Острая кишечная непроходимость курсовая работа
Острая кишечная непроходимость как синдром, характеризующийся нарушением пассажа кишечного содержимого в направлении от желудка к прямой кишке. Анатомо-морфологические изменения в желудочно-кишечном тракте. Патогенез и патофизиологические изменения.
Подобные документы
Кишечная непроходимость (странгуляционная), вызванная заворотом кишки. Патология внутриутробного развития плода. Нарушение пассажа кишечного содержимого. Прекращение перистальтики кишечника в результате истощения моторной функции или некроза кишки.
статья, добавлен 07.10.2013
Группы кишечной непроходимости. Рентгенологическое исследование как основной специальный метод диагностики. Общие признаки острого аппендицита, язвы желудка, острого холецистита и панкреатита. Сестринские вмешательства для решения проблем пациента.
реферат, добавлен 20.04.2011
Лечение динамической кишечной непроходимости и факторы, способствующие ее возникновению. Результаты оперативного лечения острой кишечной непроходимости, фазы ее клинического течения. Осмотр живота, комплекс симптомов и методика диагностики болезни.
статья, добавлен 01.06.2014
Илеус – состояние, развивающееся при прекращении пассажа содержимого по кишечной трубке. Характеристика анатомических, физиологических особенностей человеческого кишечника. Острая кишечная непроходимость – стадийно протекающий патологический процесс.
презентация, добавлен 09.09.2016
Непроходимость кишечника как синдром нарушения продвижения кишечного содержимого по ЖКТ от желудка до анального отверстия, основные причины его возникновения и первичные симптомы. Предрасполагающие моменты развития данного состояния и его последствия.
реферат, добавлен 04.03.2010
Причины спаечной непроходимости – нарушения пассажа по кишечнику, вызванного спаечным процессом в брюшной полости. Симптомы кишечной непроходимости, ее формы: обтурация, странгуляция и динамическая непроходимость. Сущность шинирования тонкого кишечника.
реферат, добавлен 13.02.2016
Классификация, причины и симптомы острой кишечной непроходимости. Проведение дифференциальной диагностики между ОКН и заболеваниями, имеющими сходные клинические признаки. Методы восстановления функции кишечника. Послеоперационное ведение больных.
реферат, добавлен 11.09.2014
Разрешение странгуляционной кишечной непроходимости. Развитие “окислительного стресса”. Нарушение микроциркуляции в кишке и ее брыжейке. Реперфузионные повреждения тонкой кишки при острой кишечной непроходимости. Изменения центральной гемодинамики.
автореферат, добавлен 09.01.2018
Классификация, причины и принципы диагностики острой кишечной непроходимости. Особенности клинического обследования и основные симптомы заболевания. Организация сестринского процесса в хирургическом отделении, методика лечения и ухода за больными.
курсовая работа, добавлен 18.04.2015
Патофизиологические изменения в организме. Непроходимость кишечника как заболевание, характеризующееся частичным или полным нарушением продвижения содержимого по пищеварительному тракту. Появление боли в момент возникновения перистальтической волны.
курсовая работа, добавлен 18.04.2015
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Классификация, причины и принципы диагностики острой кишечной непроходимости. Особенности клинического обследования и основные симптомы заболевания. Организация сестринского процесса в хирургическом отделении, методика лечения и ухода за больными.
Подобные документы
Характеристика понятия, сущности и классификации острой кишечной непроходимости. Изучение этиологии, патогенеза, клиники заболевания. Описание особенностей дифференциальной диагностики, консервативного и оперативного лечения непроходимости кишечника.
презентация, добавлен 29.10.2014
Основные симптомы кишечной непроходимости. Определение и классификация заболевания, его этиология и патогенез, клиника, способы и алгоритм диагностики. Первая медицинская помощь больному с острой кишечной непроходимостью на догоспитальном этапе.
курсовая работа, добавлен 19.01.2012
Классификация, причины и симптомы острой кишечной непроходимости. Проведение дифференциальной диагностики между ОКН и заболеваниями, имеющими сходные клинические признаки. Методы восстановления функции кишечника. Послеоперационное ведение больных.
реферат, добавлен 11.09.2014
Виды, причины, симптомы механической и функциональной кишечной непроходимости у человека. Методы диагностики и лечения заболевания. Содержание этапов сестринского процесса по оказанию помощи пациенту в предоперационный и послеоперационный период.
презентация, добавлен 04.12.2016
Острая кишечная непроходимость как нарушение пассажа кишечного содержимого по желудочно-кишечному тракту. Классификация кишечной непроходимости, предрасполагающие факторы и причины. Клинические проявления заболевания, обследование, диагноз и лечение.
презентация, добавлен 24.11.2019
Механизм нарушения проходимости кишки у пациента. Острые и хронические заболевания органов брюшной полости. Проблема диагностики и лечения острой кишечной непроходимости. Принципы послеоперационного ведения больных с заболеваниями брюшной полости.
лекция, добавлен 03.03.2018
Классификация острой кишечной непроходимости. Клиника и диагностика заболевания. Методы исследования при нарушении продвижения содержимого по кишечнику. Проведение оперативного и консервативного лечения. Особенность применения перидуральной анестезии.
презентация, добавлен 14.05.2018
Диагностика острой неопухолевой кишечной непроходимости, этиология заболевания. Пути лечения, принципы реабилитации, профилактика патологии. Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания. Критерии оценки качества медицинской помощи.
курсовая работа, добавлен 23.06.2018
Классификация и типы повреждений челюстно-лицевой области, клинические проявления, методы диагностики и лечения. Основные этапы и специфические особенности сестринского процесса, его организация в хирургическом отделении и результаты реализации.
дипломная работа, добавлен 24.02.2016
Илеус – состояние, развивающееся при прекращении пассажа содержимого по кишечной трубке. Характеристика анатомических, физиологических особенностей человеческого кишечника. Острая кишечная непроходимость – стадийно протекающий патологический процесс.
презентация, добавлен 09.09.2016
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Îñòðàÿ êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü êàê ñèíäðîì, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ íàðóøåíèåì ïàññàæà êèøå÷íîãî ñîäåðæèìîãî â íàïðàâëåíèè îò æåëóäêà ê ïðÿìîé êèøêå. Àíàòîìî-ìîðôîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå. Ïàòîãåíåç è ïàòîôèçèîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
2.6 Ñåñòðèíñêèå ìåðîïðèÿòèÿ ïðè êîíñåðâàòèâíîì ëå÷åíèè
Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå äîëæíî öåëåíàïðàâëåííî âîçäåéñòâîâàòü íà çâåíüÿ ïàòîãåíåçà êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè. Ïðèíöèïû åãî çàêëþ÷àþòñÿ â ñëåäóþùåì.
Âî-ïåðâûõ, ñëåäóåò îáåñïå÷èòü äåêîìïðåññèþ ïðîêñèìàëüíûõ îòäåëîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ïóòåì àñïèðàöèè ñîäåðæèìîãî ÷åðåç íàçîãàñòðàëüíûé èëè íàçîèíòåñòèíàëüíûé (óñòàíîâëåííûé âî âðåìÿ îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà) çîíä. Ïîñòàíîâêà î÷èñòèòåëüíîé è ñèôîííîé êëèçìû ïðè èõ ýôôåêòèâíîñòè («ðàçìûâàíèå» ïëîòíûõ êàëîâûõ ìàññ) ïîçâîëÿåò îïîðîæíèòü òîëñòóþ êèøêó, ðàñïîëîæåííóþ âûøå ïðåïÿòñòâèÿ è, â ðÿäå ñëó÷àåâ, ðàçðåøèòü íåïðîõîäèìîñòü. Ïðè îïóõîëåâîé òîëñòîêèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè æåëàòåëüíà èíòóáàöèÿ ñóæåííîãî ó÷àñòêà êèøêè äëÿ ðàçãðóçêè ïðèâîäÿùåãî îòäåëà.
Âî-âòîðûõ, íåîáõîäèìà êîððåêöèÿ âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ íàðóøåíèé è ëèêâèäàöèÿ ãèïîâîëåìèè. Îáùèå ïðàâèëà ïîäîáíîé òåðàïèè èçëîæåíû â ãëàâå III, çäåñü îòìåòèì ëèøü, ÷òî îáúåì èíôóçèîííîé òåðàïèè, ïðîâîäèìîé ïîä êîíòðîëåì ÖÂÄ è äèóðåçà (æåëàòåëüíà êàòåòåðèçàöèÿ îäíîé èç öåíòðàëüíûõ âåí è íàëè÷èå êàòåòåðà â ìî÷åâîì ïóçûðå), äîëæåí ñîñòàâëÿòü íå ìåíåå 3-4 ëèòðîâ. Îáÿçàòåëüíî âîñïîëíåíèå äåôèöèòà êàëèÿ, òàê êàê îí ñïîñîáñòâóåò óñóãóáëåíèþ ïàðåçà êèøå÷íèêà.
