Методичка по кишечным инфекциям

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинское училище № 4 Департамента здравоохранения города Москвы»

«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЯХ У ДЕТЕЙ»

ВИД РАБОТЫ

«СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОЧАГЕ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ У ДЕТЕЙ»

ДИСЦИПЛИНА: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060109 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

КУРС III

СЕСМЕСТР VI

Москва 2013

Рецензия

на методическое пособие преподавателя Бесединой Т.П.

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Тема: «Сестринский процесс при ОКИ у детей»

Дисциплина: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Рецензируемый материал методического пособия включает цели обучения, задание, время проведения, критерии оценок и образец выполнения задания.

Цели обучения сформированы на языке умений, задания однозначны для восприятия, реальны для учебного процесса. Все это поможет сформировать профессиональное, добросовестное отношение к больному ребенку и поможет медицинской сестре проводить профилактику ОКИ у детей.

Учебный материал изложен грамотно, содержит эталоны ответов на задания внеаудиторной самостоятельной работы. Задания по внеаудиторной самостоятельной работе включают вопросы, которые охватывают эпидемиологию, профилактику, карантинные мероприятия при ОКИ у детей. В содержании задания указана необходимая литература, основные положения, которые нужно отметить при составлении схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ, критерии оценки включают все необходимые требования, рекомендуемые для подобных работ.

Методическое пособие составлено так, что все вопросы противоэпидемических мероприятий ОКИ у детей наглядны и просты для восприятия и запоминания.

Правильно составленная студентами схема противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ, поможет закрепить материал данной темы, в частности важный раздел о профилактике ОКИ у детей и будет способствовать правильному формированию профессиональных навыков.

Заключение: методическое пособие Бесединой Т.П. по разделу: «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях у детей » по теме: «Сестринский процесс при ОКИ у детей» в целом составлено грамотно, оно отвечает современным психолого-педагогическим требованиям, воспитывает чувство ответственности при уходе за больным ребенком, готовит к практической деятельности.

Методическое пособие может быть рекомендовано для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме: «Сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей»

Рецензент: Заместитель директора по производственному обучению

ГБОУ СПО «МУ №4 ДЗМ»

преподаватель сестринского дела

при инфекционных болезнях

(высшая квалификационная категория )

_______________Н.И. Павлова

Рецензия

на методическое пособие преподавателя Бесединой Т.П.

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Тема: «Сестринский процесс при инфекционных болезнях».

Вид работы: составление схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острых кишечных инфекций у детей.

Дисциплина: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Рецензируемый материал методического пособия включает: инструкцию для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, задание, образец выполнения задания, критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы.

В пособии указаны цели самостоятельной работы студентов по данной теме, время, отведенное на внеаудиторную самостоятельную работу.

Считаю, что задание по данной теме составлено понятно для студентов, выполнение этого задания поможет расширить студентам знания по теме: «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях».

Тема методического пособия актуальна и необходима медицинской сестре при проведении профилактики острых кишечных инфекций у детей.

Учитывая все сказанное, рекомендую материал данного пособия для изучения студентам медицинских училищ, а также медицинским сестрам детских лечебно – профилактических учреждений для повышения их квалификации.

Рецензент: Заместитель главного врача детской

поликлиники №12 ЮАО г. Москвы.

Гущина О.А.

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для специальности 060109.51 Сестринское дело и на основании рабочей программы по сестринскому делу в педиатрии.

Одобрено на заседании ЦМК№ 5 «Утверждаю»

Заместитель директора по

учебной работе

Протокол №3

От «13» октября 2013г. ___________________________

Епишина Е.В.

«13» октября 2013г.

Председатель ЦМК №5

_________________

Рытова Т.Н.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Беседина Т.П. – преподаватель Сестринского дела в педиатрии

Медицинское училище №4

(высшая квалификационная категория)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

ПавловаН.И. –преподаватель Сестринского дела при инфекционных

(высшая квалификационная категория)

Гущина О.А. – заместитель главного врача по лечебной

части детской поликлиники №12 ЮАО

(высшая квалификационная категория)

Острые кишечные инфекции (ОКИ) занимают одно из ведущих мест в инфекционной патологии детского возраста. По данным ВОЗ в мире ежегодно болеют ОКИ более 1 миллиарда человек, из которых 65- 70 % составляют дети в возрасте до 5 лет. В нашей стране в последние годы отмечается отчетливая тенденция к росту заболеваемости ОКИ ( в 2010 году заболеваемость дизентерией возросла на 26%, сальмонеллезом на 34%) .

Все ОКИ вызываются фекально-оральным путем, нельзя исключить водный и контактный путь. Все кишечные инфекции независимо от этиологии клинически проявляются в той или иной мере кишечным токсикозом, чаще всего у детей токсикозом с эксикозом.

Важное значение для профилактики ОКИ у детей играет проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекций.

Мотивацией к изучению данной темы является получение знаний по проведению противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ (сальмонеллеза, дизентерии, колиинфекции), которые позволят своевременно локолизовать кишечные инфекции у детей и не допустить эпидемической вспышки, этому должна научиться будущая медицинская сестра.

Уверена, что Вы хорошо овладели сестринским процессом при сальмонеллезе, дизентерии, колиинфекции у детей и сможете успешно выполнить самостоятельную внеаудиторную работу по данной теме.

Предлагаю Вам составить схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ у детей. Она поможет снизить риск заражения, сохранить здоровье и качество жизни.

hello_html_m16e0d06f.jpg

Уважаемый студент!

Вы изучаете дисциплину «Сестринское дело в педиатрии». В разделе «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях у детей», мы подробно изучили проведение сестринского процесса при острых кишечных инфекциях у детей (дизентерии, сальмонеллеза, колиинфекции). Одной из задач среднего медицинского персонала является профилактика инфекционных заболеваний и проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.

Основными целями самостоятельной внеаудиторной работы студентов являются:

  • Закрепить и систематизировать знания по теме «Сестринский процесс при ОКИ»;

  • Развить инициативу и индивидуальное творчество

  • Закрепить навыки работы с энциклопедической, справочной, специальной литературой, периодической медицинской печатью;

  • Закрепить навыки работы с компьютером;

  • Узнать много нового и понять, какие проблемы и почему возникли у Вас при изучении данной темы;

  • При исследовании данной темы у Вас, несомненно, появится интерес к чтению научной и специальной литературы.

Читайте также:  Другие бактериальные кишечные инфекции

Конкретная цель самостоятельной внеаудиторной работы:

после выполнения задания студент

должен знать:

  • Особенности этиологии, эпидемиологии, клиники, лабораторной диагностики ОКИ;

  • Содержание понятий «эпидемический процесс», «источник инфекции», «механизм и пути передачи возбудителя», «восприимчивый организм», «эпидемический очаг», «контактные», «дезинфекция»;

  • Профилактику ОКИ;

  • Схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ

должен уметь:

  • Составить схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции;

  • Рассказать на языке доступном языке пациенту об особенностях эпидемиологии, клиники ОКИ;

  • Взять биологический материал для лабораторного исследования при ОКИ;

  • Перечислить основные меры профилактики ОКИ

Место выполнения задания: Вы можете выполнять задание в библиотеке училища или в домашних условиях.

Время, отведенное на самостоятельную внеаудиторную работу – 3 часа.

hello_html_m63130887.jpg

Для составления схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ Вам необходимо прочитать литературу, которую Вы можете найти в библиотеке училища.

Рекомендуемая литература:

1. В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова «Сестринское дело в педиатрии», Ростов-на-Дону.2010

2.А.М. Запруднов «Детские болезни», Москва.2010 стр.

3.Опорный конспект по теме: «Сестринский процесс при ОКИ у детей» стр.

Обратите внимание на особенности ОКИ у детей раннего возраста

Приступайте к заполнению схемы, выписывая основные положения из литературных источников.

