Роль медицинской сестры в профилактике кишечных инфекций у детей
Целью данной работы было выявление роли медицинской сестры в профилактике острых кишечных инфекций у детей первого года жизни.
Была выдвинута гипотеза, что проводя профилактические беседы с родителями, объясняя им правила гигиены и способы повышения иммунитета у детей, можно предотвратить возникновение многих острых кишечных инфекций.
Для проверки гипотезы было проведено исследование. Исследование проводилось на базе Детской Городской Клинической больницы №5 им. Н.Ф. Филатова, инфекционное боксированное отделение № 9, в период с 17 апреля по 5 мая, обработка данных производилась в период с 6 мая по 15 мая 2015 года. Исследование проводилось путем анкетирования родителей (образец анкеты представлен в Приложении №1).
В исследовании принимали участие 12 мам, все разного возраста (от 18 до 25 лет – 4 мамы; от 26 до 35 лет – 5 мам; 36 лет и старше – 3 мамы), разного социального и материального положения, у всех дети в возрасте до 1 года, у детей была та или иная кишечная инфекция.
План исследования:
a. Констатирующий эксперимент
– провести анкетирование родителей
– оценить результаты анкетирования
– составить памятки о профилактике кишечных инфекций
б. Формирующий эксперимент
– провести профилактические беседы с теми родителями, у кого оказался наиболее отрицательный результат
– выдать памятки
Уважаемые родители! Чтобы ваши дети не болели кишечными инфекциями, нужно соблюдать следующие правила:
1. Правильное вскармливание на первом году жизни (по возрасту). Не вводите самостоятельно прикормы и добавки! Это можно делать только по назначению врача
2. Не рекомендуется блюда детского питания готовить заблаговременно и впоследствии разогревать.
3. Мытье рук с мылом после посещения туалета, после любых контактов с животными, с землей и песком, по возвращении с улицы домой.
4. Мытье рук с мылом перед каждым приемом пищи (даже если это небольшой перекус).
5. Мытье рук и груди с мылом перед и после каждого кормления ребенка.
6. Мытье рук после каждой смены памперса.
7. Обработка бутылочки, сосок перед каждым кормлением ребенка (облизывание пустышки не является ее «дезинфекцией»)
8. Тщательное мытье фруктов, овощей и зелени перед употреблением.
9. Использование для мытья посуды, приготовления пищи, питья и купания ребенка доброкачественной воды, что особенно актуально в период летних отпусков, когда жители мегаполисов выезжают на дачи, турбазы и т.п.
10. Поддержание чистоты в помещении, где находится ребенок. Регулярная обработка игрушек мыльным раствором или специальными моющими средствами не реже 1 раза в неделю. Регулярная обработка кроватки, пеленального столика.
11. При наличии домашних животных – не допускать их контакта с продуктами питания и посудой, исключить для них возможность забираться на рабочие кухонные поверхности, обеденные столы, в детские кроватки и коляски. Очень важно содержание животных в чистоте, их мытье после возвращения с улицы, регулярное проведение профилактических курсов противоглистного лечения.
в. Контролирующий эксперимент
– провести анкетирование повторно с этими родителями
– сравнить полученные результаты и подвести итог
Результаты констатирующего эксперимента показаны в диаграмме № 1. Вопросы разделены на блоки. В блок «Гигиена» вошли вопросы анкеты №№ 5-7; в блок «Питание» – вопросы №№ 8-13, 19; в блок «Иммунитет» – №№ 14-15; в блок «Домашние животные» – №№ 16-18.
Диаграмма №1
Из ответов на вопросы блока «гигиена» видно, что только 56% мам соблюдает все правила гигиены, а остальные допускают погрешности. Наиболее частые погрешности: не моют свои руки после каждой смены памперса, не часто моют руки с мылом, а только ополаскивают.
Блок «питание»: 85% мам кормят детей по возрасту, то есть у ребенка присутствует грудное или искусственное вскармливание в течение первых шести месяцев с постепенным введением надлежащего питательного и безопасного прикорма. Также в это число входят мамы, которые внимательно подходят к покупке смесей и детского питания, всегда проверяют целость банки, дату изготовления, сроки реализации. К несчастью, есть и такие мамы, которые, например, начали давать соки раньше 3-х месяцев. Процент таких мам не превысился 15.
В блок «иммунитет» включались вопросы о принятии витаминов и прогулок. И, как видно, витамины принимают 3-4 мамы из 12, гуляют с детьми, к счастью, большинство. В число 60% мам входят те, например, которые считают сон на балконе альтернативой прогулок, даже в теплую безветренную погоду.
«Домашние животные»: 8 мам из 12 вообще не держат животных в доме, 2 мамы содержат своих питомцев в чистоте и сводят контакт с детьми к минимуму, остальные 2 мамы, к сожалению, к этому относятся лояльно. Лояльность проявляется в том, что мама считает абсолютно нормальным, если кошка спит в детской кроватке, а собака облизывает его личико.
Формирующий эксперимент. После анализа результатов тестирования с мамами была проведена беседа о профилактике повторного заражения, и каждой была выдана памятка.
Контролирующий эксперимент.
В диаграмме №2 показаны результаты вторичного анкетирования. После беседы с родителями о профилактике кишечных инфекций у детей, а также после выдачи памяток результаты анкетирования значительно возросли в положительную сторону.
Диаграмма №2
Так процент матерей, после беседы ставших более тщательно соблюдать правила гигиены, возрос с 56% до 75%. Результат положительный, но далекий до идеала и требует дальнейшей санитарно-просветительской работы, т.к. основной механизм передачи острых кишечных инфекций – фекально-оральный.
Возрос процент и матерей, которые соблюдают все правила и режим прогулок. Есть мамы, которые задумались, о важности принятия того же витамина D при явном его дефиците. Результат, конечно, хочет желать лучшего, но и 10% немало важно.
Главное для медицинского работника – доверие к нему пациента. Как выяснилось, беседы медицинской сестры положительно влияют на поведение и отношение мам.
Заключение
Рост материального благосостояния и культурного уровня населения, развитие медицинского обслуживания в нашей стране создали благоприятные условия для снижения и ликвидации многих инфекционных заболеваний. Однако острые кишечные заболевания еще и сегодня угрожают здоровью людей, в особенности здоровью детей. Небрежное отношение к своему здоровью взрослых ведет к тому, что расплачиваются за это дети, так как они наиболее восприимчивы к кишечным инфекциям и болеют гораздо тяжелее, чем взрослые. Ведь, к сожалению, острые кишечные инфекции занимают одно из первых мест в инфекционной патологии детского возраста.
Кишечные инфекции иногда называют «болезнями грязных рук». И действительно, выполнение всем известного правила «регулярно мыть руки» позволяет значительно снизить заболеваемость кишечными инфекциями.
Решающим фактором профилактики являются аспекты воспитания ребенка, направленные на формирование устойчивых гигиенических навыков. Личный пример и последовательное соблюдение санитарных правил взрослыми членами семьи становятся необходимой базой для формирования полезных стереотипов поведения ребенка. А повышение знаний взрослых об этих санитарных правилах – обязанность медицинских работников, в частности медицинских сестер.
В данной работе было проведено исследование на базе Детской Городской Клинической больницы №5 им. Н.Ф. Филатова, инфекционное боксированное отделение №9. В исследовании принимали участие 12 мам, все разного возраста, разного социального и материального положения, у всех дети в возрасте до 1 года, у детей была та или иная кишечная инфекция.
Процент матерей, после беседы ставших более тщательно соблюдать правила гигиены, возрос с 56% до 75%. Возрос процент и матерей, которые соблюдают все правила и режим прогулок до 70%. А что, главное, доверие к медицинской сестре со стороны мам возросло на 10%. После беседы удалось отношение к болезни ребенка, моральное состояние, поведение многих матерей вывести на адекватный, разумный уровень.
В результате исследования удалось повысить знания родителей о защите себя и ребенка от кишечной инфекции: о правилах личной гигиены, гигиены ребенка, об обработке предметов ухода и обихода, детской посуды, о правильном обращении с домашними животными с точки зрения гигиены.
Вывод: профилактические беседы медицинской сестры с матерями повышают уровень знаний родителей о гигиене, правильном питании детей и повышении иммунитета у детей первого года жизни. Эти знания помогают снизить риск заражения детей острыми кишечными инфекциями.
Гипотеза о том, что проводя профилактические беседы с родителями, объясняя им правила гигиены и способы повышения иммунитета у детей, можно предотвратить возникновение многих острых кишечных инфекций у детей подтвердилась.
Санитарное просвещение родителей, а также профилактические беседы, проводимые медицинскими сестрами при патронажах, при посещении детских поликлиник и коллективов играют важную роль для предупреждения заболеваний и повторного заражения, в том числе и кишечными инфекциями. Кроме того, при снижении процента заболевших, уменьшаются и затраты государства на лечение.
Глоссарий
Гастроэнтерит – воспаление желудка и желудочно-кишечного тракта, которое может вызывать тошноту, рвоту и/или диарею (понос).
Дегидратация – обезвоживание организма (потеря организмом слишком большого количества воды).
Диарейный синдром – комплекс различных симптомов, связанных с нарушением процесса опорожнения кишечника, характеризующимся увеличением частоты стула (более 3 раз в сутки) с выделением жидких каловых масс и их большего количества.
Императивные позывы к дефекации – невозможность контролировать процесс дефекации.
Источник инфекции – зараженный человек (или животное), организм которого является естественной средой обитания патогенных микроорганизмов, откуда они могут тем или иным путем заражать восприимчивого человека (животного).
Коинфекция – одномоментное инфицирование двумя бактериальными инфекционными агентами.
Колит – воспаление или воспалительно-дистрофическое поражение слизистой оболочки толстого кишечника, развивающееся в отдельных его частях или во всех отделах.
Кувез (кювез) — приспособление с автоматической подачей кислорода и с поддержанием оптимальной температуры, в который помещают недоношенного или заболевшего новорожденного.
Механизмы передачи инфекции – процесс передачи возбудителей от инфицированного организма к неинфицированным.
Нозокомиальные инфекции – госпитальные, внутрибольничные инфекции.
Серотип (серовар) — штаммы одного вида, отличающиеся от типового штамма по антигенной структуре.
Суперинфекция – повторное заражение новым инфекционным заболеванием в условиях незавершившегося инфекционного заболевания, вызванное другим микроорганизмом.
Токсикоз – это болезненное состояние, обусловленное действием на организм экзогенных токсинов (например, микробных) или вредных веществ эндогенного происхождения.
Энтероколит – синдромокомплекс, для которого характерно поражение слизистой оболочки тонкого и (или) толстого отделов кишечника.
Эубиотики – группа биологически активных препаратов, в состав которых входят лиофильно высушенные (в вакууме при сильном охлаждении) или живые штаммы микроорганизмов, являющихся представителями нормальной микрофлоры здорового человека.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
О появлении инфекционного больного ставят в известность участковых врачей, детские консультации и поликлиники, здравпункты, детские учреждения (ясли, детские сады, школы, больницы), бюро госпитализации и районных эпидемиологов СЭС. Длительность изоляции инфекционных больных в стационарах или на дому определяется сроками, установленными Министерством здравоохранения РФ.
Профилактика инфекций в детских поликлиниках. Наряду с большой работой по оздоровлению детей детская поликлиника обязана оградить приходящих детей от возможного заражения инфекционными болезнями на приеме у врача. Профилактика инфекций в детской поликлинике основана на правильном устройстве помещений и соответствующей постановке работы. Профилактический прием здоровых детей (осмотр, взвешивание, беседы с матерями по вопросам вскармливания, уходу, правилам личной гигиены и воспитанию) проводят отдельно от приема больных детей. При отсутствии отдельного помещения с разными входами четко разграничивают время приема здоровых и больных.[8,c.71]
Больных детей следует преимущественно обслуживать на дому. Обслуживанию на дому подлежат первично заболевшие и лихорадящие дети. Участковый врач регулярно посещает больного ребенка или при повторном посещении направляет участковую медицинскую сестру для дальнейших наблюдений и выполнения диагностических и лечебных назначений.
При посещении детской поликлиники дети проходят через специально выделенные боксы (фильтры) для предварительного осмотра. В фильтре квалифицированная медицинская сестра опрашивает мать о заболеваниях в доме, соседних квартирах, О возможности встречи ребенка с инфекционными больными, получает сведения о самом ребенке, его поведении, измеряет температуру тела и одновременно осматривает зев (ангина) и кожные покровы. При подозрении на инфекционное заболевание медицинская сестра немедленно показывает ребенка врачу. Детей с инфекционными заболеваниями или с подозрением на них немедленно изолируют в бокс, откуда направляют домой (домашняя изоляция) или в стационар. Освободившийся бокс подвергают влажной уборке и проветривают. Медицинская сестра ведет точную запись всех проходящих через бокс детей с указанием часа их прихода. При установлении инфекционного заболевания у ребенка на последующих этапах обслуживания в поликлинике устанавливают имена и адреса всех детей, бывших в контакте с больным. В отношении последних и их окружения проводят соответствующие профилактические мероприятия (сигнализация, карантин, бактериологическое исследование, проведение прививок).[15,c.123]
Поликлиника должна иметь постоянный деловой контакт с СЭС в проведении общих оздоровительных и специальных профилактических мероприятий.
Профилактика инфекций в детских учреждениях (ясли, детский сад). Проводится по трем основным направлениям:
а) повышение невосприимчивости и устойчивости детей к инфекции;
б) защита от заноса инфекции в детское учреждение;
в) быстрая ликвидация источника инфекции в случае ее распространения.
Делая всем здоровым детям специфические предохранительные прививки, нужно в то же время тщательно предохранять коллектив от заноса инфекции. Ее источником может быть обслуживающий персонал, поэтому необходимы систематическое обследование персонала на носительство возбудителей дифтерии, тифо-паратифов, дизентерии, профилактическая проверка на туберкулез, кожно-венерические и паразитарные болезни. Чаще всего источником инфекции является либо больной ребенок, либо ребенок, бывший в контакте с больным. Такие дети не должны посещать детские учреждения. Как известно, инфекционное заболевание клинически проявляется после инкубационного (скрытого) периода. Это необходимо строго учитывать, своевременно изолировав инфицированного ребенка (карантин), чтобы оградить других детей от контакта.
В детских учреждениях необходимо проводить большую санитарно-воспитательную работу с матерями, добиваясь того, чтобы они сами сообщали в ясли и детский сад о заболеваниях в семье, квартире или доме. Такое своевременное извещение (сигнализация) является важнейшим условием борьбы с заносом возбудителя инфекции в детские учреждения. Справку о том, что ребенок не имел контакта с инфекционными больными, необходимо требовать на каждого вновь поступающего в детское учреждение ребенка, а также от детей, вернувшихся из больницы или санатория. Всякий пропуск в посещении ребенком детского учреждения работники этого учреждения должны контролировать. При обнаружении инфекционной болезни у ребенка принимают соответствующие меры (изоляция дома или помещение в стационар).[14,c.165]
Кроме своевременной сигнализации, при ежедневном приеме ребенка в ясли и детский сад необходимо тщательно расспрашивать мать, как о состоянии ребенка, так и о здоровье окружающих его детей (в семье, у соседей по квартире). Ежедневный опрос ведет медицинская сестра, принимающая детей. Сведения об эпидемическом неблагополучии в квартире следует проверить путем дополнительного обследования, а ребенка немедленно отправить домой. При приеме медицинская сестра тщательно осматривает ребенка, особенно зев, кожу, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное заболевание ребенка не оставляют в детском учреждении, а отправляют домой.
Необходимо стремиться к тому, чтобы обнаруженный в детском коллективе случай инфекционной болезни оставался единственным, не вызывал дальнейшего распространения инфекции. Для своевременного обнаружения инфекционного больного каждая медицинская сестра, воспитательница в детском учреждении и педагогический персонал в школе должны иметь представление об этих болезнях, знать самые важные признаки и уметь их обнаруживать.
Особое внимание нужно уделять детям, находящимся в течение круглых суток в детских учреждениях. Необходимо постоянно следить за состоянием и поведением ребенка в течение дня. Начало болезни чаще всего проявляется в изменении настроения и общего самочувствия ребенка. До того веселый и живой он становится вялым, скучным, малоподвижным, иногда капризничает или отказывается от еды. Полагается измерить температуру тела, тщательно осмотреть все кожные покровы, установить, нет ли какой-нибудь сыпи, желтушности кожных покровов, катаральных явлений в зеве, припухания лимфатических узлов или околоушных слюнных желез, изменений стула и патологических примесей в испражнениях. Если у ребенка обнаружены признаки острого заболевания, нужно немедленно послать за матерью, а ребенка поместить в изолятор (свободную комнату), уложить в постель. Нельзя допускать непосредственного контакта между здоровыми детьми и заболевшим ребенком.[7,c.10]
При инфекционном заболевании в детском учреждении на все учреждение или на отдельную группу, где обнаружена инфекция, накладывают карантин. В этой группе проводят следующие мероприятия: обеспечивают полное разобщение детей с детьми остальных групп, прекращают прием в группу вновь поступающих детей, не перенесших данное заболевание, перевод детей в другие группы, а также в иные учреждения, обеспечивают тщательное медицинское наблюдение, имеющее целью наиболее раннее выявление новых случаев заболевания, бактериологическое исследование у всех, кто находился в контакте с больным ребенком (включая обслуживающий персонал), выполняют профилактическую и заключительную дезинфекцию.
Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. В отдельной тетради записывают случаи заболевания внутри коллектива с подробным эпидемиологическим разбором, указанием числа заболевших (имевших контакт) и установленных сроков карантина. Кроме того, фиксируют весь комплекс проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции,[2,c.160]
Медицинская сестра должна доводить до сведения родителей правила по профилактике инфекционных заболеваний у детей. Памятка для родителей: правила по профилактике пищевых инфекций приведена в Приложении 2.
Таким образом, мы увидели, что роль медсестры в профилактике заболеваний огромна в любой сфере здравоохранения для пациентов абсолютно всех возрастов. Медицинская сестра всегда должна помнить и повторять пациентам, что болезнь легче предупредить, чем лечить.
2.2. Роль медицинской сестры в профилактике кишечных инфекций в учреждениях
Велика и значима роль медсестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины. Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом. И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных болезнях.
Рассмотрим роль медицинской сестры в профилактике ВБИ.
Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике ВБИ (внутрибольничных, нозокомиальных инфекций), или ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи). При этом основная часть профилактических мер связана с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима. Ответственность ложится как на исполнителей, так и на лиц, осуществляющих организацию и контроль. Иными словами, и на медицинских сестер палатных, процедурных, операционных, анестезистов, физиотерапевтических и остальных, и на старших медсестер отделения, а также на помощников эпидемиолога, контролирующих организацию и исполнение СЭР в отделении.[16,c.98]
Чем лучше организована работа в плане исполнения санитарных правил, чем четче исполняются все требования, чем чаще и качественней осуществляется производственный контроль, тем ниже риск возникновения ИСМП.
Источник