Урок по теме кишечные инфекции

Комбинированный  урок по домоводству и биологии в 10 классе.

Выполнила:  учитель дефектолог Черноморская Н.Ф

Тема Кишечные  инфекционные заболевания и их профилактика.

Цель урока: Ознакомить учащихся с основными видами кишечных  инфекционных заболеваний,  мероприятиями по профилактике.

Задачи урока:

образовательная: познакомить учащихся с основными инфекционными заболеваниями и механизмами их передачи; научить учащихся мерам профилактики основных распространенных заболеваний.

воспитательная: повышение гигиенической культуры, развитие нетерпимости к нарушению этических норм и правил.

Коррекционная: развивать мыслительную деятельность, сообразительность, привитие интереса к предмету, воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Ход урока

Организационный момент  Запись числа и темы урока

Проверка домашнего задания

– Какую тему проходили на прошлом уроке? ( инфекционные заболевания)

– Какие инфекционные заболевания вы знаете?  (грипп ОРЗ  ОРВИ)

– Каким путем происходит заражение человека при гриппе ( воздушно-капельным)

– Назовите симптомы при гриппе и орз?

– Кто должен поставить диагноз?

– Можно ли заниматься самолечением?

 Слайд 1 Работа со словарем

Что такое ИНФЕКЦИЯ, ВИРУС?

                  СИМПТОМ?

                   ЭПИДЕМИЯ?

                    ПРОФИЛАКТИКА?

                    ИММУНИТЕТ?

Кроме инфекционных заболеваний дыхательных путей  на втором месте по распространению стоят инфекционные кишечные заболевания. Об этих заболеваниях мы поговорим на сегодняшнем уроке.

Запись темы в тетрадь

Объяснение нового материала

  1. Ответьте мне на вопрос,  без чего не может прожить человек? ( ПИЩА И ВОДА )

Слайд 2

Сообщение ученика о воде

Жизнь без воды невозможна.  Однако качество очистки питьевой воды для миллиардов людей оставляет желать лучшего, особенно если учесть тот факт , что более 500 миллионов людей являются носителями инфекций, передаваемых через воду. 3 миллиарда людей во всем мире проживают в антисанитарных условиях, поэтому неудивительно, что более 5 миллионов человек ежегодно погибают от заболеваний, связанных с употреблением  грязной воды.

 Сообщение ученика о пище

Пища также является неотъемлемой частью нашего существования, но как и вода, продукты питания являются источником многих инфекционных заболеваний. Особенно там, где  люди не соблюдают элементарные правила личной гигиены  или вовсе отсутствуют санитарные требования  к работе точек общественного питания и торговли продуктами.

  1. – Давайте вместе с вами проследим путь прохождения пищи в организме человека

Схема « Кишечник человека»

Кишечник каждого человека содержит миллиарды микроорганизмов. Эти микроорганизмы вместе с отходами пищеварения  образуют фекалии. Микроскопические представители кишечной флоры легко попадают на руки и под ногти после опорожнения кишечника. Если это происходит в антисанитарных условиях или если после туалета мы забываем тщательно помыть руки с мылом, микроорганизмы попадают в рот.  Такой механизм передачи кишечной инфекции  называется

ФЕКАЛЬНО-ОРАЛЬНЫМ

На доске надписи  

К возбудителям кишечных инфекций относятся различные бактерии , вирусы и паразиты.

(на доску надписи)

Слайд   ВОЗБУДИТЕЛИ КИШЕЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Вирусы, бактерии и паразиты попадая в организм человека вызывают различные инфекционные заболевания

Слайд   ИНФЕКЦИОННЫЕ КИШЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 Дизентерия

Болезнь начинается с того, когда человек поглощает с пищей определенное количество бактерий кишечной палочки, чем больше бактерий проникло в организм, тем быстрее развивается болезнь.

Симптомы дизентерии:  Рвота, диарея, повышение температуры. При таких симптомах нужно сразу обратиться к врачу.

Профилактика заболевания заключается в соблюдении санитарно-гигиенических норм

Сальмонеллёз

 Заболевание возникает при употреблении в пищу не прожаренного мяса животных или сырых яиц.  В отличие от большинства кишечных инфекций сальмонеллёзы наиболее широко распространены в крупных благоустроенных городах, в странах, с  высоким уровнем экономического развития, что позволяет отнести их к группе «болезней цивилизации». 

Симптомы   Начинается остро, повышается температура тела (при тяжелых формах до 39оС и выше), появляются общая слабость, головная боль, озноб, тошнота, рвота, боли в  пупочной области, позднее присоединяется расстройство стула

Ботулизм

При употреблении в пищу недоброкачественных продуктов. Без доступа кислорода, например, при консервировании продуктов, бактерии ботулизма начинают размножаться и выделять токсин, который является сильнейшим бактериальным ядом. Он не разрушается кишечным соком, а некоторые его типы  даже усиливает свое действие. Обычно токсин накапливается в таких продуктах, как консервы, соленая рыба, колбаса, ветчина, грибы, приготовленные с нарушением технологии, особенно в домашних условиях. Инкубационный период длится от 2-3 часов до 1-2 дней. Первоначальные Симптомы  – общая слабость, незначительная головная боль. Рвота и понос бывают не всегда, чаще – упорные запоры, не поддающиеся действию клизмы и слабительных.

Практическая часть

А)     Перед вами находятся средства гигиены  ваша задача разделить эти средства на 2 группы

1 группа  Дезинфицирующие  средства по уходу за домом

2 группа   Средства гигиены человека

Для чего люди используют эти средства?

 ( для личной гигиены и уборки дома)

Б    )Перед вами стоят дезинфицирующие средства Каждый выходит выбирает знакомое ему средство и говорит для чего предназначено

Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств Называется   Дезинфекция

Карточка индивидуальной работы.

  СБО

Класс

Инфекционные заболевания.

Меры по их предупреждению.

Ответь на вопросы:

  1. Как называется заражение организма болезнетворными микробами?
  2. Какое из известных тебе заболеваний является инфекционным?
  3. Заболевание грязных рук
  4. Заболевание при употреблении не прожаренных продуктов

И *  *  * *   *  * я

Д * з * нФ *к * * я

?

Дизе * * ери  *

Сальм* нЕл*з

Прочитай и расставь стрелки:

Название

Стрелка

Способ распространения

Инфекция дыхательных путей: грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, оспа.

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи).

Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный  гепатит.

Воздушно-капельный путь.

В) Перед вами находятся разнообразные продукты питания

  Ваша задача определить какие продукты мы будем употреблять в пищу, а какие незамедлительно выбросим в мусорное ведро

 ( Яблоко, апельсины, банан, хлеб, молоко, консервы,  яйцо,   грибы,  вода в бутылке, простая вода, талая вода, картофель, лук)

По каким признакам мы будем определять качество продуктов

ЦВЕТ

ЗАПАХ

СРОК ГОДНОСТИ

ГЕРМИТИЧНОСТЬ И ЦЕЛОСТНОСТЬ  УПАКОВКИ

– Какие продукты могут представлять опасность для человека?

Работа по  индивидуальным  карточкам

Проверочная работа  Назовите заболевание признаки, которого я перечислю.

  1. Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.
  2. Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.
  3. Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.
  4. Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.

Ответы: 1.Дезинтерия. 2.Ботулизм. 3. Дезинфекция.   4.Эпидемия.

Подумайте и скажите  

1 Как человек может заразиться кишечной инфекцией?  (ответы учеников)

Слайд   КАК МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ЗАРАЗИТЬСЯ КИШЕЧНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

            2  Как называется основной способ передачи кишечной инфекции

( фекально- оральный)

3 С какими кишечными заболеваниями мы познакомились на уроке(сальмонеллёз ботулизм дизентерия)

Слайд  Что делать Пьедестал почет       Итоговая часть урока Выставление оценок

Карточка индивидуальной работы.

Класс

Инфекционные заболевания.

Меры по их предупреждению.

Ответь на вопросы:

Как называется заражение организма болезнетворными микробами?

Какое из известных тебе заболеваний является инфекционным?

Заболевание грязных рук

Заболевание при употреблении не прожаренных продуктов

И *  *  * *   *  * я

Д * з * нФ *к * * я

?

Дизе * * ери  *

Сальм* нЕл*з

Прочитай и расставь стрелки:

Название

Стрелка

Способ распространения

Инфекция дыхательных путей: грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, оспа.

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи).

Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный  гепатит.

Воздушно-капельный путь.

Карточка индивидуальной работы.

Класс

Инфекционные заболевания.

Меры по их предупреждению.

Ответь на вопросы:

Как называется заражение организма болезнетворными микробами?

Какое из известных тебе заболеваний является инфекционным?

Заболевание грязных рук

Заболевание при употреблении не прожаренных продуктов

И *  *  * *   *  * я

Д * з * нФ *к * * я

?

Дизе * * ери  *

Сальм* нЕл*з

Прочитай и расставь стрелки:

Название

Стрелка

Способ распространения

Инфекция дыхательных путей: грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, оспа.

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи).

Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный  гепатит.

Воздушно-капельный путь.

Карточка индивидуальной работы.

Класс

Инфекционные заболевания.

Меры по их предупреждению.

Ответь на вопросы:

Как называется заражение организма болезнетворными микробами?

Какое из известных тебе заболеваний является инфекционным?

      Заболевание грязных рук

Заболевание при употреблении не прожаренных продуктов

И *  *  * *   *  * я

Д * з * нФ *к * * я

?

Дизе * * ери  *

Сальм* нЕл*з

Прочитай и расставь стрелки:

Название

Стрелка

Способ распространения

Инфекция дыхательных путей: грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, оспа.

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи).

Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный  гепатит.

Воздушно-капельный путь.

Карточка индивидуальной работы.

Класс

Инфекционные заболевания.

Меры по их предупреждению.

Покажи стрелочками правильные ответы

Как называется заражение организма болезнетворными микробами?

Какое из известных тебе заболеваний является инфекционным?

Заболевание грязных рук

     Заболевание при употреблении не прожаренных продуктов

Грипп

Инфекция

Дизентерия

Сальмонеллёз

Прочитай и расставь стрелки:

Название

Стрелка

Способ распространения

Инфекция дыхательных путей: грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, оспа.

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи).

Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный  гепатит.

Воздушно-капельный путь.

Читайте также:  Какие овощи можно после кишечной инфекции

Карточка индивидуальной работы.

Класс

Инфекционные заболевания.

Меры по их предупреждению.

Покажи стрелочками правильные ответы

Как называется заражение организма болезнетворными микробами?

Какое из известных тебе заболеваний является инфекционным?

Заболевание грязных рук

     Заболевание при употреблении не прожаренных продуктов

Грипп

Инфекция

Дизентерия

Сальмонеллёз

Прочитай и расставь стрелки:

Название

Стрелка

Способ распространения

Инфекция дыхательных путей: грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, оспа.

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи).

Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный  гепатит.

Воздушно-капельный путь.

Карточка индивидуальной работы.

Класс

Инфекционные заболевания.

Меры по их предупреждению.

Покажи стрелочками правильные ответы

Как называется заражение организма болезнетворными микробами?

Какое из известных тебе заболеваний является инфекционным?

Заболевание грязных рук

     Заболевание при употреблении не прожаренных продуктов

Грипп

Инфекция

Дизентерия

Сальмонеллёз

Прочитай и расставь стрелки:

Название

Стрелка

Способ распространения

Инфекция дыхательных путей: грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, оспа.

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи).

Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный  гепатит.

Воздушно-капельный путь.

Карточка индивидуальной работы.

Класс

Инфекционные заболевания.

Меры по их предупреждению.

Покажи стрелочками правильные ответы

Как называется заражение организма болезнетворными микробами?

Какое из известных тебе заболеваний является инфекционным?

Заболевание грязных рук

     Заболевание при употреблении не прожаренных продуктов

Грипп

Инфекция

Дизентерия

Сальмонеллёз

Прочитай и расставь стрелки:

Название

Стрелка

Способ распространения

Инфекция дыхательных путей: грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, оспа.

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи).

Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный  гепатит.

Воздушно-капельный путь.

Словарь.

Кишечная инфекция-   это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника.

Возбудители кишечной инфекции- бактерии (сальмонеллез, дизентерия, сальмонеллёз), а также вирусы (ротавирус)

Дизентерия – заболеваниям с фекально-оральным механизмом передачи, которые характеризуются симптомами общей слабости  и диареи.

Диарея – понос

Ботулизм- кишечное заболевание при употреблении некачественной или пропавшей пищи

Дезинфекция – Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств  

Словарь.

Кишечная инфекция-   это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника.

Возбудители кишечной инфекции- бактерии (сальмонеллез, дизентерия, сальмонеллёз), а также вирусы (ротавирус)

Дизентерия – заболеваниям с фекально-оральным механизмом передачи, которые характеризуются симптомами общей слабости  и диареи.

Диарея – понос

Ботулизм- кишечное заболевание при употреблении некачественной или пропавшей пищи

Дезинфекция – Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств  

Словарь.

Кишечная инфекция-   это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника.

Возбудители кишечной инфекции- бактерии (сальмонеллез, дизентерия, сальмонеллёз), а также вирусы (ротавирус)

Дизентерия – заболеваниям с фекально-оральным механизмом передачи, которые характеризуются симптомами общей слабости  и диареи.

Диарея – понос

Ботулизм- кишечное заболевание при употреблении некачественной или пропавшей пищи

Дезинфекция – Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств  

Словарь.

Кишечная инфекция-   это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника.

Возбудители кишечной инфекции- бактерии (сальмонеллез, дизентерия, сальмонеллёз), а также вирусы (ротавирус)

Дизентерия – заболеваниям с фекально-оральным механизмом передачи, которые характеризуются симптомами общей слабости  и диареи.

Диарея – понос

Ботулизм- кишечное заболевание при употреблении некачественной или пропавшей пищи

Дезинфекция – Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств  

Словарь.

Кишечная инфекция-   это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника.

Возбудители кишечной инфекции- бактерии (сальмонеллез, дизентерия, сальмонеллёз), а также вирусы (ротавирус)

Дизентерия – заболеваниям с фекально-оральным механизмом передачи, которые характеризуются симптомами общей слабости  и диареи.

Диарея – понос

Ботулизм- кишечное заболевание при употреблении некачественной или пропавшей пищи

Дезинфекция – Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств  

Словарь.

Кишечная инфекция-   это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника.

Возбудители кишечной инфекции- бактерии (сальмонеллез, дизентерия, сальмонеллёз), а также вирусы (ротавирус)

Дизентерия – заболеваниям с фекально-оральным механизмом передачи, которые характеризуются симптомами общей слабости  и диареи.

Диарея – понос

Ботулизм- кишечное заболевание при употреблении некачественной или пропавшей пищи

Дезинфекция – Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств  

Словарь.

Кишечная инфекция-   это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника.

Возбудители кишечной инфекции- бактерии (сальмонеллез, дизентерия, сальмонеллёз), а также вирусы (ротавирус)

Дизентерия – заболеваниям с фекально-оральным механизмом передачи, которые характеризуются симптомами общей слабости  и диареи.

Диарея – понос

Ботулизм- кишечное заболевание при употреблении некачественной или пропавшей пищи

Дезинфекция – Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств  

Словарь.

Кишечная инфекция-   это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника.

Возбудители кишечной инфекции- бактерии (сальмонеллез, дизентерия, сальмонеллёз), а также вирусы (ротавирус)

Читайте также:  Как лечить кишечную инфекцию после моря

Дизентерия – заболеваниям с фекально-оральным механизмом передачи, которые характеризуются симптомами общей слабости  и диареи.

Диарея – понос

Ботулизм- кишечное заболевание при употреблении некачественной или пропавшей пищи

Дезинфекция – Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств  

Словарь.

Кишечная инфекция-   это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника.

Возбудители кишечной инфекции- бактерии (сальмонеллез, дизентерия, сальмонеллёз), а также вирусы (ротавирус)

Дизентерия – заболеваниям с фекально-оральным механизмом передачи, которые характеризуются симптомами общей слабости  и диареи.

Диарея – понос

Ботулизм- кишечное заболевание при употреблении некачественной или пропавшей пищи

Дезинфекция – Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств  

ЦВЕТ

ЗАПАХ

СРОК ГОДНОСТИ

ГЕРМИТИЧНОСТЬ

И ЦЕЛОСТНОСТЬ  УПАКОВКИ

Сообщение  о воде

Жизнь без воды невозможна.  Однако, качество очистки питьевой воды для миллиардов людей оставляет желать лучшего, особенно если учесть тот факт,  что более 500 миллионов людей являются носителями инфекций, передаваемых через воду. 3 миллиарда людей во всем мире проживают в антисанитарных условиях, поэтому неудивительно, что более 5 миллионов человек ежегодно погибают от заболеваний, связанных с употреблением  грязной воды.

Сообщение  о пище

Пища также является неотъемлемой частью нашего существования, но как и вода, продукты питания являются источником многих инфекционных заболеваний. Особенно там, где  люди не соблюдают элементарные правила личной гигиены  или вовсе отсутствуют санитарные требования  к работе точек общественного питания и торговли продуктами.

Источник

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

3 минуты

1 этап.

Мобилизующий этап
Этапы:

1.Приветствие.

2.Определение отсутствующих

3.Проверка готовности к уроку

4.Организация внимания.

Учитель приветствует учащихся. Учитель создаёт комфортную ситуацию на уроке.

Приветствие в паре. Обучающиеся, перекидывая мяч (комок бумаги), друг другу, говорят слова приветствия, подчеркивая его индивидуальность, например: «Привет! Ты как всегда энергичен и весел!», «Привет! У тебя красивый новый портфель!» и т. д.

Учитель: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на сегодняшнем уроке.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Учитель раздает учащимся лист самооценки.

Учитель напоминает  о том, что они  на  уроке, будут используя лист самооценки.

Отвечают на поставленные вопросы.

 Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек» – М.: Дрофа, 2009

7 минуты

 2  этап.

Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Проверка знаний и способов действий и деятельности учащихся, выявляет пробелы  в усвоении пройденного материала по теме: Питание и пиәеварение.

Учитель: Но начнем мы с того, что вспомним:

1. Что такое питание?

2. Что представляет собой пища и почему она необходима каждому из нас?

3 Что такое питательные вещества?

4. Какие главные питательные вещества пищи вам известны?

5. Какая система органов обеспечивает процесс поступления, переработку и усвоение в организме питательных веществ?

6. Как устроена пищеварительная система?

7. Каким изменениям подвергается пища, передвигаясь по желудочно-кишечному тракту, на различных этапах пищеварения?

Обсуждение данного вопроса, в результате которого учащиеся делают обобщающие записи в тетрадях и заполняют таблицу:

-ротовая полость – апробация, смачивание, обезвреживание, измельчение пищи, расщепление углеводов;

-пищевод – продвижение пищи в желудок;

-желудок – механическая переработка, обеззараживание пищи, расщепление белков и частичное – жиров;

-12-перстная кишка – расщепление белков, жиров и углеводов под действием поджелудочного сока и желчи;

-тонкий кишечник – расщепление белков и углеводов, избирательное всасывание питательных веществ в кровь и лимфу;

-толстый кишечник – всасывание воды, формирование каловых масс, переваривание клетчатки, синтез витаминов.

Ученики слушают вопросы, анализируют и отвечают на них.

Ученики формулируют основные понятия, вступая в диалог с учителем.

Слайд 2.

 10 минут

3 этап. Введение нового материала. Физиология питания. Изучение нового материала.

I. Формулировка вместе с учащимися темы урока, цели и задачи изучения нового материала.

II. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

 Учитель: Повторяя материал, вы убедились, что переваривание пищи частично осуществляется полезными микроорганизмами, находящимися в кишечнике. Попадание же болезнетворных микроорганизмов (сальмонеллы, палочки ботулизма, дизентерийной палочки, холерного вибриона, стрептококков, стафилококков), а также яиц или личинок паразитических червей в пищеварительный канал может вызвать ряд тяжелых заболеваний, а недоброкачественная пища может стать причиной отравлений.

Чтобы выяснить, что собой представляют эти заболевания и как их можно избежать, мы проведем работу в группах.

Работа в группах с использованием текста  учебника (§ 35 статья «Кишечные инфекции и их предупреждение») и карточек с текстом, расположенных на столах по заданию: изучить желудочно-кишечные инфекции, глистные инвазии и выявить меры по их предупреждению по плану: заболевание, признаки, причины, профилактика.

Над решением данного задания работают четыре группы учащихся в течение 5 минут:

I группа рассматривает пищевые отравления;

II группа –  желудочно-кишечные инфекции: ботулизм и сальмонеллез;

III группа  – желудочно-кишечные инфекции: холеру и дизентерию;

IV группа изучает  глистные инвазии.

Обсуждение результатов работы с одновременным заполнением таблицы.

Приложение №1.

В результате обсуждения учащиеся делают выводы:

1. Пищевое отравление может вызываться различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, палочки ботулизма, холерный вибрион, дизентерийная палочка.

2. Попадая в организм, бактерии выделяют яд, который вызывает острое воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишки. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.

3. Инфекция передается через зараженные пищевые продукты – мясо, рыбу, молоко, салаты и т. д.

4. Наряду с желудочно-кишечными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания, иногда протекающие так же остро, как и инфекционные. Признаки: отсутствие аппетита, похудание, схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, дисфункция кишечника, нарушение сна, повышение нервозности.

5. Избежать пищевые отравления и глистные инвазии можно, соблюдая правила личной гигиены, режим и сроки хранения продуктов, технологию приготовления пищи.

 Уметь сопоставлять, выделять главное.

Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

Учащиеся оказывают

 помощь своему товарищу, уметь отстаивать свою точку зрения оценивать правильность выполнения действий.

Самостоятельное добывание знаний. Ведется поисковая работа.

Анализ рисунка по учебнику, выполнение работы в тетради.

Самоорганизация процесса учения.

Один из учащихся называет типы питания организмов, остальные проверяют правильность ответов.

 Электронное приложение.

Слайды 2-6

Слайд 7 таблица

Слайд  8.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

 3 минут

3 этап. Физкультминутка.

У нас физкультминутка, 
Смотрим влево улыбнулись,
Смотрим вправо , потянулись, 
Вправо, влево наклонились . (наклоны вправо, влево)

Плечики устали тоже.
Так давайте им поможем!
По очереди их поднимем

Раз и два, раз и два.
Отдыхаем мы друзья.

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Упражнения для снятия усталости.

 10 минут

4 этап. Первичное закрепление знаний

Самостоятельная работа учащихся.

Обсуждение результатов работы с одновременным заполнением таблицы «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций»

В результате обсуждения учащиеся делают выводы:

Читайте также:  Сколько лежат с кишечной инфекцией у ребенка

1. Пищевое отравление может вызываться различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, палочки ботулизма, холерный вибрион, дизентерийная палочка.

2. Попадая в организм, бактерии выделяют яд, который вызывает острое воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишки. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.

3. Инфекция передается через зараженные пищевые продукты – мясо, рыбу, молоко, салаты и т. д.

4. Наряду с желудочно-кишечными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания, иногда протекающие так же остро, как и инфекционные. Признаки: отсутствие аппетита, похудание, схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, дисфункция кишечника, нарушение сна, повышение нервозности.

5. Избежать пищевые отравления и глистные инвазии можно, соблюдая правила личной гигиены, режим и сроки хранения продуктов, технологию приготовления пищи.

 Учащиеся планируют свои действия, в соответствии с поставленной задачей.

Поиск и выделение необходимой информации. (работа с пар11, 12 стр.53, стр. 54. по заданию.)

3. Применение метода информационного поиска.

Учащиеся оценивают свою работу, потом учитель  оценивает выполненное задание.

Учащиеся ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы заканчивают предложения.

Слайд  10

Слайд  11

Сообщение учащегося №1.

Гастрит – воспаление слизистой оболочки стенки желудка. Среди болезней органов пищеварения 35% всех случаев приходится на хронический гастрит, а среди болезней желудка – 85%. При хроническом гастрите после приема пищи наблюдаются боли в области желудка, чувство жжения, тошнота, снижение аппетита. Хронический гастрит приводит к изменению секреторной активности желудочных желез.

Сообщение учащегося №2.

Язва желудка и 12-перстной кишки – хроническое заболевание, связанное с нарушением нервных и гуморальных механизмов, регулирующих секреторную деятельность пищеварительного тракта. Для язвенной болезни характерны сильные боли через некоторое время после еды или натощак, изжога, иногда рвота.

Учитель

-Каковы причины гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки?

-Как можно избежать данных заболеваний?

Обсуждение вопросов, в результате которого учащиеся делают выводы: 1. Причинами гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки являются неправильное питание и образ жизни людей;

2. Избежать рассмотренные желудочно-кишечные заболевания можно, правильно питаясь и ведя разумный образ жизни.

Учитель:  В медицине древнего Китая главным направлением было предупреждение всех заболеваний на основе правильного питания и разумного образа жизни. Следовательно, зная ошибки, ведущие к возникновению желудочно-кишечных заболеваний, можно выработать правила правильного, рационального, питания. 

Работа в группах с использованием текста учебника (§ 35, статья «Правила приема пищи») и карточек с текстом, расположенных на столах, по заданиям:

1. Выявить ошибки в питании, ведущие к возникновению болезней желудочно-кишечного тракта.

2. Сформулировать правила правильного питания.

Над решением каждого вопроса работают по две группы учащихся в течение 5 минут.

Слайд  12

Слайд  13

Слайд  14

Слайд  15

 7 минут

5 этап. Рефлексия

Учащиеся выявляют ошибки питания, ведущие к возникновению болезней желудочно-кишечного тракта:

1. Мы едим слишком много. Питание зачастую не соответствует потребностям организма, оно слишком калорийно. Мы едим больше, чем это нужно для расхода энергии – особенно по вечерам, выходным и праздникам. Ведь наши физические усилия минимальны, а питание при этом такое, какое необходимо лишь при тяжелом физическом труде.

2. Мы едим слишком жирно. В среднем мы потребляем 132 гр. жира при норме 80 гр. – эта лавина представляет серьезную угрозу здоровью.

3. Мы неправильно выбираем еду. Наша пища неполноценна, потому что мы получаем недостаточное количество витаминов, свежих овощей, фруктов, клетчатки, белка, молока, рыбы. Зато слишком много в нашем рационе белого хлеба, пирожных и прочих мучных изделий. Мы едим мало натуральных продуктов и много консервов, свежемороженых продуктов и изделий из полуфабрикатов.

4. Мы пьем слишком много. Мы употребляем много сладких напитков, которых развелось огромное количество. В среднем 8% килокалорий мы получаем из напитков. Каждый взрослый человек ежедневно «выпивает» 330 ккал.

5. Мы едим неправильно. Мы едим нерегулярно, слишком быстро, бесконтрольно. Вместо пяти раз в день, едим три, причем большими порциями.

6. Мы едим слишком много сладкого. Доля сахара и сладостей в нашем питании чрезмерно высока.

7. Мы неправильно готовим. Мы злоупотребляем поваренной солью, жарим и варим даже тогда, когда продукт с успехом можно съесть сырым.

8. Мы слишком часто лакомимся. Например, сидя вечером у телевизора, мы с удовольствием жуем что-то вкусное – это становится опасным явлением, т.к. во многих семьях лакомства имеются в избытке, а сдержать себя лакомки не хотят.

9. Мы слишком мало знаем о питании.

Слайд  15

3 минута

6 этап. 6 этап. Рефлексия учебной деятельности. 

-Как вы думаете достигнуты ли наши цели?

– Какие цели были поставлены  на уроке?

– Каким путем мы достигли их?

–Что нового вы узнали на уроке?

– Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Энергизатор «Правильное питание».

Учащиеся становятся в круг и держатся за руки. Учитель просит каждого по очереди произнести фразу: “Правильное питание позволяет мне…”, продолжить ее содержание и поднять правую руку вместе с рукой соседа, стоящего справа. Затем рука опускается.

 Учащиеся вместе с учителем делают вывод:

Правильное питание – одна из основ здорового образа жизни! Правильное рациональное питание позволяет сохранить и укрепить здоровье, предупредить многие заболевания и излечить существующие проблемы со здоровьем.

2 минута

7  этап. Итог урока.

Домашнее задание

Организация самооценки обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели; подведение кратких итогов; оценка и самооценка работы учеников; комментарии.

Домашнее задание:

 Учитель объявляет домашнее задание и дает комментарии по выполнению домашнего задания

Домашнее задание двух уровней:

I уровень (задание для всех базовый): § 35, вопросы в конце параграфа.

II уровень (задание для желающих повышенный):

-Написать основные правила питания;

-Подберите пословицы и поговорки о правильном питании и объясните их.

Учащиеся осмысляют полученные результаты по изучению темы, соотносят цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Слайд 16

Приложение №1.

 «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций»

Лист самооценки.

1. Я добился запланированного результата?

3. Какие вопросы вызвали затруднения?

4. Какой уровень задания я выполнял (а) базовый или повышенный? Полностью справился с заданием или частично?

5. Какую отметку я себе поставил? Почему?

1. Регулярное питание. При регулярном питании вырабатывается условный рефлекс, следовательно, перед приемом пищи уже выделяется желудочный сок, что способствует лучшему перевариванию пищи.

2. Пища должна иметь привлекательный вид, приятный запах и вкус. Такая пища вызывает аппетит и способствует увеличению выделения желудочного сока.

3. Разнообразное питание. Питательные вещества находятся в различных п