Ситуационные задачи по дисбактериозу

Ситуационные задачи по дисбактериозу thumbnail

Лечение и тактика фельдшера при брюшном тифе, паратифе, дизентерии, сальмонеллезе

Ситуационная задача №1

Больная С., 30 лет, обратилась к фельдшеру ФАП с жалобами на слабость, умеренную головную боль, повышение температуры до 39,4 С,° схваткообразные боли в низу живота. Стул за ночь около 15 раз, в испражнениях заметила слизь и кровь.
Заболела 1 день тому назад: появилось недомогание, озноб, схваткообразные боли внизу живота, кашицеобразный стул до 5 раз за вечер. К утру состояние ухудшилось.
При осмотре: больная вялая, температура тела: 38,9 °С,  Пульс 96 уд./мин., ритмичный, АД 115/70 мм рт.ст. Язык суховат, обложен. Живот мягкий, болезненный при пальпации в левой подвздошной области. Сигмовидная кишка спазмирована, болезненна. Осмотренные испражнения имеют вид “лужицы слизи” с прожилками крови.
Из эпиданамнеза: работает продавцом в продуктовом магазине.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Определите необходимость госпитализации больного.
3. Перечислите методы лабораторной и инструментальной диагностики.
4. Осуществите профилактические мероприятия в очаге.

Ситуационная задача №2

Фельдшер был вызван к больному, 37 лет. Больной жаловался на схваткообразные боли в животе, тошноту, рвоту, жидкий стул. Заболел накануне вечером, когда появились озноб, слабость, боли в животе, тошнота. Ночью была рвота съеденной пищей, а затем жидкий стул водянистый, до 10 раз за ночь, температура 38,5 °С, знобило, пытался промыть желудок. Накануне был в гостях вместе с женой. Ели салат, жена также жаловалась на недомогание, расстройство стула. Объективно: состояние средней тяжести, бледный, пульс 96 уд/мин, ритмичный. АД 100/70 мм.рт.ст., язык суховат. Живот мягкий, при пальпации болезненный в эпигастрии и околопупочной области. Симптомов раздражения брюшины нет. Стул обильный, зловонный, темно-зеленого цвета, “болотная тина”, мочится.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте план обследования.

3. Определите тактику фельдшера при лечении больного на дому.

4. Проведите дифференциальную диагностику с холерой.

Ситуационная задача №3

К фельдшеру ФАП обратился больной, 40 лет, с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, слабость. Заболел 8 дней назад. Отметил снижение работоспособности, температуру не измерял, продолжал работать. Через 5 дней самочувствие ухудшилось. Температура повысилась до 38,2°С, усилилась слабость, головная боль. В последующие дни температура нарастала, головная боль усиливалась, отметил неприятное ощущение вздутия в животе, задержку стула.
При осмотре на 8-й день болезни состояние тяжелое, бледный, вялый. Температура 39,6° С. При осмотре кожи: на животе, и на груди обнаружены 3 элемента розеолезной сыпи. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Пульс 82 уд/мин. АД 110/60. Язык сухой, обложен коричневым налетом, отпечатки зубов по краям. Живот при пальпации умеренно вздут, увеличение печени и селезенки. Из эпиданамнеза: 2 недели гостил у родственников в деревне, где купался в пруду, ел немытые овощи и фрукты.

Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз..
2. Составьте план обследования.
3.Перечислите возможные осложнения.
4. Определите тактику фельдшера.

Эталоны ответов

Ситуационная задача №1

1. Диагноз: “Острая дизентерия, средней тяжести”. Основывается на наличии синдрома интоксикации (повышение температуры тела, слабость, головная боль) и колитического синдрома (схваткообразные боли в низу живота, больше слева, частый жидкий стул со слизью, прожилками крови, спазмированная и болезненная сигмовидная кишка).
2. Госпитализация больного острой дизентерией проводится по клиническим показаниям (наличие интоксикации, выраженный колитический синдром – в кале примесь крови); по эпидемиологическим показаниям: больная относится к декретированной группе.
3. Основной метод ранней лаб. диагностики – бактериологическое исследование кала; в разгаре болезни – серологический метод диагностики. Инструментальный метод исследования – ректороманоскопия.

