Рост острых кишечных инфекций
Профилактика острых кишечных инфекций
Острые кишечные инфекции – группа инфекционных заболеваний, вызванных различными микроорганизмами (бактериями, вирусами), проявляющаяся расстройствами пищеварения и симптомами обезвоживания.
Кишечные инфекции встречаются в любое время года: вирусные, чаще всего встречаются в холодное время года (с ростом заболеваемости гриппом и ОРВИ), бактериальные – в теплое время года.
В связи с благоприятным воздействием теплого климата на размножение микроорганизмов, особенно высок уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями в летний период времени. В этот период отмечается резкое повышение уровня инфицированности воды, почвы, продуктов питания возбудителями острых кишечных инфекций. Особенно подвержены в теплый период кишечным инфекциям дети. Это связано с низкой степенью активности защитных факторов, а так же с отсутствием сформированных гигиенических навыков у детей. Факторы иммунной защиты в желудочно-кишечном тракте у детей формируются к 5-летнему возрасту.
Практически все возбудители острой кишечной инфекции отличаются очень высокой устойчивостью. Например, возбудители паратифов и брюшного тифа продолжают свою жизнеспособность в молоке более 2 месяцев, в воде ещё дольше.
Микробы дизентерии в молоке могут жить и размножаться на протяжении 7 дней, а в речной воде – 35 дней. Свою жизнеспособность вирусы могут сохранять на различных предметах от 10 до 30 дней, а в фекалиях – более полугода.
Виды острых кишечных инфекций:
– бактериальные: cальмонеллез, дизентерия, иерсиниоз, эшерихиоз, кампилобактериоз; острая кишечная инфекция, вызванная синегнойной палочкой, клостридиями, клебсиеллами, протеем; стафилококковое пищевое отравление, брюшной тиф, холера, ботулизм и прочие
– ОКИ вирусной этиологи : ротавирусная, энтеровирусная, коронавирусная, аденовирусная, реовирусная инфекции
– грибковые кишечные инфекции (чаще грибы рода Candida)
– протозойные кишечные инфекции (лямблиоз, амебиаз) – отличаются крайне тяжелой клинической симптоматикой.
Кто является источником инфекции?
Основным источником инфекции является больной человек. Опасным является здоровый бактерионоситель и тот, у кого заболевание протекает в стертой форме, при которой он даже этого не замечает.
Как происходит заражение ?
Пути инфицирования:
В организм человека бактерии попадают через рот, вместе с пищей, водой или через грязные руки. Например, дизентерия может начаться при употреблении воды из-под крана, некипяченого молока; кишечная палочка может попасть в организм с просроченным кисломолочным продуктом; сальмонеллезом можно заразиться, употребив в пищу зараженные продукты, такие как куриное мясо и яйца, плохо промытые водой овощи и зелень.
Механизм заражения.
Основным механизмом попадания микроорганизмов в организм человека является алиментарный, но для вирусных инфекций характерен также и воздушно-капельный способ заражения.
Факторы передачи:
– Пищевые продукты, предметы обихода, купание в открытых водоемах (в зависимости от инфекции). В передаче некоторых инфекций имеют значение насекомые (тараканы, мухи)
– Антисанитарные условия
– Несоблюдение правил личной гигиены
* Наиболее опасны выделения больного.
Наиболее восприимчивы к кишечным инфекциям:
– Дети до 5 лет
– Люди преклонного возраста
– Лица с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
– Люди, страдающие алкоголизмом
– Люди с ослабленным иммунитетом.
Инкубационный период в среднем длится от 6 часов до 2 суток.
Клиническая картина.
Как правило, острые кишечные инфекции начинаются остро с повышения температуры тела, жидкого стула, болей в животе.
Общие симптомы острых кишечных инфекций:
– Интоксикация. Повышение температуры тела, слабость, головокружение, ломота в теле
* Нарушения пищеварения: боли в области желудка, тошнота, многократная рвота, учащение стула (испражнения становятся водянистыми)
– Обезвоживание. Особенно опасно для детей.
Клиническая картина и профилактика некоторых инфекций.
– Инфекции, вызванные бактериями.
– Холера.
Вызывает холеру бактерия вида Vibrio Cholerae.
Передается инфекция с сырой водой, пищевыми продуктами, при контакте с больными.
Инкубационный период длится от нескольких часов до 6 суток, чаще 1-2 дня.
Симптомы инфекции: заостренные черты лица, сиплый голос, мучительная жажда, постоянная рвота, сухость кожи, слабость, внезапный и частый понос, напоминающий рисовый отвар, боли в мышцах и судороги.
Лечение направлено на восстановление водно-солевого баланса, введение антибиотиков и витаминов.
Профилактика холеры заключается в предупреждении заноса инфекции, в соблюдении санитарно-гигиенических мер, таких как обеззараживание воды, мытье рук, термическая обработка пищи, обеззараживание помещений общего пользования. Специфическая профилактика состоит во введении холерной вакцины и холероген-анатоксина (действует 3-6 месяцев).
Сальмонеллез
Вызывается бактериями рода Salmonella, попадающих в организм с пищевыми продуктами животного происхождения.
Основные пути заражения:
– Пищевой: мясо зараженных животных и птиц, недостаточно термически обработанные; питье загрязненной воды
– При купании в загрязненной воде.
– Инкубационный период длится от 2 часов до 3 суток, чаще 6-24 часа.
Симптомы: повышение температуры тела до 38-39оС, слабость, головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, урчание, вздутие живота, многократный жидкий водянистый стул, боли в мышцах и суставах, судороги конечностей.
Лечение заключается в промывании желудка и кишечника, введении солевых растворов, спазмолитиков и антибиотиков. Необходимо обильное питье.
Профилактика: тщательная тепловая обработка мяса курицы и яиц, соблюдение правил личной гигиены, раздельные хранение и разделка сырой и готовой пищи.
Дизентерия (шигеллез).
Возбудители дизентерии принадлежат к роду Shigella.
Источником инфекции является больной или бактерионоситель.
Механизм передачи – фекально-оральный.
Основные пути передачи – контактно-бытовой, водный, алиментарный.
Факторы передачи: чаще молоко. Возможно овощи, фрукты, различные предметы, обсемененные шигеллами, мухи.
Инкубационный период длится от нескольких часов до 7 суток, чаще 2-3 суток.
Симптомы:
Заболевание начинается остро с появления болей в животе. Далее присоединяется расстройство стула. Частота стула колеблется от 10 до 20 раз в сутки. Стул сначала носит каловый характер, далее появляется слизь, кровь, уменьшается объем каловых масс, они могут приобретать вид плевка. Заболевание сопровождается повышением температуры тела, ознобом, слабостью, вялостью, снижением аппетита.
Лечение:
Больным дизентерией необходимо соблюдать постельный режим. Госпитализации подлежат больные со средне-тяжелым и тяжелым течением болезни. Назначается лечебное питание, антибактериальная терапия, компенсация потери жидкости, обильное питье. При болях в животе назначают спазмолитики.
Профилактика:
Для экстренной профилактики используют дизентерийный бактериофаг. Общая профилактика – санитарно-гигиенические мероприятия.
Ботулизм.
Возбудитель болезни – Clostridium botulinum
Заражение происходит при употреблении продуктов, в которых при анаэробных условиях размножаются бактерии и в большом количестве накапливается токсин.
Инкубационный период продолжается от 2 – 4 часов до 10 суток. В среднем – 2 суток.
Клиническая картина.
Болезнь начинается остро. Основные симптомы: головная боль, тошнота, рвота, боль в животе, нарушение зрения, глотания, изменение голоса. Смерть наступает от паралича дыхания.
Лечение.
При подозрении на ботулизм больные подлежат экстренной госпитализации в стационары, имеющие отделения реанимации. В первую очередь проводят очищение желудка и кишечника, вводят противоботулинистическую сыворотку. Наиболее эффективно её введение на первые сутки. Назначаются антибиотики. Больным с тяжелым течением болезни проводится искусственная вентиляция легких.
Профилактика:
Строгое соблюдение технологии производства консервированных продуктов.
Домашние заготовки хранить в холодильнике.
Лицам, употребившим подозрительный продукт, вводят половину лечебной дозы противоботулинистической сыворотки.
Инфекции, вызванные вирусами.
Ротавирусная инфекция.
Возбудителем инфекции является ротавирус.
Болеют в основном дети от 6 месяцев до 4 лет.
Механизм передачи возбудителя – фекально-оральный, чаще через воду.
Источник заболевания – больной, в меньшей степени вирусоноситель.
Инкубационный период длится от 15 часов до 7 суток.
Клиническая картина.
Болезнь начинается бурно, остро, появляются схваткообразные боли в животе, урчание, жидкий стул. У половины заболевших – рвота. Эти симптомы сочетаются с лихорадкой, головной болью, интоксикацией и катаральными явлениями. Отмечается снижение или отсутствие аппетита.
Лечение.
Госпитализации подлежат больные с выраженными признаками обезвоживания. Основная масса больных лечится на дому. Проводится регидратационная терапия. Восполнение жидкости в объемах, соответствующих потерям. Назначается щадящая диета до восстановления стула.
Профилактика:
Выявление и изоляция больных.
Дезинфекция в очаге инфекции.
Энтеровирусные инфекции.
Возбудитель – энтеровирусы групп Коксаки А, Коксаки В, ЕСНО.
Механизм передачи – фекально-оральный. Путь передачи – алиментарный. Факторы передачи чаще всего – овощи.
Источник инфекции – больной человек, который выделяет вирусы в окружающую среду с испражнениями и отделяемым дыхательных путей.
Инкубационный период составляет от 2 до 10 суток.
Клиническая картина.
Болезнь начинается остро с повышения температуры тела до 38-39оС, головной боли, боли в мышцах. Возможны тошнота и рвота, частый жидкий стул. Иногда присоединяются катаральные явления (ринит, фарингит, ларингит), а также герпетические высыпания на миндалинах. Проявления энтеровирусных инфекций многообразны, в особо тяжелых формах возможно развитие серозных менингитов и поражений сердца.
Лечение.
Госпитализация проводится по клиническим показаниям. В частности, при наличии менингеального синдрома и других поражениях нервной системы. Проводят противовоспалительную и дегидратационную терапию.
Профилактика:
Раннее выявление заболевших
Изоляция заболевших на 2 недели
В очаге инфекции – дезинфекция
Детям до 3 лет, имевшим контакт с больными, вводится нормальный человеческий иммуноглобулин, в нос закапывается лейкоцитарный интерферон в течение 7 дней.
Инфекции, вызванные простейшими.
Лямблиоз.
Возбудитель инфекции – Lamblia intestinalis, относится к простейшим.
Источник инфекции – больной человек или цистоноситель. Источником цист могут быть собаки и другие животные.
Механизм передачи – фекально-оральный (через воду, пищевые продукты, предметы обихода, посуду).
Инкубационный период составляет 10-15 дней.
Клиническая картина .
У больных отмечаются боли в верхней части живота или в области пупка, вздутие живота, урчание, тошнота, запоры, сменяющиеся поносами (испражнения жёлтые, с незначительной примесью слизи), дискинезии желчных путей, атопический дерматит, общая слабость, утомляемость, раздражительность, снижение аппетита, головные боли, головокружение, плохой сон.
Лечение.
Лечение направлено на ликвидацию токсикоза, противопаразитарная терапия, диета.
Профилактика:
Своевременное выявление больных и их лечение
Защита продуктов от загрязнения
Борьба с мухами
Не использовать воду из открытых источников без предварительного кипячения
Мытье фруктов, овощей
Соблюдение правил личной гигиены.
Диагностика острых кишечных инфекций.
Диагноз устанавливается на основании клинических признаков болезни, результатов лабораторного обследования, эпидемиологического анамнеза.
Лечение острых кишечных инфекций.
При подозрении на острую кишечную инфекцию необходимо обратиться к инфекционисту, терапевту или педиатру. При значительных болях в животе у детей необходимо вызвать скорую помощь для исключения хирургической патологии. Дети раннего возраста подлежат обязательной госпитализации.
Симптомы, с которыми необходимо обратиться к врачу незамедлительно:
Жидкий стул чаще 5 раз в сутки
Многократная рвота
Кровь в стуле
Схваткообразные боли в животе
Выраженная слабость и жажда
Наличие сопутствующих хронических инфекций.
Категорически запрещено
Применять болеутоляющие средства. В случае хирургической патологии это затруднит диагностику
Самостоятельно применять противодиарейные средства, так как при большинстве кишечных инфекций токсины скапливаются кишечнике, а применение таких препаратов приведет к их накоплению
Использовать грелку. Это только усилит воспалительный процесс.
Профилактика острых кишечных инфекций.
Профилактика острых кишечных инфекций включает общегигиенические и медицинские мероприятия, проводимые постоянно, вне зависимости от времени года и от уровня заболеваемости.
Необходимо выявить источник инфекции, изолировать его и начать лечение. В помещении, где находился больной, провести дезинфекцию.
Основные меры личной профилактики:
– Соблюдать правила личной гигиены: тщательно мыть руки перед приемом и раздачей пищи, после посещения туалета, улицы
– Следить за чистотой рук у детей, научить их соблюдать правила личной гигиены
– Употреблять для питья кипяченую или бутилированную воду
– Выбирать безопасные продукты
– Следить за сроками годности продуктов
– Тщательно мыть овощи и фрукты перед употреблением под проточной, а для детей – кипяченой водой
– Проводить тщательную термическую обработку необходимых продуктов
– Употреблять пищу желательно сразу после её приготовления
– Готовые продукты хранить на холоде, оберегая их от мух. Не оставлять готовые продукты при комнатной температуре более чем на 2 часа
– Правильно хранить продукты в холодильнике: не допускать контакта между сырыми и готовыми продуктами (хранить в разной посуде)
– Содержать кухню в чистоте
– Не скапливать мусор
– Выезжая на отдых, необходимо брать с собой запас чистой питьевой воды. Не употреблять воду из открытых источников
– Купаться только в специально отведенных для этой цели местах. При купании в водоемах и бассейнах не допускать попадания воды в рот.
Меры общественной профилактики.
В целях профилактики острых кишечных инфекций осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарных правил и норм на объектах производства, хранения, транспортировки и реализации (оптом и в розницу) пищевых продуктов, общественного питания, водоканала, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; за соблюдением персоналом санитарных правил и норм в организованных коллективах детей и взрослых, в лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха, домах престарелых и др.
Проводится обязательная гигиеническая подготовка работников отдельных профессий, производств и организаций, связанных непосредственно с процессом производства, приготовления, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов, питьевой воды, обучением и воспитанием детей и подростков с выдачей им личных медицинских книжек.
Источник
Âàêöèíàöèÿ íàñåëåíèÿ
Ìîíèòîðèíã çàáîëåâàåìîñòè ÎÐÂÈ è ãðèïïîì íàñåëåíèÿ
Âñå ëþáÿò è æäóò ëåòî! Ëåòî ýòî íå òîëüêî ñåçîí îòïóñêîâ, íî è âðåìÿ ïîïîëíåíèÿ ýíåðãèè, âîññòàíîâëåíèÿ èììóíèòåòà, ìîæíî çàáûòü î ïðîñòóäàõ, ãèïîâèòàìèíîçå, âäîâîëü ïîåñòü ñâåæèõ ôðóêòîâ è îâîùåé, â òîì ÷èñëå ñî ñâîåãî îãîðîäà.
Íî èìåííî ëåòîì îòìå÷àåòñÿ çíà÷èòåëüíûé ðîñò îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Êèøå÷íîå îòðàâëåíèå âûçûâàåò áîëüøàÿ ãðóïïà áàêòåðèé è âèðóñîâ è ãðóïïà òîêñèíîâ, ïîâðåæäàþùèõ æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò. Ýòè ìèêðîáû è òîêñèíû ïîïàäàþò â íàø îðãàíèçì ñ ïèùåé è âîäîé, à òàêæå ÷åðåç ãðÿçíûå ðóêè. Çàðàçèòüñÿ ìîæíî è îò çàáîëåâøåãî ÷åëîâåêà, åñëè íàõîäèøüñÿ ñ íèì â òåñíîì êîíòàêòå.
Ïî÷åìó èìåííî ëåòîì ìû òàê óÿçâèìû?  íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé ñâÿçàíî ñ ïèùåé. Çàðàæåíèþ ñïîñîáñòâóåò èçìåíåíèå ïðèâû÷íîãî çèìíåãî ìåíþ – ìû ÷àùå óïîòðåáëÿåì çåëåíü, îâîùè è ôðóêòû, êîòîðûå íå âñåãäà òùàòåëüíî âûìûòû è îáåççàðàæåíû, ÷àùå ïüåì âîäó èç-ïîä êðàíà è ðîäíèêîâ. Ëåòíåå ìåíþ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ êèñëîòíîñòè æåëóäî÷íîãî ñîêà, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííûì çàùèòíûì áàðüåðîì. Îïàñíû çàñòîëüÿ íà ïðèðîäå è äîìà, òàê êàê â òåïëîå âðåìÿ ãîäà ïèùåâûå ïðîäóêòû ïîðòÿòñÿ áûñòðî è íåçàìåòíî, à íàñåêîìûå ÿâëÿþòñÿ äîïîëíèòåëüíûì èñòî÷íèêîì è ïåðåíîñ÷èêîì áîëåçíåé. Òàêæå ëåòîì ìû ÷àùå ïüåì íåêèïÿ÷åíóþ âîäó (èç ðîäíèêîâ è èç-ïîä êðàíà).  ôàðøå, ìÿñå, õîëîäíûõ çàêóñêàõ, ìîëîêå, ìîëî÷íûõ ïðîäóêòàõ, êðåìîâûõ èçäåëèÿõ, ñàëàòàõ óñëîâèÿ äëÿ æèçíè è ðàçìíîæåíèÿ êèøå÷íûõ ìèêðîáîâ ñàìûå áëàãîïðèÿòíûå. Ïðè ýòîì ñàìè ýòè çàðàæåííûå ïðîäóêòû êàæóòñÿ âïîëíå ñâåæèìè, ïðèãîäíûìè ê åäå.
Íåïðèÿòíûå ñèìïòîìû îáùåé ñëàáîñòè è ïîòåðè àïïåòèòà ìîãóò íàñòèãíóòü Âàñ â ñàìûé íåïîäõîäÿùèé ìîìåíò. Îñîáåííî íåïðèÿòíî, êîãäà äèàðåÿ èëè ðâîòà çàñòàëè âàñ â ïîåçäêå èëè íà îòäûõå. È âìåñòî ìîðñêèõ è âîçäóøíûõ âàíí, ýêñêóðñèé è âñòðå÷ ñ äðóçüÿìè Âû âûíóæäåíû ïðîâîäèòü âðåìÿ, ìó÷àÿñü ðàññòðîéñòâîì ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû. ×åì ïðîäîëæèòåëüíåå ðàññòðîéñòâî ïèùåâàðåíèÿ, òåì âûøå ðèñê ðàçâèòèÿ îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà, ïîòåðè ìèêðî- è ìàêðîýëåìåíòîâ, ñòîéêîãî íàðóøåíèÿ ìèêðîôëîðû.  ïåðâóþ î÷åðåäü â ãðóïïå ðèñêà íàõîäÿòñÿ ïîæèëûå ëþäè è äåòè. Ñâîåâðåìåííî íà÷àòîå ëå÷åíèå ñîâðåìåííûìè ïðåïàðàòàìè ïîçâîëÿåò äîñòàòî÷íî áûñòðî ñïðàâèòüñÿ ñ íåäóãîì è ïðåäîòâðàòèòü îñëîæíåíèÿ. Íî íå ëåã÷å ëè ïðåäóïðåäèòü èíôåêöèþ, ÷åì åå ëå÷èòü?
 ßìàëî-Íåíåöêîì àâòîíîìíîì îêðóãå, êàê è ïî âñåé Ðîññèè, îñòðûå êèøå÷íûå áîëåçíè çàíèìàþò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò â ñòðóêòóðå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò. Çà 1 êâàðòàë 2012 ãîäà â îêðóãå îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè ïåðåáîëåëî 2202 ÷åëîâåê, èç íèõ 1718 äåòåé äî 17 ëåò. Ðîñò çàáîëåâàåìîñòè ÎÊÈ ïî ñðàâíåíèþ ñ àíàëîãè÷íûì ïåðèîäîì 2011ã. ñîñòàâèë 22 %. Ïðè ýòîì çàáîëåâàåìîñòü ñàëüìîíåëëåçíûìè èíôåêöèÿìè âûðîñëà íà 77,4% (âñåãî 78 ñëó÷àåâ), áàêòåðèàëüíîé äèçåíòåðèåé íà 46,7% (âñåãî 33 ñëó÷àÿ), ÎÊÈ óñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè íà 30,42% (âñåãî 1016 ñëó÷àåâ), îñòðûì ãåïàòèòîì À íà 144,5% (âñåãî 5 ñëó÷àåâ).
×òî æå îòíîñèòñÿ ê ãðóïïå îñòðûõ êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé?  ïåðâóþ î÷åðåäü ê ÎÊÈ îòíîñÿòñÿ äèçåíòåðèÿ, ñàëüìîíåëëåç, êèøå÷íûå èíôåêöèè, âûçâàííûå ðàçíîîáðàçíîé óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðîé, âèðóñàìè. Äëÿ ýòîé ãðóïïû áîëåçíåé õàðàêòåðíî ïðîíèêíîâåíèå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèè ÷åðåç ðîò è àêòèâíîå ðàçìíîæåíèå â ÆÊÒ.
Êàê ïðîÿâëÿþòñÿ êèøå÷íûå èíôåêöèè? Êàê ïðàâèëî, îíè íà÷èíàþòñÿ îñòðî ñ ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû, æèäêîãî ñòóëà, áîëåé â æèâîòå, ìîæåò áûòü òîøíîòà è ðâîòà.
Êàê æå ïîïàäàþò â îðãàíèçì ÷åëîâåêà âîçáóäèòåëè îñòðûõ êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé? Ïðåæäå âñåãî ïðè ïîìîùè ãðÿçíûõ ðóê, ñ çàãðÿçíåííîé âîäîé è ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè, íåìûòûìè îâîùàìè, ôðóêòàìè, ñ ïðåäìåòîâ, êîòîðûìè ïîëüçîâàëñÿ áîëüíîé (ïîñóäà, áåëüå, ïðåäìåòû óõîäà). Ïðè óïîòðåáëåíèè çàãðÿçíåííûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, íå ïîäâåðãøèõñÿ òåïëîâîé îáðàáîòêå (ìîëîêà è ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ, ñàëàòîâ, ïàøòåòîâ, õîëîäöîâ, îâîùåé, ôðóêòîâ, ÿãîä è ò. ä.), ìîãóò âîçíèêàòü ãðóïïîâûå çàáîëåâàíèÿ äèçåíòåðèåé.
Îñíîâíûå ðàñïðîñòðàíèòåëè êèøå÷íûõ èíôåêöèé – áîëüíûå ëþäè. Îïàñíûìè ìîãóò áûòü íå òîëüêî òå, ó êîãî êèøå÷íîå ðàññòðîéñòâî ÿðêî âûðàæåíî, íî è ëþäè, áîëüíûå íàñòîëüêî ëåãêî, ÷òî îíè äàæå íå îáðàùàþòñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.
Ïðè âñåõ êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ íàèáîëåå çàðàçíû âûäåëåíèÿ áîëüíîãî. Íåäóã æå ðàçâèâàåòñÿ ëèøü â òîì ñëó÷àå, êîãäà ìèêðîá ïîïàäàåò â îðãàíèçì ÷åðåç ðîò.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ â ýòîì ïîâèííû íàøè ñîáñòâåííûå ðóêè. Ñíà÷àëà ìèêðîáû ïîïàäàþò íà íèõ – äîñòàòî÷íî äëÿ ýòîãî âçÿòüñÿ çà ðó÷êó äâåðåé èëè ñïóñêîâîãî óñòðîéñòâà òóàëåòà, ïðèêîñíóòüñÿ ê ïðåäìåòàì, êîòîðûìè ïîëüçîâàëñÿ áîëüíîé, è ïîçàáûòü î íåîáõîäèìîñòè âûìûòü ðóêè! Ñ çàãðÿçíåííûõ ðóê ìèêðîáû ìîãóò ïîïàñòü â ïèùåâûå ïðîäóêòû. Íà ðóêè âîçáóäèòåëü ìîæåò ïîïàñòü òàêæå ïðè ìûòüå ðóê çàãðÿçíåííîé âîäîé.  âîäó âîçáóäèòåëè ïîïàäàþò ñ õîçÿéñòâåííûìè ñòîêàìè, èç ïðèáðåæíûõ íåáëàãîïîëó÷íûõ óáîðíûõ, ïîýòîìó ïèòüå ñûðîé ðå÷íîé è îçåðíîé âîäû ìîæåò ïðèâåñòè ê çàáîëåâàíèþ. Çàðàçèòüñÿ ìîæíî è êóïàÿñü â ðåêå, ïðóäå, îçåðå, âåäü íåðåäêî ïðè ýòîì ëþäè çàãëàòûâàþò âîäó.
Êàêèå æå ìåðû íåîáõîäèìû äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé? Îäíîé èç íàèáîëåå âàæíûõ ìåð ÿâëÿåòñÿ ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå è ãîñïèòàëèçàöèÿ áîëüíûõ è ïîäîçðèòåëüíûõ íà ýòè çàáîëåâàíèÿ. Âîïðîñ î ãîñïèòàëèçàöèè èëè ëå÷åíèè íà äîìó ðåøàåò âðà÷. Ïðè ëå÷åíèè íà äîìó íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü ìåðû, ïîçâîëÿþùèå ïðåäóïðåäèòü çàðàæåíèå îêðóæàþùèõ, ñòðîãî âûïîëíÿòü ïðàâèëà óõîäà çà áîëüíûì. Áîëüíîé äîëæåí ïðèäåðæèâàòüñÿ ïîñòåëüíîãî ðåæèìà, åìó âûäåëÿþò îòäåëüíóþ ïîñóäó è ïîëîòåíöå, êîòîðûå â äàëüíåéøåì ïîäâåðãàþò äåçèíôåêöèè. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, íàñêîëüêî âàæíî èçáåãàòü ñàìîëå÷åíèÿ! Òîëüêî âðà÷ ìîæåò ïðàâèëüíî ïîñòàâèòü äèàãíîç è íå äîïóñòèòü íåáëàãîïðèÿòíûõ ïîñëåäñòâèé, òîëüêî âðà÷ ìîæåò ïðàâèëüíî ïîäîáðàòü ëå÷åáíûé ïðåïàðàò è ñîñòàâèòü ñõåìó ëå÷åíèÿ. Äåëî â òîì, ÷òî áîëüøèíñòâî âèäîâ ìèêðîáîâ êèøå÷íîé ãðóïïû, â ò.÷. âîçáóäèòåëè äèçåíòåðèè, áðþøíîãî òèôà, ïðèîáðåëè óñòîé÷èâîñòü êî ìíîãèì ìåäèêàìåíòàì.  áîëüíè÷íûõ óñëîâèÿõ åñòü âîçìîæíîñòü âûäåëèòü ìèêðîá, âûçûâàþùèé çàáîëåâàíèå, è ïîäîáðàòü íàèáîëåå äåéñòâåííîå ñðåäñòâî è ñõåìó ëå÷åíèÿ. Êðîìå òîãî, ãîñïèòàëèçàöèÿ áîëüíîãî ñïîñîáñòâóåò ïðåêðàùåíèþ ðàññåèâàíèÿ âîçáóäèòåëåé çàáîëåâàíèÿ âî âíåøíåé ñðåäå è ïðåäîòâðàùàåò çàðàæåíèå äðóãèõ ëþäåé. Ê äðóãèì ìåðàì îòíîñÿòñÿ î÷èñòêà âîä, ïåðåä ïîïàäàíèåì åå â âîäîïðîâîäíóþ ñåòü, ñàíèòàðíàÿ î÷èñòêà òåððèòîðèé, äåçèíôåêöèÿ ñòî÷íûõ âîä.
Ýêñïåðòàìè Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ äëÿ ýôôåêòèâíîãî ñàíèòàðíîãî ïðîñâåùåíèÿ íàñåëåíèÿ âñåé ïëàíåòû ïî ïðîôèëàêòèêå ÎÊÈ (îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè) áûëè ðàçðàáîòàíû äåñÿòü «çîëîòûõ» ïðàâèë äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïèùåâûõ îòðàâëåíèé (èíôåêöèé).
1. Âûáîð áåçîïàñíûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ. Ìíîãèå ïðîäóêòû, òàêèå êàê ôðóêòû è îâîùè, ïîòðåáëÿþò â ñûðîì âèäå, â òî âðåìÿ êàê äðóãèå – ðèñêîâàííî êóøàòü áåç ïðåäâàðèòåëüíîé îáðàáîòêè. Íàïðèìåð, âñåãäà ïîêóïàéòå ïàñòåðèçîâàííîå, à íå ñûðîå ìîëîêî. Îïðåäåëåííûå ïðîäóêòû, êîòîðûå ïîòðåáëÿþòñÿ ñûðûìè, òðåáóþò òùàòåëüíîé ìîéêè. Ýòî ðàçëè÷íûå îâîùè , ôðóêòû, êîòîðûå íåïðåìåííî ïîñëå ìûòüÿ äîëæíû îáäàâàòüñÿ êèïÿòêîì.
2. Òùàòåëüíî ïðèãîòàâëèâàéòå ïèùó. Ìíîãèå ñûðûå ïðîäóêòû, ãëàâíûì îáðàçîì, ïòèöà, ìÿñî è ñûðîå ìîëîêî, çà÷àñòóþ çàñåëåíû ìèêðîîðãàíèçìàìè, ñïîñîáíûìè âûçûâàòü ðàçëè÷íûå êèøå÷íûå èíôåêöèè.  ïðîöåññå âàðêè (æàðêè) áàêòåðèè óíè÷òîæàþòñÿ, íî ïîìíèòå, ÷òî òåìïåðàòóðà âî âñåõ ÷àñòÿõ ïèùåâîãî ïðîäóêòà äîëæíà äîñòèãíóòü 70° Ñ. Åñëè ìÿñî öûïëåíêà âñå åùå ñûðîå ó êîñòè, òî ïîìåñòèòå åãî ñíîâà â äóõîâêó äî äîñòèæåíèÿ ïîëíîé ãîòîâíîñòè. Çàìîðîæåííîå ìÿñî, ðûáà è ïòèöà äîëæíû òùàòåëüíî îòòàèâàòüñÿ ïåðåä êóëèíàðíîé îáðàáîòêîé.
3. Åøüòå ïðèãîòîâëåííóþ ïèùó áåç ïðîìåäëåíèÿ. Êîãäà ïðèãîòîâëåííàÿ ïèùà îõëàæäàåòñÿ äî êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû, ìèêðîáû â íåé íà÷èíàþò ðàçìíîæàòüñÿ. ×åì äîëüøå îíà îñòàåòñÿ â òàêîì ñîñòîÿíèè, òåì áîëüøå ðèñê ïîëó÷èòü ïèùåâîå îòðàâëåíèå. ×òîáû ñåáÿ îáåçîïàñèòü, åøüòå ïèùó ñðàçó ïîñëå ïðèãîòîâëåíèÿ.
4. Òùàòåëüíî õðàíèòå ïèùåâûå ïðîäóêòû. Åñëè Âû ïðèãîòîâèëè ïèùó âïðîê èëè õîòèòå ïîñëå óïîòðåáëåíèÿ ñîõðàíèòü îñòàâøóþñÿ åå ÷àñòü, èìåéòå â âèäó, ÷òî îíà äîëæíà õðàíèòüñÿ ëèáî ãîðÿ÷åé (îêîëî èëè âûøå 60° Ñ) ëèáî õîëîäíîé (îêîëî èëè íèæå 10° Ñ). Ýòî èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîå ïðàâèëî, îñîáåííî åñëè Âû íàìåðåíû õðàíèòü ïèùó áîëåå 4-5 ÷àñîâ.
Ïèùó äëÿ äåòåé ëó÷øå âîîáùå íå ïîäâåðãàòü õðàíåíèþ. Îáùàÿ îøèáêà, ïðèâîäÿùàÿ ê áåñ÷èñëåííûì ñëó÷àÿì ïèùåâûõ îòðàâëåíèé – õðàíåíèå â õîëîäèëüíèêå áîëüøîãî êîëè÷åñòâà òåïëîé ïèùè. Ýòà ïèùà â ïåðåãðóæåííîì õîëîäèëüíèêå íå ìîæåò áûñòðî ïîëíîñòüþ îñòûòü. Êîãäà â ñåðåäèíå ïèùåâîãî ïðîäóêòà ñëèøêîì äîëãî ñîõðàíÿåòñÿ òåïëî (òåìïåðàòóðà ñâûøå 10° Ñ), ìèêðîáû âûæèâàþò è áûñòðî ðàçìíîæàþòñÿ äî îïàñíîãî äëÿ çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà óðîâíÿ.
5. Òùàòåëüíî ïîäîãðåâàéòå ïðèãîòîâëåííóþ çàðàíåå ïèùó. Ýòî íàèëó÷øàÿ ìåðà çàùèòû îò ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå ìîãëè ðàçìíîæèòüñÿ â ïèùå â ïðîöåññå õðàíåíèÿ (ïðàâèëüíîå õðàíåíèå óãíåòàåò ðîñò ìèêðîáîâ, íî íå óíè÷òîæàåò èõ). Åùå ðàç, ïåðåä åäîé, òùàòåëüíî ïðîãðåéòå ïèùó, (òåìïåðàòóðà â åå òîëùå äîëæíà áûòü íå ìåíåå 70° Ñ).
6. Èçáåãàéòå êîíòàêòà ìåæäó ñûðûìè è ãîòîâûìè ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè. Ïðàâèëüíî ïðèãîòîâëåííàÿ ïèùà ìîæåò áûòü çàãðÿçíåíà ïóòåì ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ ñûðûìè ïðîäóêòàìè. Ýòî ïåðåêðåñòíîå çàãðÿçíåíèå ìîæåò áûòü ÿâíûì, êîãäà íàïðèìåð, ñûðàÿ ïòèöà ñîïðèêàñàåòñÿ ñ ãîòîâîé ïèùåé, èëè ìîæåò áûòü ñêðûòûì. Íàïðèìåð, íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü îäíó è òó æå ðàçäåëî÷íóþ äîñêó è íîæ äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ñûðîé è âàðåíîé (æàðåíîé) ïòèöû. Ïîäîáíàÿ ïðàêòèêà ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîòåíöèàëüíîìó ðèñêó ïåðåçàðàæåíèÿ ïðîäóêòîâ è ðîñòó â íèõ ìèêðîîðãàíèçìîâ ñ ïîñëåäóþùèì îòðàâëåíèåì ÷åëîâåêà.
7. ×àñòî ìîéòå ðóêè. Òùàòåëüíî ìîéòå ðóêè ïåðåä ïðèãîòîâëåíèåì åäû è ïîñëå êàæäîãî ïåðåðûâà â ïðîöåññå ãîòîâêè – îñîáåííî, åñëè Âû ïåðåïåëåíàëè ðåáåíêà èëè áûëè â òóàëåòå. Ïîñëå ðàçäåëêè ñûðûõ ïðîäóêòîâ, òàêèõ êàê ðûáà, ìÿñî èëè ïòèöà, îïÿòü âûìîéòå ðóêè, ïðåæäå ÷åì ïðèñòóïèòü ê îáðàáîòêå äðóãèõ ïðîäóêòîâ. À åñëè ó Âàñ èìååòñÿ èíôèöèðîâàííàÿ öàðàïèíà (ðàíêà) íà ðóêå, òî îáÿçàòåëüíî ïåðåâÿæèòå åå èëè íàëîæèòå ïëàñòûðü ïðåæäå, ÷åì ïðèñòóïèòü ê ïðèãîòîâëåíèþ ïèùè. Òàêæå ïîìíèòå, ÷òî äîìàøíèå æèâîòíûå – ñîáàêè, ïòèöû, êîøêè – ÷àñòî íîñèòåëè îïàñíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå ìîãóò ïîïàñòü â ïèùó ÷åðåç Âàøè ðóêè.
8. Ñîäåðæèòå êóõíþ â èäåàëüíîé ÷èñòîòå. Òàê êàê ïèùà ëåãêî çàãðÿçíÿåòñÿ, ëþáàÿ ïîâåðõíîñòü, èñïîëüçóåìàÿ äëÿ åå ïðèãîòîâëåíèÿ, äîëæíà áûòü àáñîëþòíî ÷èñòîé. Ðàññìàòðèâàéòå êàæäûé ïèùåâîé îáðåçîê, êðîøêè èëè ãðÿçíûå ïÿòíà êàê ïîòåíöèàëüíûé ðåçåðâóàð ìèêðîáîâ. Ïîëîòåíöà äëÿ ïðîòèðàíèÿ ïîñóäû äîëæíû ìåíÿòüñÿ êàæäûé äåíü. Òðÿïêè äëÿ ìûòüÿ ïîëîâ òàêæå òðåáóþò ÷àñòîé ñòèðêè.
9. Õðàíèòå ïèùó çàùèùåííîé îò íàñåêîìûõ, ãðûçóíîâ è äðóãèõ æèâîòíûõ. Æèâîòíûå ÷àñòî ÿâëÿþòñÿ ïåðåíîñ÷èêàìè ïàòîãåííûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå âûçûâàþò ïèùåâûå îòðàâëåíèÿ. Äëÿ íàäåæíîé çàùèòû ïðîäóêòîâ õðàíèòå èõ â ïëîòíî çàêðûâàþùèõñÿ áàíêàõ (êîíòåéíåðàõ).
10. Èñïîëüçóéòå ÷èñòóþ âîäó. ×èñòàÿ âîäà èñêëþ÷èòåëüíî âàæíà êàê äëÿ ïèòüÿ, òàê è äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ïèùè. Åñëè ó Âàñ åñòü ñîìíåíèÿ â îòíîøåíèè êà÷åñòâà âîäû, òî ïðîêèïÿòèòå åå ïåðåä äîáàâëåíèåì ê ïèùåâûì ïðîäóêòàì èëè ïåðåä èñïîëüçîâàíèåì.
Ïëàíèðóÿ îòïóñê, íå ñòîèò çàáûâàòü ñëåäóþùåå:
 ÄÎÐÎÃÅ:
- Ìîéòå ðóêè ïåðåä åäîé, íå ïåðåêóñûâàòü íà óëèöå;
- Âñåãäà íîñèòå ïðè ñåáå âëàæíûå ñàëôåòêè, ëó÷øå ñ àíòèñåïòè÷åñêèì äåéñòâèåì;
- Â ëåòíèé ïåðèîä âîçäåðæèâàéòåñü îò óïîòðåáëåíèÿ êîíäèòåðñêèõ èçäåëèé ñ êðåìîì, ïðèãîòîâëåííûì íà ñâåæèõ ÿéöàõ;
- Êóøàéòå ôðóêòû è îâîùè ïî ñåçîíó;
- Ïî âîçìîæíîñòè íå ïèòàéòåñü â ëåòíèõ êàôå íà óëèöå (îïàñíû ïèðîæêè ñ ìÿñîì, øàóðìà, ÷åáóðåêè, ñàëàòû è ïð.);
- Ïðè ïîêóïêå ìÿñíûõ èçäåëèé îòäàâàéòå ïðåäïî÷òåíèå ôàáðè÷íîé óïàêîâêå, îáðàùàéòå âíèìàíèå íà âíåøíèé âèä è ãåðìåòè÷íîñòü óïàêîâêè, ñðîê ãîäíîñòè ïðîäóêöèè;
- Ïåéòå êèïÿ÷åíóþ âîäó èëè “ìèíåðàëêó”, ïðèîáðåòåííóþ â õîðîøî èçâåñòíûõ ìàãàçèíàõ.
- Ôðóêòû, ãðÿçíûå ðóêè, âîäà èç ðåêè èëè ðîäíèêà, äàæå ìÿñî – âñå ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé êèøå÷íîãî çàáîëåâàíèÿ!!!
×åì áîëüøå ïðîãðåâàåòñÿ âîäà íà ìîðñêèõ êóðîðòàõ è â áàññåéíàõ, òåì âûøå ðèñê ïîäõâàòèòü êèøå÷íóþ èíôåêöèþ. Ïðè òåìïåðàòóðå âîäû âûøå 26 ãðàäóñîâ Öåëüñèÿ ñîçäàåòñÿ áëàãîïðèÿòíàÿ ñðåäà äëÿ ðàçâèòèÿ áîëåçíåòâîðíûõ áàêòåðèé.
 ðàçãàð âûñîêîãî ñåçîíà, êîãäà ìîðå òàêîå òåïëîå, à âîçäóõ òàêîé æàðêèé, â ñèñòåìàõ êîíäèöèîíèðîâàíèÿ îòåëåé íàêàïëèâàþòñÿ ïàòîãåííûå áàêòåðèè è âèðóñû, è ñ îõëàæäàþùèì âîçäóõîì ïîïàäàþò â íîìåðà.
Êðîìå ýòîãî ðàñïðîñòðàíåíèþ èíôåêöèè ñïîñîáñòâóåò, òîò ôàêò, ÷òî ïðè îòñóòñòâèè ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåê âûäåëÿåò áîëåçíåòâîðíûå áàêòåðèè â îêðóæàþùóþ ñðåäó è çàðàæàåò äðóãèõ ëþäåé. Êàê ñëîæíî îòêàçàòüñÿ èëè ïåðåíåñòè çàðàíåå çàïëàíèðîâàííóþ ïîåçäêó ïðè êèøå÷íîì íåäîìîãàíèè!
Ïîýòîìó íå ñòîèò â àâãóñòå ñïåøèòü íà ïîïóëÿðíûé ìîðñêîé êóðîðò, îñîáåííî ñ ìàëåíüêèìè äåòüìè, óâëåêàòüñÿ êóïàíèåì â áàññåéíàõ è óïîòðåáëÿòü ñêîðîïîðòÿùèåñÿ ïðîäóêòû íà æàðå. Ðèñê ïîäõâàòèòü «êèøå÷íóþ èíôåêöèþ» íà îòäûõå íàìíîãî íèæå â íà÷àëå ñåçîíà, ïîìíèòå îá ýòîì! È ïðèÿòíîãî Âàì îòäûõà!
Источник