Особенности ухода за детьми с кишечной инфекцией
Острые кишечные инфекции являются достаточно распространенной патологией у детей в различных возрастных группах.
Дети особенно чувствительны к воздействию инфекционных возбудителей, чем и обусловлено быстрое развитие основных проявлений заболевания – резкое повышение температуры тела, повторная рвота, жидкий стул, отказ от еды, что практически в течение нескольких часов приводит к обезвоживанию организма вследствие потери воды и солей, нарастанию интоксикации, прогрессирующему ухудшению состояния малыша.
В такой ситуации крайне необходимо своевременно и оперативно обеспечить весь комплекс мероприятий по уходу за ребенком.
Даже однократная рвота является основанием для отмены кормления. Если же рвота повторяется, кормления отменяют на 4-8 часов: все это время ребенок нуждается в непрерывном обеспечении жидкостью для восполнения ее потерь и поддержания нормальной работы внутренних органов.
Чем и как поить ребенка? Для детей первых месяцев жизни в первую очередь – это кипяченная вода, солесодержащие растворы (регидрон, цитроглюкосолан), детский чай. Более старшим детям можно давать, кроме этого, отвар овощей, фруктов (морковь, яблоко) без добавления сахара, минеральную воду без газа и свежезаваренный слабый слегка подслащенный чай. Количество зависит также от возраста: детям первого года жизни следует давать по 50-60 мл. в час, от одного до трех лет – 80-90 мл. в час, более старшим – 100-120 мл. в час.
Крайне важно помнить, что вся предлагаемая жидкость должна бы комфортной температуры, подогретой до 30-35 градусов, кроме того, ребенка необходимо поить дробно, т.е. давать пить понемногу, по 1-2-3 чайные ложки через каждые 5-10 минут, контролируя его состояние – наличие тошноты, позывов на рвоту, общее самочувствие. Все это время ведется тщательный учет выпитой жидкости и количества мочи, для чего детей младшего возраста следует на время оставить без подгузника. Или же, если есть такая возможность, взвешивать его подгузник не реже, чем каждые два часа.
Если в течение 4-6 часов рвота не повторяется, ребенок достаточно активен, выпил весь объем жидкости и его температура не превышает 38 градусов, можно попробовать начать кормление. Чем кормить? Для грудных детей, находящихся на естественном вскармливании, лучшим питанием в этот период, безусловно, является материнское молоко. Малыша нужно прикладывать к груди не реже, чем через каждые два часа, можно чаще. Если ребенок достаточно активно сосет грудь, с каждым последующим кормлением он получает все большую порцию молока, что позволит постепенно увеличить перерывы между кормлениями до 3-3,5 часов. Блюда прикорма в первые сутки болезни лучше не давать.
При отсутствии грудного молока, кормления после перерыва начинают с привычного для ребенка, соответствующего его возрасту питания. Это может быть адаптированная молочная смесь, в т.ч. кисломолочная или безлактозная. Объем первого после перерыва кормления составляет не более половины обычного, который малыш усваивал до болезни.
Если аппетит ребенка восстанавливается, то можно постепенно, в течение 6-8 часов довести объем кормления до двух третей обычного. Недостающее количество жидкости продолжаем давать в перерывах между кормлениями. На второй день, если состояние ребенка улучшилось, кроме смесей, можно дать ему кашу, соответствующую его возрасту, но не более половины обычного объема. Детям старше одного года, на второй день болезни в случае улучающегося самочувствия и отсутствия рвоты можно предложить овощное пюре из картофеля и моркови или тыквы. Начиная с трех-пяти чайных ложек в день, можно в два приема. По-прежнему необходимо контролировать: сколько жидкости ребенок усваивает в течение суток, учитывая абсолютно все питание и питье.
