Кишечные токсикозы у детей неотложная помощь

Кишечные токсикозы у детей неотложная помощь thumbnail

Кишечный токсикоз с эксикозом – патологическое состояние, являющееся результатом действия на макроорганизм токсических продуктов и сопровождающееся нарушениями микроциркуяции, вводно-электролитного обмена и кислотно-основного резерва.

Чаще это состояние развивается при сальмонеллезе, ротавирусной, стафилококковой инфекции и кишечных инфекциях, вызванных условно-патогенной флорой (клебсиелла).

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

  • · Повышение температуры тела, недомогание, слабость, вялость.
  • · Снижение аппетита.
  • · Бледность кожных покровов, нередко «мраморность».
  • · Тошнота, рвота, жидкий стул, боли в животе, метеоризм.
  • · Сухость слизистых и кожи, снижение тургора.
  • · Потеря массы, снижение диуреза, западение большого родничка.

Медицинская сестра должна:

v Срочно вызвать врача

Необходимость оказания врачебной помощи

v Изолировать пациента

Профилактика распространения инфекции

v Обеспечить психо – эмоциональный покой ребенку

Снятие эмоциональной и физической нагрузки

v При рвоте уложить пациента с возвышенным головным концом, голову повернуть на бок

Профилактика аспирации

v Расстегнуть стесняющую одежду

Облегчение дыхания

v В тяжелых случаях – обеспечить проходимость дыхательных путей

Профилактика аспирации и асфиксии

v Организовать проведение оральной регидратации

Восполнение потери солей и жидкости

v Обеспечить дозированное питание

Уменьшение нагрузки на желудочно-кишечный тракт

v Обеспечить гигиенический уход за кожей и слизистыми оболочками

Профилактика опрелостей, предупреждение развития стоматитов

v Приготовить необходимый инструментарий и лекарственные препараты, обеспечить доступ к вене

По назначению врача:

  • v при необходимости промыть желудок физиологическим раствором натрия хлорида или 2 % раствором гидрокарбоната натрия (объем жидкости для промывания желудка до 1 года 10 мл/месяц, до 3 лет 1,5-2 л, и старше 3 лет – 1л/год, но не более 10л;
  • v проводить оральную регидратацию (регидрон, оралит, глюкосолан, цитроглюкосолан, галактин (глюкозо-солевые растворы можно чередовать (но не разводить) со сладким чаем, рисовым отваром и пр.) в течение 4-6 часов по 5-10-15 мл каждые 10-15 минут (от 30 – 50 мл/кг до 70-80 мл/кг массы тела); введение жидкости можно проводить через зонд при отказе ребенка от питья;
  • v если эффект есть, то продолжают поить ребенка из расчета 80 – 100мл/кг в сутки,
  • v если эффекта нет, рвота и жидкий стул продолжаются, диурез снижен, проводят инфузионную терапию (10% раствор глюкозы, альбумин, полиглюкин, реополиглюкин, реополиглюкин, физиологический раствор и др.)
  • v 4% раствор бикарбоната натрия, 7,5% раствор калия хлорида для коррекции ацидоза, восполнения дефицита калия, натрия, кальция;
  • v спазмолитики: 2% раствор папаверина 0,1 мл/год или но-шпа 0,1 мл/год или 2,4% раствор эуфиллина 2-3 мг/кг или 0,5% раствор дибазола 0,2 мл/год внутримышечно или внутривенно;
  • v литическая смесь 50% раствор анальгина 0,1/год с 2,5% раствором пипольфена 2-4мг/кг массы в одном шприце;
  • v при наличии судорог – реланиум 0,05-0,1 мл/кг, фурасемид (лазикс) 1-2 мг/кг внутримышечно или внутривенно;
  • v при стойком нарушении сознания, угрозе развития отека головного мозга преднизолон 3-5 мг/кг внутримышечно или внутривенно или дексаметазон 0,5-1 мг/кг внутримышечно;
  • v антибактериальная терапия (амоксициллин, фортум, клафоран, гентамицин, амикацин, сизимицин);
  • v энтеросорбция (энтеродез, полифепан, смекта).

