Взятие кала на патогенную кишечную флору у детей

Взятие кала на патогенную кишечную флору у детей thumbnail

Взятие кала на патогенную кишечную флору у детей

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

uchebnue_algoritmu.doc

Скачиваний:

10

Добавлен:

24.12.2018

Размер:

389.12 Кб

Скачать

    Оснащение:

    • Стерильная
      пробирка с металлической петлей и
      консервантом.

    • Штатив для
      пробирок.

    • Перчатки.

    • Бланк-направление,
      стеклограф.

    Подготовка к
    процедуре.

    • Подготовить
      необходимое оснащение.

    • Выписать направление
      в баклабораторию.

    • Поставить
      стеклографом номер на пробирке,
      соответствующий номеру в направлении.

    • Вымыть и осушить
      руки надеть перчатки.

    Выполнение
    процедуры.

    • Уложить ребенка
      на левый бок с согнутыми в коленях и
      приведенными к животу ногами.

    • Взять пробирку
      в левую руку.

    • Раздвинуть ягодицы
      ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и
      зафиксировать ребенка в данном
      положении.

    • Правой рукой
      взять из пробирки металлическую петлю
      и осторожно вращательными движениями
      ввести ее в прямую кишку и собрать
      содержимое со стенок.

    Примечание:
    глубина введения петли у детей раннего
    возраста 3 – 4 см., у старших детей – 6 –
    8 см.; петлю продвигают вначале по
    направлению к пупку, затем параллельно
    позвоночнику.

    • Извлечь петлю из
      прямой кишки и поместить в пробирку с
      консервантом, не касаясь краев пробирки.

    Примечание:
    не брать кал с явными примесями крови,
    т.к. кровь имеет бактерицидные свойства.

    • Установить
      пробирку в штатив.

    Завершение
    процедуры.

    • Снять перчатки,
      поместить в дезраствор.

    • Вымыть и осушить
      руки.

    • Отправить материал
      в баклабораторию в сопровождении
      направления (допускается хранение
      пробирки с консервантом в холодильнике
      при температуре +3 – +40С).

    1. Неотложные состояния

      1. Неотложная помощь при носовом кровотечении

    Оказать первую
    помощь при носовом кровотечении ребенку
    8-ми лет.

    Оснащение:

    • Марля.

    • Лоток с холодной
      водой.

    • Лоток бобовидной
      формы.

    • Марлевые турунды.

    • 3% перекись
      водорода.

    Выполнение
    процедуры.

    • Успокоить ребенка.

    • Усадить его со
      слегка наклоненной вперед головой.

    • Запретить
      сморкаться и резко двигаться.

    • Смочить марлю в
      холодной воде.

    • Приложить марлю,
      смоченную в холодной воде, на переносицу
      и на область затылка.

    • Прижать крылья
      носа к носовой перегородке и держать
      так 2 – 3 мин., при этом ребенок дышит
      через рот, а кровь сплевывает в лоток.

    • Ввести в носовые
      ходы марлевые турунды, смоченные 3%
      раствором перекиси водорода.

    • Выполнить
      назначения врача.

      1. Неотложная помощь при обмороке Оказать первую помощь при обмороке ребенку 14-ти лет.

    Оснащение:

    • Емкость с холодной
      водой.

    • Ватные шарики.

    • Нашатырный спирт.

    • Одеяло.

    • Грелка.

    Выполнение
    процедуры.

    • Уложить ребенка
      с приподнятым ножным концом.

    • Освободить от
      стесняющей одежды, растянуть пояс,
      воротник, пуговицы на одежде.

    • Обеспечить доступ
      свежего воздуха.

    • Опрыскать лицо
      и смочить грудь холодной водой.

    • Поднести к носовым
      ходам ватку, смоченную нашатырным
      спиртом.

    • Энергично растереть
      тело, нижнюю половину туловища укутать
      одеялом, можно положить под одеяло
      теплые грелки.

    • Выполнить
      назначения врача.

    35

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #

      28.03.201547.88 Mб22Trufanov_Luchevaya_diagnostika.PDF

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Анализ кала на дисбактериоз у детей

    С помощью анализа на дисбактериоз определяют состояние кишечной микрофлоры у ребенка. Почему врач может назначить такое исследование и что следует знать о нем родителям?

    Показания

    Данный анализ назначают при:

    • Длительных и повторяющихся поносах или запорах у грудных малышей, а также их чередовании.
    • Болезнях пищеварительной системы – дуодените, панкреатите, гастрите и других.
    • Аллергических заболеваниях.
    • Кишечных инфекциях.
    • Болях и вздутии в животе.
    • Антибиотикотерапии.
    • Непереносимости определенной пищи.

    Такое исследование особенно важно для младенцев, у которых риски развития патологии кишечника повышены. Также его советуют сделать детям, которые часто болеют, например, при частых ОРВИ.

    Ребенок, унитаз и туалетная бумага

    Виды

    1. Копрологическое исследование кала. Его назначают самым первым при подозрении на проблемы с кишечником. Анализ покажет, как переваривается пища в кишечнике и выявит воспалительный процесс.
    2. Биохимический анализ кала. Помогает выявить ферментопатии.
    3. Экспресс-посев кала. Это быстрый метод исследования, во время которого определяется нормальная микрофлора в процентном соотношении.
    4. Посев кала на дисбактериоз. Такое исследование позволяет оценить концентрацию и количество бактерий-представителей нормальной микрофлоры, а также условно-патогенной флоры. Кал ребенка высевается на питательную среду. В течение нескольких дней вырастают колонии бактерий, которые изучаются под микроскопом и подсчитываются. В бланке обозначают количество микроорганизмов на 1 грамм кала, указывая число бактерий, образующих колонии (КОЕ). Если выявлена патогенная флора, дополнительно определяется чувствительность/стойкость к антибиотикам.
    Читайте также:  Кишечные спазмы во втором триместре

    Анализ кала

    Где можно сдать анализы?

    Анализы на дисбактериоз можно сдать как в государственных поликлиниках, так и в частных лабораториях. При этом родителям следует помнить, что в государственных медучреждениях есть свои часы работы и они не проводят исследования по выходным.

    Нужна ли специальная подготовка?

    Если анализ назначен грудному малышу, которого начали прикармливать, то за три дня до исследования введение новых продуктов исключают. Также в течение нескольких дней до сдачи кала нужно прекратить давать малышу любые медикаменты, включая активированный уголь и препараты от колик.

    Делать клизму, пользоваться ректальными свечками и давать ребенку слабительные препараты перед исследованием на дисбактериоз тоже нельзя.

    Как собрать кал?

    Образец каловых масс следует собирать у ребенка, который уже помочился, чтобы моча не попала в емкость для анализа. Также перед сбором материала ребенка обязательно подмывают.

    Для исследования понадобится около 10 мл кала малыша, который помещают в стерильную тару. Лучше всего брать частички кала из разных участков каловых масс ребенка. Если в испражнениях имеются какие-либо примеси, их также непременно помещают в емкость с калом для анализа.

    Купание перед взятием анализа

    Сколько и где можно хранить кал?

    Каловые массы обычно собирают утром и отвозят на анализ в течение 1-3 часов после испражнения. Если возможности отвезти свежий утренний кал сразу же нет, емкость с образцом для анализа можно хранить в холодильнике до 6 часов. Хранение кала при комнатной температуре исказит результаты исследования.

    Значения нормы

    Расшифровка

    Больше всего в образце кала здорового ребенка должно быть бифидобактерий. В норме они составляют около 95% всей микрофлоры. Именно эти бактерии выполняют все основные функции микробной флоры кишечника – помощь во всасывании минералов и витаминов, синтез витаминов, стимуляция моторики кишечника, нейтрализация токсинов и другие.

    Не менее важны и лактобактерии, которые также обеспечивают функционирование кишки, вырабатывают лактазу и защищают ребенка от аллергенов. Их в здоровом кишечнике содержится примерно 6% от всех микроорганизмов. Нормальная микрофлора также состоит из кишечных палочек (эшерихий), помогающих выводить кислород и противостоять патогенной флоре.

    Такой представитель кишечной флоры, как бактероиды, появляются в кале младенцев старше 6 месяцев. Эти бактерии способствуют расщеплению жиров. Также в здоровом толстом кишечнике малышей в норме встречаются пептострептококки и энтерококки.

    В норме в детском кале не выявляются патогенные энтеробактерии, например, такие как сальмонелла или шигелла. Их выявление указывает не на дисбактериоз, а на серьезные заболевания кишечника. Также в кале ребенка должны отсутствовать золотистые стафилококки и гемолитические эшерихии.

    Анализ кала

    Причины отклонений

    • Если число бифидобактерий и лактобактерий снижено, а показатели условно-патогенной флоры повышены, это признаки дисбактериоза. Также такая картина характерна для кишечных инфекций и патологий ферментов.
    • На состав микробной флоры кишечника влияют также нарушения питания ребенка. Избыточное потребление жиров изменит показатель бактероидов, а избыток углеводистой пищи повлияет на число пептострептококков и энтерококков.
    • Снижение количества типичных кишечных палочек часто бывает при глистных инвазиях. Непатогенных эшерихий также становится меньше при нарушениях вскармливания ребенка, кишечных инфекциях и антибиотикотерапии.
    • Повышение числа кишечных палочек, у которых снижена активность, свидетельствует о начальной стадии дисбактериоза.
    • Увеличение числа грибков кандида характерно для кандидоза.

    Источник

    Показания.Обследование детей с подозрением на острую ки­шечную инфекцию (ОКИ), а также контактных с больным ОКИ, бактерионосителей после санации; обследование детей до 2 лет, госпитализируемых в стационар и вновь поступаю­щих в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением ЦНС и туберкулезом.

    Общие сведения.Существует два основных метода взя­тия материала на патогенную кишечную флору (ПКФ): с помощью ректального тампона и нативного материала. Кал для бактериологического исследования собирают из горш­ка, у детей младшего возраста — с пеленки. Для повыше­ния высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на посев рекомендуется брать до начала этиотропной тера­пии, лучше в первые часы заболевания. У детей с дисфун­кцией кишечника взятие материала производят из свеже-выделенных испражнений, выбирая слизисто-гнойные ко­мочки, содержащие наибольшее количество возбудителя, без крови, так как она содержит бактериостатические вещест­ва, которые задерживают рост микробов. Рекомендуется брать 3—5 г испражнений из последней более жидкой пор­ции — в них находится больше возбудителей. При заборе материала в суднах и горшках не должно содержаться ос­татков дезинфицирующих средств. После взятия материала хранение его допустимо в течение 2 ч в холодильнике. Окончательный результат посева получают на 4—5-е сутки.

    Читайте также:  Чем отличается отравление от кишечного гриппа

    Материальное обеспечение: 1) герметично закрытые стерильные пробирки с ватными тампонами на деревян­ном (металлическом) стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) флакон или пробирка с консервантом (30 % раствор глицерина и 70 % физиологический раствор); 3) стериль­ный флакон с крышкой; 4) чашка Петри с питательной средой; 5) шпатель в крафт-пакете; 6) бикс для транспор­тировки, штатив, пеленка; 7) стеклограф; 8) перчатки; 9) инструментальный столик; 10) бланк-направление; 11) фантом ротоглотки.

    Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

    2. Поставить на инструментальный столик необходи­мое оснащение.

    3. Поставить стеклографом номер на пробирке (флако­не), соответствующий номеру в направлении.

    I метод взятия материала методом ректального тампона.

    Основной этап выполнения манипуляции.4. Устано­вить пробирку в штатив. Извлечь из пробирки стериль­ный тампон.

    5. Налить в пробирку 3—5 мл консерванта. Смочить тампон в консерванте, избыточное количество его отжать о стенку пробирки.

    6. Уложить ребенка раннего возраста на спину, старше­го — на левый бок. Пальцами левой руки раздвинуть яго­дицы, правой рукой осторожно, без насилия, вращательно-поступательными движениями ввести тампон в пря­мую кишку, детям раннего возраста на глубину 3 —4 см, старшим детям на глубину 6—8 см.

    7. Извлечь тампон и поместить его в стерильную про­бирку с консервантом, не касаясь ее краев.

    II методвзятия нативного материала.
    Основной этап выполнения манипуляции.4. Взять

    испражнения стерильным тампоном или шпателем.

    5. Поместить их в стерильный флакон.

    6. Залить кал консервантом в объеме, в 2—3 раза пре­вышающем объем кала.

    7. Закрыть стерильным колпачком флакон.
    Заключительный этап выполнения манипуляции.

    8. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки, вымыть и просушить руки.

    9. Оформить направление.

    10. Транспортировать взятый материал в биксе в бакте­риологическую лабораторию.

    Источник

    [10-012]
    Посев кала на патогенную флору (диз. группа и тифопаратифозная группа) с определением чувствительности к антибиотикам

    900 руб.

    Микробиологическое исследование, позволяющее выявить в кале патогенную флору: возбудителей бактериальной дизентерии (шигеллеза), сальмонеллезов, в том числе брюшного тифа и паратифа, а также патогенные группы кишечной палочки (E. coli) – возбудителей эшерихиозов.

    Синонимы русские

    Посев кала на патогены.

    Синонимы английские

    Stool сulture, Salmonella sp., Shigella sp., Escherichia coli, bacteria identification and susceptibility, Stool culture, routine.

    Метод исследования

    Микробиологический метод.

    Какой биоматериал можно использовать для исследования?

    Кал, ректальный мазок.

    Как правильно подготовиться к исследованию?

    • Исследование рекомендуется проводить до начала приема антибиотиков и других антибактериальных химиотерапевтических препаратов.
    • Исключить прием слабительных препаратов, введение ректальных свечей, масел, ограничить (по согласованию с врачом) прием медикаментов, влияющих на перистальтику кишечника (белладонна, пилокарпин и др.), и препаратов, влияющих на окраску кала (железо, висмут, сернокислый барий), в течение 72 часов до сбора кала.

    Общая информация об исследовании

    Патогенные микроорганизмы не входят в состав нормальной микрофлоры и в норме у человека отсутствуют. При попадании в организм они, как правило, приводят к инфекционным заболеваниям.

    Бактерии дизентерийной группы вызывают дизентерию (шигеллез) – острое инфекционное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя. Она сопровождается преимущественным поражением толстой кишки с диареей, лихорадкой и болями в животе. В стуле пациента зачастую обнаруживается кровь, слизь или гной.

    Читайте также:  Лекарства при желудочном кишечном гриппе

    К бактериям тифо-паратифозной группы относятся Salmonella typhi (возбудитель брюшного тифа), Salmonella paratyphi A, B, C (возбудитель паратифа A, B, C соответственно), а также возбудители других сальмонеллезов. Сальмонеллез передается фекально-оральным путем и характеризуется преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта, а его симптомы похожи на симптомы гастроэнтерита или энтерита: тошнота, рвота, спазмы в животе, диарея, лихорадка и головные боли.

    Брюшной тиф – это острое инфекционное заболевание с фекально-оральным путем передачи, протекающее с постепенным развитием общего недомогания, бессонницы и головной боли, к которым присоединяются лихорадка, симптомы поражения центральной нервной системы в виде заторможенности, нарушений сознания и бреда, а также нарушения стула и сыпь в области живота и грудной клетки. Паратиф А и В по клинической картине и эпидемиологическим особенностям схожи с брюшным тифом, а паратиф С напоминает пищевую токсикоинфекцию.