Если заболевание ребенка сопровождается повышенной температурой тела (более 38 градусов), возникает необходимость приема жаропонижающих препаратов. При наличии упорной рвоты предпочтение следует отдавать, безусловно, лекарственным препаратам в виде свечей с содержанием парацетомола (эффералган, цефекон) в соответствующей возрасту дозе. Если же рвота повторяется не более 1-2 раз, ребенку можно дать препарат нурофен. В случае, если температура тела не превышает 38 градусов, лучше обойтись без жаропонижающих. В течение суток жаропонижающие можно применять не более 3-х раз. Если температура остается высокой, то необходимо дополнительно проконсультироваться с врачом, наблюдающим ребенка.
При острых кишечных инфекциях воспаление слизистой ведет к резкому нарушению всасывания воды и ускоренной эвакуации содержимого кишечника. В результате чего возникает диарея. Потери воды и соли со стулом могут быть столь интенсивными, что их бывает сложно компенсировать путем приема жидкости. Ребенок просто не в состоянии выпить и усвоить объем, в 2-2,5 раза превышающий привычные порции питания и питья. Для уменьшения потерь воды и солей следует дать больному энтеросорбент (смекта или зостерин ультра) дробно в 4-6 приемов в течение дня. Все лечебные мероприятия должны проводится под наблюдением и контролем врача. О малейших изменениях состояния ребенка необходимо своевременно сообщить своему педиатру, так как в случае тяжелого течения заболевания и при нарушении предписанного режима, состояние ребенка может ухудшиться и возможно потребуется госпитализация.
Не следует самостоятельно без разрешения врача давать ребенку антибиотики, противодиарейные и противорвотные препараты. Все необходимое лечение должно быть индивидуальным, обоснованным и современным. Ограничения в диете необходимо соблюдать на протяжении 5-7 дней, при тяжелых формах – до 10 дней. Переход к привычному для малыша рациону должен быть постепенным, с учетом всех рекомендаций вашего педиатра.
Выполнение назначений врача, ваша забота, терпение и внимание к любым изменениям в течение болезни – верный путь к скорейшему выздоровлению ребенка.
Часть статей о здоровье новорожденных, грудном вскармливании, родах, размещены на специальном портале Медицинского центра «XXI век» посвященном материнству: https://www.mc21.ru/mama/
Источник
Медицинская сестра обязана хорошо знать клиническую симптоматику заболеваний во всем разнообразии их клинических проявлений и вспомогательные методы диагностики для своевременной организации противоэпидемических мероприятий и правильного ухода за ребенком.[9]
Чтобы успешно освоить особенности сестринского процесса в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо – физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.
Медицинской сестре детского инфекционного отделения также не обойтись без навыков проведения медицинского сестринского обследования пациента – ребенка (в рамках своей компетентности), определения уровня представлений и знаний родственников ребенка о его потребностях, определения проблем пациента и его семьи.
Она должна уметь организовать сестринский процесс в домашних условиях, обучить пациента – ребенка и его родителей навыкам ухода и самоухода; оценить качество сестринского ухода, сестринской помощи ребенку и его семье.
От медицинской сестры также требуется умение общаться с пациентами – детьми раннего возраста и их родителями, особенно с матерью (медработники хорошо знают выражение «если болен ребенок, то больна и мать»).
Уход за больным с острой кишечной инфекцией строго индивидуален, зависит от тяжести и периода заболевания, возраста ребенка и конкретных условий. Правильно организованный уход облегчает физическое и моральное состояние ребенка, способствует его выздоровлению. Работа медсестры должна строиться таким образом, чтобы для каждого ребенка были повседневно обеспечены лечебно-охранительный режим, рациональное питание, профилактика осложнений и внутрибольничных инфекций. Большое значение имеет соблюдение питьевого режима больными, способствующему выведению из организма токсических и шлаковых продуктов, восполнению потерь со стулом и рвотой. Часто питье должно даваться дробно. Чайными ложками, а при необходимости назначается внутривенное капельное введение жидкости.