Â-òðåòüèõ, äëÿ óñòðàíåíèÿ ðàññòðîéñòâ ãåìîäèíàìèêè ïîìèìî àäåêâàòíîé ðåãèäðàòàöèè íàäëåæèò èñïîëüçîâàòü ðåîëîãè÷åñêè àêòèâíûå ñðåäñòâà – ðåîïîëèãëþêèí, ïåíòîêñèôèëëèí è äð.
Â-÷åòâåðòûõ, âåñüìà æåëàòåëüíà íîðìàëèçàöèÿ áåëêîâîãî áàëàíñà ñ ïîìîùüþ ïåðåëèâàíèÿ áåëêîâûõ ãèäðîëèçàòîâ, ñìåñè àìèíîêèñëîò, àëüáóìèíà, ïðîòåèíà, à â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ – ïëàçìû êðîâè.
Â-ïÿòûõ, ñëåäóåò âîçäåéñòâîâàòü íà ïåðèñòàëüòè÷åñêóþ àêòèâíîñòü êèøå÷íèêà: ïðè óñèëåííîé ïåðèñòàëüòèêå è ñõâàòêîîáðàçíûõ áîëÿõ â æèâîòå íàçíà÷àþò ñïàçìîëèòèêè (àòðîïèí, ïëàòèôèëëèí, íî-øïó è äð.), ïðè ïàðåçå – ñðåäñòâà ñòèìóëèðóþùèå ìîòîðíî-ýâàêóàöèîííóþ ñïîñîáíîñòü êèøå÷íîé òðóáêè: âíóòðèâåííîå ââåäåíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà õëîðèäà íàòðèÿ (èç ðàñ÷åòà 1 ìë/êã ìàññû òåëà áîëüíîãî), ãàíãëèîáëîêàòîðû, ïðîçåðèí, óáðåòèä, ìíîãîàòîìíûå ñïèðòû, íàïðèìåð, ñîðáèòîë, òîêè Áåðíàðà íà ïåðåäíþþ áðþøíóþ ñòåíêó).
È, íàêîíåö, ïîñëåäíåå (ïî ïîðÿäêó, íî íå ïî çíà÷åíèþ), æèçíåííî íåîáõîäèìû ìåðîïðèÿòèÿ, îáåñïå÷èâàþùèå äåòîêñèêàöèþ è ïðîôèëàêòèêó ãíîéíî-ñåïòè÷åñêèõ îñëîæíåíèé. Ñ ýòîé öåëüþ ïîìèìî ïåðåëèâàíèÿ çíà÷èòåëüíûõ êîëè÷åñòâà æèäêîñòè, íóæíî èñïîëüçîâàòü èíôóçèþ íèçêîìîëåêóëÿðíûõ ñîåäèíåíèé (ãåìîäåç, ñîðáèòîë, ìàííèòîë è äð.) è àíòèáàêòåðèàëüíûå ñðåäñòâà.
Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ïîêàçàíî ïðè äèíàìè÷åñêîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè. Ìåõàíè÷åñêàÿ íåïðîõîäèìîñòü â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ òðåáóåò õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà. Îäíàêî â ïåðâûå ÷àñû çàáîëåâàíèÿ äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà ìåõàíè÷åñêîé è äèíàìè÷åñêîé íåïðîõîäèìîñòè íå âñåãäà âîçìîæíà, ïîýòîìó ïðèáåãàòü ê ýêñòðåííîé îïåðàöèè íå ñëåäóåò, çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ áåññïîðíî äîêàçàííîé ñòðàíãóëÿöèè èëè íàëè÷èÿ ïåðèòîíèòà. Êðîìå òîãî, êîíñåðâàòèâíûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ëèêâèäèðîâàòü è íåêîòîðûå ôîðìû ìåõàíè÷åñêîé îáòóðàöèîííîé íåïðîõîäèìîñòè – êîïðîñòàç, ñïàå÷íûå ôîðìû íåïðîõîäèìîñòè, îáòóðàöèþ êèøêè îïóõîëüþ.
Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå âêëþ÷àåò â ñåáÿ:
1. Âîçäåéñòâèå íà âåãåòàòèâíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó – äâóñòîðîííÿÿ ïàðàíåôðàëüíàÿ íîâîêàèíîâàÿ áëîêàäà
2. Äåêîìïðåññèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ïóòåì àñïèðàöèè ñîäåðæèìîãî ÷åðåç íàçî-ãàñòðàëüíûé çîíä è ñèôîííóþ êëèçìó.
3. Êîððåêöèþ âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ ðàññòðîéñòâ, äåçèíòîêñèêàöèîííóþ, ñïàçìîëèòè÷åñêóþ òåðàïèþ, íîðìàëèçàöèþ.
Âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèè êèøå÷íèêà ñïîñîáñòâóåò äåêîìïðåññèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, òàê êàê âçäóòèå êèøå÷íèêà âëå÷åò çà ñîáîé íàðóøåíèå êàïèëëÿðíîãî à ïîçæå âåíîçíîãî è àðòåðèàëüíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ â ñòåíêå êèøêè è ïðîãðåññèâíîå óõóäøåíèå ôóíêöèè êèøå÷íèêà. Äëÿ êîìïåíñàöèè âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ íàðóøåíèé èñïîëüçóåòñÿ ðàñòâîð Ðèíãåðà-Ëîêêà, êîòîðûé ñîäåðæèò íå òîëüêî èîíû íàòðèÿ è õëîðà, íî è âñå íåîáõîäèìûå êàòèîíû. Äëÿ êîìïåíñàöèè ïîòåðü êàëèÿ â ñîñòàâ èíôóçèîííûõ ñðåä âêëþ÷àþò ðàñòâîðû êàëèÿ íàðÿäó ñ ðàñòâîðàìè ãëþêîçû ñ èíñóëèíîì. Ïðè íàëè÷èè ìåòàáîëè÷åñêîãî àöèäîçà íàçíà÷àþò ðàñòâîð áèêàðáîíàòà íàòðèÿ. Ïðè ÎÊÍ ðàçâèâàåòñÿ äåôèöèò îáúåìà öèðêóëèðóþùåé êðîâè â îñíîâíîì çà ñ÷åò ïîòåðè ïëàçìåííîé ÷àñòè êðîâè, ïîýòîìó íåîáõîäèìî ââîäèòü ðàñòâîðû àëüáóìèíà, ïðîòåèíà, ïëàçìû, àìèíîêèñëîò. Äëÿ óëó÷øåíèÿ ìèêðîöèðêóëÿöèè íàçíà÷àþò ðåîïîëèãëþêèí ñ êîìïëàìèíîì è òðåíòàëîì. Ïî ïîêàçàíèÿì ïðèìåíÿþò êàðäèîòðîïíûå ïðåïàðàòû.
Êðèòåðèåì àäåêâàòíîãî îáúåìà ââîäèìûõ èíôóçèîííûõ ñðåä ñëóæèò íîðìàëèçàöèÿ îáúåìà öèðêóëèðóþùåé êðîâè, ïîêàçàòåëåé ãåìàòîêðèòà, öåíòðàëüíîãî âåíîçíîãî äàâëåíèÿ, óâåëè÷åíèå äèóðåçà. Ïî÷àñîâîé äèóðåç äîëæåí áûòü íå ìåíåå 40 ìë/÷. Îòõîæäåíèå îáèëüíîãî êîëè÷åñòâà ãàçîâ è êàëà, ïðåêðàùåíèå áîëåé è óëó÷øåíèå ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî ïîñëå ïðîâåäåíèÿ êîíñåðâàòèâíûõ ìåðîïðèÿòèé ñâèäåòåëüñòâóåò î ðàçðåøåíèè êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè. Åñëè êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå íå äàåò ýôôåêòà â òå÷åíèå 2-3 ÷àñîâ, òî áîëüíîãî íåîáõîäèìî îïåðèðîâàòü. Ïðèìåíåíèå ñðåäñòâ, âîçáóæäàþùèõ ïåðèñòàëüòèêó, à òàêæå ñëàáèòåëüíûõ, ïðè íåëèêâèäèðîâàííîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè ïðîòèâîïîêàçàíî.
Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ïîêàçàíî òàê æå ïðè äèíàìè÷åñêîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè. Ìåõàíè÷åñêàÿ íåïðîõîäèìîñòü â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ òðåáóåò õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà. Îäíàêî â ïåðâûå ÷àñû çàáîëåâàíèÿ äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà ìåõàíè÷åñêîé è äèíàìè÷åñêîé íåïðîõîäèìîñòè íå âñåãäà âîçìîæíà, ïîýòîìó ïðèáåãàòü ê ýêñòðåííîé îïåðàöèè íå ñëåäóåò, çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ áåññïîðíî äîêàçàííîé ñòðàíãóëÿöèè èëè íàëè÷èÿ ïåðèòîíèòà. Êðîìå òîãî, êîíñåðâàòèâíûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ëèêâèäèðîâàòü è íåêîòîðûå ôîðìû ìåõàíè÷åñêîé îáòóðàöèîííîé íåïðîõîäèìîñòè – êîïðîñòàç, ñïàå÷íûå ôîðìû íåïðîõîäèìîñòè, îáòóðàöèþ êèøêè îïóõîëüþ.
Êîíñåðâàòèâíûå ìåðîïðèÿòèÿ âêëþ÷àåò â ñåáÿ:
Âîçäåéñòâèå íà âåãåòàòèâíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó – äâóñòîðîííÿÿ ïàðàíåôðàëüíàÿ íîâîêàèíîâàÿ áëîêàäà.
Äåêîìïðåññèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ïóòåì àñïèðàöèè ñîäåðæèìîãî ÷åðåç íàçî-ãàñòðàëüíûé çîíä è ñèôîííóþ êëèçìó (î÷åíü îáëåã÷àåò ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà).
Êîððåêöèþ âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ ðàññòðîéñòâ, äåçèíòîêñèêàöèîííóþ, ñïàçìîëèòè÷åñêóþ òåðàïèþ, íîðìàëèçàöèþ Âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèè êèøå÷íèêà ñïîñîáñòâóåò äåêîìïðåññèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, òàê êàê âçäóòèå êèøå÷íèêà âëå÷åò çà ñîáîé íàðóøåíèå êàïèëëÿðíîãî à ïîçæå âåíîçíîãî è àðòåðèàëüíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ â ñòåíêå êèøêè è ïðîãðåññèâíîå óõóäøåíèå ôóíêöèè êèøå÷íèêà.
Äëÿ êîìïåíñàöèè âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ íàðóøåíèé èñïîëüçóåòñÿ ðàñòâîð Ðèíãåðà-Ëîêêà, êîòîðûé ñîäåðæèò íå òîëüêî èîíû íàòðèÿ è õëîðà, íî è âñå íåîáõîäèìûå êàòèîíû. Äëÿ êîìïåíñàöèè ïîòåðü êàëèÿ â ñîñòàâ èíôóçèîííûõ ñðåä âêëþ÷àþò ðàñòâîðû êàëèÿ íàðÿäó ñ ðàñòâîðàìè ãëþêîçû ñ èíñóëèíîì. Ïðè íàëè÷èè ìåòàáîëè÷åñêîãî àöèäîçà íàçíà÷àþò ðàñòâîð áèêàðáîíàòà íàòðèÿ. Ïðè ÎÊÍ ðàçâèâàåòñÿ äåôèöèò îáúåìà öèðêóëèðóþùåé êðîâè â îñíîâíîì çà ñ÷åò ïîòåðè ïëàçìåííîé ÷àñòè êðîâè, ïîýòîìó íåîáõîäèìî ââîäèòü ðàñòâîðû àëüáóìèíà, ïðîòåèíà, ïëàçìû, àìèíîêèñëîò. Äëÿ óëó÷øåíèÿ ìèêðîöèðêóëÿöèè íàçíà÷àþò ðåîïîëèãëþêèí ñ êîìïëàìèíîì è òðåíòàëîì. Ïî ïîêàçàíèÿì ïðèìåíÿþò êàðäèîòðîïíûå ïðåïàðàòû.
Ïîñëåîïåðàöèîííîå âåäåíèå áîëüíûõ.
Îñîáåííîñòüþ ïîñëåîïåðàöèîííîãî ïåðèîäà ïðè ÎÊÍ ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå ïàðåçà êèøå÷íèêà, âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ ðàññòðîéñòâ, òÿæåëîé èíòîêñèêàöèè, îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà, íàðóøåíèé êèñëîòíî-ùåëî÷íîãî ñîñòîÿíèÿ. Ïîýòîìó ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà óñòðàíåíèå ýòèõ ïàòîãåíåòè÷åñêèõ ìîìåíòîâ, íà÷àòûå â ïðåäîïåðàöèîííîì ïåðèîäå è ïðîâîäèìûå âî âðåìÿ îïåðàöèè, äîëæíû ïðîäîëæàòüñÿ è ïîñëå îïåðàöèè.
Áîëüøîå çíà÷åíèå â ïðîôèëàêòèêå è ëå÷åíèè ïàðåçà ïðèíàäëåæèò äåêîìïðåññèè êèøå÷íèêà. Ýòî äîñòèãàåòñÿ äëèòåëüíîé àñïèðàöèè êèøå÷íîãî ñîäåðæèìîãî ÷åðåç çîíä Ìèëëåðà-Ýááîòòà è, â ìåíüøåé ñòåïåíè, àñïèðàöèåé æåëóäî÷íîãî ñîäåðæèìîãî. Ïîñòîÿííàÿ àñïèðàöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ â òå÷åíèå 3-4 ñóòîê, äî óìåíüøåíèÿ èíòîêñèêàöèè è ïîÿâëåíèÿ ïåðèñòàëüòèêè êèøå÷íèêà.  òå÷åíèå ýòîãî âðåìåíè áîëüíîé íàõîäèòñÿ íà ïàðåíòåðàëüíîì ïèòàíèè. Ñóòî÷íûé îáúåì èíôóçèîííûõ ñðåä ñîñòàâëÿåò 3-4 ë.
Âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèè êèøå÷íèêà ñïîñîáñòâóåò êîððåêöèè âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ ðàññòðîéñòâ. Äëÿ ñòèìóëÿöèè ìîòîðíîé ôóíêöèè êèøå÷íèêà èñïîëüçóþò ïàðàíåôðàëüíóþ íîâîêàèíîâóþ áëîêàäó, àíòèõîëèíýñòåðàçíûå ïðåïàðàòû (ïðîçåðèí), ãàíãëèîáëîêàòîðû (äèêîëèí, äèìåêîëèí), ãèïåðòîíè÷åñêèé ðàñòâîð õëîðèñòîãî íàòðèÿ, òîêè Áåðíàðà, î÷èñòèòåëüíûå êëèçìû.
Òÿæåëûì áîëüíûì íàçíà÷àþò êîðòèêîñòåðîèäû äëÿ ïðîôèëàêòèêè è ëå÷åíèÿ àäðåíîêîðòèêàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè, âîçíèêàþùåé áëàãîäàðÿ øîêó è èíòîêñèêàöèè. Ïîñëå îïåðàöèè âñåì áîëüíûì íàçíà÷àþò àíòèáèîòèêè. Àíòèáèîòèêàìè ñèñòåìàòè÷åñêè ïðîìûâàþò áðþøíóþ ïîëîñòü, åñëè ïðîâîäèëîñü åå äðåíèðîâàíèå. Òàêæå ïîêàçàíà àíòèêîàãóëÿíòíàÿ òåðàïèÿ ïîä êîíòðîëåì êîàãóëîãðàììû, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü ïîñëåäñòâèÿ ñîñóäèñòûõ íàðóøåíèé ïðè ÎÊÍ.
Îñîáåííîñòè ïîñëåîïåðàöèîííîãî ïåðèîäà.
Ïåðâûå ñóòêè ïîñëå îïåðàöèè ïîêàçàí ïîñòåëüíûé ðåæèì. Ïðèíèìàòü ïèùó è âîäó ìîæíî ïî ñîãëàñîâàíèþ ñ ëå÷àùèì âðà÷îì, ïîñêîëüêó ýòî çàâèñèò îò îáúåìà îïåðàöèè. Âñòàâàòü è õîäèòü ìîæíî òîëüêî ñî ñïåöèàëüíûì îðòîïåäè÷åñêèì áàíäàæîì, êîòîðûé ñíèæàåò íàãðóçêó íà øâû è óìåíüøàåò áîëè ïðè äâèæåíèè. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðàâèëüíî ïîäîáðàòü áàíäàæ, íåîáõîäèìî çíàòü îáúåì òàëèè áîëüíîãî.  ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå, âïëîòü äî âûïèñêè èç ñòàöèîíàðà, íîãè äîëæíû áûòü çàáèíòîâàíû ýëàñòè÷åñêèì áèíòîì.
Ïðîôèëàêòèêà îñòðîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè.
Îñíîâíûì ìåòîäîì ïðîôèëàêòèêè âîçíèêíîâåíèÿ è ðåöèäèâà êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè ÿâëÿåòñÿ ñâîåâðåìåííîå ëå÷åíèå çàáîëåâàíèé, âûçûâàþùèõ íàðóøåíèå ïàññàæà ïèùè ïî êèøå÷íèêó. Ñþäà îòíîñèòñÿ ñâîåâðåìåííîå ëå÷åíèå ãðûæ ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêè, ïëàíîâîå äèñïàíñåðíîå îáñëåäîâàíèå òîëñòîãî êèøå÷íèêà íà ïðåäìåò íàëè÷èÿ îíêîëîãè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ è ðàäèêàëüíîå ëå÷åíèå îïóõîëåé òîëñòîé êèøêè.
Ïðè âûïîëíåíèè îïåðàöèé íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè ïðåäïî÷òåíèå ñëåäóåò îòäàâàòü âèäåîëàïàðîñêîïè÷åñêèì ìåòîäàì îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ, ïîñëå êîòîðûõ ñïàå÷íûé ïðîöåññ ìèíèìàëüíî âûðàæåí, ñîîòâåòñòâåííî ìåíüøå âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ñïàå÷íîé áîëåçíè.
Ïîñëå îïåðàöèé íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè âàæíî ïîìåíÿòü ïèùåâîé ðåæèì. Íåîáõîäèìî ïèòàòüñÿ äðîáíî (êàæäûå 2 – 3 ÷àñà) íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè ñ îãðàíè÷åíèåì ïðîäóêòîâ, ñîäåðæàùèõ â áîëüøîì îáúåìå êëåò÷àòêó è ðàçëè÷íûå ñïåöèè, êîòîðûå ðàçäðàæàþò ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó êèøå÷íèêà.
Íóæíî ñâîåâðåìåííî áîðîòüñÿ ñ çàïîðàìè. ×àñòî ïîìîãàþò ñâå÷è Áèñàêîäèë, âàçåëèíîâîå ìàñëî, êîòîðîå ïðèíèìàþò ïðè õðîíè÷åñêèõ çàïîðàõ ïî 1 – 2 ñòîëîâûõ ëîæêè âî âðåìÿ åäû, à ïðè îñòðûõ ñîñòîÿíèÿõ 50 ìë â äåíü, êëèçìû.
Îñëîæíåíèÿ îñòðîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè.
Ïðè îòñóòñòâèè ëå÷åíèÿ íåïðîõîäèìîñòü êèøå÷íèêà ìîæåò ïðèâîäèòü ê îïàñíûì äëÿ æèçíè îñëîæíåíèÿì, âêëþ÷àÿ òàêèå:
* Èøåìèÿ è íåêðîç (îìåðòâåíèå) ó÷àñòêà êèøå÷íèêà. Ñæàòèå êèøêè íàðóøàåò êðîâîñíàáæåíèå â îòäåëüíîì ó÷àñòêå, ïîýòîìó òêàíè íà÷èíàþò ïîãèáàòü. Ìåðòâàÿ òêàíü òåðÿåò ïðî÷íîñòü, ïîýòîìó â çàòðîíóòîì ó÷àñòêå âîçìîæåí ðàçðûâ (ïåðôîðàöèÿ) ñòåíêè êèøå÷íèêà, êîòîðûé âåäåò ê ïîïàäàíèþ ñîäåðæèìîãî êèøå÷íèêà â áðþøíóþ ïîëîñòü.
* Ïåðèòîíèò. Ïðè çàíåñåíèè èíôåêöèè â áðþøíóþ ïîëîñòü âîçíèêàåò îïàñíîå îñëîæíåíèå – ïåðèòîíèò. Ýòà èíôåêöèÿ òðåáóåò íåìåäëåííîãî ëå÷åíèÿ, â òîì ÷èñëå õèðóðãè÷åñêîãî.
Ïðîáëåìà âíóòðèáîëüíè÷íîé èíôåêöèè â ñòàöèîíàðå.
Ñåñòðèíñêèé ïåðñîíàë äîëæåí çíàòü î ïðîáëåìå âíóòðèáîëüíè÷íûõ èíôåêöèé, èõ âëèÿíèÿ íà òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ, ñìåðòíîñòü.
Íàèáîëåå âîñïðèèì÷èâûìè ê âíóòðèáîëüíè÷íîé èíôåêöèè ÿâëÿþòñÿ ïàöèåíòû õèðóðãè÷åñêèõ îòäåëåíèé. Íàèáîëüøèé ðèñê ðàçâèòèÿ âíóòðèáîëüíè÷íîé èíôåêöèè íàáëþäàåòñÿ ó ïàöèåíòà, ñòðàäàþùåãî òÿæåëûì õðîíè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì, äëèòåëüíî íàõîäÿùåãîñÿ â ñòàöèîíàðå è èìåþùåãî ñàìûé ïðÿìîé êîíòàêò ñ ðàçíûìè ñîòðóäíèêàìè ëå÷åáíîãî ó÷ðåæäåíèÿ.
Íå ðåäêî âñòðå÷àþòñÿ ïîñòèíúåêöèîííûå îñëîæíåíèÿ – èíôèëüòðàò è àáñöåññ. Ïðè÷åì ïðè÷èíîé àáñöåññîâ ÿâëÿþòñÿ:
1) çàãðÿçíåííûå (èíôèöèðîâàííûå) ðóêàìè ñåñòðèíñêîãî ïåðñîíàëà øïðèöû è èãëû.
2) çàãðÿçíåííûå (èíôèöèðîâàííûå) ëåêàðñòâåííûå ðàñòâîðû (èíôèöèðîâàíèå ïðîèñõîäèò ïðè ââåäåíèè èãëû ÷åðåç çàãðÿçíåííóþ ïðîáêó ôëàêîíà).
3) íàðóøåíèå ïðàâèë îáðàáîòêè ðóê ïåðñîíàëà è êîæè ïàöèåíòà â îáëàñòè ìåñòà èíúåêöèè.
4) íåäîñòàòî÷íàÿ äëèíà èãëû äëÿ âíóòðèìûøå÷íîé èíúåêöèè.
Çàêëþ÷åíèå
Âàæíîå çíà÷åíèå â óñïåøíîé äèàãíîñòèêå ÎÊÍ èìååò àíàìíåç. Ïåðåíåñåííûå îïåðàöèè íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè, îòêðûòûå è çàêðûòûå òðàâìû æèâîòà, âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ íåðåäêî ÿâëÿþòñÿ ïðåäïîñûëêîé âîçíèêíîâåíèÿ êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè. Óêàçàíèå íà ïåðèîäè÷åñêèå áîëè â æèâîòå, åãî âçäóòèå, óð÷àíèå, ðàññòðîéñòâà ñòóëà, âíåçàïíîå ôèçè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ïîìîãàåò â ïîñòàíîâêå äèàãíîçà.
Ïðè îñòðîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè íàðóøàþòñÿ âñå ôóíêöèè êèøå÷íèêà. Ïðè âñåõ âèäàõ íåïðîõîäèìîñòè èçìåíåíèÿ â êèøêå çàâèñÿò îò ñîñòîÿíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ. Íàñòóïàåò ðàñòÿæåíèå êèøå÷íèêà. Âåíîçíûé è àðòåðèàëüíûé çàñòîé ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ îòåêà êèøå÷íîé ñòåíêè, óñóãóáëÿåò ðàññòðîéñòâà ãåìîäèíàìèêè. Ãèïîêñèÿ ïðèâîäèò ê êðîâîèçëèÿíèþ è èøåìè÷åñêîìó íåêðîçó, ê ðàçâèòèþ ïåðôîðàöèè êèøå÷íîé ñòåíêè.
Ó 12-14% áîëüíûõ ñ êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòüþ åå ïðè÷èíîé ÿâëÿåòñÿ êàëîâûé çàâàë, ïðè÷èíàìè êîòîðîãî ñëóæàò àòîíèÿ êèøå÷íèêà, çàñòîé êàëîâûõ ìàññ, çàïîðû, ìåãàñèãìû èëè äîëèõîìåãàñèãìû.
Æåë÷íîêàìåííàÿ íåïðîõîäèìîñòü âñòðå÷àåòñÿ ÷àùå ó æåíùèí. Æåë÷íûå êàìíè ïîïàäàþò â ïðîñâåò êèøå÷íèêà ïðè äåñòðóêòèâíîì õîëåöèñòèòå ÷åðåç îáðàçîâàâøååñÿ ñîóñòüå ìåæäó æåë÷íûì ïóçûðåì è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêîé.
Ïðîãíîç ÎÊÍ çàâèñèò îò ñðîêîâ âûïîëíåíèÿ îïåðàöèè, ïðè÷èíû íåïðîõîäèìîñòè, âûðàæåííîñòè ìåñòíûõ èçìåíåíèé, âîçðàñòà áîëüíûõ, ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ðàíåå îáðàùåíèå è ãîñïèòàëèçàöèÿ.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Äàâëèöàðîâà Ê.Å. Îñíîâû óõîäà çà áîëüíûìè. Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü: Ó÷åáíîå ïîñîáèå. – Ì.: Ôîðóì: Èíôà – Ì, 2004 -336 ñ.
2. Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Âåáåð Â.Ð., ×óâàêîâ Ã.È., Ëàïîòíèêîâ Â.À., è äð. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2001-421 ñ.
3. Ñïðàâî÷íèê ìåäèöèíñêîé ñåñòðû. – Ì.: Èçä-âî Ýêñìî, 2002 -326 ñ.
4. Ñïðàâî÷íèê âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè.  2-õ òîìàõ. / Ïîä ðåä. Âîðîáüåâà Í.Ñ. – Ì.: Èçä-âî Ýêñìî, 2005 – 440 ñ.
5. Õèðóðãèÿ, ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé è ñòóäåíòîâ. ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî ïîä ðåäàêöèåé Þ.Ì. Ëîïóõèíà è Â.Ñ. Ñàâåëüåâà; Ìåäèöèíà, 2004-346 ñ.
6. ßðîìè÷ È.Â. Ñåñòðèíñêîå äåëî. Ó÷åáíîå ïîñîáèå./ 5-å èçä. ÎÎÎ «Îíèêñ 21 âåê», 2005.-464 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник