Роль участковой медсестры в профилактике кишечных инфекций у детей

Роль участковой медсестры в профилактике кишечных инфекций у детей thumbnail

О появлении инфекционного больного ставят в известность участковых вра­чей, детские консультации и поликлиники, здравпункты, детские учреждения (ясли, детские сады, школы, больницы), бюро госпитализации и районных эпидемиологов СЭС. Длительность изоляции инфекционных больных в ста­ционарах или на дому определяется сроками, установленными Министер­ством здравоохранения РФ.

Профилактика инфекций в детских поликлиниках. Наряду с большой рабо­той по оздоровлению детей детская поликлиника обязана оградить приходя­щих детей от возможного заражения инфекционными болезнями на приеме у врача. Профилактика инфекций в детской поликлинике основана на пра­вильном устройстве помещений и соответствующей постановке работы. Про­филактический прием здоровых детей (осмотр, взвешивание, беседы с матеря­ми по вопросам вскармливания, уходу, правилам личной гигиены и воспитанию) проводят отдельно от приема больных детей. При отсутствии отдельного помещения с разными входами четко разграничивают время при­ема здоровых и больных.[8,c.71]

Больных детей следует преимущественно обслуживать на дому. Обслужи­ванию на дому подлежат первично заболевшие и лихорадящие дети. Участ­ковый врач регулярно посещает больного ребенка или при повторном посеще­нии направляет участковую медицинскую сестру для дальнейших наблюдений и выполнения диагностических и лечебных назначений.

При посещении детской поликлиники дети проходят через специально вы­деленные боксы (фильтры) для предварительного осмотра. В фильтре квали­фицированная медицинская сестра опрашивает мать о заболеваниях в доме, соседних квартирах, О возможности встречи ребенка с инфекционными больными, получает сведения о самом ребенке, его поведении, измеряет тем­пературу тела и одновременно осматривает зев (ангина) и кожные покровы. При подозрении на инфекционное заболевание медицинская сестра немедлен­но показывает ребенка врачу. Детей с инфекционными заболеваниями или с подозрением на них немедленно изолируют в бокс, откуда направляют до­мой (домашняя изоляция) или в стационар. Освободившийся бокс подвергают влажной уборке и проветривают. Медицинская сестра ведет точную запись всех проходящих через бокс детей с указанием часа их прихода. При устано­влении инфекционного заболевания у ребенка на последующих этапах обслу­живания в поликлинике устанавливают имена и адреса всех детей, бывших в контакте с больным. В отношении последних и их окружения проводят со­ответствующие профилактические мероприятия (сигнализация, карантин, бак­териологическое исследование, проведение прививок).[15,c.123]

Поликлиника должна иметь постоянный деловой контакт с СЭС в прове­дении общих оздоровительных и специальных профилактических мероприя­тий.

Профилактика инфекций в детских учреждениях (ясли, детский сад). Прово­дится по трем основным направлениям:

а) повышение невосприимчивости и устойчивости детей к инфекции;

б) защита от заноса инфекции в детское уч­реждение;

в) быстрая ликвидация источника инфекции в случае ее распростра­нения.

Делая всем здоровым детям специфические предохранительные прививки, нужно в то же время тщательно предохранять коллектив от заноса инфекции. Ее источником может быть обслуживающий персонал, поэтому необходимы систематическое обследование персонала на носительство возбудителей диф­терии, тифо-паратифов, дизентерии, профилактическая проверка на туберку­лез, кожно-венерические и паразитарные болезни. Чаще всего источником ин­фекции является либо больной ребенок, либо ребенок, бывший в контакте с больным. Такие дети не должны посещать детские учреждения. Как извест­но, инфекционное заболевание клинически проявляется после инкубационного (скрытого) периода. Это необходимо строго учитывать, своевременно изоли­ровав инфицированного ребенка (карантин), чтобы оградить других детей от контакта.

В детских учреждениях необходимо проводить большую санитарно-воспи­тательную работу с матерями, добиваясь того, чтобы они сами сообщали в ясли и детский сад о заболеваниях в семье, квартире или доме. Такое свое­временное извещение (сигнализация) является важнейшим условием борьбы с заносом возбудителя инфекции в детские учреждения. Справку о том, что ребенок не имел контакта с инфекционными больными, необходимо требо­вать на каждого вновь поступающего в детское учреждение ребенка, а также от детей, вернувшихся из больницы или санатория. Всякий пропуск в посеще­нии ребенком детского учреждения работники этого учреждения должны кон­тролировать. При обнаружении инфекционной болезни у ребенка принимают соответствующие меры (изоляция дома или помещение в стационар).[14,c.165]

Кроме своевременной сигнализации, при ежедневном приеме ребенка в яс­ли и детский сад необходимо тщательно расспрашивать мать, как о состоянии ребенка, так и о здоровье окружающих его детей (в семье, у соседей по квар­тире). Ежедневный опрос ведет медицинская сестра, принимающая детей. Све­дения об эпидемическом неблагополучии в квартире следует проверить путем дополнительного обследования, а ребенка немедленно отправить домой. При приеме медицинская сестра тщательно осматривает ребенка, особенно зев, ко­жу, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное забо­левание ребенка не оставляют в детском учреждении, а отправляют домой.

Необходимо стремиться к тому, чтобы обнаруженный в детском коллекти­ве случай инфекционной болезни оставался единственным, не вызывал дальнейшего распространения инфекции. Для своевременного обнаружения инфекционного больного каждая медицинская сестра, воспитательница в дет­ском учреждении и педагогический персонал в школе должны иметь предста­вление об этих болезнях, знать самые важные признаки и уметь их обнаруживать.

Особое внимание нужно уделять детям, находящимся в течение круглых суток в детских учреждениях. Необходимо постоянно следить за состоянием и поведением ребенка в течение дня. Начало болезни чаще всего проявляется в изменении настроения и общего самочувствия ребенка. До того веселый и живой он становится вялым, скучным, малоподвижным, иногда капризни­чает или отказывается от еды. Полагается измерить температуру тела, тща­тельно осмотреть все кожные покровы, установить, нет ли какой-нибудь сы­пи, желтушности кожных покровов, катаральных явлений в зеве, припухания лимфатических узлов или околоушных слюнных желез, изменений стула и патологических примесей в испражнениях. Если у ребенка обнаружены признаки острого заболевания, нужно немедленно послать за матерью, а ре­бенка поместить в изолятор (свободную комнату), уложить в постель. Нельзя допускать непосредственного контакта между здоровыми детьми и заболев­шим ребенком.[7,c.10]

При инфекционном заболевании в детском учреждении на все учреждение или на отдельную группу, где обнаружена инфекция, накладывают карантин. В этой группе проводят следующие мероприятия: обеспечивают полное раз­общение детей с детьми остальных групп, прекращают прием в группу вновь поступающих детей, не перенесших данное заболевание, перевод детей в дру­гие группы, а также в иные учреждения, обеспечивают тщательное медицин­ское наблюдение, имеющее целью наиболее раннее выявление новых случаев заболевания, бактериологическое исследование у всех, кто находился в кон­такте с больным ребенком (включая обслуживающий персонал), выполняют профилактическую и заключительную дезинфекцию.

Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. В отдельной тетради записывают случаи заболевания внутри кол­лектива с подробным эпидемиологическим разбором, указанием числа забо­левших (имевших контакт) и установленных сроков карантина. Кроме того, фиксируют весь комплекс проведенных профилактических и противоэпидеми­ческих мероприятий в очаге инфекции,[2,c.160]

Медицинская сестра должна доводить до сведения родителей правила по профилактике инфекционных заболеваний у детей. Памятка для родителей: правила по профилактике пищевых инфекций приведена в Приложении 2.

Таким образом, мы увидели, что роль медсестры в профилактике заболеваний огромна в любой сфере здравоохранения для пациентов абсолютно всех возрастов. Медицинская сестра всегда должна помнить и повторять пациентам, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

2.2. Роль медицинской сестры в профилактике кишечных инфекций в учреждениях

Велика и значима роль медсестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины. Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом. И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных болезнях.

Рассмотрим роль медицинской сестры в профилактике ВБИ.

Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике ВБИ (внутрибольничных, нозокомиальных инфекций), или ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи). При этом основная часть профилактических мер связана с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима. Ответственность ложится как на исполнителей, так и на лиц, осуществляющих организацию и контроль. Иными словами, и на медицинских сестер палатных, процедурных, операционных, анестезистов, физиотерапевтических и остальных, и на старших медсестер отделения, а также на помощников эпидемиолога, контролирующих организацию и исполнение СЭР в отделении.[16,c.98]

Чем лучше организована работа в плане исполнения санитарных правил, чем четче исполняются все требования, чем чаще и качественней осуществляется производственный контроль, тем ниже риск возникновения ИСМП.



Источник

Автор: Н.В.Сарафанова,

медицинская сестра участковая

ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская

городская детская поликлиника №2»

Детская медсестра –

работа для тех, кто любит

детей и хочет им помогать!

Работа медицинской сестры участковой определяется 3 основными целями:

  1. Профилактическая;
  2. Лечебная;
  3. Санитарно-просветительная.

От уровня профилактической работы во многом зависит здоровье детей на участке. Борьба за здоровье начинается с согласия на вакцинацию. Для этого проводится целевая беседа. Медсестра – основное звено в профилактике инфекции с помощью вакцин. С рождением ребенка частым гостем в доме становится медицинская сестра участковая из детской поликлиники. Работа с родителями проводится с первого патронажа. Медсестра и родители присматриваются друг к другу. Родители не всегда доверяют мнению, опыту медсестры. То слишком молодая, то уже старая. Медицинская сестра должна быть уверенной, опрятной, точно знать как себя вести в той или иной ситуации, что ответить на часто задаваемые вопросы. При проведении профилактических патронажей необходимо изучить культурно-гигиенические условия жизни семьи, ее психологический климат. Внедрять в быт, где находится ребенок не только основы закаливания, правильного питания, но и необходимость иммунопрофилактики. Родители имеют право задавать вопросы по срокам, графику вакцинации. Какие используются препараты, побочные эффекты и осложнения. Поэтому медсестра обязана интересоваться изменениями, новинками в проводимой в Российской Федерации иммунопрофилактики.

Вряд ли какие-то другие события первого года жизни малыша вызывают столько споров, как прививки.

В России существует закон об иммунизации, который предусматривает согласие родителей на вакцинацию ребенка. Согласие в письменном виде, которое подписывает участковый педиатр. Необходимо помнить, что именно от решения родителей зависит здоровье, а зачастую жизнь детей.

Важную роль в осуществлении вакцинопрофилактики в детской поликлинике играют медицинские сестры. Соответственно от качества деятельности и правильной организации работы персонала в немалой степени зависит и успешность вакцинопрофилактики. В большинстве случаев причинами отказа родителей от вакцинации является недостаточная информированность по данному вопросу. Что влечет за собой формирование у родителей ошибочных мнений, суждений. В результате родители используют ненадежные источники информации (интернет, советы друзей, мнение СМИ). Очень часть родители спрашивают: «Стоит ли детям делать профилактические прививки? Не лучше ли малышу переболеть инфекциями пока он маленький? Не окажет ли прививка отрицательного воздействия на организм ребенка?». Роль и важность медсестры донести верную информацию до родителей.

По данным ВОЗ плановая иммунизация ежегодно спасает жизнь и здоровье 3 млн.детей в мире. А с помощью инновации в разработке вакцин, которые будут разработаны в ближайшие 5-10 лет можно будет предотвратить гибель еще 8 млн. детей в год.

Вакцинация (лат.vaccus – корова) – введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его негативные последствия. Это самое эффективное средство защиты детей против многих инфекционных заболеваний.

В качестве антигенного материала используют 4 типа вакцин:

  1. Живые, ослабленные штаммы микроорганизмов (корь, эпидемический паротит, краснуха, полиомиелит).
  2. Убитые (инактивированные) микробы (коклюш, гепатит А).
  3. Анатоксин – токсин бактерии или вируса (дифтерийный и столбнячный анатоксин).
  4. Синтетические вакцины (гепатит В).

Работа проводится по Национальному календарю профилактических прививок – это документ, утверждаемый Приказом Минздравсоцразвития РФ и определяющий сроки и типы вакцинаций, проводимых бесплатно в массовом порядке в соответствии с программой обязательного медицинского страхования.

Побочные эффекты и осложнения конечно занимают свое место. Они различны для разных вакцин. Наиболее часто встречаются слабо выраженные реакции:

  • умеренное повышение температуры тела;
  • покраснение, болезненность в месте инъекции;
  • ухудшение аппетита;
  • аллергические реакции (очень редко анафилактический шок);
  • живые вакцины способны вызвать реакции, напоминающие легкое течение заболевания, сыпь.

Возникают проблемы вакцинации детей с аллергическими заболеваниями. В этой ситуации принимается решение о прививках, учитывая спектр сенсибилизации, нозологическую форму и стадию заболевания. Это значит, что в основе тактики ведения таких детей лежит индивидуальный подход. Для иммунизации используются комбинированные вакцины («Приорикс» – против кори, паротита, краснухи; «Пентоксим» – против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита и т.д.), что позволяет снизить объем вводимых консервантов.

У детей, страдающих аллергическими заболеваниями целесообразно расширять календарь профилактических прививок за счет сезонной прививки против гриппа, против пневмококковой (Пневмо23, 28) и гемофильной инфекции (Акт-хиб). Однако надо помнить, что аллергия на белок куриного и/или перепелиного яйца является противопоказанием к введению вакцин против гриппа, кори и паротита. Прививки ставятся на фоне профилактического приема противоаллергических средств, необходимо соблюдать диету с исключением аллергических продуктов и не введению новых. Умеренное обострение может наблюдаться после прививок у детей с атопическим дерматитом (8%).

Не стоит забывать о вакцинации детей при планировании путешествий в какую-либо экзотическую страну. Необходимо получить информацию у врача.

Каждая медицинская сестра, зная основы иммунопрофилактики, будет неоценимым помощником в воспитании здорового поколения.

ВОЗ постулирует несколько условий, которые способствуют хорошему здоровью детей во всем мире:

  1. Правильное питание;
  2. Соблюдение чистоты, гигиены;
  3. Своевременная вакцинация.

Давайте вместе выполнять эти условия!

Делать прививки детям необходимо!

Соблюдение всех правил прививочного дела гарантирует развитие иммунитета у ребенка и позволяет избежать реакций и осложнений.

Литература

  1. «Медицина для всех», Основы вакцино профилактики у детей с аллергическими заболеваниями, 2002 г., М.П.Костинова.
  2. «Медицинский вестник», 2011 г..
  3. Медицинская энциклопедия, 2013 г. «Проведение проф.прививок».

Источник

Острые кишечные инфекционные заболевания являются самыми массовыми заболеваниями детей дошкольного и школьного возраста, особенно в летний период. Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии (сальмонеллез, дизентерия, холера), их токсины (ботулизм), а также вирусы.

Причиной острых кишечных инфекций являются несколько групп микроорганизмов: бактерии, вирусы и простейшие.

Источником инфекции является человек или животное.

Ведущие пути передачи:

– контактно-бытовой (через загрязненные предметы обихода, игрушки, соску, грязные руки);

– пищевой (при употреблении в пищу недостаточно обработанные, недоброкачественные продукты питания);

– водный (при питье некипяченой воды, купании в открытых водоемах).

В организм здорового человека возбудители кишечной инфекции попадают через рот: вместе с пищей, водой или через грязные руки. Например, дизентерия может начаться, если попить воду из-под крана, парное (некипяченое молоко). Кишечную палочку можно съесть вместе с некачественным кефиром или йогуртом. Возбудители сальмонеллеза попадают к человека через любые зараженные продукты: куриное мясо и яйца, вареную колбасу, плохо промытые или вымытые грязной водой овощи и зелень.

Изо рта микробы попадают в желудок, а затем в кишечник, где начинают усиленно размножаться. Причиной заболевания становятся яды, токсины, которые выделяют микроорганизмы, и повреждения пищеварительного тракта, которые они вызывают. Кишечные инфекции могут протекать как острый гастрит (с рвотой), энтерит (с поносом), гастроэнтерит (и с рвотой, и с поносом), энтероколит (с поражением всего кишечника).после попадания микробов в организм заболевание начинается через 6-48 часов.

Предрасполагающими факторами

для возникновения кишечных инфекций являются:

– летнее время года – повышенная температура воздуха способствует размножению возбудителей в воде, почве, продуктах;

– иммунодефицитные состояния у детей;

– перинатальная патология центральной нервной системы.

Кишечными инфекциями чаще болеют летом.

Это связано с тем, что в жару мы пьем больше жидкости, а, значит, желудочный сок, убивающий вредные микробы, разбавляется. Кроме того, летом мы чаще пьем некипяченую воду (из родников и из-под крана).

Входными воротами и органами – «мишенью» является желудочно-кишечный тракт.

Основные группы симптомов заболевания следующие:

– лихорадка, слабость, снижение аппетита;

– диарея, рвота, вздутие живота;

– боли в животе.

О тяжести заболевания говорят западение глаз, заострение черт лица, западение большого родничка, сухие губы, судороги.

Грозным симптомом, говорящим о крайней тяжести заболевания, является отсутствие мочи у ребенка более 6 часов.

Обратите внимание!

При диарее, сопровождающейся болями в животе, признаками интоксикации:

– Не применяйте болеутоляющие препараты – это может сильно затруднить диагностику.

– Болеутоляющие лекарства могут скрыть проявления хирургических болезней (аппендицита, острого холецистита и других).

– Нельзя применять грелку, т.к. это может усилить воспаление и спровоцировать резкое ухудшение состояния ребенка.

– Не делайте клизму с горячей водой, особенно при повышении температуры.

– Не давайте ребенку при поносе вяжущие (закрепляющих) средств – имодиум, лопедиум и т.д., в этом случае течение болезни может осложниться, т.к. вместо ускоренного выведения токсинов из организма, вы спровоцируете их накопление.

При инфекционных заболеваниях, протекающих с повышением температуры, поносом, рвотой, подозрении на хирургическое заболевание ни в коем случае нельзя применять гомеопатические средства. Такие состояния требуют консультации врача и общепринятой терапии. Промедление в назначении традиционных лекарств может привести к печальным последствиям.

Итак, чтобы избежать острых кишечных инфекций у детей, следует:

– строго соблюдать правила личной гигиены, чаще и тщательно мыть руки с мылом, особенно перед едой и после посещения туалета,

– использовать кипяченую, бутилированную или воду гарантированного качества,

– овощи, фрукты, ягоды тщательно мыть перед употреблением под проточной водопроводной водой, а для маленьких детей – кипяченой,

– использовать только чистую упаковку (полиэтилен, контейнеры для пищевых продуктов и т.п.),

– не приобретать продукты питания у случайных лиц или в местах несанкционированной торговли,

– соблюдать правила гигиены при приготовлении горячих и холодных блюд, сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, особенно скоропортящихся, сырые продукты и готовую пищу следует хранить раздельно,

– тщательно прожаривать или проваривать продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морские продукты,

– скоропортящиеся продукты и готовую пищу следует хранить в холодильнике при температуре 2-6 С°,

– не смешивать свежеприготовленную пищу с остатками от предыдущего дня, но если готовая пища остается на другой день, то перед употреблением ее необходимо подвергнуть термической обработке (прокипятить или прожарить),

– не скапливать мусор и пищевые отходы, не допускайте появление мух и тараканов,

– постоянно поддерживать чистоту в жилище и соблюдать правила личной гигиены, не давать маленьким детям некипяченое разливное молоко, сырые яйца, использовать для приготовления пищи только свежие продукты.

Итак, чтобы уберечься от острых кишечных инфекций,

достаточно соблюдать следующие несложные правила:

– пить воду и молоко в кипяченом виде,

– мыть овощи и фрукты горячей водой,

– оберегать от мух пищевые продукты,

– соблюдать правила и сроки хранения пищевых продуктов,

– мыть руки перед едой,

– не грызть ногти.

Если, несмотря на все меры предосторожности, все же появляются первые признаки острых кишечных инфекций (тошнота, многократная рвота, понос, схваткообразные боли в животе, боли в области желудка), необходимо сразу обратиться за медицинской помощью. Только врач может правильно назначить лечение и определить необходимые меры профилактики болезни для лиц, контактирующих с больными. Самолечение опасно для самого больного, т.к. в результате несвоевременного, неправильного лечения развиваются хронические формы болезни.

Врач-педиатр

Скороднянской районной больницы Вострова Р. А.

Источник

Читайте также:  В черногории кишечная инфекция