Папка передвижка острая кишечная инфекция

Личная гигиена дошкольников

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Обучение дошкольников гигиене – задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки отдельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Дошкольникам необходимо сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены детей, раскрывать их значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам.

К главным научно-методическим приемам обучения относятся наглядные, словесные, игровые и практические. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он учится все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или иное задание, а в дальнейшем предоставляет ему большую самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все выполнил, следит ли он за личной гигиеной детей, нужно на протяжении всего дошкольного возраста.

Гигиена детей: режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Умывание – первый этап гигиены дошкольников

Детям должно быть удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать росту малышей

Правила мытья рук

  • Ребенку нужно объяснить, что по правилам гигиены детей, до начала мытья рук следует закатать рукава.
  • Надо также показать, как правильно намыливать и мыть руки и лицо, как вытираться после умывания.
  • Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки).
  • Тем более не следует выполнять это действие за него.
  • Воспитатель организует умывание так, чтобы не создавалось очереди.
  • Педагог напоминает детям, чтобы они не забыли закатать рукава, расстегнуть воротники платьев или рубашек.
  • Следит, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха своим полотенцем.
  • Контролируя процесс умывания, воспитатель отмечает ход гигиены детей: все ли подготовлено для умывания: на месте ли мыло, у всех ли детей есть полотенца; чем заняты дети, которые ждут умывания или уже умылись; тщательно ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем; длительность умывания.

Гигиена полости рта у дошкольников

  • Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после обеда полоскать рот теплой водой. Маленьким детям первое время это дается с трудом, но, повторяя нужные движения за взрослыми или сверсниками, они постепенно привыкают правильно полоскать рот.

С 3-4-летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно, выполняя необходимую гигиену полости рта у дошкольников: верхние зубы – сверху вниз, нижние – снизу вверх с наружной и внутренней сторон.

 Рекомендуется постепенно приучать детей к твердой пище, при ее пережевывании усиливается работа челюстных мышц. Но грызть орехи детям не следует – можно испортить зубы. Не реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.

Пользование носовым платком – основа гигиены детей

В кармане у дошкольника всегда должен быть чистый носовой платок. С самого начала второго года жизни можно приучить ребенка к платку.

Важно научить детей правильно сморкаться, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. Обучать этому нужно осторожно, не зажимая ребенку нос слишком сильно.

Неприятные резкие движения взрослых во время обучения гигиеническим навыкам, вызывающие у ребенка боль, – основная причина нежелания и даже сопротивления малышей тому, чтобы приобщаться к гигиене детей.

Купание как элемент гигиены детей дошкольного возраста

Купание и умывание должны быть приятны малышу. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2 °С по сравнению с первоначальной, потом опять повысить и снова снизить. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.

Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если общая водная процедура противопоказана), но и перед дневным. Особенно важно соблюдать это правило летом.

Читайте также:  Лекарство для профилактики кишечных инфекций на море у детей

Гигиена волос и ногтей у детей

малышам дошкольного возраста нужно подстригать волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в день, выполняя необходимую гигиену детей. Девочкам, у которых длинные волосы, можно завязывать их небольшими бантиками или заплетать в косички. В детском саду, как и дома, у каждого малыша должна быть своя расческа. Расчески еженедельно моют щеткой с мылом и хранят в отдельных футлярах или в гнездах на вешалках для полотенец. 

В этом возрасте дошколята не способны сами ухаживать за ногтями. Их подстригают взрослые, но ребенок может сам вычищать грязь из-под ногтей щеточкой.

Гигиена детей: приучение к опрятности

Необходимо следить за чистотой и опрятностью одежды и обуви малыша. Уже на третьем году жизни это должно стать предметом заботы самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде или обуви, он должен привыкать устранять его – самостоятельно или с помощью взрослых. Запачкалась рубашка или платье – нужно принести чистые и помочь переодеться, промокли ботинки – необходимо переобуться. Расстегнулась пуговица, развязался шнурок – следует попросить ребенка застегнуть или зашнуровать.

