Неотложная помощь при кишечном токсикозе с эксикозом у детей
Кишечный токсикоз с токсикозом – патологическое состояние, являющееся результатом действия на макроорганизм токсических продуктов и сопровождающееся нарушениями микроциркуляции, водно-электролитного обмена и кислотно-основного резерва.
КЛИНИКА:
– Рвота
– Диарея
– Сухость, бледность, цианоз кожи и слизистых
– Тургор тканей снижен
– Большой родничок запавший
– Гипертермия
– Возбуждение или вялость с адинамией
– Одышка
– Тахикардия, сменяющаяся брадикардией
– Потеря массы тела (5% -легкая степень обезвоживания,5-10% – среднетяжелая, более 10% – тяжелая)
– Олигурия, сменяющаяся анурией
– Судороги
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:
1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА
2. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:
– Промыть желудок физиологическим раствором натрия хлорида или 2% раствором натрия бикарбоната. Общий объем для промывания: у детей до года 10 мл/месс, до 3 лет – 1.5-2л . При упорной рвоте после промывания желудка оставить в нем тонкий зонд для постоянной аспирации
– При легкой и среднетяжелой степенях обезвоживания провести пероральную регидратацию глюкозо солевым раствором (регидрон, глюкосолан, оралит, гастролит), которая проводиться в 2 этапа до прекращения потерь жидкости.
– Первый этап ( первые 6 часов от начала лечения) – количество жидкости на этом этапе от 50-80 мл/кг ( при 1-2 степенях эксикоза).
– Второй этап – поддерживающая терапия в количестве продолжающихся потерь жидкости 80-100 мл/кг в сутки
– Количество жидкости, рассчитанное на каждый час введения, выпаивается дробно по ½ чайной – 1 столовой ложке (в зависимости от возраста) через каждые 5-10 мин. При наличии одно- , двукратной рвоты регидратация не прекращается, а прерывается на 5-10 мин. Оральная регидратация не должна прерываться и ночью, во время сна жидкость вводиться через соску, шприцем или пипеткой.
– У детей до 3х лет глюкозо-солевые растворы сочетаются с бессолевыми( чай, вода, отвары риса, шиповника) в соотношении 1:1- при выраженной водянистой диарее, 2:1-при потере жидкости, преимущественно с рвотой, 1:2 при потере жидкости с перспирацией (при гипертермии и умеренной диарее, при синдроме энтероколита)
– Введение солевых и бессолевых растворов чередуется (их не смешивать!)
– Эффективность оральной регидратации оценивается по уменьшению объема потерь жидкости ( с рвотой и диареей), прибавке массы тела, исчезновению признаков обезвоживания, улучшению общего состояния ребенка.
– При неэффективности пероральной регидратации и 2- 3 степени эксикоза назначается – парентеральная регидратация.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача №1
Медсестра на патронаже у 6-месячного ребенка, мама рассказала, что у малыша со вчерашнего дня наблюдаются насморк, высокая температура, покашливание. Ночью ребенок проснулся, был беспокоен, плакал, трудно дышал, громко кашлял.
При осмотре: температура тела 38,5ºС, голос осипший, сухой “лающий” кашель, инспираторная одышка, в легких прослушиваются сухие хрипы.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения температуры тела у детей раннего возраста.
Задача №2
У девочки 11-ти лет, во время взятия крови из вены на биохимический анализ, внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, она резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин., АД 60/30 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин. Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления, подсчета пульса у детей.
Задача №3
Ребенок при рождении закричал не сразу, дыхание нерегулярное, брадипноэ, пульс 90 в мин., легкий цианоз кожных покровов, оценка по шкале Апгар на 1-й мин. 6 баллов.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику санации дыхательных путей новорожденных.
Задача №4
Вы – патронажная медицинская сестра. Ребенок 2 лет заболел остро. На фоне повышения температуры тела до 38,2ºС появились грубый «лающий» кашель, осиплость голоса, затруднение дыхания.
