Кишечный токсикоз неотложная помощь алгоритм
Кишечный токсикоз с эксикозом – патологическое состояние, являющееся результатом действия на макроорганизм токсических продуктов и сопровождающееся нарушениями микроциркуяции, вводно-электролитного обмена и кислотно-основного резерва.
Чаще это состояние развивается при сальмонеллезе, ротавирусной, стафилококковой инфекции и кишечных инфекциях, вызванных условно-патогенной флорой (клебсиелла).
Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:
- · Повышение температуры тела, недомогание, слабость, вялость.
- · Снижение аппетита.
- · Бледность кожных покровов, нередко «мраморность».
- · Тошнота, рвота, жидкий стул, боли в животе, метеоризм.
- · Сухость слизистых и кожи, снижение тургора.
- · Потеря массы, снижение диуреза, западение большого родничка.
Медицинская сестра должна:
v Срочно вызвать врача | Необходимость оказания врачебной помощи |
v Изолировать пациента | Профилактика распространения инфекции |
v Обеспечить психо – эмоциональный покой ребенку | Снятие эмоциональной и физической нагрузки |
v При рвоте уложить пациента с возвышенным головным концом, голову повернуть на бок | Профилактика аспирации |
v Расстегнуть стесняющую одежду | Облегчение дыхания |
v В тяжелых случаях – обеспечить проходимость дыхательных путей | Профилактика аспирации и асфиксии |
v Организовать проведение оральной регидратации | Восполнение потери солей и жидкости |
v Обеспечить дозированное питание | Уменьшение нагрузки на желудочно-кишечный тракт |
v Обеспечить гигиенический уход за кожей и слизистыми оболочками | Профилактика опрелостей, предупреждение развития стоматитов |
v Приготовить необходимый инструментарий и лекарственные препараты, обеспечить доступ к вене |
По назначению врача:
- v при необходимости промыть желудок физиологическим раствором натрия хлорида или 2 % раствором гидрокарбоната натрия (объем жидкости для промывания желудка до 1 года 10 мл/месяц, до 3 лет 1,5-2 л, и старше 3 лет – 1л/год, но не более 10л;
- v проводить оральную регидратацию (регидрон, оралит, глюкосолан, цитроглюкосолан, галактин (глюкозо-солевые растворы можно чередовать (но не разводить) со сладким чаем, рисовым отваром и пр.) в течение 4-6 часов по 5-10-15 мл каждые 10-15 минут (от 30 – 50 мл/кг до 70-80 мл/кг массы тела); введение жидкости можно проводить через зонд при отказе ребенка от питья;
- v если эффект есть, то продолжают поить ребенка из расчета 80 – 100мл/кг в сутки,
- v если эффекта нет, рвота и жидкий стул продолжаются, диурез снижен, проводят инфузионную терапию (10% раствор глюкозы, альбумин, полиглюкин, реополиглюкин, реополиглюкин, физиологический раствор и др.)
- v 4% раствор бикарбоната натрия, 7,5% раствор калия хлорида для коррекции ацидоза, восполнения дефицита калия, натрия, кальция;
- v спазмолитики: 2% раствор папаверина 0,1 мл/год или но-шпа 0,1 мл/год или 2,4% раствор эуфиллина 2-3 мг/кг или 0,5% раствор дибазола 0,2 мл/год внутримышечно или внутривенно;
- v литическая смесь 50% раствор анальгина 0,1/год с 2,5% раствором пипольфена 2-4мг/кг массы в одном шприце;
- v при наличии судорог – реланиум 0,05-0,1 мл/кг, фурасемид (лазикс) 1-2 мг/кг внутримышечно или внутривенно;
- v при стойком нарушении сознания, угрозе развития отека головного мозга преднизолон 3-5 мг/кг внутримышечно или внутривенно или дексаметазон 0,5-1 мг/кг внутримышечно;
- v антибактериальная терапия (амоксициллин, фортум, клафоран, гентамицин, амикацин, сизимицин);
- v энтеросорбция (энтеродез, полифепан, смекта).