При составлении схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции Вам необходимо отметить следующие моменты:

I. Мероприятия в отношении источника

  • Решить вопрос о месте изоляции больного – инфекционная больница или домашние условия;

  • Заполнить карту экстренного извещения в ЦГСЭН, предварительно послав телефонограмму;

  • Указать каким транспортом осуществляется госпитализация в инфекционную больницу.

II. Мероприятия в отношении пресечения путей передачи возбудителя

  • Указать вид дезинфекции при изоляции источника на дому;

  • Указать вид дезинфекции при изоляции источника в инфекционную больницу;

  • Указать, кто проводит дезинфекцию в семейном очаге и в государственных учреждениях (школа, детский сад, интернат и т.д.)

III.Мероприятия в отношении контактных

  • Определить круг контактных;

  • Заполнить на контактных необходимую документацию (лист наблюдения за контактными, патронажный лист по наблюдению за здоровьем и т.д.);

  • Установить за контактными медицинское наблюдение с указанием срока и ежедневных мероприятий;

  • В учреждениях на срок медицинского наблюдения наложить карантин;

  • Провести забор биологического материала у контактных;

  • Провести среди контактных санитарно – просветительную работу;

  • При необходимости провести экстренную профилактику;

  • При необходимости собрать сведения о профилактических прививках.

IV. Условия выписки из стационара и диспансерное наблюдение за переболевшими ОКИ.

Общий объем схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ должен составлять 5-6 страниц машинописного текста, при желании к ним могут быть оформлены приложения, иллюстрации, таблицы, схемы.

Оформите схему противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ

(дизентерии, сальмонеллеза, колиинфекции) согласно требованиям:

  • Противоэпидемические мероприятия в очаге ОКИ могут быть написаны от руки или напечатаны на формате А – 4, шрифтом 13-14, на одной стороне листа и представлены в сброшюрованном виде;

  • Оформление работы, схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ производится в следующем порядке:

– титульный лист (смотри образец титульного листа)

– основная часть

– список литературы

– приложения

и каждая часть начинается с новой страницы;

  • Каждая страница нумеруется в середине верхнего поля, счет нумерации ведётся с титульного листа, на котором цифры не проставляются;

  • При выполнении работы соблюдаются размеры полей: левое – 25мм, правое – 10мм, верхнее и нижнее по 20мм.;

  • Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом, в конце заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.

Если у Вас возникнут затруднения при составлении схемы противоэпидемических мероприятий в очаге острых кишечных инфекций, Вы можете обратиться за консультацией к преподавателю.

Желаю успеха!

Данную практическую работу необходимо представить к практическому занятию по теме «Сестринский процесс при вирусных гепатитах у детей»

hello_html_515c7b52.jpg

пп

Критерии

Количество баллов

1.

Соответствие материала теме

3 балла

2.

Качество представленного материала

5 баллов

3.

Внешнее оформление работы

2 балла

4.

Грамотность

2 балла

5.

Практическая значимость данной схемы

3 балла

6.

Своевременность сдачи

3 балла

7.

Эстетичность, наглядность

2 балла

Итого:

20 баллов.

Общая оценка за работу

Количество баллов

«5» отлично

18-20 баллов

«4» хорошо

14-17 баллов

«3» удовлетворительно

10-13 баллов

«2» неудовлетворительно

Менее 10 баллов

I. Мероприятия в отношении источника:

1. Больной ОКИ (сальмонеллезом, дизентерией, колиинфекцией) госпитализируется в инфекционную больницу по клиническим ( тяжесть течения) и эпидемиологическим показаниям ( проживание в коммунальной квартире, общежитии).

2. На больного заполняется карта экстренного извещения по форме №58 у в ЦГСЭН, предварительно передается телефонограмма. В карте экстренного извещения отражается основные сведения о больном для регистрации эпидемического очага и последующего проведения в нем противоэпидемических мероприятий.

3. На госпитплизацию в инфекционную больницу больной ребенок доставляется специальном транспортом ( машиной медицинской помощи), который после транспортировки больного подвергается дезинфекции

II Мероприятия в отношении пресечения путей передачи возбудителя:

1.Если больной сальмонеллезом ребенок изолируется в домашних условиях, то на время болезни проводится текущая дезинфекция, а по выздоравлению – заключительная. 2. Если больной сальмонеллезом ребенок госпитализируется в инфекционную больницу, то в очаге проводится заключительная дезинфекция.

