Сестринский процесс кишечных инфекции

Сестринский процесс кишечных инфекции thumbnail

Слайд 1

Сестринский процесс при кишечных инфекциях. П одготовила студентка 43 группы Акименко Виктория Преподаватель: Абрамова И.В.

Слайд 2

Кишечные инфекции – это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника. Возбудителями кишечных инфекций являются различные виды бактерий и вирусов . Кишечная инфекция – достаточно серьезная проблема, которая чревата снижением иммунитета и крайне плохим самочувствием больного. Многочисленные возбудители кишечной инфекции ( шигеллы , сальмонеллы , эшерихии , стафилококки , клебсиеллы, протей, кампилобактерии , синегнойная палочка, ротавирусы , энтеровирусы , аденовирусы, а также амебы, лямблии, грибки) особенно опасны в летний период, когда из-за жары люди особенно восприимчивы к разного рода болезням.

Слайд 3

Возбудителями кишечных инфекций являются: Бактерии : сальмонеллы, шигеллы , стафилококки, холерный вибрион. Вирусы : энтеровирусы , ротавирусы . Общей чертой кишечных инфекций является способность к выработке энтеротоксинов . Все бактерии и вирусы в силу достаточной устойчивости к факторам внешней среды имеют повсеместное распространение . Все возбудители кишечных инфекций имеют свою специфическую антигенную структуру.

Слайд 4

Источниками кишечных инфекций являются: животные и птицы Резервуарами кишечных инфекций являются: человек ; животные и птицы Восприимчивый организм к кишечным инфекциям: человек

Слайд 5

Механизм передачи кишечных инфекций: фекально-оральный . Пути передачи кишечных инфекций: пищевой , алиментарный; водный ; контактно-бытовой . Возбудители и их токсины попадают в организм через рот и поступают в желудочно-кишечный тракт. Достигая нужного отдела кишечника, возбудители внедряются в слизистую оболочку, вызывая развитие воспалительной реакции. Вследствие этого возникает выраженная диарея и рвота, которые приводят к быстрому развитию дегидратации, деминерализации, гиповолемии и так далее.

Слайд 6

При пищевых инфекциях инкубационный период не бывает продолжительным. В типичных случаях его продолжительность составляет от нескольких часов до суток, и лишь в отдельных случаях инкубационный период может укорачиваться до 30 минут (при стафилококковых токсикоинфекциях ) или удлиняться (свыше 24 ч). Независимо от этиологии клинические проявления при пищевых инфекциях в целом носят однотипный характер. Заболевания начинаются внезапно, появляются признаки развития интоксикации, гастроэнтерита и обезвоживания организма. Больные с пищевыми инфекциями отмечают: внезапное появление слабости; недомогание; чувство дискомфорта в животе, которое через короткое время сменяется схваткообразными болями. одновременно появляются тошнота,; многократная рвота; жидкий водянистый стул (до 10-15 и более раз в сутки). Стул чаще имеет неприятный запах и не содержит патологических примесей в виде слизи и крови. Интоксикация характеризуется: появлением озноба; повышением температуры до 39?С; головной боли.

Слайд 7

Острый период при пищевых инфекциях обычно продолжается в течение 12-36 ч., но может удлиняться и до нескольких дней. В зависимости от тяжести заболевания при объективном обследовании у больных выявляются: бледность кожных покровов; акроцианоз ; тахикардия; снижение артериального давления. При наличии обезвоживания организма у больных могут отмечаться: судороги; анурия ; коллапс ; шок .

Слайд 8

Диагностика Лабораторные методы исследования: общий анализ крови . кровь на серологическое исследование: наличие антител. общий анализ мочи. общий анализ кала: неоформленный кал (диарея или дегтеобразный); наличие белка или крови, соединительной ткани, жира, остатков пищи, лейкоцитов, мышечных волокон. кал на бактериологическое исследование: возбудитель инфекции; бактериологическое исследование рвотных масс: возбудитель инфекции; бактериологическое исследование промывных вод желудка: возбудитель инфекции.

Слайд 9

Профилактика бязательное тщательное мытье рук с мылом перед приготовлением, приемом пищи и после посящения туалета; воду для питья употреблять кипяченную, бутилированную или из питьевого фонтанчика с системой доочистки водопроводной воды; овощи и фрукты, в том числе цитрусовые и бананы употреблять только после мытья их чистой водой и ошпаривания кипятком; разливное молоко употреблять после кипячения ; скоропортящиеся продукты сохранять в холодильниках в пределах допустимых сроков хранения; обязательны соблюдение чистоты в жилище, частое проветривание, ежедневное проведение влажной уборки; купаться в открытых водоемах в летний период года можно только в специально отведенных местах; на вокзалах, в аэропортах, местах массового отдыха при питье бутилированной, газированной воды использовать только одноразовые стаканчики.

Слайд 10

Сестринский процесс 1. Изолировать больного до клинического выздоровления + отрицательных результатов бакобследования (в случае положительных предварительных результатов обследования на кишечную группу) Обеспечивается профилактика распространения инфекции 2. Организовать хлорный режим при контакте с больным Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, могут долго сохраняться на предметах, что делает возможным передачу инфекции через предметы, третье лицо 3. Следить за регулярным проветриванием помещения, проведени -ем влажных уборок не менее 2 раз в день Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде. Обеспечивается чистота воздуха 4. Обеззараживать испражнения больного Механизм передачи ОКИ фекально-оральный

Слайд 11

5. Организовать проведение оральной регидратации Восполняются потери солей и жидкости. Предупреждается повторное развитие эксикоза 6. Обеспечить лечебное питание (дозированное питание, щадящей пищей с постепенным переходом к физиологической норме и рациональному питанию к 5-7 дню.) Уменьшается нагрузка на ЖКТ, следовательно, создаются условия для регенерации слизистой оболочки кишечника результатом чего является ликвидация диспепсических явлений. 7. Уделить внимание гигиеническому уходу за кожей в слизистыми оболочками Предупреждается появление опрелостей из-за частого жидкого стула, развитие стоматитов, конъюнктивитов из-за

Источник

Лекция №33.

Тема: «Сестринский процесс при острых кишечных инфекциях (ОКИ) у детей».

План.

  1. Классификация ОКИ.

  2. Шигеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника, особенности у детей раннего возраста.

  3. Сальмонеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

  4. Эшерихиоз: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

  5. Осложнения ОКИ.

  6. Диагностика, принципы ухода и лечения.

  7. Профилактика.

ОКИ – группа заболеваний, основными клиническими проявлениями которых, являются диарея и рвота.

Все ОКИ можно разделить на 2 группы:

1- ОКИ бактериальной природы: – вызываемые патогенными энтеробактериями (шигеллы, сальмонеллы, эшерихии, иерсинии и др.);

– вызываемые условно-патогенными микроорганизмами (клебсиелла, протей, синегнойная палочка и др.).

2- Вирусные диареи (вызываемые вирусами ЭКХО, Коксаки, ротовирусами, аденовирусами и др.).

Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, не обладают летучестью.

Механизм передачи ОКИ – фекально-оральный, который реализуется пищевым, водным, контактно-бытовым путями.

Иммунитет после перенесенной ОКИ типоспецифичный и не стойкий.

Дизентерия (шигеллез) – это острое инфекционное заболевание, характеризующиеся симптомами интоксикации и поражением слизистой оболочки сигмовидной и прямой кишки (симптомами колита).

Этиология – возбудители дизентерии – шигеллы из семейства энтеробактерий. Наиболее часто встречается шигеллы Зонне и Флекснера. Наиболее устойчивы к факторам внешней среды шигелла Зонне. Они живут в воде открытых водоемов до 48 суток, шигеллы Флекснера 10-16 дней. В молоке и молочных продуктах шигеллы Зоне сохраняются до 6- 10 суток, а Флекснера 3-5 суток. Все шигеллы чувствительны к воздействию высоких температур и дезинфекгантов .

Эпидемиологя. Источник инфекции – больные (особенно легкими и стертыми формами) и бактерионосители, мухи. Механизм передачи – фекально-оральный.

Пути передачи: пищевой, водный, контактно-бытовой. Болеют преимущественно дети от 2-х до 7-и лет.

Клиника: Инкубационный период от 6-8 часов до 7 дней.

– Синдром интоксикации: повышение температуры до 38-39°, вялость, сонливость, головная боль, рвота 1-2 раза.

– Колитический синдром: – схваткообразные боли в животе, в левой подвздошной области (у маленьких детей без четкой локализации); – тенезмы – ложные позывы на акт дефекации; – спазм сигмовидной кишки (болезненность и уплотнение при пальпации в левой подвздошной области); – зияние ануса; – частый жидкий стул с патологическими примесями (в виде скудной слизи, зелени, прожилок крови). Стул вначале обильный, но быстро утрачивает каловый характер, становится скудным и представляет собой комочек мутной слизи, а иногда гноя с прожилками крови – «ректальный плевок».

Особенности шигеллеза у детей раннего возраста:

1- у детей до года встречается крайне редко;

2- стул часто не теряет каловый характер, но всегда отмечается много слизи и зелени;

3- примесь крови бывает редко и появляется не в 1-е дни болезни, а спустя 3-4 дня;

4 – у большинства детей отмечается вздутие живота (метеоризм);

5 – зияние ануса – не наблюдается;

6 – вместо тенезмов – их эквиваленты – беспокойство, плач, покраснение лица во время дефекации;

7 – характерно затяжное течение с переходом в хроническую форму;

8 – часто развивается дисбактериоз кишечника.

Сальмонеллез – острое инфекционное антропозоонозное заболевание, характеризующееся выраженной интоксикацией и дегидратацией. Возбудителем инфекции является сальмонелла, которая поражает не только людей, но и животных. Они достаточно устойчивы во внешней среде, хорошо переносят низкие температуры, но быстро погибают при высоких. Активно размножаются в таких пищевых продуктах, как мясо, масло, яйца, молоко. Способны выделять токсины, которые вызывают повреждение слизистой оболочки кишечника, а также усиливают секрецию в его просвет жидкости и солей. Быстро погибают при добавлении в продукты питания лимонного сока и уксусной кислоты. Чувствительны к обычным дез. средствам, устойчивы к большинству антибиотиков.

Эпидемиология. Источники инфекции: – больной человек и бактерионоситель;

– домашние животные (собаки, кошки, свиньи, коровы, овцы); – птицы (куры, утки); – дикие животные; – рыба.

Путь передачи: – Контактно- бытовой (у детей раннего возраста);

– пищевой (молочные продукты, кондитерские изделия, яйца).

Клинические проявления сальмонеллеза.

Длительность инкубационного периода от нескольких часов до 2-3 дней. Характерно острое начало заболевания: отмечаются выраженная вялость и бледность кожи с легкой синюшностью носогубного треугольника. Рвота может начаться с первых часов, но может присоединиться и позже, у некоторых детей она носит упорный характер. Вскоре появляется обильный, пенистый, водянистый стул, сохраняющий каловый характер с небольшим количеством слизи, буро – зеленого цвета (по типу «болотной тины»). Быстро развивается обезвоживание. В тяжелых случаях развивается нейротоксикоз (гипертермия, судороги, нарушение сознания) или ИТШ (снижение АД, цианоз, холодные конечности,гипотермия).
Эшерихиоз (коли – инфекция) – это острое инфекционное заболевание, вызываемое патогенными штаммами кишечной палочки и характеризующееся поражением тонкого кишечника. Болеют дети раннего возраста, особенно 1-го года жизни. Редко встречается у старших детей и взрослых.

Этиология: заболевание вызывает кишечная палочка (Эшерихия коли), Эшерихии длительно сохраняются на предметах ухода, игрушках, посуде (до 2-5 месяцев). В молоке размножаются, выделяя токсин. Быстро погибают от нагревания и дез. средств.

Эпидемиология: Источник инфекции: больные и бактерионосители. Путь передачи у маленьких детей – контактно-бытовой.

Клиника. Инкубационный период: от 2 до 5 дней. Начинается остро с появления брызжущего стула с большим количеством воды, светло – желтого или оранжевого цвета, до 15 раз в сутки. Характерны срыгивания, рвота, метеоризм, волнообразное течение. Быстро развивается эксикоз: сухость кожи и слизистых, тургор тканей снижается, глаза и БР западают, снижается масса тела при эксикозе 1 ст. до 5 %, при 2 ст. – до 10%, при 3 ст. – более 10%. Олигурия, парез кишечника, нарушения функции сердечно-сосудистой системы.
Осложнения ОКИ: Кишечный токсикоз с эксикозом, ИТШ, гипотрофия, анемия, инвагинация, пневмония, пиелонефрит, кишечное кровотечение, выпадение слизистой прямой кишки.
Диагностика ОКИ: – основной метод – бак. посев кала, рвотных масс на кишечную группу; – серологические реакции ( РПГА, РНГА и др.); – копрологическое исследование; – анализ крови.

Принципы лечения и ухода ОКИ:

Строго соблюдать санитарно-гигиенический режим: соблюдать этапность заполнения палат, следить за обеззараживанием выделений больного, дезинфекцией его белья, посуды, игрушек.

Пользоваться унитазом запрещено!!! Осмотр стула после каждого акта дефекации, вести сетку стула. Учет и регистрация рвоты.

Диетотерапия. В остром периоде рекомендуется дозированное питание, когда возрастной объем грудного молока уменьшается наполовину. При отсутствии грудного молока назначают низколактозные, кисломолочные смеси в уменьшенной разовой дозе: по 30-50-70 мл смеси через 2 ч. При рвоте или отказе ребенка от еды можно кормить детей пипеткой с тупым концом. Смесь следует капать из пипетки на корень языка, чтобы облегчить ее прохождение. При тяжелых кишечных инфекциях для кормления детей используют назогастральный зонд. После кормления ребенка нельзя оставлять одного, необходимо следить, чтобы срыгивание и рвота не привели к аспирации (попаданию пищевых комков в гортань и бронхи). Грудных детей следует 10-15 мин после кормления держать на руках вертикально, а затем класть в кровать на бок.

Детям старше года назначают диету № 4. В первые сутки болезни объем питания уменьшают на 25 %, назначают преимущественно кисломолочные продукты, каши, слизистые супы, творог. В течение 3-4-х дней объем пищи доводят до физиологической нормы, к 4-5-му дню возрастное питание детей восстанавливается.

Проведение пероральной регидратации при1-2 ст эксикоза.

Для этого применяется глюкозо-солевой раствор «Регидрон», гастролит, глюкосолан, оралит, электролит, слабый слегка подслащенный чай, морковный отвар, 5 % раствор глюкозы, которые дают в промежутках между кормлениями по 1-2 ч.л. каждые 5-10 минут.

Проводится в 2 этапа.

1-й этап – первчная регидратация (восстановить имеющийся дефицит). При 1 ст. эксикоза из расчета 50мл/кг массы тела в течение первых 4часов лечения, при 2 ст. 100 мл/кг в течение 6 часов.

2-й этап – поддерживающая регидратация: объем введенной жидкости должен быть равен объему жидкости, которую ребенок теряет со стулом и рвотой, ориентировочно, теряется 10 мл воды на 1 кг массы тела.

Оральная регидратация проводится до прекращения рвоты и поноса.

Во время регидратации медсестра обязана контролировать количество введенной и выделенной жидкости, периодически взвешивать ребенка.

При отсутствии эффекта от регидратационной терапии проводят инфузионную терапию: внутривенно капельно вводят 10 % раствор глюкозы, раствор Рингера, реосорбилакт, реополиглюкин, 0,9 % раствор натрия хлорида.

Тщательный уход за кожей и слизистыми: своевременно подмывать, смазывать кожные складки детским кремом или растительным маслом.

Помощь при рвоте, метеоризме.

Выполнять назначения врача:

– энтеросорбенты: смекта, неосмектин, полифепан, энтеросгель, лигносорб и др. Эти препараты обладают обволакивающими, адсорбирующими и антисекреторными свойствами, что приводит к выведению из организма микробов, токсинов, различных метаболитов и способствует нормализации стула. – этиотропная терапия включает назначение антибиотиков и кишечных антисептиков: нифуроксазид (энтерофурил), препараты II-III ряда – цефиксим (супракс), амикацин, норфлоксацин, цефотаксим (клафоран), цефриаксон.

При ротавирусной инфекции назначают внутрь иммуноглобулин, КИП или гепон. Другие препараты выбора: канамицин, фурозолидон, эрцефурил, интетрикс, аугментин, цедекс, полимиксин. Антимикробные препараты назначают в возрастных дозах, курс 5-7 дней.

– специфические бактериофаги (дизентерийный, сальмонеллезный) при легких формах болезни.

– ферментны (фестал, мезим-форте, пангрол 400, панзинорм, креон).

Профилактика ОКИ: 1.Изоляция больного до клинического выздоровления и обязательного однократного отрицательного контрольного бактериологического исследования, проведенного не ранее чем через 2 дня после окончания лечения. 

2. При случае ОКИ в детском коллективе – карантин 7 дней, обследовать всех контактных на кишечную группу, наблюдение.

Диспансерное наблюдение 1 месяц.

Источник

Сестринская деятельность – деятельность многочисленных групп медицинских работников, выполняющих функции медицинских сестер; часть системы здравоохранения, включающая деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп.

Цели сестринской деятельности:

1. объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

2. привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;

3. обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;

4. Выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления;

5. Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды;

Задачи сестринской деятельности:

1. развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

2. консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

3. ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

4. разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

5. осуществление консультативной сестринской помощи;

6. обеспечение высокого уровня медицинской информации;

7. ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

8. проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

9. создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

Во многих случаях именно медицинские сестры являются первым и последним, а иногда и единственным связующим звеном, связывающим пациента с системой здравоохранения.

Вирджиния Хендерсон была одной из первых медсестер, попытавшихся после Флоренс Найтингейл дать свое толкование сестринского дела. Целью ее теории являлось описание уникальной сути сестринской профессии. Исследовательнице удалось разработать систему принципов, служащих для медсестры руководством при осуществлении ухода за больным. Теория Хендерсон оказала огромное влияние на осмысление сестринского дела во всем мире, и многие созданные позднее модели сестринского дела основываются на ее работе.

Вирджиния Хендерсон выделила основные человеческие потребности, на удовлетворение которых и должен быть нацелен уход за пациентом.

В числе таких потребностей:

1. дыхание;

2. питание и употребление жидкости;

3. физиологические отправления;

4. двигательная активность;

5. сон и отдых;

6. способность самостоятельно одеваться и раздеваться;

7. поддержание температуры тела и возможность ее регулирования;

8. соблюдение личной гигиены;

9. обеспечение собственной безопасности;

10. общение с другими людьми, возможность выражать свои эмоции и мнение;

11. возможность соблюдать обычаи и обряды согласно вероисповеданиям;

12. возможность заниматься любимой работой;

13. отдых и развлечения;

14. потребность в получении информации;

Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель сестринского процесса

– обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:

· 1 этап – сестринское обследование;

· 2 этап – сестринская диагностика;

· 3 этап – планирование сестринского ухода;

· 4 этап – реализация плана ухода;

· 5 этап – оценка сестринского ухода.

Сестринский процесс при кишечных инфекциях

I этап: сестринское обследование (сбор информации)

Субъективный метод обследования – расспрос.

При расспросе пациента медсестра выясняет историю развития заболевания:

ь когда больной почувствовал первые признаки заболевания;

ь остро или постепенно оно развивалось;

ь динамику симптомов болезни во все дни, предшествующие обращению за медицинской помощью;

ь уточнить, принимал больной или нет какие-либо медикаменты, и если принимал, то, как они повлияли на течение болезни.

Особое внимание следует уделять эпидемиологическому анамнезу.

Цель сбора эпидемиологических данных:

ь выяснение потенциального или возможного источника инфекции;

ь установление механизма и пути заражения;

ь предполагаемый инкубационный период;

ь обратить внимание на поездки и пребывание пациента в зонах, где могло произойти инфицирование;

ь контакты с больными людьми и животными и т.д.

Объективный метод обследования – осмотр.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на:

ь положение тела больного;

ь кожные покровы и видимые слизистые оболочки;

ь лимфатические узлы;

ь костно-суставную систему;

ь органы кровообращения;

ь органы дыхания;

ь органы пищеварения;

ь мочеполовую систему;

ь нервно-психическую сферу;

ь симптомы, характерные для определенных инфекционных заболеваний;

ь характер стула;

ь характер рвоты;

ь характер мочи;

ь состояние живота (вздутие, урчание, болезненность при пальпации);

ь чувствительность и болезненность сигмовидной кишки.

II этап: установление нарушенных потребностей пациента (сестринский диагноз)

Медсестра выявляет реальные и потенциальные проблемы пациента, которые она должна устранить в силу своей профессиональной компетенции.

Возможные нарушенные потребности:

· Физиологические (биологические) потребности:

– быть здоровым (озноб, температура, тахикардия, снижение артериального давления, головная боль, тахикардия, обезвоживание);

– есть;

– спать (постоянный жидкий стул, тошнота, рвота);

– выделять (отсутствие мочи).

· Социальные:

– временная утрата трудоспособности;

– социальная изоляция;

· Духовные:

– дефицит духовного участия;

· Приоритетные:

– лихорадка;

– головная боль;

· Потенциальные:

– инфекционно-токсический шок;

– гиповолемический шок;

– тромбоза сосудов брыжейки;

– острой сердечно-сосудистой недостаточности;

– коллапс.

III этап: планирование сестринских вмешательств

После формулировки цели по приоритетному диагнозу в сестринском плане ухода проводится планирование объема сестринских вмешательств. План сестринских вмешательств представляет собой письменное руководство подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

IV этап: реализация сестринских вмешательств

Сестринские вмешательства:

– зависимые (выполняются по назначению врача): обеспечение приема лекарственных препаратов, выполнение манипуляций и т.п.;

– независимые (выполняются медсестрой без разрешения врача): измерение АД, пульса, ЧДД, организация досуга пациента и другие;

– взаимозависимые (выполняются медицинской бригадой): обеспечение консультации аллерголога, обеспечение проведений исследований, рекомендации по диете.

V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств

Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема.

Источник