Источник
Кишечный токсикоз с токсикозом – патологическое состояние, являющееся результатом действия на макроорганизм токсических продуктов и сопровождающееся нарушениями микроциркуляции, водно-электролитного обмена и кислотно-основного резерва.
КЛИНИКА:
– Рвота
– Диарея
– Сухость, бледность, цианоз кожи и слизистых
– Тургор тканей снижен
– Большой родничок запавший
– Гипертермия
– Возбуждение или вялость с адинамией
– Одышка
– Тахикардия, сменяющаяся брадикардией
– Потеря массы тела (5% -легкая степень обезвоживания,5-10% – среднетяжелая, более 10% – тяжелая)
– Олигурия, сменяющаяся анурией
– Судороги
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:
1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА
2. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:
– Промыть желудок физиологическим раствором натрия хлорида или 2% раствором натрия бикарбоната. Общий объем для промывания: у детей до года 10 мл/месс, до 3 лет – 1.5-2л . При упорной рвоте после промывания желудка оставить в нем тонкий зонд для постоянной аспирации
– При легкой и среднетяжелой степенях обезвоживания провести пероральную регидратацию глюкозо солевым раствором (регидрон, глюкосолан, оралит, гастролит), которая проводиться в 2 этапа до прекращения потерь жидкости.
– Первый этап ( первые 6 часов от начала лечения) – количество жидкости на этом этапе от 50-80 мл/кг ( при 1-2 степенях эксикоза).
– Второй этап – поддерживающая терапия в количестве продолжающихся потерь жидкости 80-100 мл/кг в сутки
– Количество жидкости, рассчитанное на каждый час введения, выпаивается дробно по ½ чайной – 1 столовой ложке (в зависимости от возраста) через каждые 5-10 мин. При наличии одно- , двукратной рвоты регидратация не прекращается, а прерывается на 5-10 мин. Оральная регидратация не должна прерываться и ночью, во время сна жидкость вводиться через соску, шприцем или пипеткой.
– У детей до 3х лет глюкозо-солевые растворы сочетаются с бессолевыми( чай, вода, отвары риса, шиповника) в соотношении 1:1- при выраженной водянистой диарее, 2:1-при потере жидкости, преимущественно с рвотой, 1:2 при потере жидкости с перспирацией (при гипертермии и умеренной диарее, при синдроме энтероколита)
– Введение солевых и бессолевых растворов чередуется (их не смешивать!)
– Эффективность оральной регидратации оценивается по уменьшению объема потерь жидкости ( с рвотой и диареей), прибавке массы тела, исчезновению признаков обезвоживания, улучшению общего состояния ребенка.
– При неэффективности пероральной регидратации и 2- 3 степени эксикоза назначается – парентеральная регидратация.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача №1
Медсестра на патронаже у 6-месячного ребенка, мама рассказала, что у малыша со вчерашнего дня наблюдаются насморк, высокая температура, покашливание. Ночью ребенок проснулся, был беспокоен, плакал, трудно дышал, громко кашлял.
При осмотре: температура тела 38,5ºС, голос осипший, сухой “лающий” кашель, инспираторная одышка, в легких прослушиваются сухие хрипы.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения температуры тела у детей раннего возраста.
Задача №2
У девочки 11-ти лет, во время взятия крови из вены на биохимический анализ, внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, она резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин., АД 60/30 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин. Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления, подсчета пульса у детей.
Задача №3
Ребенок при рождении закричал не сразу, дыхание нерегулярное, брадипноэ, пульс 90 в мин., легкий цианоз кожных покровов, оценка по шкале Апгар на 1-й мин. 6 баллов.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику санации дыхательных путей новорожденных.
Задача №4
Вы – патронажная медицинская сестра. Ребенок 2 лет заболел остро. На фоне повышения температуры тела до 38,2ºС появились грубый «лающий» кашель, осиплость голоса, затруднение дыхания.
Объективно: дыхание шумное, инспираторная одышка, отмечается незначительное втяжение уступчивых мест грудной клетки, усиливающееся при беспокойстве, ЧДД 35 в минуту, в зеве – яркая гиперемия задней стенки глотки, при аускультации над легкими — жесткое дыхание. Со стороны других внутренних органов – без особенностей.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику проведения отвлекающих процедур ребенку на фантоме.
Задача №5
Вы – участковая медсестра, к Вам за помощью обратилась женщина. Она при купании не удержала 3х-месячного ребенка, он соскользнул с рук и ушел под воду. Она вынула его из воды, но мальчик посинел и не дышит.
При осмотре: кожные покровы и слизистые синюшные, изо рта и носа выделяется пенистая жидкость. Дыхание отсутствует.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику проведения сердечно-легочной реанимации на кукле-фантоме.
Задача №6
У ребёнка 12 лет, находящегося на стационарном лечении по поводу бронхиальной астмы, ночью появился частый сухой кашель, затруднение дыхания.
Объективно: беспокоен, глаза испуганные. Сидит, опираясь на край кровати. Бледен, цианоз носогубного треугольника. Напряжение и раздувание крыльев носа, экспираторная одышка, при аускультации в легких сухие, свистящие хрипы, грудная клетка бочкообразной формы, с втяжением уступчивых мест. ЧДД – 30 в минуту, пульс 100 уд. в минуту, АД 130/70 мм рт. ст. Беспокоит навязчивый сухой кашель.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику пользования ингалятором.
Задача №7
Ребенка 2х лет, страдающего атопическим дерматитом, впервые угостили глазированным сырком. Через некоторое время ребенок забеспокоился, побледнел; веки, губы, ушные раковины стали отечными, голос осиплым, появилась инспираторная одышка, усиливающаяся во время плача.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику промывания желудка ребенку 2х лет.
Задача №8
В приемное отделение областной детской больницы доставлен ребенок 3-х лет, больной гемофилией А, с носовым кровотечением, которое не останавливается уже около 1 часа. Мать сообщила, что месяц назад он лечился по поводу гемартроза.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику выполнения передней тампонады носа на фантоме.
Задача №9
Ребенок 3х лет половину дня провел с родителями на пляже. К вечеру начал беспокоится, повысилась температура тела до 38 град, стал вялым, открылось кровотечение из носа.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику применения холода для остановки кровотечения.
Задача №10
Ребенок 13 лет страдает язвенной болезнью желудка, неоднократно находился на лечении в стационаре. После занятия физкультурой почувствовал резкое недомогание. Появилась слабость, головокружение, шум в ушах.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.
Задача №11
Девочка 7 лет, страдающая атопическим дерматитом. лечится по поводу обострения хронического синусита. Врачом было назначено внутримышечное введение ампиокса по 500 тыс. 2 раза в день. Через минуту после введения девочке препарата в поликлинике у нее появилась резкая бледность лица, цианоз слизистой оболочки губ, рвота, одышка, судороги, пульс нитевидный, конечности холодные.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику разведения и внутримышечного введения ампиокса.
Задача №12
Ребенок 10 лет наблюдается у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таблетки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл с собой взять таблетки. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику проведения искусственного дыхания «рот в рот».
Задача №13
Вы – патронажная медицинская сестра, посещаете на дому ребенка 10 месяцев. Болен 2-й день. Беспокоит сухой кашель, обильные выделения из носа слизистого характера, высокая температура
При осмотре: температура 39,2º С, вялый, капризный, кожа сухая, розовая, горячая на ощупь, на щеках – яркий румянец. Частота дыхания 40 в мин., пульс 150 уд./мин, в зеве – яркая гиперемия, при аускультации – жесткое дыхание, тоны сердца приглушены.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте на фантоме методы физического охлаждения ребенка.
Задача №14
Ребенок, больной сахарным диабетом, на уроке в школе неожиданно побледнел, стал возбужденным, начал жаловаться на слабость, головную боль, тошноту, чувство голода. Утром после инъекции инсулина плохо позавтракал.
Объективно: кожные покровы бледные, покрыты потом. Отмечается дрожание рук и ног, АД 100/55 мм рт. ст., пульс 90 в минуту, ЧДД 20 в минуту. Тоны сердца звучные. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику введения 12 ЕД простого инсулина.
Задача №15
Вы на патронаже у ребенка 6 мес., больного гриппом. Мать предъявляет жалобы на высокую температуру, заложенность носа, сухой кашель, отсутствие аппетита, вялость.
При осмотре: ребенок вялый, адинамичный, кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные, t =39,5 град.С, язык слегка обложен белым налетом, в зеве – гиперемия дужек, ЧДД 40 в минуту, носовое дыхание затруднено , пульс – 140 уд. в минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочился.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 2% р-ра папаверина гидрохлорида в дозе 0,5 мл.
Задача №16
Мама с ребенком 6 лет приехали на дачу. Мылись в деревенской бане, огня в печке не было, заслонка трубы оставалась закрытой. Вскоре у них, в большей степени у ребенка, появились: головная боль, головокружение, рвота. Ребенок потерял сознание. При осмотре у ребенка было затруднено дыхание, кожа сине-багрового цвета, при выслушивании сердца тахикардия, АД 80/40.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода ребенку через маску.
Задача №17
Девочка 5 лет доставлена родителями в поликлинику по поводу того, что выпила случайно оставленный в стакане керосин. В момент обследования состояние удовлетворительное, определяется запах керосина изо рта, рвотные массы окрашены в желтый цвет с характерным запахом. Сознание девочка не теряла, после отравления прошло 10 минут.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику введения 25% кордиамина 0,5 мл внутримышечно.
Задача №18
В поликлинику обратилась мать с 3-х летним ребенком. Со слов мамы, мальчик играя один в комнате, взял «бабушкины таблетки» и сколько-то съел. С момента отравления прошло не более 20 минут, сколько таблеток было и сколько «съел» ребенок выяснить не удалось. «Бабушкиными таблетками» оказался диазолин.
Объективно: состояние средней тяжести, отмечается возбуждение, двигательное беспокойство. Была однократная рвота. Пульс 110 уд/мин, частота дыхательных движений 24 раза в 1 мин., по органам без особенностей.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику промывания желудка на фантоме.
Задача №19
В приемное отделение стационара доставлен подросток,
который жалуется на сильное головокружение, головную боль, тошноту, рвоту, резкую слабость. Накануне был на Дне Рождения друга, принимал алкоголь.
Объективно: вялый, в сознании; алкогольный запах изо рта, бледная, чистая, конечности холодные, АД-80/60 мм рт.ст., пульс 100 в мин., отмечается тремор конечностей.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику подкожного введения 10% кофеина 1мл на фантоме.
Задача №20
Вызов «скорой помощи» ребенку 5 лет. Оставшись без присмотра мальчик выпил из чашки раствор столового уксуса, приготовленный мамой для салата. Ребенок беспокоится, кричит, была рвота с примесью крови.
Объективно: голос хриплый, дыхание затруднено, t= 37,6 град.С, при аускультации – в легких жесткое дыхание, ЧДД=35 вмин., тоны сердца приглушены, тахикардия, АД=100/70 мм рт.ст., не мочился.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику введения 1% промедола 0,5 мл внутримышечно на фантоме.
Используемая литература
«Неотложные состояния в педиатрии», под общей редакцией А.В. Прахова, Нижний Новгород ,2005
«Неотложные состояния у детей», под общей редакцией А.Д. Петрушиной, Москва ,2005
«Аллергические болезни у детей», под общей редакцией М.Я. Студеникина, И.И. Балаболкина, Медицина, 1998
«Интенсивная терапия в педиатрии», под ред. Дж. П. Моррея, том 1-2 , Медицина, 1995
«Неотложная помощь в педиатрии, Э.К. Цибулькин, руководство для врачей, Медицина, 2000
«Неотложные состояния у детей», У. Штайнигер, К.Э. Мюндель , перевод с немецкого, Минск, 1998
Основы перинатологии: Учебник под ред. Н.П. Шабалова, Медицина, МЕДпресс-информ,2002
Источник
Кишечный токсикоз с эксикозом – патологическое состояние, являющееся результатом действия на организм токсических продуктов и сопровождающееся нарушениями микроциркуляции, водно-электролитного обмена и кислотно-основного резерва. Из-за профузной диареи, рвоты организм больного за короткие сроки теряет большое количество жидкости со снижением ОЦК вплоть до появления клиники гиповолемического шока, что является наиболее частой причиной развития острой почечной недостаточности у детей. Чаще осложняются явлениями токсикоза с эксикозом сальмонеллез, ротавирусная инфекция, ишерихиозы, стафилококковая инфекция и кишечные инфекции, вызванные условно-патогенной флорой (клебсиеллез, протеоз).
Клиническая диагностика.
1. Изотонический тип дегидратации – наиболее легкий и часто встречающийся вариант обезвоживания. Симптомы интоксикации выражены умеренно. Потери массы тела не превышают 5%. Нарушения гемодинамики имеют компенсированный характер. Диурез сохранен. Гематокрит бывает повышен. Концентрация натрия и калия в плазме крови сохраняется нормальной. Определение показателей КОС выявляет компенсированный метаболический ацидоз. Потери воды пропорциональны потерям солей.
2. Гипертонический тип характеризуется резким моторным возбуждением, повышением сухожильных рефлексов, сухостью слизистых рта и кожи, резко выраженной жаждой. Потери массы тела, как правило, составляют 7-10%. Гемодинамические нарушения умеренно выражены. Диурез сохранен. Гематокрит значительно повышен. Содержание натрия в плазме крови повышено незначительно. Уровень калия, как правило, снижен. Отмечается субкомпенсированный респираторно-метаболический ацидоз. При данном потеря воды превышает потери солей. Чаще развивается в случае, если в клинике преобладает выраженный диарейный синдром, особенно в сочетании с гипертермией и одышкой.
3. Гипотонический тип характеризуется резкой слабостью, вялостью, снижением тургора тканей, сухожильных рефлексов. Отмечается сухость слизистых рта, кожи, отказ от питья, упорная рвота. Потери массы тела выше 10-15%. Ведущими симптомами являются гемодинамические нарушения. Диурез снижен вплоть до олигоанурии. Лабораторные показатели характеризуются повышением гематокрита, относительным увеличением количества эритроцитов, лейкоцитов в результате сгущения крови, гипокалиемией, гипонатриемией, декомпенсированным метаболическим ацидозом. При этом варианте потери солей превышают потери воды, что приводит к снижению осмолярности плазмы и перемещению жидкости из сосудистого русла в клетки (внутриклеточный отек).
Клиника | I степень | II степень | Ш степень |
Потеря массы тела | До 5% | До 10% | Более 10% |
Поражение ЦНС | Возбуждение | Вялость, адинамия | Нарушение сознания |
Температура тела | 38-39-С | Норма | Гипотермия |
Кожные покровы: | | | |
окраска | Бледность | Акроцианоз | Цианоз |
влажность | Не изменена | Снижена | Сухая кожа |
эластичность | Не нарушена | Не нарушена | Собирается в складки |
Тургор тканей | Не изменен | Снижен | Резко снижен |
Саливация | Норма | Снижена | Отсутствует |
Большой родничок | Не изменен | Западает | Втянут |
Дыхание | Норма | Тахипное | Патологическое |
Сердечно-сосудистая | Тахикардия, | Тахикардия, | Брадикардия, |
система | АД – норма | АД – снижено | АД – не определяется |
Диурез | Оли гурия | Олигоанурия | Анурия |
Электролиты | Норма | Гипокалиемия | Гипокалиемия |
КОС | Норма | Компенсированный | Декомпенсированный |
| | ацидоз | ацидоз |
Неотложная помощь.
1. Промыть желудок физиологическим раствором натрия хлорида или 2% раствором натрия бикарбоната. Общий объем для промывания: у детей до года – 10 мл/мес, до 3 лет – 1,5-2 л. При упорной рвоте после промывания желудка оставить в нем тонкий зонд для постоянной аспирации.
2. При I и II степенях – оральная регидратация глюкозо-солевым раствором (регидрон, глюкосалан).
Пероральная регидратация проводится в два этапа до прекращения потерь жидкости. I этап (первые 6 часов от начала лечения) – направлен на ликвидацию водно-солевого дефицита, имеющегося к началу лечения; количество необходимой жидкости на этом этапе от 50 мл/кг до 80 мл/кг (при I и 1-11 степенях эксикоза соответственно). II этап – поддерживающая терапия в количестве продолжающихся потерь жидкости; в среднем объем жидкости, вводимой на этом этапе, 80-100 мл/кг в сутки.
Количество жидкости, рассчитанное за каждый час введения, выпаивается дробно по 1/2 чайной-1 столовой ложке (в зависимости от возраста) через каждые 5-10 мин. При наличии одно-, двукратной рвоты регидратация не прекращается, а прерывается на 5-10 мин и затем вновь продолжается. Оральная регидратация не должна прекращаться и ночью, во время сна ребенка, тогда жидкость удобно вводить через соску, шприцом или пипеткой.
У детей раннего возраста (до 3 лет) глюкозо-солевые растворы целесообразно сочетать с бессолевыми (чай, вода, рисовый отвар, отвар шиповника и др.) в соотношении 1:1 – при выраженной водянистой диарее, 2:1 – при потере жидкости, преимущественно со рвотой, 1:2 – при потере жидкости с перспирацией (при гипертермии и умеренно выраженном диарейном синдроме, при синдроме).
Введение солевых и бессолевых растворов чередуется (их не смешивать!).
Эффективность оральной регидратации оценивается: по уменьшению объема потерь жидкости (с рвотой и жидким стулом), прибавке массы тела, исчезновению клинических признаков обезвоживания, улучшению общего состояния ребенка.
При проведении оральной регидратации в стационаре обязательны учет потерь жидкости со стулом и рвотными массами (взвешивать сухие и использованные пеленки) и измерение температуры и количества выделенной мочи (следить за диурезом обязательно!).
Оральная регидратация прекращается:
1) при отсутствии эффекта, что проявляется нарастанием потерь жидкости со стулом и рвотой;
2) при развитии осложнений, связанных с несоблюдением правил ее проведения:
– повторная обильная рвота – при слишком быстром отпаивании большим количеством раствора (особенно через соску); пероральную регидратацию на время прекращают;
– отеки – при избыточном введении растворов и неправильном соотношении солевых и бессолевых составов; в этих случаях пероральную регидратацию растворами, содержащими натрий, прекращают и вводят диуретики в возрастных дозах.
Оральная регидратация не показана:
1) при тяжелых формах обезвоживания (III и II-III степени) с признаками гиповолемического шока;
2) при развитии инфекционно-токсического шока;
3) при сочетании эксикоза (любой степени) с тяжелой интоксикацией;
4) при наличии «неукротимой» рвоты, олигурии и анурии.
В этих случаях сразу назначается парентеральная инфузионная терапия, которая может сочетаться с оральной регидратацией, если нет противопоказаний: при эксикозе II степени – 50% в/в + 50% внутрь, при эксикозе Ш степени – 80% в/в + 20% внутрь.
3. Программа проведения парентеральной регидратационной терапии при эксикозе П и III степени.
1) Расчет необходимого объема жидкости на первые сутки: Общий объем (мл) =- ФП + ПП + Д, где
ФП – суточная физиологическая потребность в воде; ПП – патологические потери (со рвотой, жидким стулом, перспирацией); Д – дефицит жидкости, с которым ребенок поступает в стационар.
Физиологическая потребность в воде:
– для детей с массой тела до 10 кг — 4 мл/кг в час или 100 мл/кг в сут + 2 мл/кг в час на каждый кг сверх массы тела 10 кг или + 50 мл/кг в сут + 1 мл/кг на каждый кг сверх массы тела 20 кг или + 20 мл/кг в сут
Расчет патологических потерь:
– неучтенные потери со стулом и рвотой – 20 мл/кг в сут;
– на каждые 10 дыханий свыше возрастной нормы – 10 мл/кг в сут;
– на каждый градус выше 37°С – 10 мл/кг в сут.
2) Качественный состав регидратационных растворов.
Коллоидные растворы (альбумин, реополиглюкин) не должны превышать 1/4 части инфузионной жидкости и должны вводиться после восполнения ОЦК из расчета 10-20 мл/кг. В качестве основного инфузионного раствора при гипертонической и изотонической дегидратации – 5% раствор глюкозы, при гипотонической – 10% раствор глюкозы. В основной раствор вводится расчетное количество главных электролитов (суточная потребность и коррекция имеющегося дефицита).
Коррекция гипокалиемии проводится с учетом суточной потребности в калии (1-2 ммоль/кг) с восполнением предполагаемых потерь под контролем ионограммы и ЭКГ. Для в/в капельного введения используется 1% раствор KCl (100 мл 1% раствора KCl содержат 1 г калия хлорида, а 1 г калия хлорида соответствует 13,4 ммоль калия). Препараты калия противопоказаны при анурии и брадикардии.
Коррекция гипокальциемии и гипомагниемии – с учетом суточной потребности в Ca – 0,5 ммоль/кг и в Mg -0,1 ммоль/кг.
Для коррекции подтвержденного лабораторно декомпенсированного ацидоза назначают 4% раствор натрия бикарбоната в суточной дозе под контролем показателей КОС.
3) Распределение объема жидкости на сутки:
– при II степени эксикоза – за первые 6 часов вводится 50% от рассчитанного объема, за вторые 6 часов – 25% и последующие 12 часов-25%;
– при состоянии гиповолемического шока инфузионные сутки делятся на три периода:
I период (экстренная коррекция) – 1-й час с момента поступления: введение жидкости 20-40 мл/кг;
II период – со 2-го по 8-й час: введение 1/2 суточного объема, включая перелитый объем за I период;
III период – с 9-го по 24-й час: остальная жидкость, а также коррекция продолжающейся потери.
4. Контроль за проведением парентеральной регидратации: взвешивание больного 4 раза в сут (оптимальной прибавкой в весе к концу 1-х сут следует считать 3-6% от исходной массы); оценка гемодинамики (стабилизация АД, положительное ЦВД в центральной вене, адекватный диурез), устранение ацидоза за I-II периоды; восстановление диуреза, контроль за электролитами плазмы, общим белком, мочевиной, остаточным азотом, глюкозой, гематокритом – ежедневно до выхода из эксикоза.
5. При развитии инфекционно-токсического и/или гиповолемического шока вводят глюкокортикоиды из расчета 5-10 мг/кг в сутки (по преднизолону).
Госпитализация детей при инфекционной диарее при I и II степени обезвоживания в инфекционное отделение, при эксикозе III степени – в реанимационное отделение инфекционного стационара после оказания экстренной помощи. Амбулаторное лечение возможно при эксикозе I степени с проведением оральной регидратации.
БИЛЕТ №11
Источник