4. Необходимо:

а) определить наличие показаний для госпитализации;

Назначают комплексную терапию, включающую диету (стол № 4, затем № 1 и перед выпиской № 15), витаминотерапию, при обезвоживании — пероральную регидратацию (реже внутривенное введение солевых растворов).

Этиотропная терапия проводится с учётом лекарственной резистентности выделенных шигелл. Для лечения больных со среднетяжёлыми и тяжёлыми формами можно назначать ампициллин (взрослым по 1 г через 6 ч, детям по 100 мг/кг в сутки) в течение 5—6 дней. Взрослым можно назначать тетрациклин (детям до 10 лет его не назначают) в дозе 0,3 г 4 раза в сутки в течение 6 дней, а также фторхинолоны (например, ципробай по 0,25—0,5 г 2 раза в сутки в течение 5 дней).

б) заполнить и отправить экстренное извещение, сделать выписку из амбулаторной карты, зарегистрировать больного в журнале по учету инфекционной заболеваемости;
в) осмотреть людей, совместно проживающих с больным, с целью выявления среди них болеющих дизентерией;

Читайте также:  Фитотерапия дисбактериоза у детей

г) выявить среди проживающих лица декретированной группы и детей, посещающих ДДУ, провести бак. обследование;

д) проводить мед. наблюдение за проживающими в течение 7 дней после госпитализации

больного;

е) организовать проведение заключительной дезинфекции.

Ситуационная задача №2

1. Диагноз: “Сальмонеллез”. Должен возникнуть на основании признаков: интоксикация в сочетании с явлениями гастроэнтерита, а также эпид. анамнеза – одновременное заболевание 2-х членов семьи после употребления в пищу салата.
2. Провести объективное обследование, общий анализ крови: умеренный лейкоцитоз со сдвигом влево. Провести бактериологическое исследование рвотных масс, промывных вод желудка, кала, мочи. Посев проводят в ранние сроки.

3. Лечение больного возможно на дому при соблюдении всех принципов терапии.

1. С целью удаления токсинов и сальмонелл из желудка проводится его промывание раствором соды (1-2%), кипяченой водой, изотоническим раствором или раствором перманганата калия до чистых промывных вод

2. С целью связывания токсинов и микробов, которые уже проникли в кишечник, назначаются сорбенты: карболонг — по 10г 2-3 раза в день, полисорб или силлард — по 4г 2-3 раза в день, энтеросгель или сорбогель — по 15-20г 2 раза в день, смекта — по 1 пакету 3 раза в день.

3. Диета должна быть механически и химически щадящей, исключаются цельное молоко и тугоплавкие жиры, ограничиваются углеводы (стол №4).

4. Из методов патогенетической терапии основное место занимают дезинтоксикация и регидратация. При легком и среднетяжелом течении дезинтоксикационную терапию проводят орально (частое дробное обильное питье до 2,5-3 л/сут). При тяжелом течении или в случае, когда больной не в состоянии принимать необходимый объем жидкости орально (неукротимая рвота, отказ от питья и др.), показана инфузионная дезинтоксикационная терапия растворами 5% глюкозы, 0,9% натрия хлорида, реополиглюкина. Регидратационная терапия проводится в зависимости от степени обезвоживания оральными (регидрон, глюкосолан, цитроглюкосолан, оралит) или инфузионными (трисоль, квартасоль, хлосоль, Рингер-лактат, ацесоль) солевыми растворами.

5. Применение полиэнзимных препаратов (фестал, панзинорм-форте, панкурмен и др) способствует снижению нагрузки на ферментативную систему кишечника и улучшает процессы переваривания пищи.

6. С целью профилактики и лечения дисбактериозов используют биопрепараты (линекс, бактисуптил, бифиформ).

При гастроинтестинальной форме сальмонеллеза у взрослых использование антибактериальных препаратов не только не показано, но даже вредно, т.к. они увеличивают продолжительность диареи, интоксикации, способствуют развитию дисбактериоза, угнетают иммуногенез, что затягивает процесс очищения организма от возбудителя. К антибиотикотерапии необходимо прибегать лишь в показанных случаях: при развитии осложнений или обострении сопутствующих заболеваний, у больных с ослабленным иммунитетом, в том числе имеющим СПИД, а также при генерализованной форме сальмонеллеза. Предпочтительны амоксициллин, котримоксазол (бисептол), цефалоспорины III поколения (цефотаксим, цефтриаксон), фторхинолоны (ципрофлоксацин, норфлоксацин и др.). Отменять препараты следует после нормализации температуры тела, значительного улучшения состояния больного и выраженной регрессии кишечных расстройств.

4. При холере начало болезни с диареи, рвота присоединяется позже, нет выраженной интоксикации, нехарактерны боли в животе, испражнения водянистые, без запаха, “рисовый отвар”. Рвота без тошноты, фонтаном, температура тела нормальная, при развитии обезвоживания снижается.

Ситуационная задача №3

1. Диагноз: “Брюшной тиф”. Постепенное начало со ступенеобразным повышением температуры тела, головной боли, снижение аппетита, метеоризм, вялость, характерный язык, увеличение печени и селезенки, относительная брадикардия, гипотония, розеолезная сыпь на 8-10 день болезни с локализацией на животе, груди, элементы единичные. Эпиданамнез: употребление немытых овощей и фруктов.
2. Провести объективное обследование и лаб. исследование. Общий анализ крови – лейкопения, лимфоцитоз, СОЭ ускоренная, анэозинофилия, тромбоцитопения. Бак. исследование крови, мочи, кала, желчи. Серологическое исследование – положительный титр 1:200 и выше.

3. Специфические осложнения связаны с морфологическими изменениями в желудочно-кишечном тракте – кишечные кровотечения, перфорация язвы кишечника и перитонит. Осложнения, связанные с развитием тяжелой интоксикации: инфекционно-токсический шок, коллапс. Осложнения, связанные с присоединением вторичной флоры: пневмония, отит, паротит.

4. При выявлении больного необходима обязательная госпитализация его в инфекционный стационар:

Режим постельный до 10-го дня нормальной температуры тела. Диета № 1, комплекс витаминов. Этиотропная терапия проводится до 10-го дня нормальной температуры тела хлорамфениколом, ампициллином, ампициллином с гентамицином, бактримом, фторхинолонами. Патогенетическое лечение включает инфузионно-дезинтоксикационную терапию, экстракорпоральную детоксикацию, гипербарическую оксигенацию.

  • подача экстренного извещения;
  • проведение заключительной дезинфекции;
  • мед. наблюдение за контактными в течение 25 дней с ежедневной термометрией,
  • однократное обследование контактных на бактерионосительство;
  • проведение сан.просвет.работы.
  • Прогноз при своевременно начатом лечении благоприятный.

Источник

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

Читайте также:  Что такое дисбактериоз у собаки

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по научно-методической работе

_______________М.А. Жаров

«______»________________20____г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе

_______________ Е.А. Дмитриева

«______»________________20____г.

СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»

Специальности: 31.02.01 «Лечебное дело» (углубленная подготовка)

34.02.01 «Сестринское дело» (базовая подготовка)

г. Череповец

2020 год

Составитель: Кичигина А.С., преподаватель БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова».

Рассмотрено

на заседании ЦМК Общепрофессиональных дисциплин

Протокол №___от «____»_________20___г.

Председатель __________ Э.Р.Ганичева

Сборник ситуационных задач по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»; Специальность 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело / сост. А.С. Кичигина. – Череповец: БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова», 2020.

Сборник ситуационных задач по Основам микробиологии и иммунологии предназначен для закрепления изученного материала по теме «Основы инфектологии и эпидемиологии» на лабораторно-практических занятиях студентов средних медицинских учебных заведений по специальностям 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки, 31.02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сборник ситуационных задач по Основам микробиологии и иммунологии предназначен для самостоятельной работы на лабораторно-практических занятиях студентов, для закрепления изученного материала по теме «Основы инфектологии и эпидемиологии».

Сборник предназначен для работы в малых группах (бригадах) численностью до 10 человек. В предлагаемый сборник включены 10 ситуационных задач, решение которых позволит смоделировать оказание неотложной помощи, противоэпидемические мероприятия и другие виды профессиональной деятельности.

Ситуационные задачи включают систематизированный план ответа, что обеспечивает направленное мышление отвечающего на решение проблем.

Пособие предназначено для студентов специальностей 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело медицинского колледжа, составлена на основе требований ФГОС.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Ситуационная задача № 1

Две студентки МУ проходили УПП в ГИКБ №1. Студентка Сидорова Е., в основном, работала в процедурном кабинете, а студентка – Иванова Р. – в палатах (осуществляла сестринский уход за больным гепатитом). Через две недели после прохождения УПП Иванова Р. почувствовала недомогание, а через 3 дня стала темнеть моча (напоминать цвет пива). Через 4 месяца такие же симптомы заболевания появились у Сидоровой Е., что характерно для больных инфекционным гепатитом.

  1. Назовите микробы, чаще всего вызывающие инфекционные гепатиты?

  2. Какими характерными свойствами обладают возбудители таких гепатитов?

  3. Наиболее известные возбудители этих инфекционных гепатитов?

  4. Какие механизмы передачи характерны для разных видов возбудителей?

  5. Как называется скрытый период болезни? Какова его продолжительность у данных больных?

Ситуационная задача № 2

Двое сотрудников отправились на рыбалку. А так как питьевой воды захватили мало, то использовали воду из открытого водоема, причем один из них пил некипяченую воду. Через две недели он заболел, температура тела поднялась до 390 С. Больной был госпитализирован с диагнозом «Брюшной тиф».

Задания:

  1. Назовите ряд возбудителя брюшного тифа?

  2. Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя, образует ли он споры и выделяет ли экзотоксин?

  3. Эпидермиология брюшного тифа: источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи инфекции?

  4. Каким путем заразился указанный больной и почему?

  5. Проводится ли специфическая профилактика и терапия брюшного тифа?

Ситуационная задача № 3

В клинику инфекционных болезней поступил больной с симптомами диареи (жидкий стул со слизью и прожилками крови). На основании клинических данных и характерного вида испражнений был поставлен диагноз: «Дизентерия».

Задания:

  1. Назовите род возбудителей дизентерии и основные виды?

  2. Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителей дизентерии?

  3. Назовите характер исследуемого материала и основной метод микробиологической диагностики дизентерии? В чем его сущность? Как собрать материал на исследование?

  4. Эпидемиология дизентерии: источник инфекции, механизмы, факторы и пути передачи инфекции?

  5. Специфическая профилактика и терапия дизентерии?

Ситуационная задача № 4

При проф. осмотре в школе № 243 на флюорографии обнаружены очаги затемнения в верхушке правого легкого у школьника В, который был направлен в тубдиспансер для обследования.

Задания:

  1. Назовите род и вид основного возбудителя туберкулеза у человека, его морфологические и тинкториальные свойства?

  2. В чем особенность химического состава туберкулезной палочки и как их установить?

  3. Какой метод окраски применяется для выделения туберкулезной палочки? В какой цвет окрашиваются туберкулезные палочки и остальная флора?

  4. Что служит исследуемым материалом при туберкулезе, в зависимости от формы заболевания, требования к транспортировке и доставке в лабораторию?

  5. Чем осуществляется специфическая профилактика туберкулеза, характеристика препарата?

Ситуационная задача № 5

В школе № 458, где количество учащихся – 380 человек, выявлен случай заболевания дифтерией. Врач педиатр провел осмотр контактных с целью выявления больных с ангиной, как группы риска, и список выявленных передал медицинской сестре для взятия у них материала на микробиологическое исследование.

Читайте также:  Чем лучше кормить при дисбактериозе

Задания:

  1. Назовите род возбудителя дифтерии?

  2. Чем обеспечивается морфологическая особенность возбудителя дифтерии, и каковы его тинкториальные свойства?

  3. Какой материал, чем и с какой целью берут у больных с ангиной? Какие условия необходимо учитывать при взятии материала?

  4. Условия доставки исследуемого материала в микробиологическую лабораторию?

  5. Проводится ли специфическая профилактика в очаге больных дифтерией? Поясните ответ.

Ситуационная задача № 6

В детском саду во время осмотра детей врач-педиатр выявил больного ребенка с подозрением на дифтерию, о чем было послано экстренное извещение в Районный Центр Санэпиднадзора. В группе, где находился больной ребенок, с подозрением на дифтерию, было еще 16человек.

Задания:

  1. С какой целью было послано экстренное извещение в Центр Санэпиднадзора?

  2. Какие мероприятия проводит медицинская сестра в очаге больных дифтерией?

  3. Эпидемиология дифтерии: источник инфекции, основной механизм, фактор и путь передачи инфекции?

  4. Что такое дезинфекция и ее виды?

  5. Проводится ли плановая специфическая профилактика дифтерии? Поясните ответ.

Ситуационная задача № 7

В Астраханской области, в районе эндемичном по чуме, был выявлен больной с подозрением на бубонную форму чумы. Больного госпитализировали в инфекционную больницу. Проводя эпидемиологическое расследование в очаге больного, врач эпидемиолог назначил ряд противоэпидемических мероприятий.

Задания:

  1. Назовите род возбудителя чумы?

  2. Особенности морфологии и тинкториальные свойства возбудителя?

  3. Эпидемиология чумы: источник инфекции, механизмы передачи, факторы и пути передачи инфекции?

  4. Какой исследуемый материал, как и с какой целью необходимо взять у данного больного?

  5. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в районе, где зарегистрирован случай заболевания чумой?

Ситуационная задача № 8

В инфекционную больницу поступил больной, который путешествовал по Волге на теплоходе. На основании клинических данных (у больного был частый стул в виде «рисового отвара») был поставлен предварительный диагноз «Холеры».

Задания:

  1. К какому роду относится возбудитель холеры?

  2. Какова морфология и тинкториальные свойства возбудителя холеры?

  3. Эпидемиология холеры: источник инфекции, механизм, факторы и пути передачи инфекции.

  4. Характер исследуемого материала?

  5. Специфическая профилактика и терапия холеры?

Ситуационная задача № 9

Девушка 18 лет, во время мытья крыльца на даче, занозила палец. Занозу видимо удалила не полностью и не провела обеззараживание ранки. Через 2 недели появились первые признаки заболевания в виде спазма жевательных мышц, затруднения глотания. При обращении к врачу на основании клинических симптомов был поставлен диагноз «столбняк».

Задания:

  1. Назовите род возбудителя столбняка?

  2. Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя столбняка?

  3. Эпидемиология: источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи инфекции?

  4. Метод микробиологического исследования и его цель?

  5. Специфическая профилактика столбняка?

Ситуационная задача № 10

В г.Москве возникла эпидемия гриппа, которая распространялась стремительно, ежедневно регистрировались многочисленные случаи заболеваний.

Задания:

  1. К каким микроорганизмам относится возбудитель гриппа?

  2. Какие различают типы возбудителей гриппа?

  3. Какой тип возбудителя гриппа поражает и человека и животных?

  4. Эпидемиология гриппа: источник инфекции, фактор и путь передачи инфекции?

  5. Специфическая профилактика гриппа.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Основы микробиологии и иммунологии [Электронный ресурс] : учебник / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – Режим доступа: https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435991.html

  2. Основы микробиологии и иммунологии : учебник для медицинских училищ и колледжей / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 366 с. : ил.+ Приложения 30 экз.

Дополнительная литература

  1. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Мальцев В.Н., Пашков Е.П., Хаустова Л.И. и др.- М. : Медицина, 2005. – (Учеб. лит. для студ. мед. училищ). – Режим доступа: https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN5225042791.html

  2. Сбойчаков В.Б. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований : учебник для сред. мед. учеб. заведений / В.Б. Сбойчаков. – СПб. : СпецЛит, 2007. – 592 с. : ил. 80 экз.

  3. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии : учебник для студ. мед. училищ / под ред. А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина. – М. : Мастерство, 2001. – 224 с. – (Среднее проф.образование). 3 экз.

  4. Черкес Ф.К. Микробиология : учебник для учащихся мед.училищ / Ф.К. Черкес, Л.Б. Богоявленская, Н.А. Бельская ; под ред. Ф.К. Черкеса. – М. : Медицина, 1987. – 512 с. : ил. 60 экз.

  5. Утевский Н.Л. Микробиология с техникой микробиологических исследований : учебник / Н.Л. Утевский. – 5-е изд., перераб. – М. : Медицина, 1975. – 472 с. : ил. 3 экз.

  6. Лабинская А.С. Микробиология с техникой микробиологических исследований : учебник / А.С. Лабинская. – 4-е изд., перераб.и доп. – М. : Медицина, 1978. – 394 с. : ил. 4 экз.

Источник