его до беременности или после него усиливался метеоризм, то лучше и сейчас не пить молока, а заменить его кисломолочными продуктами), оценка правильности прикладывания к груди, положения ребёнка, длительности кормления и эффективности сосания.
При смешанном и искусственном вскармливании акцентировать внимание на виде смеси, наклоне бутылочки, заполнении соски молоком, размере и количестве отверстий, для того чтобы кормление занимало не менее 15 минут.
Применение профилактических растительных препаратов. С профилактической целью целесообразно использование фоновой терапии в виде препаратов ветрогонного и мягкого спазмолитического действия на основе растительных средств (ромашки, фенхеля, солодки, эфирных масел и др.). По данным отечественных авторов, в РКИ с участием 125 младенцев эффект от приёма средств на основе фенхеля наблюдался у 65% детей с тяжёлыми коликами, в сравнении с 24% детей в контрольной группе (P < 0,01) [1].
В другом исследовании в РКИ с участием 88 детей при оценке действия комплексного фитопрепарата (на основе ромашки, фенхеля и мелиссы) при младенческих коликах у детей на грудном вскармливании регистрировалось значительное снижение колик при профилактическом приеме фитопрепарата в течение недели в сравнении с плацебо (уменьшение времени плача с 201 до 77 минут в день и со 199 до 170 минут в день соответственно, p < 0,005), при этом в первой группе ответ на препарат составил 85% при 49%-ном ответе в группе контроля (p < 0,005) [1, 16, 18].
II этап
Физические методы: положение, облегчающее боль, сухое тепло на живот, массаж живота и т. д. При усиленном метеоризме и вздутии живота применение растительных ветрогонных средств и/или препаратов симетикона. Эти лекарственные средства способствуют разрушению газовых пузырьков в питательной взвеси и слизи ЖКТ. Высвобождаемые при этом газы могут поглощаться стенками кишечника или выводиться из организма благодаря перистальтике. Необходимо иметь в виду, что если в генезе колики преимущественную роль играет метеоризм, то эффект будет замечательный. Если в генезе преимущественно играет роль нарушение перистальтики за счёт незрелости иннервации кишечника, то эффект будет значительно меньше. Препараты симетикона лучше использовать не в профилактическом режиме, а в момент колики, при возникновении болей, тогда при наличии метеоризма эффект наступит через несколько минут.
III этап
При отсутствии эффекта от предыдущих мероприятий предполагается преимущественная роль в генезе кишечной колики спазма участков кишечника: показано применение механических методов – очистительная клизма, газоотводная трубка, слабительные свечи. Родители детей, у которых имеется незрелость или патология со стороны нервной регуляции, будут вынуждены чаще прибегать именно к этому способу купирования колик.
IV этап
При отсутствии эффекта назначение медикаментозных спазмолитических средств.
Наши исследования, проведенные на группе 100 детей с тяжелыми кишечными коликами, показали следующие результаты: эффективность степовой коррекции на первом этапе составила 19%, на первом и втором этапе в совокупности – 61% и, наконец, эффективность всего комплекса степовой терапии – 94%.
При этом следует отметить, что у 6 детей (6%), несмотря на комплекс проведённых мероприятий, не только не было отмечено положительной динамики, но и появилось нарастание симптоматики с присоединением других кишечных расстройств: запоров, диареи, срыгивания, нарушения прибавки массы тела. Указанная группа детей нуждалась в более углубленном обследовании с целью верификации нозологической формы заболевания и назначения соответствующей терапии.
Таким образом, предложенная схема позволяет с наименьшей медикаментозной нагрузкой и экономическими затратами проводить коррекцию состояния у подавляющего числа детей и лишь при отсутствии эффективности назначать дорогостоящее обследование и лечение.
Исходя из приведённых данных, единственным “доказанным” средством в облегчении младенческих колик как транзиторного явления служит время, поскольку в абсолютном большинстве (около 94%) случаев к 6 месяцам колики самостоятельно проходят [1-5, 7, 14, 16].
Литература
1. Белоусова Т.В. и соавт. Подходы к коррекции функциональных кишечных нарушений желудочно-кишечного тракта у детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы // Вопросы детской диетологии. 2005. №5(3). С. 21-24.
2. Бельмер С.В. Лактазная недостаточность. Русский медицинский сервер // Дет. гастроэнтеролог. 2000
3. Дубровская М.И., Мухина Ю.Г., Шумилов П.В. Принципы подбора смесей для искусственного вскармливания детей // Трудный пациент. Педиатрия (приложение). 2006. №9. С. 12-17.