Объективно: дыхание шумное, инспираторная одышка, отмечается незначительное втяжение уступчивых мест грудной клетки, усиливающееся при беспокойстве, ЧДД 35 в минуту, в зеве – яркая гиперемия задней стенки глотки, при аускультации над легкими — жесткое дыхание. Со стороны других внутренних органов – без особенностей.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику проведения отвлекающих процедур ребенку на фантоме.
Задача №5
Вы – участковая медсестра, к Вам за помощью обратилась женщина. Она при купании не удержала 3х-месячного ребенка, он соскользнул с рук и ушел под воду. Она вынула его из воды, но мальчик посинел и не дышит.
При осмотре: кожные покровы и слизистые синюшные, изо рта и носа выделяется пенистая жидкость. Дыхание отсутствует.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику проведения сердечно-легочной реанимации на кукле-фантоме.
Задача №6
У ребёнка 12 лет, находящегося на стационарном лечении по поводу бронхиальной астмы, ночью появился частый сухой кашель, затруднение дыхания.
Объективно: беспокоен, глаза испуганные. Сидит, опираясь на край кровати. Бледен, цианоз носогубного треугольника. Напряжение и раздувание крыльев носа, экспираторная одышка, при аускультации в легких сухие, свистящие хрипы, грудная клетка бочкообразной формы, с втяжением уступчивых мест. ЧДД – 30 в минуту, пульс 100 уд. в минуту, АД 130/70 мм рт. ст. Беспокоит навязчивый сухой кашель.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику пользования ингалятором.
Задача №7
Ребенка 2х лет, страдающего атопическим дерматитом, впервые угостили глазированным сырком. Через некоторое время ребенок забеспокоился, побледнел; веки, губы, ушные раковины стали отечными, голос осиплым, появилась инспираторная одышка, усиливающаяся во время плача.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику промывания желудка ребенку 2х лет.
Задача №8
В приемное отделение областной детской больницы доставлен ребенок 3-х лет, больной гемофилией А, с носовым кровотечением, которое не останавливается уже около 1 часа. Мать сообщила, что месяц назад он лечился по поводу гемартроза.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику выполнения передней тампонады носа на фантоме.
Задача №9
Ребенок 3х лет половину дня провел с родителями на пляже. К вечеру начал беспокоится, повысилась температура тела до 38 град, стал вялым, открылось кровотечение из носа.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику применения холода для остановки кровотечения.
Задача №10
Ребенок 13 лет страдает язвенной болезнью желудка, неоднократно находился на лечении в стационаре. После занятия физкультурой почувствовал резкое недомогание. Появилась слабость, головокружение, шум в ушах.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.
Задача №11
Девочка 7 лет, страдающая атопическим дерматитом. лечится по поводу обострения хронического синусита. Врачом было назначено внутримышечное введение ампиокса по 500 тыс. 2 раза в день. Через минуту после введения девочке препарата в поликлинике у нее появилась резкая бледность лица, цианоз слизистой оболочки губ, рвота, одышка, судороги, пульс нитевидный, конечности холодные.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику разведения и внутримышечного введения ампиокса.
Задача №12
Ребенок 10 лет наблюдается у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таблетки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл с собой взять таблетки. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику проведения искусственного дыхания «рот в рот».
Задача №13
Вы – патронажная медицинская сестра, посещаете на дому ребенка 10 месяцев. Болен 2-й день. Беспокоит сухой кашель, обильные выделения из носа слизистого характера, высокая температура
При осмотре: температура 39,2º С, вялый, капризный, кожа сухая, розовая, горячая на ощупь, на щеках – яркий румянец. Частота дыхания 40 в мин., пульс 150 уд./мин, в зеве – яркая гиперемия, при аускультации – жесткое дыхание, тоны сердца приглушены.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте на фантоме методы физического охлаждения ребенка.
Задача №14
Ребенок, больной сахарным диабетом, на уроке в школе неожиданно побледнел, стал возбужденным, начал жаловаться на слабость, головную боль, тошноту, чувство голода. Утром после инъекции инсулина плохо позавтракал.
