Ротовирусная кишечная инфекция симптомы и лечение у подростков
Пищеварительный тракт — наиболее уязвимая система нашего организма. Ежедневно через него проходит значительное количество пищи и воды различного качества, которые могут быть загрязнены бактериями, токсинами, микроскопическими грибами и т.д.
Попадая в полость желудка и кишечника, они начинают разрушать клетки этих органов и нарушать пищеварение. Существует большое количество микроорганизмов, которые приводят к острой кишечной инфекции, однако чаще всего, эти болезни возникают из-за Ротавирусов.
Ежегодно регистрируется более миллиарда случаев этой инфекции по всему миру. По статистике, каждая вторая семья сталкивается с ротавирусами минимум 1 раз. Причем чаще всего, болеют дети до 10-ти лет.
Взрослые, как правило, заражаются в процессе ухода за своим ребенком, однако возможно и попадание микроорганизма из другого источника. Учитывая такую широкую распространенность патологии, следует настороженно относиться к любым признакам кишечной инфекции и при подозрении на нее – обращаться за помощью доктора.
Что такое Ротавирус?
Это целый род вирусов, которые поражают тонкую кишку человека. Они длительно сохраняются на любых предметах окружающей среды (пище, воде, одежде больного человека, дверных ручках и т.д.). Попадая внутрь, Ротавирусы проходят транзитом через кислую среду желудка, и оседают в начальном отделе кишечника. Они прикрепляются к его клеткам (энтероцитам), проникают внутрь и начинают стремительно размножаться.
Как только их концентрация становиться достаточно большой, клетка разрушается, и все копии вирусов высвобождаются из нее. Часть их выходит наружу вместе с калом, остальные микроорганизмы поражают другие энтероциты. Именно из-за этого, ротавирусная инфекция неуклонно прогрессирует, без адекватного лечения.
Как ротавирусы попадают в организм?
Эти микроорганизмы очень заразны. В окружающую среду они могут попасть только одним путем – от больного человека. Вирусы выходят в большом количестве вместе с калом и легко могут перейти на руки пациента, его одежду и предметы быта (телефон, постельное белье, дверные ручки и т.д.). Чтобы инфекция перешла к другому человеку, ротавирус должен попасть в ротовую полость. Причем для развития болезни достаточно совсем небольшого количества.
Если в семье появляется больной ротавирусной инфекцией, высока вероятность передачи заболевания другим ее членам. Даже правильно ухаживая и изолируя пациента, при содержании его в домашних условиях, трудно избежать групповой вспышки.
Также следует помнить о том, что этой кишечной инфекцией могут болеть люди декретированных профессий (которые способны заразить большое количество человек): работники общепита, учителя, сотрудники водоканала, продавцы и другие. Именно поэтому возможность заболеть ротавирусом есть всегда, при несоблюдении элементарных принципов профилактики.
Симптомы ротавирусной инфекции
С момента попадания ротавируса в кишечник до появления первых симптомов, в среднем, проходит 1-2 суток. Более чем у половины пациентов болезнь маскируется под обычную простуду (ОРЗ), проявляясь насморком/заложенностью в носу, небольшим влажным кашлем, болью в горле. Однако спустя несколько дней, или параллельно с признаками ОРЗ, присоединяются симптомы кишечной инфекции, поэтому ротавирусную инфекцию еще называют кишечный или желудочный грипп.
