Курсовая острая кишечная непроходимость

Острая кишечная непроходимость как синдром, характеризующийся нарушением пассажа кишечного содержимого в направлении от желудка к прямой кишке. Анатомо-морфологические изменения в желудочно-кишечном тракте. Патогенез и патофизиологические изменения.

Подобные документы

  • Кишечная непроходимость (странгуляционная), вызванная заворотом кишки. Патология внутриутробного развития плода. Нарушение пассажа кишечного содержимого. Прекращение перистальтики кишечника в результате истощения моторной функции или некроза кишки.

    статья, добавлен 07.10.2013

  • Группы кишечной непроходимости. Рентгенологическое исследование как основной специальный метод диагностики. Общие признаки острого аппендицита, язвы желудка, острого холецистита и панкреатита. Сестринские вмешательства для решения проблем пациента.

    реферат, добавлен 20.04.2011

  • Лечение динамической кишечной непроходимости и факторы, способствующие ее возникновению. Результаты оперативного лечения острой кишечной непроходимости, фазы ее клинического течения. Осмотр живота, комплекс симптомов и методика диагностики болезни.

    статья, добавлен 01.06.2014

  • Илеус – состояние, развивающееся при прекращении пассажа содержимого по кишечной трубке. Характеристика анатомических, физиологических особенностей человеческого кишечника. Острая кишечная непроходимость – стадийно протекающий патологический процесс.

    презентация, добавлен 09.09.2016

  • Непроходимость кишечника как синдром нарушения продвижения кишечного содержимого по ЖКТ от желудка до анального отверстия, основные причины его возникновения и первичные симптомы. Предрасполагающие моменты развития данного состояния и его последствия.

    реферат, добавлен 04.03.2010

  • Причины спаечной непроходимости – нарушения пассажа по кишечнику, вызванного спаечным процессом в брюшной полости. Симптомы кишечной непроходимости, ее формы: обтурация, странгуляция и динамическая непроходимость. Сущность шинирования тонкого кишечника.

    реферат, добавлен 13.02.2016

  • Классификация, причины и симптомы острой кишечной непроходимости. Проведение дифференциальной диагностики между ОКН и заболеваниями, имеющими сходные клинические признаки. Методы восстановления функции кишечника. Послеоперационное ведение больных.

    реферат, добавлен 11.09.2014

  • Разрешение странгуляционной кишечной непроходимости. Развитие “окислительного стресса”. Нарушение микроциркуляции в кишке и ее брыжейке. Реперфузионные повреждения тонкой кишки при острой кишечной непроходимости. Изменения центральной гемодинамики.

    автореферат, добавлен 09.01.2018

  • Классификация, причины и принципы диагностики острой кишечной непроходимости. Особенности клинического обследования и основные симптомы заболевания. Организация сестринского процесса в хирургическом отделении, методика лечения и ухода за больными.

    курсовая работа, добавлен 18.04.2015

  • Патофизиологические изменения в организме. Непроходимость кишечника как заболевание, характеризующееся частичным или полным нарушением продвижения содержимого по пищеварительному тракту. Появление боли в момент возникновения перистальтической волны.

    курсовая работа, добавлен 18.04.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Ýòèîëîãèÿ, ñèìïòîìû è êëàññèôèêàöèÿ êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè. Êëèíè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà è âûáîð òàêòèêè ëå÷åíèÿ. Ïðåïàðàòû äëÿ ðåãóëÿöèè ñèñòåì äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ. Íîâîêàèíîâàÿ áëîêàäà êîðíÿ áðûæåéêè êèøå÷íèêà. Äåêîìïðåññèÿ òîíêîé êèøêè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÅÑÏÓÁËÈÊÈ ÁÅËÀÐÓÑÜ

ÁÅËÎÐÓÑÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ

2-ÿ êàôåäðà õèðóðãè÷åñêèõ áîëåçíåé

Çàâ. êàôåäðîé: ä.ì.í., ïðîôåññîð Òðåòüÿê Ñ.È.

Ðåôåðàò

íà òåìó: «Êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü»

Ïîäãîòîâèëà: Îáåéäàò Ñ.Õ.

ñòóäåíòêà 4 êóðñà

ëå÷åáíîãî ôàêóëüòåòà

Ïðåïîäàâàòåëü: Ðîìàíîâè÷ À.Â.

Ìèíñê 2016

Ïëàí ðåôåðàòà

1. Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ

2. Ýòèîëîãèÿ êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè

3. Êëàññèôèêàöèÿ

4. Ïàòîãåíåç

5. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

6. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè

7. Ëå÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ

Êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü – ýòî ÷àñòè÷íîå èëè ïîëíîå íàðóøåíèå ïàññàæà ñîäåðæèìîãî ïî êèøå÷íèêó. ×àñòîòà – 8-9% ñðåäè âñåõ çàáîëåâàíèé áðþøíîé ïîëîñòè. Ëåòàëüíîñòü – äî 25%.

2. Ýòèîëîãèÿ êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè

1. Âðîæäåííûé õàðàêòåð (àòðåçèÿ êèøå÷íèêà, ïðÿìîé êèøêè, è äðóãèõ îòäåëîâ), áîëåçíü Ãèðøïðóíãà: â ñòåíêå êèøå÷íèêà ðåçêî ñíèæåíî êîëè÷åñòâî àóýðáàõîâñêèõ ñïëåòåíèé, ÷òî âåäåò ê íàðóøåíèþ ïåðèñòàëüòèêè. Çàáîëåâàíèå âûÿâëÿåòñÿ ïåäèàòðàìè. Äåòè îòñòàþò â ðàçâèòèè, ñòðàäàþò äëèòåëüíûìè çàïîðàìè.

2. Ïðèîáðåòåííûé õàðàêòåð.

3. Êëàññèôèêàöèÿ

Êèøå÷íóþ íåïðîõîäèìîñòü ðàçäåëÿþò ïî òå÷åíèþ:

· ×àñòè÷íàÿ

· Ïîëíàÿ

· Õðîíè÷åñêàÿ

 íàøåé ñòðàíå ýòîé êëàññèôèêàöèåé íå ïîëüçóþòñÿ. Ìû ïîäðàçóìåâàåì ïîä êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòüþ òîëüêî îñòðîå ïîíÿòèå. Êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü ìîæåò áûòü êîìïåíñèðîâàííîé, íî ýòîò òåðìèí ïðèìåíÿåòñÿ òîëüêî ïî îòíîøåíèþ ê ðàêó ïðÿìîé êèøêè.

Читайте также:  Кишечная микробиота в педиатрии

Êîìïåíñèðîâàííàÿ: óäàåòñÿ âûçâàòü ñòóë ïóòåì ñîáëþäåíèÿ äèåòû.

Ñóáêîìïåíñèðîâàííàÿ: áîëüíûå ïîëüçóþòñÿ ñëàáèòåëüíûìè.

Ýòè ôîðìû êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè òðåáóþò ïëàíîâîé îïåðàöèè. Äåêîìïåíñèðîâàííàÿ êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü ýêâèâàëåíòíà ïîíÿòèþ îñòðàÿ êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü.

Âñÿ ãðóïïà êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè äåëèòñÿ íà:

I Äèíàìè÷åñêàÿ êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü

1. Ïàðàëèòè÷åñêàÿ (ïàðåç) ÊÍ ìîæåò áûòü â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå, ó áîëüíûõ ñ ïå÷åíî÷íîé, ïî÷å÷íîé êîëèêîé è äð.

2. Ñïàñòè÷åñêàÿ ÊÍ. Ïðè ýòîé ôîðìå íàáëþäàåòñÿ ñïàçì êàêîãî-òî ôðàãìåíòà êèøå÷íèêà, ÷òî ìîæåò áûòü ïðè ñâèíöîâîé èíòîêñèêàöèè, ãëèñòíîé èíâàçèè. Ëå÷åíèå äèíàìè÷åñêîé ÊÍ: êîíñåðâàòèâíîå – ýòèîëîãè÷åñêîå ëå÷åíèå: äåçèíòîêñèêàöèÿ, àíòèáèîòèêè, ïðîçåðèí, ïåðèäóðàëüíàÿ áëîêàäà.

II Ìåõàíè÷åñêàÿ êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü. Ýòó ôîðìó ÊÍ íåîáõîäèìî îïåðèðîâàòü.

1. Ñòðàíãóëÿöèîííàÿ ÊÍ – ñóæåíèå ïðîñâåòà êèøêè ñî÷åòàåòñÿ ñ äàâëåíèåì áðûæåéêè, ýòî ìîæåò áûòü çà ñ÷åò ñïàå÷íîãî ïðîöåññà, óùåìëåííîé ãðûæè, çàâîðîòà òîíêîé èëè ñèãìîâèäíîé êèøîê. Îäíàêî ÷àùå ýòî âèä ÊÍ âñòðå÷àåòñÿ ïðè ñïàå÷íîé áîëåçíè. Îòìåòèì ÷òî ñòðàíãóëÿöèîííàÿ ÊÍ – ýòî, êàê ïðàâèëî, òîíêîêèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü (ñòðàäàþò ìîëîäûå ëþäè).

2. Îáòóðàöèîííàÿ ÊÍ – ñóæåíèå ïðîñâåòà ïðîèñõîäèò èçíóòðè. Áðûæåéêà íå âîâëåêàåòñÿ. Íàèáîëåå ÷àñòîé ïðè÷èíîé ÿâëÿåòñÿ ðàê. Îáòóðàöèîííàÿ ÊÍ, êàê ïðàâèëî, òîëñòîêèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü. Ìîãóò îáòóðèðîâàòü êàìíè æåë÷íîãî ïóçûðÿ, ÷òî íàáëþäàåòñÿ ïðè çàïóùåííîé ÆÊÁ – ïðè îáðàçîâàíèè ñâèùåé.

III Ñìåøàííàÿ ôîðìà – èíâàãèíàöèÿ ïðèâîäÿùåãî îòäåëà â îòâîäÿùèé îòäåë êèøêè. Íàáëþäàþòñÿ ñòðàíãóëÿöèîííàÿ è îáòóðàöèîííàÿ êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü.

IV Ãåìîñòàòè÷åñêàÿ íåïðîõîäèìîñòü. Ñâÿçàíà ñ çàáîëåâàíèÿìè ñîñóäîâ. ×àùå âñåãî î ÊÍ ìîæíî äóìàòü â ñëåäóþùèõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ: ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ, 17-40 ëåò (ñòðàíãóëÿöèîííàÿ íåïðîõîäèìîñòü).

4. Ïàòîãåíåç

Îñíîâíàÿ ïðè÷èíà òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ áîëüíûõ èëè ëåòàëüíîãî èñõîäà – ïîòåðÿ æèäêîñòè, ôåðìåíòîâ, ýëåêòðîëèòîâ, íàðóøåíèè êèñëîòíî-ùåëî÷íîãî ðàâíîâåñèÿ, èíòîêñèêàöèÿ è âîçäåéñòâèå áàêòåðèàëüíîãî ôàêòîðà.  íîðìå çà ñóòêè â êèøå÷íèê âûäåëÿåòñÿ 8-10 ëèòðîâ æèäêîñòè (æåëóäî÷íûé, ïàíêðåàòè÷åñêèé ñîê è äð.), çàòåì èäåò ðåàáñîðáöèÿ. Ïðè êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè ðåàáñîðáöèè íåò.

5. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

Êâàäðàò ñèìïòîìîâ ïðè ÊÍ:

· Áîëü â æèâîòå. Áîëè íîñÿò ïðèñòóïîîáðàçíûé, ñõâàòêîîáðàçíûé õàðàêòåð. Ó áîëüíûõ õîëîäíûé ïîò, áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ. Áîëüíûå ñ óæàñîì îæèäàþò ñëåäóþùèõ ïðèñòóïîâ. Áîëè ìîãóò ñòèõàòü: íàïðèìåð, áûë çàâîðîò, à çàòåì êèøêà ðàñïðàâèëàñü, ÷òî ïðèâåëî ê èñ÷åçíîâåíèþ áîëåé, íî èñ÷åçíîâåíèå áîëåé î÷åíü êîâàðíûé ïðèçíàê, òàê êàê ïðè ñòðàíãóëÿöèîííîé ÊÍ ïðîèñõîäèò íåêðîç êèøêè, ÷òî âåäåò ê ãèáåëè íåðâíûõ îêîí÷àíèé, ñëåäîâàòåëüíî, ïðîïàäàåò áîëü.

· Ðâîòà. Ìíîãîêðàòíàÿ, ñíà÷àëà ñîäåðæèìûì æåëóäêà, ïîòîì ñîäåðæèìûì 12 ï.ê. (îòìåòèì, ÷òî ðâîòà æåë÷üþ èäåò èç 12 ï.ê.), çàòåì ïîÿâëÿåòñÿ ðâîòà ñ íåïðèÿòíûì çàïàõîì.

· Âçäóòèå æèâîòà, àñèììåòðèÿ æèâîòà

· Çàäåðæêà ñòóëà è ãàçîâ – ýòî ãðîçíûé ñèìïòîì, ãîâîðÿùèé î ÊÍ.

ßçûê ïðè ÊÍ ñóõîé, ìîãóò áûòü ñëûøíû êèøå÷íûå øóìû, äàæå íà ðàññòîÿíèè, âèäíà óñèëåííàÿ ïåðèñòàëüòèêà. Ìîæíî ïðîùóïàòü ðàçäóòóþ ïåòëþ êèøêè – ñèìïòîì Âàëÿ. Îáÿçàòåëüíî íàäî èññëåäîâàòü áîëüíûõ per rectum: àìïóëà ïðÿìîé êèøêè ïóñòàÿ – ñèìïòîì Ãðåêîâà èëè ñèìïòîì îáóõîâñêîé áîëüíèöû.

Îáçîðíàÿ ðåíòãåíîñêîïèÿ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè: ýòî áåñêîíòðàñòíîå èññëåäîâàíèå – ïîÿâëåíèå ÷àø Êëîéáåðà.

6. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè

Ñòðàíãóëÿöèîííàÿ ÊÍ: òîíêîêèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü, áóðíàÿ êëèíèêà, ìîëîäîé áîëüíîé, êîòîðûé âî âðåìÿ ïðèñòóïîâ ìå÷åòñÿ íà êðîâàòè. Åñëè áîëüíîé ñòàðûé, âÿëàÿ êëèíèêà, âñå ýòî íà ôîíå ðàêà òîëñòîé êèøêè, òî ýòî òîëñòîêèøå÷íàÿ (îáòóðàöèîííàÿ) íåïðîõîäèìîñòü. Âûïîëíÿåòñÿ ñðî÷íàÿ ðåêòîðîìàíîñêîïèÿ, çàòåì êîëîíîñêîïèÿ. Áîëüøèíñòâî îïóõîëåé, êîòîðûå äàþò êèøå÷íóþ íåïðîõîäèìîñòü, ðàñïîëàãàþòñÿ â ëåâîé ïîëîâèíå òîëñòîé êèøêè. Èððèãîñêîïèÿ: êîíòðàñòíîå èññëåäîâàíèå òîëñòîé êèøêè (íåîáõîäèìî 1.5 – 2 ë êîíòðàñòà, êîòîðûå ââîäÿò ïóòåì òóãîãî íàïîëíåíèÿ).

7. Ëå÷åíèå

Òàêòèêà äî îïåðàöèè:

1. Äðåíèðîâàíèå æåëóäêà, î÷èñòèòåëüíàÿ (ñèôîííàÿ ïðè íåîáõîäèìîñòè) êëèçìà, ñïàçìîëèòèêè, ïàðàíåôðàëüíàÿ áëîêàäà. Âñå ìåðîïðèÿòèÿ äîëæíû çàíèìàòü íå áîëåå 2 ÷àñîâ ñ ìîìåíòà ïîñòóïëåíèÿ áîëüíîãî.

2.  ñëó÷àå ðàçðåøåíèÿ êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè ïîñëå ïðîâåäåíèÿ êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè áîëüíîé ïîäëåæèò êëèíè÷åñêîìó îáñëåäîâàíèþ äëÿ âûÿñíåíèÿ ïðè÷èíû íåïðîõîäèìîñòè.

3. Ïðè îòñóòñòâèè ýôôåêòà îò êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ ïîêàçàíà ýêñòðåííàÿ îïåðàöèÿ.

Читайте также:  Корвалол при кишечных коликах

Ïðåäîïåðàöèîííàÿ ïîäãîòîâêà.

1. Äðåíèðîâàíèå æåëóäêà.

2. Ïðåïàðàòû äëÿ ðåãóëÿöèè ñèñòåì äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ (êîðäèàìèí, ñóëüôîêàìôîèí, êîðãëèêîí, êóðàíòèë).

3. Èíôóçèîííàÿ òåðàïèÿ â íåîáõîäèìîì îáúåìå (ïîëèãëþêèí è ãèäðîêîðòèçîí ïðè íèçêîì ÀÄ, ðàñòâîðû ãëþêîçû, Ðèíãåðà – Ëîêêà, ãåìîäåç, íàòèâíàÿ èëè ñóõàÿ ïëàçìà, ñîëåâûå è ïîëèèîííûå ðàñòâîðû).

4. Ïðåìåäèêàöèÿ: îìíîïîí, àòðîïèíà ñóëüôàò, äèìåäðîë.

Òàêòèêà âî âðåìÿ îïåðàöèè:

1. Îáåçáîëèâàíèå – ýíäîòðàõåàëüíûé íàðêîç.

2. Îïåðàöèîííûé äîñòóï – ñðåäèííàÿ ëàïàðîòîìèÿ.

3. Íîâîêàèíîâàÿ áëîêàäà êîðíÿ áðûæåéêè êèøå÷íèêà.

4. Îñìîòð. Ïðè ðåâèçèè ïåòëè êèøå÷íèêà ïåðåìåùàþò îñòîðîæíî ñ ïîìîùüþ ñàëôåòîê, ñìî÷åííûõ â èçîòîíè÷åñêîì ðàñòâîðå.

5. Óñòðàíåíèå íåïðîõîäèìîñòè è îïðåäåëåíèå æèçíåñïîñîáíîñòè êèøêè

Äåêîìïðåññèþ òîíêîé êèøêè âûïîëíÿþò ÷åðåç íîñîãëîòêó, òîëñòîé – ÷åðåç ïðÿìóþ êèøêó. Âîçìîæíà äåêîìïðåññèÿ ÷åðåç ýíòåðîñòîìè÷åñêîå îòâåðñòèå â îòâîäÿùåé ïåòëå. Æèçíåñïîñîáíîñòü êèøêè îïðåäåëÿþò âèçóàëüíî ïî öâåòó (ðîçîâàÿ), ïåðèñòàëüòèêå (ïåðèñòàëüòèðóåò) è ïóëüñàöèè ñîñóäîâ; ñ ïîìîùüþ äîïëåðîãðàôèè, ÝÌÃ, ñïåêòðîñêîïèè.

Ïðè íåæèçíåñïîñîáíîñòè ïðîèçâîäÿò ðåçåêöèþ èçìåíåííîãî ó÷àñòêà êèøêè ñ óäàëåíèåì ïðèâîäÿùåé ïåòëè íà ïðîòÿæåíèè 30-50 ñì, îòâîäÿùåé – 10-20 ñì ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì àíàñòîìîçà áîê â áîê èëè êîíåö â êîíåö.

6. Åñëè ïðè÷èíà íåïðîõîäèìîñòè ðàêîâàÿ îïóõîëü, ìîæíî ïðåäïðèíÿòü ðàçëè÷íûå òàêòè÷åñêèå âàðèàíòû.

À. Ïðè îïóõîëè ñëåïîé, âîñõîäÿùåé îáîäî÷íîé êèøîê, ïå÷åíî÷íîãî óãëà:

Áåç ïðèçíàêîâ ïåðèòîíèòà ïîêàçàíà ïðàâîñòîðîííÿÿ ãåìèêîëîíýêòîìèÿ

Ïðè ïåðèòîíèòå è òÿæåëîì ñîñòîÿíèè áîëüíîãî – èëåîñòîìèÿ, òóàëåò è äðåíèðîâàíèå áðþøíîé ïîëîñòè.

Ïðè íåîïåðàáåëüíîé îïóõîëè è îòñóòñòâèè ïåðèòîíèòà – èëåòîòðàíñâåðçîñòîìèÿ

Á. Ïðè îïóõîëè ñåëåçåíî÷íîãî óãëà è íèñõîäÿùåãî îòäåëà îáîäî÷íîé êèøêè:

Áåç ïðèçíàêîâ ïåðèòîíèòà ïðîâîäÿò ëåâîñòîðîííþþ ãåìèêîëîíýêòîìèþ, êîëîñòîìèþ.

Ïðè ïåðèòîíèòå è òÿæåëûõ ãåìîäèíàìè÷åñêèõ íàðóøåíèÿõ ïîêàçàíà òðàíñâåðçîñòîìèÿ.

Åñëè îïóõîëü íåîïåðàáåëüíàÿ – îáõîäíîé àíàñòîìîç, ïðè ïåðèòîíèòå – òðàíñâåðçîñòîìèÿ.

Ïðè îïóõîëè ñèãìîâèäíîé êèøêè – ðåçåêöèÿ ó÷àñòêà êèøêè ñ îïóõîëüþ ñ íàëîæåíèåì ïåðâè÷íîãî àíàñòîìîçà ëèáî îïåðàöèÿ Ãàðòìàíà, èëè íàëîæåíèå äâóñòâîëüíîé êîëîñòîìû.

7. Óñòðàíåíèå ñòðàíãóëÿöèîííîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè. Ïðè óçëîîáðàçîâàíèè, çàâîðîòå – óñòðàíèòü óçåë, çàâîðîò, ïðè íåêðîçå – ðåçåêöèÿ êèøêè; ïðè ïåðèòîíèòå – êèøå÷íàÿ ñòîìà.

8. Ïðè èíâàãèíàöèè ïðîèçâîäÿò äåèíâàãèíàöèþ, ìåçîñèãìîïëèêàöèþ Ãàãåí-Òîðíà, ïðè íåêðîçå – ðåçåêöèþ, ïðè ïåðèòîíèòå – èëåñòîìó. Åñëè èíâàãèíàöèÿ îáóñëîâëåíà äèâåðòèêóëîì Ìåêêåëÿ – ðåçåêöèÿ êèøêè âìåñòå ñ äèâåðòèêóëîì è èíâàãèíàòîì.

9. Ïðè ñïàå÷íîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè ïîêàçàíî ïåðåñå÷åíèå ñïàåê è óñòðàíåíèå “äâóñòâîëîê”. Ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ñïàå÷íîé áîëåçíè áðþøíóþ ïîëîñòü ïðîìûâàþò ðàñòâîðàìè ôèáðèíîëèòèêîâ.

10.  êîíöå îïåðàöèè ïðè âñåõ âèäàõ êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè áðþøíóþ ïîëîñòü òùàòåëüíî ñàíèðóþò è ââîäÿò ðàçãðóçî÷íûå çîíäû â êèøå÷íèê.

Ëå÷åíèå ñïàå÷íîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè: Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ñïàå÷íîé áîëåçíè: îáû÷íî ñïàå÷íàÿ áîëåçíü èìååò õðîíè÷åñêîå òå÷åíèå, ëèøü ïåðèîäè÷åñêè äàåò ïðèñòóïû – îáîñòðåíèå áîëåé. Ïîýòîìó êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå â ðåìèññèè âèäîèçìåíÿåòñÿ ïðè ïîÿâëåíèè áîëåâîãî ïðèñòóïà. Áîëåâîé ïðèñòóï ïðè íåêîòîðîé çàäåðæêå ãàçîâ ìîæíî êóïèðîâàòü î÷èñòèòåëüíîé êëèçìîé, òåïëî íà æèâîò, âåäåíèå ñïàçìîëèòèêîâ.  óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà ïîëîæèòåëüíûé ýôôåêò îêàçûâàåò ïåðèäóðàëüíàÿ áëîêàäà òðèìåêàèíîâ. Ðàíüøå øèðîêî ïðèìåíÿëè ïîÿñíè÷íûå áëîêàäû ïî Âèøíåâñêîìó, îäíàêî îòêàçàëèñü èç-çà âûñîêîãî ïðîöåíòà îñëîæíåíèé (êàðáóíêóë, ïàðàíåôðèòû è äð.).

Ïðè íàëè÷èè çàïîðîâ ðåêîìåíäóåòñÿ óïîòðåáëÿòü ïèùó êîòîðàÿ óñèëèâàåò ïåðèñòàëüòèêó êèøîê, íî íå ñëèøêîì. Åñëè çàïîðû ïðîäîëæàþòñÿ ñëåäóåì ïðèìåíÿòü ëåãêèå ñëàáèòåëüíûå, íåîáõîäèì ðåãóëÿðíûé ïðèåì ïèùè. Íå ñëåäóåò óïîòðåáëÿòü ïèùó îò êîòîðîé ìîæåò áûòü ðåçêîé âçäóòèå æèâîòà – ñîåâàÿ ïèùà, áîëüøîå êîëè÷åñòâî êàïóñòû, ìîëîêà è ò.ä.

Ñëåäóåò ïåðèîäè÷åñêè ïðèìåíÿòü ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû – äèàòåðìèþ ñîëíå÷íîãî ñïëåòåíèÿ, ïàðàôèíîâûå èëè îçîêåðèòîâûå àïïëèêàöèè íà æèâîò, èîíîôîðåç, ìîæíî ðåêîìåíäîâàòü ãðÿçåëå÷åíèå. Ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû äîëæíû îáÿçàòåëüíî ñî÷åòàòüñÿ ñ ðåæèìîì ïèòàíèÿ.

Ïðè íåñîáëþäåíèè ïèùåâîãî ðåæèìà ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû ìàëîýôôåêòèâíû. Ñëåäóåò èçáåãàòü òÿæåëîé ôèçè÷åñêîé ðàáîòû, íàïðÿæåíèÿ ìûøö óñèëèâàåò áîëü. Ñîáëþäàÿ ðåæèì ïèòàíèÿ, ñëåäÿ çà ðåãóëÿðíûì îïîðîæíåíèåì êèøå÷íèêà, ïåðèîäè÷åñêè ïðèìåíÿÿ ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû áîëüíûå ñî ñïàå÷íîé áîëåçíü ìîãóò æèòü ñíîñíî äîñòàòî÷íî äîëãî. Íî íàðóøåíèå òàêîãî ðåæèìà æèçíè ñðàçó æå âåäåò ê îáîñòðåíèþ ñïàå÷íîé áîëåçíè.

Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå ñïàå÷íîé áîëåçíè. Ëå÷åíèå ÿâëÿåòñÿ âåñüìà òðóäíîé çàäà÷åé – íèêîãäà íåëüçÿ áûòü óâåðåííûì â òîì, ÷òî ëàïàðîòîìèÿ, ïðîèçâåäåííàÿ ïðè ñïàå÷íîé áîëåçíè áóäåò ïîñëåäíåé äëÿ áîëüíîãî è ëèêâèäèðóåò ïðîöåññ, âûçâàâøèé ñïàå÷íûé ïðîöåññ. Ïîýòîìó âñåãäà ñòîèò ïðîäóìàòü öåëåñîîáðàçíîñòü òîé èëè èíîé îïåðàöèè, ñîñòàâèòü ÷åòêèé ïëàí íà îñíîâàíèè êëèíè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ. Ëèøü â ýêñòðåííûõ ñëó÷àÿõ íàäî îòêàçàòüñÿ îò ýòîé ñõåìû.

Читайте также:  Как избавится от кишечных колик у ребенка

Âîïðîñ î ïðèïàÿííîñòè ïåòåëü òîíêîé êèøêè ê ðóáöó îñòàåòñÿ îòêðûòûì. Ïîýòîìó ïðè ëàïàðîòîìèè ñòàðûé ðóáåö èññåêàòü íå ñëåäóåò – ðàçðåç äåëàþò îòñòóïèâ îò ðóáöà íà 2-3 ñì. Ïðè ðàçäåëåíèè ñïàåê êèøîê öåëåñîîáðàçíî èñïîëüçîâàòü ãèäðàâëè÷åñêóþ ïðåïàðîâêó íîâîêàèíîì. Äåñåðîçèðîâàííûå ó÷àñòêè ñòåíîê êèøîê íåîáõîäèìî òùàòåëüíî óøèâàòü.

Ïðèïàÿííûå ó÷àñòêè ñàëüíèêà ïåðåñåêàòü ìåæäó íàëîæåííûìè ëèãàòóðàìè.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà êèøå÷íûå ïåòëè îáðàçóþò î÷åíü ñïàåííûå êîíãëîìåðàòû, è ðàçäåëèòü èõ íå ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì íåîáõîäèìî íàëîæèòü îáõîäíîé àíàñòîìîç ìåæäó ïðèâîäÿùèì îòäåëîì êèøêè è îòâîäÿùèì (êàê áû øóíòèðîâàòü), ïîñêîëüêó ðàçäåëåíèå ýòîãî êîíãëîìåðàòà çàéìåò ìàññó âðåìåíè, à âî-âòîðûõ âûçîâåò äîïîëíèòåëüíóþ òðàâìó áðþøèíó. Ïåðåä ðåøåíèåì î ïëàíîâîì îïåðàòèâíîì âìåøàòåëüñòâå áîëüíûå òðåáóþò êà÷åñòâåííîãî ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ.

Âî âðåìÿ îïåðàöèÿ îñâîáîæäåíèå êèøå÷íûõ ïåòåëü èç ñïàåê äîâîëüíî ñëîæíàÿ çàäà÷à, íà êîòîðóþ ïî ìíåíèþ Íîáëÿ óõîäèò îêîëî 90% âðåìåíè îïåðàöèè.  1937 ãîäó Íîáëåì áûëà ïðåäëîæåíà îïåðàöèÿ , êîòîðàÿ ïîëó÷èëà íàçâàíèè ýíòåðîïëèêàöèè êèøêè ïî Íîáëþ. Ñóùíîñòü îïåðàöèè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïîñëå ðàçäåëåíèÿ ñïàåê ïåòëè êèøîê óêëàäûâàëèñü ãîðèçîíòàëüíî èëè âåðòèêàëüíî è â çîíå áðûæåå÷íîãî êðàÿ ñøèâàëèñü ìåæäó ñîáîé íåïðåðûâíîé íèòüþ.

Òàêèì îáðàçîì ïåòëè êèøîê áûëè ôèêñèðîâàíû â îïðåäåëåííîì ïîëîæåíèè, â äàëüíåéøåì îíè ñðàñòàëèñü ìåæäó ñîáîé. Ðåöèäèâû êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè íàáëþäàëèñü ïîñëå îïåðàöèè – 12-15%, ïîýòîìó ê ýòîé îïåðàöèè îòíîñèëèñü îñòîðîæíî.

Êðîìå òîãî ñøèâàíèå êèøå÷íûõ ïåòåëü îòíèìàåò ìíîãî âðåìåíè, çàòåì ïåòëè íà÷èíàþò õóæå ïåðèñòàëüòèðîâàòü.

 1960 ãîäó äàííûé ïðèíöèï îïåðàöèè áûë ìîäèôèöèðîâàí ×àëüäñîì è Ôèëëèïñîì, êîòîðûå ïðåäëîæèëè ïðîèçâîäèòü ýíòåðîïëèêàöèþ íå ïóòåì ñøèâàíèÿ êèøå÷íûõ ïåòåëü, à ïóòåì ïðîøèâàíèÿ äëèííîé èãëîé áðûæåéêè òîíêîé êèøêè. Îïåðàöèÿ ýòèì ñïîñîáîì äàåò ëó÷øóþ ïåðèñòàëüòèêó, è äàåò áîëåå ëåãêèé ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä. Êðîìå òîãî íà ýòó îïåðàöèþ çàòðà÷èâàþò ìåíüøå âðåìåíè.

 1956 ãîäó Óàéòîì è â 1960 ãîäó Äåäåðîì áûëà ïðåäëîæåíà ôèêñàöèÿ ïåòåëü êèøîê ýëàñòè÷íîé òðóáêîé, ââåäåíîé â ïðîñâåò êèøêè ïóòåì ýíòåðîñòîìèè. Äåäåðåð ïðåäëàãàë âûïîëíÿòü ìèêðîãàñòðîñòîìó, ÷åðåç êîòîðóþ ââîäèë íà âñå ïðîòÿæåíèå òîíêîé êèøêè äëèííóþ òðóáêó ñî ìíîæåñòâîì îòâåðñòèé.

Ýòîò ìåòîä î÷åíü íå ïëîõ â ñâÿçè ñ òåì ÷òî òðóáêà ÿâëÿëàñü êàðêàñîì äëÿ ïåòåëü êèøîê è ïåòëè áûëè ôèêñèðîâàíû è ñðàñòàëèñü â ôóíêöèîíàëüíî âûãîäíîì ïîëîæåíèè. Íî âñêðûòèå ïîëîñòè æåëóäêà (Äåäåðåð) èëè êèøêè (Óàéòîì) áûëî íåáëàãîïðèÿòíî â îòíîøåíèè èíôèöèðîâàíèÿ áðþøíîé ïîëîñòè. Îäíàêî ïðè îïåðàöèÿõ ïî ïîâîäó êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè òðóáêó ïðîâîäÿò òðàíñíàçàëüíî äîâîäÿ åå ïðàêòè÷åñêè äî èëåîöåêàëüíîãî óãëà.

Òðóáêà ôèêñèðóåòñÿ ê êðûëó íîñà, â äàëüíåéøåì ïî ýòîé òðóáêå íå ïåðèîä ïàðåçà êèøîê îòâîäÿò ñîäåðæèìîå êèøå÷íèêà, â ýòó òðóáêó ìîæíî ââîäèòü ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà. Íî â îñíîâíîì åå óäàëÿþò ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé ïîñëå îïåðàöèè, ïîñëå íàäåæíîãî âîññòàíîâëåíèÿ ïåðèñòàëüòèêè, òàê êàê äîëãîå óäàëåíèå êèøå÷íîãî ñîäåðæèìîãî ìîæåò âûçâàòü ýëåêòðîëèòíûå íàðóøåíèÿ. Ïðåäñêàçàòü òå÷åíèå ñïàå÷íîé áîëåçíè íå ïðåäñêàçóåìî. Ïðè ÷àñòûõ îáîñòðåíèÿõ áîëüíûå òåðÿþò òðóäîñïîñîáíîñòü.

êèøå÷íèê íåïðîõîäèìîñòü äåêîìïðåññèÿ

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Õèðóðãèÿ, ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé è ñòóäåíòîâ. Ãåîýòàð Ìåäèöèíà, 1997ã. ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî ïîä ðåäàêöèåé Þ.Ì. Ëîïóõèíà è Â.Ñ. Ñàâåëüåâà;

2. ×àñòíàÿ õèðóðãèÿ, ó÷åáíèê. Ïîä ðåäàêöèåé ïðîôåññîðà Ì.È. Ëûòêèíà. Ëåíèíãðàä, ÂÌÀ èìåíè Êèðîâà, 1990ã.

3. Äæîçåô Ì. Õåíäåðñîí. Ïàòîôèçèîëîãèÿ îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ. Áèíîì ïàáëèøåðñ, 1997 ãîä.

4. Abraham Bogoch, Gastroenterology, New York, 1973.

5. Áàðáàðà Áýéòñ, Ëèíí Áèêëè, Ðîáåðò Õåêåëüìàí è äð. Ýíöèêëîïåäèÿ êëèíè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ áîëüíîãî, ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî. Ìîñêâà, Ãåîòàð ìåäèöèíà 1997ã.

6. Ïðèâåñ Ì.Ã. “Àíàòîìèÿ ÷åëîâåêà”, Ì. “Ìåäèöèíà”, 1985 ã.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник