Профилактика кишечных инфекций у детей роль медсестры

Целью данной работы было выявление роли медицинской сестры в профилактике острых кишечных инфекций у детей первого года жизни.

Была выдвинута гипотеза, что проводя профилактические беседы с родителями, объясняя им правила гигиены и способы повышения иммунитета у детей, можно предотвратить возникновение многих острых кишечных инфекций.

Для проверки гипотезы было проведено исследование. Исследование проводилось на базе Детской Городской Клинической больницы №5 им. Н.Ф. Филатова, инфекционное боксированное отделение № 9, в период с 17 апреля по 5 мая, обработка данных производилась в период с 6 мая по 15 мая 2015 года. Исследование проводилось путем анкетирования родителей (образец анкеты представлен в Приложении №1).

В исследовании принимали участие 12 мам, все разного возраста (от 18 до 25 лет – 4 мамы; от 26 до 35 лет – 5 мам; 36 лет и старше – 3 мамы), разного социального и материального положения, у всех дети в возрасте до 1 года, у детей была та или иная кишечная инфекция.

План исследования:

a. Констатирующий эксперимент

– провести анкетирование родителей

– оценить результаты анкетирования

– составить памятки о профилактике кишечных инфекций

б. Формирующий эксперимент

– провести профилактические беседы с теми родителями, у кого оказался наиболее отрицательный результат

– выдать памятки

Уважаемые родители! Чтобы ваши дети не болели кишечными инфекциями, нужно соблюдать следующие правила:

1. Правильное вскармливание на первом году жизни (по возрасту). Не вводите самостоятельно прикормы и добавки! Это можно делать только по назначению врача

2. Не рекомендуется блюда детского питания готовить заблаговременно и впоследствии разогревать.

3. Мытье рук с мылом после посещения туалета, после любых контактов с животными, с землей и песком, по возвращении с улицы домой.

4. Мытье рук с мылом перед каждым приемом пищи (даже если это небольшой перекус).

5. Мытье рук и груди с мылом перед и после каждого кормления ребенка.

6. Мытье рук после каждой смены памперса.

7. Обработка бутылочки, сосок перед каждым кормлением ребенка (облизывание пустышки не является ее «дезинфекцией»)

8. Тщательное мытье фруктов, овощей и зелени перед употреблением.

9. Использование для мытья посуды, приготовления пищи, питья и купания ребенка доброкачественной воды, что особенно актуально в период летних отпусков, когда жители мегаполисов выезжают на дачи, турбазы и т.п.

10. Поддержание чистоты в помещении, где находится ребенок. Регулярная обработка игрушек мыльным раствором или специальными моющими средствами не реже 1 раза в неделю. Регулярная обработка кроватки, пеленального столика.

11. При наличии домашних животных – не допускать их контакта с продуктами питания и посудой, исключить для них возможность забираться на рабочие кухонные поверхности, обеденные столы, в детские кроватки и коляски. Очень важно содержание животных в чистоте, их мытье после возвращения с улицы, регулярное проведение профилактических курсов противоглистного лечения.

в. Контролирующий эксперимент

– провести анкетирование повторно с этими родителями

– сравнить полученные результаты и подвести итог

Результаты констатирующего эксперимента показаны в диаграмме № 1. Вопросы разделены на блоки. В блок «Гигиена» вошли вопросы анкеты №№ 5-7; в блок «Питание» – вопросы №№ 8-13, 19; в блок «Иммунитет» – №№ 14-15; в блок «Домашние животные» – №№ 16-18.

Диаграмма №1

Из ответов на вопросы блока «гигиена» видно, что только 56% мам соблюдает все правила гигиены, а остальные допускают погрешности. Наиболее частые погрешности: не моют свои руки после каждой смены памперса, не часто моют руки с мылом, а только ополаскивают.

