Профилактика желудочно кишечных заболеваний в детском саду

Профилактика желудочно кишечных заболеваний в детском саду thumbnail

Распространенность
болезней органов пищеварения среди детей  очень высока.

Профилактика
 заболеваний  желудочно-кишечного тракта (далее –
ЖКТ)  предусма­тривает  устранение  или  ослабление
действующих  на  ребенка  неблагоприятных  фак­торов, таких как несоблюдение  режима  и
 несбалансированность  питания, инфекци­онные  и  паразитарные
заболевания  органов пищеварительной
системы, аллергия, хронические очаги инфекции в носоглотке, гиподинамия,
стрессовые ситуации.

Основные
направления профилактики заболеваний ЖКТ:

–   рациональный режим питания;

–   сбалансированный состав
пищи;

–   достаточное потребление жидкости;

–   соблюдение правил личной
гигиены;

–   формирование здорового
образа жизни;

–   дозированная физическая
нагрузка и закаливание;

–   лечение острых и
хронических заболеваний;

–   благоприятный
психологический  климат в
семье и детском коллективе.

 Рассмотрим эти направления подробнее.

 Рациональный режим питания

Питание
детей должно быть регулярным. Наиболее рациональным является четырехразовый
прием пищи в одни и те же часы суток. Интервал между приемами пищи должен составлять
4-5 часов. Благодаря этому удается обеспечить равно­мерную функциональную
нагрузку на пищеварительный тракт, что способствует созданию условий для полной
обработки пищи.

При составлении рациона питания детей
необходимо предусмотреть правильное распределение продуктов в течение суток.
Продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в
желудке ребенка и требуют большо­го количества пищеварительных соков, поэтому
блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, рекомендуется давать в первой половине дня
– на завтрак и обед.

На ужин детям желательно предлагать
молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, т. к. ночью во время глубокого
сна процессы пищеварения замедляются. Вечерний прием пищи рекомендуется не
позднее, чем за 2-3 часа до отхода ко сну.

Неблагоприятное воздействие на ЖКТ называют следующие факторы:

–                   
 еда всухомятку;

–                   
 перекусы;

–                   
 обильный вечерний прием пищи.

При
составлении меню следует учитывать, что отдельные продукты должны входить в
рацион ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2-3 раза
в неделю. Так, ежедневно в меню необходимо включать суточную норму молока,
сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса.

В меню детей должны быть салаты из сырых
овощей, свежие фрукты (ежедневно), в качестве третьих блюд следует давать
свежие или консервированные соки, фруктовые пюре для детского питания.
Желательно, чтобы в течение дня ребенок полу­чал два овощных блюда и одно
крупяное. Рекомендуется также готовить комбинированные гарниры из набора
овощей. Хлеб желательно предлагать несдобный ,малокалорийный. . Обязательно
употребление в пищу кисломолочных продуктов – кефира, творога средней жирности.

В питании дошкольников недопустимо
использовать жирные сорта мяса, не предна­значенные для детского питания
сосиски, колбасы, майонез; продукты, содержа­щие генетически модифицированные
компоненты, сублимированные продукты, животные жиры, газированные напитки.

Рекомендуется ограничивать в питании
легкоусвояемые углеводы – сладости и вы­печку.

Достаточное потребление жидкости

Важно правильно организовать питьевой
режим ребенка в домашних условиях и в детском учреждении. Родителям и
воспитателям нужно следить, чтобы дошколь­ник регулярно потреблял чистую воду
равномерно в точение дня.

Питьевой режим в детских садах
организуется с использованием кипяченой воды (при условии ее хранения не более
трех часов) либо бутилированной негазированной питьевой воды, по качеству и
безопасности соответствующей требованиям, предъявляемой к питьевой воде.

Питьевая вода должна быть доступна
ребенку в течение всего времени его нахождения в детском саду. Ориентировочный
объем потребления воды дошкольником зависит от времени года, двигательной
активности и в среднем составляет 80 мл на один килограмм его веса. При
нахождении ребенка в дошкольном учреждении 
полный день, он должен получить не менее 70% суточной потребности в
воде.

Температура
питьевой воды должна быть 18-20 °С.

Соблюдение правил личной гигиены

В детском саду и дома следует объяснять
ребенку важность соблюдения личной гигиены: мытья рук до еды, до и после посещения
туалета.

Для
профилактики заболеваний ЖКТ важно организовать правильный режим опорожнения
кишечника. В условиях детского сада у ребенка возможна задержка опорожнения
кишечника и, как следствие, болезненность процесса дефекации. Для решения этой
проблемы нужно приучать ребенка опорожнять кишечник утром в спокойной домашней
обстановке, для чего следует организовать ему ранний подъем, зарядку, прием
прохладной воды.

Формирование здорового образа жизни

Ребенок
должен знать основные понятия – «польза» и «вред» продукта, не заменять
полноценный прием пищи чипсами, пиццей, конфетами и т.д. Формированию здорового
образа жизни помогает также раннее разъяснение негативного влияния на здоровье
табакокурения, употребления алкоголя, энергетических напитков, жевательной
резинки.

Физическая нагрузка и закаливание

Различные
физические упражнения – ходьба, плавание, теннис, езда на велосипеде, катание
на коньках и лыжах и т. д. способствуют укреплению разных групп мышц, в т. ч.
брюшного пресса, что оказывает благотворное влияние на организм в целом и на
пищеварительную систему в частности.

Закаливающие
мероприятия повышают защитные силы организма, снижает уровень заболеваемости
вирусными, бактериальными инфекциями и, соответственно, уменьшают частоту
применения антибиотиков и риск развития дисбактериоза кишечника.

 Благоприятный
психологический климат

Важная составляющая профилактики заболеваний
ЖКТ у детей – устранение психотравмирующих ситуаций, спокойная, без излишних
эмоциональных и физических нагрузок, обстановка как дома, так и в детском саду,
полноценный режим дня и отдыха, ограниченное время просмотра телепередач и игры
за компьютером.

Читайте также:  Правильное питание при болезнях желудочно кишечного тракта

Источник

Консультация для родителей:

«Профилактика кишечных инфекций»

Подготовила: воспитатель МАДОУ

«Детский сад №41 присмотра  и

оздоровления»  города Саранск

Букова Наталья Николаевна

Трудно найти человека, который никогда не болел бы кишечной инфекцией. Такое заболевание быстро передается от человека к человеку при несоблюдении профилактических мер, в итоге зараженными оказываются целые семьи или коллективы. Профилактика кишечных инфекций в основном сведена к соблюдению правил гигиены. Этих мер чаще всего бывает достаточно, чтобы избежать болезни.

Все кишечные инфекции делятся на две большие группы: вызываемые вирусами и вызываемые бактериями. Распространено мнение, что чаще всего дети болеют кишечными инфекциями летом. Это не совсем так. 90 % кишечных инфекций — это заболевания, связанные с вирусами. Для вирусных инфекций характерна сезонность. Чаще всего у детей встречается ротавирусная инфекция, пик которой приходится на зиму и весну.

Бактериальные инфекции — это дизентерия, сальмонеллез. Их расцвет — это лето, начало осени, а к зиме частота их снижается.

Вирусные инфекции передаются фекально-оральным путем, через загрязненные предметы, некачественные пищевые продукты, воду. В семье чаще всего это внутрисемейное заражение.

Острые кишечные инфекции, в медицинской практике часто применяют аббревиатуру ОКИ, – это огромная группа инфекционных болезней, что вызываются патогенными и условно вредными бактериями, вирусами и некоторыми простейшими. Самыми распространенными кишечными инфекциями являются дизентерия, сальмонеллез, холера, ротавирус, энтеровирус, а также пищевая токсикоинфекция, которая спровоцирована стафилококком. Болезни этой группы достаточно распространены и уступают по количеству случаев заражения лишь респираторным заболеваниям. Основная масса заболевших – это дети от года до шести лет.

https://bgdp1.by/wp-content/uploads/2018/04/OKI.jpg

Кишечные инфекции наиболее часто возникают из-за несоблюдения элементарных правил гигиены или ненадлежащей термической обработки продуктов питания. Заражение происходит при таких факторах:

  • При непосредственном контакте с заболевшим человеком.
  • При пользовании предметами обихода и посудой, которую перед этим использовал больной человек.
  • При употреблении сырой питьевой воды из-под крана, если она не прошла должную очистку.
  • Если грязными руками бралась пища.
  • При употреблении некачественных или просроченных продуктов питания.
  • Если не соблюдается гигиена на кухне при приготовлении пищи и хранении кухонной утвари.
  • Если человек заглатывает воду, купаясь в открытых водоемах.
  • При употреблении сырого молока или не прошедших термическую обработку молочных продуктов.
  • При употреблении недоваренного мяса или сырых яиц.
  • Если после общения с домашними животными или птицами человек не помыл руки.

Заразиться кишечной инфекцией можно повсюду – в общественном транспорте, магазине, различных организациях и детских коллективах. От нее практически не застрахован никто. У беременных женщин и детей младшего возраста болезнь протекает особенно тяжело, из-за сниженного иммунитета, в группу риска также входят люди преклонного возраста. Переносчиками кишечных инфекций часто становятся насекомые – в основном мухи. Они переносят болезнетворные микроорганизмы на лапках. В профилактических целях нужно защищать жилище от этих назойливых насекомых.

Инфекция, которая у взрослого вызовет однократное послабление стула, у ребенка превратится в кишечную инфекцию с повышением температуры, частым жидким стулом, обезвоживанием, тяжелым состоянием, которое может привести к госпитализации в стационар. В отличие от взрослых, которые встречаются в повседневной жизни с вирусами постоянно, у детей нет иммунитета к этим вирусам.

Но сейчас мы поговорим о «летних» инфекциях — дизентерии, сальмонеллезе. Эти инфекции имеют фекально-оральный путь передачи. Инфекция попадает в организм через загрязненные предметы и руки, плохо промытые фрукты, ягоды.

Или вот еще распространенная картина,которую можно наблюдать: мама купила на рынке ягоды и тут же дала покушать ребенку. Даже если она помыла их водой на том же рынке, риск заражения очень высок. Рекомендуется тщательно мыть не только фрукты, но и ягоды. Не ленитесь, хорошо мойте ягоды, на них замечательно себя чувствуют не только яйца гельминтов, но и, например, синегнойная палочка.

Как нужно мыть ягоду, например клубнику?

Выложите ягоды на дуршлаг одним слоем. В течение 5 минут промывайте под водой, чтобы смыть земляной налет с ягоды. К сожалению, такой душ микробам не страшен, поэтому нужно промыть ягоды с помощью контрастного омовения. В первую емкость наберите очень горячей воды, но не кипятка, а во вторую — практически ледяную. Окунайте в них поочередно дуршлаг с клубникой 2-3 раза. Так же можно мыть малину, смородину.

Как правильно мыть фрукты?

Все фрукты с плотной кожицей нужно мыть только с хозяйственным мылом или со специальными средствами для мытья фруктов. Ни в коем случае не со средствами для мытья посуды – непонятно сколько химии вы съедите дополнительно с фруктами. Все фрукты из магазина или рынка покрыты слоем воска или порошка. Любимый перекус многих людей на улице — банан – обрабатывается порошком, защищающим его от преждевременной порчи. Так что задумайтесь, какой дополнительный ингредиент получаете вы или ваш ребенок, перекусывая бананом на улице.

Фрукты с мягкой кожицей можно мыть по принципу контрастного омовения.

Как избежать заражения сальмонеллезом?

Заражение сальмонеллой происходит через некачественные пищевые продукты. Чаще всего через салаты, пирожные, молочные продукты, т. е. через все то, что может инфицироваться летом.

Читайте также:  Невротический характер нарушения функции желудочно кишечного тракта

Продукты должны проходить термическую обработку. Если вы не уверенны в том, что они свежие, то употреблять их не следует.

Есть еще одна группа болезней — так называемая диарея путешественников, или лямблиоз.

Тема особенно актуальна тогда, когда родители везут детей в заграничные турне, где этих инфекций очень много. Родители не всегда понимают, что вне отеля употреблять пищу очень опасно. «Диарея путешественников» у детей сопровождается острой формой лямблиоза или вирусной кишечной инфекцией, реже — бактериальной инфекцией.

Какие правила гигиены помогут в профилактике кишечных инфекций у детей?

1.   Для приготовления пищи и питья используйте только качественную  воду (из бювета, колодца, бутилированную). Но, ни в коем случае не сырую водопроводную!

2. Если у кого-то из членов семьи – расстройство стула, постарайтесь максимально оградить его от общения с детьми. Многие кишечные инфекции передаются контактно-бытовым путем.

3. Никогда не давайте ребенку немытые фрукты, овощи.

4. Прежде чем предложить малышу что-либо из молочного (йогурт, творожок, кефир),  проверь срок  годности!

5. Следите за тем, чтобы ребенок мыл руки после посещения туалета, по возвращению с улицы, перед едой.

6. Регулярно проводите в квартире влажную уборку. Ведь мелкий мусор, крошки ребенок может потянуть в рот!

Все эти советы помогут вашему ребенку избежать заражения кишечными инфекциями.

Болеют взрослые и дети, наиболее часто – дети в возрасте от 1 года до 7 лет.

Источники:  https://gp7.by/zdorovyj-obraz-zhizni/aktualnaya-informaciya/mery-profilaktiki-kishechnyx-infekcij-u-detej/

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-profilaktika-kishechnyh-infekcii-u-detei.html

https://dou99.ru/infektsii/mery-profilaktiki-kishechnyh-infektsij-u-detej

Источник

Причины появления массовых инфекций в детских садах

На вероятность возникновения и распространения инфекционных болезней в дошкольных заведениях влияют следующие факторы:

  • дети более восприимчивы к заражению инфекциями, чем взрослые в силу несовершенства иммунной системы;
  • малыши находятся большую часть дня в ограниченном пространстве в тесном контакте друг с другом и окружающими предметами (игрушки, посуда, общий туалет и т. д.);
  • правила личной гигиены не всегда правильно соблюдаются, а маленькие дети ещё не умеют этого делать;
  • пищу в дду готовят на одном пищеблоке, нарушения обработки продуктов и санитарных правил могут способствовать массовым отравлениям и заражениям;
  • при несвоевременном обследовании работников детского сада они могут стать источником инфекции.

Инфекционные заболевания с поражением ЖКТ вызывают:

  • бактерии (золотистый стафилококк, сальмонеллы, шигеллы, некоторые виды кишечной палочки и др.);
  • вирусы (энтеровирусы, ротавирусы и др.);
  • простейшие (амёба, балантидии, лямблии и др.).

Особенно часто дети заболевают ротавирусной инфекцией, дизентерией, пищевой токсикоинфекцией стафилококковой природы, сальмонеллёзом.

Пути заражения: фекально-оральный (через грязные руки, воду и пищу); контактно-бытовой (через общие предметы); воздушно-капельный (при разговоре, чихании, кашле, характерен для вирусных инфекций).

Проявления: синдром общей интоксикации (слабость, повышение температуры, ломота в теле, отсутствие аппетита и т. п.), симптомы гастроэнтероколита (тошнота и рвота, диарея, боли в животе). Могут быть катаральные явления (насморк, кашель, першение в горле).

Опасны осложнения, такие как обезвоживание, вплоть до комы и летального исхода, пневмонии, инфекционно-токсический шок, острая почечная и сердечная недостаточность.

Ротавирусная инфекция в детском саду

Этот вид кишечной инфекции встречается наиболее часто.

Возбудитель заболевания — РНК-содержащий вирус.

Инкубационный период продолжается от 3 до 5 дней.

Болезнь начинается остро, как правило, с высокой температуры и симптомов интоксикации, тошноты и многократной рвоты, поноса (стул обильный пенистый жёлтого цвета без примесей), болей в животе. Сопровождается катаральными явлениями (ринит, фарингит, тонзиллит). Острая фаза длится от 3 дней до недели. Ребёнок здоров через 4 дня после исчезновения симптомов при отрицательных лабораторных пробах.

Тяжёлые формы, особенно у маленьких детей, могут быстро приводить к дегидратации организма. Поэтому малышам часто требуется госпитализация.

При лечении применяются регидратационные (регидрон, трисоль, ацесоль) противовирусные препараты (арбидол), адсорбенты (смекта, энтерасгель, активированный уголь), пробиотики, ферменты, жаропонижающие лекарства, щадящая диета и питьевой режим.

При выявлении хотя бы одного заболевшего в детском учреждении вводится недельный карантин.

Карантин по кишечной инфекции в детском саду

Карантин — проведение противоэпидемических мероприятий для исключения контакта инфицированных и здоровых лиц, изоляции очага инфекции.

СП 3.1.1.3108-13 определяют порядок карантинных и санитарных мер при ОКИ. Они включают:

  • назначение ответственных (заведующий д/с, воспитатели карантинной группы, главный работник пищеблока);
  • ограничение приёма детей (новенькие, вышедшие с больничного) в группу на время карантина;
  • изоляция группы с карантином от других групп, исключение совместных занятий;
  • информирование родителей и проведение бесед;
  • дезинфекция группы, пищеблока, санузлов с профессиональными дезсредствами (например, линейки «Септолит»), кварцевание и сквозное проветривание каждые 2 часа;
  • взятие проб пищи и смывов с поверхностей работниками СЭС, а также выявление инфекции у персонала;
  • ежедневный контроль за состоянием детей в группе (термометрия, опрос родителей, осмотр медработником);
  • соблюдение личной и профессиональной гигиены на рабочем месте.

Профилактика инфекций в детском саду

Для предотвращения массовых инфекций в дошкольном учреждении нужно соблюдать следующие меры профилактики:

  1. Своевременное выявление и изоляция заболевших, введение карантина.
  2. Регулярное обследование сотрудников на носительство инфекций.
  3. Строгий отбор продуктов и соблюдение технологии приготовления пищи на пищеблоке, взятие проб.
  4. Ежедневная уборка и обеззараживание поверхностей с моющими и дезинфицирующими средствами («Септолит Плюс», «Септолит Лайт», «Септолит Тетра»).
  5. Мытьё рук детей после туалета и перед едой, а также обработка рук персонала дезинфектантами («Септолит Мыло с антимикробным эффектом», «Септолит Антисептик»).
  6. Обучение родителей и детей санитарным правилам.
  7. Специфическая профилактика (вакцинирование).
Читайте также:  Проверить ребенку желудочно кишечный тракт

Детские сады должны своевременно снабжаться достаточным количеством разрешённых Роспотребнадзором и безопасных дезсредств. Моющие препараты и дезинфектанты, эффективно уничтожающие возбудителей инфекционных заболеваний, можно купить на нашем сайте.

Вернуться к списку публикаций

Источник

Наталия Василенко
Беседа по основам безопасности жизнедеятельности с воспитанниками средней группы «Профилактика кишечных заболеваний»

Беседа по основам безопасности жизнедеятельности с воспитанниками средней группы

Подготовила: Василенко Н. М.

Тема№1: «Профилактика кишечных заболеваний»

Дата проведения:03.07.2020г.

Количество детей: 12 чел.

Цель: формировать представления об инфекционных заболеваниях, познакомить с их признаками и способами профилактики как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Задачи: расширять и закреплять знания об инфекционных заболеваниях, развивать познавательный интерес, речь, воображение; формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

Оборудование:

Компьютер, презентация (изображение микробов, вирусов, карточки (зеленые, красные, мыло.

Ход беседы: (см приложение №1)

Приложение №1

Ход беседы:

Организационный момент.

Просмотр мультфильма А. Барто «Девочка Чумазая»

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, почему я вам показала этот мультфильм?

Ответы детей.

Воспитатель: – А вы догадались, как можно назвать эту девочку? (Неряха, грязнуля.)

Ответы детей.

Воспитатель: – Правильно. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Слайд №1

Воспитатель: – Итак, тема нашей беседы: Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Но сначала давайте поиграем.

Воспитатель: – Предлагаю поиграть в деловую игру. Перед вами несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить. (на доске несколько заданий с вопросами)

«Деловая игра» Слайд №2.

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете как связана тема нашей беседы. «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний» и фильм –«Девочка чумазая»? (болезни грязных рук приводят к заболеваниям).

Ответы детей.

Воспитатель: – Что же надо делать, чтобы не стать похожим на неё? (Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)

Ответы детей.

Воспитатель: – Как называется, одним словом, всё то, что вы перечислили? (Гигиена)

Ответы детей.

Воспитатель: – Правильно, ребята, мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться, все это относится к гигиене.

Гигиена (работа по памятке средства личной гигиены) Слайд №3

Воспитатель: – Кто из вас умеет правильно намыливать руки (вызвать одного ребёнка показать как намылить правильно руки). То, что «Чистота – залог здоровья», вы все знаете, а знаете ли вы ошибки питания, ведущие к возникновению болезней желудочно-кишечного тракта?

Ответы детей.

Болезни желудочно-кишечного тракта Слайд №4

Воспитатель: – Какие полезные продукты нужно есть?

Воспитанники совместно с педагогом находят ошибки питания, ведущие к возникновению болезней желудочно-кишечного тракта.

Воспитатель: – Ребята,давайте сделаем вывод: ешь полезные, свежие продукты, предварительно промыв их и никогда не будешь болеть желудочно-кишечными инфекциями.

Желудочно-кишечные инфекции. Слайд №5

Воспитатель: – Так что же такое желудочно-кишечные инфекции и как они могут нас заразить? (беседа по слайду)

Воспитатель: – Значит,можно сделать вывод: желудочно-кишечные инфекции….(на слайде).

Рассказ медсестры. Слайд №6

Воспитатель: – Ребята, а кто нас лечит когда мы заболеваем? (мама, врач, медсестра)

Ответы детей,

Воспитатель: – Сегодня к нам в гости пришла наша медсестра – Надежда Сергеевна, она вам хочет рассказать про острые кишечные инфекции.

Медсестра: – Острые кишечные инфекции – это большая группа острых инфекционных заболеваний, от которых может сильно болеть живот. Эти болезни занимают 2 место среди всех инфекционных заболеваний. Причинами инфекций являются вирусы и бактерии. Заразиться можно пищевым, водным и бытовым способом. Ребята, вспомните и назовите что у вас болит когда вы болеете?

Ответы детей.

Медсестра: – Все правильно. Повышается температура, появляется вялость, возникает тошнота, появляется жидкий стул. А с такими признаками болезни можно оставаться и лечиться дома?

Ответы детей.

Медсестра: – Конечно. Если заболели, надо срочно обращаться к врачу. Ребята вы наверное устали, давайте с вами поиграем.

Дидактическая игра «Полезно-вредно»

У детей набор цветных кругов: красный – вредно, зелёный – полезно. Медсестра называет ситуацию, а воспитанники поднимают соответствующие круги.

Ситуации.

• Кушать свежие овощи и фрукты, промыв под проточной водой?

• Активно отдыхать?

• Кушать сосульки?

• Мыть руки перед едой?

• При болях в животе лечиться дома?

Рефлексия.

Воспитатель: – Ребята, что вы сегодня узнали нового, интересного? В какие игры играли? Вам понравилось? Если да, то возьмите веселый смайлик, а если что- то не понравилось, то грустный смайлик.

Медсестра: – Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, что полезно для здоровья, а что вредно. Сейчас у нас лето, а летом много овощей и фруктов – полезных продуктов. За то, что вы такие молодцы, и все знаете, я хочу угостить вас живыми витаминами, вкусными яблочками.

Источник