3.В семейном очаге дезинфекцию проводят родственники и после инструктажа медицинской сестры ( в государсвенных учреждениях дезинфекцию проводит медицинская сестра или специально обученные сотрудники под непосредственным контролем мединцинской сестры).

III Мероприятия в отношении контактных:

1. Определить круг контактных ( контактными считаются лица, которые находилсь в непосредственном контакте с данным больным в течение 2-3 дней до заболевания и в периоды болезни до изоляции больного).

Читайте также:  Какие препараты от кишечной инфекции при грудном вскармливании

2. Заполнить на контактных необходимую документацию – лист наблюдения за контактными.

3. Установить за контактными медицинское наблюдение на 7 дней: ежедневно отмечать общее состояние, температуру, наличие интоксикации, наличие рвоты, болей в животе, характер стула.

4. Провести у контактных забор кала на бактериологическое исследование однократно.

5. Среди контактных ( детей и взрослых) провести санитарно-просветительную работу:

– общие сведения о заболевании

– пути передачи

– начальные симптомы

– профилактика

hello_html_m1ff86221.jpg

Источник

“Утверждаю”

“__ “”_____ “2008г

Зав. кафедрой детских инфекций профессор

Методическая разработка практического занятия по теме: “Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями”

Оренбург – 2008г.

1.Тема практического занятия:” Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями.”

Наименование цикла: кишечные инфекции.

Контингент: студенты 6-го курса педиатрического факультета. Продолжительность практического занятия: 6 часов.

2.Цель занятия: изучение студентами этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники и диагностики кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными бактериями; основные принципы лечения.

3.Методика проведения теоретической части занятия.

3.1Контроль дисциплины.

3.2Формулировка темы и цели занятия.

3.3Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию.

3.4Контроль СРС ВУВ.

3.5 Входной тестовый контроль знаний студентов.

Тесты исходного контроля.

1 .Какие из перечисленных ниже возбудителей относятся к УПБ: а)сальмонелла; б)хламидия; в)клебсиелла; г)протей;

д)синегнойная палочка.

Ответ: в, г, д.

2. Дети каких возрастов наиболее подвержены кишечным инфекциям, вызванных УПБ:

а)7 – 8 лет;

б)старше 14 лет;

в)от 0 до 3-х мес;

г) 12 мес;

д)все перечисленные.

Ответ: в.

З. К факторам противоинфекционной защиты грудного молока относятся: а)секреторный 1% А; б)лактоферрин; в)лизоцим; г)бифидо-фактор; д)все перечисленные.

Ответ: д.

4.Какие из перечисленных путей инфицирования наиболее характерны для кишечных инфекций, вызванных УПБ:

а)воздушно-капельный;

б)пищевой;

в)контактно-бытовой;

г)инвазивный;

д)все перечисленные.

Ответ: б, в.

5.К какой группе микроорганизмов относятся возбудители УПБ: а)вирусы; б)простейшие; в)грибы;

г)бактерии; д)микоплазма. Ответ: г.

б. Какие клинические симптомы характерны для кишечных инфекций, вызванных УПБ:

а)интоксикация;

б)нарушение гемодинамики;

в)диарея;

г)гиперестезия;

д)гипертермия.

Ответ: а,-б, в.

7.Факторы, способствующие развитию кишечных инфекций, вызванных УПБ: а)гипотрофия; б)незрелость к сроку; в)недоношенность; г)эмбриофетопатия; д)эндокринопатия.

Ответ: а, б, в, г, д.

8.Какие из перечисленных свойств наиболее характерны для облигатной нкрофлоры:

а)стимуляция перестальтики; б)синтез органических кислот; в)создание щелочной рН кишечника; г)синтез витаминов; д)иммуностимуляция.

Ответ: а, б, г, д.