Если с раннего возраста обращать внимание малыша на неопрятность – через некоторое время он начнет ощущать потребность в чистоте и будет испытывать своеобразное неудобство, пока не приведет себя в порядок – сам или с помощью взрослого. 

Воспитать у малыша привычку быть чистым и опрятным несложно. Главное – делать это последовательно.

Также нужно помнить, что в дошкольном возрасте крохи особенно склонны к подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков играет личный пример взрослых.

Источник

Ñ íàñòóïëåíèåì ëåòà ðåçêî âîçðàñòàåò çàáîëåâàåìîñòü îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè (ÎÊÈ). Èìåííî â ýòî âðåìÿ ñîçäàþòñÿ áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ñîõðàíåíèÿ âîçáóäèòåëåé âî âíåøíåé ñðåäå è  èõ ðàçìíîæåíèÿ  â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ è âîäå.

ÎÊÈ – ýòî îáøèðíàÿ ãðóïïà  çàáîëåâàíèé ÷åëîâåêà.  Ê íåé îòíîñÿòñÿ: äèçåíòåðèÿ, áðþøíîé òèô, ïàðàòèôû (À, Á), õîëåðà, ñàëüìîíåëëåçû, ýíòåðîâèðóñíûå èíôåêöèè è äð.

Èñòî÷íèê èíôåêöèè – áîëüíîé ÷åëîâåê èëè  íîñèòåëü âîçáóäèòåëåé ÎÊÈ. Íàèáîëåå îïàñíû äëÿ îêðóæàþùèõ áîëüíûå ëåãêèìè, ñòåðòûìè è áåññèìïòîìíûìè ôîðìàìè.

ÎÊÈ áîëåþò âçðîñëûå è äåòè, íàèáîëåå ÷àñòî  äåòè – â âîçðàñòå îò 1 ãîäà äî 7 ëåò. Íà äîëþ äåòåé ïðèõîäèòñÿ îêîëî 60-65% âñåõ ðåãèñòðèðóåìûõ ñëó÷àåâ.

Îñíîâíîé ìåõàíèçì ïåðåäà÷è – ôåêàëüíî-îðàëüíûé, ðåàëèçóþùèéñÿ ïèùåâûì, âîäíûì è êîíòàêòíî-áûòîâûì ïóòÿìè.

Ôàêòîðàìè ïåðåäà÷è ìîãóò  ÿâëÿòüñÿ ïèùà, âîäà, ïðåäìåòû îáèõîäà, èãðóøêè, â ïåðåäà÷å íåêîòîðûõ èíôåêöèé èìåþò çíà÷åíèå íàñåêîìûå (ìóõè, òàðàêàíû). Çàðàæåíèþ ÎÊÈ òàêæå ñïîñîáñòâóþò àíòèñàíèòàðíûå óñëîâèÿ æèçíè, íåñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû, óïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, õðàíèâøèõñÿ èëè ãîòîâèâøèõñÿ ñ íàðóøåíèåì ñàíèòàðíûõ ïðàâèë.

Âîñïðèèì÷èâîñòü ê ÎÊÈ  âûñîêàÿ. Ðèñê çàðàæåíèÿ çàâèñèò îò äîçû ïîïàâøåãî â îðãàíèçì âîçáóäèòåëÿ, åãî âèðóëåíòíîñòè, à òàêæå îò ñîñòîÿíèÿ áàðüåðíîé è ôåðìåíòàòèâíîé ôóíêöèè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è âîñïðèèì÷èâîñòè îðãàíèçìà.

Íàèáîëåå âîñïðèèì÷èâûìè ê ÎÊÈ ÿâëÿþòñÿ äåòè ðàííåãî âîçðàñòà, îñîáåííî íåäîíîøåííûå è íàõîäÿùèåñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè. Èììóíèòåò ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèè  íåñòîéêèé, ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ îò 3 – 4 ìåñÿöåâ äî 1 ãîäà, â ñâÿçè ñ ÷åì âûñîêà âîçìîæíîñòü ïîâòîðíûõ çàáîëåâàíèé.  Îò ìîìåíòà ïîïàäàíèÿ âîçáóäèòåëÿ â îðãàíèçì äî ïîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ ìîæåò ïðîéòè îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 7 äíåé.

×òîáû íå çàáîëåòü ÎÊÈ, íàäî ïîìíèòü îñíîâíûå ïðàâèëà ïðîôèëàêòèêè è íàó÷èòü äåòåé ýòèì ïðàâèëàì.

Îñíîâíûå ìåðû ïðîôèëàêòèêè ÎÊÈ:

1. Ñîáëþäåíèå ëè÷íîé ãèãèåíû, òùàòåëüíîå ìûòüå ðóê ìûëîì ïåðåä åäîé è ïîñëå ïîëüçîâàíèÿ òóàëåòîì. Íà ïðîãóëêó ñ ðåáåíêîì, â äîðîãó âîçüìèòå ñïåöèàëüíûå äåçèíôèöèðóþùèå ñàëôåòêè. 

2. Íå óïîòðåáëÿéòå äëÿ ïèòüÿ âîäó èç îòêðûòûõ èñòî÷íèêîâ èëè ïðîäàâàåìóþ â ðîçëèâ íà óëèöå. Óïîòðåáëÿéòå äëÿ ïèòüÿ òîëüêî êèïÿ÷åíóþ èëè áóòèëèðîâàííóþ âîäó.

 3. Ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ñâåæèå îâîùè ñëåäóåò íåîáõîäèìî òùàòåëüíî ìûòü è îáäàâàòü êèïÿòêîì.

4. Äëÿ ïèòàíèÿ âûáèðàéòå ïðîäóêòû, ïîäâåðãíóòûå òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêå.   Òùàòåëüíî ïðîæàðèâàéòå (ïðîâàðèâàéòå) ïðîäóêòû, îñîáåííî ìÿñî, ïòèöó, ÿéöà è ìîðñêèå ïðîäóêòû.  Íå õðàíèòå ïèùó äîëãî, äàæå â õîëîäèëüíèêå.  

5. Ñêîðîïîðòÿùèåñÿ ïðîäóêòû õðàíèòå òîëüêî â óñëîâèÿõ õîëîäà. Íå îñòàâëÿéòå ïðèãîòîâëåííóþ ïèùó ïðè êîìíàòíîé òåìïåðàòóðå áîëåå ÷åì íà 2 ÷àñà. Íå óïîòðåáëÿéòå  ïðîäóêòû ñ èñòåêøèì ñðîêîì ðåàëèçàöèè è õðàíèâøèåñÿ áåç õîëîäà (ñêîðîïîðòÿùèåñÿ ïðîäóêòû).

6. Äëÿ îáðàáîòêè ñûðûõ ïðîäóêòîâ ïîëüçóéòåñü îòäåëüíûìè êóõîííûìè ïðèáîðàìè è ïðèíàäëåæíîñòÿìè, òàêèìè êàê íîæè è ðàçäåëî÷íûå äîñêè. Õðàíèòå ñûðûå ïðîäóêòû îòäåëüíî îò ãîòîâûõ ïðîäóêòîâ.

7. Êóïàéòåñü òîëüêî â óñòàíîâëåííûõ äëÿ ýòèõ öåëåé ìåñòàõ. Ïðè êóïàíèè â âîäîåìàõ è áàññåéíàõ íå ñëåäóåò äîïóñêàòü ïîïàäàíèÿ âîäû â ðîò.

8. Íå ïîêóïàéòå îáðåçàííûå ÿáëîêè, ãðóøè, áàíàíû. Îíè èçíà÷àëüíî íå ïðèãîäíû ê òîìó, ÷òîáû åñòü èõ â ïåðâîçäàííîì âèäå, áåçîïàñíûìè îíè ñòàíîâÿòñÿ òîëüêî ïîñëå òåïëîâîé îáðàáîòêè.

Читайте также:  Когда можно есть творог после кишечной инфекции

9. Íå ïîêóïàéòå ðàçðåçàííûå àðáóçû è äûíè, íå ïðèîáðåòàéòå òå æå äûíè ñ ïîäãíèâøèì áî÷êîì. Åñëè äûíÿ óæå ïîäãíèëà, òî áàêòåðèè íàõîäÿòñÿ íå òîëüêî íà ïîâåðõíîñòè, îíè ïðîíèêàþò âíóòðü.

10. Íå ñòîèò ïîêóïàòü ìîëî÷íûå ïðîäóêòû ó ÷àñòíûõ ëèö, îíè íå ïðîõîäÿò íåîáõîäèìîé îáðàáîòêè è êîíòðîëÿ.

11. Ïîêóïàÿ êîëáàñó, ìÿñíûå äåëèêàòåñû, ñòîèò îáðàòèòü âíèìàíèå íà ñðîê èõ ðåàëèçàöèè.

12. ßéöà ïåðåä òåì, êàê ñëîæèòü â õîëîäèëüíèê, íåîáõîäèìî âûìûòü ñ ìûëîì. Êðîìå òîãî, íàäî èñêëþ÷èòü èç ñâîåãî ðàöèîíà áëþäà, â ñîñòàâ êîòîðûõ âõîäÿò ñûðûå ÿéöà.

È åùå: íå ñêàïëèâàéòå ìóñîð è ïèùåâûå îòõîäû, íå äîïóñêàéòå ïîÿâëåíèÿ ìóõ è òàðàêàíîâ, ïîñòîÿííî ïîääåðæèâàéòå ÷èñòîòó â æèëèùå, íå çàáûâàéòå ìûòü äâåðíûå ðó÷êè. Òùàòåëüíî ìîéòå è ÷èñòèòå äåòñêèå èãðóøêè. 

Åñëè Âàø ðåáåíîê çàáîëåë, íàäî îáÿçàòåëüíî îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ, à íå çàíèìàòüñÿ ñàìîëå÷åíèåì. Íå çàáóäüòå ïîñòàâèòü â èçâåñòíîñòü âîñïèòàòåëÿ äåòñêîãî ñàäà èëè ïåäàãîãà øêîëû. 

Источник

Острые кишечные инфекции вирусной этиологии. Памятка для родителей.

Острая кишечная инфекция – это собирательное понятие. Сюда входят кишечные инфекции, вызванные вирусами (ротавирусная, астровирусная, аденовирусная и норовирусная инфекции) и бактериями (брюшной тиф, сальмонеллёз, дизентерия, холера и др.).

Источниками инфекции при вирусных и бактериальных кишечных инфекциях являются люди (с клиническими проявлениями заболевания и носители возбудителя) и животные.

Острые кишечные инфекции вирусной этиологии передаются от человека к человеку и имеют разнообразные пути передачи:

  • Водный – при употреблении некипяченой воды, инфицированной вирусами.

  • Контактно – бытовой: возможно заразиться через предметы обихода и грязные руки (возбудители заболеваний могут жить на различных предметах в течение 5-7 дней).

  • Пищевой – при употреблении в пищу инфицированных продуктов.

К сожалению, вакцин, защищающих от этих инфекций, пока не разработано.

Болеют острыми кишечными инфекциями люди любого возраста, но особенно высока заболеваемость детей до 7 лет.

Для ротавирусной инфекции характерна повышенная заболеваемость в зимнее время года, что объясняется лучшим сохранением вируса при низких температурах.

От момента заражения до начала появления клинических симптомов проходит от 1 до 5 дней.  Наиболее часто у заболевших отмечается рвота, которая является многократной, продолжается  до трёх  дней, подъём температуры, понос. У многих детей выявлено сочетание кишечных расстройств с воспалением верхних дыхательных путей  (заложенность носа, гиперемия зева, покашливание).

Астровирусной инфекцией круглый год болеют дети и подростки, но наиболее часто заболевание регистрируется у детей до года. Астровирус находится в организме до 9 дней. При этом заболевании больной часто жалуется на жидкий стул, снижение аппетита, повышение температуры. Дети из организованных детских коллективов имеют больший риск инфицирования, чем дети не посещающие их.

Аденовирусная инфекция наиболее часто регистрируется в лечебно-профилактических организациях, детских учреждениях. Болеют преимущественно дети. Инкубационный период заболевания – от 3 до 10 дней. Характеризуется более длительным течением в сравнении с ротавирусной инфекцией. Жидкий стул сохраняется от 6 до 23 дней, может сопровождаться рвотой и повышением температуры.

Норовирусыпоражают население всех возрастных групп, часто возникают вспышки норовирусного гастроэнтерита среди детей школьного возраста, взрослых и пожилых людей осенью, зимой и весной. Норовирусы обладают высокой устойчивостью по отношению к физическим и химическим воздействиям, могут длительно сохранять инфекционные свойства (до 28 дней и более) на различных видах поверхностей.

Источником инфекции является  больной человек или  бессимптомный носитель вируса. Инкубационный период составляет 12-48 часов, продолжительность заболевания – от 2 до 5 дней. Норовирус очень заразен, достаточно  менее 10 вирусных частиц чтобы вызвать заболевание у здорового взрослого человека.

Факторами передачи норовирусов обычно служат необеззараженные руки пациентов, медицинских работников, заражённые поверхности, в учебных заведениях ими часто оказываются ручки дверей, клавиатура и «мышки» компьютеров. Кроме того, вирус может передаться через заражённые лицами с бессимптомной формой заболевания пищевые продукты, не проходящие термическую обработку. Пищевой лёд, бутилированая вода, вода закрытых и открытых водоёмов может служить также причиной заболевания.

Итак, если Вы заметили у Вашего ребёнка повышение температуры, общую слабость, разбитость, тошноту, рвоту. Малыша беспокоят схваткообразные боли в области живота, появляется жидкий многократный стул – немедленно обращайтесь к врачу. 

Самолечение недопустимо. Заболевания кишечными инфекциями особенно тяжело протекает у детей, так как нарушается обмен веществ, поражается нервная система, происходит обезвоживание организма, истощение.

И конечно, не стоит забывать простые правила:

  • пить только кипячёную воду;

  • тщательно мойте овощи, фрукты, ягоды и зелень! Особенно те, которые могли контактировать с землёй, например клубнику, салат;

  • не покупайте продукты в местах несанкционированной торговли – они могут быть с истекшим сроком годности или изготовлены с нарушением санитарных норм и правил;

  • не приобретайте для питания овощи и фрукты в разрезанном виде, так как микробы с поверхности легко переносятся и размножаются в сочной мякоти;

  • не покупайте продукты с истекшим сроком годности;

  • больше внимания уделять личной гигиене;

  • если кто-либо из членов семьи болен и находится дома, требуется особо строго соблюдать правила личной гигиены: для больного выделить отдельную посуду, бельё. Для уборки мест общего пользования использовать дезинфицирующие средства.

  • чаще проводить уборку помещений (необходимо мыть ручки дверей, клавиатуру и «мышку» компьютера, различные виды поверхностей);

  • проветривать помещения.

Читайте также:  Что можно есть при кишечной инфекции у взрослых список

Выполнение этих несложных правил поможет избежать заболеванием острой кишечной инфекцией и сохранит Ваше здоровье и здоровье Ваших близких!

Источник

ПРОФИЛАКТИКА ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ У ДЕТЕЙ
Памятка для родителей.

 Родители всегда переживают за здоровье своих детей. А сейчас, в сезон отпусков, проблема номер один – это отравление. Конечно, болезнь лучше предупредить, чем заниматься лечением. Она повсюду. Ведь кишечные инфекции оседают на овощах и фруктах, шерсти животных и предметах. И, конечно же, оседают на грязных ладошках. А особенно эти вредоносные микроорганизмы опасны летом, когда, благодаря жаре, им обеспечена наиболее оптимальная температура для размножения. Проблема осложняется еще и тем фактом, что дети значительно легче заболевают и намного тяжелее переносят кишечные инфекции, нежели взрослые. Детский иммунитет всегда слабее, чем у взрослого, поэтому ребенок весьма восприимчив к инфекциям. А на фоне респираторных вирусов, когда иммунная система сильно ослаблена, кишечные инфекции особенно активны.

 Особенно тревожным является и тот факт, что перенесенная один раз за лето кишечная инфекция наносит сильнейший удар по иммунитету ребенка, сводя на нет весь летний отдых и оздоровительные мероприятия.
        Причиной острых кишечных инфекций являются несколько групп микроорганизмов- бактерии, вирусы и простейшие. 
       Источником инфекции является человек или животное. 

Ведущие пути передачи:

  • контактно-бытовой (через загрязненные предметы обихода, игрушки, соску, грязные руки)
  • пищевой  (при употреблении в пищу недостаточно обработанные, недоброкачественные продукты питания)
  • водный  (при питье некипяченой воды, купании в открытых водоемах)

Входными воротами и органом-«мишенью» является желудочно-кишечный тракт.

Основные группы симптомов заболевания следующие:

  • лихорадка, слабость, снижение аппетита
  • диарея, рвота, вздутие живота
  • боли в животе

      О тяжести заболевания говорят западение глаз, заострение черт лица, западение большого родничка, сухие губы, судороги. 
     Грозным симптомом, говорящим о крайней тяжести заболевания, является отсутствие мочи у ребенка более 6 часов. 

Обратите внимание!

При диарее, сопровождающейся болями в животе, признаками интоксикации:

  • Не применяйте болеутоляющие препараты — это может сильно затруднить диагностику. Болеутоляющие лекарства могут скрыть проявления хирургических болезней (аппендицита, острого холецистита и других);
  • Нельзя применять грелку, т.к. это может усилить воспаление и спровоцировать резкое ухудшение состояния ребёнка;
  • Не делайте клизму с горячей водой, особенно при повышении температуры.
  • Не давайте ребенку при поносе вяжущих (закрепляющих) средств — имодиум, лопедиум и т.д.. этом случае течение болезни может осложниться, т.к. вместо ускоренного выведения токсинов из организма, вы спровоцируете их накопление.
  • При инфекционных заболеваниях, протекающих с повышением температуры, поносом, рвотой; подозрении на хирургическое заболевание ни в коем случае нельзя применять гомеопатические средства. Такие состояния требуют консультации врача и общепринятой терапии; промедление в назначении традиционных лекарств может привести к печальным последствиям.

Итак, чтобы избежать острых кишечных инфекций у детей, не забывайте об элементарной профилактике:

  1. Соблюдайте элементарные правила личной гигиены. Чаще мойте руки ребёнку, объясните ему также, чтобы не ел ничего на улице грязными ручками. Подстригайте малышу регулярно ногти.
  2. Регулярно мойте детские игрушки.
  3. На улице время от времени протирайте ребёнку ручки гигиеническими салфетками с антисептической пропиткой.
  4. Все фрукты, овощи и ягоды тщательно мойте под проточной водой.
  5. Все продукты покупайте только в местах санкционированной торговли, причём только в таких, где есть охлаждаемые прилавки или холодильное оборудование.
  6. Не давайте своему крохе пищу, которую забыли поставить в холодильник. На вид, вкус и запах еда может быть нормальной, а на самом деле в ней могут быть болезнетворные микробы.

Желаем здоровья Вам и Вашим детям!!! 

Источник