Лфк при кишечных заболеваниях

Лфк при кишечных заболеваниях thumbnail

Считается, что для лечения болезней желудочно-кишечного тракта назначают исключительно лекарственные средства и диету. Большинство людей с подобной патологией ограничивается этими двумя пунктами, не зная о существовании еще одной эффективной терапевтической методики. Речь идет об ЛФК, рекомендуемой при заболеваниях органов пищеварения.

врач помогает пациенту делать упражнение

Виды упражнений для оздоровления желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)

Лечение того или иного органа брюшной полости с помощью гимнастики сказывается и на соседних из-за их анатомического и функционального единства. Тем не менее есть и узконаправленные методики, используемые при конкретной патологии. Существуют специальные тренировки, стимулирующие моторику и секрецию ЖКТ, а другие варианты гимнастики, наоборот, “успокаивают” пищеварительный тракт, подавляют его избыточную активность.

Тип тренировок также определяется общим состоянием больного, стадией болезни. При необходимости соблюдения постельного режима, в случае обострения хронического процесса, возможны минимальные дыхательные и мышечные нагрузки. После улучшения самочувствия разрешены тренировки в сидячем положении. На восстановительном этапе уже разрешается заниматься стоя, кроме того, в занятия включаются пробежки, спортивная ходьба, аквааэробика, походы на лыжах, скандинавская ходьба.

ЛФК при хроническом гастрите: комплекс физических упражнений при болях в желудке

Тренироваться при патологии желудка рекомендуется либо за 60 минут до обеда, либо спустя пару часов после него.

  1. В лежачей позиции бедро согнутой ноги подтяните к грудной клетке, делая выдох. Затем выпрямите ее и вдохните. Продублируйте другой ногой.
  2. Стоя на четвереньках, поочередно выполняйте махи назад выпрямленными ногами.
  3. Выполняйте упражнение, аналогичное предыдущему, но вместе с ногой вытягивайте разноименные руки. Например, левую с правой.
  4. Садитесь на табурет, кисти поместите на талию. Плавно наклоните корпус кпереди и вращайте туловищем сначала вправо, а потом влево.
  5. Встаньте ровно, ступни расставьте пошире, руки разведите в стороны параллельно полу. Наклоняйтесь вперед, доставая пальцами одной кисти до противоположной ступни, а вторую руку в это время заводите за спину.

Выполнить 8-10 раз

Комплекс упражнений при заболеваниях ЖКТ и гастрите с повышенной кислотностью

Такие тренировки способствуют понижению кислотности желудочного сока, поэтому рекомендованы для предотвращения язвенного процесса в желудке и 12-перстной кишке и при гиперацидном гастрите.

  1. В лежачем положении подтяните ноги к ягодицам и скрестите в области голеностопных суставов. Поворачивайте ягодицы и нижние конечности в одну сторону, а голову и плечевой пояс – в противоположную.
  2. Сядьте, руки вытяните перед собой, ноги разведите пошире. Сначала тянитесь руками к левой ступне, затем к пространству между ногами, а потом к правой ступне.
  3. Встаньте прямо, руки держите параллельно корпусу. На вдохе вытяните выпрямленные руки к потолку, сделайте дыхательную паузу на несколько секунд, потом выдохните и опустите их.
  4. Из прежней позиции, вдыхая, вытяните руки кверху, выдыхая, склонитесь вперед и вниз, доставая пальцами до пола.
  5. Находясь в аналогичной позиции, протяните руки к потолку, выгните спину вперед, отведите немного назад одну ногу – вдох. Снова встаньте прямо – выдох. Повторите другой ногой.

Повторить 10-12 раз.

Внимание!

При наличии гастроэзофагеального рефлюкса (обратного заброса пищи из полости желудка в пищевод) противопоказаны все гимнастические элементы, сопровождающиеся наклонами и напряжением мышц передней брюшной стенки.

группа людей выполняет гимнастику

Комплекс ЛФК при язвенной болезни желудка: физические упражнения при язве без прободения

Лечебно-оздоровительный комплекс при язвообразовании и наличии эрозий отличается от ЛФК при различных воспалительных заболеваниях ЖКТ более щадящим режимом, плавным темпом выполнения.

  1. Нужно лечь на пол, вытянуть конечности, голени и бедра соединить. На вдохе зажимайте пальцы рук в кулаки, на выдохе медленно расслабляйте кисти.
  2. Теперь поворачивайте голову поочередно то в правую, то в левую сторону.
  3. Из прежней позиции поднять предплечья под прямым углом кверху, локти прижать к полу. Одновременно делайте зеркальные вращательные движения правой и левой кистью попеременно по и против часовой стрелки.
  4. По-прежнему лежа, носок правой ступни тяните к полу, левой – к себе, затем поменяйте положение ступней.
  5. Приблизьте ступни к ягодицам. Разводите колени вправо и влево, плотно прижав подошвы к горизонтальной поверхности.