Источник

Подробности

Категория: Неотложная помощь

Кишечный токсикоз — токсикоз с обезвоживанием, развивается у детей раннего возраста при заболеваниях желудочно-кишечного тракта инфекционной природы. Причиной его могут быть эшерихии, шигеллы, сальмонеллы, стафилококки, вирусы и др. Возникает также при нарушениях питания ферментопатиях, пищевой аллергии. Характеризуется наличием интоксикации, нарушениями водно-электролитного обмена с развитием обезвоживания организма, нарушениями КОС, расстройствами гемодинамики, развитием гипоксии.
Симптомы. При инфекционной патологии заболевание начинается с подъема температуры тела, появления рвоты, частого жидкого стула. Изменяется окраска кала (бесцветный, оранжевый, зеленый), в нем появляются слизь и кровь. При ферментопатии и пищевой аллергии после употребления того или иного вида пищи (чаще коровьего молока) у ребенка появляются беспокойство, вздутие живота, боли в животе, рвота, понос.
Различают три степени токсикоза:

  1. степень легкая характеризуется умеренной жаждой, выраженным моторным и психическим возбуждением, рвотой 1—3 раза в сутки, жидким стулом 4—6 раз. Кожа бледная тургор тканей понижен, губы сухие, тахикардия тоны сердца громкие, диурез сохранен.
  2. степень средней тяжести, сознание нарушено (сомналентное или сопорозное), постоянная рвота, жидкий стул до 10 раз в сутки, кожа серо-цианотичная — «мраморная», сухая эластичность ее снижена (кожная складка расправляется с трудом), резкая сухость слизистых оболочек, запавший большой родничок, тахикардия, одышка, тоны сердца притушены, диурез снижен.
  3. степень тяжелая, ребенок без сознания не реагирует на уколы, судороги, резко выражены симптомы обезвоживания тоны сердца глухие, олигурия многократная упорная рвота, стул водянистый более 10 раз в сутки.

Диагноз. У детей раннего возраста токсикоз с эксикозом необходимо дифференцировать с инвагинацией кишечника, для которой характерны внезапное начало, появление беспокойства, обильной рвоты до 10—15 раз в день, стул скудный, в испражнениях слизь и кровь. При пальпации живота можно определить колбасообразную опухоль, чаще в области правого подреберья При ректальном исследовании задний проход расслаблен, ампула прямой кишки раздута, на пальце обнаруживаются слизь и кровь.
Неотложная помощь. При упорной рвоте следует провести промывание желудка изотоническим раствором хлорида натрия из расчета: детям до 1 года 100 мл на месяц жизни, от 1 до 3 лет 1,5—2 л — и сразу же приступить к регидратационной терапии, которую при токсикозе I и II степени можно осуществить путем введения глюкозо-солевого раствора через рот (табл. 1). Первичную регидратацию проводят в течение 3-6 ч, используя углеводно-солевые растворы или оролит, который включает натрия хлорида 3,5 г, натрия гидрокарбоната 2,5 г, калия хлорида 15 г, глюкозу 20 г, воду кипяченую 1 л. При необходимости глюкозу можно заменить сахарозой (40 г сахара на 1 л раствора).
Таблица  1
Ориентировочные объемы глюкозо-солевого раствора для первичной регидратации, в мл

Читайте также:  Сколько дней длится кишечная колика

Возраст ребенка

Степень обезвоживания

легкая

средней тяжести

1—3 мес.

100-200

300-500

4—11 мес.

300-400

600-800

1—2 года

400-500

900-1000

3-4 года

500-600

1000-1100

Количество жидкости можно увеличить или уменьшить (при появлении отечности вокруг глаз). Грудные дети пьют раствор небольшими порциями из рожка или по 2—3 чайные ложки каждые 3—5 мин в течение 20 мин не следует давать более 100 мл раствора. Детям более старшего возраста раствор дают пить из кружки или 1—2 стоповые ложки каждые 3—5 мин. Если у ребенка возникает рвота, необходимо прекратить прием раствора на 5—10 мин, а затем вновь давать его. Прием глюкозо-солевого раствора требуется чередовать с кипяченой водой или чаем в соотношении 2:1. Через 4—6 ч регидратации следует решить вопрос о дальнейшей тактике ведения больного:
Если признаки обезвоживания прошли, состояние улучшилось, необходимо переходить к поддерживающей регидратации (после каждой дефекации дать 50—100—200 мл глюкозо-солевого раствора в зависимости от возраста ребенка); кроме того, ребенок при желании может пить дополнительно воду, чай, изюмный отвар, отвар шиповника.
Если состояние улучшилось, но признаки обезвоживания сохраняются, надо давать по 50—90 мл/кг раствора в течение 4—6 ч.
Если же признаки обезвоживания выражены и даже нарастают, нужно вводить жидкость внутривенно.
При III степени тяжести токсикоза необходимо сразу же начать внутривенное введение жидкости. Вначале лучше использовать 10% раствор альбумина или плазму, затем — реополиглюкин из расчета 10—20 мл на 1 кг массы тела, остальной объем жидкости компенсируют 10% раствором глюкозы с инсулином и хлоридом калия. Объем жидкости, который следует ввести ребенку за 24 ч, составляет приблизительно 170—200 мл на 1 кг массы его тела.
Для подавления микробной флоры назначают антибиотики: ампициллин или карбенициллин по 100—150 тыс. ЕД/кг в сутки. При дизентерийной, сальмонеллезной инфекции эффективен левомицетин внутрь в разовой дозе 0,01 г/кг 4 раза в день детям массой до 15 кг и по 0,15—0,2 г на прием детям 3—8 лет. Суточная доза левомицетина в/м 25—30 мг/кг детям до 1 года и 50 мг/кг старше года, дозу делят на две инъекции.
Назначают витамины: С — 300—500 мг, B1— 20—30 мг. При средней и тяжелой интоксикации — 25—50 мг кокарбоксилазы в/в или в/м. При тяжелом токсикозе используют преднизолон по 1—3 мг/кг в/в или же в/м.
Диета. При токсикозе легкой степени и проведении оральной регидратации дети могут получать грудное вскармливание. Для детей, находящихся на искусственном вскармливании, а также старше 1 года рекомендуется чайно-водная пауза в питании на 8—12 ч.
Госпитализация: детей с токсикозом II и III  степеней.

Источник

Кишечный токсикоз с токсикозом – патологическое состояние, являющееся результатом действия на макроорганизм токсических продуктов и сопровождающееся нарушениями микроциркуляции, водно-электролитного обмена и кислотно-основного резерва.

КЛИНИКА:

– Рвота

– Диарея

– Сухость, бледность, цианоз кожи и слизистых

– Тургор тканей снижен

– Большой родничок запавший

– Гипертермия

– Возбуждение или вялость с адинамией

– Одышка

– Тахикардия, сменяющаяся брадикардией

– Потеря массы тела (5% -легкая степень обезвоживания,5-10% – среднетяжелая, более 10% – тяжелая)

– Олигурия, сменяющаяся анурией

– Судороги

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

– Промыть желудок физиологическим раствором натрия хлорида или 2% раствором натрия бикарбоната. Общий объем для промывания: у детей до года 10 мл/месс, до 3 лет – 1.5-2л . При упорной рвоте после промывания желудка оставить в нем тонкий зонд для постоянной аспирации

– При легкой и среднетяжелой степенях обезвоживания провести пероральную регидратацию глюкозо солевым раствором (регидрон, глюкосолан, оралит, гастролит), которая проводиться в 2 этапа до прекращения потерь жидкости.

– Первый этап ( первые 6 часов от начала лечения) – количество жидкости на этом этапе от 50-80 мл/кг ( при 1-2 степенях эксикоза).

– Второй этап – поддерживающая терапия в количестве продолжающихся потерь жидкости 80-100 мл/кг в сутки

– Количество жидкости, рассчитанное на каждый час введения, выпаивается дробно по ½ чайной – 1 столовой ложке (в зависимости от возраста) через каждые 5-10 мин. При наличии одно- , двукратной рвоты регидратация не прекращается, а прерывается на 5-10 мин. Оральная регидратация не должна прерываться и ночью, во время сна жидкость вводиться через соску, шприцем или пипеткой.

– У детей до 3х лет глюкозо-солевые растворы сочетаются с бессолевыми( чай, вода, отвары риса, шиповника) в соотношении 1:1- при выраженной водянистой диарее, 2:1-при потере жидкости, преимущественно с рвотой, 1:2 при потере жидкости с перспирацией (при гипертермии и умеренной диарее, при синдроме энтероколита)

– Введение солевых и бессолевых растворов чередуется (их не смешивать!)

Читайте также:  Кишечные колики и запор у новорожденного

– Эффективность оральной регидратации оценивается по уменьшению объема потерь жидкости ( с рвотой и диареей), прибавке массы тела, исчезновению признаков обезвоживания, улучшению общего состояния ребенка.

– При неэффективности пероральной регидратации и 2- 3 степени эксикоза назначается – парентеральная регидратация.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача №1

Медсестра на патронаже у 6-месячного ребенка, мама рассказала, что у малыша со вчерашнего дня наблюдаются насморк, высокая температура, покашливание. Ночью ребенок проснулся, был беспокоен, плакал, трудно дышал, громко кашлял.

При осмотре: температура тела 38,5ºС, голос осипший, сухой “лающий” кашель, инспираторная одышка, в легких прослушиваются сухие хрипы.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику измерения температуры тела у детей раннего возраста.

Задача №2

У девочки 11-ти лет, во время взятия крови из вены на биохимический анализ, внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, она резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин., АД 60/30 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин. Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления, подсчета пульса у детей.

Задача №3

Ребенок при рождении закричал не сразу, дыхание нерегулярное, брадипноэ, пульс 90 в мин., легкий цианоз кожных покровов, оценка по шкале Апгар на 1-й мин. 6 баллов.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику санации дыхательных путей новорожденных.

Задача №4

Вы – патронажная медицинская сестра. Ребенок 2 лет заболел остро. На фоне повышения температуры тела до 38,2ºС появились грубый «лающий» кашель, осиплость голоса, затруднение дыхания.

Объективно: дыхание шумное, инспираторная одышка, отмечается незначительное втяжение уступчивых мест грудной клетки, усиливающееся при беспокойстве, ЧДД 35 в минуту, в зеве – яркая гиперемия задней стенки глотки, при аускультации над легкими — жесткое дыхание. Со стороны других внутренних органов – без особенностей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику проведения отвлекающих процедур ребенку на фантоме.

Задача №5

Вы – участковая медсестра, к Вам за помощью обратилась женщина. Она при купании не удержала 3х-месячного ребенка, он соскользнул с рук и ушел под воду. Она вынула его из воды, но мальчик посинел и не дышит.

При осмотре: кожные покровы и слизистые синюшные, изо рта и носа выделяется пенистая жидкость. Дыхание отсутствует.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику проведения сердечно-легочной реанимации на кукле-фантоме.

Задача №6

У ребёнка 12 лет, находящегося на стационарном лечении по поводу бронхиальной астмы, ночью появился частый сухой кашель, затруднение дыхания.

Объективно: беспокоен, глаза испуганные. Сидит, опираясь на край кровати. Бледен, цианоз носогубного треугольника. Напряжение и раздувание крыльев носа, экспираторная одышка, при аускультации в легких сухие, свистящие хрипы, грудная клетка бочкообразной формы, с втяжением уступчивых мест. ЧДД – 30 в минуту, пульс 100 уд. в минуту, АД 130/70 мм рт. ст. Беспокоит навязчивый сухой кашель.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику пользования ингалятором.

Задача №7

Ребенка 2х лет, страдающего атопическим дерматитом, впервые угостили глазированным сырком. Через некоторое время ребенок забеспокоился, побледнел; веки, губы, ушные раковины стали отечными, голос осиплым, появилась инспираторная одышка, усиливающаяся во время плача.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику промывания желудка ребенку 2х лет.

Задача №8

В приемное отделение областной детской больницы доставлен ребенок 3-х лет, больной гемофилией А, с носовым кровотечением, которое не останавливается уже около 1 часа. Мать сообщила, что месяц назад он лечился по поводу гемартроза.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику выполнения передней тампонады носа на фантоме.

Задача №9

Ребенок 3х лет половину дня провел с родителями на пляже. К вечеру начал беспокоится, повысилась температура тела до 38 град, стал вялым, открылось кровотечение из носа.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику применения холода для остановки кровотечения.

Задача №10

Ребенок 13 лет страдает язвенной болезнью желудка, неоднократно находился на лечении в стационаре. После занятия физкультурой почувствовал резкое недомогание. Появилась слабость, головокружение, шум в ушах.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.

Задача №11

Девочка 7 лет, страдающая атопическим дерматитом. лечится по поводу обострения хронического синусита. Врачом было назначено внутримышечное введение ампиокса по 500 тыс. 2 раза в день. Через минуту после введения девочке препарата в поликлинике у нее появилась резкая бледность лица, цианоз слизистой оболочки губ, рвота, одышка, судороги, пульс нитевидный, конечности холодные.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику разведения и внутримышечного введения ампиокса.

Задача №12

Ребенок 10 лет наблюдается у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таблетки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл с собой взять таблетки. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.

Читайте также:  Признаки заражения кишечной палочкой

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику проведения искусственного дыхания «рот в рот».

Задача №13

Вы – патронажная медицинская сестра, посещаете на дому ребенка 10 месяцев. Болен 2-й день. Беспокоит сухой кашель, обильные выделения из носа слизистого характера, высокая температура

При осмотре: температура 39,2º С, вялый, капризный, кожа сухая, розовая, горячая на ощупь, на щеках – яркий румянец. Частота дыхания 40 в мин., пульс 150 уд./мин, в зеве – яркая гиперемия, при аускультации – жесткое дыхание, тоны сердца приглушены.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте на фантоме методы физического охлаждения ребенка.

Задача №14

Ребенок, больной сахарным диабетом, на уроке в школе неожиданно побледнел, стал возбужденным, начал жаловаться на слабость, головную боль, тошноту, чувство голода. Утром после инъекции инсулина плохо позавтракал.

Объективно: кожные покровы бледные, покрыты потом. Отмечается дрожание рук и ног, АД 100/55 мм рт. ст., пульс 90 в минуту, ЧДД 20 в минуту. Тоны сердца звучные. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику введения 12 ЕД простого инсулина.

Задача №15

Вы на патронаже у ребенка 6 мес., больного гриппом. Мать предъявляет жалобы на высокую температуру, заложенность носа, сухой кашель, отсутствие аппетита, вялость.

При осмотре: ребенок вялый, адинамичный, кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные, t =39,5 град.С, язык слегка обложен белым налетом, в зеве – гиперемия дужек, ЧДД 40 в минуту, носовое дыхание затруднено , пульс – 140 уд. в минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочился.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 2% р-ра папаверина гидрохлорида в дозе 0,5 мл.

Задача №16

Мама с ребенком 6 лет приехали на дачу. Мылись в деревенской бане, огня в печке не было, заслонка трубы оставалась закрытой. Вскоре у них, в большей степени у ребенка, появились: головная боль, головокружение, рвота. Ребенок потерял сознание. При осмотре у ребенка было затруднено дыхание, кожа сине-багрового цвета, при выслушивании сердца тахикардия, АД 80/40.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода ребенку через маску.

Задача №17

Девочка 5 лет доставлена родителями в поликлинику по поводу того, что выпила случайно оставленный в стакане керосин. В момент обследования состояние удовлетворительное, определяется запах керосина изо рта, рвотные массы окрашены в желтый цвет с характерным запахом. Сознание девочка не теряла, после отравления прошло 10 минут.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику введения 25% кордиамина 0,5 мл внутримышечно.

Задача №18

В поликлинику обратилась мать с 3-х летним ребенком. Со слов мамы, мальчик играя один в комнате, взял «бабушкины таблетки» и сколько-то съел. С момента отравления прошло не более 20 минут, сколько таблеток было и сколько «съел» ребенок выяснить не удалось. «Бабушкиными таблетками» оказался диазолин.

Объективно: состояние средней тяжести, отмечается возбуждение, двигательное беспокойство. Была однократная рвота. Пульс 110 уд/мин, частота дыхательных движений 24 раза в 1 мин., по органам без особенностей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику промывания желудка на фантоме.

Задача №19

В приемное отделение стационара доставлен подросток,

который жалуется на сильное головокружение, головную боль, тошноту, рвоту, резкую слабость. Накануне был на Дне Рождения друга, принимал алкоголь.

Объективно: вялый, в сознании; алкогольный запах изо рта, бледная, чистая, конечности холодные, АД-80/60 мм рт.ст., пульс 100 в мин., отмечается тремор конечностей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медсестры.

3. Продемонстрируйте технику подкожного введения 10% кофеина 1мл на фантоме.

Задача №20

Вызов «скорой помощи» ребенку 5 лет. Оставшись без присмотра мальчик выпил из чашки раствор столового уксуса, приготовленный мамой для салата. Ребенок беспокоится, кричит, была рвота с примесью крови.

Объективно: голос хриплый, дыхание затруднено, t= 37,6 град.С, при аускультации – в легких жесткое дыхание, ЧДД=35 вмин., тоны сердца приглушены, тахикардия, АД=100/70 мм рт.ст., не мочился.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медсестры.

3. Продемонстрируйте технику введения 1% промедола 0,5 мл внутримышечно на фантоме.

Используемая литература

«Неотложные состояния в педиатрии», под общей редакцией А.В. Прахова, Нижний Новгород ,2005

«Неотложные состояния у детей», под общей редакцией А.Д. Петрушиной, Москва ,2005

«Аллергические болезни у детей», под общей редакцией М.Я. Студеникина, И.И. Балаболкина, Медицина, 1998

«Интенсивная терапия в педиатрии», под ред. Дж. П. Моррея, том 1-2 , Медицина, 1995

«Неотложная помощь в педиатрии, Э.К. Цибулькин, руководство для врачей, Медицина, 2000

«Неотложные состояния у детей», У. Штайнигер, К.Э. Мюндель , перевод с немецкого, Минск, 1998

Основы перинатологии: Учебник под ред. Н.П. Шабалова, Медицина, МЕДпресс-информ,2002



Источник