Сестринские вмешательства при кишечных инфекциях
Цель:
– исключить распространение инфекции;
– обеспечить благоприятный исход заболевания;
– организовать максимальный комфорт больному ребенку.
План сестринских вмешательств | Обоснование | |
1.Информировать больного иего родственников о заболевании | • Обеспечивается право пациента на информацию • Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода | |
2. Изолировать больного до клинического выздоровления + отрицательных результатов бакобследо-вания (в случае положительных предварительных результатов обследования на кишечную группу) | • Обеспечивается профилактика распространения инфекции | |
3. Организовать дезифекционный режим при контакте с больным | • Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, могут долго сохраняться на предметах, что делает возможным передачу инфекции через предметы, третье лицо | |
4. Следить за регулярным проветриванием помещения, проведением влажных уборок не менее 2-х раз в день | • Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде. Обеспечивается чистота воздуха. | |
5. Обеззараживать испражнения больного | • Механизм передачи ОКИ фекально-оральный – предупреждение распространения инфекции | |
6. Помощь при рвоте | Профилактика аспирации | |
7. Организовать проведение оральной регидратации | • Восполняются потери солей и жидкости • Предупреждается развитие токсикоза и эксикоза | |
8. Обеспечить лечебное питание (дозированное питание, щадящей пищей с постепенным переходом к физиологической норме и рациональному питанию к 5-7 дню.) | • Уменьшается нагрузка на ж.к.т., следовательно, создаются условия для регенерации слизистой оболочки кишечника результатом чего является ликвидация диспепсических явлений | |
9. Уделить внимание гигиеническому уходу за кожей и слизистыми оболочками | • Предупреждается появление опрелостей из-за частого жидкого стула, развитие стоматитов, конъюнктивитов из-за сухости слизистых оболочек при развитии эксикоза | |
Вирусные гепатиты.
В настоящее время установлено 5 основных этиологически самостоятельных вирусных гепатитов, которые принято обозначать буквами латинского алфавита: А, В, D (дельта), С, Е. Очевидно также, что эти нозологические формы не исчерпывают всех вирусных поражений печени у человека и можно прогнозировать в недалеком будущем появление новых этиологически самостоятельных форм болезни.
Все изученные вирусы устойчивы во внешней среде, не обладают летучестью.
Вирусные гепатиты — типичные кишечные инфекции. Основной механизм их передачи — фекально-оральный, который может реализоваться контактно-бытовым, пищевым, водным путями. Этими формами вирусного гепатита чаще болеют дети старшего возраста.
Для гепатитов основной механизм передачи — парентеральный. Он реализуется следующими путями:
– через кровь (при переливании инфицированной крови или ее препаратов, использовании плохо стерилизованных шприцев, игл, режущих инструментов, а также при скарификациях, татуировках, оперативных вмешательствах, лечении зубов, эндоскопическом и других манипуляциях, в ходе которых нарушается целостность кожных покровов и слизистых оболочек);
– контактно-бытовым (посредниками могут быть зубные щетки, игрушки, маникюрные принадлежности, бритвы, посуда, полотенца и др.);
– половым путем при сексуальном контакте;
– трансплацентарным (мать может инфицировать ребенка в том случае, если она является носительницей вируса или больной гепатитом, особенно в последнем триместре беременности).
HbsAg– австралийский антиген — основной маркер гепатита В, который обнаруживается практически во всех биологических средах организма (крови, семени, слюне, желчи, моче, слезах, грудном молоке).
Наибольшая заболеваемость гепатитами отмечается у детей первого года жизни, что объясняется частыми парентеральными вмешательствами и в том числе переливаниями крови, а также перинатальным инфицированием.
Клинические проявления всех этиологических форм идентичны.
При типичном течении болезни отчетливо выражена цикличность, последовательность периодов: инкубационного, преджелтушного, желтушного, реконвалесценции.
Типичные клинические признаки вирусных гепатитов:
· синдром интоксикации, диспепсические явления, появляющиеся в преджелтушный период;
· болезненность, увеличение, уплотнение печени со времени креджелтушного периода;
· изменение цвета мочи и кала за 1—2 дня до желтушного периода (темная моча, ахоличный кал).
Максимальная насыщенность мочи и обесцвеченность кала на высоте желтухи;
· желтуха, первоначально появляющаяся на склерах, мягком нёбе, затем кожных покровах.
Течение вирусных гепатитов может быть легким, средней тяжести, тяжелым и даже злокачественным с развитием печеночной комы. При оценке степени тяжести принимают во внимание степень выраженности общей интоксикации, желтухи, а также результаты биохимических исследований
Исходами болезни являются выздоровление с полным восстановлением структуры и функции печени, что характерно для гепатитов с легким течением (А, Е), развитие хронического гепатита, цирроза печени, рака печени.
Окончательный этиологический диагноз возможно поставить только при помощи определения в сыворотке крови специфических маркеров.
Лабораторные методы диагностики вирусных гепатитов делятся на:
— специфические (основаны на выявлении самого возбудителя, его антигенов или антител). В практической работе эти методы не получили распространения из-за трудоемкости;
— неспецифические (играют решающее значение для установления факта поражения печени, оценки тяжести, характеристики течения и прогноза заболевания). К ним относятся:
а) определение печеночно-клеточных ферментов – трансамиаз (повышаются уже в инкубационный период);
б) определение количества билирубина и его фракций (на высоте заболевания в сыворотке крови повышено содержание общего билирубина преимущественно за счет прямой = конъюгированной фракции);
в) обнаружение желчных пигментов в моче.
Оптимальным лечением вирусных гепатитов следует считать назначение так называемой базисной терапии, включающей рациональный двигательный режим, лечебное питание, обильное питье, желчегонные препараты (магния сульфат, аллахол, холензим), гепатопротекторы (эссенциале, легален, корсил), поливитамины.
Большие надежды возлагаются на противовирусные препараты, как препараты специфического действия, в частности, на интерферон.
При выраженных симптомах интоксикации назначается метод инфузионной детоксикации.
После завершения острого периода все дети подлежат диспансерному наблюдению, в процессе которого необходимо осуществлять комплекс задач, связанных с реабилитацией реконвалесцентов. Школьники освобождаются от занятий физкультурой на 3-6 месяцев, а от занятий спортом — на 6-12 месяцев.
В течение этих сроков разрешаются занятия лечебной физкультурой и другие дозированные физические нагрузки.
Система профилактических мероприятий вирусных гепатитов должна включать мероприятия, воздействующие на 3 звена эпидемической цепи, то есть должна быть направлена на активное выявление источников инфекции, прерывание путей заражения, повышение невосприимчивости детей к инфекции.
Нейтрализация возможных источников инфекции заключается в обеспечении полного объема мероприятий с больными и «контактными»; тщательном обследовании доноров; не допущении к донорству лиц, перенесших в прошлом вирусный гепатит, больных с хроническими заболеваниями печени, получавших переливания крови.
Прерывание путей передачи инфекции достигается применением индивидуальных шприцев, скарификаторов, зондов, катетеров, систем для переливания крови и другого медицинского инструментария, оборудования, используемого при проведении манипуляций, связанных с нарушением целостности кожных покровов и слизистых оболочек. При необходимости их повторного применения — подвергать тщательной
Мероприятия с больным | Мероприятия с контактными | Специфическая профилактика |
1. Госпитапизировать больного 2. Изоляция больного от начала заболевания. 3. Текущую дезинфекцию производят систематически, организуют масочный, хлорный режим при уходе за больным, используют, по возможности, инструментарий только разового использования 4. После изоляции или выписки больного необходимо организовать проведение заключительной дезинфекции | 1. Выявить всех контактных 2. Установить карантин на 35 дней {карантин можно снять при отсутствии новых случаев заболевания) 3. Ввести нормальный иммуноглобулин внутримышечно 4. Провести обследование на трансамина-зы (при их повышении – госпитализация) 5. Установить наблюдение за контактными (ежедневно проводить термометрию, учет симптомов интоксикации, осмотр кожи и склер, фиксировать размеры печени, окраску мочи и кала) | 1. Вакцинация против гепатита В проводится вакциной «Энджерикс В» или др. трехкратно, внутримышечно. В календаре проф-прививок (приказ №375 МЗРФ) предлагается 2 схемы вакцинации: 1 схема V1 – новорожденные в первые 24 часа, V2 – 1 мес, V3 – 5- 6 мес. 2 схема V¹ – 4-5 мес., V2 5-6 мес, V3 12- 13 мес. 2. Вакцинацию против гепатита А рекомендуется проводить вакциной «Хаврикс». Вакцину вводят внутримышечно двукратно по схеме 0 и 6 мес. или 0 и 12 мес. Примечание: данная вакцина не включена в календарь профпри-вивок. |
предстерилизационной очистке и стерилизации после каждого использования, регулярно проводить пробы на «скрытую» кровь. Строго соблюдать показания к гемотрансфузии. Переливать кровь или ее компоненты из одной ампулы только одному реципиенту. При контакте с кровью и другими биологическими жидкостями пользоваться резиновыми перчатками. Внедрять в быт правила личной гигиены, следить за их выполнением. Строго индивидуализировать предметы личной гигиены (зубные щетки, мочалки, полотенца, расчески, бритвенные принадлежности и т. п.).
Повышение невосприимчивости к инфекции достигается путем повышения неспецифического иммунитета (путем организации рационального питания, здорового образа жизни, закаливания, соблюдения режима дня) и формирования специфического иммунитета путем проведения вакцинопрофилактики против гепатита В (вакциной «Энджерикс В») и гепатита А (вакциной «Хаврикс»).
Источник
Цели занятия:
– систематизировать и углубить знания по данной теме;
– обобщить и систематизировать сведения об уходе за больным ребенком с кишечными заболеваниями, вирусном гепатите.
Основная литература:
1. Ежова Н.В. Педиатрия [Текст]/ Н.В.Ежова, Е.М.Русакова, Г.И.Кащеева. – Мн: Высш. шк., 2006 – 524 с., стр. 425 – 442.
2. Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 200 – 211, 218 – 219.
Дополнительная литература:
1. Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).
2. Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.
Ход работы:
1. Работа с понятиями: дать краткий ответ на следующие термины, пользуясь терминологическим словарем (приложение 1).
2. Пользуясь схемами ответа, дать развернутый ответ по заболеваниям: дизентерия, сальмонеллез, эшерихиоз (коли-инфекция), псевдотуберкулез, вирусный гепатит (приложение 2).
3. Изучить схемы базисного ухода за пациентами с кишечными инфекциями и вирусным гепатитом.
4. Литература:
Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 247 – 249.
5. Решить тестовое задание (приложение 3), сравнить с эталоном ответа.
6. Решить ситуационную задачу (приложение 4), сравнить с эталоном ответа.
7. Решить самостоятельно ситуационную задачу (по выбору) (приложение 5), законспектировать ответ в тетрадь.
8. Ответить на вопросы для самоконтроля (приложение 6).
Приложение 1
Терминология
1. Интоксикация.
2. Дефекция.
3. Тенезмы.
4. Эксикоз.
5. Метеоризм.
6. Диарея.
7. Бактериофаг.
8. Оральная регидратация.
9. Биопрепараты.
10. Скарификация.
11. Иктеричность.
12. Гепатит.
Приложение 2
Схема ответа
1. Возбудитель.
2. Устойчивость во внешней среде.
3. Механизм, пути передачи.
4. Инкубационный период (сроки).
5. Боли в животе (локализация).
6. Характер кала.
7. Количество дефекаций.
8. Синдром интоксикации.
9. Этиотропная терапия (перечислить).
10. Осложнения.
11. Изоляция больного.
12. Карантин.
13. Обследование контактных.
14. Дезинфекция.
Приложение 3
Тестовые задания
1. Установите соответствие:
заболевание возбудители
а) дизентерия; а) шигелла;
б) сальмонеллез; б) сальмонелла;
в) коли-инфекция; в) иерсиния;
г) псевдотуберкулез; г) эсиерихия.
2. Механизм заражения коли-инфекцией:
а) аэрогенный; б) трансмиссивный;
в) трансплацентарный; г) фекально-оральный.
3. Путь передачи шигеллы:
а) пищевой; б) водный; в) контактно-бытовой; г) парентеральный.
4. Инкубационный период при дизентерии (максимальный):
а) несколько часов; б) 3-5 дней; в) 7-10 дней;
г) свыше 10 дней.
5. Дизентерией чаще болеют дети:
а) до 1 года; б) до 6 лет; в) 10 лет; г) с 10 до 15 лет.
6. Для диагностики дизентерии используют:
а) реакцию гемагглютинации; б) общий анализ крови;
в) бактериологическое исследование кала;
г) бактериологическое исследование мочи.
7. Для забора кала для бактериологического исследования следует приготовить:
а) чистую стеклянную банку; б) стерильную пробирку с «петлей», средой;
в) предметные стекла, глицерин, ватную палочку; г) чашки Петри.
8. Характер каловых масс у ребенка с дизентерией:
а) жидкий со слизью, зеленью, обильный, зловонный;
б) жидкий со слизью, прожилками крови, без каловых масс;
в) кал брызжущий, оранжевый; г) кал желтый, жирный, оформлен.
9. «Ректальный плевок» характерен для:
а) дизентерии; б) коли-инфекции;
в) сальмонеллеза; г) токсикоинфекции.
10. Источник сальмонеллезной инфекции:
а) больной человек; б) грызуны; в) птицы; г) домашний скот.
11. Назовите симптомы кишечного эксикоза:
а) олигурия; б) угнетение функции ЦНС; в) полиурия;
г) западение глазных яблок, родничка; д) выбухание родничка;
е) упорная рвота, понос; ё) заостренные черты лица.
12. Растворы, применяемые для оральной регидратации:
а) глюкоза 5%; б) регидрон; в) р-р Рингер-Локка;
г) феополиглюкин; д) гемодез.
13. Сестринское вмешательство при эксикозе:
а) дозированное дробное питание; б) дегидратация мочегонными средствами;
в) оральная регидратация; г) свободный режим питания;
д) парентеральная регидратация.
14. Этиотропная терапия – это:
а) воздействие на возбудителя; б) воздействие на разные звенья патогенеза;
в) местное лечение; г) помощь при различных симптомах.
15. Этиотропная терапия – это:
а) введение антибактериальных препаратов;
б) введение вакцин, сывороток;
в) местная обработка сыпи; г) введение обезболивающих препаратов.
16. Оральная регидратация не эффективна при:
а) упорной рвоте; б) парезе кишечника;
в) тяжелой степени обезвоживания; г) высокой лихорадке.
17. Принципы лечебного питания при острых кишечных инфекциях:
а) дробное дозированное кормление; б) обогащенная витаминами пища;
в) обогащенная углеводами пища; г) отказ от вечернего кормления.
18. Дезинфекция посуды в очаге кишечной инфекции:
а) вымыть под проточной водой; б) кипятить в 2% содовом растворе 15 мин.;
в) замачивание в 5% р-ре хлорамина 30 мин.;
г) замочить в 1% р-ре хлорамина на 30 мин.
19. Инкубационный период вирусного гепатита А:
а) 1-3 дня; б) 7-50 дней; в) 60-120 дней; г) 120-180 дней.
20. Инкубационный период вирусного гепатита В составляет:
а) 3-5 дней; б) 7-50 дней; в) 30-40 дней; г) 60-180 дней.
21. Пути инфицирования гепатита А:
а) водный; б) пищевой; в) контактно-бытовой; г) парентеральный.
22. Пути инфицирования вирусного гепатита В:
а) водный; б) трансмиссивный; в) пищевой; г) парентеральный.
23. Лабораторная диагностика вирусного гепатита:
а) биохимический анализ крови; б) копрологическое исследование;
в) бактериологическое исследование кала; г) общий анализ крови.
24. Источником вирусного гепатита А могут быть:
а) больной человек; б) вирусоноситель;
в) сыворотки, вакцины; г) донорская кровь.
25. При вирусном гепатите диета № …
26. На контактных по кишечным инфекциям накладывается карантин:
а) 7 дней; б) 14 дней; в) 21 день; г) 35 дней.
27. На контактных по вирусному гепатиту А накладывается карантин:
а) 7 дней; б) 31 день; в) 35 дней; г) 180 дней.
28. Для профилактики вирусного гепатита В использованные инструменты перед стерилизацией:
а) кипятить 30 мин.;
б) замочить на 30 мин. в 3% р-ре перекиси водорода;
в) замочить на 60 мин. в 3% р-ре хлорамина;
г) промыть в дистиллированной воде.
29. Температура воды для проведения очистительной клизмы:
а) 24-26 град.; б) 34-36 град.; в) 36-38 град.; г) 40-42 град.
30. Температура раствором для проведения лечебной клизмы:
а) 24-26 град.; б) 34-36 град.; в) 36-38 град.; г) 40-42 град.
Эталон ответа
1. а – а б – б в – г г – в | 16. а, б |
2. г | 17. а |
3. а, б, в | 18. г |
4. в | 19. б |
5. б | 20. г |
6. в | 21. а, б |
7. б | 22. г |
8. б | 23. а |
9. а | 24. а |
10. а, в, г | 25. 7 |
11. а, г, ё | 26. а |
12. а, б, в | 27. в |
13. а, в, д | 28. в |
14. а | 29. а |
15. а | 30. б |
Приложение 4
Задача № 1
Мальчик 12 лет, вернувшись из гостей, стал жаловаться на схваткообразные боли в животе. Появилась рвота 3х кратно, не приносящая облегчения, затем повышение температуры до 390С и понос до 20 раз в день слизисто-кровянистого характера. Из анамнеза выявлено, что мальчик в гостях ел арбуз, мороженное и торт с масляным кремом. Другие гости жалоб не предъявляли. При осмотре состояние тяжелое. сознание спутанное. Кожа горячая на ощупь, розовая, сухая. Язык густо обложен серо-желтым налетов. Тахикардия. Живот мягкий, болезнен в левой подвздошной области. Стул скудный слизисто-кровянистый.
DS: Дизентерия.
Задание:
1. Выявить нарушение потребностей.
2. Выделите проблемы ребенка и их приоритетность.
3. Составьте план ухода и неотложной помощи.
4. Укажите диагностические манипуляции, необходимые для уточнения диагноза.
Эталон ответа
1. Нарушение потребностей:
– питание и питье;
– физиологические отправления;
– сон;
– движение;
– общение;
– быть здоровым.
2. Проблемы пациента:
– многократная рвота;
– боли в животе;
– повышение температуры до 390С;
– понос;
– обезвоживание.
3. Цели ухода:
краткосрочная:
– температура тела снизится через 2-3 дня;
– рвота прекратиться;
– жидкий стул станет реже.
долгосрочная:
– температура тела к выписке не будет повышаться;
– стул нормализуется.
План ухода.
№ | План ухода | Мотивация |
1. | Информировать пациента и его родителей о заболевании. | Обеспечить право пациента на информацию. |
2. | Изолировать пациента в отдельный блок. | Обеспечивается профилактика распространения инфекции. |
3. | Организовать охранительный режим. | |
4. | Поить ребенка солевыми растворами через 10 мин. небольшими порциями. | Для восполнения солей и жидкости. |
5. | Лечебное питание диета № 1 дробное. | Для разгрузки ЖКТ. |
6. | Организовать уход за ребенком (следить за состоянием кожи, слизистых). | Предупреждение опрелостей, предупреждение сухости слизистой. |
7. | Регулярно проветривать помещение, влажная уборка с дез. растворами. | Уменьшение концентрации возбудителей в воздухе. |
8. | Обеззараживать испражнения больного. | Механизм передачи дизентерии – фекально-оральный. |
Диагностика: бактериологическое обследование.
Приложение 5
Задача № 2
В стационар поступает мальчик 1 г 6 мес. с диагнозом: Острая кишечная инфекция. Жалобы на рвоту многократную, отказ от еды, повышение температуры до 38,60С, понос 6 раз в сутки.
При осмотре состояние тяжелое, выражены интоксикация, вялость, отказывается от еды, пьет неохотно, кожа сухая, бледная. Тургор тканей снижен, температура 380С, ЧД – 38 в мин., пульс 120 в мин. При пальпации живот болезненный, урчание. Стул жидкий, с примесью зелени, слизи, неприятным запахом.
Задание:
1. Выявить нарушение потребностей.
2. Выявить проблемы пациента, приоритеты, потенциальные. Определите цели.
3. Поставить цели ухода, составить план ухода с мотивацией.
Задача № 3
В стационар поступает мальчик 3 лет с жалобами на лихорадку 390С, разжиженный стул 1-2 раза в сутки, сыпь на теле. При обследовании выявлено: состояние средней тяжести, температура тела 380С, аппетит снижен. На коже сыпь симметричная на ягодицах, вокруг суставов мелкая красная сливается, покраснение лица, ладоней, стоп. Стул водянистый с примесью зелени.
Выставлен диагноз – псевдотуберкулез.
Задание:
1. Выявить нарушение потребностей.
2. Выявить проблемы пациента. Определите цели.
3. Написать план ухода с мотивацией.
4. Какое обследование должно быть проведено.
Задача № 4
В стационар поступает мальчик 3 лет с жалобами на повышение температуры до 380С, рвоту неоднократную, понос 1-2 раза в сутки, обильный, без патологических примесей.
При осмотре: состояние средней тяжести, температура 37,70С, вялость, бледность кожи, при пальпации – боли в области пупка. Стул жидкий. Выставлен диагноз: иерсиниоз.
Задание:
1. Выявить проблемы больного ребенка. Определите цели.
2. Написать план ухода с мотивацией.
3. Какое обследование должно быть проведено.
Задача № 5
В стационар поступает девочка 6 мес. с жалобами на лихорадку, жидкий стул 3-4 раза в сутки, снижение аппетита.
При обследовании выявлено: состояние средней тяжести за счет интоксикации, аппетит снижен, пьет неохотно, кожа бледная, вялость. При пальпации – боли в животе. Стул при осмотре жидкий пенистый с большим количеством зелени.
Выставлен диагноз: Сальмонеллез.
Задание:
1. Выявить проблемы больного ребенка. Определите цели.
2. Написать план ухода с мотивацией.
3. Какое обследование должно быть проведено.
Задача № 6
В стационар поступает девочка 1 год с жалобами на повышение температуры 38,50С, сонливость, рвота, отказ от еды, жидкий стул.
При осмотре выявлено: состояние тяжелое, сонливость, отказ от еды, беспокойство, боли в животе. Стул жидкий с примесью крови.
Диагноз: дизентерия.
Задание:
1. Выявить проблемы больного ребенка. Определите цели.
2. Написать план ухода с мотивацией.
3. Какое обследование должно быть проведено.
Приложение 6
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы источники, механизм, пути передачи кишечных инфекций, вирусного гепатита?
2. Дайте краткую характеристику возбудителям.
3. Опишите клинические проявления заболеваний.
4. Перечислите симптомы эксикоза I, II, III степени.
5. В чем заключаются принципы лечения кишечной инфекции?
6. Расскажите о питании пациента с ОКИ.
7. Каковы противоэпидемические мероприятия в очаге ОКИ, вирусного гепатита?
Источник