Объективно: кожные покровы бледные, покрыты потом. Отмечается дрожание рук и ног, АД 100/55 мм рт. ст., пульс 90 в минуту, ЧДД 20 в минуту. Тоны сердца звучные. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику введения 12 ЕД простого инсулина.
Задача №15
Вы на патронаже у ребенка 6 мес., больного гриппом. Мать предъявляет жалобы на высокую температуру, заложенность носа, сухой кашель, отсутствие аппетита, вялость.
При осмотре: ребенок вялый, адинамичный, кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные, t =39,5 град.С, язык слегка обложен белым налетом, в зеве – гиперемия дужек, ЧДД 40 в минуту, носовое дыхание затруднено , пульс – 140 уд. в минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочился.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 2% р-ра папаверина гидрохлорида в дозе 0,5 мл.
Задача №16
Мама с ребенком 6 лет приехали на дачу. Мылись в деревенской бане, огня в печке не было, заслонка трубы оставалась закрытой. Вскоре у них, в большей степени у ребенка, появились: головная боль, головокружение, рвота. Ребенок потерял сознание. При осмотре у ребенка было затруднено дыхание, кожа сине-багрового цвета, при выслушивании сердца тахикардия, АД 80/40.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода ребенку через маску.
Задача №17
Девочка 5 лет доставлена родителями в поликлинику по поводу того, что выпила случайно оставленный в стакане керосин. В момент обследования состояние удовлетворительное, определяется запах керосина изо рта, рвотные массы окрашены в желтый цвет с характерным запахом. Сознание девочка не теряла, после отравления прошло 10 минут.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику введения 25% кордиамина 0,5 мл внутримышечно.
Задача №18
В поликлинику обратилась мать с 3-х летним ребенком. Со слов мамы, мальчик играя один в комнате, взял «бабушкины таблетки» и сколько-то съел. С момента отравления прошло не более 20 минут, сколько таблеток было и сколько «съел» ребенок выяснить не удалось. «Бабушкиными таблетками» оказался диазолин.
Объективно: состояние средней тяжести, отмечается возбуждение, двигательное беспокойство. Была однократная рвота. Пульс 110 уд/мин, частота дыхательных движений 24 раза в 1 мин., по органам без особенностей.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику промывания желудка на фантоме.
Задача №19
В приемное отделение стационара доставлен подросток,
который жалуется на сильное головокружение, головную боль, тошноту, рвоту, резкую слабость. Накануне был на Дне Рождения друга, принимал алкоголь.
Объективно: вялый, в сознании; алкогольный запах изо рта, бледная, чистая, конечности холодные, АД-80/60 мм рт.ст., пульс 100 в мин., отмечается тремор конечностей.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику подкожного введения 10% кофеина 1мл на фантоме.
Задача №20
Вызов «скорой помощи» ребенку 5 лет. Оставшись без присмотра мальчик выпил из чашки раствор столового уксуса, приготовленный мамой для салата. Ребенок беспокоится, кричит, была рвота с примесью крови.
Объективно: голос хриплый, дыхание затруднено, t= 37,6 град.С, при аускультации – в легких жесткое дыхание, ЧДД=35 вмин., тоны сердца приглушены, тахикардия, АД=100/70 мм рт.ст., не мочился.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику введения 1% промедола 0,5 мл внутримышечно на фантоме.
Используемая литература
«Неотложные состояния в педиатрии», под общей редакцией А.В. Прахова, Нижний Новгород ,2005
«Неотложные состояния у детей», под общей редакцией А.Д. Петрушиной, Москва ,2005
«Аллергические болезни у детей», под общей редакцией М.Я. Студеникина, И.И. Балаболкина, Медицина, 1998
«Интенсивная терапия в педиатрии», под ред. Дж. П. Моррея, том 1-2 , Медицина, 1995
«Неотложная помощь в педиатрии, Э.К. Цибулькин, руководство для врачей, Медицина, 2000
«Неотложные состояния у детей», У. Штайнигер, К.Э. Мюндель , перевод с немецкого, Минск, 1998
Основы перинатологии: Учебник под ред. Н.П. Шабалова, Медицина, МЕДпресс-информ,2002
Источник
Токсикоз с эксикозом у детей (обезвоживание организма) это неспецифическая реакция организма на повреждения, вызванные инфекционным агентом, в основе которого лежит нарушения водно-электролитного обмена, гемодинамики, кислотно-основного равновесия вследствие значительных потерь воды и электролитов.
