Врожденные пороки развития желудочно кишечного тракта
Патологии органов пищеварительной системы встречаются у плода нередко как самостоятельно, так и в комплексе с другими аномалиями внутренних органов. На них приходится до 21% пороков у новорождённых и 34% случаев младенческой смертности.
Причины нарушений формирования органов ЖКТ у плода, статистика
Аномалии строения органов ЖКТ связаны с нарушением эмбриогенеза на стадии 4-8 недель беременности, когда идёт образование отверстия пищеварительной трубки. Изначально она заканчивается с обоих концов, однако к концу 8 недели происходит образование каналов, а слизистый эпителий закрывает просвет кишечной трубки.
Среди наиболее часто встречающихся патологий можно выделить стенозы (сужения или растяжки стенок) или атрезии (сращивания).
Больше всего страдает 12-перстная кишка, что связано с особенностями её эмбриогенеза. 1/2 случаев сопровождается пороками других внутренних органов — сердца, сосудов, прямой кишки, печени, желудка. Некоторые случаи настолько тяжёлые, что малышу при жизни придётся сделать множество операций, и они не будут являться гарантом его нормального существования.
Аномалии органов ЖКТ на УЗИ видны на сроке 11 недель. Ультразвуковая диагностика не является 100% гарантией того, что у малыша будут серьёзные отклонения, поэтому её результаты являются основанием для более детального обследования женщины.
Беременной делают кариотипирование на выявление хромосомных нарушений. Также она проходит анализ амниотической жидкости, и по результатам обследования (если они плохие и диагноз подтвердится) ей рекомендуют прервать беременность
Патологии кишечника
К аномалиям 12-перстной кишки относятся:
Атрезия. Встречается в 1 случае из 10 000. Заключается в полной непроходимости кишечника вследствие патологического сращения стенок органа. В 37% случаев сопровождается другими аномалиями — конской стопой, слиянием шейных позвонков, несимметричным положением рёбер и пр.
Ещё в 2% случаев атрезия кишечника сопровождается атрезией пищевода, гигромой заднего прохода, незавершённом поворотом желудка и т.п. В основном это типично для плода с хромосомными нарушениями, в частности с трисомией по 21 хромосоме.
90% беременностей заканчиваются выкидышем или замиранием развития в течение первых 2-х триместров. Остальные 10% беременностей с патологией 12-перстной кишки завершаются рождением детей, страдающих различными пороками: у 31% имеется обструкция дыхательных путей (закупорка инородным телом вроде кисты, опухоли), 24% – парез лицевого нерва (нарушением функциональности мимических мышц).
Только 1% малышей ведёт относительно нормальный образ жизни после проведения сложнейшей операции при условии отсутствия хромосомных нарушений.
Внутрикишечная мембрана. Это плёнка, перекрывающая просвет кишечника, появившаяся в результате нарушения разрастания внутреннего слоя 12-перстной кишки. Встречается в 1 случае из 40 000. На УЗИ визуализируется как слабоэхогенное образование. Просвет кишечника при этом сужен на несколько миллиметров, контуры слизистой оболочки чёткие.
Патология не является показанием для прерывания беременности. В зависимости от расположения мембраны она удаляется после рождения малыша методом дуоденотомии (вскрытием просвета кишечника с последующим удалением мембраны).
Мальротация. Заключается в нарушении нормального вращения и фиксации 12-перстной кишки. Если средняя кишка совершила полный оборот на кровоснобжающей ножке, это может привести к прекращению кровоснабжения и отмиранию средней кишки.
Пренатальный диагноз можно поставить с 24 недели, причём в 61,5% беременностей наблюдалось многоводие. На УЗИ выявляется анэхогенный double-buble 3 следствие расширение кишки и желудка.
Хотя даже незначительное расширение на сроке 16-22 недели должно вызывать тревогу. В норме 12-перстная кишка видна на УЗИ только с 24 недели. Дополнительно в 62% случаев выявляются у плода пороки развития сердца, мочеполовой системы, других органов ЖКТ. После исследования на кариотип в 67% случаев выявляются хромосомные отклонения, из которых на 1 месте стоит синдром Дауна.
Стеноз. Выявляется у 30% новорождённых, в основном у мальчиков. Это частичная непроходимость 12-перстного кишечника, локализованная в одном месте. В основном наблюдается в верхних отделах и сопровождается аномалиями поджелудочной железы. На УЗИ отчётливо виден на сроке от 24 недель при использовании допплеровского метода в изучении кровотока кишечника.
Стеноз успешно устраняется и имеет более благоприятные перспективы, чем атрезия. Не требует прерывания беременности.
Megaduodenum. Это увеличение размеров 12-перстной кишки до размеров, иногда превышающих размеры желудка. Встречается в 1 случае из 7500. Может являться следствием кольцевидной поджелудочной железы, когда головка органа кольцом окручивает кишечник, либо атрезии или стеноза 12-перстной кишки. На УЗИ диагностируется на 24 неделе. Верхняя часть брюшной полости вздута очень сильно, в то время как нижняя часть впалая.
Гиперэхогенность кишечника. Чем выше плотность исследуемой ткани, тем больше будет эхогенность. На УЗИ эхогенность кишечника плода должна быть ниже эхогенности костей, но выше, чем у таких пористых органов, как печень, лёгкие или почки. Когда эхогенность кишечника равна по плотности эхогенности костной ткани, говорят о гиперэхогенности.
Патология выявляется не ранее чем на 16 неделе. Она свидетельствует об отклонении в развитии плода. Повышенная эхогенность случается при преждевременном старении плаценты, внутренних инфекциях, несоответствии размеров плода сроку беременности, эндокринном заболевании муковисцидозе, кишечной непроходимости (стенозе).
УЗИ следует пройти в нескольких разных клиниках во избежание ошибки специалиста. Только при окончательном подтверждении диагноза женщину отправляют на более детальное обследование — биохимический скрининг, анализ на ТОРЧ-инфекции, кордоцентез и анализ амниотической жидкости. Окончательный диагноз ставится на основе комплексного анализа, а не только УЗИ обследования.
Дивертикулы (кисты). Они имеют разные названия — дупликационные кисты, удвоенная кишка, энтерогенная дивертикула. Заключается в отпочковании от стенок кишки образования в эмбриональный период. Образуются не только в кишечнике, но и по всему ЖКТ от гортани до ануса.
Считается, что причиной раздвоения стенок служит нарушение кровоснабжения пищеварительной трубки плода. Кисты на УЗИ гипоэхогенны, бывают как однокамерными, так и многокамерными. Стенки кист двухслойны и имеют повышенную перистальтику, имеют гиперэхогенность, если содержат кровь.
Визуализируются кисты кишечника на 2 триместре и часто сочетаются с другими патологиями. Точность визуализации кист кишечника у плода составляет 66,6%. Данная патология не является показанием к прерыванию беременности, потому что в неосложнённых случаях оперируется и устраняется.
Аномалия формы, размера, положения и подвижности кишечника. Ко 2 триместру беременности должен обратиться вокруг брыжеечной артерии против часовой стрелки на 2700. При нарушении эмбриогенеза можно выделить следующие патологии: отсутствие поворота, несостоявшийся поворот и неполный поворот.
На УЗИ при аномалиях поворота кишечника у плода отмечается многоводие и расширение петель кишечника без перистальтики. В случае перфорации кишечника возникает микониевый перитонит – заражение вследствие выхода наружу содержимого кишечника. Обнаруживается патология поздно, только на 3 триместре, что требует немедленной подготовки женщины к родоразрешению.
Патологии печени у плода
Печень визуализируется на ультразвуковом обследовании уже на 1-м скрининге. На сроке 11-14 недель можно увидеть в верхней части брюшной полости гипоэхогенное образование в виде месяца. К 25 неделе эхогенность повышается и становится такой же, как у кишечника, а перед родами превышает по плотности кишечник.
Очень важна оценка состояния кровотока печени. Вена пуповины плода входит в печень, во 2 триместре визуализируется воротная вена. Её диаметр в норме равен 2-3 мм, а к родам увеличивается до 10-11 мм. Желчные протоки в норме визуализироваться у плода не должны.
Одна из часто встречающихся патологий плода — гепатомегалия печени — увеличение размеров органа. Для выявления аномалии применяется 3D датчик, способный визуализировать срез в продольном, поперечном и вертикальном срезах. Также можно увидеть увеличение размеров печени и на обычном УЗИ аппарате по выступающему животику, охват которого значительно превышает норму.
Одновременно с этим на экране видны различные гиперэхогенные включения. Как правило, аномалия дополняется увеличением селезёнки.
Среди причин, приводящих к увеличению размеров органов пищеварения, выделяют скрытые инфекции (токсоплазмоз, сифилис, ветрянка), а также хромосомные мутации (синдромы Дауна, Зельвегера, Беквета-Видемана).
- При синдроме Зельвегера видны аномалии конечностей, искажение грудной клетки, кисты почек. Анализ амниотических вод выявляет нехватку дигидрокси-ацетон-фосфат-ацил-трансферазы.
- Ветряная оспа, герпес, цитомегаловирус вызывают кальцинирование тромбов печёночной вены, что отражается на экране УЗИ монитора гиперэхогенными кальцинатами круглой формы. Также они образуются при мекониевом перитоните — отравлении содержимым кишечника плода, которое попадает в результате повреждения стенок.
В 87,5% случаев причиной увеличения печени и образования кальцификатов являются внутриутробные инфекции. Также у большинства беременных диагностируется гиперэхогенный кишечник, изменение структуры плаценты, а также большие размеры селезёнки. Патология на 3 триместре возникает в случае резус-конфликта между матерью и ребёнком.
Также не исключены и метаболические нарушения. Увеличение печени встречается при галактоземии (генетическое нарушением углеводного обмена, из-за которого галактоза не преобразуется в глюкозу), трипсинемии (отсутствия выработки пищеварительного гормона трипсина), метилмалоновой ацидемии (отсутствии превращения D-метилмалоновой кислоты в янтарную кислоту), нарушениях выделения мочевины.
Одиночные гиперэхогенные включения большого размера гораздо лучше, чем множественные разрозненные образования в сочетании с другими патологиями. Практически в 100% случаев гиперэхогенные включения большого размера устраняются до рождения малыша или в первый год жизни.
В некоторых случаях порок органов брюшной полости ставится ошибочно. Такое бывает, если брюшная полость малыша сдавливается стенками матки, патологиях миометрия или других факторах.
На экране монитора видна псевдоомфалоцеле — ошибочная визуализация выхода органов брюшной полости за пределы брюшной стенки. Иногда УЗИ “не видит” значительных пороков. Так, грыжа по форме и эхоструктуре напоминает петли кишечника, в этом плане большую помощь оказывает допплерометрия, позволяющая увидеть кровоток.
Наша клиника имеет прекрасный 4D аппарат, оснащённый всеми современными возможностями, исключающими ошибки диагностики.
Желудок
На 16-20 неделе визуализируется желудок плода как анэхогенное образование круглой или овальной формы в верхних отделах брюшной полости. Если желудок не наполнен амниотическими водами, то можно говорить об атрезии пищевода (полном отсутствии просвета).
При диафрагмальной грыже желудок смещён и также не может быть определён на УЗИ. Также амниотическая жидкость отсутствует при поражении ЦНС у плода.
Если плод заглатывает вместе с жидкостью кровь, в желудке визуализируются гиперэхогенные включения. Они также видны при опухолях желудка, но они обычно сопровождаются другими пороками развития. Размеры органа увеличиваются при кишечной непроходимости, многоводии, утолщении стенок, отсутствии малой кривизны.
Уменьшение размеров желудка типично для микрогастрии, которая возникает на фоне отсутствия мочевого пузыря или неправильного положения печени. В 52% случаев плод погибает до 24-й недели беременности, ребёнок рождается нежизнеспособным.
Щелевидный желудок характерен для недоразвитии на ранних стадиях беременности. Данная патология исправляется после рождения малыша: ребёнку конструируют желудок из части тонкого кишечника. Операция крайне сложная, но аномалия не является показанием для выполнения аборта.
Атрезия желудка характеризуется отсутствием эхотени и предполагает образование плёнки с отверстием или без него, расположенной поперёк стенок желудка. Если это изолированная патология, то в 90% случаев она устраняется хирургически. Но обычно атрезия желудка сочетается со сращиванием пищевода, асцитом (излишним скоплением жидкости), недоразвитостью лёгких.
Агенезия желудка предполагает полное отсутствие органа. Это типично для тяжёлых хромосомных аномалий, от которых плод погибает в пренатальный период. Большое значение в диагностике имеет УЗИ на 22 неделе. некоторые отклонения исчезают сами собой, а некоторые требуют немедленного вмешательства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться ссылкой:
Источник
Âðîæäåííûå ïîðîêè ðàçâèòèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Àòðåçèÿ è õàëàçèÿ ïèùåâîäà. Ïèëîðîñòåíîç, ïîðîêè ðàçâèòèÿ è ïîëíàÿ íåïðîõîäèìîñòü äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè. Ïîðîêè ðàçâèòèÿ òîíêîé è òîëñòîé êèøêè ó íîâîðîæäåííûõ. Ïîíÿòèå àòðåçèè çàäíåãî ïðîõîäà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÐÅÔÅÐÀÒ
ïî äèñöèïëèíå: «Àêòóàëüíûå âîïðîñû áèîëîãèè è ãèñòîëîãèè»
íà òåìó: «Ïîðîêè ðàçâèòèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà»
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Âðîæäåííûå ïîðîêè ðàçâèòèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà
1.1 Àòðåçèÿ ïèùåâîäà
1.2 Õàëàçèÿ ïèùåâîäà
1.3 Ïèëîðîñòåíîç
2. Ïîðîêè ðàçâèòèÿ äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè
2.1 Ïîëíàÿ íåïðîõîäèìîñòü äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè
2.2 ×àñòè÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè ó íîâîðîæäåííûõ
3. Ïîðîêè ðàçâèòèÿ òîíêîé êèøêè
4. Ïîðîêè ðàçâèòèÿ òîëñòîé êèøêè
4.1 Áîëåçíü Ãèðèëñïðóíãà
4.2 Àòðåçèè çàäíåãî ïðîõîäà è ïðÿìîé êèøêè (ïðîñòûå)
4.3 Àòðåçèè çàäíåãî ïðîõîäà è ïðÿìîé êèøêè (ñî ñâèùàìè)
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Ïîðîêàì ðàçâèòèÿ ïðèíàäëåæèò âàæíàÿ ðîëü â ñòðóêòóðå ïåðèíàòàëüíîé çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íå îòìå÷àåòñÿ òåíäåíöèè ê ñíèæåíèþ ÷àñòîòû âðîæä¸ííûõ ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ ó ïëîäà è íîâîðîæäåííûõ.
Áîëüøèíñòâî ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ âûÿâëÿåòñÿ ñðàçó æå ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà èëè â ïåðâûå äíè æèçíè.
Ïî êëèíè÷åñêèì ïðèçíàêàì âðîæä¸ííûå ïîðîêè ðàçâèòèÿ ìîãóò áûòü ðàçäåëåíû íà 3 ãðóïïû:
1. ïîðîêè ñ îò÷¸òëèâûìè âíåøíèìè ïðîÿâëåíèÿìè
2. ïîðîêè ñ ÿðêî âûðàæåííîé êëèíè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêîé
3. ïîðîêè, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ ìèêðîñèìïòîìàìè èëè ïî÷òè íå èìåþò ñèìïòîìîâ
Äèàãíîñòèêà ïîðîêîâ ïåðâîé ãðóïïû, êàê ïðàâèëî, íå ïðåäñòàâëÿåò çíà÷èòåëüíûõ ñëîæíîñòåé. Äèàãíîñòèêà ïîðîêîâ âòîðîé ãðóïïû áîëåå ñëîæíà, ïîñêîëüêó ìíîãèå ñèìïòîìû (àñôèêñèÿ, ðâîòà, îòñóòñòâèå ñòóëà, æåëòóõà è äð.) ÿâëÿþòñÿ îáùèìè è íåñïåöèôè÷åñêèìè äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ àíîìàëèé ðàçâèòèÿ. Ðàñïîçíàâàíèå ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ òðåòüåé ãðóïïû ïðåäñòàâëÿåò íàèáîëüøèå ñëîæíîñòè. Èõ ìîæíî äèàãíîñòèðîâàòü òîëüêî ïóò¸ì ó÷¸òà ñàìûõ íåçíà÷èòåëüíûõ ñèìïòîìîâ è ïðîâåäåíèÿ ñàìîãî òùàòåëüíîãî êëèíè÷åñêîãî è ëàáîðàòîðíîãî îáñëåäîâàíèÿ íîâîðîæäåííîãî.
êèøå÷íûé òðàêò äâåíàäöàòèïåðñòíûé àòðåçèÿ
1. Âðîæäåííûå ïîðîêè ðàçâèòèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà
Âðîæäåííûå ïîðîêè ðàçâèòèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ÿâëÿþòñÿ îäíîé èç íàèáîëåå ñëîæíûõ ïðîáëåì íåîíàòîëîãèè è ñìåæíûõ ñïåöèàëüíîñòåé — äåòñêîé õèðóðãèè, ðåàíèìàòîëîãèè, èíòåíñèâíîé òåðàïèè è äð. Èõ ðàñïðîñòðàíåííîñòü âåñüìà íåðàâíîìåðíà è, ïî äàííûì ÂÎÇ, êîëåáëåòñÿ îò 3,1 äî 20 íà 1000 íîâîðîæäåííûõ. Çà ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ äîñòèãíóòû çíà÷èòåëüíûå óñïåõè â äèàãíîñòèêå è ëå÷åíèè ýòèõ çàáîëåâàíèé. Íàèáîëüøåå çíà÷åíèå â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå èìåþò ïîðîêè ðàçâèòèÿ ïèùåâîäà, æåëóäêà, äâåíàäöàòèïåðñòíîé è òîíêîé êèøêè.