4. Жихарева Н.С., Хавкин А.И. Что же такое детские кишечные колики? // РМЖ. 2006. №16. С. 964-966.
5. Кешишян Е.С. Кишечные колики и коррекция микробной колонизации у детей первых месяцев жизни. Клиника. Дифференциальная диагностика. Подходы к терапии // Информация для врачей. М., 2006. 24 с.
6. Римашевская Н.В., Кремнева Л.Ф. Психическое развитие детей раннего возраста при нарушении материнского поведения // Журнал неврологии и психиатрии. 2003. №2. С. 19-24.
7. Самсыгина Г.М., Брашнина Н.П. Эспумизан в лечении метеоризма у детей первого года жизни // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии. Прил. № 8. Материалы 5-й Российской гастроэнтерологической недели. 30 окт. – 5 нояб. 1999. С. 125.
8. Фатеева Е.М., Цареградская Т.В. Грудное вскармливание и психологическое единство мать-дитя: учеб. пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства. М., 2000. С. 183.
9. Филлипова Г.Г. Психология материнства. М., 2002. С. 240.
10. Akman I., Kuscu K., Ozdemir N., et al. Mothers’ postpartum psychological adjustment and infantile colic // Arch. Dis. Child. 2006. May. №91(5). P. 417-419.
11. Gupta S.K. Is colic a gastrointestinal disorder? Curr. Opin. Pediatr. 2002. №14. P. 588-592.
12. Levitzky S., Cooper R. Infant colic syndrome-maternal fantasies of aggression and infanticide // Clin. Pediatr. (Phila). 2000. Jul. №39(7). P. 401-402.
13. Lindberg T. Infantile colic and small intestinal function: a nutritional problem? Acta. Paediatr. Suppl. 1999. №430. P. 58-60.
14. Lucassen L.B., Assendelft W.J., Gubbels L.W., van Eijk J.T., Douwes A.C. Infantile colic: crying time reduction with a whey hydrolysate: a double-blind, randomized, placebo¬controlled trial // Pediatrics. 2000. №106. P. 1349-¬1354.
15. Rautava S., Kallimaki M., Isolauri E. New therapeutic strategy for combating the increasing burden of allergic disease: probiotics: a Nutrition, Allergy, Mucosal Immunology and Intestinal Microbiota (NAMI) Research Group report // J. Allergy Clin. Immunol. 2005. №116. P. 31-37.
16. Roberts D.M., Ostapchuk M. O’Brien J.G. Infantile colic // Am. Fam. Physician. 2004. Aug. №15; 70(4). P. 735-740.
17. Saavedra M.A., Dacosta J.S., Garcias G., Horta B.L., Tomasi E., Mendoca R. Infantile colic incidence and associated risk factors: a cohort study // Pediatr (Rio J). 2003. №79(2). P. 115-122.
18. Weizman Z., Alkrinawi S., Goldfarb D., Bitran C. Efficacy of herbal tea preparation in infantile colic // J. Pediatr. 1993. №122. P. 650-652.
19. Weizman Z., Asli G., Alsheikh A. Effect of a probiotic infant formula on infections in child care centers: comparison of two probiotic agents //
Pediatrics. 2005. №115. P. 5-9.
20. Wessel M.A. Paroxismal fussing in infancy sometimes called colic // Pediatrics. 1954. №14. P. 421-434.
21. Wessel M.A., Cobb J.C., Jackson E.B., Harris G.S., Detwiler A.C. Paroxismal fussing in infancy, sometimes called “colic” // Pediatrics. 1954. №14. P. 421-435.
Источник
Кишечные колики у новорожденных – клинический синдром, возникающий на фоне морфофункциональной незрелости пищеварительного тракта и его нейроэндокринной регуляции в первые месяцы жизни ребенка и протекающий с приступообразными болями в кишечнике. Кишечные колики сопровождаются плачем и криком новорожденного, двигательным беспокойством, напряжением и вздутием живота. Диагноз кишечных колик у новорожденных основан на характерной клинической картине, данных копрологического исследования, бакпосева кала, УЗИ органов брюшной полости. Лечение кишечных колик у новорожденных включает диету матери, соблюдение техники кормления, подбор адекватной смеси, легкий массаж живота, прием фитопрепаратов, спазмолитиков, пробиотиков.
Общие сведения
Кишечные колики у новорожденных – состояние, связанное с возрастными функциональными нарушениями деятельности пищеварительного тракта у младенцев и сопровождающееся приступообразными болями в животе. У детей первого полугодия жизни часто возникают различные функциональные расстройства ЖКТ: срыгивания, кишечные колики, функциональные диареи и запоры. Кишечные колики, по результатам различных исследований, встречаются у 20 – 70% новорожденных.
Наибольшая выраженность и частота кишечных колик отмечается у детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев. Кишечные колики чаще наблюдаются у мальчиков и первенцев. Кишечные колики могут нарушать режим питания и сна новорожденного, служить поводом для эмоционального стресса и нервозности молодых родителей. Комплексным решением проблемы кишечных колик у новорожденных и детей первых месяцев жизни занимается педиатрия, детская гастроэнтерология, неврология.
Кишечные колики у новорожденных
Причины кишечных колик у новорожденных
Механизм развития кишечных колик у новорожденных обусловлен нарушением моторной функции пищеварительного тракта и повышенным газообразованием в кишечнике, вызывающими резкие локальные спазмы и распирание кишечной стенки. Основные этиологические факторы кишечных колик у новорожденных могут быть связаны непосредственно с самим ребенком или с его матерью.
Со стороны новорожденного способствовать появлению кишечных колик могут морфофункциональная незрелость пищеварительного тракта, нарушение нейроэндокринной регуляции его функции; пониженная ферментативная активность органов ЖКТ, недостаток соляной кислоты, лактазная недостаточность, нарушения микробиоценоза кишечника.
Кишечные колики у новорожденных обусловлены анатомическими особенностями строения кишечника и созреванием нервной системы, которое продолжается до 12-18-месячного возраста и может сопровождаться вегето-висцеральными расстройствами. При нарушении техники кормления ребенка, сосании пустой соски или груди с малым количеством молока, а также у недоношенных наблюдается избыточное заглатывание воздуха (аэрофагия), приводящее к появлению кишечных колик у новорожденных. Возрастная и индивидуальная незрелость ферментативных систем и дисбактериоз кишечника у новорожденных обуславливают неполное расщепление жиров и углеводов, способствуя повышенному газообразованию и расширению просвета кишечника.
Развитие кишечных колик у новорожденных может быть связано с дефицитом некоторых гормоноподобных веществ (гастрина, секретина, холецистокинина, мотилина), регулирующих моторную и секреторную функции ЖКТ. Причиной кишечных колик у новорожденного может являться перенесенная им во внутриутробном периоде или в процессе родов гипоксия и асфиксия. Установлено, что чем меньше гестационный возраст и масса тела новорожденного (т. е. больше степень недоношенности), тем выше риск развития у него кишечных колик. У недоношенных новорожденных кишечные колики, как правило, выражены значительнее и носят более затяжной характер.
Аллергические реакции (гастроинтестинальная форма пищевой аллергии при переходе с естественного вскармливания на искусственное, присутствие в смесях пищевых добавок и др.) также могут вызвать появление кишечных колик у новорожденных. Редко причинами кишечных колик у новорожденных могут выступать врожденные аномалии развития (заячья губа, незаращение твердого неба, трахеопищеводные свищи).
Материнские факторы, провоцирующие развитие кишечных колик у новорожденных, включают отягощенный акушерско-гинекологический анамнез (гестоз), втянутые соски, вредные привычки и погрешности питания кормящей матери (избыток коровьего молока, очень жирная пища, продукты, усиливающие метеоризм), нарушение техники кормления (перекорм, неправильное разведение смесей); эмоциональная неустойчивость и стрессы в семье.
Симптомы колик у новорожденных
Кишечные колики у новорожденных возникают в первые 3-4 недели жизни и продолжаются до 3-х, реже – 4-6 месячного возраста. Приступы кишечных колик у новорожденных обычно начинаются неожиданно, без каких-либо видимых причин, обычно в одно и тоже время суток, непосредственно в период или после кормления.
Эпизоды кишечных колик длятся до 3-х и более часов в сутки, повторяются не реже трех дней в неделю и продолжаются не менее трех недель подряд. Кишечные колики у новорожденных сопровождаются громким пронзительным плачем, криком, выраженным беспокойством ребенка, который сучит ножками и притягивает их к животу. При этом отмечается гиперемия кожи лица, вздутие живота и напряжение передней брюшной стенки. Один приступ кишечных колик может длиться от 30 минут до 3 часов.
При интенсивных кишечных коликах у новорожденных появляются нарушение аппетита и пищеварения, урчание в животе, срыгивания, повышенная раздражительность и возбудимость, нарушение сна. Облегчение при кишечных коликах у новорожденного наступает после отхождения газов или дефекации. Общее состояние новорожденного между приступами кишечных колик не нарушается, отсутствует болезненность при пальпации живота, сохраняется хороший аппетит, прибавка в весе соответствует возрасту. Кишечные колики у новорожденных могут сочетаться с запорами, диспепсией, гастроэзофагеальным рефлюксом.
Диагностика у новорожденных
Диагноз кишечных колик у новорожденного устанавливается на основании характерных клинических симптомов и результатов комплексного обследования, включающего общий анализ крови и мочи, анализы кала: (копрограмму, определение содержания углеводов и уровня фекального кальпротектина), бакпосев кала на кишечную группу и на дисбактериоз, УЗИ органов брюшной полости.
Уровень кальпротектина позволяет дифференцировать функциональные нарушения ЖКТ от хронических воспалительных заболеваний – болезни Крона и неспецифического язвенного колита. У новорожденных детей уровень кальпротектина в кале выше, чем у детей более старшего возраста (до 1 года уровень ФКП >500 мкг/г; до 4 лет –
При наличии на фоне кишечных колик лихорадки, рвоты, крови в кале, отказа от еды и задержки стула необходимо дополнительное более углубленное обследование новорожденного и консультация детского хирурга.
Целесообразно проведение дифференциального диагноза кишечных колик у новорожденных с хирургической патологией (острой кишечной непроходимостью), гастроинтестинальной формой пищевой аллергии, лактазной недостаточностью, дисбактериозом, ОКИ, перинатальным поражением центральной и вегетативной нервной системы.
Лечение кишечных колик у новорожденных
Лечение осуществляется совместно педиатром и детским гастроэнтерологом, носит индивидуальный характер и направлено на устранение основной причины данного состояния, коррекцию моторных и функциональных нарушений ЖКТ.
Некоторые случаи кишечных колик у новорожденных, находящихся на грудном вскармливании, можно предупредить соблюдением режима питания кормящей матерью. Из ее рациона исключаются продукты, содержащие белок коровьего молока и мясо говядины; пища, богатая жирами, а также способствующая повышенному газообразованию (сырые и квашеные овощи и фрукты, бобовые; свежий дрожжевой хлеб и квас), шоколад, ограничиваются сладости и сдоба.
Перед каждым кормлением необходимо выкладывать ребенка на живот на 5–10 минут, а затем проводить легкие поглаживания живота по часовой стрелке для улучшения перистальтики кишечника и отхождения газов. При кишечных коликах можно согревать живот новорожденного теплой пеленкой или носить его на руках, прижав передней брюшной стенкой к животу матери.
Для профилактики аэрофагии важны соблюдение техники кормления, удержание ребенка в вертикальном положении на 10–15 минут после кормления для лучшего отрыгивания воздуха; ограничение сосания пустышек и подбор адекватной смеси. При подозрении на гастроинтестинальную форму пищевой аллергии у ребенка переходят на смеси на основе гидролизата белка (казеиновые или сывороточные), при лактазной недостаточности – на низколактозные или безлактозные смеси. Частое использование газоотводной трубки и клизм не желательно из-за легкой ранимости слизистой оболочки кишечника у новорожденных, особенно недоношенных.
При значительно выраженных кишечных коликах новорожденным назначаются фитопрепараты с ветрогонным и расслабляющим действием (на основе фенхеля, укропа, ромашки, мяты), пеногасители на основе симетикона, спазмолитики (дротаверин, свечи с папаверином), сорбенты. Медикаменты применяют как во время приступа кишечных колик, так и для предупреждения их развития у новорожденных при каждом кормлении. Для коррекции дисбактериоза используются пробиотики.
Прогноз кишечных колик у новорожденных
Прогноз кишечных колик у новорожденных благоприятный, в большинстве случаев они проходят после 3-го месяца жизни ребенка, в редких случаях – после 4-6-го месяца.
Молодым родителям следует запастись терпением и сохранять эмоциональное спокойствие. Соблюдение рекомендаций педиатра, в первую очередь режима и техники кормления, позволяет облегчить состояние новорожденных при кишечных коликах.
Источник