    Патогенные кишечные палочки являются причиной эшерихиозов – острых кишечных инфекций, которым в большей степени подвержены дети. Эшерихии делят на серогруппы по О-антигену. Среди патогенных эшерихий (кишечных палочек) выделяют:

    1) энтеротоксигенные, приводящие к холероподобной диарее,

    2) энтеропатогенные, вызывающие диарею главным образом у детей,

    3) энтероинвазивные кишечные палочки, сходные по своим свойствам с возбудителями бактериальной дизентерии,

    4) энтерогеморрагические, приводящие к дизентериеподобной диарее и гемоколиту.

    Для всех перечисленных заболеваний характерно бактерионосительство – транзиторное (случайно выявленное), острое (в период выздоровления после острой дизентерии) или хроническое.

    Идентифицировать патогенные микроорганизмы и определить их чувствительность к антибиотикам возможно только при помощи микробиологических методов, таких как культивирование на питательных средах (посев) с определением чувствительности выделенного микроорганизма к антибиотикам.

    Для чего используется исследование?

    • Для выявления бактериальной дизентерии, сальмонеллезов (в том числе брюшного тифа и/или паратифов), эшерихиозов.
    • Как часть дифференциальной диагностики (наряду с другими исследованиями) инфекционных заболеваний, протекающих со сходными симптомами, таких как диарея, вызванная вирусами, простейшими или другими бактериями, воспалительные заболевания кишечника, рак толстой и прямой кишки, нарушения всасывания, некоторые эндокринные заболевания.
    • Для выявления бактерионосителей.
    • Для того чтобы выбрать рациональную антибактерильную терапию и оценить ее эффективность.

    Когда назначается исследование?

    • При подозрении на острую или хроническую бактериальную дизентерию, сальмонеллез или эшерихиоз.
    • При обследовании лиц, контактировавших с бактерионосителями или переболевшими дизентерией, сальмонеллезами (в том числе и брюшным тифом, паратифами), эшерихиозами или другими кишечными инфекциями неясного происхождения в течение последнего года.
    • При вспышках острых кишечных инфекций, особенно в “закрытых” коллективах.
    • В качестве профилактического обследования лиц перед госпитализацией в стационар.

    Что означают результаты?

    Референсные значения: не обнаружены.

    Положительный результат посева, то есть выявление возбудителей дизентерии, сальмонеллезов или эшерихиозов свидетельствует о соответствующем заболевании в острой форме (при наличии клинической картины) или в форме бессимптомного бактерионосительства (транзиторного – при однократном положительном результате посева, острого – при положительном результате посева в течение периода выздоровления, хронического – при неоднократных положительных результатах посева).

    В случае сомнительного результата следует провести повторное исследование.

    При отрицательном результате посева наличие заболевания маловероятно.

    Что может влиять на результат?

    К ложноотрицательному результату ведет предшествующая антибактериальная терапия или химиотерапия.

    

    Также рекомендуется

    • Anti-Shigella flexneri 1-5, anti-Shigella sonnei
    • Антитела к Vi-aнтигену Salmonella typhi
    • Анализ кала на скрытую кровь
    • Общий анализ крови
    • Посев кала на условно-патогенную флору
    • Анализ кала на цисты простейших

    Кто назначает исследование?

    Инфекционист, терапевт, врач общей практики, педиатр, гастроэнтеролог.

    Литература

    1. Энциклопедия клинических лабораторных тестов / под ред. Н.У. Тица. – М. : “Лабинформ”, 1997 – 942 с.
    2. Руководство по инфекционным болезням / под ред. Ю.В. Лобзина, С.С. Козлова, А.Н. Ускова. – CПб : Феникс, 2001. – 932 с.

    Источник