9.Что из перечисленного ниже характерно в OAK при кишечной инфекции, зызванной УПБ:

а)нормоцитоз;

б)лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом влево; в)моноцитоз;

г)умеренно ускоренная СОЭ; д)все перечисленное.

Ответ: д.

10.Какие из перечисленных методов используются для диагностики кишечных инфекций, вызванных УПБ:

а)серологический;

б)бактериологический;

в)иммуноферментный;

г)бактериоскопический;

д)морфологический.

Ответ: а, б, в.

11 .Признаки, характерные для протея:

а)грам-отрицательная палочка;

б)образование эндотоксина, гемолизина, лейкоцидина, гиалуронидазы, фибринолизина;

в)устойчивость во внешней среде; г)малая чувствительность к фенолу, фуроциллину; д)все перечисленное.

Ответ: д.

12.Что из перечисленного ниже характерно для возбудителя клебсиеллезной инфекции:

а)грам-положительная неподвижная капсульная палочка; б)образование эндотоксина, термостабильного экзотоксина; в)устойчивость во внешней среде; г)могут обнаруживаться на руках медперсонала; д)способны размножаться в условиях холодильника. Ответ: б, в, г, д.

13.Что из перечисленного ниже характерно для возбудителя цитробактерной инфекции:

а)грам-отрицательная палочка;

б)образование эндотоксина;

в)передача возбудителя пищевым путем (мясо, молоко, птица); г)заражение от домашних животных; д)все перечисленное.

Ответ: д.

14.Что из перечисленного ниже характерно для возбудителя синегнойной инфекции:

а)грам-положительная палочка;

б)облигатный аэроб;

в)продуцирование зеленого и синего пигмента; г)продуцирование гликокаликса; д)высокая токсичность.

Ответ: б, в, г, д.

15.Что из перечисленного ниже характерно для кампилобактериоза: а)грам-отрицательные мелкие вибрионы; б)вызывают заболевания у ослабленных людей;

в)заболевают дети до 2 лет, находящиеся на искусственном вскармливании;

г)микст-инфекция; д)все перечисленное.

Ответ: д.

16.Какие из перечисленных направлений характерны в лечении кишечных инфекций, вызванных УПБ:

а)воздействие на возбудителя;

б)иммунотерапия;

в)санация пиемических очагов;

г)лечение патофизиологических синдромов (ДВС, септический шок); д)все перечисленное.

Ответ: а, б, г.

17.Каковы основные задачи инфузионной терапии при лечении кишечных инфекций, вызванных УПБ:

а)улучшение реологических свойств крови;

б)устранение дегидратации тканей;

в)восстановление КОС;

г)нормализация электролитного обмена;

д)устранение нарушений газообмена и гипоксии. Ответ: а, б, в, г.

3.6 Теоретический разбор материала.

–  Этиология, эпидемиология.

–  Патогенез.

–  Клиническая картина

–  Диагностика.

–  Лечение.

–  Профилактика.

4.Методика проведения практической части занятия.

4.1  Работа в палате с тематическим больным под контролем преподавателя.

4.2  Обсуждение результатов, полученных при сборе анамнеза, эпиданамнеза, объективных данных, обоснование предварительного диагноза, назначение плана обследования и лечения.

4.3 Решение ситуационных задач.

Задача № 1.

Ребенок 6 лет. Заболел остро, заболевание началось с разбитости, головной боли, озноба, тошноты, затем присоединилась повторная рвота, температура тела – пониженная. На фоне интоксикации появились схваткообразные боли в животе, в эпигастрии. Стул учащен, жидкий, водянистый, с прожилками слизи, крови. Печень и селезенка не увеличены. Язык обложен, влажный.

В OAK – лейкопения, относительная нейтропения при сдвиге влево, лимфоцитоз, СОЭ 25мм/час.

Задание.

1 .Поставить предварительный диагноз. 2.План обследования.

З. План лечения.

Задача № 2.

Мальчик от I беременности, рожден от женщины из группы высокого риска по развитию инфекционно-воспалительных заболеваний. Родился с признаками пренатальной гипотрофии, с оценкой по шкале Апгар 6 баллов, получал лечение в палате интенсивной терапии роддома. Поступил на 8-й день жизни в отделение патологии новорожденных в тяжелом состоянии. Выражены симптомы токсикоза с эксикозом. Кожные покровы серовато-бледные, тургор тканей снижен. Живот умеренно. Гепатоспленомегалия. Стул жидкий, водянистый зеленоватого цвета, пенистый. Болезненное отхождение газов. Стул до 10 раз в сутки, температура 38°С. Частота дыхания 60 в мин. При аускультации легких – ослабленное дыхание.

Задание.

Читайте также:  Какой антибиотик лучше ребенку при кишечной инфекции

1 .Поставить предварительный диагноз. 2.План обследования.

З. План лечения.

Задача № 3.

У ребенка 2-х лет через 2 часа после приема молока появились боли в животе, в эпигастрии, тошнота, слабость, неоднократная рвота. К концу первых суток появился жидкий стул до 5 раз без существенных патологических признаков. Урчание по ходу кишечника. Температура субфебрильная.

Задание.

1 .Поставьте предварительный диагноз. 2.План обследования. З. План лечения.

Задача № 4.

Ребенок, рожденный со сроком гестации 32 недели от матери с обострением пиелонефрита во время беременности, родился в асфиксии, ггроводилась ИВЛ в течение 2-х суток в палате интенсивной терапии, переведен в стационар в крайне тяжелом состоянии за счет токсикоза с эксикозом. Стул до 15 раз в сутки жидкий, зловонный, с большим количеством слизи, зелени, пгожилками крови. Температура субфебрильная.

Задание.

1 .Поставьте предварительный диагноз. 2.План обследования.

З. План лечения.

5 Методика оценки знаний студентов.

Итоговая оценка знаний и умений каждого студента складывается из сле – дующих оценок:

исходный тестовый контроль;

оценка за ответ на теоретической части занятия;

– оценка за ответ при клиническом разборе больного; оценка за самостоятельную работу с больным; оценка за решение ситуационных задач.

6. Методика организации самостоятельной работы студентов.

6.1 Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время.
Подготовка реферативного сообщения на практическом занятии.

Темы рефератов

I .Особенности течения кишечных инфекций, вызванных УПБ, у детей до 1 года.

2.0собенности кишечных инфекций, вызванных УПБ, на современном этапе. 3.Клинические особенности кишечных инфекций, вызванных отдельными составителями УПБ (клебсиелла, цитробактер, энтеробактер, протей, синегнойная палочка и др.).

4.Микроэкологические аспекты кишечных инфекций, вызванных УПБ. Написание истории болезни.

–  Приготовление учебных наглядных пособий (микротаблицы, слайды). Подготовка материала для участия в деловой игре.

Работа в приемном покое инфекционной больницы.

Работа с больными, оставленными под наблюдение дежурного врача.

6.2 Формы самостоятельной работы студентов в учебное время.
Курация тематических больных.

Работа в компьютерном классе. Решение ситуационных задач.

Интерпретация результатов лабораторных исследований. Письменное тестирование.

– Работа в процедурном кабинете.

7.Приложения.

План-хронокарта практического занятия по теме:”Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями”.

П. П

Этапы

Содержание занятия

Цель

Время

1.

Вводное слово преподавате­ля.

Назвать тему, обосновать актуальность ее, поставить цель, дать план занятия, обсуждение вопросов, возникших у студентов.

Заинтересовать студентов, обратить внимание.

15 мин.

2

Контроль исходного уровня знаний.

Раздать тесты исходного контроля, выполнить их, определить исходный уровень знаний студентов.

Выявить

готовность группы к занятию.

20мин.

3

Теоретичес­кий разбор материала

Этиология, эпидемиология, пато­генез, классификация, диагностика.

Повысить уровень

теоретических

знаний.

30 мин

4

Перерыв

15 мин

5

Курация больных.

Каждый студент получает для курации 1 больного (ребенок в возрасте до 1 года) Кураторы производят: сбор анамнеза болезни, жизни, выявляют жалобы, данные эпидемиологического анамнеза, описывают статус, делают заключение о состоянии больного, отражают изменения основных проявлений болезни в динамике, намечают план обследования и лечения.