Блок «питание»: 85% мам кормят детей по возрасту, то есть у ребенка присутствует грудное или искусственное вскармливание в течение первых шести месяцев с постепенным введением надлежащего питательного и безопасного прикорма. Также в это число входят мамы, которые внимательно подходят к покупке смесей и детского питания, всегда проверяют целость банки, дату изготовления, сроки реализации. К несчастью, есть и такие мамы, которые, например, начали давать соки раньше 3-х месяцев. Процент таких мам не превысился 15.

В блок «иммунитет» включались вопросы о принятии витаминов и прогулок. И, как видно, витамины принимают 3-4 мамы из 12, гуляют с детьми, к счастью, большинство. В число 60% мам входят те, например, которые считают сон на балконе альтернативой прогулок, даже в теплую безветренную погоду.

«Домашние животные»: 8 мам из 12 вообще не держат животных в доме, 2 мамы содержат своих питомцев в чистоте и сводят контакт с детьми к минимуму, остальные 2 мамы, к сожалению, к этому относятся лояльно. Лояльность проявляется в том, что мама считает абсолютно нормальным, если кошка спит в детской кроватке, а собака облизывает его личико.

Читайте также:  Кишечная инфекция в москве сейчас

Формирующий эксперимент. После анализа результатов тестирования с мамами была проведена беседа о профилактике повторного заражения, и каждой была выдана памятка.

Контролирующий эксперимент.

В диаграмме №2 показаны результаты вторичного анкетирования. После беседы с родителями о профилактике кишечных инфекций у детей, а также после выдачи памяток результаты анкетирования значительно возросли в положительную сторону.

Диаграмма №2

Так процент матерей, после беседы ставших более тщательно соблюдать правила гигиены, возрос с 56% до 75%. Результат положительный, но далекий до идеала и требует дальнейшей санитарно-просветительской работы, т.к. основной механизм передачи острых кишечных инфекций – фекально-оральный.

Возрос процент и матерей, которые соблюдают все правила и режим прогулок. Есть мамы, которые задумались, о важности принятия того же витамина D при явном его дефиците. Результат, конечно, хочет желать лучшего, но и 10% немало важно.

Главное для медицинского работника – доверие к нему пациента. Как выяснилось, беседы медицинской сестры положительно влияют на поведение и отношение мам.

Заключение

Рост материального благосостояния и культурного уровня населения, развитие медицинского обслуживания в нашей стране создали благоприятные условия для снижения и ликвидации многих инфекционных заболеваний. Однако острые кишечные заболевания еще и сегодня угрожают здоровью людей, в особенности здоровью детей. Небрежное отношение к своему здоровью взрослых ведет к тому, что расплачиваются за это дети, так как они наиболее восприимчивы к кишечным инфекциям и болеют гораздо тяжелее, чем взрослые. Ведь, к сожалению, острые кишечные инфекции занимают одно из первых мест в инфекционной патологии детского возраста.

Кишечные инфекции иногда называют «болезнями грязных рук». И действительно, выполнение всем известного правила «регулярно мыть руки» позволяет значительно снизить заболеваемость кишечными инфекциями.

Решающим фактором профилактики являются аспекты воспитания ребенка, направленные на формирование устойчивых гигиенических навыков. Личный пример и последовательное соблюдение санитарных правил взрослыми членами семьи становятся необходимой базой для формирования полезных стереотипов поведения ребенка. А повышение знаний взрослых об этих санитарных правилах – обязанность медицинских работников, в частности медицинских сестер.

В данной работе было проведено исследование на базе Детской Городской Клинической больницы №5 им. Н.Ф. Филатова, инфекционное боксированное отделение №9. В исследовании принимали участие 12 мам, все разного возраста, разного социального и материального положения, у всех дети в возрасте до 1 года, у детей была та или иная кишечная инфекция.

Процент матерей, после беседы ставших более тщательно соблюдать правила гигиены, возрос с 56% до 75%. Возрос процент и матерей, которые соблюдают все правила и режим прогулок до 70%. А что, главное, доверие к медицинской сестре со стороны мам возросло на 10%. После беседы удалось отношение к болезни ребенка, моральное состояние, поведение многих матерей вывести на адекватный, разумный уровень.

В результате исследования удалось повысить знания родителей о защите себя и ребенка от кишечной инфекции: о правилах личной гигиены, гигиены ребенка, об обработке предметов ухода и обихода, детской посуды, о правильном обращении с домашними животными с точки зрения гигиены.

Вывод: профилактические беседы медицинской сестры с матерями повышают уровень знаний родителей о гигиене, правильном питании детей и повышении иммунитета у детей первого года жизни. Эти знания помогают снизить риск заражения детей острыми кишечными инфекциями.

Гипотеза о том, что проводя профилактические беседы с родителями, объясняя им правила гигиены и способы повышения иммунитета у детей, можно предотвратить возникновение многих острых кишечных инфекций у детей подтвердилась.

Санитарное просвещение родителей, а также профилактические беседы, проводимые медицинскими сестрами при патронажах, при посещении детских поликлиник и коллективов играют важную роль для предупреждения заболеваний и повторного заражения, в том числе и кишечными инфекциями. Кроме того, при снижении процента заболевших, уменьшаются и затраты государства на лечение.

Глоссарий

Гастроэнтерит – воспаление желудка и желудочно-кишечного тракта, которое может вызывать тошноту, рвоту и/или диарею (понос).

Дегидратация – обезвоживание организма (потеря организмом слишком большого количества воды).

Диарейный синдром – комплекс различных симптомов, связанных с нарушением процесса опорожнения кишечника, характеризующимся увеличением частоты стула (более 3 раз в сутки) с выделением жидких каловых масс и их большего количества.

Императивные позывы к дефекации – невозможность контролировать процесс дефекации.

Источник инфекции – зараженный человек (или животное), организм которого является естественной средой обитания патогенных микроорганизмов, откуда они могут тем или иным путем заражать восприимчивого человека (животного).

Коинфекция – одномоментное инфицирование двумя бактериальными инфекционными агентами.

Колит – воспаление или воспалительно-дистрофическое поражение слизистой оболочки толстого кишечника, развивающееся в отдельных его частях или во всех отделах.

Читайте также:  Как капельницы при кишечной инфекции

Кувез (кювез) — приспособление с автоматической подачей кислорода и с поддержанием оптимальной температуры, в который помещают недоношенного или заболевшего новорожденного.

Механизмы передачи инфекции – процесс передачи возбудителей от инфицированного организма к неинфицированным.

Нозокомиальные инфекции – госпитальные, внутрибольничные инфекции.

Серотип (серовар) — штаммы одного вида, отличающиеся от типового штамма по антигенной структуре.

Суперинфекция – повторное заражение новым инфекционным заболеванием в условиях незавершившегося инфекционного заболевания, вызванное другим микроорганизмом.

Токсикоз – это болезненное состояние, обусловленное действием на организм экзогенных токсинов (например, микробных) или вредных веществ эндогенного происхождения.

Энтероколит – синдромокомплекс, для которого характерно поражение слизистой оболочки тонкого и (или) толстого отделов кишечника.

Эубиотики – группа биологически активных препаратов, в состав которых входят лиофильно высушенные (в вакууме при сильном охлаждении) или живые штаммы микроорганизмов, являющихся представителями нормальной микрофлоры здорового человека.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

О появлении инфекционного больного ставят в известность участковых вра­чей, детские консультации и поликлиники, здравпункты, детские учреждения (ясли, детские сады, школы, больницы), бюро госпитализации и районных эпидемиологов СЭС. Длительность изоляции инфекционных больных в ста­ционарах или на дому определяется сроками, установленными Министер­ством здравоохранения РФ.

Профилактика инфекций в детских поликлиниках. Наряду с большой рабо­той по оздоровлению детей детская поликлиника обязана оградить приходя­щих детей от возможного заражения инфекционными болезнями на приеме у врача. Профилактика инфекций в детской поликлинике основана на пра­вильном устройстве помещений и соответствующей постановке работы. Про­филактический прием здоровых детей (осмотр, взвешивание, беседы с матеря­ми по вопросам вскармливания, уходу, правилам личной гигиены и воспитанию) проводят отдельно от приема больных детей. При отсутствии отдельного помещения с разными входами четко разграничивают время при­ема здоровых и больных.[8,c.71]

Больных детей следует преимущественно обслуживать на дому. Обслужи­ванию на дому подлежат первично заболевшие и лихорадящие дети. Участ­ковый врач регулярно посещает больного ребенка или при повторном посеще­нии направляет участковую медицинскую сестру для дальнейших наблюдений и выполнения диагностических и лечебных назначений.

При посещении детской поликлиники дети проходят через специально вы­деленные боксы (фильтры) для предварительного осмотра. В фильтре квали­фицированная медицинская сестра опрашивает мать о заболеваниях в доме, соседних квартирах, О возможности встречи ребенка с инфекционными больными, получает сведения о самом ребенке, его поведении, измеряет тем­пературу тела и одновременно осматривает зев (ангина) и кожные покровы. При подозрении на инфекционное заболевание медицинская сестра немедлен­но показывает ребенка врачу. Детей с инфекционными заболеваниями или с подозрением на них немедленно изолируют в бокс, откуда направляют до­мой (домашняя изоляция) или в стационар. Освободившийся бокс подвергают влажной уборке и проветривают. Медицинская сестра ведет точную запись всех проходящих через бокс детей с указанием часа их прихода. При устано­влении инфекционного заболевания у ребенка на последующих этапах обслу­живания в поликлинике устанавливают имена и адреса всех детей, бывших в контакте с больным. В отношении последних и их окружения проводят со­ответствующие профилактические мероприятия (сигнализация, карантин, бак­териологическое исследование, проведение прививок).[15,c.123]

Поликлиника должна иметь постоянный деловой контакт с СЭС в прове­дении общих оздоровительных и специальных профилактических мероприя­тий.

Профилактика инфекций в детских учреждениях (ясли, детский сад). Прово­дится по трем основным направлениям:

а) повышение невосприимчивости и устойчивости детей к инфекции;

б) защита от заноса инфекции в детское уч­реждение;

в) быстрая ликвидация источника инфекции в случае ее распростра­нения.

Делая всем здоровым детям специфические предохранительные прививки, нужно в то же время тщательно предохранять коллектив от заноса инфекции. Ее источником может быть обслуживающий персонал, поэтому необходимы систематическое обследование персонала на носительство возбудителей диф­терии, тифо-паратифов, дизентерии, профилактическая проверка на туберку­лез, кожно-венерические и паразитарные болезни. Чаще всего источником ин­фекции является либо больной ребенок, либо ребенок, бывший в контакте с больным. Такие дети не должны посещать детские учреждения. Как извест­но, инфекционное заболевание клинически проявляется после инкубационного (скрытого) периода. Это необходимо строго учитывать, своевременно изоли­ровав инфицированного ребенка (карантин), чтобы оградить других детей от контакта.

В детских учреждениях необходимо проводить большую санитарно-воспи­тательную работу с матерями, добиваясь того, чтобы они сами сообщали в ясли и детский сад о заболеваниях в семье, квартире или доме. Такое свое­временное извещение (сигнализация) является важнейшим условием борьбы с заносом возбудителя инфекции в детские учреждения. Справку о том, что ребенок не имел контакта с инфекционными больными, необходимо требо­вать на каждого вновь поступающего в детское учреждение ребенка, а также от детей, вернувшихся из больницы или санатория. Всякий пропуск в посеще­нии ребенком детского учреждения работники этого учреждения должны кон­тролировать. При обнаружении инфекционной болезни у ребенка принимают соответствующие меры (изоляция дома или помещение в стационар).[14,c.165]

Читайте также:  Алгоритм действия при кишечной инфекции

Кроме своевременной сигнализации, при ежедневном приеме ребенка в яс­ли и детский сад необходимо тщательно расспрашивать мать, как о состоянии ребенка, так и о здоровье окружающих его детей (в семье, у соседей по квар­тире). Ежедневный опрос ведет медицинская сестра, принимающая детей. Све­дения об эпидемическом неблагополучии в квартире следует проверить путем дополнительного обследования, а ребенка немедленно отправить домой. При приеме медицинская сестра тщательно осматривает ребенка, особенно зев, ко­жу, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное забо­левание ребенка не оставляют в детском учреждении, а отправляют домой.

Необходимо стремиться к тому, чтобы обнаруженный в детском коллекти­ве случай инфекционной болезни оставался единственным, не вызывал дальнейшего распространения инфекции. Для своевременного обнаружения инфекционного больного каждая медицинская сестра, воспитательница в дет­ском учреждении и педагогический персонал в школе должны иметь предста­вление об этих болезнях, знать самые важные признаки и уметь их обнаруживать.

Особое внимание нужно уделять детям, находящимся в течение круглых суток в детских учреждениях. Необходимо постоянно следить за состоянием и поведением ребенка в течение дня. Начало болезни чаще всего проявляется в изменении настроения и общего самочувствия ребенка. До того веселый и живой он становится вялым, скучным, малоподвижным, иногда капризни­чает или отказывается от еды. Полагается измерить температуру тела, тща­тельно осмотреть все кожные покровы, установить, нет ли какой-нибудь сы­пи, желтушности кожных покровов, катаральных явлений в зеве, припухания лимфатических узлов или околоушных слюнных желез, изменений стула и патологических примесей в испражнениях. Если у ребенка обнаружены признаки острого заболевания, нужно немедленно послать за матерью, а ре­бенка поместить в изолятор (свободную комнату), уложить в постель. Нельзя допускать непосредственного контакта между здоровыми детьми и заболев­шим ребенком.[7,c.10]

При инфекционном заболевании в детском учреждении на все учреждение или на отдельную группу, где обнаружена инфекция, накладывают карантин. В этой группе проводят следующие мероприятия: обеспечивают полное раз­общение детей с детьми остальных групп, прекращают прием в группу вновь поступающих детей, не перенесших данное заболевание, перевод детей в дру­гие группы, а также в иные учреждения, обеспечивают тщательное медицин­ское наблюдение, имеющее целью наиболее раннее выявление новых случаев заболевания, бактериологическое исследование у всех, кто находился в кон­такте с больным ребенком (включая обслуживающий персонал), выполняют профилактическую и заключительную дезинфекцию.

Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. В отдельной тетради записывают случаи заболевания внутри кол­лектива с подробным эпидемиологическим разбором, указанием числа забо­левших (имевших контакт) и установленных сроков карантина. Кроме того, фиксируют весь комплекс проведенных профилактических и противоэпидеми­ческих мероприятий в очаге инфекции,[2,c.160]

Медицинская сестра должна доводить до сведения родителей правила по профилактике инфекционных заболеваний у детей. Памятка для родителей: правила по профилактике пищевых инфекций приведена в Приложении 2.

Таким образом, мы увидели, что роль медсестры в профилактике заболеваний огромна в любой сфере здравоохранения для пациентов абсолютно всех возрастов. Медицинская сестра всегда должна помнить и повторять пациентам, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

2.2. Роль медицинской сестры в профилактике кишечных инфекций в учреждениях

Велика и значима роль медсестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины. Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом. И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных болезнях.

Рассмотрим роль медицинской сестры в профилактике ВБИ.

Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике ВБИ (внутрибольничных, нозокомиальных инфекций), или ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи). При этом основная часть профилактических мер связана с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима. Ответственность ложится как на исполнителей, так и на лиц, осуществляющих организацию и контроль. Иными словами, и на медицинских сестер палатных, процедурных, операционных, анестезистов, физиотерапевтических и остальных, и на старших медсестер отделения, а также на помощников эпидемиолога, контролирующих организацию и исполнение СЭР в отделении.[16,c.98]

Чем лучше организована работа в плане исполнения санитарных правил, чем четче исполняются все требования, чем чаще и качественней осуществляется производственный контроль, тем ниже риск возникновения ИСМП.



Источник