Сделать 8-10 раз каждое упражнение.

Лечебная физкультура при дискинезии

Под дискинезией системы пищеварения понимают расстройство двигательной функции желудка и кишечника, а также органов, обеспечивающих отток желчи. Такое состояние может быть спровоцировано заболеваниями ЖКТ при желудочном или кишечном воспалении, а может возникать и без признаков болезни пищеварительного тракта.

У некоторых больных обнаруживаются явления вегето-сосудистой дистонии – это нарушение нервной регуляции работы ЖКТ, при которой отсутствует согласованность функционирования всех ее отделов.

Выделяют гипомоторную (гипотоническую) и гипермоторную (гипертоническую) дискинезии. В первом случае моторика ЖКТ замедляется, появляются запоры, нарушается эвакуация пищевых масс из желудка, что сопровождается тошнотой, тяжестью в верхних отделах живота. Страдает и выделение желчи из желчного пузыря, из-за чего возникают боли и распирание под ребрами справа. При гипертоническом типе моторика ускоряется, у пациента появляются поносы, нарушается всасывание питательных веществ, спазмы кишечника и желчевыводящих каналов вызывают неприятные болезненные ощущения.

люди в положении сидя выполняют упражнение

Эффекты ЛФК при дискинезии

ЛФК, выполняемая при дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП) и других органов брюшной полости, способна решить сразу несколько проблем:

  • Расслабить или, наоборот, привести в тонус гладкомышечный слой полых органов;
  • Уменьшить болезненные ощущения;
  • Замедлить либо ускорить выделение желчи из желчного пузыря;
  • Нормализовать стул;
  • Отрегулировать процессы пищеварения.

Следует также отметить общетонизирующее воздействие физических нагрузок на организм: лечебные тренировки применяют для восстановления нормальной нервной регуляции пищеварения и адаптации нервной системы к неблагоприятным внешним воздействиям.

Это интересно!

Доподлинно известно, что нервно-психические стрессы, длительные эмоциональные нагрузки ведут к нарушениям пищеварительной функции. В таких ситуациях для восстановления нормальной работы ЖКТ бывает достаточно психотерапии и расслабляющих лечебных практик: йоги, массажа, занятий в бассейне.

Противопоказания лечебно-физкультурного комплекса

Физическая культура при заболеваниях органов пищеварительной системы должна быть ограничена в следующих случаях:

  • Наличие камней в желчевыводящих путях;
  • Развитие осложнений после холецистэктомии;
  • Опухоли, расположенные в брюшной полости;
  • Острые процессы или обострение хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта;
  • Риск развития кровотечения из ЖКТ;
  • Инфекционные патологии в острой фазе;
  • Тяжелые нарушения работы сердечно-сосудистой системы.

Важно!

В любом случае перед началом занятий необходима консультация гастроэнтеролога или терапевта для выявления возможных противопоказаний и врача ЛФК, который подберет адекватные гимнастические комплексы.

Полезное видео – Упражнения для ЖКТ – при болезнях печени, желудка, желчного пузыря

Комплекс упражнений при ДЖВП

Физические нагрузки оказывают влияние на характер подвижности желчных путей, следовательно при ДЖВП гимнастика подбирается в согласовании с типом моторных расстройств. Упражнения при любом варианте дискинезии желчевыводящих путей нужно предварять короткой разминкой, чтобы стимуляция ЖКТ не вызвала резкого мышечного спазма.

Читайте также:  Антибиотик который не нарушает кишечную флору

Упражнения при гипертонической дискинезии

  1. В горизонтальном положении вытянуть руки вдоль корпуса и положить ладонями вниз, ноги слегка согнуть в коленях, поясницу прижать к горизонтальной плоскости. Во время вдоха коленные суставы развести вправо и влево, не отрывая ступней от пола. При выдохе вновь соединить.
  2. Лечь прямо. Вытянуть правую руку вверх, а левую ногу подтянуть к тазу, скользя по полу ступней. Повторить противоположными конечностями.
  3. Повернуться на правый бок. Правую распрямленную руку поместить под голову, левую вытянуть параллельно корпусу. На выдохе левое бедро прижать к грудной клетке, вдыхая, вернуть в первоначальную позицию.
  4. Перевернуться на другой бок. Поднять к потолку правые конечности – вдох. Подтянуть колено и локоть по направлению друг к другу, подбородок прижать к груди – выдох.
  5. Принять коленно-локтевое положение, поясницу не выгибать, мышцы живота напрячь только слегка. Во время выдоха левое бедро подтянуть к ребрам, при вдохе поставить на место. Продублировать правой ногой.

Упражнения при гипотонической дискинезии

  1. Лечь спиной на пол, плотно прижав к нему поясницу, согнутые ноги подтянуть к грудной клетке, руки свободно положить параллельно туловищу. Во время вдоха ноги выпрямить, но держать слегка на весу, не касаясь ими пола. Выдыхая, опять прижать бедра к груди. Правильно выполняющееся упражнение помогает также тренировать мышцы брюшного пресса.
  2. Лечь ровно, ладони поместить на талию. Выдыхая, приподнять голову и плечевой пояс таким образом, чтобы разглядеть свои стопы. На вдохе расслабиться.
  3. В коленно-локтевой позиции поочередно отводить согнутые в коленях ноги назад и кверху, напрягая пресс.
  4. Встать на четвереньки, при вдохе запрокинуть голову и прогнуть позвоночник вниз, при выдохе опустить голову, а спину выгнуть кверху.
  5. Далее нужно подняться на ноги, расставить ступни по ширине плеч, прямые руки вытянуть перед грудью и сцепить кисти замочком. На вдохе поворачивать корпус и руки вправо, на выдохе – влево. Затем наоборот.

Все упражнения повторить от 6 до 10 раз.

Видео – Йога исцеления для органов желудочно кишечного тракта

Самомассаж и дыхание

Массаж также расширяет функциональные возможности пищеварительного тракта, нормализуя его тонус и предотвращая спазмы. Выполнять массаж можно самостоятельно в домашних условиях, только соблюдая осторожность и плавность движений.

Самая простая техника самомассажа заключается в круговых движениях ладони вокруг пупка поочередно то по, то против часовой стрелки. При этом нужно лечь на спину, слегка согнуть ноги в коленях и расслабить живот. Далее можно переходить к массажу правой половины живота для нормализации работы желчных резервуаров. Руку нужно положить в правую подвздошную область (ниже и правее пупка) и делать легкие массирующие движения, постепенно перемещая кисть к подреберью.

Дыхательная физкультура при пищеварительных проблемах направлена на балансировку моторики ЖКТ. Это достигается за счет изменения внутрибрюшного давления на фоне чередования грудного и брюшного дыхания.

  1. Сначала тренируем грудное дыхание. В положении стоя прижимаем прямые руки к туловищу и бедрам, выпрямляем спину. Постепенно вдыхаем носом, втягивая живот и расширяя межреберные пространства. Затем следуют быстрый выдох и расслабление мышц пресса.
  2. Теперь переходим к брюшному дыханию. В прежней позиции сделать полный выдох, втянув переднюю стенку живота. Сделать паузу на пару секунд, затем вдохнуть, надувая живот.
  3. В финале оптимально прибегнуть к медитативной, успокаивающей методике. Садитесь на пол “по-турецки”, скрестив ноги. Кисти рук поместите на коленные суставы, спину выпрямите. Вдохните полной грудью, расслабьтесь. Задержите дыхание на пару секунд, медленно выдохните. Самостоятельно или с чьей-либо помощью следите, чтобы спина все время оставалась прямой, не забывайте задерживать дыхание после каждого вдоха.

Массаж и лечебная физкультура – отличные помощники в восстановлении нормальной моторики ЖКТ и регуляции желудочной секреции. При адекватном сочетании физических нагрузок с рациональным питанием и медикаментозной терапией можно добиться длительной, стойкой ремиссии и избежать возможных осложнений.

Источник

При желудочно-кишечных заболеваниях, которые не связаны с попаданием инфекции в организм, применяется лечебная физкультура (ЛФК) как вспомогательный метод лечения. Она необходима, в первую очередь, для общей стимуляции организма. Также ЛФК активирует процессы восстановления в организме, поскольку усиливает лимфо- и кровоснабжение органов брюшной полости.

ЛФК нормализирует секрецию и моторную функцию ЖКТ у взрослых и детей. На стадии обострения также рекомендуется лечебная физкультура, которая снимает болевые ощущения и успокаивает.

При гипоацидных гастритах повышение секреторной функции достигается за счет занятия лечебной физкультурой за 1,5-2 часа до приема пищи или после него. Применяются эмоционально насыщенные упражнения, умеренный уровень нагрузки.

При гиперацидных гастритах снижает секреторную функцию:

  • лечебная физкультура за несколько минут до еды и сразу после приема пищи
  • монотонный характер упражнений
  • медленный тем выполнения.