Важное значение имеет состояние кожи, так как общее снижение иммунитета создает предпосылки к различного рода гнойным осложнениям, возникновению пролежней, опрелостей, следовательно и образованию открытых «входных» ворот для инфекции, нередко вызывающих стрептокковый или стафилококковый сепсис. Чтобы предупредить развитие пролежней, необходимо чаще переворачивать больных в постели, в случае надобности применять подкладной круг, обеспечивать своевременную смену нательного и постельного белья, гигиену кожных покровов.
Термометрия обязательна не менее 2-х раз в день, лихорадящим детям измерение температуры тела показана чаще. Огромное значение в благоприятном исходе заболевания имеет уход за полостью рта больного. Некоторые инфекционные заболевания, например брюшной тиф, сопровождается запором и вздутием кишечника (метеоризмом). При запоре ребенку ставят очистительную клизму, а при метеоризме ставят газоотводную трубку. Ввиду наклонности у больных с брюшным тифом и паратифом А и В к развитию коллапса дефекация должна происходить на подкладном судне, необходимо следить также, чтобы ребенок соблюдал строгий постельный режим. Медицинская сестра и другие лица, которые осуществляют уход за инфекционным больным с кишечной инфекцией, должны немедленно сообщать врачу обо всех изменениях в состоянии больного, особенно если они имеют отрицательный характер, медицинская сестра должна обращать внимание на поведение ребенка (вялость или возбуждение), цвет слизистых оболочек и кожи, эластичность, влажность, тургор тканей. При наличии рвоты, необходимо обращать внимание на количество и состав рвотных масс (содержит ли остатки пищи, с желчью, кофейной гущи). Стул должен осматриваться после каждого испражнения ребенка – на обильность и наличие патологических примесей, его кратность. После осмотра и оценки стула медицинская сестра обязана точно записать частоту и характер стула в дневнике наблюдения за ребенком в истории болезни, в случае необходимости (наличие патологических примесей) показать лечащему или дежурному врачу. В результате потери жидкости со стулом и рвотой, часто отмечается быстрая и значительная потеря массы тела ребенка, что свидетельствует о тяжести состояния. Поэтому больного ребенка необходимо ежедневно взвешивать и полученные данные заносить в температурный лист.
Очень важным в уходе за ребенком при ОКИ являются разгрузка желудочно-кишечного тракта от пищи и проведение водно-чайной диеты в течение 6-12 часов. В это время ребенку дробно дают чай, кипяченую воду, 5% раствор глюкозы, раствор регидрона. В связи с тем, что с частой рвотой и жидким стулом теряется не только вода, но и соли, для правильного лечения проводится анализ крови на электролитный состав.
Наблюдение медицинской сестры за ребенком с ОКИ по системам:
1. Наличие симптомов токсикоза: бледность, иногда с сероватым колоритом, интоксикация центральная нервная система – изменение поведения (вялость или возбуждение), развитие коматозного состояния, токсическое дыхание (глубокое, шумное).
2. Желудочно-кишечный тракт (наличие рвоты, стула). Наличие болевого синдрома.
3. Мочевыделительная система ( диурез).
4. Сердечно-сосудистая ( пульс, артериальное давление).
5. Центральная нервная система (сознание).
6. Кожные покровы: температура тела, цвет кожи и слизистых оболочек, наличие сыпи.
7. Дыхательная система (частота дыхательных движений)
Особенности ухода и наблюдения:
1. Контроль веса при поступлении в отделение и далее по назначению врача, длительно лежащим детям 1 раз в неделю, детей до 1 года необходимо взвешивать ежедневно!
2. Частая смена нательного и постельного белья (профилактика опрелостей)
3. Термометрия 2 раза в день. Лихорадящим детям измеряется через каждые 3 часа и при необходимости чаще.
4. Учет выделенной и выпитой жидкости. Контроль за мочеиспусканием.
5. Обеспечение достаточного питьевого режима по назначению врача (дробно)
6. Обеспечение режима кормления по назначению врача.
7. Проведение инфузионной терапии, строго контролируя скорость введения инфузионных растворов.
8. При отсутствии лихорадки, наличии холодных покровов тела – согревание ребенка (так как с жидким стулом и рвотой идет потеря тепла) при помощи грелок.
9. Уход за полостью рта, кожными покровами.
Возможные проблемы больного ребенка с диареей
Потенциальные: | Промежуточные: | Приоритетные: |
– резкое снижение массы тела – повторное заболевание – хронизация процесса | – опрелости – снижение массы тела – вялость или беспокойство – боли в животе | – частый жидкий стул -срыгивание, рвота – отказ от еды |
Источник
ГЛАВА 16 УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТЬМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЖЕЛУДОЧНО- КИШЕЧНОГО ТРАКТА
Первостепенной
задачей ухода за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
является, наряду с соблюдением лечебноохранительного режима, организация
лечебного питания и водного рациона. Серьезное внимание уделяют
тщательному уходу за полостью рта и функционированию кишечника.
Тяжелобольные
находятся на строгом постельном режиме. Этих больных кормят в положении
лежа, с несколько возвышенным головным концом, с ложки, небольшими
порциями. Шею и грудь закрывают либо салфеткой, либо пеленкой. Жидкую
пищу дают из поильника.
Дети,
которые находятся на полупостельном режиме, принимают пищу в столовой.
Пища должна быть вкусно приготовленной, теплой; стол аккуратно сервируют
необходимыми предметами и приборами. После окончания приема пищи
медицинская сестра следит, чтобы каждый больной полоскал рот. Если
ребенок не может выполнить эту процедуру самостоятельно, то медицинская
сестра обрабатывает ребенку полость рта каким-либо дезинфицирующим
раствором. При появлении признаков воспаления десен (кровоточивость,
припухлость) используют противовоспалительные антигингивитные средства:
гель алоэ, корсодил и др.
Особое
внимание обращают на симптомы, свидетельствующие о поражении
желудочно-кишечного тракта. Основными симптомами являются диспепсические
расстройства (тошнота, рвота, отрыжка, понос и др.) и боли в животе.
Тошнота представляет
собой неприятное ощущение в подложечной области, нередко сопровождается
побледнением, слюноотделением. Тошнота часто предшествует рвоте. При
тошноте больного успокаивают, дают выпить полстакана воды с 2-3 каплями
нашатырного спирта.
Рвота у
детей возникает часто, особенно в раннем возрасте. Она является
признаком многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, инфекционных
болезней, патологии центральной нервной
системы и др. У детей первых месяцев жизни рвота обусловливается избыточным кормлением или заглатыванием воздуха (аэрофагия). Иногда встречается жвачка (руминация), когда
ребенок срыгивает, пережевывает и повторно проглатывает пищу. Рвота
является сложным рефлекторным актом, когда при возбуждении рвотного
центра происходит выбрасывание рвотных масс через пищевод, глотку, рот,
иногда носовые ходы. От рвоты необходимо отличать срыгивания, которые
характеризуются выбросом пищи из пищевода или желудка без напряжения
мышц брюшного пресса. При возникновении рвоты необходимо максимально
облегчить состояние ребенка, помочь ему. Больного удобно усаживают,
закрывают грудь полотенцем, пеленкой или клеенкой, ко рту подносят
чистый лоток либо ставят на пол у ног тазик, ведро. Ослабленным больным,
находящимся в лежачем положении, следует повернуть голову набок, чтобы
она была ниже туловища, поднести лоток. Под голову такого ребенка
подкладывают вчетверо сложенное полотенце, чтобы исключить загрязнение
по стельного белья.
После рвоты
необходимо прополоскать рот теплой водой, тщательно вытереть губы и углы
рта, убрать с кожных покровов тела попавшие частицы рвотных масс.
У
ослабленных больных полость рта протирают салфеткой или ваткой,
смоченной теплой водой или дезинфицирующим раствором, например
светло-розовым раствором перманганата калия или 2 % раствором
гидрокарбоната натрия. С целью прекращения рвоты ребенку желательно дать
выпить холодной воды, проглотить кусочки льда, принять внутрь несколько
мятных капель или 2-3 мл 1 % раствора новокаина.
Рвотные
массы оставляют до прихода врача, при необходимости направляют в
лабораторию в чистой посуде с широким горлом, указав сведения о больном и
цель исследования. Рвота «кофейной гущей» свидетельствует о
желудочно-кишечном кровотечении. В этих случаях оказывают
соответствующую доврачебную помощь и срочно вызывают врача. В дальнейшем
медицинская сестра (младшая медицинская сестра) остается наблюдать и
ухаживать за ребенком, периодически информирует врача о состоянии
больного.
«Желудочная»
рвота типична для больных с острыми кишечными инфекциями и пищевыми
отравлениями, токсикоинфекциями и другими. Это своего рода защитная
реакция организма, хотя она и причиняет больному сильное неудобство. Как
правило, рвоте пред-
шествует
тошнота. В таких случаях хороший эффект оказывает промывание желудка,
которое в условиях стационара следует проводить с применением
желудочного зонда.
В домашних
условиях и при отсутствии возможности провести промывание желудка с
помощью зонда, можно ограничиться беззондовым промыванием, однако его
эффективность ниже. Промывание желудка повторяют 2-3 раза до появления
чистых промывных вод, не содержащих кусочков пищи и слизи. При появлении
в промывных водах прожилок крови процедуру надо прекратить. После
промывания желудка больному следует прополоскать рот чистой водой.
Опасность
представляет появление рвоты у больных, находящихся в бессознательном
состоянии, поскольку существует опасность, что рвотные массы могут
попасть в дыхательные пути и вызвать асфиксию. При появлении у такого
больного рвоты необходимо обхватить его голову обеими руками и повернуть
набок к подставленному тазику или к сложенному в несколько раз
полотенцу. В таком положении больного следует удерживать до тех пор,
пока не прекратится рвота, после чего провести туалет ротовой полости.
Отрыжка воздухом
иногда обусловлена заглатыванием его во время еды (аэрофагия), особенно
у детей раннего возраста. Чаще всего отрыжка указывает на повышенное
давление в желудке. Детям с отрыжкой следует есть медленно, небольшими
порциями, тщательно пережевывая пищу, что позволяет избежать
переполнения желудка.
Изжога –
ощущение жжения по ходу пищевода, обусловленное забросом в последний
кислого желудочного содержимого. Для облегчения состояния больного
необходимо дать ребенку антацидные препараты в суспензии (маалокс,
ремагель и др.) или щелочную воду, но не чай. После приема пищи ребенок
должен находиться в вертикальном положении 20-30 мин. Необходимо
исключить из питания те продукты, которые могут способствовать изжоге,
например черный хлеб, кисель, варенье, острые, жареные блюда, пряности.
Икота –
неприятное и довольно изнуряющее явление. У маленьких детей икота может
быть вызвана переохлаждением (мокрые пеленки), перееданием, поэтому
требуется обращать внимание на соблюдение правил ухода и вскармливания
грудных детей. У более старших детей икота может возникнуть при испуге,
проглатывании твердой пищи, что приводит к спастическим сокращениям
диафрагмы и пищевода. Чтобы прекратить икоту, левой рукой крепко
зажимают нос, держа в это время в правой руке стакан с водой. Ребенок
пьет воду малень-
кими глотками,
непрерывно, не вдыхая воздуха. Когда станет вовсе невмоготу, можно
разрешить вдохнуть. По всем правилам, после этого икота должна пройти.
Если этого не случилось, процедуру повторяют, но уже с большей
выдержкой. При икоте центрального генеза по назначению врача используют
лекарственные средства – галоперидол, седуксен.
Метеоризм –
вздутие живота, возникающее вследствие усиленного газообразования и
замедленного продвижения газов по кишечнику. Иногда наблюдается при
усиленном заглатывании воздуха и чрезмерном употреблении в пищу черного
хлеба, молока, картофеля, бобовых, квашеной капусты. Уменьшают или
полностью снимают метеоризм с помощью активированного угля по 0,5-1
таблетки 2 раза в день, полифепама, смекты, эспумизана, клизмы с настоем
ромашки. Детям раннего возраста и лежачим больным вводят газоотводную
трубку, один конец которой (с закругленным краем) смазывается
вазелиновым маслом и осторожно вводится в прямую кишку на глубину не
менее 10 см, а второй конец опускается в подкладное судно (из трубки
может вытекать жидкое содержимое кишечника). Газоотводную трубку можно
оставлять в кишечнике не более чем на 30-40 мин, после облегчения
состояния больного ее следует осторожно удалить
(рис. 50).
Рис. 50. Введение газоотводной трубки
Своевременное
опорожнение кишечника также помогает устранить метеоризм. Отсутствие в
течение 2 дней самостоятельного стула у тяжелых лежачих больных служит
показанием для проведения очистительной клизмы. Следует помнить, что
длительные запоры могут приводить к образованию «каловой пробки»,
которая, в свою очередь, может вызвать вздутие кишечника из-за нарушения
отхода кишечных газов.
Запор –
задержка стула в течение 2 сут (48 ч) вследствие замедленного
опорожнения кишечника. Различают атонические и спастические запоры.
Первые возникают при ослаблении кишечной мускулатуры и перистальтики,
вторые – при повышении тонуса мышц в отдельных участках толстой кишки.
Для оказания помощи детям с атоническими запорами из рациона исключают
легкоусвояемые продукты (сметану, каши и т.п.) и назначают диету,
содержащую большое количество растительной клетчатки (капусту, свеклу,
чернослив, черный хлеб из муки грубого помола). Таким детям
противопоказан сидячий образ жизни. Вырабатывают ежедневный рефлекс на
опорожнение кишечника, используют массаж живота, дают лекарственные
средства (ферментные препараты, желчегонные и др.). В отдельных случаях
рекомендуют послабляющие средства, в основном растительного
происхождения (ревень, кору крушины), реже солевые (20 % раствор
сульфата магния по 1 чайной ложке натощак). Следует помнить о
необходимости подбора индивидуальной дозы слабительных для детей.
Из
рациона детей, страдающих спастическими запорами, исключают грубую
пищу, богатую клетчаткой. Рекомендуется больше двигаться, приучаться к
опорожнению кишечника в определенное время. Назначают лекарственные
средства, успокаивающие нервную систему (валериана, бромиды). При
упорных запорах ставят очистительные клизмы.
Понос (диарея)
наиболее часто возникает при кишечной инфекции и связан с действием
патогенных микроорганизмов и усиленной перистальтикой кишечника. Реже
наблюдается при кишечном дисбактериозе, недостаточности поджелудочной
железы, хроническом энтерите. Наличие в каловых массах большого
количества слизи, крови, как правило, указывает на поражение толстой
кишки.
Ребенку для испражнений
выделяют отдельный горшок, который оставляют до врачебного осмотра в
прохладном месте. Каловые массы отправляют в лабораторию для
исследований. При подтверждении кишечной инфекции больного переводят в
инфекционное отделение
или помещают в отдельный бокс. Проводят текущую дезинфекцию. Горшки, подкладные судна дезинфицируют.
С
момента появления поноса необходимо давать ребенку дополнительное
количество жидкости, чтобы избежать дегидратации (обезвоживания).
Лечение детей, у которых выявлены признаки обезвоживания, включает
применение раствора, приготовленного из солей для пероральной
регидратации (СПР). СПР часто поступает в пакетах. Ингредиенты,
содержащиеся в пакете (регидрон и др.), размешивают в 1 л питьевой воды.
При отсутствии пакетов СПР раствор для пероральной регидратации может
быть приготовлен из солей и сахаров непосредственно в домашних условиях
или отделении. На 1 л кипяченой воды необходимо 3,5 г хлорида натрия
(обычная соль), 20 г глюкозы безводной или 22 г глюкозы моногидрата или
40 г сахарозы (обычный сахар), 2,5 г бикарбоната натрия (пищевая сода),
1,5 г хлорида калия. Сахар и соли должны быть полностью растворены. При
отсутствии бикарбоната натрия и хлорида калия можно обойтись без них.
Свежий раствор СПР готовят ежедневно в чистой посуде. Посуду с раствором
следует держать закрытой. Остатки раствора, приготовленного накануне,
следует вылить. Необходимо давать после каждого жидкого стула 50-100 мл
раствора СПР ребенку в возрасте до 2 лет, 100-200 г – детям старше 2
лет.
При
поносе неинфекционного генеза назначают легкоусвояемую диету с большим
количеством белка, витаминов С и группы В, жидкости. Не рекомендуют
молоко и молочные продукты, жирное, жареное, растительную клетчатку.
Детей следует подмывать после каждого опорожнения, смазывать вазелином
или детским кремом кожу вокруг анального отверстия.
Появление
дегтеобразного стула или крови в стуле указывает на желудочно-кишечное
кровотечение. Даже при хорошем самочувствии ребенка срочно укладывают в
постель, вызывают врача.
Боль в животе –
самый частый и наиболее характерный признак острого или обострения
хронического заболевания желудочнокишечного тракта у детей. При
появлении болей необходима консультация врача, до прихода которого
ребенка следует уложить в постель. Обращают внимание на поведение
ребенка во время приступа болей, положение в постели: оно может быть
вынужденным (коленно-локтевое, на боку, с согнутыми ногами и т.п.).
Применение грелок или лекарственных средств, снимающих болевой приступ,
противопоказано, так как это может затруднить правильную диагностику,
привес-
ти к ошибке. Запрещается также до прихода врача давать слабительные средства и ставить клизмы.
Копростаз –
скопление каловых масс в дистальных (нижних) отделах тонкой кишки или
толстой кишке. Копростаз сопровождается схваткообразными болями в
животе. Неотложная помощь заключается в назначении сифонной клизмы и
лекарственных препаратов (дротаверин, дюспаталин, микролакс, лактулоза,
софтовак и др.).
Помощь ребенку с острым гастритом. Заболевание
встречается у детей любого возраста и возникает вследствие алиментарных
погрешностей (переедание, недоброкачественная пища, нарушения режима
питания), при токсикоинфекциях, приеме некоторых лекарственных
препаратов (бромидов). Ребенку назначают строгий постельный режим,
промывают желудок 0,5-1 % раствором натрия гидрокарбоната, изотоническим
раствором натрия хлорида, минеральной или теплой водой. Делают сифонную
клизму или дают слабительные (магния сульфат из расчета 1 г на 1 год
жизни в 50-100 мл воды). На подложечную область кладут грелку, на живот –
согревающие компрессы. Назначают обильное питье, диету, адсорбирующие
средства (активированный уголь, полифепан, смекту), антибактериальные и
спазмолитические средства.
Помощь ребенку с пищевой аллергией. Аллергеном
у ребенка может стать практически любой пищевой продукт. Хотя пищевую
аллергию выделяют как отдельное заболевание, часто она может являться
этиологическим фактором, вызывающим атопический дерматит, экзему,
энурез, диарею, отит, поллиноз, бронхиальную астму и др. В свою очередь,
аллергию на белки коровьего молока рассматривают как отдельное
заболевание или как вариант пищевой аллергии. К числу продуктов питания,
идентифицированных как аллергенные, относят более 160 пищевых
продуктов. На долю 8 из них приходится более 90% всех аллергических
реакций на пищу. В «большую восьмерку» включены: коровье молоко, яйца,
рыба, ракообразные, арахис, соя, орехи, пщеница.
При
пищевой аллергии сильно выражена зависимость реакции от дозы аллергена.
Тяжелые реакции на минимальное количество аллергена возможны только при
очень высокой степени сенсибилизации к конкретным видам пищи (рыба,
яйца, орехи). При низкой сенсибилизации больные дети принимают небольшие
количества аллергенного продукта совершенно без последствий, за
исключением детей раннего возраста.
Основной
метод лечения – исключение продукта, который стал причиной пищевой
аллергии, из рациона больного. Принципиально у детей с пищевой аллергией
возможно проведение 3 типов элиминационных диет:
– исключение из рациона одного или несколько продуктов, вызывающих аллергию;
– определение разрешенных продуктов и элиминация всех остальных (олигоантигенная диета);
– элементная диета (гидролизные или аминокислотные смеси). Всем детям из группы риска по развитию пищевой аллергии дают
однокомпонентные продукты –
каши без молока и сахара, состоящие из одного вида зерна, фруктовые или
овощные пюре и соки из одного вида фрукта или овоща. К продуктам низкой
степени аллергенности относят тыкву, кабачок, цветную капусту, зеленое
яблоко, сливу, грушу, рисовую кашу, индейку. Детям с пищевой аллергией
на первом году жизни достаточно 1 вида каш, 1 вида мяса, 1-2 видов
овощей и фруктов. Имеются смеси для вскармливания здоровых детей из
группы риска по развитию пищевой аллергии: «Нутрилон гипоаллергенный 1 и
2», «Nutricia», Голландия).
Для
снятия острых проявлений пищевой аллергии применяют различные
антигистаминные препараты преимущественно 2-го поколения. Но при
определенных показаниях назначаются инъекционные формы Н1-блокаторов
1-го поколения. Такие препараты, как дезлоратадин, лоратадин,
выпускаются в виде сиропа и практически не имеют возрастных ограничений к
применению. Продолжительность курсового лечения составляет 7-10 дней.
Основой лечения тяжелых аллергических реакций, обусловленных пищевыми аллергенами, является адреналин и кортикостероидные гормоны (преднизолон).
Водный раствор адреналина 0,01 мг/кг (максимально 0,5 мг) вводится
внутримышечно каждые 5-15 минут для поддержания артериального давления
при коллапсе.
Для улучшения
процессов расщепления антигенных субстанций пищи, коррекции
ферментативных и дисбиотических нарушений, наблюдающихся при пищевой
аллергии, применяют энтеросорбенты (полифепан, энтеросорб,
активированный уголь), ферментные препараты (фестал, креон, панзинорм и
др.) и пробиотики (аципол, бактиспорин, бифиформ, бактисубтил, энтерол).
Эти средства назначают в острый и подострый период пищевой аллергии, а
также в качестве профилактических средств.
Помощь при травмах брюшной стенки. Причины
травм брюшной полости у детей разнообразны – занятия спортом, падения,
автокатастрофы. Повредить брюшную полость можно также при бытовой
травме. Травма проявляется болями в животе различной степени
выраженности. При сильных болях могут быть обмороки. Неотложная помощь
состоит в назначении холода на область живота. Следует обязательно
вызвать врача.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы основные симптомы заболеваний желудочно-кишечного тракта?
2. В чем заключаются особенности питания детей при заболеваниях желудочно-кишечного тракта?
3. Как следует кормить тяжелобольного с поражением органов пищеварения?
4. В чем состоит уход за больным при рвоте?
5. Как помочь детям при тошноте, отрыжке?
6. Что необходимо сделать при изжоге, икоте у ребенка с заболеванием желудочно-кишечного тракта?
7. В чем заключаются мероприятия по борьбе с метеоризмом?
8. Как помочь больным, страдающим запорами?
9. Как помочь ребенку при поносе?
10. Какая должна быть оказана помощь ребенку с болями в животе?
11. Как приготовить раствор для пероральной регидратации?
12. В чем состоит помощь ребенку с острым гастритом?
Источник