Ïîðîêè ðàçâèòèÿ ïèùåâîäà — ñðàâíèòåëüíî ðåäêàÿ ïàòîëîãèÿ. ×àùå âñåãî âñòðå÷àþòñÿ àòðåçèè, òðàõåîïèùåâîäíûå ñâèùè, õàëàçèÿ è àõàëàçèÿ, ðåæå — äèâåðòèêóëû, âðîæäåííûå ñòåíîçû, óäâîåíèÿ.
1.1 Àòðåçèÿ ïèùåâîäà
Àòðåçèÿ ïèùåâîäà ÿâëÿåòñÿ ñëîæíûì è òÿæåëûì ïîðîêîì ðàçâèòèÿ. Ïîðîê ôîðìèðóåòñÿ íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ýìáðèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ.
Ìåõàíèçì âîçíèêíîâåíèÿ àòðåçèè ñâÿçûâàþò ñ íàðóøåíèåì ïðîöåññîâ âàêóîëèçàöèè â ñîëèäíîé ñòàäèè, êîòîðóþ ïèùåâîä ïðîõîäèò âìåñòå ñ äðóãèìè îáðàçîâàíèÿìè êèøå÷íîé òðóáêè.  ýòèõ ñëó÷àÿõ ôîðìèðóåòñÿ àòðåçèÿ ïèùåâîäà áåç ñâèùà.
Ïðè íåñîîòâåòñòâèè íàïðàâëåíèÿ è ñêîðîñòè ðîñòà òðàõåè è ïèùåâîäà âîçìîæíî ðàçâèòèå àòðåçèè ñ òðàõåîïèùåâîäíûì ñâèùîì. Íàèáîëåå ÷àñòûì àíàòîìè÷åñêèì âàðèàíòîì ïîðîêà ÿâëÿåòñÿ àòðåçèÿ âåðõíåãî ñåãìåíòà â ñî÷åòàíèè ñ îáðàçîâàíèåì íèæíåãî òðàõåîïèùåâîäíîãî ñâèùà, êîòîðàÿ íàáëþäàåòñÿ ó 95 % áîëüíûõ.
Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ îòìå÷àþòñÿ â ïåðâûå ñóòêè æèçíè è ïðè âíèìàòåëüíîì îñìîòðå äîëæíû áûòü âûÿâëåíû äî ïåðâîãî êîðìëåíèÿ íîâîðîæäåííîãî.
Êëàññèôèêàöèÿ ïîìîãàåò âðà÷ó ðîäèëüíîãî äîìà îöåíèòü ñîñòîÿíèå áîëüíîãî è èçáðàòü îïòèìàëüíûé âàðèàíò ëå÷åáíîé òàêòèêè.
Ëå÷åíèå àòðåçèè ïèùåâîäà òðåáóåò íåîòëîæíîé õèðóðãè÷åñêîé ïîìîùè â óñëîâèÿõ ñïåöèàëüíîãî ñòàöèîíàðà.
Ðåçóëüòàòû ëå÷åíèÿ àòðåçèè ïèùåâîäà â ïîñëåäíèå ãîäû çíà÷èòåëüíî óëó÷øèëèñü. Ïî äàííûì ðàçíûõ àâòîðîâ, óäàåòñÿ ñïàñòè îò 43 äî 85 % íîâîðîæäåííûõ ñ àòðåçèåé ïèùåâîäà. Ëó÷øèå ðåçóëüòàòû óäàåòñÿ ïîëó÷èòü ïðè ïîñòóïëåíèè äåòåé â õèðóðãè÷åñêèå ñòàöèîíàðû â ïåðâûå 12 ÷ æèçíè.
1.2Õàëàçèÿ ïèùåâîäà
 ïîñëåäíåå âðåìÿ õàëàçèþ ïèùåâîäà îòíîñÿò ê äèñôóíêöèÿì ñîçðåâàíèÿ íîâîðîæäåííûõ.  îñíîâå ïðîöåññà ëåæèò ãåòåðîõðîííîå ðàçâèòèå èííåðâàöèè êàðäèàëüíîãî îòäåëà ïèùåâîäà è æåëóäêà. Ïðè ðîæäåíèè ðåáåíêà ñ íåäîðàçâèòèåì íà ýòîì ó÷àñòêå ñèìïàòè÷åñêèõ ãàíãëèåâ âõîä â æåëóäîê çèÿåò, âîçíèêàåò ïèùåâîäíî-æåëóäî÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, èëè ñîáñòâåííî õàëàçèÿ.  ñëó÷àå äåôèöèòà ïàðàñèìïàòè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé — êàðäèîñïàçì íîâîðîæäåííûõ.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ õàëàçèè íà÷èíàþòñÿ ñ êîíöà 1-é íåäåëè æèçíè. Ó ðåáåíêà ïîñëå êîðìëåíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ îáèëüíûå ñðûãèâàíèÿ, îñîáåííî â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè. Äîçèðîâàííîå êîðìëåíèå è íàõîæäåíèå ðåáåíêà â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè 20–30 ìèí ïîñëå êîðìëåíèÿ ñîäåéñòâóåò óëó÷øåíèþ óñâîåíèÿ ìîëîêà. Ïðè ïðîãðåññèðîâàíèè çàáîëåâàíèÿ ðàçâèâàåòñÿ ýçîôàãèò, â ðâîòíûõ ìàññàõ ïîÿâëÿåòñÿ ïðèìåñü êðîâè, ñîñòîÿíèå ðåáåíêà óõóäøàåòñÿ. Ïðè âûñîêîì ðåôëþêñ-ýçîôàãèòå âîçìîæíà àñïèðàöèÿ æåëóäî÷íîãî ñîäåðæèìîãî â òðàõåþ. Âîçíèêàåò àñïèðàöèîííàÿ ïíåâìîíèÿ, êîòîðàÿ óòÿæåëÿåò ñîñòîÿíèå áîëüíîãî.
Äèàãíîñòèêó ïèùåâîäíî-æåëóäî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïðîâîäÿò ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì è ýíäîñêîïè÷åñêèì ìåòîäàìè. Çàäà÷åé ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ âûÿâëåíèå ïðè÷èí ïîñòîÿííûõ ñðûãèâàíèé è ðâîòû. Ïðè õàëàçèè êîíòðàñòíîå âåùåñòâî (10–15 ìë áàðèåâîé âçâåñè) ñâîáîäíî ïîñòóïàåò â æåëóäîê, à ïðè ïîâûøåíèè âíóòðèáðþøíîãî äàâëåíèÿ çàáðàñûâàåòñÿ îáðàòíî â ïèùåâîä. Ýçîôàãîñêîïèÿ ïîçâîëÿåò îöåíèòü ñòåïåíü âòîðè÷íûõ èçìåíåíèé â ïèùåâîäå.
Ëå÷åíèå õàëàçèè â ïåðèîäå íîâîðîæäåííîñòè — êîíñåðâàòèâíîå. Ïðèíöèïèàëüíîå çíà÷åíèå èìååò ïîñòóðàëüíàÿ òåðàïèÿ.
Íîâîðîæäåííîãî ñ ïèùåâîäíî-æåëóäî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ ïîìåùàþò â ïîëîæåíèå ëåæà íà æèâîòå â èíäèâèäóàëüíóþ êðîâàòêó. Ïîäîáíîå ïîëîæåíèå ñïîñîáñòâóåò äîçðåâàíèþ êàðäèàëüíîãî îòäåëà ïèùåâîäà è ïðåïÿòñòâóåò ðàçâèòèþ àñïèðàöèîííîé ïíåâìîíèè.  ïîëîæåíèè íà æèâîòå ó 83 % áîëüíûõ óäàåòñÿ ïîëó÷èòü áëàãîïðèÿòíûå ðåçóëüòàòû. Èç ìåäèêàìåíòîçíûõ ñðåäñòâ ýòèì äåòÿì íàçíà÷àþò âèòàìèíû, àíàáîëè÷åñêèå ñðåäñòâà, áèîãåííûå ñòèìóëÿòîðû. Äîçðåâàíèþ òàêæå ñïîñîáñòâóþò ïðîâåäåíèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðîöåäóð è âîçäåéñòâèå ìåõàíè÷åñêèõ ôàêòîðîâ (ËÔÊ, ìàññàæ, áóæèðîâàíèå).
1.3Ïèëîðîñòåíîç
Ïèëîðîñòåíîç — îäíà èç ÷àñòûõ ïðè÷èí ðâîòû ó íîâîðîæäåííûõ. Îòìå÷åíà ñâÿçü ìåæäó ÷àñòîòîé ñëó÷àåâ è êðîâíûì ðîäñòâîì ðîäèòåëåé. Ñåìåéíî-íàñëåäñòâåííîå ïðåäðàñïîëîæåíèå âûÿâëåíî â 6,9%, óñòàíîâëåíî ïðåèìóùåñòâåííîå (4:1) çàáîëåâàíèå ëèö ìóæñêîãî ïîëà.
Ïîðîê ðàçâèâàåòñÿ íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ýìáðèîãåíåçà (6–7-ÿ íåäåëÿ) âñëåäñòâèå èçáûòî÷íîé çàêëàäêè ìûøö ïèëîðè÷åñêîé ÷àñòè æåëóäêà è íàðóøåíèÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêîé èííåðâàöèè ýòîé îáëàñòè.
Îñòðîòà è âðåìÿ âîçíèêíîâåíèÿ ñèìïòîìîâ ïèëîðîñòåíîçà îïðåäåëÿþòñÿ ñòåïåíüþ ñóæåíèÿ ïðèâðàòíèêà è êîìïåíñàòîðíûìè âîçìîæíîñòÿìè æåëóäêà ðåáåíêà.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ îáû÷íî íàñòóïàþò íà 3–4-é íåäåëå æèçíè. Ïîÿâëÿåòñÿ ðâîòà «ôîíòàíîì» ïî÷òè ïîñëå êàæäîãî êîðìëåíèÿ. Îáúåì ðâîòíûõ ìàññ ïðåâûøàåò îáúåì ïîñëåäíåãî êîðìëåíèÿ. Õàðàêòåðíûì ÿâëÿåòñÿ îòñóòñòâèå â íèõ ïðèìåñè æåë÷è. Ñòóë ñêóäíûé, òåìíî- çåëåíîãî öâåòà èç-çà ìàëîãî ñîäåðæàíèÿ ìîëîêà è ïðåîáëàäàíèÿ æåë÷è è ñåêðåòà êèøå÷íûõ æåëåç. Êîëè÷åñòâî âûäåëÿåìîé ìî÷è è ÷èñëî ìî÷åèñïóñêàíèé óìåíüøåíû. Ìî÷à êîíöåíòðèðîâàííàÿ, èíòåíñèâíî îêðàøèâàåò ïåëåíêè. Îòìå÷àþò âîçðàñòíîé äåôèöèò ìàññû òåëà.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ïðîèñõîäèò íàðóøåíèå âîäíî-ýëåêòðîëèòíîãî îáìåíà è ÊÎÑ â ðåçóëüòàòå ïîòåðè õëîðà ñ ñîëÿíîé êèñëîòîé ïðè ðâîòå. Ïîñëåäíåå ïðèâîäèò ê óâåëè÷åíèþ ùåëî÷íûõ ðåçåðâîâ â êðîâè è ïîÿâëåíèþ óìåðåííîãî àëêàëîçà.
Äèàãíîñòèêà ïèëîðîñòåíîçà îñíîâàíà íà äàííûõ àíàìíåçà, îñìîòðå áîëüíîãî, à â çàòðóäíèòåëüíûõ ñëó÷àÿõ — íà ïðèìåíåíèè ñïåöèàëüíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ.
Ñîñòîÿíèå ðåáåíêà çàâèñèò îò ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ.  ïîñëåäíèå ãîäû, áëàãîäàðÿ ðàííåé îáðàùàåìîñòè ê âðà÷ó è èíòåíñèâíîé êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè, áîëüíûå ñ çàïóùåííûìè ôîðìàìè ïèëîðîñòåíîçà âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî è óäîâëåòâîðèòåëüíûé îáùèé âèä èõ, îòëè÷àþùèéñÿ îò êëàññè÷åñêèõ îïèñàíèé ïèëîðîñòåíîçà, ìîæåò ââåñòè âðà÷à â çàáëóæäåíèå. Îñîáîå âíèìàíèå ïðè ïèëîðîñòåíîçå îáðàùàþò íà îñìîòð æèâîòà, ïðè êîòîðîì ìîæíî îáíàðóæèòü óâåëè÷åíèå ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè ïî ñðàâíåíèþ ñ çàïàâøèìè íèæíèìè îòäåëàìè, âûÿâèòü õàðàêòåðíûé ñèìïòîì «ïåñî÷íûõ ÷àñîâ», îáóñëîâëåííûé ãëóáîêîé ïåðèñòàëüòèêîé ðàñòÿíóòîãî æåëóäêà.
Óòî÷íåíèå äèàãíîçà ïðîâîäÿò ìåòîäîì ïàëüïàöèè ïðèâðàòíèêà.
 ïîñëåäíèå ãîäû äëÿ äèàãíîñòèêè ïèëîðîñòåíîçà ñòàëè øèðîêî ïðèìåíÿòü ãàñòðîñêîïèþ. Ýíäîñêîïè÷åñêè ó âñåõ áîëüíûõ îòìå÷àþò ðåçêîå ñóæåíèå âõîäà â ïðèâðàòíèê è îòñóòñòâèå åãî ïåðèñòàëüòèêè.
Ëå÷åíèå ïèëîðîñòåíîçà îïåðàòèâíîå. Ðåçóëüòàòû ëå÷åíèÿ õîðîøèå.
2. Ïîðîêè ðàçâèòèÿ äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè
Çàíèìàþò 4-å ìåñòî ñðåäè äðóãèõ ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ ïèùåâàðèòåëüíîãî òðàêòà ó íîâîðîæäåííûõ è ãðóäíûõ äåòåé è, êàê ïðàâèëî, ïðèâîäÿò ê íàðóøåíèþ åå ôóíêöèè ñ êëèíè÷åñêîé êàðòèíîé ïîëíîé èëè ÷àñòè÷íîé íåïðîõîäèìîñòè îðãàíà.
2.1Ïîëíàÿ íåïðîõîäèìîñòü äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè
Ìîæåò áûòü îáóñëîâëåíà àòðåçèåé, òÿæåëûìè ôîðìàìè àãàíãëèîçà, êîëüöåâèäíîé ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçîé è àáåððàíòíûì ñîñóäîì.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ýòèõ çàáîëåâàíèé ñõîäíû. Âåäóùèì ñèìïòîìîì ÿâëÿåòñÿ ðâîòà, êîòîðàÿ âîçíèêàåò â êîíöå 1-ãî äíÿ. Ïåðâàÿ ïîðöèÿ ðâîòíûõ ìàññ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñîñòîèò èç çàãëî÷åííûõ îêîëîïëîäíûõ âîä è ñîäåðæèìîãî æåëóäêà, îäíàêî âîçìîæíà ïðèìåñü æåë÷è.
Îòõîæäåíèå ìåêîíèÿ íàáëþäàþò ïî÷òè ó âñåõ äåòåé, îäíàêî êîëè÷åñòâî åãî íåñêîëüêî ìåíüøå. Îí áîëåå ñâåòëîé îêðàñêè è ñîäåðæèò ìíîãî ñëèçèñòûõ ïðîáîê.
Ðåáåíîê ñ ïîëíîé íåïðîõîäèìîñòüþ äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè îáû÷íî ñïîêîåí, ñîñåò óäîâëåòâîðèòåëüíî, è åãî îáùåå ñîñòîÿíèå â ïåðâûå äíè æèçíè íàðóøåíî íåçíà÷èòåëüíî. Ïðè îñìîòðå îáðàùàþò âíèìàíèå íà âíåøíèé âèä æèâîòà. Êîãäà æåëóäîê è äâåíàäöàòèïåðñòíàÿ êèøêà ïåðåïîëíåíû ñîäåðæèìûì, èìåþò ìåñòî âçäóòèå ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè è çàïàäåíèå îñòàëüíûõ ó÷àñòêîâ æèâîòà, íàä êîòîðûìè îïðåäåëÿþò óêîðî÷åííûé ïåðêóòîðíûé òîí.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ìîæíî âèäåòü ïåðèñòàëüòèêó æåëóäêà. Ïîñëå ðâîòû âçäóòèå èñ÷åçàåò, áðþøíàÿ ñòåíêà ïðåäñòàâëÿåòñÿ ðàâíîìåðíî âòÿíóòîé. Ïðè ïàëüïàöèè æèâîò íà âñåì ïðîòÿæåíèè ìÿãêèé, ðåáåíîê ïðè ýòîì îñòàåòñÿ ñïîêîéíûì. Ïðè àóñêóëüòàöèè ïåðèñòàëüòè÷åñêèå øóìû íå âûñëóøèâàþò.
Äèàãíîç óòî÷íÿþò ìåòîäîì ðåíòãåíîãðàôèè. Ïðîèçâîäÿò ïðÿìóþ è áîêîâóþ îáçîðíóþ ðåíòãåíîãðàôèþ ãðóäíîé êëåòêè è áðþøíîé ïîëîñòè â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè ðåáåíêà.
Õàðàêòåðíûì ñèìïòîìîì äëÿ ïîëíîé íåïðîõîäèìîñòè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå äâóõ ãîðèçîíòàëüíûõ óðîâíåé æèäêîñòè è äâóõ ãàçîâûõ ïóçûðåé, ñîîòâåòñòâóþùèõ ðàñòÿíóòîìó æåëóäêó è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêå.  îñòàëüíûõ îòäåëàõ áðþøíîé ïîëîñòè ãàç îòñóòñòâóåò.
2.2×àñòè÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè ó íîâîðîæäåííûõ
Ìîæåò áûòü îáóñëîâëåíà íåçàâåðøåííûì ïîâîðîòîì ñðåäíåé êèøêè, âíóòðåííåé ìåìáðàíîé, èìåþùåé îòâåðñòèå, âðîæäåííûì ñòåíîçîì è àíîìàëüíûì îòõîæäåíèåì âåðõíåé áðûæåå÷íîé àðòåðèè.
Îòñóòñòâèå ïàòîãíîìîíè÷íûõ ïðèçíàêîâ, ìíîãîîáðàçèå êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è íåòèïè÷íîñòü âðåìåíè èõ ïîÿâëåíèÿ äåëàþò äèàãíîç ÷àñòè÷íîé íåïðîõîäèìîñòè äîâîëüíî òðóäíûì.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ îñíîâíûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ ïåðåìåæàþùàÿñÿ ðâîòà, ñðûãèâàíèÿ è áîëè â æèâîòå, íîñÿùèå íåïîñòîÿííûé õàðàêòåð è ïåðèîäè÷åñêè ïîâòîðÿþùèåñÿ ñî âðåìåíåì. Êëèíè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå íå ïîçâîëÿåò ïîäòâåðäèòü èëè îòâåðãíóòü äèàãíîç íåïðîõîäèìîñòè è âûÿâèòü ïðè÷èíó çàáîëåâàíèÿ.
Ðåøàþùèì äëÿ äèàãíîñòèêè ÿâëÿåòñÿ ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå.
×àñòè÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè òðåáóåò õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ. Îêîí÷àòåëüíóþ ïðè÷èíó íåïðîõîäèìîñòè óòî÷íÿþò íà îïåðàöèè.
3. Ïîðîêè ðàçâèòèÿ òîíêîé êèøêè
Çàíèìàþò 5-å ìåñòî, ñðåäè ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû. Îñíîâíûìè ïîðîêàìè ÿâëÿþòñÿ àòðåçèè (ïîëíûå è ìåìáðàíîçíûå), âðîæäåííûé ñòåíîç, óäâîåíèÿ, çàâîðîò, íàðóøåíèå èííåðâàöèè ñòåíêè.  ïåðèîäå íîâîðîæäåííîñòè ÷àøå âûÿâëÿþò ïîðîêè ðàçâèòèÿ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîëíîé íåïðîõîäèìîñòüþ.
Êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû íîñÿò îñòðûé õàðàêòåð è â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ ïðåïÿòñòâèÿ ïîÿâëÿþòñÿ íà 1–2-é äåíü æèçíè.
Âåäóùèì ñèìïòîìîì òàêæå ÿâëÿåòñÿ ðâîòà. Ïåðâûå åå ïîðöèè ñîäåðæàò çàãëî÷åííûå îêîëîïëîäíûå âîäû, çàòåì ïðèñîåäèíÿåòñÿ ïðèìåñü æåë÷è, à â çàïóùåííûõ ñëó÷àÿõ — êèøå÷íîãî ñîäåðæèìîãî. Ñîñòîÿíèå ðåáåíêà ïðîãðåññèâíî óõóäøàåòñÿ, íàðàñòàþò ýêñèêîç è òîêñèêîç. Çà ñ÷åò àñïèðàöèè ðâîòíûõ ìàññ âîçìîæíî ðàçâèòèå ïíåâìîíèè. Æèâîò ðàâíîìåðíî âçäóò. Ñòóë ìîæåò áûòü 2–3 ðàçà â ñóòêè, òàêîãî æå õàðàêòåðà, êàê è ó áîëüíûõ ñ ïîëíîé íåïðîõîäèìîñòüþ äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.
Äèàãíîç ïîäòâåðæäàþò ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì èññëåäîâàíèåì. Õàðàêòåðíûìè ïðèçíàêàìè ïîëíîé íåïðîõîäèìîñòè òîíêîé êèøêè ÿâëÿþòñÿ íàëè÷èå íà îáçîðíîé ðåíòãåíîãðàììå ìíîæåñòâà óðîâíåé â âåðõíèõ îòäåëàõ áðþøíîé ïîëîñòè è ïîëíîå îòñóòñòâèå ãàçà — â íèæíèõ (ñèìïòîì «íåìîé çîíû»).
4.Ïîðîêè ðàçâèòèÿ òîëñòîé êèøêè
×àñòè÷íî ïðîÿâëÿþòñÿ è äîëæíû áûòü êîððèãèðîâàíû òîò÷àñ ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà, ÷àñòè÷íî — â áîëåå ïîçäíèå ñðîêè.  ïåðâóþ ãðóïïó îòíîñÿò îñòðóþ ôîðìó áîëåçíè Ãèðøñïðóíãà, ðåäêèå ñëó÷àè àòðåçèè òîëñòîé êèøêè, âðîæäåííîå îòñóòñòâèå çàäíåãî ïðîõîäà è ïðÿìîé êèøêè, âî âòîðóþ — ïðî÷èå àíîðåêòàëüíûå ïîðîêè.
4.1Áîëåçíü Ãèðèëñïðóíãà
Ó íîâîðîæäåííûõ ïðîòåêàåò â îñòðîé ôîðìå, èáî êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû ïîÿâëÿþòñÿ íà 2–3-é äåíü æèçíè.
Ïåðâûìè ñèìïòîìàìè çàáîëåâàíèÿ ìîãóò áûòü îòñóòñòâèå ñòóëà è ïîñòåïåííîå ïðîãðåññèðóþùåå íàðàñòàíèå âçäóòèÿ æèâîòà.  áîëåå ïîçäíèå ñðîêè ïîÿâëÿåòñÿ ðâîòà ñ æåë÷üþ. Ïðè ïîïûòêå ïîëó÷èòü ñòóë ñ ïîìîùüþ êëèçìû ïðîìûâíûå âîäû ñ òðóäîì âûäåëÿþòñÿ îáðàòíî èëè èõ íå ïîëó÷àþò ñîâñåì. Æèâîò ðåçêî âçäóò, óâåëè÷åí â ðàçìåðàõ â ðåçóëüòàòå âûðàæåííîãî ìåòåîèçìà ïðèâîäÿùèõ îòäåëîâ êèøå÷íèêà. Íà îáçîðíîé ðåíòãåíîãðàììå â áðþøíîé ïîëîñòè îáíàðóæèâàþò ðàñøèðåííûå ïåòëè êèøîê è ìíîæåñòâåííûå óðîâíè æèäêîñòè.
Äèàãíîç óòî÷íÿþò ìåòîäîì êîíòðàñòíîé èððèãîãðàôèè. Öåëüþ èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ óñòàíîâëåíèå ñïàñòè÷åñêîé çîíû, îïðåäåëåíèå åå äëèíû è ñòåïåíè ñóæåíèÿ, à òàêæå äèàìåòðà ðàñøèðåííîãî îòäåëà òîëñòîé êèøêè. Ñõîäíûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è ìåòîäû äèàãíîñòèêè ïðèìåíÿþò ó íîâîðîæäåííûõ ñ ïîäîçðåíèåì íà àòðåçèþ òîëñòîé êèøêè.
Ëå÷åíèå ýòèõ çàáîëåâàíèé îïåðàòèâíîå.
4.2Àòðåçèè çàäíåãî ïðîõîäà è ïðÿìîé êèøêè (ïðîñòûå)
Ïåðâûå ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ ÷åðåç 10–12 ÷ ïîñëå ðîæäåíèÿ è çàêëþ÷àþòñÿ â áåñïîêîéñòâå ðåáåíêà, ïåðèîäè÷åñêîì ïîòóæèâàíèè, íàðóøåíèè ñíà. Ñòóë îòñóòñòâóåò. Åñëè ïîðîê íå ðàñïîçíàþò, òî ðàçâèâàåòñÿ êëèíèêà íèçêîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè. Äëÿ ñâîåâðåìåííîãî ðàñïîçíàâàíèÿ àòðåçèè íåîáõîäèì ïðîôèëàêòè÷åñêèé îñìîòð ïðîìåæíîñòè ïðè ðîæäåíèè ðåáåíêà è ïðè îòñóòñòâèè ìåêîíèÿ — â ïåðâûå 6–10 ÷. Óðîâåíü àòðåçèè óñòàíàâëèâàþò ìåòîäîì ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ. Ïðè àòðåçèè çàäíåãî ïðîõîäà íåîáõîäèìî ñðî÷íî ïåðåâåñòè ðåáåíêà èç ðîäèëüíîãî äîìà â õèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå.
4.3Àòðåçèè çàäíåãî ïðîõîäà è ïðÿìîé êèøêè (ñî ñâèùàìè).
Ïðè îòñóòñòâèè çàäíåãî ïðîõîäà è ïðÿìîé êèøêè ñâèùè ÷àùå âñåãî îòêðûâàþòñÿ â ïîëîâóþ ñèñòåìó. Ïîäîáíàÿ ïàòîëîãèÿ íàáëþäàåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ó äåâî÷åê. Ñâèù ÷àùå ñîîáùàåòñÿ ñ ïðåääâåðèåì âëàãàëèùà, ðåæå — ñ âëàãàëèùåì. Îñíîâíûì ïðèçíàêîì àòðåçèè ñî ñâèùîì â ïîëîâóþ ñèñòåìó ÿâëÿåòñÿ âûäåëåíèå ìåêîíèÿ è ãàçîâ ÷åðåç ïîëîâóþ ùåëü ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè ðåáåíêà. Ðåøåíèå î ëå÷åáíîé òàêòèêå ïðèíèìàåò õèðóðã. Åñëè ñâèù êîðîòêèé è äîñòàòî÷íî øèðîêèé è ó ðåáåíêà îòìå÷àåòñÿ áîëåå èëè ìåíåå ðåãóëÿðíûé ñòóë, òî êîððåêöèþ ïîðîêà ïðîâîäÿò â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå. Åñëè æå ñâèù óçêèé è ïîëíîãî îïîðîæíåíèÿ êèøêè íå ïðîèñõîäèò, òî ïîðîê ëèêâèäèðóþò â ïåðâûå íåäåëè æèçíè. Ïîäîáíîé òàêòèêè ïðèäåðæèâàþòñÿ è ïðè ñâèùàõ, îòêðûâàþùèõñÿ íà ïðîìåæíîñòü.
Äèàãíîñòèêà èõ íå ïðåäñòàâëÿåò îñîáûõ òðóäíîñòåé.
Çàêëþ÷åíèå
Ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ó íîâîðîæäåííûõ ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé, íî íå åäèíñòâåííîé çàäà÷åé âðà÷à ðîäèëüíîãî äîìà. Âòîðîé, íå ìåíåå âàæíîé, çàäà÷åé ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëüíàÿ òðàíñïîðòèðîâêà ðåáåíêà, ïðåäóñìàòðèâàþùàÿ ïðåäóïðåæäåíèå âîçìîæíûõ îñëîæíåíèé, à òàêæå ïðîâåäåíèå íåïîñðåäñòâåííî â ðîäèëüíîì äîìå íà÷àëüíûõ ýòàïîâ ðàöèîíàëüíîé ïðåäîïåðàöèîííîé ïîäãîòîâêè.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Ëåíãìóð Ò.Ñ., Ñàïðèêîíîâà Ñ.ß. Êóðñ ýìáðèîëîãèè, ãèñòîëîãèè. – Ì.: «Ìåäèöèíà», 1995
2. 2001Ãîðåíîâ À.Â. Îñíîâíûå ïîðîêè ðàçâèòèÿ ïëîäà. – Ì.: «ÀñòðàÌåä», 2001
3. Ôèçèîëîãèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà / Ïîä ðåä. Â.È.Êîçëîâà è Ä.À.Ôàðáåð. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå,2003
4. Äàâûäîâ È.Î., Êàëüïóíîâ Ã.Ñ. Êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ. – Ñïá.: «Ôåíèêñ», 2004
5. Áîëüøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ, ò.2, èçä. «Þíûé ìåäèê», 1998
6. Øåïàðä T. H. «Êàòàëîã òåðàòîãåííûõ ôàêòîðîâ»,
7. Áåêìàí Ä. A., Áðåíò Ð.Ë. Ìåõàíèçì òåðàòîãåíåçèñà. – Ì.: «Ìåäèöèíà», 2000
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник