Кишечные колики у детей раннего возраста

Одно из ведущих мест в структуре патологии органов пищеварения у детей разных возрастных групп занимают функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Под функциональными нарушениями ЖКТ под­разумевают наличие клинических симптомов при отсутствии органических изменений (структурных аномалий, воспалительных изменений, опухолей, инфекции) со стороны ЖКТ. Так, по данным некоторых авторов, рекуррентные абдоминальные боли носят функциональный характер у 90–95% детей и лишь у 5–10% связаны с органической причиной. У детей первого года жизни диагноз функциональной абдоминальной боли не ставится, а состояние с похожими симптомами называют детскими коликами (от греческого «коликос», что означает «боль в толстой кишке»). В первые три месяца жизни более чем у 70% детей отмечаются функциональные кишечные колики.

Колика у детей раннего возраста – полиэтиологический болевой синдром функционального происхождения, нарушающий общее состояние ребенка.
До конца причины возникновения кишечных колик у детей первого года жизни не выяснены. Среди основных причин называются: морфофункциональная незрелость периферической иннервации кишечника, дис­функ­ция центральной регуляции, поздний старт ферментативной системы органов ЖКТ, повышенное газообразование, синдром мальабсорбции, нарушения становления микробиоценоза кишечника, характер питания матери. Нельзя исключить из причин и аллергические и псевдоаллергические реакции, переход с естественного вскармливания на искусственное, включение в рацион пищевых добавок. Ученые из Университета Турку (Финляндия) выдвинули гипотезу, что кишечные колики у детей обусловлены дефицитом холецистокинина и являются следствием нарушения функции желчного пузыря. Возникновение болевого синдрома преимущественно связывается с нарушением двигательной функции кишечника и повышенным газообразованием. При этом перистальтическая волна охватывает не всю кишечную трубку, а лишь некоторые ее участки, что при­водит к тому, что в определенных отделах тонкого кишечника возникает резкий спазм кишки и, соответственно, боль в виде колики. Незрелость ферментной си­стемы и особенности становления микробиоценоза определяют неполное расщепление жиров и углеводов, что приводит к более выраженному газообразованию. По­следнее способствует раздуванию отдела тонкой киш­ки и возникновению колики. Интересно, что курение матери во время беременности, а также после родов уве­личивает риск возникновения колик у ребенка в 2 раза.
У недоношенных детей по сравнению с доношенными кишечные колики, как правило, более выражены и носят более затяжной характер. Продолжительность кишечных колик увеличивается соответственно уменьшению гестационного возраста и массы тела до 5–6 ме­ся­цев жизни.
Для диагностики кишечной колики у младенцев используют так называемое «правило трех» – плач в течение трех и более часов в сутки, не менее трех дней в неделю, на протяжении трех недель подряд.
Клинически у детей отмечаются боли спастического характера. Приступ, как правило, начинается неожиданно, на фоне полного благополучия, чаще во время или вскоре после кормления, сопровождается длительным плачем. Ребенок пронзительно кричит, беспокоится, сучит ножками, стопы часто холодные на ощупь, руки прижаты к туловищу. Живот вздут и напряжен, возможны нечастые срыгивания. Однако для функциональных колик не характерны болезненность при пальпации живота, напряжение мышц брюшной стенки и затруднение при глубокой пальпации. Как правило, заметное облегчение наступает сразу после дефекации или отхождения газов.
Вне приступа кишечной колики дети имеют хороший аппетит, прибавляют в весе, сохраняют общий позитивный эмоциональный настрой.
В диагностике колик можно использовать так называемый дневник плача. В дневнике родители отмечают частоту плача, связь с приемами пищи, стулом и т.д.
Необходимо помнить, что диагноз кишечной колики устанавливается только после того, как были исключены более грозные состояния, сопровождающиеся возникновением абдоминальной боли.
Лечение кишечной колики у грудных детей должно носить поэтапный характер.
В первую очередь необходимо обратить внимание на психоэмоциональное состояние матери и окружающих родственников. Зачастую колики являются реакцией ребенка на неблагоприятную психоэмоциональную среду в семье. Поэтому очень важно провести беседу с мамой и родственниками, окружающими маму и ребенка, объяснить, как важен психологический климат.
Необходимо объяснить матери, как правильно прикладывать ребенка к груди. При этом должны соблюдаться следующие правила: живот младенца прижат к животу матери, его шея и туловище находятся на одной линии, должен осуществляться правильный захват соска и самое главное – ребенок должен сосать не менее 30 минут, поскольку прикладывание к груди менее чем на 15–20 минут приводит к тому, что ребенок получает больше «переднего молока», чрезмерно насыщенного углеводами, которые могут способствовать увеличению газообразования. При искусственном вскармливании рекомендуются смеси, содержащие в качестве жирового компонента короткоцепочечные триглицериды; целесообразно использование специальных лечебных сме­сей–за­густителей, способствующих облегчению опорожнения кишечника. В некоторых ситуациях имеет смысл использовать смеси с включением олигосахаров или низколактозные смеси, при выраженных коликах возможно применение смеси с частично гидролизованным белком. Кормление проводится по требованию малыша, интервалы между кормлениями несколько сокращаются. После кормления необходимо подержать ребенка в наклонном положении (под углом 45°, животом вниз) в течение 10–15 мин, для отхождения воздуха, который заглатывается во время кормления.
Если ребенок находится на грудном вскармливании, необходимо провести коррекцию питания матери. Из рациона кормящей женщины должны быть исключены продукты, приводящие к повышенному газообразованию в кишечнике (такие как огурцы, майонез, виноград, бобовые, кукуруза, квашеная капуста, свежий дрожжевой хлеб, квас). Можно рекомендовать ограничить в рационе жирные продукты и экстрактивные вещества (бульоны, приправы). Но вместе с тем мать, безусловно, должна питаться полноценно.
Для снятия остроты боли в момент колики ис­поль­зуются последовательно следующие действия:
1. Тепло, на область живота.
2. Поглаживание живота по часовой стрелке и массаж живота.
3. Изменение положения тела, выкладывание на живот.
4. Применение механических средств (газоотводная трубка или клизма).
С профилактической целью очень хорошо себя зарекомендовало фоновое использование препаратов ветрогонного и мягкого спазмолитического действия на основе растительного сырья: фенхеля, кориандра, цветков ромашки.
Очень хорошие результаты показывает применение лекарственного препарата Плантекс, который содержит плоды фенхеля, его эфирные масла и лактозу. Плоды и эфирное масло фенхеля стимулируют пищеварение, увеличивая секрецию желудочного сока и усиливая перистальтику. Поэтому пища быстрее расщепляется и всасывается. Активные вещества предупреждают скопление газов и способствуют их отхождению, «смягчают спазмы» кишечника. В целом препарат обладает рядом важных преимуществ: действует патогене­ти­че­ски, со­стоит только из натуральных компонентов и поэтому безопасен для детей грудного возраста, подходит для длительного применения.
Особенностью этого препарата является содержание лактозы. Лактоза – основной углевод женского молока (этот сахар присущ только молоку) и женское молоко содержит его в большой концентрации. Для стула здоровых детей характерно наличие сахаров; они помогают поддерживать кислую среду, которая угнетает рост патогенных микроорганизмов. Несмотря на то, что у многих детей на первых месяцах жизни имеет место транзиторная или вторичная лактазная недостаточность, как правило, препарат Плантекс переносится хорошо.
В исследовании, проведенным в отделении коррекции развития детей раннего возраста в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий, у 52 детей в возрасте от 3 недель до 6 месяцев отмечено, что применение препарата Плантекс не усиливало клинических проявлений дисфункции ЖКТ (не отмечено усиление диареи, замедление прибавки массы тела), в группе исследуемых детей не отмечено повышения уровня углеводов кала на фоне приема препарата Плантекс. В ходе исследования не отмечалось корреляции усиления кишечных колик от содержания уровня углеводов в кале. На фоне применения Плантекса отмечено, что колики более легкой степени купировались приемом только одного Плантекса.
В то же время не следует применять данный препарат у детей с первичной лактазной недостаточностью и галактоземией. В случае усиления метеоризма, появлении диареи препарат отменяют, но, по данным исследования, проведанного в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии, в подавляющем большинстве случаев этого не требуется.
Таким образом, Плантекс можно рекомендовать детям раннего возраста в качестве профилактической (фоновой) терапии кишечных колик. Целесообразны дозировки по 1 пакету в сутки детям раннего возраста, с увеличением до 2 пакетов в сутки детям после 2–3 месяцев, после еды или в перерывах между приемами пищи.
К числу препаратов, применяющихся при кишечных коликах, относятся фитопрепараты, содержащие в качестве действующих веществ жидкие настойки лекарственных трав фенхеля, цветков ромашки, кориандр и др. Однако при применении таких препаратов следует помнить, что в их состав может входить этанол, что делает невозможным длительное применение у грудных детей.
Следующим этапом купирования колик является применение препаратов симетикона. Симетикон – смесь полимера диметилсилоксана с диоксидом кремния (SiO2). Механизм действия основан на ослаблении поверхностного натяжения пузырьков газа в пищеварительном тракте, приводящем к их разрыву и последующему выведению из организма. При приеме внутрь препарат не всасывается и после прохождения через ЖКТ выводится из организма. Привыкания к нему не развивается. Препараты симетикона применяются во время возникновения болей, и, как правило, болевой синдром купируется в течение нескольких минут. Необходимо иметь в виду, что максимальный эффект достигается, если в генезе колики преимущественную роль играет метеоризм. Если же основной причиной является нарушение перистальтики за счет незрелости иннервации кишечника, то эффект будет незначительным.
При неэффективности вышеуказанных препаратов назначают миотропные спазмолитики и прокинетики в возрастных дозировках.
С точки зрения патогенеза кишечной колики и с учетом необходимого профиля безопасности обосновано применение прифиния бромида. Механизм его действия состоит в избирательном блокировании периферических М–холино­рецепторов в пищеварительном тракте и желчевыводящих путях. Избирательно блокируя М–хо­ли­но­ре­цеп­торы, он делает их нечувствительными к ацетилхолину. Следствием этого является снижение тонуса гладких мышц пищевода, желудка, кишечника, желчного пузыря, желчных протоков. В отличие от М–холино­бло­ка­торов смешанного типа периферический М–хо­ли­но­бло­катор прифиния бромид не вызывает таких побочных действий, как паралич аккомодации, учащение сердечных сокращений, сонливость, разрешен для применения у детей с первых дней жизни.
При развитии кишечных колик на фоне дисбиотических нарушений рекомендовано выявление причины, вызвавшей дисбактериоз, с последующим этиотропным лечением, дополняя его препаратами пре– и пробиотиков.
Если несмотря на комплекс проведенных мероприятий не было отмечено положительной динамики или появилось нарастание симптоматики с присоединением других кишечных расстройств (запоров, диареи, срыгивания, нарушения прибавки массы тела), требуется проведение углубленного обследования для выявления причины возникших нарушений с последующим назначением соответствующей терапии.

Читайте также:  Кишечный сок расщепляет белки

Литература
1. Бельмер С.В., Гасилина Т.В., Хавкин А.И., Эйберман А.С. Функ­цио­нальные нарушения органов пищеварения у детей. Реко­мен­да­ции и комментарии. Москва, 2005.
2. Кешишян Е.С. «Кишечные колики и коррекция микробной колонизации у детей первых месяцев жизни» Лекция для врачей, Москва, 2007.
3. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Малова Н.Е. «Лактазная недостаточность у детей». Вопросы современной педиатрии. 2002. – Т.1. – №4. – С. 57–61.
4. Мухина Ю.Г., Чубарова А.И., Гераськина В.П. «Современные аспекты проблемы лактазной недостаточности у детей раннего возраста» Вопросы детской диетологии. 2003. – т. 2. – №1. – С.50.
5. Хавкин А.И. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста. Пособие для врачей. Москва, 2001. – С. 16–17.
6. Хавкин А.И., Бердникова Е.К., Жихарева Н.С. Современные представления о младенческих коликах. Болезни пищеварительной системы. Том 8. 2006.
7. Ittmann P.I., Amarnath R., Berseth C.L., Maturation of antroduodenalmotor activiti in preterm and term infants. Digestive dis Sci 1992. – Vol.37(1). – P. 14–19.
8. Leung A.K., Lemau J.F. Infantile colik : a review J R Soc Health. 2004. – Vol.124 (4). – P.162.

Источник

.

Êèøå÷íàÿ êîëèêà – îäíà èç íàèáîëåå ÷àñòûõ ïðè÷èí áåñïîêîéñòâà ðîäèòåëåé äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.
Ðàñïðîñòðàíåííîñòü êèøå÷íûõ êîëèê ó íîâîðîæäåííûõ ñîñòàâëÿåò îò 5 äî 19%. Î íàëè÷èè êèøå÷íîé êîëèêè ãîâîðÿò, åñëè ó çäîðîâîãî ðåáåíêà îòìå÷àþòñÿ ïðèñòóïû ÷ðåçìåðíîãî ïëà÷à áåç âèäèìûõ ïðè÷èí.
Íåñìîòðÿ íà ýòî, îáùåå ñîñòîÿíèå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà îáû÷íî íå ñòðàäàþò. Îò êîëèê ÷àùå ñòðàäàþò ìàëü÷èêè è ïåðâåíöû.  3 – 4-ìåñÿ÷íîì âîçðàñòå êîëèêè îáû÷íî ïðîõîäÿò.

Ñèìïòîìû êèøå÷íûõ êîëèê ó ðåáåíêà

  • íà÷èíàþòñÿ êèøå÷íûå êîëèêè ÷àùå âñåãî â âîçðàñòå 3–4 íåäåëü;
  • âîçíèêàþò, êàê ïðàâèëî, åæåäíåâíî, â îäíî è òî æå âðåìÿ, ÷àùå âî âðåìÿ èëè ñðàçó ïîñëå êîðìëåíèÿ
  • äëèòåëüíîñòü – îò 10 ìèíóò äî 3 ÷àñîâ;
  • ïîñëå ñòóëà èëè îòõîæäåíèÿ ãàçîâ îòìå÷àåòñÿ îáëåã÷åíèå ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà;
  • áåñïîêîéñòâî, ïîêðàñíåíèå ëèöà, ïðîíçèòåëüíûé êðèê ïðè ïðèñòóïå
  • ìåòåîðèçì
  • õàðàêòåðíûå äâèæåíèÿ – ðåáåíîê «ñó÷èò» íîæêàìè, ñòîïû ó íåãî ÷àñòî õîëîäíûå, ðó÷êè ïðèæàòû ê òóëîâèùó.

Ñàìûì âàæíûì ïåðâûì øàãîì ÿâëÿåòñÿ îáñëåäîâàíèå âàøåãî ðåáåíêà ïåäèàòðîì, ÷òîáû óáåäèòüñÿ,
÷òî íå ñóùåñòâóåò íèêàêèõ äðóãèõ ìåäèöèíñêèõ ïðè÷èí äëÿ ïëà÷à âàøåãî ðåáåíêà.

Îñíîâíûå ïðè÷èíû ïîÿâëåíèÿ êîëèê ó äåòåé

Îêàçûâàåòñÿ

Êóðåíèå ìàòåðè âî âðåìÿ ëàêòàöèè, ïî åäèíîäóøíîìó ìíåíèþ èññëåäîâàòåëåé, ñëóæèò ôàêòîðîì ðèñêà óñèëåííûõ êîëèê çà ñ÷åò ïîâûøåííîãî óðîâíÿ L-ìîòèëèíà â ïëàçìå è êèøå÷íèêå ó ðåáåíêà

Òî÷íàÿ ïðè÷èíà êîëèê äî ñèõ ïîð íåèçâåñòíî, íî åñòü ìíîãî òåîðèé î òîì, ïî÷åìó ó ðåáåíêà âîçíèêàþò êèøå÷íûå êîëèêè:

Читайте также:  Стандарт оказания помощи при кишечной колике

Íàðóøåíèå òåõíèêè êîðìëåíèÿ ñïîñîáñòâóåò èçáûòî÷íîìó çàãëàòûâàíèþ áîëüøîãî êîëè÷åñòâà âîçäóõà (àýðîôàãèÿ). Ó ãðóäíûõ äåòåé ýòî âîçíèêàåò, íàïðèìåð, âî âðåìÿ ñîñàíèÿ ïóñòîé ñîñêè èëè ãðóäè ñ ìàëûì êîëè÷åñòâîì ìîëîêà. Ê ïðèçíàêàì àýðîôàãèè ó ãðóäíûõ äåòåé îòíîñÿòñÿ: êðèê âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ, âçäóòèå æèâîòà, îòêàç îò åäû, à ïîñëå êîðìëåíèÿ – ñðûãèâàíèå èëè (ðåæå) ðâîòà «ôîíòàíîì». Óìåðåííàÿ àýðîôàãèÿ íåðåäêî îòìå÷àåòñÿ ó äåòåé ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè â ñâÿçè ñ íåçðåëîñòüþ íåðâíîé ðåãóëÿöèè ïðîöåññà ãëîòàíèÿ.  áîëüøåé ñòåïåíè àýðîôàãèÿ õàðàêòåðíà äëÿ íåäîíîøåííûõ, à òàêæå äåòåé, íåçðåëûõ ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ. Íàñèëüñòâåííîå êîðìëåíèå è
íåïðàâèëüíîå ïðèãîòîâëåíèå ïèùåâûõ ñìåñåé (÷ðåçìåðíîå èëè íåäîñòàòî÷íîå ðàçâåäåíèå) òàêæå ìîãóò ïðîâîöèðîâàòü êîëèêó.

Äèñêèíåòè÷åñêèå ÿâëåíèÿ â òîëñòîé êèøêå. ×àùå íàáëþäàåòñÿ âî âðåìÿ èëè ïîñëå ïðèåìà ïèùè. Ýòî ñâÿçàíî ñ âîçíèêàþùèìè îäíîâðåìåííî ãàñòðîèëåàëüíûì è ãàñòðîöåêàëüíûì ðåôëåêñàìè. ×åðåç 10 ìèíóò ïîñëå ïðèåìà ïèùè âîçíèêàåò ïåðèîäè÷åñêîå ïîâûøåíèå ìîòîðíîé àêòèâíîñòè êèøêè, êîòîðîå ñîïðîâîæäàåòñÿ ãèïåðåìèåé è ñåêðåöèåé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Ãàñòðîöåêàëüíûé ðåôëåêñ âûçûâàåò ìàññèâíóþ ìîòîðíóþ äåÿòåëüíîñòü îäíîâðåìåííî âñåõ ñåãìåíòîâ òîëñòîé êèøêè. Ãàñòðîöåêàëüíûé ðåôëåêñ âîçíèêàåò ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè.

Ïîâûøåííîå ãàçîîáðàçîâàíèå. Ãàçîíàïîëíåíèå êèøå÷íèêà íà ôîíå êîðìëåíèÿ èëè â ïðîöåññå ïåðåâàðèâàíèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ ñïàçìîì ó÷àñòêîâ êèøå÷íèêà è, êàê ñëåäñòâèå, áîëåâûì ñèíäðîìîì è ðàñòÿæåíèåì ñòåíêè êèøå÷íèêà.

Íåçðåëîñòü íåðâíîé ðåãóëÿöèè äåÿòåëüíîñòè êèøå÷íèêà.
Îñíîâíóþ ðîëü â íåðâíîé ðåãóëÿöèè ôóíêöèé ÆÊÒ èãðàåò ñîáñòâåííàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà êèøå÷íèêà, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû.  öåëîì ñîçðåâàíèå íåðâíîé ñèñòåìû êèøå÷íèêà ïðîäîëæàåòñÿ äî 12–18–ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà.

Íåçðåëîñòü ýíäîêðèííîé ñèñòåìû.
Ïîìèìî íåðâíîé ñèñòåìû, ðåãóëÿöèþ ôóíêöèè ÆÊÒ îñóùåñòâëÿåò ýíäîêðèííàÿ ñèñòåìà. Öåëûé ðÿä ãîðìîíîïîäîáíûõ âåùåñòâ (ãàñòðèí, ñåêðåòèí, õîëåöèñòîêèíèí, ìîòèëèí è äðóãèå) îêàçûâàþò ðåãóëèðóþùåå âëèÿíèå íà ìîòîðíóþ è ñåêðåòîðíóþ ôóíêöèè ÆÊÒ.

Íåçðåëîñòü ôåðìåíòàòèâíîé ñèñòåìû, íàðóøåíèÿìè ìèêðîáèîöåíîçà êèøå÷íèêà. Ðÿä àâòîðîâ îòìå÷àþò íåçðåëîñòü ôåðìåíòíûõ ñèñòåì ó íîâîðîæäåííûõ, êàê ñëåäñòâèå óñèëåíèÿ áðîäèëüíûõ ïðîöåññîâ. Ñòàíîâëåíèå ìèêðîáèîöåíîçà (ñîâîêóïíîñòè ìèêðîîðãàíèçìîâ) íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ðåáåíêà òàêæå ñïîñîáñòâóåò óñèëåííîìó ãàçîîáðàçîâàíèþ.

Íåïðàâèëüíûé ðåæèì ïèòàíèÿ ìàòåðè ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè ðåáåíêà – åùå îäíà ïðè÷èíà ïîÿâëåíèÿ äåòñêèõ êîëèê. Óïîòðåáëåíèå î÷åíü æèðíûõ, îñòðûõ, ïðÿíûõ è ïðîäóêòîâ, âûçûâàþùèõ ïîâûøåííîå ãàçîîáðàçîâàíèå, à òàêæå öåëüíîãî êîðîâüåãî ìîëîêà.

Îáðàç æèçíè æåíùèíû âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè. Êóðåíèå ìàòåðè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ïîñëå ðîäîâ óâåëè÷èâàåò ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ êîëèê ó ðåáåíêà â 2 ðàçà. Ñîöèàëüíûé ñòàòóñ, îáðàçîâàíèå, ðàáîòà ìàòåðè íå èìåþò çíà÷åíèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ äàííîãî ñîñòîÿíèÿ ó ìàëûøà. Íåêîòîðûå àâòîðû îòìå÷àþò, ÷òî íåñêîëüêî ïîâûøàåòñÿ ðèñê ðàçâèòèÿ êîëèê ó äåòåé, ÷üè ìàòåðè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè çàíèìàëèñü «óìñòâåííûì òðóäîì». Âîçìîæíî, ýòî ñâÿçàíî ñ ãèïîäèíàìèåé æåíùèíû è, êàê ñëåäñòâèå, ðàçâèòèåì ãèïîêñèè ïëîäà ñ ïîñëåäóþùåé íåçðåëîñòüþ ñèñòåì ðåáåíêà.

 ëèòåðàòóðå åñòü ðàáîòû, óêàçûâàþùèå íà âîçíèêíîâåíèå êîëèê, êàê ðåàêöèè îðãàíèçìà ðåáåíêà íà íåáëàãîïðèÿòíóþ ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñðåäó â ñåìüå.

Ëå÷åíèå êîëèê ó ìëàäåíöåâ

 ïåðâóþ î÷åðåäü âàæíî ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ìàòåðè. Ïñèõîëîãè÷åñêèé êëèìàò â ñåìüå – îäíà èç âàæíåéøèõ ïðåäïîñûëîê äëÿ ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Cëåäóåò íîðìàëèçîâàòü ðàöèîí ïèòàíèÿ ìàòåðè. Èñêëþ÷èòü öåëüíîå êîðîâüå ìîëîêî. Ïðè ýòîì êèñëîìîëî÷íûå ïðîäóêòû îáÿçàòåëüíî äîëæíû âõîäèòü â ðàöèîí êîðìÿùåé æåíùèíû. Îãðàíè÷èòü óïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ, âûçûâàþùèõ èçáûòî÷íîå ãàçîîáðàçîâàíèå (îãóðöû, êàïóñòà, âèíîãðàä, áîáîâûå, êóêóðóçà, ñâåæèé äðîææåâîé õëåá, êâàñ è ò.ä.) Ïðè èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè ðåêîìåíäóþòñÿ ñìåñè, ñîäåðæàùèå â êà÷åñòâå æèðîâîãî êîìïîíåíòà êîðîòêîöåïî÷å÷íûå òðèãëèöåðèäû, ïðè âûðàæåííûõ êîëèêàõ âîçìîæíî ïðèìåíåíèå ñìåñè ñ ÷àñòè÷íî ãèäðîëèçîâàííûì áåëêîì.

Íåîáõîäèìî âíåñòè êîððåêòèâû â ðåæèì êîðìëåíèÿ ðåáåíêà: ñîêðàòèòü èíòåðâàëû ìåæäó êîðìëåíèÿìè è, ñîîòâåòñòâåííî, óìåíüøèòü îáúåì ðàçîâîãî êîðìëåíèÿ (îñîáåííî ïðè èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè).
Ïîñëå êîðìëåíèÿ íåîáõîäèìî ïîäåðæàòü ðåáåíêà â íàêëîííîì ïîëîæåíèè ïîä óãëîì 45°, æèâîòèêîì âíèç â òå÷åíèå 10–15 ìèíóò, äëÿ îòõîæäåíèÿ âîçäóõà, çàãëî÷åííîãî âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ. Ìåæäó êîðìëåíèÿìè è âî âðåìÿ ïðèñòóïà êîëèê ìàëûøà âûêëàäûâàþò íà æèâîò. Ðåêîìåíäóåòñÿ òàêòèëüíûé êîíòàêò êîæè æèâîòà ðåáåíêà è æèâîòà ìàòåðè.

Íåîáõîäèìî ñîáëþäåíèå ïðàâèëüíîé òåõíèêè ãðóäíîãî êîðìëåíèÿ. Æèâîò ìëàäåíöà äîëæåí áûòü ïðèæàò ê æèâîòó ìàòåðè, åãî øåÿ è òóëîâèùå – íàõîäèòüñÿ íà îäíîé ëèíèè. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè àýðîôàãèè âàæåí ïðàâèëüíûé çàõâàò ñîñêà ìàòåðè. Íåîáõîäèìî, ÷òîáû ðåáåíîê ñîñàë ãðóäü íå ìåíåå 20 ìèíóò, òàê êàê ïðèêëàäûâàíèå ê ãðóäè ìåíåå 15 ìèíóò ïðèâîäèò ê ïîëó÷åíèþ ðåáåíêîì â îñíîâíîì «ïåðåäíåãî ìîëîêà», ÷ðåçìåðíî íàñûùåííîãî óãëåâîäàìè, êîòîðûå ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü óâåëè÷åíèþ ãàçîîáðàçîâàíèÿ. Íå ïåðåêàðìëèâàòü ðåáåíêà!

Öåëåñîîáðàçíî ïðîâåäåíèå êóðñà îáùåãî ìàññàæà, ìàññàæà æèâîòà

Ìàññàæ æèâîòèêà ïðè êîëèêàõ

• ëåãêîå ïîãëàæèâàíèå æèâîòèêà ðåáåíêà ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå (îêîëî 10 îáîðîòîâ);

• ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå–ðàçãèáàíèå åãî íîæåê, ïðèæèìàÿ èõ ê æèâîòó (ïî 6–8 ïîâòîðåíèé);

• âûêëàäûâàíèå ìàëûøà íà æèâîòèê è ïðîâåäåíèå ïîãëàæèâàþùèõ äâèæåíèé ïî ñïèíêå, ïî íàïðàâëåíèþ îò æèâîòà ê ïîÿñíèöå;

• äëÿ äîñòèæåíèÿ ëó÷øèõ ðåçóëüòàòîâ íåîáõîäèìî ïðîâåäåíèå ìàññàæà ïîñëå 5–ìèíóòíîé ãðåëêè.

Îáû÷íî êîëèêè ó äåòåé èñ÷åçàþò ïðè îïòèìèçàöèè ðåæèìà âñêàðìëèâàíèÿ èëè ïðè ïîäáîðå àäåêâàòíîé ìîëî÷íîé ñìåñè. Ïðè íåýôôåêòèâíîñòè äàííûõ ìåðîïðèÿòèé ìîæíî èñïîëüçîâàòü ôèòîïðåïàðàòû âåòðîãîííîãî è ìÿãêîãî ñïàçìîëèòè÷åñêîãî äåéñòâèÿ, ñîäåðæàùèõ ðàçëè÷íûå òðàâû (ýêñòðàêò ôåíõåëÿ, ðîìàøêè, âåðáåíû, ëàêðè÷íèêà, ìÿòû ïåðå÷íîé). Îäíèì èç òàêèõ ïðåïàðàòîâ ÿâëÿåòñÿ Ïëàíòåêñ, ñîäåðæàùèé ýêñòðàêò ïëîäîâ è ýôèðíîå ìàñëî ôåíõåëÿ, à òàêæå ëàêòîçó. Ïëîäû è ýôèðíîå ìàñëî ôåíõåëÿ ñòèìóëèðóþò ïèùåâàðåíèå, óñèëèâàÿ ñåêðåöèþ æåëóäî÷íîãî ñîêà è óëó÷øàÿ ïåðèñòàëüòèêó êèøå÷íèêà, ïîýòîìó ïèùà áûñòðåå ðàñùåïëÿåòñÿ è âñàñûâàåòñÿ. Àêòèâíûå âåùåñòâà ïðåïàðàòà ïðåäóïðåæäàþò ñêîïëåíèå ãàçîâ è ñïîñîáñòâóåò èõ ëó÷øåìó îòõîæäåíèþ.  Ïëàíòåêñå ñîäåðæèòñÿ ëàêòîçà, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì óãëåâîäíûì êîìïîíåíòîì ãðóäíîãî ìîëîêà, îáëàäàþùèì áèôèäîãåííûì äåéñòâèåì, à òàêæå èñòî÷íèêîì ãëþêîçû è ãàëàêòîçû. Ëàêòîçà íåîáõîäèìà äëÿ ïîääåðæàíèÿ êèñëîé ñðåäû ôåêàëèé, óãíåòàþùåé ðîñò ïàòîãåííûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ.

Ïëàíòåêñ ñîñòîèò èç íàòóðàëüíûõ êîìïîíåíòîâ è ïîýòîìó áåçîïàñåí äëÿ äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà, â òîì ÷èñëå è äëÿ äëèòåëüíîãî ïðèìåíåíèÿ. Ïðåïàðàò äàþò ðåáåíêó â íåñêîëüêî ïðèåìîâ: êàê ïîñëå åäû, òàê è â ïåðåðûâàõ ìåæäó ïðèåìàìè ïèùè. Äåòÿì äî 2–ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà ðåêîìåíäóåòñÿ 1 ïàêåòèê, îò 3 ìåñÿöåâ äî 1 ãîäà – ïî 1–2 ïàêåòèêà (5–10 ãðàììîâ â ñóòêè). Äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ðàñòâîðà íåîáõîäèìî âûñûïàòü ñîäåðæèìîå ïàêåòèêà ñ Ïëàíòåêñîì â áóòûëî÷êó èëè ÷àøêó, äîáàâèòü 100 ìë òåïëîé êèïÿ÷åíîé âîäû è ðàçìåøèâàòü äî ïîëíîãî ðàñòâîðåíèÿ ãðàíóë.

Ïðèìåíåíèå ãàçîîòâîäíûõ òðóáî÷åê, î÷èñòèòåëüíîé êëèçìû (ýòè ìåðîïðèÿòèÿ ñïîñîáñòâóþò îòõîæäåíèþ ãàçîâ è êóïèðîâàíèþ áîëè).

Ñïàçìîëèòè÷åñêèå ïðåïàðàòû (äðîòàâåðèí âíóòðü, ñâå÷è ñ ïàïàâåðèíîì).

Êîððåêöèÿ íàðóøåíèé êèøå÷íîãî ìèêðîáèî­öåíîçà. Îïðàâäàíî ïðèìåíåíèå ïðîáèîòèêîâ, íå ñîäåðæàùèõ ëàêòîçû è áåëêà êîðîâüåãî ìîëîêà (Íîðìî­ôëîðèí L, Íîðìîôëîðèí–B, Ïðèìàäîôèëþñ, Áèôè­ôîðì áåáè, Áèôèôîðì ìàëûø è äð.). Ïðèìåíåíèå ïðîáèîòèêîâ ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà c ôóíêöèîíàëüíûìè íàðóøåíèÿìè ÆÊÒ ñïîñîáñòâóåò êóïèðîâàíèþ êèøå÷íûõ êîëèê, ñðûãèâàíèé, íîðìàëèçàöèè ñòóëà, íà÷èíàÿ ñî âòîðîé íåäåëè êîððåêöèè, à òàêæå íîðìàëèçàöèè óðîâíÿ ëàêòî– è áèôèäîáàêòåðèé, ñíèæåíèþ ñîäåðæàíèÿ óñëîâíî–ïàòîãåííûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ.

Читайте также:  М холиноблокатор при кишечной колике препарат

Êîãäà âûçûâàòü âðà÷à?

Íåîáõîäèìî ïîìíèòü î ñèìïòîìàõ òðåâîãè, èñêëþ÷àþùèõ ôóíêöèîíàëüíûé õàðàêòåð êîëèê ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, òàêèõ êàê:

  • ëèõîðàäêà;
  • ðâîòà ñ ïðèìåñüþ êðîâè;
  • êðîâü â êàëå;
  • èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû êðîâè (àíåìèÿ, ëåéêîöèòîç, óñêîðåíèå ÑÎÝ);
  • áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè, ïàññèâíîå íàïðÿæåíèå áðþøíîé ñòåíêè;
  • îòêàç îò åäû;
  • îòñóòñòâèå ñàìîñòîÿòåëüíîãî ñòóëà.

Ïðè íàëè÷èè îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ñèìïòîìîâ íåîáõîäèìî óãëóáëåííîå îáñëåäîâàíèå ðåáåíêà äëÿ âûÿâëåíèÿ èõ ïðè÷èíû.

Ëèòåðàòóðà
1. Êèëãóð Ò., Óýéä Ñ. Êîëèêè ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà./  êí. Äîêàçàòåëüíàÿ ìåäèöèíà.–ò.4.–2005.–ñ.629–632.
2. Ñàìñûãèíà Ã.À. Êèøå÷íàÿ êîëèêà ó äåòåé.–Ìîñêâà.–2000.–27ñ.

Ïîíðàâèëàñü ñòàòüÿ? Ïîäåëèñü ññûëêîé

Кишечные колики у детей раннего возраста Àäìèíèñòðàöèÿ ñàéòà med39.ru íå äàåò îöåíêó ðåêîìåíäàöèÿì è îòçûâàì î ëå÷åíèè, ïðåïàðàòàõ è ñïåöèàëèñòàõ. Ïîìíèòå, ÷òî äèñêóññèÿ âåäåòñÿ íå òîëüêî âðà÷àìè, íî è îáû÷íûìè ÷èòàòåëÿìè,
ïîýòîìó íåêîòîðûå ñîâåòû ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ. Ïåðåä ëþáûì ëå÷åíèåì èëè ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì!

Кишечные колики у детей раннего возраста ÊOÌÌÅÍÒÀÐÈÈ

 Ãèìèÿ
/ 2011-01-14

ó íàñ êîëèêè áëèí êàê íè ñòðàííî íè ñ òîãî íè ñ ñåãî ïîÿâèëèñü óæå ïîçæå ÷åòûðåõ ìåñÿöåâ.. ìó÷èëèñü-ìó÷èëèñü, âðà÷ ñêàçàëà ÷òî ïðîéäåò, à íè÷åãî òàê è íå ïðîøëî, â èòîãå ê äðóãîìó âðà÷ó îáðàòèëàñü – âûïèñàë íàì ëåêàðñòâî(õèëàê-ôîðòå), ñêàçàë “äèñáèîç”, ÷åðåç íåäåëüêó óæå ïðîøëî âñå ê ñ÷àñòüþ!

 doc
/ 2011-07-06

Êóðåíèå ìàòåðè âî âðåìÿ ëàêòàöèè, ïî åäèíîäóøíîìó ìíåíèþ èññëåäîâàòåëåé ñëóæèò ôàêòîðîì ðèñêà óñèëåííûõ êîëèê çà ñ÷åò ïîâûøåííîãî óðîâíÿ L-ìîòèëèíà â ïëàçìå è êèøå÷íèêå ó ðåáåíêà.

 Êàðèíà
/ 2011-10-16

Ó íàñ êîëèêè áûëè ñèëüíûå, íî ïðîõîäèëè ïðè ñóõîì òåïëå è êîãäà áîáîòèê ñòàëè äàâàòü îáëåã÷åíèå íàñòóïèëî.

 êàòåðèíà
/ 2011-12-22

ïîìîãèòå ïîæàëóéñòà êàê íàì ïðåäîòâðàòèòü êèùå÷íèå êîëèêè ó 2,5 ìåñåöà ìû íåçíàåì ÷òî äåëàòü.

 name
/ 2012-07-21

Ó ìîåé ìàëþòêè áûë î÷åíü ïëîõîé ñòóë, ò¸ìíî-çåë¸íîãî öâåòà. Áðð. È êàêàëà îíà î÷åíü ðåäêî. È êîëèêè òîæå áûëè. Ìóæ ïîçâîíèë â àïòåêó è òàì íàì ïîñîâåòîâàëè õèëàê ôîðòå. Íàçâàíèå ýòî ó ìåíÿ íà ñëóõó, íî ïîëüçîâàòüñÿ êàê-òî íå ïðèõîäèëîñü. Õîòÿ àïòåêàðøà ñêàçàëà, ÷òî îí îäèíàêîâî õîðîø, êàê äëÿ äåòîê, òàê è äëÿ âçðîñëûõ. Â÷åðà êóïèëà è ñòàëè ïîäìåøèâàòü êàïåëüêè â ìîëî÷êî. Ðåá¸íîê ó íàñ èñêóññòâåííèê. Ñåãîäíÿ ñõîäèëè íà ïðè¸ì è âûÿñíèëîñü, ÷òî ó ìàëþòêè ïðîñòî äèñáàêòåðèîç íà÷àë ðàçâèâàòüñÿ, íî áëàãîäàðÿ õèëàêó ìû âîâðåìÿ áîëåçíü ïðåñåêëè. Âðà÷ ñêàçàë, ÷òî íà÷àâ ëå÷èòüñÿ ÷óòî÷êó ïîçæå íà äåíü-äðóãîé, ñòîëüêî áû ãîðÿ õàïíóëè …

 Mamka)
/ 2012-09-14

Òîæå ñàìîå áûëî ñ çåë¸íûìè êàêàøêàìè è êîëèêàìè. Îêàçàëîñü äèñáàêòåðèîç îò òàáëåòîê, êîòîðûå ìíå îò êàøëÿ ïðîïèñàëè(õîòÿ â èíñòðóêöèè ãîâîðèëîñü, ÷òî ïðè ëàêòàöèè ìîæíî ïðèìåíÿòü). Òîëüêî ìû âðà÷à âûçûâàëè, è îíà íàì óæå ïîñîâåòîâàëà áèôèôîðì áýáè.Ïîìîãëî ìåíüøå ÷åì ÷åðåç íåäåëþ 🙂 Ñïàñèáî íàøåìó äîêòîðó:)

 Ñàôèð
/ 2012-10-21

Êàòåðèíà, ïîïðîáóéòå áåáèíîñ ïðîïèòü êóðñîì. Ïðîñòî â ïåðåðûâàõ ìåæäó êîðìëåíèÿìè äàâàéòå âîäè÷êó â áóòûëî÷êå ñ íåñêîëüêèìè êàïåëüêàìè áåáèíîñà. Ïîìîæåò, óâåðÿþ! ß äàâàëà ýòè êàïëè óæå, ê ñîæàëåíèþ, ïîñëå òîãî, êàê ïðîøëà âñå êðóãè àäà â âèäå íåïðåêðàùàþùåãîñÿ ïëà÷à, îòêàçà îò åäû, ïîíîñà è ïðî÷èõ “ðàäîñòåé”…

 Æåíÿ
/ 2012-12-17

Íàñ ìó÷àëè ãàçèêè è êîëèêè ñî âòîðîé íåäåëè æèçíè. Ïðÿì íå çíàëà, êàê è ïîìî÷ü êðîõå. Íó, êîíå÷íî, ïðèáåãàëè ê íàðîäíûì ñðåäñòâàì: óêðîïíóþ âîäè÷êó äàâàëà, ïåë¸íî÷êó ãëàäèëà, íîñèëà íà ðóêàõ, êà÷àÿ. Íî ïîìîãàëî ýòî ìàëî… Ïåäèàòð ïîñîâåòîâàë íåñêîëüêî ïðåïàðàòîâ. ß âûáðàëà áåáèíîñ èç-çà íàòóðàëüíîãî ñîñòàâà. ×åãî õèìèåé ïè÷êàòü òàêîãî ìàëûøà. Åù¸ ãàçîîòâîäíàÿ òðóáî÷êà õîðîøî ñïàñàåò îò çàïîðîâ è ãàçèêîâ. Òîëüêî íàäî îáÿçàòåëüíî êðåìîì íàìàçàòü êîí÷èê è íå âñòàâëÿòü ñëèøêîì ÷àñòî, ïîòîìó ÷òî îðãàíèçì ìîæåò ïðèâûêíóòü ê òàêîìó ìåòîäó îïîðîæíåíèÿ, à ýòî ïëîõî.

 Óëüÿíà
/ 2013-09-04

Ìíå 25 ó ìåíÿ äî ñèõ ïîð êîëèêè áûâàþò, ó âçðîñëûõ òîæå ýòî íå ðåäêîñòü. Äåòêàì õîðîøî ïîìîãàþò íàðîäíûå ñðåäñòâà, à âîò âçðîñëûì, îíè ÿâíî óæå íå ïîäõîäÿò. ß ñïàñàþñü òðèìåäàòîì, î÷åíü õîðîøî ñíèìàåò âñå.

 Êåðìåí
/ 2013-10-20

Íàì 3 ìåñ,è êîëèêè íàñ ìó÷àþò,÷òî òîëüêî íå ïðîáîâàëè,ÍÈ×ÅÃÎ íå ïîìîãàåò,ïëà÷åò è ß âìåñòå ñ íåé,î÷åíü æàëêî äî÷ó,ìû íà ñìåøàííîì êîðìëåíèè.Ïîìîãèòå!!!!!

 Ëèçà
/ 2013-10-28

Ó ìîèõ äåòîê äî 4 ìåñÿöåâ âñå ïðîøëî, à âîò ó ìåíÿ íèêàê, ïîñëå îïåðàöèè âñå íà÷àëîñü è íèêàê íå ïðîõîäèò, òîæå òðèìåäàò ïðèíèìàþ, îí êîëèêè â êèøå÷íèêå ó âçðîñëûõ ñíèìàåò ïðåêðàñíî, çàïîð, ïîíîñ, ãàçû, ïîìîãàåò ïðè ïðîáëåìàõ æêò.

 Ñâåòà
/ 2015-09-24

Ìû òîæå ìó÷èëèñü ñ ãàçèêàìè ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ. â ðîääîìå íàîðàëè ÷òî æäåòå?!! êóïèëè êàïëè, îáñûïàëî îò áàíàíîâîãî àðîìàòèçàòîðà. ñòàëà âíèìàòåëüíåé ê ñîñòàâàì. óæå äîìà íàø ïåäèàòð ñêàçàëà âçÿòü íàø ëèôëàêñ åãî è äåëàþò ó íàñ è ñîñòàâ ùàäÿùèé, ïîòîìó è äåøåâëå. â îáùåì ó êîãî ïðîáëåìû ñ îáñûïàíèåì – ïðîáóéòå, íàì ïîìîãëî.

 Èëîíà
/ 2016-02-10

Ýòîò ïåðèîä ñàìûé ñëîæíûé áûë äëÿ íàñ. Íî÷íûå íåäîñûïàíèÿ, íåðâû, ýòîò ïîñòîÿííûé ïëà÷ü…íåïðåêðàùàþùèéñÿ, êîøìàð —îäèí ñëîâîì. Åäèíñòâåííîå, ÷òî íàñ âûðó÷èëî —Áåáèíîñ, êîòîðûé ìû êóðñîì ïðîïèë è êàæäîäíåâíûé ìàññàæ æèâîòà! Ïàìÿòíèê ãîòîâà ïîñòàâèòü ïðîèçâîäèòåëÿì ýòîãî ïðåïàðàòà!!!

 Âàðâàðà
/ 2016-02-20

Ñ ðîæäåíèÿ ìàëûø ìó÷èëñÿ êîëèêàìè, ïî ñîâåòó ïåäèàòðà ðåøèëà ïîïðîáîâàòü êàïëè Áåáèíîñ. Ðåá¸íîê ñòàë ñåáÿ ÷óâñòâîâàòü õîðîøî, ãàçèêè ïåðåñòàëè áåñïîêîèòü, ñïàòü íà÷àë õîðîøî,ïåðåñòàë ïëàêàòü. Ðàçâîäèëà 3-4 êàïåëüêè â ñòîëîâîé ëîæêå âîäè÷êè è äàâàëà 3 ðàçà â äåíü, ïîìîãàåò ñðàçó, óäîáíî ïðèìåíÿòü, ïî öåíå -íå äîðîãîé è ôëàêîí÷èêà õâàòàåò íà ìåñÿö – ýêîíîìíî ïîëó÷àåòñÿ.

 Ðèììà
/ 2016-04-12

Ñïëîøíàÿ ðåêëàìà ïðåïàðàòîâ. Òàêîå âïå÷àòëåíèå,÷òî íà ôîðóìå ïèøóò êîìåíòàðèè îäíè ìåäïðåäñòàâèòåëè.Ïåðåïðîáëâàëè âñå ñïîñîáû è ïðåïàðàòû è Ýñïóìèçàí,è Êóïëàòîí,è Ìàìàëàê,è Ôåíõåëåâûé ÷àé,è Áèîãàþ íàçíà÷èëè ñ Ýíòåðîæåðìèíîé,è äàæå Ðèàáàë.Áåáèíîñ íå ïèëè ïîòîìó,÷òî â ñîñòàâ âõîäèò ñïèðò,êîòîðûé äåòÿì äî 12 ëåò ïðèìåíÿòü íåëüçÿ.Îñîáîãî îáëåã÷åíèÿ íè îäèí èç ïðåïàðàòîâ íå ïðèíîñèë. Ïîìîãàåò è îáëåã÷àåò æèçíü ðåá¸íêó è ðîäèòåëÿì -ýòî íîðìàëüíîå çäîðîâîå ïèòàíèå ìàìû,à òàêæå âêëàäûâàíèå ðåáåíêà íà æèâîòèê è ìàññàæ ñ çàðÿäêîé.Åùå ìíîãî çàâèñèò îò ïðàâèëüíîãî ïðèêëàäûâàíèÿ ê ãðóäè è íå ïåðåêàðìëèâàòü ìàëûøà.

Источник