Сестринские вмешательства при кишечных инфекциях

Цель:

– исключить распространение инфекции;

– обеспечить благоприятный исход заболевания;

– организовать максимальный комфорт больному ребенку.

План сестринских вмешательств

Обоснование

1.Информировать больного иего родственников о заболевании

• Обеспечивается право пациента на информацию

 • Ребенок и его родственники понимают целесообразность вы­полнения всех мероприятий ухода

2. Изолировать больного до клини­ческого выздоровления + отрица­тельных результатов бакобследо-вания (в случае положительных предварительных результатов обследования на кишечную группу)

• Обеспечивается профилактика распространения инфекции

3. Организовать дезифекционный режим при контакте с больным

• Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, могут долго со­храняться на предметах, что дела­ет возможным передачу инфекции через предметы, третье лицо

4. Следить за регулярным проветриванием помещения, проведением влажных уборок не менее 2-х раз в день

• Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде.

Обеспечивается чистота воздуха.

5. Обеззараживать испражнения больного

• Механизм передачи ОКИ фекально-оральный – предупреждение распространения инфекции

6. Помощь при рвоте

Профилактика аспирации
 

7. Организовать проведение оральной регидратации

• Восполняются потери солей и жидкости
 • Предупреждается развитие токсикоза и эксикоза

8. Обеспечить лечебное питание (дозированное питание, щадящей пищей с постепенным переходом к физиологической норме и рацио­нальному питанию к 5-7 дню.)

• Уменьшается нагрузка на ж.к.т., следовательно, создаются условия для регенерации слизистой обо­лочки кишечника результатом чего является ликвидация диспепсиче­ских явлений

9. Уделить внимание гигиениче­скому уходу за кожей и слизистыми оболочками

• Предупреждается появление опрелостей из-за частого жидкого стула, развитие стоматитов, конъ­юнктивитов из-за сухости слизи­стых оболочек при развитии экси­коза
   

Вирусные гепатиты.

В настоящее время установлено 5 основных этиоло­гически самостоятельных вирусных гепатитов, которые принято обозначать буквами латинского алфавита: А, В, D (дельта), С, Е. Очевидно также, что эти нозологи­ческие формы не исчерпывают всех вирусных пораже­ний печени у человека и можно прогнозировать в не­далеком будущем появление новых этиологически са­мостоятельных форм болезни.

Все изученные вирусы устойчивы во внешней сре­де, не обладают летучестью.

Вирусные гепатиты — типичные кишечные инфекции. Основной механизм их передачи — фекально-оральный, который может реализоваться кон­тактно-бытовым, пищевым, водным путями. Этими формами вирусного гепатита чаще болеют дети стар­шего возраста.

Для гепатитов основной механизм переда­чи — парентеральный. Он реализуется следующими путями:

– через кровь (при переливании инфицирован­ной крови или ее препаратов, использовании плохо стерилизованных шприцев, игл, режущих инструмен­тов, а также при скарификациях, татуировках, опе­ративных вмешательствах, лечении зубов, эндоско­пическом и других манипуляциях, в ходе которых нарушается целостность кожных покровов и слизи­стых оболочек);

– контактно-бытовым (посредниками могут быть зубные щетки, игрушки, маникюрные принадлежнос­ти, бритвы, посуда, полотенца и др.);

– половым путем при сексуальном контакте;

– трансплацентарным (мать может инфицировать ребенка в том случае, если она является носительни­цей вируса или больной гепатитом, особенно в последнем триместре беременности).

HbsAg– австралийский антиген — основной мар­кер гепатита В, который обнаруживается практически во всех биологических средах организма (крови, семе­ни, слюне, желчи, моче, слезах, грудном молоке).

Наибольшая заболеваемость гепатитами от­мечается у детей первого года жизни, что объясняется частыми парентеральными вмешательствами и в том числе переливаниями крови, а также перинатальным инфицированием.

Клинические проявления всех этиологических форм идентичны.

При типичном течении болезни отчетливо выражена цикличность, последовательность периодов: инкубацион­ного, преджелтушного, желтушного, реконвалесценции.