Ротавирусная инфекция у детей
Как правило, заболевание у детей до 5 лет протекает достаточно тяжело. Оно всегда сопровождается тяжелым токсическим отравлением организма и выраженными кишечными расстройствами, которые появляются практически одновременно. К наиболее типичным симптомам относятся:
Симптом болезни | Характеристика симптома |
Интоксикация организма | Ротавирусная инфекция у грудничка начинается именно с этого симптома. Ребенок становиться вялым (он практически не двигается, крик слабый, неохотно сосет грудь и т.д.), плачет без повода, часто отмечается усиленная потливость. Дети старшего возраста, помимо отсутствия аппетита и слабости, могут предъявлять жалобы на головную боль или головокружение. |
Повышение температуры (гипертермия) | Чаще всего, температура тела повышается достаточно сильно (более 38-39оС), но на короткий срок – до 3-х дней. В последующем течении болезни, сохраняются все другие кишечные симптомы, но без температуры. Только при тяжелой ротовирусной инфекции, которая протекает со значительным отравлением организма, гипертермия может наблюдаться дольше недели. |
Диарея | У детей до 2-го года жизни, жидкий стул может быть 10-14 раз в сутки. Как правило, он пенистый, состоит практически только из воды, может содержать частички слизи. Диарея может сохраняться в течение 10-14 дней. Такая частая дефекация приводит к обезвоживанию организма и усиливает интоксикацию. |
Рвота | У детей до года рвота продолжается в течение 1-2-х суток, неоднократно повторяется в течение дня, и способствует обезвоживанию. Как правило, ребенок постарше редко страдает этим симптомом дольше суток. |
Боль в животе | Боль выражена умеренно, может несколько усиливаться при прощупывании живота (особенно в средней/нижней половинах). |
Симптомы ротавирусной инфекции у детей могут быть разной степени выраженности. Как правило, чем старше ребенок, тем легче протекает заболевание. Однако следует помнить, что при появлении любых признаков кишечной болезни, следует обратиться к доктору как можно быстрее.
Ротавирусная инфекция у взрослых
Практически все симптомы у взрослых протекают значительно легче, чем у маленьких пациентов. Интоксикация организма может отсутствовать или выражаться в небольшой слабости и снижении аппетита. Температура редко повышается выше 38оС и часто нормализуется в течение одних суток. Диарея, как правило, наблюдается не чаще 5-ти раз в день, в течение недели (от 3-х до 7-ми дней). Рвота однократная или не выражена.
Ротавирусная инфекция у подростков, протекает аналогично взрослым – симптомы выражены умеренно и хорошо поддаются лечению.
Опасные симптомы
Существует группа «настораживающих» симптомов для детей и взрослых, при появлении которых следует немедленно обращаться за скорой врачебной помощью. Они свидетельствуют о тяжелом течении инфекции и требуют стационарного лечения. Особенно важно контролировать появление этих симптомов у заболевшего ребенка, так как самостоятельно он не сможет этого сделать.
- Появление красной крови в стуле или черное окрашивание кала (с блестящим оттенком и неприятным запахом) – крайне неблагоприятный признак, который свидетельствует об открывшемся кишечном кровотечении. В этом случае, следует немедленно вызывать бригаду скорой или обращаться в инфекционную больницу/стационар;
- Учащение диареи до 10-ти раз в сутки или многократная рвота (более 7-ми эпизодов за день) – активный выход жидкости при ротавирусной инфекции значительно усиливает отравление организма токсинами. В этом случае, пациента госпитализируют в инфекционный стационар, где восполняют потерянный объем жидкости и электролитов с помощью капельниц;
- Сильная боль в животе – при типичном течении, боль в животе практически не выражена. Значительное усиление болезненности может свидетельствовать о повреждении стенок кишечника;
- Появление сыпи на теле – небольшие (до 5-ти мм) и редкие красные пятна, которые появились во время болезни, очень характерны для брюшного тифа и паратифов. В некоторых случаях, эти патологии могут маскироваться под обычную ротавирусную инфекцию.
Диагностика ротавирусной инфекции
Благодаря характерным признакам, эту болезнь можно заподозрить с момента появления первых симптомов. Для того чтобы отличить ее от других инфекций, доктора используют следующие признаки:
- Начало болезни – острое;
- Вирус активен круглогодично, пик заболеваемости – осень, зима (но в жаркий период в открытых водоемах легко заразится через воду, купаясь в море, всегда есть риск заглатывания воды);
- Высыпания на коже – отсутствуют;
- Температура – до 39оС, но кратковременная;
- Характерная клиническая картина (описана в разделе симптомы).
Для того чтобы подтвердить наличие ротавирусной инфекции недостаточно обычных лабораторных обследований (общих анализов крови, мочи, кала), так как изменения в них будут неспецифичными. Окончательно поставить диагноз можно только при использовании следующих методов:
Способ лабораторной диагностики | Принцип метода | Изменение при болезни |
Вирусологическое исследование | Материал для исследования – кал больного человека, из которого выделяется возбудитель инфекции. Его «подселяют» к культуре клеток/куриным эмбрионам и наблюдают за его действием на них. | Определяется типичное действие ротавирусов на живой организм. |
Серологический анализ крови | Организм больного вырабатывает специальные антитела, для борьбы с инфекцией. Обнаружение этих антител – один из способов подтвердить наличие болезни. | Можно обнаружить антитела к ротавирусу |
Начинать лечить болезнь следует сразу после постановки первичного диагноза. Для этого не нужно ждать подтверждения из лаборатории. В последующем, тактику терапии можно будет скорректировать, в зависимости от полученных результатов.
Лечение ротавирусной инфекции
Симптомы и лечение ротавирусной инфекции зависят от активности возбудителя. Как правило, это заболевание можно успешно лечить в домашних условиях. Пациентов госпитализируют в инфекционный стационар/больницу только при тяжелом течении инфекции или при появлении «опасных» симптомов.
Лечебное питание
Терапию следует начинать с правильного питания. Детей, получающих грудное молоко, продолжают кормить в прежнем режиме «по требованию», но не менее 4-6 раз в день. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, лучше использовать безлактозные/низколактозные смеси, которые будут оказывать положительный эффект на состояние кишечника и уменьшат продолжительность диареи. Важно отметить, что во время болезни новый прикорм вводить категорически запрещено, так как это может усугубить нарушение пищеварения.
Детям старшего возраста и взрослым следует исключить из своего рациона:
- Любую растительную пищу (ягоды; овощи; фрукты, в том числе сушеные);
- Хлебобулочные и мучные изделия;
- Жирные, соленые, пряные, жареные блюда;
- Цельное молоко;
- Бульоны.
Согласно последним исследованиям, вся эта пища усиливает работу кишечника, из-за чего диарея будет сохраняться несколько дольше. На время болезни рекомендуется питаться отварными слегка подсоленными кашами, небольшими, но частыми порциями.
Устранение ротавируса
Как лечить ротавирусную инфекцию? Для этого необходимо удалить из кишечника микроорганизмы, которые расположились на его стенках и разрушают клетки. С этой целью можно использовать адекватные дозы сорбирующих препаратов, таких как:
- Активированный уголь — до 4-6 таблеток на один прием несколько раз в день;
- Смекту или Неосмектин (отечественный аналог) – 3-4 пакетика в сутки;
- Энтеродез или Полисорб – 1-2 пакетика в день.
Для детей грудного возраста количество лекарств подбирается индивидуально, в зависимости от состояния ребенка. Некоторые формы препаратов достаточно трудно заставить выпить грудного ребенка. Чтобы упростить процесс, предпочтение следует отдавать сиропам, лекарственным растворам. Таблетки можно растворять в воде или мелко дробить и давать на чайной ложечке.
Помимо энтеросорбентов, свою эффективность в отношение ротавирусов доказали препараты Анаферон и Арбидол. В ходе исследований доктора обнаружили, что их использование ускоряет лечение инфекции на несколько суток.
Устранение обезвоживания и интоксикации
Это один из важнейших компонентов лечения, который позволяет улучшить общее состояние пациента любого возраста. Компенсировать потери воды и необходимых организму минеральных веществ можно с помощью лекарств: Регидрон, Глюкосолан, Гастролит.
Если ни одного из перечисленных препаратов нет в домашней аптечке, на первое время можно приготовить раствор, приближенный по составу к этим лекарствам. Для этого к 1 литру кипяченой воды следует добавить:
- 4 столовых ложки (20 г) сахара;
- 1 чайную ложку (3 г) соли;
- 1 чайную ложку (3 г) соды питьевой.
Однако следует помнить, что этот раствор лучше применять только непродолжительное время, до покупки медикаментозных препаратов, так как в нем отсутствует ряд важных микроэлементов.
Восстановление работы кишечника
Ротавирусная инфекция уничтожает часть полезных бактерий, которые необходимы для эффективного пищеварения. Именно поэтому к терапии необходимо подключать пробиотики, такие как Лактофильтрум, Линекс, Бифидум, Бифидумбактерин и т.д.
Уход за грудным ребенком с ротавирусом
Так как дети до года могут переносить болезнь достаточно тяжело, им необходимо обеспечить адекватный уход. Обозначим принципиальные моменты:
- Правильное питание. Если ребенок находится на грудном вскармливании – его необходимо продолжать, не реже чем 4-6 раз. При кормлении искусственными смесями, предпочтение следует отдавать безлактозным/низколактозным концентратам;
- Соблюдение назначений доктора. Некоторые формы препаратов достаточно трудно заставить выпить грудного ребенка. Чтобы упростить процесс, предпочтение следует отдавать лекарственным растворам. Таблетки можно растворять в воде или мелко дробить и давать на чайной ложечке;
- Регулярная смена пеленок/памперсов. Несмотря на частый жидкий стул, необходимо менять нательное белье ребенка каждый раз после его намокания. Это позволит в последующем избежать мацерации (повреждения кожи с формированием «мокнущих» участков) кожи;
- Контролируйте состояние ребенка. Излишняя вялость, очень слабый крик, появление «опасных» симптомов – все это признаки тяжелого течения болезни, при появлении которых рекомендуется обратиться за скорой врачебной помощью.
У большинства маленьких пациентов, симптомы болезни проходят в течение нескольких дней, при адекватном лечении. Но на это время важно обеспечить правильный уход, который окажет положительное влияние на процесс выздоровления ребенка.
Профилактика ротавирусной инфекции
Как защитить себя или своего ребенка от ротавирусной инфекции? Для этого существует два основных метода. Первый – соблюдение элементарных гигиенических норм:
- Регулярное мытье рук (обязательно перед употреблением пищи/воды);
- Кипячение любой потребляемой воды (за исключением бутылированной);
- Тщательное мытье с мылом любых потребляемых овощей, фруктов и ягод, с последующим споласкиванием их кипятком.
В большинстве случаев, эти простые правила помогают избежать развития болезни. Однако проследить за тем, чтобы их придерживался ребенок достаточно трудно. В качестве специальной профилактики, которая позволяет значительно снизить вероятность развития патологии и полностью исключить появление тяжелых форм инфекции, можно дополнительно использовать вакцинацию.
В настоящее время, в России доступны 2 вакцины от этого заболевания – это РоТатек и Ротарикс. Они эффективны только в отношении детей младше двух лет. Препараты производятся в Европе, где они прошли многократные клинические испытания и доказали свою эффективность. Они не входят в календарь прививок, поэтому для постановки ребенку их необходимо выкупать самостоятельно. Средняя стоимость вакцины – около 5000 руб.
Частые вопросы
Можно ли лечить ротавирусную инфекцию колой?
Поскольку кола считается вредным газированным напитком, врачи (ни разу не испытавшие сами все прелести ротавируса и эффективности колы), не рекомендуют использовать этот напиток, как средство терапии. Но, для остановки рвоты и снятия тошноты на фоне ротавирусной инфекции пепси-кола и кока-кола очень эффективны. То есть ее можно использовать при первых признаках инфекции.
Если ребенок однажды переболел ротавирусом, может ли он заболеть еще раз?
Да. После этого заболевания формируется иммунитет, но действует он только несколько недель. Для создания стойкого иммунитета необходимо использование вакцин.
Насколько опасна эта болезнь?
При своевременном и адекватном лечении, прогноз заболевания благоприятный. Как правило, опасной является затяжная инфекция у детей младшего возраста, которая протекает с тяжелым обезвоживанием.
Нужно ли пить Энтерофурил или другие противомикробные средства?
Антибиотики не показаны при этой патологии, но Энтерофурил (Эрсефурил, Нифуроксазид, Экофурил, Стопдиар) назначается, чтобы снизить рост условно-патогенной бактериальной флоры, которая цветет на фоне ослабления вирусом иммунного ответа кишки.
Следует ли принимать обезболивающие препараты от колик в животе?
Выраженная боль, которая требует приема лекарственных средств не характерная для ротавирусной инфекции. Появление этого симптома – повод обратиться за врачебной помощью.
Источник
Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ – èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ïðè÷èíîé êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ðîòàâèðóñ, èìåþòñÿ òàêæå è äðóãèå íàçâàíèÿ – ðîòàâèðîç, ðîòàâèðóñíûé ãàñòðîýíòåðèò, êèøå÷íûé ãðèïï, æåëóäî÷íûé ãðèïï. Âîçáóäèòåëü ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè – âèðóñ èç îòðÿäà ðîòàâèðóñîâ (ëàò. Rotavirus). Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä èíôåêöèè – 1-5 äíåé. Ðîòàâèðóñ ïîðàæàåò êàê äåòåé, òàê è âçðîñëûõ, íî ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, â îòëè÷èå îò ðåáåíêà, çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò â áîëåå ëåãêîé ôîðìå. Áîëüíîé ñòàíîâèòñÿ çàðàçíûì ñ ïåðâûìè ñèìïòîìàìè ðîòàâèðîçà è îñòàåòñÿ çàðàçíûì äî êîíöà ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ (5-7 äíåé). ×åðåç 5-7 äíåé íàñòóïàåò âûçäîðîâëåíèå, îðãàíèçì âûðàáàòûâàåò ñòîéêèé èììóíèòåò ê ðîòàâèðóñó è ïîâòîðíîå çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò î÷åíü ðåäêî. Ó âçðîñëûõ ñ íèçêèì óðîâíåì àíòèòåë ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ ìîãóò ïîâòîðèòüñÿ.
Ïóòè ïåðåäà÷è ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
Ïóòü ïåðåäà÷è ðîòàâèðóñà â îñíîâíîì ïèùåâîé (÷åðåç íåìûòûå ïðîäóêòû, ãðÿçíûå ðóêè). Çàðàçèòüñÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèåé ìîæíî ñàìûìè ðàçíûìè ïóòÿìè, íàïðèìåð, ÷åðåç èíôèöèðîâàííûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, ïðåæäå âñåãî ìîëî÷íûå (èç-çà ñïåöèôèêè èõ ïðîèçâîäñòâà). Ðîòàâèðóñû ïðåêðàñíî ñåáÿ ÷óâñòâóþò â õîëîäèëüíèêå è ìîãóò æèòü òàì ìíîãî äíåé, õëîðèðîâàíèå âîäû èõ íå óáèâàåò. Ó äåòåé â âîçðàñòå îò 1 ãîäà è ñòàðøå ðîòàâèðîç ìîæåò ïîÿâèòüñÿ ïðè ïîñåùåíèè ÿñëåé, äåòñêèõ ñàäîâ è øêîë, òàê êàê â íîâîé îáñòàíîâêå èíûå âèðóñû è ìèêðîáû, ÷åì â äîìàøíåé îáñòàíîâêå èëè â êîëëåêòèâå, ãäå ðåáåíîê íàõîäèëñÿ äîëãîå âðåìÿ.
Ìîæíî îòíåñòè ýòó èíôåêöèþ è ê «áîëåçíÿì ãðÿçíûõ ðóê». Êðîìå òîãî, ïîñêîëüêó ðîòàâèðóñû âûçûâàþò âîñïàëåíèÿ è äûõàòåëüíûõ ïóòåé, îíè, ïîäîáíî âèðóñàì ãðèïïà, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ êàïåëüíûì ñïîñîáîì – íàïðèìåð, ïðè ÷èõàíèè.
Âèðóñ ïðîíèêàåò â ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.  îñíîâíîì ïîðàæàåòñÿ ñëèçèñòàÿ òîíêîé êèøêè. Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ïîðàæàåò æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò, âûçûâàÿ ýíòåðèò (âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè êèøå÷íèêà), îòñþäà è õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû ðîòàâèðîçà.
Ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó äåòåé
Âûäåëÿåòñÿ èíêóáàöèîííûé ïåðèîä (1-5 ñóòîê), îñòðûé ïåðèîä (3-7 ñóòîê, ïðè òÿæ¸ëîì òå÷åíèè áîëåçíè – áîëåå 7 ñóòîê) è ïåðèîä âîññòàíîâëåíèÿ ïîñëå áîëåçíè (4-5 ñóòîê).
Äëÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè õàðàêòåðíî îñòðîå íà÷àëî – ðâîòà, ðåçêîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, âîçìîæåí ïîíîñ, çà÷àñòóþ è î÷åíü óçíàâàåìûé ñòóë – â ïåðâûé äåíü æèäêèé æåëòûé, íà âòîðîé, òðåòèé äåíü ñåðî-æ¸ëòûé è ãëèíîîáðàçíûé. Ó áîëüøèíñòâà çàáîëåâøèõ ïîÿâëÿþòñÿ íàñìîðê, ïîêðàñíåíèÿ â ãîðëå, îíè èñïûòûâàþò áîëè ïðè ãëîòàíèè.  îñòðûé ïåðèîä îòñóòñòâóåò àïïåòèò, íàáëþäàåòñÿ ñîñòîÿíèå óïàäêà ñèë. Ìíîãîëåòíèå íàáëþäåíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî íàèáîëåå êðóïíûå âñïûøêè çàáîëåâàíèÿ âîçíèêàþò âî âðåìÿ èëè â êàíóí ýïèäåìèè ãðèïïà, çà ÷òî îíî ïîëó÷èëî íåîôèöèàëüíîå íàçâàíèå – «êèøå÷íûé ãðèïï». Êàë è ìî÷à î÷åíü ñõîäíû ïî ïðèçíàêàì ñ ñèìïòîìàìè ãåïàòèòà (ñâåòëûé êàë, òåìíàÿ ìî÷à, èíîãäà ñ õëîïüÿìè êðîâè).
×àñòî ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó ðåáåíêà ïðîÿâëÿåò ñåáÿ ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè è ïðèçíàêàìè ïî ïîðÿäêó: ðåáåíîê ïðîñûïàåòñÿ âÿëûì, êàïðèçíûì, åãî òîøíèò óæå ñ óòðà, âîçìîæíà ðâîòà äàæå íà ãîëîäíûé æåëóäîê. Âîçìîæíà ðâîòà ñî ñëèçüþ. Àïïåòèò ñíèæåí, ïîñëå åäû íåîäíîêðàòíî ðâåò ñ êóñî÷êàìè íåïåðåâàðåííîé ïèùè, ðâîòà íà÷èíàåòñÿ è ïîñëå ïèòüÿ æèäêîñòè â êîëè÷åñòâå áîëåå 50 ìë. Íà÷èíàåò ïîâûøàòüñÿ òåìïåðàòóðà è ê âå÷åðó òåðìîìåòð ìîæåò ïîêàçàòü óæå áîëåå 390Ñ. Ïðè çàðàæåíèè ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèåé òåìïåðàòóðà ñòîéêî ïîâûøåíà è “ñáèòü” åå òðóäíî, äåðæàòüñÿ ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà ìîæåò äî 5 äíåé. Ê ñèìïòîìàì ïðèñîåäèíÿåòñÿ æèäêèé ñòóë, ÷àùå æåëòîãî öâåòà ñ íåïðèÿòíûì çàïàõîì, ïðè ýòîì ìîæåò áîëåòü æèâîò. Ó ìàëûøåé, êîòîðûå åùå íå ìîãóò îáúÿñíèòü, ÷òî ó íèõ ÷òî-òî áîëèò, ïðèçíàêîì áîëåé ÿâëÿåòñÿ ïëà÷ è óð÷àíèå â æèâîòå. Ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ïëàêñèâûì è ðàçäðàæèòåëüíûì, õóäååò “íà ãëàçàõ”, ñî âòîðîãî äíÿ çàáîëåâàíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ ñîíëèâîñòü. Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè âñå ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ïðîõîäÿò ÷åðåç 5-7 äíåé è íàñòóïàåò ïîëíîå âûçäîðîâëåíèå, æèäêèé ñòóë ìîæåò äåðæàòüñÿ íåìíîãî äîëüøå.
Èíòåíñèâíîñòü ïðîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè, òÿæåñòü è äëèòåëüíîñòü çàáîëåâàíèÿ ðàçëè÷íû. Ñèìïòîìû ðîòàâèðîçà î÷åíü ïîõîæè íà ïðèçíàêè äðóãèõ, áîëåå òÿæåëûõ çàáîëåâàíèé, íàïðèìåð îòðàâëåíèÿ, õîëåðû èëè ñàëüìîíåëëåçà, ïîýòîìó â ñëó÷àå ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû ó ðåáåíêà, ïîÿâëåíèÿ òîøíîòû è/èëè æèäêîãî ñòóëà íåìåäëåííî âûçîâèòå íà äîì âðà÷à. Ïðè áîëÿõ â æèâîòå âûçîâèòå ñêîðóþ ïîìîùü, äî ïðèõîäà âðà÷à îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû ðåáåíêó íå äàâàòü!
Ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ
Âçðîñëûå òàêæå áîëåþò ðîòàâèðîçîì, íî íåêîòîðûå ìîãóò ïðèíÿòü åãî ñèìïòîìû çà îáû÷íîå âðåìåííîå ðàññòðîéñòâî ïèùåâàðåíèÿ (ãîâîðÿò, “÷òî-òî íå òî ñúåë”). Òîøíîòà è ðâîòà îáû÷íî íå áåñïîêîÿò, ìîæåò áûòü îáùàÿ ñëàáîñòü, ñíèæåíèå àïïåòèòà, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû è æèäêèé ñòóë, íî íå äëèòåëüíîå âðåìÿ. Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó âçðîñëûõ ÷àñòî ïðîòåêàåò áåññèìïòîìíî. Íåñìîòðÿ íà ñòåðòîñòü ñèìïòîìîâ, áîëüíîé îñòàåòñÿ çàðàçíûì âñå ýòî âðåìÿ. Áîëåå ëåãêîå ïðîòåêàíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ îáúÿñíÿåòñÿ íå òîëüêî áîëåå ñèëüíûì èììóíèòåòîì, íî è áîëüøåé ïðèñïîñîáëåííîñòüþ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ê òàêîãî ðîäà âñòðÿñêàì. Îáû÷íî åñëè â ñåìüå èëè â êîëëåêòèâå åñòü èíôèöèðîâàííûé, òî â òå÷åíèå 3-5 ñóòîê ïîî÷åðåäíî íà÷èíàþò çàáîëåâàòü è îñòàëüíûå. Ïðåäîòâðàòèòü çàðàæåíèå îò íîñèòåëÿ èíôåêöèè âîçìîæíî òîëüêî â ñëó÷àå àêòèâíîé èììóííîé ñèñòåìû.
Ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó äåòåé
Ïðåïàðàòîâ, óáèâàþùèõ ðîòàâèðóñ íå ñóùåñòâóåò, ïîýòîìó ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ñèìïòîìàòè÷åñêîå è íàïðàâëåíî íà íîðìàëèçàöèþ âîäíî-ñîëåâîãî áàëàíñà, íàðóøåííîãî ïðè ðâîòå è ïîíîñå è íà ïðåäîòâðàùåíèå ðàçâèòèÿ âòîðè÷íîé áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè. Îñíîâíîé öåëüþ ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ áîðüáà ñ ðåçóëüòàòàìè âîçäåéñòâèÿ èíôåêöèè íà îðãàíèçì: äåãèäðàòàöèåé, òîêñèêîçîì è ñâÿçàííûìè ñ íèìè íàðóøåíèÿìè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåì.
Ïðè ïîÿâëåíèè ñèìïòîìîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî ðàññòðîéñòâà íè â êîåì ñëó÷àå íå äàâàòü ðåáåíêó ìîëîêî è ìîëî÷íûå, äàæå êèñëî-ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, â òîì ÷èñëå êåôèð è òâîðîã – ýòî îòëè÷íàÿ ñðåäà äëÿ ðîñòà áàêòåðèé.
Àïïåòèò ó ðåáåíêà ñíèæåí èëè îòñóòñòâóåò, çàñòàâëÿòü ðåáåíêà êóøàòü íå ñëåäóåò, äàéòå åìó âûïèòü íåìíîãî êèñåëÿ (äîìàøíåãî, ñâàðåííîãî èç âîäû, êðàõìàëà è âàðåíüÿ), ìîæíî ïîïîèòü êóðèíûì áóëüîíîì. Åñëè ðåáåíîê íå îòêàçûâàåòñÿ îò åäû, ìîæíî ïîêîðìèòü åãî æèäêîé ðèñîâîé êàøåé íà âîäå áåç ìàñëà (íåìíîãî ïîäñëàñòèòü). Ãëàâíîå ïðàâèëî – äàâàòü åäó èëè ïèòüå ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè ñ ïåðåðûâîì, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü ðâîòíûé ðåôëåêñ. Â äíè ñ ñèëüíîé ðâîòîé èëè ïîíîñîì íóæíî âîñïîëíèòü îáúåì æèäêîñòè è ñîëåé, âûìûòûõ ñ æèäêèì ñòóëîì è ðâîòíûìè ìàññàìè.
Òåìïåðàòóðó íèæå 380Ñ ñáèâàòü íå ñëåäóåò, åñëè áîëüíîé åå ïåðåíîñèò óäîâëåòâîðèòåëüíî. Ñáèòü òåìïåðàòóðó âûøå 380Ñ ïîìîãàþò âëàæíûå îáòèðàíèÿ ñëàáûì âîäî÷íûì ðàñòâîðîì – îáòèðàòü íóæíî âñå òåëî ðåáåíêà öåëèêîì, íå äîïóñêàÿ ïåðåïàäà òåìïåðàòóðû ìåæäó ó÷àñòêàìè òåëà, ïîñëå îáòèðàíèÿ íàäåòü íà íîãè òîíêèå íîñî÷êè. Ðåáåíêà ñ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé íå êóòàòü.
Ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ
Îñîáîãî ëå÷åíèÿ íå òðåáóåòñÿ. Ïðè âûðàæåííûõ ñèìïòîìàõ ëå÷åíèå ñèìïòîìàòè÷åñêîå. Íå äîïóñêàéòå êîíòàêòà ñ äåòüìè âî âðåìÿ çàáîëåâàíèÿ ðîòàâèðîçîì, ÷òîáû íå çàðàçèòü èõ.
Îñëîæíåíèÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ïðîòåêàåò áåç îñëîæíåíèé. Åñëè íå ïîèòü ðåáåíêà ñ ðâîòîé è ïîíîñîì ÷àñòî, îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ äåòåé äî ãîäà, âîçìîæíî îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà. Åñëè íå ïðèíÿòü ìåðû, âîçìîæíî ïðèñîåäèíåíèå áàêòåðèàëüíîé êèøå÷íîé èíôåêöèè è áîëåçíü áóäåò ïðîòåêàòü åùå áîëåå òÿæåëî. Îáÿçàòåëüíî ñëåäèòå çà òåìïåðàòóðîé òåëà ðåáåíêà, äëèòåëüíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû âûøå 390Ñ âåäåò ê îòìèðàíèþ êëåòîê, â ïåðâóþ î÷åðåäü, êëåòîê ãîëîâíîãî ìîçãà.
Ëåòàëüíûé èñõîä íàáëþäàåòñÿ â 2-3 % ñëó÷àåâ, â îñíîâíîì ñðåäè äåòåé ñ îñëàáëåííûì çäîðîâüåì. Ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ ïåðåíåñåííàÿ ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ íå âëå÷åò íèêàêèõ äîëãîâðåìåííûõ ïîñëåäñòâèé è ïðîãíîç áëàãîïðèÿòíûé.
Ïðîôèëàêòèêà ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
 êà÷åñòâå ýôôåêòèâíîãî ñðåäñòâà ïðîòèâ ðîòàâèðóñà ÂÎÇ ðåêîìåíäóåò ïðîâåäåíèå ïðîôèëàêòè÷åñêîé âàêöèíàöèè.
Äëÿ ñïåöèôè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè ðîòàâèðîçà íà íàñòîÿùèé ìîìåíò ñóùåñòâóåò äâå âàêöèíû, ïðîøåäøèå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ. Îáå ïðèíèìàþòñÿ îðàëüíî è ñîäåðæàò îñëàáëåííûé æèâîé âèðóñ. Ðîòàâèðóñíûå âàêöèíû â íàñòîÿùåå âðåìÿ äîñòóïíû òîëüêî â Åâðîïå è ÑØÀ.
Íåñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ñîáëþäåíèè ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ íîðì (ìûòü¸ ðóê, èñïîëüçîâàíèå äëÿ ïèòüÿ òîëüêî êèïÿ÷¸íîé âîäû).
Источник