Обезвоживание организма у детей может встречаться при различных заболеваниях (ОРВИ, пневмониях, менингитах, хирургических заболеваниях и др.). При этом причиной потерь жидкости могут быть гипертермия, одышка, рвота, парез кишечника.
Но наиболее частой причиной обезвоживания организма являются различные кишечные инфекции (ротавирусная инфекция, эшерихиоз, сальмонеллез, стафилококковая инфекция и др). Поэтому в дальнейшем речь будет идти о кишечном токсикозе с эксикозом.
Клиническая картина кишечного токсикоза с эксикозом определяется величиной потери массы тела.
Различают 3 степени дегидратации.
I степень. Потеря массы тела до 5%. Незначительная жажда, губы сухие, сухость во рту, беспокойство, умеренная тахикардия, незначительное снижение диуреза (редкие мочеиспускания), стул до 5-ти раз в сутки. Тургор тканей сохранен, АД в пределах нормы, сердечная деятельность удовлетворительная.
II степень эксикоза. Потеря массы тела от 5% до 10%. Определяется сухость слизистых оболочек рта и кожных покровов. Тургор тканей снижен, кожа легко собирается в складку и быстро расправляется. Частая рвота, жидкий стул до15 раз в сутки, заострения черт лица, западение большого родничка. Умерено выраженные гемодинамические нарушения – мраморный рисунок кожи, симптом «белого пятна», холодные конечности. Выражены тахикардия, олигурия.
III степень эксикоза. Потеря массы более 10%. Состояние ребенка тяжелое: сознание нарушено, тоны сердца глухие, аритмия, одышка. Стул очень частый, более 15-20 раз в сутки, многократная рвота. Помимо сухости кожных покровов, «стоячая» кожная складка, сухость склер, слизистой рта, дыхательных путей, в первую очередь слизистой оболочки гортани (осиплый голос вплоть до афонии).
Также различают 3 типа дегидртации (в зависимости от потерь воды и электоролитов):
- Изотонический (встречается в 80% случаях);
- Гипертонический (вододефицитный);
- Гипотонический (соледефицитный).
Изотонический тип обезвоживания (вне- и внутриклеточное обезвоживание с равномерной потерей воды и электролитов) встречается наиболее часто в начальном периоде кишечных инфекций, не имеет четких специфических клинических проявлений и соответствует I, реже II степени эксикоза. Отмечаются жажда, беспокойство, сухость слизистых оболочек.
Гипертонический тип обезвоживания (вододефицитный) развивается, когда потерь воды больше чем электролитов (рвота и жидкий водянистый стул на фоне гипертермии и одышки). Вследствие преимущественной потерей воды над электролитами возрастает осмолярное давление плазмы (за счет повышения натрия). Вода из клеток перемещается в интерстиций. Развивается клеточная дегидратация.
Клинически больные долго удерживают гемодинамику. Характерна жажда. Рано развиваются неврологические нарушения (центральная гипертензия, беспокойство, раздражительность). Могут быть судороги, которые опережают потерю сознания.
Симптомы:
Гипертермия, выраженная жажда, беспокойство, нередко – возбуждение, нарушение сна. Сухожильные рефлексы повышены, тахикардия, тоны сердца ясные, громкие, АД нормальное или повышено.
Гипотонический тип обезвоживания (соледефицитный) отмечается, когда потеря электролитов (натрия) больше чем воды. В следствие понижения натрия отмечается низкая осмолярность плазмы. Вода из интерстиция идет в двух направлениях в ОЦК и клетку. Характерна нестойкая гемодинамика (истощается интерстиций). Отмечается отек клеток.
В первую очередь повреждается ЦНС. Стволовая симптоматика. Потеря сознания, а потом судороги.
Симптомы:
Отказ от питья. Вялость. Адинамия. Кожные покровы серые, холодные, тургор значительно снижен, отмечается мраморность и акроцианоз. Олигоанурия. Пульс частый, слабого наполнения, тоны сердца приглушены, АД снижено. Мышечная гипотония и гипорефлексия. Большой родничек втянут, глазные яблоки запавшие, мягкие. Кожная складка не расправляется.
При потере массы тела более 10% развивается гиповолемический шок, ДВС-синдром, тонические судороги. Отмечаются проявления гипокалиемии: мышечная гипотония, метеоризм, парез кишечника, гипорефлексия.
Для определения степени и вида обезвоживания, коррекции лечения необходимы лабораторные исследования.
Исследования уровня калия и натрия позволяет уточнить вид эксикоза. Показатель гематокрита (соотношение числа эритроцитов и всего объема крови) выявляет степень дегидратации. ЦВД указывает суммарно на эффективность работы сердца и состояние гемодинамики.
Уровень остаточного азота и мочевины дает представление о состоянии гомеостатической функции почек. Уровень белка плазмы крови свидетельствует, с одной стороны, о степени дегидратации, а с другой , — о состоянии белкового обмена.
При изотоническом эксикозе — натрий в сыворотке крови в норме
(норма Na – 130-150 ммоль/л), показатели общего белка умерено повышены.
При гипертоническом эксикозе уровни натрия, гемоглобина, общего белка в плазме крови повышены, экстрекция натрия с мочой увеличена, что определяет высокую относительную плотность мочи.
При гипотоническом эксикозе показатель гематокрита повышается на 10-12% по сравнению с возрастной нормой, уровень натрия снижается (Na ниже 130 ммоль/л). Отмечается гипокалиемия (до 3 ммоль/л и ниже). Показатели остаточного азота и мочевины повышены. По результатам анализа мочи –белок, единичные эритроциты, ацетон, глюкозурия. ЦВД снижено.
Лечение.
Задачи – ликвидировать дефицит массы тела, восстановить гомеостаз.
Дефицит массы устраняют с помощью регидрационной терапии. В зависимости от тяжести нарушений можно давать обильное питье или вводить жидкость парентерально.
Объем суточного количества жидкости определяется с учетом:
- степени эксикоза;
- продолжающихся патологических потерь воды;
- суточной физиологической потребности в жидкости организма.
Начинают лечение с промывания желудка. Для этого используют физиологический раствор или раствор Рингера. Общий объем для промывания: у детей до года – 100 мл/мес, до 3 лет – 1,5-2 л. Если рвота многократная и упорно продолжается, после промывания делается декомпрессия желудка (в желудке оставляют зонд для постоянного отсасывания содержимого).
Оральная регидратация
Оральную регидратацию назначают при эксикозе I — II степени, ее проводят глюкозосолевыми растворами (регидрон, гастролит, оралит и др.). Дополнительно можно давать кипяченую воду, чай с лимоном, компоты, рисовый, морковный и овсяный отвары, минеральную воду.
Оральную регидратацию проводят в 2 этапа до прекращения потерь жидкости. Первый этап осуществляются за 6 ч.
Жидкость дают дробно (каждые 5-10 мин), малыми порциями (по 1-2 чайные ложки). Оральная регидратация не должна прекращаться и ночью, во время сна ребенка, тогда жидкость удобно вводить через соску, шприцем или пипеткой. При наличии одно или двукратной рвоты регидратация не прекращается, а прерывается на 5-10 мин и затем вновь продолжается.
Объем жидкости для детей грудного возраста при эксикозе I степени составляет в среднем 50 мл/кг, а при II степени 80 мл/кг. За первый этап регидратационной терапии ребенок должен выпить столько жидкости, сколько у него определялся дефицит массы тела.
Последующая тактика лечения зависит от результатов обследования через 6 часов. При отсутствии признаков токсикоза можно переходить ко второму этапу (поддерживающая терапия).
Если симптомы эксикоза сохраняются, но состояние улучшается, можно продолжить оральную регидратацию в течение последующих 6 часов в объеме 50-90 мл/кг, а затем перейти на поддерживающую регидратацию. При сохранении признаков эксикоза и отсутствии улучшения требуется внутривенная регидратация.
Второй этап (последующие 18 часов) обеспечивает физиологическую потребность организма в жидкости и компенсирует продолжающиеся потери. Объем жидкости для второго этапа определяется продолжающими патологическими потерями и составляет в
среднем 80-100 мл/кг. Потери жидкости у грудных детей определяется путем взвешивания сухих, а затем использованных памперсов или пеленок.
При оральной регидратации нужно учитывать патологические потери, и проводить коррекцию необходимого объема каждые 6 часов.
Ориентировочные потери жидкости с испражнениями при умеренном поносе (5-7 раз в 1 сут) составляет 30-40 мл/кг, при сильном (8-14 раз в 1 сут) – 70-90 мл/кг и при профузном (15 раз в 1 сут и более) – 120-140 мл/кг.
Эффективность оральной регидратации оценивают по уменьшению признаков обезвоживания и увеличения массы тела. Прибавка массы тела, составляющая 6% в 1-й день лечения и 2-4% — в последующие дни, считается признаком адекватной регидрационной терапии.
Показаниями к проведению инфузионной терапии являются:
- неэффективность оральной регидратации;
- выраженный токсикоз с эксикозом;
- неукротимая рвота;
- признаки шока;
- коматозное состояние.
Инфузионная терапия
Если есть проявления шока — проводится фаза экстренного восстановления ОЦК, которая занимает от 1 до 2-х часов (не более 2-х часов). Объем жидкости 20 мл/кг/час.
Фаза считается законченной, если у больного восстановился диурез.
Во время проведения этой фазы не отходим от больного (может нарастать легочная гипертензия, может появляться II тон над легочной артерией, увеличится тахикардия, глухость тонов сердца, усилится брадикардия). Дыхание становится более жестким. Следим за размерами печени, за нарастание ЦВД.
Фаза экстренного восстановления ОЦК проводится без симпатомиметической поддержки. Допамин назначается после первого часа терапии. В условиях метаболического ацидоза допаминовые рецепторы не чувствительны. Начинают с дозы 4-6 мкг/кг/мин.
В этой фазе переливают изотонический раствор NaCl, если артериальное давление пониженное тогда гидроксиэтилкрохмалы или 5% альбумин дозе 10 в мл/кг.
Вторая фаза восстановление интерстициальной жидкости.
Общий объем рассчитывается из суточной физиологической потребности + патологические потери + дефицит жидкости, с которой поступил в стационар.
Физиологическая потребность:
Существует несколько методов ориентировочного расчета суточного количества жидкости:
- Схема по Денису (учитывает физиологическую потребность + патологические потери);
- Формула с использованием показателей натрия в плазме крови, гематокрита;
- Метод расчета по номограмме Абердина в модификации И.И. Глазмана, применяемый обычно в реанимационных отделениях.
У новорожденных – 150 мл/кг, 3 мес-140 мл/кг ,1 год — 120 мл/кг, в 4 года -100 мл/кг, 10 лет — 70 мл/кг, 14 лет — 50 мл/кг, взрослые – 40 мл/кг.
Можно определить физиологическую потребность в жидкости по американской схеме, где рассчитывается жидкость на кг в час:
- до 10 кг = 4 мл/кг/час;
- с 10 до 20 кг = 40 мл + (2 мл умножить на каждый кг выше десяти)/час;
- больше 20 кг = 60 мл + (1 мл умножить на каждый кг выше двадцати)/час.
Пример:
- Ребенку 10 кг необходимо вводить – 4 x 10= 40 мл/час;
- Ребенку 15 кг необходимо вводить – 40 +(2 x5)=50 мл/час
- Ребенку 25 кг необходимо водить – 60 + (1 x 5) = 65 мл/час
Теперь полученную сумму умножаем на 24 часа, получается объем физиологической потребности в сутки.
Патологические потери:
- При повышении температуры тела на каждый градус выше нормы – 10 мл/кг;
- При одышке на каждые 10 дыханий свыше возрастной нормы — 10 мл/кг;
- При поносе и рвоте — 20 мл/кг;
- При парезе кишечника 20-40 мл/кг.
Из полученного суточного объема, при эксикозе II степени внутривенно вводим 50% жидкости, при эксикозе III степени внутривенно – 70-80% жидкости.
В первые 6 часов вводится 50% необходимой жидкости для в/в введения.
За вторые 6 часов -25%, за остальные 12 часов — 25%.
На второй день проведения регидратации жидкость вводят равномерно на протяжении сутки.
Для инфузионной терапии обычно используют коллоиды (гидроксиэтилкрохмалы , раствор альбумина, реополиоглюкин) и кристаллоиды (глюкоза и солевые растворы).
Коллоиды при любой степени и при всех видах дегидратации не должны превышать ¼ от всей вводимой расчетной жидкости.
Основными инфузионными растворами являются кристаллоиды — солевые растворы (физиологический раствор NaCl, рингера, ацесоль,трисоль, лактосол и др.), и 5% глюкоза.
- При изотонической дегидратации соотношение солевых растворов к глюкозе 1:1;
- При гипертоничной дегидратации соотношение 1:2(3);
- При гипотонической дегидратации соотношение 2:1.
Если натрий ниже 120 ммоль/л нужно проводить экстренную коррекцию натрия – 12 мл/кг 3% NaCl на протяжении часа или 6 мл/кг 6% NaCl. Дальше коррекция проводится по дефициту.
При этом виде дегидратации рекомендуют использовать 10% глюкозу, и начинать инфузию с коллоидов.
Токсикоз с эксикозом II–III степени всегда сопровождается электролитными нарушениями. Коррекцию гипокалиемии проводят чаще всего 7,5% раствором калия хлорида, в 1 мл которого содержится 1 ммоль, или 40мг, чистого калия. Калий назначается с учетом физиологической потребности в дозе 1ммоль/кг в сутки под контроле ионограммы и ЭКГ. Внуривенно вводят 0,3-1% растворы калия. 7,5% раствор калия хлорида разводят до нужной концентрации 5-10% раствором глюкозы. Нельзя вводить препараты калия при брадикардии и анурии.
Препараты кальция назначаются только при гипокальциемии.
Нарушения КОС устраняют одновременно с ликвидацией недостаточности кровообращения и дыхательной недостаточности. В большинстве случаев коррекцию КОС проводится 4% раствором натрия гидрокарбоната.
Если нет возможности лабораторного контроля КОС, то вводить раствор натрия гидрокарбоната внутривенно следует только при тяжелых состояниях и клинических проявлениях ацидоза (мраморность и цианоз кожных покровов, шумное токсическое дыхание, спутанность сознания и др.). В этих случаях 4% раствор натрия гидрокарбоната вводят из расчета 2-2,5 мл/кг.
За время инфузионной терапии необходимо регулярно осуществлять коррекцию вводимой жидкости под контролем следующих показателей:
- Клинические показатели: динамика симптомов интоксикации, обезвоживания, неврологических расстройств (необходимо взвешивать ребенка 2 раза в сутки). Необходимый строгий ежесуточный учет баланса жидкости, т.е. вводимой и выводимой (диурез, стул, одышка). Баланс должен соответствовать изменениям массы тела.
- Лабораторные показатели: гематокрит, гемоглобин, общий белок, электролиты, мочевина, креатинин, КОС, ЦВД, ОЦК, АД, pH, ВЕ, относительная плотность мочи.
В заключение хочется отметить об осложнениях инфузионной терапии.
Избыточное, форсированное введение жидкости со скоростью более 10-14 капель в минуту за короткий период может стать причиной самых опасных осложнений – отека мозга, судорожного синдрома, сердечной недостаточности.
Передозировка глюкозы может вызвать водную интоксикацию (судороги, мышечные подергивания), а избыток коллоидов (гиперволемия) – брадикардию, артериальную гипертензию, правожелудочковую недостаточность.
Михаил Любко
Источник