Типичные клинические признаки вирусных гепа­титов:

·   синдром интоксикации, диспепсические явления, появляющиеся в преджелтушный период;

·    болезненность, увеличение, уплотнение печени со времени креджелтушного периода;

·    изменение цвета мочи и кала за 1—2 дня до жел­тушного периода (темная моча, ахоличный кал).

Максимальная насыщенность мочи и обесцвеченность кала на высоте желтухи;

· желтуха, первоначально появляющаяся на скле­рах, мягком нёбе, затем кожных покровах.

Течение вирусных гепатитов может быть легким, средней тяжести, тяжелым и даже злокачественным с развитием печеночной комы. При оценке степени тя­жести принимают во внимание степень выраженности общей интоксикации, желтухи, а также результаты биохимических исследований

Исходами болезни являются выздоровление с пол­ным восстановлением структуры и функции печени, что характерно для гепатитов с легким течением (А, Е), развитие хронического гепатита, цирроза печени, рака печени.

Окончательный этиологический диагноз возможно поставить только при помощи определения в сыворот­ке крови специфических маркеров.

Лабораторные методы диагностики вирусных гепа­титов делятся на:

— специфические (основаны на выявлении самого возбудителя, его антигенов или антител). В практи­ческой работе эти методы не получили распростране­ния из-за трудоемкости;

— неспецифические (играют решающее значение для установления факта поражения печени, оценки тяжести, характеристики течения и прогноза забо­левания). К ним относятся:

а) определение печеночно-клеточных ферментов – трансамиаз (повышаются уже в инкубационный период);

б) определение количества билирубина и его фрак­ций (на высоте заболевания в сыворотке крови повы­шено содержание общего билирубина преимуществен­но за счет прямой = конъюгированной фракции);

в) обнаружение желчных пигментов в моче.

Оптимальным лечением вирусных гепатитов сле­дует считать назначение так называемой базисной терапии, включающей рациональный двигательный режим, лечебное питание, обильное питье, желчегон­ные препараты (магния сульфат, аллахол, холензим), гепатопротекторы (эссенциале, легален, корсил), по­ливитамины.

Большие надежды возлагаются на противовирусные препараты, как препараты специфического действия, в частности, на интерферон.

Читайте также:  Инфекции входящие в группу кишечных инфекций

При выраженных симптомах интоксикации назна­чается метод инфузионной детоксикации.

После завершения острого периода все дети подле­жат диспансерному наблюдению, в процессе которого необходимо осуществлять комплекс задач, связанных с реабилитацией реконвалесцентов. Школьники освобож­даются от занятий физкультурой на 3-6 месяцев, а от занятий спортом — на 6-12 месяцев.

В течение этих сроков разрешаются занятия лечеб­ной физкультурой и другие дозированные физические нагрузки.

Система профилактических мероприятий вирусных гепатитов должна включать мероприятия, воздейству­ющие на 3 звена эпидемической цепи, то есть должна быть направлена на активное выявление источников инфекции, прерывание путей заражения, повышение невосприимчивости детей к инфекции.

Нейтрализация возможных источников инфекции заключается в обеспечении полного объема меропри­ятий с больными и «контактными»; тщательном об­следовании доноров; не допущении к донорству лиц, перенесших в прошлом вирусный гепатит, больных с хроническими заболеваниями печени, получавших пе­реливания крови.

Прерывание путей передачи инфекции достигается применением индивидуальных шприцев, скарифика­торов, зондов, катетеров, систем для переливания кро­ви и другого медицинского инструментария, оборудо­вания, используемого при проведении манипуляций, связанных с нарушением целостности кожных покро­вов и слизистых оболочек. При необходимости их по­вторного применения — подвергать тщательной

Мероприятия с боль­ным Мероприятия с контактными Специфическая про­филактика
1. Госпитапизировать больного
2. Изоляция больного от начала заболева­ния.
3. Текущую дезинфек­цию производят сис­тематически, органи­зуют масочный, хлор­ный режим при уходе за больным, исполь­зуют, по возможности, инструментарий толь­ко разового использо­вания 4. После изоляции или выписки больного необходимо организо­вать проведение за­ключительной дезин­фекции
1. Выявить всех кон­тактных 2. Установить каран­тин на 35 дней {каран­тин можно снять при отсутствии новых случаев заболевания) 3. Ввести нормальный иммуноглобулин внут­римышечно
 4. Провести обследо­вание на трансамина-зы (при их повышении – госпитализация)
 5. Установить наблю­дение за контактными (ежедневно проводить термометрию, учет симптомов интоксика­ции, осмотр кожи и склер, фиксировать размеры печени, ок­раску мочи и кала)
1. Вакцинация против гепатита В проводится вакциной «Энджерикс В» или др. трехкратно, внутримышечно. В календаре проф-прививок (приказ №375 МЗРФ) предла­гается 2 схемы вакци­нации:
1 схема
V1 – новорожденные в первые 24 часа,
 V2 –   1 мес,
V3 –  5- 6 мес.
 2 схема
 V¹ – 4-5 мес.,
V2 5-6 мес,
 V3 12- 13 мес. 2. Вакцинацию против гепатита А рекомен­дуется проводить вакциной «Хаврикс». Вакцину вводят внут­римышечно двукратно по схеме 0 и 6 мес. или 0 и 12 мес.
Примечание: данная вакцина не включена в календарь профпри-вивок.

предстерилизационной очистке и стерилизации после каждого использования, регулярно проводить пробы на «скрытую» кровь. Строго соблюдать показания к гемотрансфузии. Переливать кровь или ее компоненты из одной ампулы только одному реципиенту. При кон­такте с кровью и другими биологическими жидкостя­ми пользоваться резиновыми перчатками. Внедрять в быт правила личной гигиены, следить за их выполне­нием. Строго индивидуализировать предметы личной гигиены (зубные щетки, мочалки, полотенца, расчески, бритвенные принадлежности и т. п.).

Повышение невосприимчивости к инфекции дости­гается путем повышения неспецифического иммуни­тета (путем организации рационального питания, здо­рового образа жизни, закаливания, соблюдения режима дня) и формирования специфического иммунитета пу­тем проведения вакцинопрофилактики против гепа­тита В (вакциной «Энджерикс В») и гепатита А (вак­циной «Хаврикс»).

Источник

Цели занятия:

– систематизировать и углубить знания по данной теме;

– обобщить и систематизировать сведения об уходе за больным ребенком с кишечными заболеваниями, вирусном гепатите.

Основная литература:

1. Ежова Н.В. Педиатрия [Текст]/ Н.В.Ежова, Е.М.Русакова, Г.И.Кащеева. – Мн: Высш. шк., 2006 – 524 с., стр. 425 – 442.

2. Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 200 – 211, 218 – 219.

Дополнительная литература:

1. Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).

2. Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.

Ход работы:

1. Работа с понятиями: дать краткий ответ на следующие термины, пользуясь терминологическим словарем (приложение 1).

2. Пользуясь схемами ответа, дать развернутый ответ по заболеваниям: дизентерия, сальмонеллез, эшерихиоз (коли-инфекция), псевдотуберкулез, вирусный гепатит (приложение 2).

3. Изучить схемы базисного ухода за пациентами с кишечными инфекциями и вирусным гепатитом.

4. Литература:

Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 247 – 249.

5. Решить тестовое задание (приложение 3), сравнить с эталоном ответа.

6. Решить ситуационную задачу (приложение 4), сравнить с эталоном ответа.

7. Решить самостоятельно ситуационную задачу (по выбору) (приложение 5), законспектировать ответ в тетрадь.

8. Ответить на вопросы для самоконтроля (приложение 6).

Приложение 1

Терминология

1. Интоксикация.

2. Дефекция.

3. Тенезмы.

4. Эксикоз.

5. Метеоризм.

6. Диарея.

7. Бактериофаг.

8. Оральная регидратация.

9. Биопрепараты.

10. Скарификация.

11. Иктеричность.

12. Гепатит.

Приложение 2

Схема ответа

1. Возбудитель.

Читайте также:  Какое обследование проводится больным острыми кишечными инфекциями

2. Устойчивость во внешней среде.

3. Механизм, пути передачи.

4. Инкубационный период (сроки).

5. Боли в животе (локализация).

6. Характер кала.

7. Количество дефекаций.

8. Синдром интоксикации.

9. Этиотропная терапия (перечислить).

10. Осложнения.

11. Изоляция больного.

12. Карантин.

13. Обследование контактных.

14. Дезинфекция.

Приложение 3

Тестовые задания

1. Установите соответствие:

заболевание возбудители

а) дизентерия; а) шигелла;

б) сальмонеллез; б) сальмонелла;

в) коли-инфекция; в) иерсиния;

г) псевдотуберкулез; г) эсиерихия.

2. Механизм заражения коли-инфекцией:

а) аэрогенный; б) трансмиссивный;

в) трансплацентарный; г) фекально-оральный.

3. Путь передачи шигеллы:

а) пищевой; б) водный; в) контактно-бытовой; г) парентеральный.

4. Инкубационный период при дизентерии (максимальный):

а) несколько часов; б) 3-5 дней; в) 7-10 дней;

г) свыше 10 дней.

5. Дизентерией чаще болеют дети:

а) до 1 года; б) до 6 лет; в) 10 лет; г) с 10 до 15 лет.

6. Для диагностики дизентерии используют:

а) реакцию гемагглютинации; б) общий анализ крови;

в) бактериологическое исследование кала;

г) бактериологическое исследование мочи.

7. Для забора кала для бактериологического исследования следует приготовить:

а) чистую стеклянную банку; б) стерильную пробирку с «петлей», средой;

в) предметные стекла, глицерин, ватную палочку; г) чашки Петри.

8. Характер каловых масс у ребенка с дизентерией:

а) жидкий со слизью, зеленью, обильный, зловонный;

б) жидкий со слизью, прожилками крови, без каловых масс;

в) кал брызжущий, оранжевый; г) кал желтый, жирный, оформлен.

9. «Ректальный плевок» характерен для:

а) дизентерии; б) коли-инфекции;

в) сальмонеллеза; г) токсикоинфекции.

10. Источник сальмонеллезной инфекции:

а) больной человек; б) грызуны; в) птицы; г) домашний скот.

11. Назовите симптомы кишечного эксикоза:

а) олигурия; б) угнетение функции ЦНС; в) полиурия;

г) западение глазных яблок, родничка; д) выбухание родничка;

е) упорная рвота, понос; ё) заостренные черты лица.

12. Растворы, применяемые для оральной регидратации:

а) глюкоза 5%; б) регидрон; в) р-р Рингер-Локка;

г) феополиглюкин; д) гемодез.

13. Сестринское вмешательство при эксикозе:

а) дозированное дробное питание; б) дегидратация мочегонными средствами;

в) оральная регидратация; г) свободный режим питания;

д) парентеральная регидратация.

14. Этиотропная терапия – это:

а) воздействие на возбудителя; б) воздействие на разные звенья патогенеза;

в) местное лечение; г) помощь при различных симптомах.

15. Этиотропная терапия – это:

а) введение антибактериальных препаратов;

б) введение вакцин, сывороток;

в) местная обработка сыпи; г) введение обезболивающих препаратов.

16. Оральная регидратация не эффективна при:

а) упорной рвоте; б) парезе кишечника;

в) тяжелой степени обезвоживания; г) высокой лихорадке.

17. Принципы лечебного питания при острых кишечных инфекциях:

а) дробное дозированное кормление; б) обогащенная витаминами пища;

в) обогащенная углеводами пища; г) отказ от вечернего кормления.

18. Дезинфекция посуды в очаге кишечной инфекции:

а) вымыть под проточной водой; б) кипятить в 2% содовом растворе 15 мин.;

в) замачивание в 5% р-ре хлорамина 30 мин.;

г) замочить в 1% р-ре хлорамина на 30 мин.

19. Инкубационный период вирусного гепатита А:

а) 1-3 дня; б) 7-50 дней; в) 60-120 дней; г) 120-180 дней.

20. Инкубационный период вирусного гепатита В составляет:

а) 3-5 дней; б) 7-50 дней; в) 30-40 дней; г) 60-180 дней.

21. Пути инфицирования гепатита А:

а) водный; б) пищевой; в) контактно-бытовой; г) парентеральный.

22. Пути инфицирования вирусного гепатита В:

а) водный; б) трансмиссивный; в) пищевой; г) парентеральный.

23. Лабораторная диагностика вирусного гепатита:

а) биохимический анализ крови; б) копрологическое исследование;

в) бактериологическое исследование кала; г) общий анализ крови.

24. Источником вирусного гепатита А могут быть:

а) больной человек; б) вирусоноситель;

в) сыворотки, вакцины; г) донорская кровь.

25. При вирусном гепатите диета № …

26. На контактных по кишечным инфекциям накладывается карантин:

а) 7 дней; б) 14 дней; в) 21 день; г) 35 дней.

27. На контактных по вирусному гепатиту А накладывается карантин:

а) 7 дней; б) 31 день; в) 35 дней; г) 180 дней.

28. Для профилактики вирусного гепатита В использованные инструменты перед стерилизацией:

а) кипятить 30 мин.;

б) замочить на 30 мин. в 3% р-ре перекиси водорода;

в) замочить на 60 мин. в 3% р-ре хлорамина;

г) промыть в дистиллированной воде.

29. Температура воды для проведения очистительной клизмы:

а) 24-26 град.; б) 34-36 град.; в) 36-38 град.; г) 40-42 град.

30. Температура раствором для проведения лечебной клизмы:

а) 24-26 град.; б) 34-36 град.; в) 36-38 град.; г) 40-42 град.

Эталон ответа

1. а – а
б – б
в – г
г – в
16. а, б
2. г 17. а
3. а, б, в 18. г
4. в 19. б
5. б 20. г
6. в 21. а, б
7. б 22. г
8. б 23. а
9. а 24. а
10. а, в, г 25. 7
11. а, г, ё 26. а
12. а, б, в 27. в
13. а, в, д 28. в
14. а 29. а
15. а 30. б
Читайте также:  Фуразолидон детям при кишечной инфекции

Приложение 4

Задача № 1

Мальчик 12 лет, вернувшись из гостей, стал жаловаться на схваткообразные боли в животе. Появилась рвота 3х кратно, не приносящая облегчения, затем повышение температуры до 390С и понос до 20 раз в день слизисто-кровянистого характера. Из анамнеза выявлено, что мальчик в гостях ел арбуз, мороженное и торт с масляным кремом. Другие гости жалоб не предъявляли. При осмотре состояние тяжелое. сознание спутанное. Кожа горячая на ощупь, розовая, сухая. Язык густо обложен серо-желтым налетов. Тахикардия. Живот мягкий, болезнен в левой подвздошной области. Стул скудный слизисто-кровянистый.

DS: Дизентерия.

Задание:

1. Выявить нарушение потребностей.

2. Выделите проблемы ребенка и их приоритетность.

3. Составьте план ухода и неотложной помощи.

4. Укажите диагностические манипуляции, необходимые для уточнения диагноза.

Эталон ответа

1. Нарушение потребностей:

– питание и питье;

– физиологические отправления;

– сон;

– движение;

– общение;

– быть здоровым.

2. Проблемы пациента:

– многократная рвота;

– боли в животе;

– повышение температуры до 390С;

– понос;

– обезвоживание.

3. Цели ухода:

краткосрочная:

– температура тела снизится через 2-3 дня;

– рвота прекратиться;

– жидкий стул станет реже.

долгосрочная:

– температура тела к выписке не будет повышаться;

– стул нормализуется.

План ухода.

План ухода Мотивация
1. Информировать пациента и его родителей о заболевании. Обеспечить право пациента на информацию.
2. Изолировать пациента в отдельный блок. Обеспечивается профилактика распространения инфекции.
3. Организовать охранительный режим.  
4. Поить ребенка солевыми растворами через 10 мин. небольшими порциями. Для восполнения солей и жидкости.
5. Лечебное питание диета № 1 дробное. Для разгрузки ЖКТ.
6. Организовать уход за ребенком (следить за состоянием кожи, слизистых). Предупреждение опрелостей, предупреждение сухости слизистой.
7. Регулярно проветривать помещение, влажная уборка с дез. растворами. Уменьшение концентрации возбудителей в воздухе.
8. Обеззараживать испражнения больного. Механизм передачи дизентерии – фекально-оральный.

Диагностика: бактериологическое обследование.

Приложение 5

Задача № 2

В стационар поступает мальчик 1 г 6 мес. с диагнозом: Острая кишечная инфекция. Жалобы на рвоту многократную, отказ от еды, повышение температуры до 38,60С, понос 6 раз в сутки.

При осмотре состояние тяжелое, выражены интоксикация, вялость, отказывается от еды, пьет неохотно, кожа сухая, бледная. Тургор тканей снижен, температура 380С, ЧД – 38 в мин., пульс 120 в мин. При пальпации живот болезненный, урчание. Стул жидкий, с примесью зелени, слизи, неприятным запахом.

Задание:

1. Выявить нарушение потребностей.

2. Выявить проблемы пациента, приоритеты, потенциальные. Определите цели.

3. Поставить цели ухода, составить план ухода с мотивацией.

Задача № 3

В стационар поступает мальчик 3 лет с жалобами на лихорадку 390С, разжиженный стул 1-2 раза в сутки, сыпь на теле. При обследовании выявлено: состояние средней тяжести, температура тела 380С, аппетит снижен. На коже сыпь симметричная на ягодицах, вокруг суставов мелкая красная сливается, покраснение лица, ладоней, стоп. Стул водянистый с примесью зелени.

Выставлен диагноз – псевдотуберкулез.

Задание:

1. Выявить нарушение потребностей.

2. Выявить проблемы пациента. Определите цели.

3. Написать план ухода с мотивацией.

4. Какое обследование должно быть проведено.

Задача № 4

В стационар поступает мальчик 3 лет с жалобами на повышение температуры до 380С, рвоту неоднократную, понос 1-2 раза в сутки, обильный, без патологических примесей.

При осмотре: состояние средней тяжести, температура 37,70С, вялость, бледность кожи, при пальпации – боли в области пупка. Стул жидкий. Выставлен диагноз: иерсиниоз.

Задание:

1. Выявить проблемы больного ребенка. Определите цели.

2. Написать план ухода с мотивацией.

3. Какое обследование должно быть проведено.

Задача № 5

В стационар поступает девочка 6 мес. с жалобами на лихорадку, жидкий стул 3-4 раза в сутки, снижение аппетита.

При обследовании выявлено: состояние средней тяжести за счет интоксикации, аппетит снижен, пьет неохотно, кожа бледная, вялость. При пальпации – боли в животе. Стул при осмотре жидкий пенистый с большим количеством зелени.

Выставлен диагноз: Сальмонеллез.

Задание:

1. Выявить проблемы больного ребенка. Определите цели.

2. Написать план ухода с мотивацией.

3. Какое обследование должно быть проведено.

Задача № 6

В стационар поступает девочка 1 год с жалобами на повышение температуры 38,50С, сонливость, рвота, отказ от еды, жидкий стул.

При осмотре выявлено: состояние тяжелое, сонливость, отказ от еды, беспокойство, боли в животе. Стул жидкий с примесью крови.

Диагноз: дизентерия.

Задание:

1. Выявить проблемы больного ребенка. Определите цели.

2. Написать план ухода с мотивацией.

3. Какое обследование должно быть проведено.

Приложение 6

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы источники, механизм, пути передачи кишечных инфекций, вирусного гепатита?

2. Дайте краткую характеристику возбудителям.

3. Опишите клинические проявления заболеваний.

4. Перечислите симптомы эксикоза I, II, III степени.

5. В чем заключаются принципы лечения кишечной инфекции?

6. Расскажите о питании пациента с ОКИ.

7. Каковы противоэпидемические мероприятия в очаге ОКИ, вирусного гепатита?



Источник