Если при болезнях ЖКТ выражен болевой синдром, лучше избегать упражнений для мышц брюшного пресса.

Лечебная гимнастика (ЛФК) при гастрите и язвенной болезни

1. Лягте на спину. Ритмично дышите, делая средние вдохи и выдохи 2-3 раза (вдох на счет 1-2-3 и выдох на счет 4-5-6-7). Далее дышите произвольно 6-8 раз.

2. Сгибайте и разгибайте 6-8 раз ноги голеностопных суставах.

3. Далее под ритмичный счет сгибайте руки в локтях, выпрямляйте вперед, снова сгибайте в локтях и примите исходное положение. Упражнение нужно повторить 5-7 раз.

4. Следующее упражнение: по-очереди сгибать ноги в колене и тазобедренном суставе, стопы при этом скользят по постели. Повторяется 3-4 раза каждой ногой.

5. Сгибайте в кулаки пальцы рук. Дышите при этом произвольно 8-10 раз.

6. Исходное положение — лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы обоприте о кровать. Разводите и сводите колени 4-5 раз.

7. Из исходного положения (см. пункт 6) приподнимайте таз. Опора – на затылок, руки и стопы. Вдох – исходное положение – выдох. Повторяется 4-5 раз.

8. Ритмично дышите 2-3 раза. Вдох на счет 1-2-3 и выдох на счет 4-5-6-7.

Читайте также:  Кишечная непроходимость рентгеновские снимки

9. Из позиции лежа на спине повернитесь на правый бок, перейдите в положение сидя (ноги опущены). Повторить 5-6 раз.

10. Начинаем сидя. Дыхание грудное, средней глубины, повторяем 2-3 раза.

ЛФК

11. Руки приложите к плечам – вдох. Опускаем обратно – выдох. Повторяем 5-6 раз.

12. Начинаем стоя. По-очереди сгибаем ноги в коленях 3-4 раза.

13. Начните лежа на спине. Ноги слегла разведены, мышцы расслаблены. Дышим произвольно 5-6 секунд.

14. По-очереди отводим ноги в стороны (скользя по поверхности кровати). Повтор 3-4 раза каждой ногой. Дышим произвольно, как вам комфортно.

15. Под ритмичный счет поворачиваем руки ладошками вверх, одновременно разводя стопы. Затем принимаем исходное положение (лежа на спине). Завершаем комплекс дыханием средней глубины (2-3 вдоха-выдоха).

Лечебная гимнастика (ЛФК) при хроническом холецистите

1. Начинаем лежа на спине. Поднимите правую руку вверх и в то же время согните левую ногу, скользя стопой по поверхности кровати. Это делается на вдох. Возвращение в исходное положение – на выдох. Упражнение повторяется 5-6 раз.

2. Лежим. Руки на поясе. Приподнимите голову и плечи, посмотрите на носки, делая выдох. Делая вдох примите исходное положение. Повтор 5-6 раз.

3. Лежа на спине положите на грудь левую руку, а правую на живот. Упражнение в диафрагмальном дыхании. Во время вдоха обе руки поднимаются вверх, следуя за движениями грудной клетки и передней стенки живота, на выдох — опускаются вниз. Повтор 5-6 раз.

4. Лягте на левый бок (упражнение нужно повторить 5-6 раз). Левая рука прямая, направлена вверх. Левая нога слегка согнута. На вдох поднимите правую руку вверх. На выдох согните парвую ногу и прижмите  колено к груди правой рукой.

5. Лежа на левом боку, поднимите правую ногу и правую руку при вдохе. При выдохе согните руку и ногу, подтяните к животу колено, наклоните голову.

6. Из той же позиции, что и в упражнении 5, отведите правую руку вверх и назад на вдох. На выдох вернитесь в позу лежа на левом боку.

7. Исходная позиция, что и в упражнении 5 и 6. Отведите две ноги назад на вдох. Но выдох согните их и подтяните колени ближе к груди.

8. Исходное положение — стоя на четвереньках (упражнение нужно повторить 5-6 раз). На вдох поднимите голову. На выдох передвиньте пра­вую ногу вперед между руками скользящим движением. Далее примите исходное положение и повторите то же самое второй ногой.

9. Исходное положение — стоя на четвереньках. Поднимите левую прямую руку в сторону вверх на выдох. На выдох – вернитесь в исходное положение. Повтор 5-6 раз.

10. Исходное положение – на четвереньках. При вдохе сгибайте руки, на выход лягте на живот. Примите исходное положение на вдох. Повторите 5-6 раз.

Не стоит пренебрегать ЛФК, считая упражнения малозначимыми для лечения. Они помогают нормализовать функционирование органов ЖКТ, что важно для правильно пищеварения и помогает преодолеть болезнь.

Источник

Ìåòîäû ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû (ËÔÊ). Îðãàíû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Ïðè÷èíû áîëåçíåé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ. Ñõåìû äâèãàòåëüíûõ ðåæèìîâ. Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ïðè ãàñòðèòå, ÿçâåííîé áîëåçíè æåëóäêà è õîëåöèñòèòå. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ äëÿ çàíÿòèé ËÔÊ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Äàëüíåâîñòî÷íûé Ãîñóäàðñòâåííûé Ìåäèöèíñêèé Óíèâåðñèòåò

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè çàáîëåâàíèÿõ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà

Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä ëå÷åíèÿ, ñîñòîÿùèé â ïðèìåíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è åñòåñòâåííûõ ôàêòîðîâ ïðèðîäû ê áîëüíîìó ÷åëîâåêó ñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèìè öåëÿìè.  ãëàâå ýòîãî ìåòîäà ëåæèò èñïîëüçîâàíèå îñíîâíîé áèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè îðãàíèçìà — äâèæåíèÿ. Ìåòîä ñòðîãî äîçèðîâàííûõ óïðàæíåíèé íà ôîíå ïîñòàíîâêè ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ. ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà ïèùåâàðåíèå

Æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò (ÆÊÒ) èëè ïèùåâàðèòåëüíûé òðàêò — ñèñòåìà îðãàíîâ, ïåðåðàáàòûâàþùèõ ïèùó, èçâëåêàþùèõ èç íåå ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà, âñàñûâàþùèõ ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà â êðîâü, âûâîäÿùèõ èç îðãàíèçìà íåïåðåâàðåííûå îñòàòêè. Îðãàíû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, à òàêæå è âñïîìîãàòåëüíûå îðãàíû ñîñòàâëÿþò ñèñòåìó ïèùåâàðåíèÿ.

Ê îðãàíàì ÆÊÒ îòíîñÿòñÿ:

1) ðîò

2) ãëîòêà

3) ïèùåâîä

4) æåëóäîê

5) òîíêàÿ êèøêà

6) òîëñòàÿ êèøêà

Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç áîëåçíåé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ âåñüìà ðàçíîîáðàçíû, âåäóùåå çíà÷åíèå èìåþò íàðóøåíèÿ äåÿòåëüíîñòè íåðâíîé ñèñòåìû, ìåñòíûå âîçäåéñòâèÿ íà æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò âîçìîæíûõ ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ è ðàññòðîéñòâî êðîâîîáðàùåíèÿ â îáëàñòè æèâîòà.

Òåðàïåâòè÷åñêîå äåéñòâèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé îáóñëîâëåíî ïðåæäå âñåãî óêðåïëÿþùèì è íîðìàëèçóþùèì âëèÿíèåì íà íåðâíóþ ñèñòåìó. Ïðè íàðóøåííîé ðåàêòèâíîñòè íåðâíîé ñèñòåìû ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïðèâîäÿò ê íîðìàëèçàöèè åå äåÿòåëüíîñòè, îáåñïå÷èâàÿ óðàâíîâåøèâàíèå ïðîöåññà âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà è óëó÷øåíèå äåÿòåëüíîñòè âåãåòàòèâíûõ îòäåëîâ, à â ðåçóëüòàòå íîðìàëèçàöèþ ôóíêöèé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ. Óëó÷øåíèå ôóíêöèè îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ ïðè ïîìîùè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è ìàññàæà îáóñëîâëåíî ìîòîðíî-âèñöåðàëüíûìè ðåôëåêñàìè.

Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ àêòèâèçèðóþò òêàíåâûé îáìåí. Ïîä âëèÿíèåì ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé óëó÷øàåòñÿ êðîâîîáðàùåíèå â îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè. Ýòî ñîäåéñòâóåò çàòèõàíèþ âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ â îðãàíàõ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è óñêîðåíèþ â íèõ ïðîöåññîâ ðåãåíåðàöèè (íàïðèìåð, ðóáöåâàíèÿ ÿçâû). Êðîâîîáðàùåíèå óëó÷øàåòñÿ îäíîâðåìåííî è â òàçîâûõ îðãàíàõ.

Îêàçûâàÿ îáùåå òîíèçèðóþùåå âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì è óëó÷øàÿ ñîñòîÿíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû è êðîâîîáðàùåíèÿ, ËÔÊ óêðåïëÿåò ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà, ñïîñîáñòâóåò óñèëåíèþ ïåðèñòàëüòèêè êèøå÷íèêà è îòòîêó æåë÷è è æåë÷íîãî ïóçûðÿ.

ËÔÊ îêàçûâàåò ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ìîòîðíóþ è ñåêðåòîðíóþ ôóíêöèè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Áîëüøèå íàãðóçêè óãíåòàþò ìîòîðèêó è ñåêðåöèþ, óìåðåííûå íîðìàëèçóþò èõ. Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ïðè êîòîðûõ ïðîèñõîäÿò ïåðåïàäû äàâëåíèÿ â áðþøíîé ïîëîñòè (ïîëíîå ãëóáîêîå äûõàíèå, íàêëîíû òóëîâèùà, ñãèáàíèå íîã â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ è äð.), ñïîñîáñòâóþò óëó÷øåíèþ îòòîêà æåë÷è èç æåë÷íîãî ïóçûðÿ, ÷òî ÷ðåçâû÷àéíî âàæíî ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïå÷åíè, æåë÷íûõ ïóòåé è æåë÷íîãî ïóçûðÿ.

Òåðàïåâòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ËÔÊ íà ôîíå ðàöèîíàëüíîãî ïèòàíèÿ îáóñëîâëèâàåòñÿ ñòèìóëèðóþùèì âëèÿíèåì íà îáìåí âåùåñòâ. Áåçóñëîâíî- è óñëîâíîðåôëåêòîðíîå ïîâûøåíèå îáìåíà âåùåñòâ îáúÿñíÿåòñÿ êîððèãèðóþùèì âëèÿíèåì íåðâíîé ñèñòåìû íà òðîôèêó òêàíåé.

Ìåòîäèêà ËÔÊ

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: ïåðèîä îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ñèëüíûå áîëè, âûðàæåííûå äèñïåïñè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà; îáùèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ.

Читайте также:  Бактерию кишечную как вывести

Ïðè çàáîëåâàíèÿõ îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ ýôôåêòèâíîñòü ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè âî ìíîãîì çàâèñèò îò âûáîðà èñõîäíûõ ïîëîæåíèé, ïîçâîëÿþùèõ äèôôåðåíöèðîâàííî ðåãóëèðîâàòü âíóòðèáðþøíîå äàâëåíèå.

Íàèáîëåå ÷àñòî ïðèìåíÿþòñÿ èñõîäíîå ïîëîæåíèå ëåæà ñ ñîãíóòûìè íîãàìè (íà ëåâîì èëè ïðàâîì áîêó, íà ñïèíå); â óïîðå, ñòîÿ íà êîëåíÿõ, ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ñòîÿ è ñèäÿ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ëåæà ðåêîìåíäóþòñÿ â ïåðèîä îáîñòðåíèÿ è íåïîñðåäñòâåííî ïîñëå îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ êàê íàèáîëåå ùàäÿùèå, ñïîñîáñòâóþùèå íàèìåíüøèì ôóíêöèîíàëüíûì ñäâèãàì, îáåñïå÷èâàþùèå íàèëó÷øèå óñëîâèÿ äëÿ âûïîëíåíèÿ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé (ëåæà íà ñïèíå ñ ñîãíóòûìè íîãàìè), ïðîèçâîëüíîãî ðàññëàáëåíèÿ ìûøö. Ýòè èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ óäîáíû äëÿ âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è òàçîâîãî äíà.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñòîÿ íà êîëåíÿõ (íà ÷åòâåðåíüêàõ) ïðèìåíÿþòñÿ ïðè íåîáõîäèìîñòè îãðàíè÷èòü âîçäåéñòâèå íà ìûøöû æèâîòà, âûçâàòü ìåõàíè÷åñêîå ïåðåìåùåíèå æåëóäêà è ïåòåëü êèøå÷íèêà; èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñòîÿ è ñèäÿ èñïîëüçóþòñÿ äëÿ íàèáîëüøåãî âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíû ïèùåâàðåíèÿ.

Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà â âîäíîé ñðåäå ïðîâîäèòñÿ â áàññåéíàõ ñ ïðåñíîé èëè ìèíåðàëüíîé âîäîé. Óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ èç èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ ëåæà ñ ïëàâó÷èìè ïðèñïîñîáëåíèÿìè èëè ó ïîðó÷íÿ, ñèäÿ íà ïîäâåñíîì ñòóëü÷èêå, ñòîÿ è â äâèæåíèè.

Òåððåíêóð íà ñâåæåì âîçäóõå òðåíèðóåò è çàêàëèâàåò îðãàíèçì, íîðìàëèçóåò ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó. Ýòî åñòåñòâåííîå ôèçè÷åñêîå óïðàæíåíèå — õîäüáà.

Ñõåìû äâèãàòåëüíûõ ðåæèìîâ

Ðåæèì ñ ìàëîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ (ùàäÿùèé) ïðèìåíÿþòñÿ âîññòàíîâëåíèÿ àäàïòàöèè ê íàãðóçêàì ðàñøèðåííîãî ðåæèìà; ñòèìóëÿöèè îáìåííûõ ïðîöåññîâ; áîðüáû ñ çàñòîéíûìè ÿâëåíèÿìè â áðþøíîé ïîëîñòè; íîðìàëèçàöèè ðåãåíåðàòîðíûõ ïðîöåññîâ; ïîëîæèòåëüíîãî âëèÿíèÿ íà ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó áîëüíûõ è óìåðåííîãî ïîâûøåíèÿ àäàïòàöèè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû ê âîçðàñòàþùèì ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì. Ïðè ùàäÿùåì ðåæèìå ïåðèîäû îòäûõà ïðåîáëàäàþò íàä ïåðèîäàìè íàãðóçêè.

Ðåæèì ñî ñðåäíåé ôèçè÷åñêîì àêòèâíîñòüþ (ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé). Öåëü: âîññòàíîâëåíèå àäàïòàöèè ê òðåíèðóþùèì íàãðóçêàì. Ðåãóëèðîâàíèå ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, íîðìàëèçàöèÿ âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé. Ñòèìóëÿöèÿ îáìåííûõ ïðîöåññîâ, áîðüáà ñ çàñòîéíûìè ÿâëåíèÿìè â áðþøíîé ïîëîñòè, óëó÷øåíèå ðåãåíåðàòèâíûõ ïðîöåññîâ.

Ðåæèì ñ áîëüøîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ (òðåíèðóþùèé). Öåëü: ïîääåðæàíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè íà ìàêñèìàëüíî äîñòóïíîì óðîâíå.

Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà (ËÔÊ) ïðè ãàñòðèòå è ÿçâåííîé áîëåçíè

1. Ëÿãòå íà ñïèíó. Ðèòìè÷íî äûøèòå, äåëàÿ ñðåäíèå âäîõè è âûäîõè 2-3 ðàçà (âäîõ íà ñ÷åò 1-2-3 è âûäîõ íà ñ÷åò 4-5-6-7). Äàëåå äûøèòå ïðîèçâîëüíî 6-8 ðàç.

2. Ñãèáàéòå è ðàçãèáàéòå 6-8 ðàç íîãè ãîëåíîñòîïíûõ ñóñòàâàõ.

3. Äàëåå ïîä ðèòìè÷íûé ñ÷åò ñãèáàéòå ðóêè â ëîêòÿõ, âûïðÿìëÿéòå âïåðåä, ñíîâà ñãèáàéòå â ëîêòÿõ è ïðèìèòå èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Óïðàæíåíèå íóæíî ïîâòîðèòü 5-7 ðàç.

4. Ñëåäóþùåå óïðàæíåíèå: ïî-î÷åðåäè ñãèáàòü íîãè â êîëåíå è òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå, ñòîïû ïðè ýòîì ñêîëüçÿò ïî ïîñòåëè. Ïîâòîðÿåòñÿ 3-4 ðàçà êàæäîé íîãîé.

5. Ñãèáàéòå â êóëàêè ïàëüöû ðóê. Äûøèòå ïðè ýòîì ïðîèçâîëüíî 8-10 ðàç.

6. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ë¸æà íà ñïèíå, íîãè ñîãíóòû â êîëåíÿõ, ñòîïû îáîïðèòå î êðîâàòü. Ðàçâîäèòå è ñâîäèòå êîëåíè 4-5 ðàç.

7. Èç èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ (ñì. ïóíêò 6) ïðèïîäíèìàéòå òàç. Îïîðà – íà çàòûëîê, ðóêè è ñòîïû. Âäîõ – èñõîäíîå ïîëîæåíèå – âûäîõ. Ïîâòîðÿåòñÿ 4-5 ðàç.

8. Ðèòìè÷íî äûøèòå 2-3 ðàçà. Âäîõ íà ñ÷åò 1-2-3 è âûäîõ íà ñ÷åò 4-5-6-7.

9. Èç ïîçèöèè ëåæà íà ñïèíå ïîâåðíèòåñü íà ïðàâûé áîê, ïåðåéäèòå â ïîëîæåíèå ñèäÿ (íîãè îïóùåíû). Ïîâòîðèòü 5-6 ðàç.

10. Íà÷èíàåì ñèäÿ. Äûõàíèå ãðóäíîå, ñðåäíåé ãëóáèíû, ïîâòîðÿåì 2-3 ðàçà.

11. Ðóêè ïðèëîæèòå ê ïëå÷àì – âäîõ. Îïóñêàåì îáðàòíî – âûäîõ. Ïîâòîðÿåì 5-6 ðàç.

12. Íà÷èíàåì ñòîÿ. Ïî-î÷åðåäè ñãèáàåì íîãè â êîëåíÿõ 3-4 ðàçà.

13. Íà÷íèòå ëåæà íà ñïèíå. Íîãè ñëåãëà ðàçâåäåíû, ìûøöû ðàññëàáëåíû. Äûøèì ïðîèçâîëüíî 5-6 ñåêóíä.

14. Ïî-î÷åðåäè îòâîäèì íîãè â ñòîðîíû (ñêîëüçÿ ïî ïîâåðõíîñòè êðîâàòè). Ïîâòîð 3-4 ðàçà êàæäîé íîãîé. Äûøèì ïðîèçâîëüíî, êàê âàì êîìôîðòíî.

15. Ïîä ðèòìè÷íûé ñ÷åò ïîâîðà÷èâàåì ðóêè ëàäîøêàìè ââåðõ, îäíîâðåìåííî ðàçâîäÿ ñòîïû. Çàòåì ïðèíèìàåì èñõîäíîå ïîëîæåíèå (ëåæà íà ñïèíå). Çàâåðøàåì êîìïëåêñ äûõàíèåì ñðåäíåé ãëóáèíû (2-3 âäîõà-âûäîõà).

Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ïðè õîëåöèñòèòå

1. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå (È. ï.) — ëåæà íà ñïèíå. Ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó ââåðõ è îäíîâðåìåííî ñîãíóòü ëåâóþ íîãó, ñêîëüçÿ ñòîïîé ïî ïîâåðõíîñòè, — âäîõ. Âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå —âûäîõ.

2. È. ï. — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè íà ïîÿñå. Ïðèïîäíÿòü ãîëîâó è ïëå÷è, ïîñìîòðåòü íà íîñêè — âûäîõ. Âîçâðàò â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âäîõ.

3. È. ï. — ëåæà íà ñïèíå. Ëåâóþ ðóêó ïîëîæèòü íà ãðóäü, ïðàâóþ — íà æèâîò. Óïðàæíåíèå â äèàôðàãìàëüíîì äûõàíèè (ò. å. â äûõàíèè æèâîòîì). Ïðè âäîõå îáå ðóêè ïîäíèìàþòñÿ ââåðõ, ñëåäóÿ çà äâèæåíèåì ãðóäíîé êëåòêè è ïåðåäíåé ñòåíêè æèâîòà, ïðè âûäîõå — îïóñêàþòñÿ âíèç.

4. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó. Ëåâàÿ ðóêà âûïðÿìëåíà ââåðõ, ëåâàÿ íîãà ïîëóñîãíóòà. Ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó ââåðõ — âäîõ, ñîãíóòü ïðàâóþ íîãó, ïðèæèìàÿ ïðàâîé ðóêîé êîëåíî ê ãðóäè, — âûäîõ.

5. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó, ïîäíèìàÿ ïðàâóþ ðóêó è ïðàâóþ íîãó, ñäåëàòü âäîõ, ñãèáàÿ íîãó è ðóêó, ïîäòÿíóòü êîëåíî ê æèâîòó, íàêëîíèòü ãîëîâó — âûäîõ.

6. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó, îòâåñòè ïðÿìóþ ïðàâóþ ðóêó ââåðõ è íàçàä — âäîõ, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.

7. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó, îòâåñòè îáå íîãè íàçàä — âäîõ, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.

8. È. ï. — ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ. Ïîäíèìàÿ ãîëîâó, ñäåëàòü âäîõ, ñêîëüçÿùèì äâèæåíèåì ïåðåäâèíóòü ïðàâóþ íîãó âïåðåä ìåæäó ðóêàìè — âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå è òî æå óïðàæíåíèå âûïîëíèòü äðóãîé íîãîé.

9. Ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïîäíÿòü ëåâóþ ïðÿìóþ ðóêó â ñòîðîíó è ââåðõ — âäîõ, âîçâðàò â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.

10. Ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ñäåëàòü âäîõ, ñãèáàÿ ðóêè, ëå÷ü íà æèâîò — âûäîõ, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå.

11. Ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïðîãíóòüñÿ â ïîÿñíè÷íîé îáëàñòè — âäîõ, îïóñòèòü ãîëîâó è âûãíóòü ñïèíó äóãîé –âûäîõ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник