Профилактика кишечных заболеваний беседа

Профилактика кишечных заболеваний беседа thumbnail

БЕСЕДА «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний»

Задачи: напомнить учащимся о необходимости соблюдения правил личной гигиены; дать основы знаний о профилактике инфекционных болезней.
Ход занятия:

  1. Анкетирование детей на знание правил личной гигиены.

  2. Рассказ об инфекционных болезнях («болезнях грязных рук»).

  3. Беседа о методах профилактики (вместе с детьми разработать памятку).

  4. Итог: что необходимо сделать, чтобы защитить себя?

  1. Каждый ученик заполняет анкету.
    АНКЕТА

  1. Напишите основные правила личной гигиены.

  2. Сколько раз в день необходимо чистить зубы и в какое время.

  3. В каких случаях необходимо мыть руки.

  4. Когда необходимо менять одежду.

  5. Вспомните и напишите «правила безопасного питания».

2. Знаете ли вы, что знаменитого «Мойдодыра» Корней Чуковский написал для своей маленькой дочки, которая не любила мыть руки. Сегодня эта сказка очень актуальна, потому что, по утверждениям наших ученых, 90 % людей не всегда моют руки перед едой. И это становится главной причиной заражения острыми кишечными инфекциями.

От кишечных инфекций в мире ежегодно умирает около трех миллионов детей грудного возраста. Эти болезни относятся к числу самых распространенных. Нет ни одной страны, где бы люди не болели дизентерией, сальмонеллезом, колиэнтеритом и другими острыми кишечными инфекциями. Однако все эти болезни можно предупредить.

Кишечные инфекции — это целая группа заразных заболеваний, которые в первую очередь повреждают пищеварительный тракт. Всего таких заболеваний больше 30 штук. Из них самое безобидное — так называемое пищевое отравление, а самое опасное — холера.

Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии (сальмонеллез, дизентерия, холера), их токсины (ботулизм), а также вирусы (энтеровирус).

Что же относится к данной группе заболеваний? В первую очередь к острым кишечным инфекционным заболеваниям относятся дизентерия, сальмонеллез, кишечные инфекции, вызываемые разнообразной условно – патогенной флорой. Для этой группы болезней характерно проникновение возбудителей инфекции через рот и активное размножение в желудочно-кишечном тракте. Микробы этой группы отличаются большой выживаемостью во внешней среде. Так к примеру возбудители дизентерии могут сохранятся в почве – до 3х месяцев, на продуктах питания – несколько суток, в воде – до 2х месяцев, а в молоке и молочных продуктах возбудители не только сохраняются, но и способны размножаться; однако, при нагревании до 60 градусов гибнут через 10 минут, при кипячении – немедленно, в дезинфицирующих растворах – в течение нескольких минут.

От больных и носителей инфекции микробы выделяются во внешнюю среду с испражнениями, рвотными массами, иногда с мочой. Практически все возбудители кишечных инфекций чрезвычайно живучи. Они способы подолгу существовать в почве, воде и даже на различных предметах. Например, на ложках, тарелках, дверных ручках и мебели, компьютерной клавиатуре. Кишечные микробы не боятся холода, однако все же предпочитают жить там, где тепло и влажно. Особенно быстро они размножаются в молочных продуктах, мясном фарше, студне, киселе, а также в воде (особенно в летнее время).

В организм здорового человека возбудители кишечной инфекции попадают через рот: вместе с пищей, водой или через грязные руки. Например, дизентерия может начаться, если попить воду из-под крана, парное (некипяченое) молоко или поесть сделанную из него простоквашу, творог или сметану. Кишечную палочку можно съесть вместе с некачественным кефиром или йогуртом. Стафилококковая инфекция комфортно себя чувствует в испорченных тортах с кремом. Возбудители сальмонеллеза (а их известно около 400 видов) попадают к человеку через любые зараженные продукты: куриное мясо и яйца, вареную колбасу, сосиски, плохо промытые или вымытые грязной водой овощи и зелень.

Изо рта микробы попадают в желудок, а затем в кишечник, где начинают усиленно размножаться. Причиной заболевания становятся яды, которые выделяют микроорганизмы и повреждения пищеварительного тракта, которые они вызывают.

Симптомы заболевания. Плохое самочувствие, тошнота, рвота, высокая температура тела до 38-39 оС, боли в животе (схваткообразные), частый жидкий стул (может быть со слизью, зеленю, пеной, вкрапления непереваренной пищи), вздутие живота, сухость кожи и слизистых (при частой рвоте и поносе).

Все кишечные инфекции опасны тем, что из-за рвоты или поноса происходит обезвоживание организма. Результатом могут стать почечная недостаточность и другие осложнения.

Главная отличительная особенность инфекционного больного заключается в том, что он выделяет во внешнюю среду возбудителей, т. е. является источником заразного начала. Различные инфекционные больные выделяют в окружающую среду заразное начало по-разному, в зависимости от того, где находится очаг инфекции в организме: с выдыхаемым воздухом, при кашле, насморке, с мочой, с фекалиями и т. д. и т. п.

Читайте также:  На пять кишечных групп анализ

Издавна кишечные инфекции называют болезнями грязных рук, подчеркивая тем самым, что нечистоплотные люди болеют чаще. В течение дня человек касается руками разных предметов: ручки дверей и поручни в общественном транспорте, деньги, рукопожатия и так далее. Чтобы обезопасить себя от болезнетворных бактерий, нужно просто по возращении домой, перед приготовлением пищи, ее употреблением, после посещения туалета вымыть руки с мылом. Следует коротко стричь ногти, так как под них набивается грязь, содержащая микробы. Таким простым способом можно защитить от заражения себя и членов своей семьи.

Для того чтобы предупредить возникновение кишечных инфекций важно и качество пищи. Во многих продуктах бактерии не только сохраняют жизнеспособность, но и активно размножаются. Особенно «неблагонадежны» продукты, которые не подвергаются термической обработке – салаты, овощи и фрукты. Летом и осенью создаются благоприятные условия для размножения бактерий в молоке и молочных продуктах. Вот почему разливное молоко просто необходимо кипятить.

Пить воду из случайных источников и купаться в загрязненных водоемах тоже не рекомендуется. Чтобы не заразиться, воду лучше употреблять только в кипяченом виде. При попадании в желудочно-кишечный тракт через загрязненную воду, недоброкачественные пищевые продукты бактерии способны вызывать болезни, опасные для жизни.

  1. Вместе с детьми составить памятку о профилактике инфекционных болезней.

  2. Итог: чтобы защитить себя от инфекционных болезней необходимо соблюдать правила гигиены.

Кишечные инфекции – это целая группа заразных заболеваний, которые в первую очередь повреждают пищеварительный тракт. Их более 30-ти, самое безобидное из них – пищевое отравление, а самое опасное – холера.

Возбудителями кишечной инфекции могут быть:

– бактерии (сальмонеллез, дизентерия, холера)

– их токсины (ботулизм)

– вирусы (ротовирусы, астровирусы, норовирусы и другие)

От больных и носителей микробы выделяются во внешнюю среду с испражнениями, рвотными массами, с мочой. Практически все возбудители кишечных инфекций чрезвычайно живучи. Они способны подолгу существовать в почве, воде, и даже на различных предметах: ложках, тарелках, дверных ручках, мебели, игрушках. Кишечные микробы не боятся холода, однако предпочитают жить там, где тепло и влажно. Особенно быстро они размножаются в молочных продуктах, мясном фарше, студне, киселе, а так же в воде.

В организм человека возбудители кишечной инфекции попадают через рот: вместе с пищей, водой или через грязные руки. Например, дизентерия может начаться, если попить воду из крана, некипяченое молоко или поесть сделанную из него простоквашу, творог или сметану. Кишечную палочку можно съесть вместе с некачественным кефиром или йогуртом. Возбудители сальмонеллеза попадают к человеку через любые зараженные продукты: куриное мясо, яйца, вареную колбасу, сосиски, плохо промытые овощи и зелень.

Как развивается заболевание?

Изо рта микробы попадают в желудок, а затем в кишечник, где начинают усиленно размножатся. Причиной заболевания становятся токсины выделяющиеся микроорганизмами, которые, повреждая пищеварительный тракт вызывают:

– острый гастрит (с рвотой)

– острый энтерит (с диареей)

– острый гастроэнтерит (и с тем, и с другим)

– острый колит (с примесью крови в стуле)

– острый энтероколит (с поражением всего кишечника)

После попадания микробов в организм заболевание начинается через 6-48 часов. Кишечными инфекциями люди чаще болеют летом. Это связано с тем, что в жару мы пьем больше жидкости, а значит, желудочный сок убивающий вредные микробы разбавляется. Кроме того, летом мы чаще пьем некипяченую воду. Все кишечные инфекции опасны тем, что из-за рвоты или жидкого стула происходит обезвоживание организма. Вопрос о госпитализации или лечении на дому решает врач. При лечении на дому необходимо строго соблюдать меры, позволяющие предупредить заражение окружающих, строго выполнять правила ухода за больным. Больной должен придерживаться постельного режима, ему выделяют отдельную посуду и полотенце, которые в дальнейшем подвергают дезинфекции. Необходимо помнить насколько важно избегать самолечения! Только врач может правильно поставить диагноз и не допустить неблагоприятные последствия, только врач может правильно подобрать лечебный препарат и составить схему лечения. Дело в том, что большинство видов микробов кишечной группы, в т.ч. возбудители дизентерии, брюшного тифа приобрели устойчивость ко многим медикаментам. В больничных условиях есть возможность выделить микроб, вызывающий заболевание и подобрать наиболее действенное средство и схему лечения. Кроме того, госпитализация больного способствует прекращению рассеивания возбудителей заболевания во внешней среде и предотвращает заражение других людей.

Как распознать кишечные инфекции?

Кишечные инфекции, как и все остальные инфекционные заболевания, всегда случаются неожиданно. В самом начале заболевания появляется слабость, головная боль, повышается температура, рвота. Затем присоединяются боли в животе и жидкий стул, нередко с примесью крови и слизи.

Читайте также:  Врач по кишечному заболеванию

Чтобы правильно поставить диагноз необходимо обратится к врачу. Не занимайтесь самолечением, так как это может ухудшить ваше состояние.

Пути профилактики острых кишечных инфекций.

Меры предупреждения острых кишечных инфекций очень просты. Соблюдение элементарных правил гигиены – надежная защита от заболеваний. Где же следует ставить барьеры, чтобы пресечь путь микробам в организм?

Не ешьте и не давайте есть детям немытые ягоды, фрукты, овощи, потому что на них из земли, с грязных рук, попадают возбудители острых кишечных инфекции.

С мылом мойте руки после посещения уборной и перед едой. Мыло обладает обеззараживающим действием.

Не носите вместе с овощами, сырым мясом в хозяйственной сумке не завернутыми хлеб, сыр и другие продукты, которые едят, не подвергая термической обработке.

Не допускайте, чтобы на еду садились мухи: уничтожайте их специальными аэрозолями. На теле, на лапках, в кишечнике мухи содержатся возбудители острых кишечных инфекций.

В холодильнике храните молоко, сметану, сырки, творог, салаты и заливные блюда, вареные и ливерные колбасы, пирожные с кремом. В тепле на этих продуктах быстро размножаются болезнетворные микробы!

Кипятите воду, взятую из открытого водоема для питья, мытья фруктов, ягод или посуды. Болезнетворные микробы способны в течение месяца и даже более жить, и размножатся в воде.

Источник

Классный час -консультация

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний

Учитель : Глянько Татьяна Дмитриевна

            г.Кузнецк

Цели:

1.Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья, показать значение правильного питания для  человека, расширить знания  об особенностях пищеварительной системы и функции желудка.

 Прививать умение самостоятельно выбирать  полезные пищевые продукты.

   2.Формировать потребность в здоровом образе жизни.

  3.Прививать гигиенические навыки, готовить к будущей самостоятельной жизни.

Оборудование:  презентация по теме.

1. вступительное слово классного руководителя:

Школьный возраст – очень ответственный период жизни ребенка. Это время – когда происходит сложная перестройка организма , обмена веществ, работы головного мозга.  Учеба в школе существенно увеличивает нагрузку  физическую и эмоциональную  на организм , которому приходится расходовать много энергии , а единственным источником энергии человека – является пища. Правильное питание – это залог здоровья. Поэтому от того как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Пищеварительная система  человека  выполняет важную роль в организме человека.

2.рассказ учителя биологии :

– пищеварительный канал подразделяется на отделы : полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка.

   Желудок – часть пищеварительного тракта, следующая за пищеводом. У человека желудок расположен в верхнем отделе брюшной полости и представляет мешкообразное расширение пищеварительной трубки. Широкая  часть желудка находится влево, а более узкая – вправо от срединной линии тела. В желудке различают 2 края : верхний вогнутый (малая кривизна ), нижний выпуклый (большую кривизну).

     Желудок взрослого человека имеет вместимость до 2-х литров жидкости. Пища в желудке в среднем находится 2-8 часов. Пока пища находится в желудке, мышечные стенки его напряжены и производят волнообразные движения , перемешивая его содержимое. В желудке накапливается лишь твердая пища, а жидкость протекает, не задерживаясь в нем.

     «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником ,в котором есть кольцевая мышца, открывающаяся рефлекторно. Внутренняя поверхность желудка покрыта слизистой оболочкой, в которой находится  14 млн. желез. Железы вырабатывают ферменты и желудочный сок. Желудочный сок  имеет кислую реакцию, он бесцветный. Желудочный  сок содержит соляную кислоту, минеральные соли, ферменты двух видов: пепсин и химозин.  Желудочный сок, не содержит ферменты, которые расщепляют углеводы: хлеб. Сахар. Важным свойством слизистой оболочки  желудка является, что кроме воды ничего в кровь  всасывается, благодаря, этому организм человека защищен от отравления вредными веществами, попавшими в желудок.

3.классный руководитель:

 мы, видим какую важную роль выполняет желудок и пищеварительная систем в нашем организме . Конечно организму приходится работать очень напряженно когда нарушается работа пищеварительной системы. А как  обстоят дела с желудочно-кишечными заболеваниями у учащихся нашей школы?  Почему в школьном возрасте часто происходит функциональное нарушение в работе желудка?

4.рассказ школьного врача :

– о причинах заболевания.

-Сколько учащихся нашей школы состоит на учете с заболеваниями желудочно-кишечного тракта?

5.Как правильно питаться для оздоровления?

 Что такое диетическое питание?

Врачебная заповедь гласит: «Не навреди!» Диета  в переводе с греческого означает – образ жизни, а точнее режим питания. Питание адекватное образу жизни, состоянию здоровья и индивидуальным потребностям человека.

Читайте также:  Кишечная непроходимость рентген признаки

При заболевании сердца: уменьшается потребление жидкости.

При заболевании почек:  ограничение соли.

При болезни органов пищеварения: паровая пища, ограничение сладостей, копченостей,соленого.

          Практическое задание №1.

Вы отправляетесь в загородную экскурсию. Выберите продукты в дорогу.      Бутерброды с колбасой, отварное мясо, лимонад, йогурт, сок.

Шоколад, яблоко, жареные пирожки, печеные пирожки, паровые котлеты. Копченая курица, гамбургер, конфеты-леденцы, картофельные чипсы, сухарики, печенье.

– подведение итога выбора учащихся экспертом (школьный врач).

6. Просмотр слайдов – Пищевые продукты. Какие продукты полезны, какие в потреблении нужно ограничить , а какие вообще не нужно употреблять в пищу.

         Практическое задание №2

(задание выполняется в группах по 4 человека)

А) Составьте список необходимых продуктов  для 2-х дневного похода.

Б) Из выбранных вами продуктов предложите возможные варианты меню   (что можно приготовить в походных условиях с учетом правильного питания).

– Проверка выполнения задания и подведение итога практической части.

7.Существуют основные правила питания, которые должны знать все. Эти правила распространяются и на больных, и на здоровых.

   «Кодекс питания»

1.Питаться разнообразно.

Пища должна включать яйца, молоко, творог, овощи , фрукты, каши, хлеб. Организм получает все необходимые питательные вещества.

2.Питаться регулярно.

Вашему организму не безразлично, когда он получает пищу. Есть нужно 4-5 раз в день, не позднее,чем за 1,5-2 часа до сна.

3.Кулинария-ключ к здоровью.

Источник

Беседа

в 3 «А» классе по теме:

«Профилактика острых кишечных заболеваний»

Классный руководитель: Тумашева Эльвера Фатхлбаяновна

Цели мероприятия:

  • познакомить учащихся с инфекционными заболеваниями, их признаками и способами профилактики заболеваний, которые помогают сохранить здоровье;

  • расширить и  закрепить знания, сформировать представления об инфекционных заболеваниях;

  • развивать умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе, логическое мышление, память, речь, воображение;

  • сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

Оборудование:

Компьютер, презентация (изображение микробов, вирусов), задания, мыло.

Ход беседы:

  1. Организационный момент.

Просмотр мультфильма А.Барто «Девочка Чумазая»

-Ребята, как вы думаете, почему я вам показала этот мультфильм?

– А вы догадались, как можно назвать эту девочку? (Неряха, грязнуля.)

 – Правильно. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

  1. Сообщение темы и цели занятия. Слайд №1

Итак, тема нашей беседы: Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

-Сегодня у нас будет деловая игра. Перед вами несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить. (на доске несколько заданий с вопросами) Слайд №2.

-Начнём с темы нашей беседы: Как связаны тема- Профилактика желудочно-кишечных заболеваний и фильм -Девочка чумазая?(болезни грязных рук приводят к заболеваниям )

-Что же надо делать, чтобы не стать похожим на неё? (Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)

– Как называется, одним словом, всё перечисленное? Гигиена (работа по памятке средства личной гигиены) Слайд №3

– Кто из вас умеет правильно намыливать руки?(вызвать одного ребёнка намылить правильно руки)

III. Работа по первому вопросу. Слайд №4

– То, что «Чистота – залог здоровья», вы все знаете. Выявите ошибки питания, ведущие к возникновению болезней желудочно-кишечного тракта. (работа в группах по 1 картинке)

-Какие полезные продукты нужно есть?

Давайте сделаем вывод: ешь полезные, свежие продукты, предварительно промыв их.

IV. Работа по второму вопросу. Слайд №5

– Что такое желудочно-кишечные инфекции и как они могут нас заразить? (работа по 2 картине)

Вывод: желудочно-кишечные инфекции…..

V. Выступление школьного врача. Слайд №6

– Про острые кишечные инфекции нам расскажет наш школьный фельдшер……

Острые кишечные инфекции – это большая группа острых инфекционных заболеваний, от которых может сильно болеть живот. Эти болезни занимают 2 место среди всех инфекционных заболеваний. Причинами инфекций являются вирусы и бактерии. Заразиться можно пищевым, водным и бытовым способом. Повышается температура, появляется вялость, возникает тошнота, появляется жидкий стул. Если заболели, надо сразу обращаться к врачу.

VI. Игра «Полезно-вредно»

У детей набор цветных кругов: красный – вредно, зелёный – полезно.

Выбор ситуации.

  1. Кушать свежие овощи и фрукты, промыв под проточной водой?

  1. Активно отдыхать?

  1. Кушать сосульки?

  2. Мыть руки перед едой?

  3. При болях в животе лечиться дома?

VII. Итог занятия. Ребята рассказывают правила по профилактике кишечных заболеваний. Вывод.

hello_html_281795ec.jpg

Источник