Обучение студентов практическим навыкам сбора эпидемиологическо го анамнеза, жизни, болезни, умению выявить основные клинические симптомы заболевания и принципам ранней диагностики.

90мин

6

Клинический разбор больных с теоретичес­ким обоснованием

Куратор докладывает больного, обсуждаются вопросы эпидемиологии, патогенеза, основные клинические синдромы, диагностика и дифференциальный диагноз. Обосновывается диагноз и намечается план обследования и лечения больного.

Закрепление теоретических знаний. Проверка умения

самостоятельной работы с больным, клинического мышления.

45 мин

7

Зачитывание реферата.

Заслушивается один или два реферата (темы рефератов прилагаются).

Углубление знаний по теме. Привитие навыков работы с литературой.

20мин

8

Заключитель­ный контроль.

Каждый студент получает ситуационную задачу и решает ее с последующей проверкой преподавателем.

Проверка усвоенных знаний.

ЗОмин

9

Заключитель­ное слово преподавате­ля.

Подводится итог занятию, оценивается работа студентов.

Оценка работы каждого студента и группы в целом.

5 мин

7.2  Материальное обеспечение: учебная комната, доска, таблицы, отделение стационара, слайдопроектор, слайды, микротаблицы, выписки из историй болезни, тесты.

7.3  Интеграция темы: “Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями”.

Вопросы, обсуждаемые на кафедре детских инфекций.

Интеграция вопросов на других кафедрах.

I. Этиология, эпидемиология кишечных инфекций, вызванных УПБ.

2-Патогенез.

3 Клинические формы, классификация.

Осложнения.

Л абораторная диагностика.

Дифференциальный диагноз.

Принципы лечения.

Профилактика кишечных инфекций, вызванных УПБ.

Кафедра анатомии:

Анатомо-физиологические особенности желу­дочно-кишечного тракта у детей. Кафедра микробиологии:

этиология кишечных инфекций, вызванных УПБ, патогенез, диагностика, понятие “гос­питальный штамм”, микробиологические и серологические методы исследования. Кафедра эпидемиологии:

эпидемиология кишечных инфекций, вызван­ных УПБ, профилактика, понятие и формы госпитальных инфекций. Кафедра пропедевтики детских болезней: семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей, лечебное питание.

7.4 Перечень практических знаний, которые студент должен приобрести на занятии.

Этиология и эпидемиология кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными бактериями. Патогенез и клиническая картина. Классификация клинических форм заболевания.

Диагностика и дифференциальная диагностика кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными бактериями. Принципы лечения.

Студенты на занятии должны приобрести следующие практические

умения: сбора анамнеза, эпиданамнеза; физикального обследования;

выявлять клинические симптомы болезни и собирать их в синдромы;

обоснования диагноза;

назначения плана обследования и лечения;

забора материала для бактериологических исследований (кал, моча, кровь);

забора материала для серологических исследований; оценки результатов бактериологических исследований; оценки результатов серологических исследований; заполнения карт экстренного извещения (КЭИ); – организации противоэпидемических мероприятий в очаге.

7.5 Рекомендуемая литература.

1. «Руководство по инфекционным болезням у детей» М. Медицина, 1999г. 2., и др. «Детские инфекционные болезни», Екатеринбург, 1992 г.

3. «Диагностика кишечных инфекций у детей». Методические рекомендации ОГМА,
1999 г.

4.  , «Острые кишечные инфекции у детей»-М. Медицина, 2001г.

5.  , «Инфекционные болезни у детей», учебник для педиатрических факультетов мед. ВУЗов.-СПб,:СпецЛит,2001г.

6.  Папаян A. B., «Острые токсикозы у детей в раннем детском возрасте»-СПб.:Медицина,2000г.

7.  , «Инфекционные токсикозы у детей»-М.:Издательство РАМН,2002г.

Методические рекомендации составлены профессором . Утверждены на кафедральном совещании.

Источник