Сестринский уход при кишечных инфекциях у детей

Лекция №33.

Тема: «Сестринский процесс при острых кишечных инфекциях (ОКИ) у детей».

План.

  1. Классификация ОКИ.

  2. Шигеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника, особенности у детей раннего возраста.

  3. Сальмонеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

  4. Эшерихиоз: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

  5. Осложнения ОКИ.

  6. Диагностика, принципы ухода и лечения.

  7. Профилактика.

ОКИ – группа заболеваний, основными клиническими проявлениями которых, являются диарея и рвота.

Все ОКИ можно разделить на 2 группы:

1- ОКИ бактериальной природы: – вызываемые патогенными энтеробактериями (шигеллы, сальмонеллы, эшерихии, иерсинии и др.);

– вызываемые условно-патогенными микроорганизмами (клебсиелла, протей, синегнойная палочка и др.).

2- Вирусные диареи (вызываемые вирусами ЭКХО, Коксаки, ротовирусами, аденовирусами и др.).

Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, не обладают летучестью.

Механизм передачи ОКИ – фекально-оральный, который реализуется пищевым, водным, контактно-бытовым путями.

Иммунитет после перенесенной ОКИ типоспецифичный и не стойкий.

Дизентерия (шигеллез) – это острое инфекционное заболевание, характеризующиеся симптомами интоксикации и поражением слизистой оболочки сигмовидной и прямой кишки (симптомами колита).

Этиология – возбудители дизентерии – шигеллы из семейства энтеробактерий. Наиболее часто встречается шигеллы Зонне и Флекснера. Наиболее устойчивы к факторам внешней среды шигелла Зонне. Они живут в воде открытых водоемов до 48 суток, шигеллы Флекснера 10-16 дней. В молоке и молочных продуктах шигеллы Зоне сохраняются до 6- 10 суток, а Флекснера 3-5 суток. Все шигеллы чувствительны к воздействию высоких температур и дезинфекгантов .

Эпидемиологя. Источник инфекции – больные (особенно легкими и стертыми формами) и бактерионосители, мухи. Механизм передачи – фекально-оральный.

Пути передачи: пищевой, водный, контактно-бытовой. Болеют преимущественно дети от 2-х до 7-и лет.

Клиника: Инкубационный период от 6-8 часов до 7 дней.

– Синдром интоксикации: повышение температуры до 38-39°, вялость, сонливость, головная боль, рвота 1-2 раза.

– Колитический синдром: – схваткообразные боли в животе, в левой подвздошной области (у маленьких детей без четкой локализации); – тенезмы – ложные позывы на акт дефекации; – спазм сигмовидной кишки (болезненность и уплотнение при пальпации в левой подвздошной области); – зияние ануса; – частый жидкий стул с патологическими примесями (в виде скудной слизи, зелени, прожилок крови). Стул вначале обильный, но быстро утрачивает каловый характер, становится скудным и представляет собой комочек мутной слизи, а иногда гноя с прожилками крови – «ректальный плевок».

Особенности шигеллеза у детей раннего возраста:

1- у детей до года встречается крайне редко;

2- стул часто не теряет каловый характер, но всегда отмечается много слизи и зелени;

3- примесь крови бывает редко и появляется не в 1-е дни болезни, а спустя 3-4 дня;

4 – у большинства детей отмечается вздутие живота (метеоризм);

5 – зияние ануса – не наблюдается;

6 – вместо тенезмов – их эквиваленты – беспокойство, плач, покраснение лица во время дефекации;

7 – характерно затяжное течение с переходом в хроническую форму;

8 – часто развивается дисбактериоз кишечника.

Сальмонеллез – острое инфекционное антропозоонозное заболевание, характеризующееся выраженной интоксикацией и дегидратацией. Возбудителем инфекции является сальмонелла, которая поражает не только людей, но и животных. Они достаточно устойчивы во внешней среде, хорошо переносят низкие температуры, но быстро погибают при высоких. Активно размножаются в таких пищевых продуктах, как мясо, масло, яйца, молоко. Способны выделять токсины, которые вызывают повреждение слизистой оболочки кишечника, а также усиливают секрецию в его просвет жидкости и солей. Быстро погибают при добавлении в продукты питания лимонного сока и уксусной кислоты. Чувствительны к обычным дез. средствам, устойчивы к большинству антибиотиков.

Эпидемиология. Источники инфекции: – больной человек и бактерионоситель;

– домашние животные (собаки, кошки, свиньи, коровы, овцы); – птицы (куры, утки); – дикие животные; – рыба.

Путь передачи: – Контактно- бытовой (у детей раннего возраста);

– пищевой (молочные продукты, кондитерские изделия, яйца).

Клинические проявления сальмонеллеза.

Длительность инкубационного периода от нескольких часов до 2-3 дней. Характерно острое начало заболевания: отмечаются выраженная вялость и бледность кожи с легкой синюшностью носогубного треугольника. Рвота может начаться с первых часов, но может присоединиться и позже, у некоторых детей она носит упорный характер. Вскоре появляется обильный, пенистый, водянистый стул, сохраняющий каловый характер с небольшим количеством слизи, буро – зеленого цвета (по типу «болотной тины»). Быстро развивается обезвоживание. В тяжелых случаях развивается нейротоксикоз (гипертермия, судороги, нарушение сознания) или ИТШ (снижение АД, цианоз, холодные конечности,гипотермия).
Эшерихиоз (коли – инфекция) – это острое инфекционное заболевание, вызываемое патогенными штаммами кишечной палочки и характеризующееся поражением тонкого кишечника. Болеют дети раннего возраста, особенно 1-го года жизни. Редко встречается у старших детей и взрослых.

Этиология: заболевание вызывает кишечная палочка (Эшерихия коли), Эшерихии длительно сохраняются на предметах ухода, игрушках, посуде (до 2-5 месяцев). В молоке размножаются, выделяя токсин. Быстро погибают от нагревания и дез. средств.

Эпидемиология: Источник инфекции: больные и бактерионосители. Путь передачи у маленьких детей – контактно-бытовой.

Клиника. Инкубационный период: от 2 до 5 дней. Начинается остро с появления брызжущего стула с большим количеством воды, светло – желтого или оранжевого цвета, до 15 раз в сутки. Характерны срыгивания, рвота, метеоризм, волнообразное течение. Быстро развивается эксикоз: сухость кожи и слизистых, тургор тканей снижается, глаза и БР западают, снижается масса тела при эксикозе 1 ст. до 5 %, при 2 ст. – до 10%, при 3 ст. – более 10%. Олигурия, парез кишечника, нарушения функции сердечно-сосудистой системы.
Осложнения ОКИ: Кишечный токсикоз с эксикозом, ИТШ, гипотрофия, анемия, инвагинация, пневмония, пиелонефрит, кишечное кровотечение, выпадение слизистой прямой кишки.
Диагностика ОКИ: – основной метод – бак. посев кала, рвотных масс на кишечную группу; – серологические реакции ( РПГА, РНГА и др.); – копрологическое исследование; – анализ крови.

Принципы лечения и ухода ОКИ:

Строго соблюдать санитарно-гигиенический режим: соблюдать этапность заполнения палат, следить за обеззараживанием выделений больного, дезинфекцией его белья, посуды, игрушек.

Пользоваться унитазом запрещено!!! Осмотр стула после каждого акта дефекации, вести сетку стула. Учет и регистрация рвоты.

Диетотерапия. В остром периоде рекомендуется дозированное питание, когда возрастной объем грудного молока уменьшается наполовину. При отсутствии грудного молока назначают низколактозные, кисломолочные смеси в уменьшенной разовой дозе: по 30-50-70 мл смеси через 2 ч. При рвоте или отказе ребенка от еды можно кормить детей пипеткой с тупым концом. Смесь следует капать из пипетки на корень языка, чтобы облегчить ее прохождение. При тяжелых кишечных инфекциях для кормления детей используют назогастральный зонд. После кормления ребенка нельзя оставлять одного, необходимо следить, чтобы срыгивание и рвота не привели к аспирации (попаданию пищевых комков в гортань и бронхи). Грудных детей следует 10-15 мин после кормления держать на руках вертикально, а затем класть в кровать на бок.

Читайте также:  Трансфер фактор кишечные инфекции

Детям старше года назначают диету № 4. В первые сутки болезни объем питания уменьшают на 25 %, назначают преимущественно кисломолочные продукты, каши, слизистые супы, творог. В течение 3-4-х дней объем пищи доводят до физиологической нормы, к 4-5-му дню возрастное питание детей восстанавливается.

Проведение пероральной регидратации при1-2 ст эксикоза.

Для этого применяется глюкозо-солевой раствор «Регидрон», гастролит, глюкосолан, оралит, электролит, слабый слегка подслащенный чай, морковный отвар, 5 % раствор глюкозы, которые дают в промежутках между кормлениями по 1-2 ч.л. каждые 5-10 минут.

Проводится в 2 этапа.

1-й этап – первчная регидратация (восстановить имеющийся дефицит). При 1 ст. эксикоза из расчета 50мл/кг массы тела в течение первых 4часов лечения, при 2 ст. 100 мл/кг в течение 6 часов.

2-й этап – поддерживающая регидратация: объем введенной жидкости должен быть равен объему жидкости, которую ребенок теряет со стулом и рвотой, ориентировочно, теряется 10 мл воды на 1 кг массы тела.

Оральная регидратация проводится до прекращения рвоты и поноса.

Во время регидратации медсестра обязана контролировать количество введенной и выделенной жидкости, периодически взвешивать ребенка.

При отсутствии эффекта от регидратационной терапии проводят инфузионную терапию: внутривенно капельно вводят 10 % раствор глюкозы, раствор Рингера, реосорбилакт, реополиглюкин, 0,9 % раствор натрия хлорида.

Тщательный уход за кожей и слизистыми: своевременно подмывать, смазывать кожные складки детским кремом или растительным маслом.

Помощь при рвоте, метеоризме.

Выполнять назначения врача:

– энтеросорбенты: смекта, неосмектин, полифепан, энтеросгель, лигносорб и др. Эти препараты обладают обволакивающими, адсорбирующими и антисекреторными свойствами, что приводит к выведению из организма микробов, токсинов, различных метаболитов и способствует нормализации стула. – этиотропная терапия включает назначение антибиотиков и кишечных антисептиков: нифуроксазид (энтерофурил), препараты II-III ряда – цефиксим (супракс), амикацин, норфлоксацин, цефотаксим (клафоран), цефриаксон.

При ротавирусной инфекции назначают внутрь иммуноглобулин, КИП или гепон. Другие препараты выбора: канамицин, фурозолидон, эрцефурил, интетрикс, аугментин, цедекс, полимиксин. Антимикробные препараты назначают в возрастных дозах, курс 5-7 дней.

– специфические бактериофаги (дизентерийный, сальмонеллезный) при легких формах болезни.

– ферментны (фестал, мезим-форте, пангрол 400, панзинорм, креон).

Профилактика ОКИ: 1.Изоляция больного до клинического выздоровления и обязательного однократного отрицательного контрольного бактериологического исследования, проведенного не ранее чем через 2 дня после окончания лечения. 

2. При случае ОКИ в детском коллективе – карантин 7 дней, обследовать всех контактных на кишечную группу, наблюдение.

Диспансерное наблюдение 1 месяц.

Источник

Острые кишечные инфекции являются достаточно распространенной патологией у детей в различных возрастных группах.

Дети особенно чувствительны к воздействию инфекционных возбудителей, чем и обусловлено быстрое развитие основных проявлений заболевания – резкое повышение температуры тела, повторная рвота, жидкий стул, отказ от еды, что практически в течение нескольких часов приводит к обезвоживанию организма вследствие потери воды и солей, нарастанию интоксикации, прогрессирующему ухудшению состояния малыша.

В такой ситуации крайне необходимо своевременно и оперативно обеспечить весь комплекс мероприятий по уходу за ребенком.

Даже однократная рвота является основанием для отмены кормления. Если же рвота повторяется, кормления отменяют на 4-8 часов: все это время ребенок нуждается в непрерывном обеспечении жидкостью для восполнения ее потерь и поддержания нормальной работы внутренних органов.

Чем и как поить ребенка? Для детей первых месяцев жизни в первую очередь – это кипяченная вода, солесодержащие растворы (регидрон, цитроглюкосолан), детский чай. Более старшим детям можно давать, кроме этого, отвар овощей, фруктов (морковь, яблоко) без добавления сахара, минеральную воду без газа и свежезаваренный слабый слегка подслащенный чай. Количество зависит также от возраста: детям первого года жизни следует давать по 50-60 мл. в час, от одного до трех лет – 80-90 мл. в час, более старшим – 100-120 мл. в час.

Крайне важно помнить, что вся предлагаемая жидкость должна бы комфортной температуры, подогретой до 30-35 градусов, кроме того, ребенка необходимо поить дробно, т.е. давать пить понемногу, по 1-2-3 чайные ложки через каждые 5-10 минут, контролируя его состояние – наличие тошноты, позывов на рвоту, общее самочувствие. Все это время ведется тщательный учет выпитой жидкости и количества мочи, для чего детей младшего возраста следует на время оставить без подгузника. Или же, если есть такая возможность, взвешивать его подгузник не реже, чем каждые два часа.

Если в течение 4-6 часов рвота не повторяется, ребенок достаточно активен, выпил весь объем жидкости и его температура не превышает 38 градусов, можно попробовать начать кормление. Чем кормить? Для грудных детей, находящихся на естественном вскармливании, лучшим питанием в этот период, безусловно, является материнское молоко. Малыша нужно прикладывать к груди не реже, чем через каждые два часа, можно чаще. Если ребенок достаточно активно сосет грудь, с каждым последующим кормлением он получает все большую порцию молока, что позволит постепенно увеличить перерывы между кормлениями до 3-3,5 часов. Блюда прикорма в первые сутки болезни лучше не давать.

При отсутствии грудного молока, кормления после перерыва начинают с привычного для ребенка, соответствующего его возрасту питания. Это может быть адаптированная молочная смесь, в т.ч. кисломолочная или безлактозная. Объем первого после перерыва кормления составляет не более половины обычного, который малыш усваивал до болезни.

Если аппетит ребенка восстанавливается, то можно постепенно, в течение 6-8 часов довести объем кормления до двух третей обычного. Недостающее количество жидкости продолжаем давать в перерывах между кормлениями. На второй день, если состояние ребенка улучшилось, кроме смесей, можно дать ему кашу, соответствующую его возрасту, но не более половины обычного объема. Детям старше одного года, на второй день болезни в случае улучающегося самочувствия и отсутствия рвоты можно предложить овощное пюре из картофеля и моркови или тыквы. Начиная с трех-пяти чайных ложек в день, можно в два приема. По-прежнему необходимо контролировать: сколько жидкости ребенок усваивает в течение суток, учитывая абсолютно все питание и питье.

Если заболевание ребенка сопровождается повышенной температурой тела (более 38 градусов), возникает необходимость приема жаропонижающих препаратов. При наличии упорной рвоты предпочтение следует отдавать, безусловно, лекарственным препаратам в виде свечей с содержанием парацетомола (эффералган, цефекон) в соответствующей возрасту дозе. Если же рвота повторяется не более 1-2 раз, ребенку можно дать препарат нурофен. В случае, если температура тела не превышает 38 градусов, лучше обойтись без жаропонижающих. В течение суток жаропонижающие можно применять не более 3-х раз. Если температура остается высокой, то необходимо дополнительно проконсультироваться с врачом, наблюдающим ребенка.

При острых кишечных инфекциях воспаление слизистой ведет к резкому нарушению всасывания воды и ускоренной эвакуации содержимого кишечника. В результате чего возникает диарея. Потери воды и соли со стулом могут быть столь интенсивными, что их бывает сложно компенсировать путем приема жидкости. Ребенок просто не в состоянии выпить и усвоить объем, в 2-2,5 раза превышающий привычные порции питания и питья. Для уменьшения потерь воды и солей следует дать больному энтеросорбент (смекта или зостерин ультра) дробно в 4-6 приемов в течение дня. Все лечебные мероприятия должны проводится под наблюдением и контролем врача. О малейших изменениях состояния ребенка необходимо своевременно сообщить своему педиатру, так как в случае тяжелого течения заболевания и при нарушении предписанного режима, состояние ребенка может ухудшиться и возможно потребуется госпитализация.

Читайте также:  Для детского сада информация для родителей кишечные инфекции

Не следует самостоятельно без разрешения врача давать ребенку антибиотики, противодиарейные и противорвотные препараты. Все необходимое лечение должно быть индивидуальным, обоснованным и современным. Ограничения в диете необходимо соблюдать на протяжении 5-7 дней, при тяжелых формах – до 10 дней. Переход к привычному для малыша рациону должен быть постепенным, с учетом всех рекомендаций вашего педиатра.

Выполнение назначений врача, ваша забота, терпение и внимание к любым изменениям в течение болезни – верный путь к скорейшему выздоровлению ребенка.

Часть статей о здоровье новорожденных, грудном вскармливании, родах, размещены на специальном портале Медицинского центра «XXI век» посвященном материнству: https://www.mc21.ru/mama/

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинское училище № 4 Департамента здравоохранения города Москвы»

«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЯХ У ДЕТЕЙ»

ВИД РАБОТЫ

«СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОЧАГЕ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ У ДЕТЕЙ»

ДИСЦИПЛИНА: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060109 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

КУРС III

СЕСМЕСТР VI

Москва 2013

Рецензия

на методическое пособие преподавателя Бесединой Т.П.

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Тема: «Сестринский процесс при ОКИ у детей»

Дисциплина: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Рецензируемый материал методического пособия включает цели обучения, задание, время проведения, критерии оценок и образец выполнения задания.

Цели обучения сформированы на языке умений, задания однозначны для восприятия, реальны для учебного процесса. Все это поможет сформировать профессиональное, добросовестное отношение к больному ребенку и поможет медицинской сестре проводить профилактику ОКИ у детей.

Учебный материал изложен грамотно, содержит эталоны ответов на задания внеаудиторной самостоятельной работы. Задания по внеаудиторной самостоятельной работе включают вопросы, которые охватывают эпидемиологию, профилактику, карантинные мероприятия при ОКИ у детей. В содержании задания указана необходимая литература, основные положения, которые нужно отметить при составлении схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ, критерии оценки включают все необходимые требования, рекомендуемые для подобных работ.

Методическое пособие составлено так, что все вопросы противоэпидемических мероприятий ОКИ у детей наглядны и просты для восприятия и запоминания.

Правильно составленная студентами схема противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ, поможет закрепить материал данной темы, в частности важный раздел о профилактике ОКИ у детей и будет способствовать правильному формированию профессиональных навыков.

Заключение: методическое пособие Бесединой Т.П. по разделу: «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях у детей » по теме: «Сестринский процесс при ОКИ у детей» в целом составлено грамотно, оно отвечает современным психолого-педагогическим требованиям, воспитывает чувство ответственности при уходе за больным ребенком, готовит к практической деятельности.

Методическое пособие может быть рекомендовано для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме: «Сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей»

Рецензент: Заместитель директора по производственному обучению

ГБОУ СПО «МУ №4 ДЗМ»

преподаватель сестринского дела

при инфекционных болезнях

(высшая квалификационная категория )

_______________Н.И. Павлова

Рецензия

на методическое пособие преподавателя Бесединой Т.П.

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Тема: «Сестринский процесс при инфекционных болезнях».

Вид работы: составление схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острых кишечных инфекций у детей.

Дисциплина: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Рецензируемый материал методического пособия включает: инструкцию для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, задание, образец выполнения задания, критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы.

В пособии указаны цели самостоятельной работы студентов по данной теме, время, отведенное на внеаудиторную самостоятельную работу.

Считаю, что задание по данной теме составлено понятно для студентов, выполнение этого задания поможет расширить студентам знания по теме: «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях».

Тема методического пособия актуальна и необходима медицинской сестре при проведении профилактики острых кишечных инфекций у детей.

Учитывая все сказанное, рекомендую материал данного пособия для изучения студентам медицинских училищ, а также медицинским сестрам детских лечебно – профилактических учреждений для повышения их квалификации.

Рецензент: Заместитель главного врача детской

поликлиники №12 ЮАО г. Москвы.

Гущина О.А.

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для специальности 060109.51 Сестринское дело и на основании рабочей программы по сестринскому делу в педиатрии.

Одобрено на заседании ЦМК№ 5 «Утверждаю»

Заместитель директора по

учебной работе

Протокол №3

От «13» октября 2013г. ___________________________

Епишина Е.В.

«13» октября 2013г.

Председатель ЦМК №5

_________________

Рытова Т.Н.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Беседина Т.П. – преподаватель Сестринского дела в педиатрии

Медицинское училище №4

(высшая квалификационная категория)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

ПавловаН.И. –преподаватель Сестринского дела при инфекционных

(высшая квалификационная категория)

Гущина О.А. – заместитель главного врача по лечебной

части детской поликлиники №12 ЮАО

(высшая квалификационная категория)

Острые кишечные инфекции (ОКИ) занимают одно из ведущих мест в инфекционной патологии детского возраста. По данным ВОЗ в мире ежегодно болеют ОКИ более 1 миллиарда человек, из которых 65- 70 % составляют дети в возрасте до 5 лет. В нашей стране в последние годы отмечается отчетливая тенденция к росту заболеваемости ОКИ ( в 2010 году заболеваемость дизентерией возросла на 26%, сальмонеллезом на 34%) .

Все ОКИ вызываются фекально-оральным путем, нельзя исключить водный и контактный путь. Все кишечные инфекции независимо от этиологии клинически проявляются в той или иной мере кишечным токсикозом, чаще всего у детей токсикозом с эксикозом.

Важное значение для профилактики ОКИ у детей играет проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекций.

Мотивацией к изучению данной темы является получение знаний по проведению противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ (сальмонеллеза, дизентерии, колиинфекции), которые позволят своевременно локолизовать кишечные инфекции у детей и не допустить эпидемической вспышки, этому должна научиться будущая медицинская сестра.

Уверена, что Вы хорошо овладели сестринским процессом при сальмонеллезе, дизентерии, колиинфекции у детей и сможете успешно выполнить самостоятельную внеаудиторную работу по данной теме.

Предлагаю Вам составить схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ у детей. Она поможет снизить риск заражения, сохранить здоровье и качество жизни.

hello_html_m16e0d06f.jpg

Уважаемый студент!

Вы изучаете дисциплину «Сестринское дело в педиатрии». В разделе «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях у детей», мы подробно изучили проведение сестринского процесса при острых кишечных инфекциях у детей (дизентерии, сальмонеллеза, колиинфекции). Одной из задач среднего медицинского персонала является профилактика инфекционных заболеваний и проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.

Читайте также:  Кишечная инфекция в саратовской области 2017

Основными целями самостоятельной внеаудиторной работы студентов являются:

  • Закрепить и систематизировать знания по теме «Сестринский процесс при ОКИ»;

  • Развить инициативу и индивидуальное творчество

  • Закрепить навыки работы с энциклопедической, справочной, специальной литературой, периодической медицинской печатью;

  • Закрепить навыки работы с компьютером;

  • Узнать много нового и понять, какие проблемы и почему возникли у Вас при изучении данной темы;

  • При исследовании данной темы у Вас, несомненно, появится интерес к чтению научной и специальной литературы.

Конкретная цель самостоятельной внеаудиторной работы:

после выполнения задания студент

должен знать:

  • Особенности этиологии, эпидемиологии, клиники, лабораторной диагностики ОКИ;

  • Содержание понятий «эпидемический процесс», «источник инфекции», «механизм и пути передачи возбудителя», «восприимчивый организм», «эпидемический очаг», «контактные», «дезинфекция»;

  • Профилактику ОКИ;

  • Схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ

должен уметь:

  • Составить схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции;

  • Рассказать на языке доступном языке пациенту об особенностях эпидемиологии, клиники ОКИ;

  • Взять биологический материал для лабораторного исследования при ОКИ;

  • Перечислить основные меры профилактики ОКИ

Место выполнения задания: Вы можете выполнять задание в библиотеке училища или в домашних условиях.

Время, отведенное на самостоятельную внеаудиторную работу – 3 часа.

hello_html_m63130887.jpg

Для составления схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ Вам необходимо прочитать литературу, которую Вы можете найти в библиотеке училища.

Рекомендуемая литература:

1. В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова «Сестринское дело в педиатрии», Ростов-на-Дону.2010

2.А.М. Запруднов «Детские болезни», Москва.2010 стр.

3.Опорный конспект по теме: «Сестринский процесс при ОКИ у детей» стр.

Обратите внимание на особенности ОКИ у детей раннего возраста

Приступайте к заполнению схемы, выписывая основные положения из литературных источников.

При составлении схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции Вам необходимо отметить следующие моменты:

I. Мероприятия в отношении источника

  • Решить вопрос о месте изоляции больного – инфекционная больница или домашние условия;

  • Заполнить карту экстренного извещения в ЦГСЭН, предварительно послав телефонограмму;

  • Указать каким транспортом осуществляется госпитализация в инфекционную больницу.

II. Мероприятия в отношении пресечения путей передачи возбудителя

  • Указать вид дезинфекции при изоляции источника на дому;

  • Указать вид дезинфекции при изоляции источника в инфекционную больницу;

  • Указать, кто проводит дезинфекцию в семейном очаге и в государственных учреждениях (школа, детский сад, интернат и т.д.)

III.Мероприятия в отношении контактных

  • Определить круг контактных;

  • Заполнить на контактных необходимую документацию (лист наблюдения за контактными, патронажный лист по наблюдению за здоровьем и т.д.);

  • Установить за контактными медицинское наблюдение с указанием срока и ежедневных мероприятий;

  • В учреждениях на срок медицинского наблюдения наложить карантин;

  • Провести забор биологического материала у контактных;

  • Провести среди контактных санитарно – просветительную работу;

  • При необходимости провести экстренную профилактику;

  • При необходимости собрать сведения о профилактических прививках.

IV. Условия выписки из стационара и диспансерное наблюдение за переболевшими ОКИ.

Общий объем схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ должен составлять 5-6 страниц машинописного текста, при желании к ним могут быть оформлены приложения, иллюстрации, таблицы, схемы.

Оформите схему противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ

(дизентерии, сальмонеллеза, колиинфекции) согласно требованиям:

  • Противоэпидемические мероприятия в очаге ОКИ могут быть написаны от руки или напечатаны на формате А – 4, шрифтом 13-14, на одной стороне листа и представлены в сброшюрованном виде;

  • Оформление работы, схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ производится в следующем порядке:

– титульный лист (смотри образец титульного листа)

– основная часть

– список литературы

– приложения

и каждая часть начинается с новой страницы;

  • Каждая страница нумеруется в середине верхнего поля, счет нумерации ведётся с титульного листа, на котором цифры не проставляются;

  • При выполнении работы соблюдаются размеры полей: левое – 25мм, правое – 10мм, верхнее и нижнее по 20мм.;

  • Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом, в конце заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.

Если у Вас возникнут затруднения при составлении схемы противоэпидемических мероприятий в очаге острых кишечных инфекций, Вы можете обратиться за консультацией к преподавателю.

Желаю успеха!

Данную практическую работу необходимо представить к практическому занятию по теме «Сестринский процесс при вирусных гепатитах у детей»

hello_html_515c7b52.jpg

пп

Критерии

Количество баллов

1.

Соответствие материала теме

3 балла

2.

Качество представленного материала

5 баллов

3.

Внешнее оформление работы

2 балла

4.

Грамотность

2 балла

5.

Практическая значимость данной схемы

3 балла

6.

Своевременность сдачи

3 балла

7.

Эстетичность, наглядность

2 балла

Итого:

20 баллов.

Общая оценка за работу

Количество баллов

«5» отлично

18-20 баллов

«4» хорошо

14-17 баллов

«3» удовлетворительно

10-13 баллов

«2» неудовлетворительно

Менее 10 баллов

I. Мероприятия в отношении источника:

1. Больной ОКИ (сальмонеллезом, дизентерией, колиинфекцией) госпитализируется в инфекционную больницу по клиническим ( тяжесть течения) и эпидемиологическим показаниям ( проживание в коммунальной квартире, общежитии).

2. На больного заполняется карта экстренного извещения по форме №58 у в ЦГСЭН, предварительно передается телефонограмма. В карте экстренного извещения отражается основные сведения о больном для регистрации эпидемического очага и последующего проведения в нем противоэпидемических мероприятий.

3. На госпитплизацию в инфекционную больницу больной ребенок доставляется специальном транспортом ( машиной медицинской помощи), который после транспортировки больного подвергается дезинфекции

II Мероприятия в отношении пресечения путей передачи возбудителя:

1.Если больной сальмонеллезом ребенок изолируется в домашних условиях, то на время болезни проводится текущая дезинфекция, а по выздоравлению – заключительная. 2. Если больной сальмонеллезом ребенок госпитализируется в инфекционную больницу, то в очаге проводится заключительная дезинфекция.

3.В семейном очаге дезинфекцию проводят родственники и после инструктажа медицинской сестры ( в государсвенных учреждениях дезинфекцию проводит медицинская сестра или специально обученные сотрудники под непосредственным контролем мединцинской сестры).

III Мероприятия в отношении контактных:

1. Определить круг контактных ( контактными считаются лица, которые находилсь в непосредственном контакте с данным больным в течение 2-3 дней до заболевания и в периоды болезни до изоляции больного).

2. Заполнить на контактных необходимую документацию – лист наблюдения за контактными.

3. Установить за контактными медицинское наблюдение на 7 дней: ежедневно отмечать общее состояние, температуру, наличие интоксикации, наличие рвоты, болей в животе, характер стула.

4. Провести у контактных забор кала на бактериологическое исследование однократно.

5. Среди контактных ( детей и взрослых) провести санитарно-просветительную работу:

– общие сведения о заболевании

– пути передачи

– начальные симптомы

– профилактика

hello_html_m1ff86221.jpg

Источник