Взятие материала на кишечную флору

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

uchebnue_algoritmu.doc

Скачиваний:

14

Добавлен:

24.12.2018

Размер:

389.12 Кб

Скачать

    Оснащение:

    • Стерильная
      пробирка с металлической петлей и
      консервантом.

    • Штатив для
      пробирок.

    • Перчатки.

    • Бланк-направление,
      стеклограф.

    Подготовка к
    процедуре.

    • Подготовить
      необходимое оснащение.

    • Выписать направление
      в баклабораторию.

    • Поставить
      стеклографом номер на пробирке,
      соответствующий номеру в направлении.

    • Вымыть и осушить
      руки надеть перчатки.

    Выполнение
    процедуры.

    • Уложить ребенка
      на левый бок с согнутыми в коленях и
      приведенными к животу ногами.

    • Взять пробирку
      в левую руку.

    • Раздвинуть ягодицы
      ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и
      зафиксировать ребенка в данном
      положении.

    • Правой рукой
      взять из пробирки металлическую петлю
      и осторожно вращательными движениями
      ввести ее в прямую кишку и собрать
      содержимое со стенок.

    Примечание:
    глубина введения петли у детей раннего
    возраста 3 – 4 см., у старших детей – 6 –
    8 см.; петлю продвигают вначале по
    направлению к пупку, затем параллельно
    позвоночнику.

    • Извлечь петлю из
      прямой кишки и поместить в пробирку с
      консервантом, не касаясь краев пробирки.

    Примечание:
    не брать кал с явными примесями крови,
    т.к. кровь имеет бактерицидные свойства.

    • Установить
      пробирку в штатив.

    Завершение
    процедуры.

    • Снять перчатки,
      поместить в дезраствор.

    • Вымыть и осушить
      руки.

    • Отправить материал
      в баклабораторию в сопровождении
      направления (допускается хранение
      пробирки с консервантом в холодильнике
      при температуре +3 – +40С).

    1. Неотложные состояния

      1. Неотложная помощь при носовом кровотечении

    Оказать первую
    помощь при носовом кровотечении ребенку
    8-ми лет.

    Оснащение:

    • Марля.

    • Лоток с холодной
      водой.

    • Лоток бобовидной
      формы.

    • Марлевые турунды.

    • 3% перекись
      водорода.

    Выполнение
    процедуры.

    • Успокоить ребенка.

    • Усадить его со
      слегка наклоненной вперед головой.

    • Запретить
      сморкаться и резко двигаться.

    • Смочить марлю в
      холодной воде.

    • Приложить марлю,
      смоченную в холодной воде, на переносицу
      и на область затылка.

    • Прижать крылья
      носа к носовой перегородке и держать
      так 2 – 3 мин., при этом ребенок дышит
      через рот, а кровь сплевывает в лоток.

    • Ввести в носовые
      ходы марлевые турунды, смоченные 3%
      раствором перекиси водорода.

    • Выполнить
      назначения врача.

      1. Неотложная помощь при обмороке Оказать первую помощь при обмороке ребенку 14-ти лет.

    Оснащение:

    • Емкость с холодной
      водой.

    • Ватные шарики.

    • Нашатырный спирт.

    • Одеяло.

    • Грелка.

    Выполнение
    процедуры.

    • Уложить ребенка
      с приподнятым ножным концом.

    • Освободить от
      стесняющей одежды, растянуть пояс,
      воротник, пуговицы на одежде.

    • Обеспечить доступ
      свежего воздуха.

    • Опрыскать лицо
      и смочить грудь холодной водой.

    • Поднести к носовым
      ходам ватку, смоченную нашатырным
      спиртом.

    • Энергично растереть
      тело, нижнюю половину туловища укутать
      одеялом, можно положить под одеяло
      теплые грелки.

    • Выполнить
      назначения врача.

    35

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Одна из методик изучения состояния человеческого здоровья – бактериологические исследования продуктов его жизнедеятельности, в том числе, каловых масс. Такой тип анализов обычно входит и в общие профилактические осмотры, и в комплексные узкопрофильные диагностические мероприятия. Собранный материал, обработанный специальным образом, позволяет определить некоторые важные показатели здоровья человека, например, наличие кишечного дисбактериоза или кишечных инфекций, а также контролировать качество осуществляемого лечения. Такой анализ может назначаться пациентам любого возраста.

    Для чего нужна микрофлора кишечника

    Общеизвестно, что в кишечнике человека находится большое количество разнообразных микроорганизмов, в общей сложности более 500 видов. Большая часть микрофлоры “проживает” в толстом кишечнике, меньшее количество – в тонком кишечнике и аппендиксе.

    Хотя, на первый взгляд может показаться, что их функциональное значение для человека не особенно важно, но на самом деле работа этих бактерий напрямую отображается на состоянии здоровья их носителя.

    В полости кишки бактерии прикрепляются к ворсинкам эпителия. Одна из их функций – продуцирование специальной слизистой биоплёнки, которая отвечает за сохранение популяции полезных микроорганизмов, и защищает их от внешнего воздействия.

    В процессе своей жизнедеятельности бактерии активно размножаются, участвуя в процессах переваривания пищи и усваивания полезных веществ организмом человека.

    В случае попадания инородных микроорганизмов, “чужаки” уничтожаются, вытесняются или же происходит их адаптация, и они тоже начинают участвовать в общей жизнедеятельности бактерий кишечника.

    Кроме вышеописанных, микроорганизмы в кишечнике выполняют и другие функции – расщепляют и переваривают пищу, защищают эпителиальный внутренний слой кишки, участвуют в процессах обмена веществ, синтезируют некоторые витамины и аминокислоты, формируют реакции иммунной системы, осуществляют защиту от различных патогенных организмов.

    При этом, часть микробиоты самого кишечника является условно-патогенной, как, например, кишечная палочка. В нормальном количестве она незаменима в процессах пищеварения.

    Любые изменения в количественном или качественном соотношении микрофлоры в кишечнике приводит к ухудшению состояния здоровья человека.

    Бактериальный состав микрофлоры кишечника

    Все микроорганизмы, которые населяют полость кишечника, медики для удобства классифицируют по тому, могут ли они представлять для своего носителя какую-либо опасность в определённых условиях.

    Таким образом, выделяют:

    • здоровые бактерии, которые функционируют в кишечнике, и не причиняют носителю вреда: лактобактерии, бифидобактерии, эшерихии;
    • условно-патогенные микроорганизмы, которые могут провоцировать развитие некоторых патологических процессов при определённых условиях: клостридии, стафилококки, кандиды, энтерококки;
    • патогенные, которые являются возбудителями опасных заболеваний: сальмонеллы, шигеллы.

    Для чего назначается

    Анализ кала на кишечные инфекции и на дисбактериоз позволяет выявить все виды микроорганизмов, в том числе, патогенных. Суть обследования заключается в посеве выделений организма человека на питательные среды, в результате чего все бактерии, присутствующие в каловой массе, начинают интенсивно размножаться, и их становится легко обнаружить. Нередко исследование, которое ещё называется бакпосевом кала, назначают детям.

    По результатам анализа лечащий врач получает информацию о наличии отклонений в работе кишечника, причинах нарушений пищеварительного процесса, нарушении баланса микрофлоры, присутствии паразитов и гельминтов в кишечнике.

    Показания и противопоказания к проведению бакпосева кала

    Исследование каловых масс назначается в определённых случаях, когда врачу необходима конкретная информация о состоянии здоровья пациента. Показаниями к назначению бактериологического исследования кала является:

    • необходимость назначения антибиотиков;
    • проведение подготовки к зачатию ребёнка;
    • наличие проблем с пищеварением: запоров, диареи, изжоги, тошноты и рвоты, тяжести в желудке:
    • боли в животе;
    • повышенное газообразование;
    • пройденный курс лечения антибиотиками;
    • проявления аллергических реакций;
    • частые инфекционные заболевания, подозрение на наличие гельминтов;
    • диагностированные онкологические заболевания;
    • иммунодефицит.
    Читайте также:  Кишечные колики от линекса

    Что касается возможных противопоказаний, у этой процедуры их нет – бактериологическое исследование каловых масс может проводиться в любом возрасте и при любом состоянии пациента.

    Требования к забору материала для анализа

    Проведение бактериологического анализа кала требует от пациента определённых подготовительных мероприятий. Каловые массы – продукт жизнедеятельности человеческого организма, в котором отражается образ его питания.

    Поэтому, чтобы обеспечить максимально объективную диагностику, медики рекомендуют, в первую очередь, проконсультироваться со своим лечащим врачом и, примерно за 5-7 дней до проведения забора кала на патогенную кишечную флору, отказаться от приёма антибиотиков, препаратов против диареи, противогельминтных средств, слабительного, ферментсодержащих и железосодержащих лекарств. Не рекомендуется за 3-4 дня делать очищающие или лечебные клизмы. Доктора, который будет проводить исследование, следует предупредить обо всех лекарствах, принимаемых незадолго до анализа. В случае, если обследуемый за последние пол года до анализа посещал другие государства, об этом также следует сообщить врачу.

    В рамках подготовки пациента, за 2-3 дня перед назначенной датой сдачи анализа следует придерживаться диеты, которая исключает продукты, способствующие повышению газообразования, или окрашиванию каловых масс. Запрещены:

    • бобовые;
    • свёкла;
    • сырые овощи и фрукты;
    • хлеб и кондитерская выпечка;
    • молоко и молочные продукты;
    • зелень;
    • помидоры;
    • красная рыба.

    При составлении рациона в этот период следует помнить, что употребление мяса также может повлиять на результаты анализа. Не допускается взятие на анализ кала, который получен с использованием слабительных средств или клизмы. Все эти рекомендации актуальны при плановом взятии материала.

    Как происходит сбор материала на анализ пациентом

    Существует несколько способов взятия кала для исследования. В первом случае, биологический материал для изучения пациент собирает самостоятельно, после произвольно осуществлённого процесса дефекации. К технике забора в таком случае существуют некоторые требования.

    Необходимо заранее позаботиться о наличии специальной стерильной тары для собранных каловых масс – в любой аптеке можно приобрести ёмкость с плотно закрывающейся крышкой и лопаткой.

    Очень важно, чтобы в каловые массы, отправляемые на анализ, не попали посторонние примеси – моча, менструальные выделения, чистящие средства из унитаза. Женщинам рекомендуется собирать материал в период после окончания менструации.

    Если в кале присутствует гной или слизь, их необходимо собрать. Вкрапления или сгустки крови не следует набирать для анализа. Перед забором необходимо опустошить мочевой пузырь.

    Для анализа достаточно массы объёмом примерно в 2-3 чайные ложки, при этом выбирать материал необходимо из разных частей массы – изнутри, с боков, сверху.

    Собрав в контейнер материал для исследования, его необходимо плотно закрыть крышкой. На ёмкости следует указать свои фамилию и инициалы, дату рождения. В течение не более полутора часов ёмкость с содержимым нужно доставить в лабораторию. Чаще всего, специальные условия хранения не могут максимально сохранить микрофлору кала, так как большинство бактерий, в него попадающих, умирают от контакта с кислородом. Через пять часов после забора материал уже не представляет ценности для исследования.

    Взятие кала на анализ в условиях лаборатории или стационара

    В некоторых случаях, забор материала для исследования производится медицинским работником, вне зависимости от процесса естественной дефекации пациента. Для этого могут использоваться тампоны или специальные петли. Такой алгоритм взятия кала подходит и для маленьких детей.

    Техника забора кала выглядит таким образом: обследуемый ложится на кушетку, в положении “на боку”, сгибая ноги в коленях и притянув бёдра к животу. Ладонями ему нужно развести ягодицы. На глубину до 10 сантиметров в задний проход вводится петля или тампон, которыми медсестра аккуратно снимает содержимое кишечника со стенки прямой кишки.

    Собранный материал складывается в стерильную пробирку, контейнер или ёмкость с консервантом. Без консерванта материал должен быть обработан не позднее чем через 2 часа после его изъятия.

    Как происходит дальнейшая обработка каловых масс

    После того, как материал для анализа получен, в стерильной ёмкости его отправляют в лабораторию.

    Как можно быстрее с момента взятия кала, его засевают на твёрдую цветную среду – среду Левина или бактоагар Ж, а также в среду накопления (Кауфмана, Мюллера). Сделанные посевы на сутки отправляются в термостат, где они содержатся при температуре 37 градусов Цельсия. Если кал был собран на тампон, его наносят на чашку с твёрдой цветной средой, и рассеивают шпателем. Через сутки материал готов к исследованию.

    Техника бактериологического и копрологического исследования кала

    Клинический анализ каловых масс включает в себя их первичный осмотр. При этом, медик изучает его структуру, цвет, консистенцию, запах. В норме кал не должен содержать кусочков непереваренной пищи, слизи, гноя, быть обесцвеченным или, наоборот, слишком тёмным.

    Биохимический анализ подразумевает проведение некоторых химических реакций, например, реакции на наличие билирубина, скрытой крови, крахмал, жирные кислоты, белок, йодофильную флору. Все эти элементы в норме должны показывать отрицательный результат реакции.

    Реакции на аммиак и стеркобилин должны быть положительными. С применением лакмусовой поверхности, медик определяет уровень кислотно-щелочного состояния каловой массы. Кроме того, материал исследуется под микроскопом. Такой способ изучения кала позволяет выявить наличие в экскрементах патологических элементов. Микроскопия кала даёт возможность оценить качество переваривания пищи, диагностировать муковисцидоз, дисбактериальные и ферментные расстройства.

    Бактериологическое исследование кала – анализ, благодаря которому можно выявить у пациента наличие целого ряда патологий, в том числе, дисбактериоза. В своём нормальном состоянии микрофлора кишечника является сбалансированным симбиозом различных типов микроорганизмов, которые отвечают за работу иммунитета, за процесс переработки пищи, за поддержание нормального уровня кислотности и защитных ресурсов организма. Опасность дисбактериоза в том, что он разрушает микрофлору кишечника, в результате чего у человека могут развиться даже такие заболевания как дизентерия или стафилококковое поражение.

    Читайте также:  Кишечные боли на 32 неделе беременности

    Кроме дисбактериоза, такой тип диагностики показывает медику нюансы пищеварительного процесса обследуемого, состояние его кишечника и желудка. Анализ кала даёт возможность определить наличие кровотечений в пищеварительных органах.

    Определение патогенных возбудителей позволяет диагностировать и подтверждать инфекционные заболевания, что улучшает возможности применения специфической терапии.

    Источники

    Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

    Автор статьи:

    Извозчикова Нина Владиславовна

    Специальность: инфекционист, гастроэнтеролог, пульмонолог.

    Общий стаж: 35 лет.

    Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист.

    Ученая степень: врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

    Повышение квалификации:

    1. Инфекционные болезни.
    2. Паразитарные заболевания.
    3. Неотложные состояния.
    4. ВИЧ.

    Источник

    Взять анализ кала для бактериологического исследования на кишечную группу

    Оснащение:

    § Стерильная пробирка с металлической петлей и консервантом.

    § Штатив для пробирок.

    § Перчатки.

    § Бланк-направление, стеклограф.

    Подготовка к процедуре.

     *  Подготовить необходимое оснащение.

     *  Выписать направление в баклабораторию.

     *  Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

     *  Вымыть и осушить руки надеть перчатки.

    Выполнение процедуры.

     *  Уложить ребенка на левый бок с согнутыми в коленях и приведенными к животу ногами.

     *  Взять пробирку в левую руку.

     *  Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении.

     *  Правой рукой взять из пробирки металлическую петлю и осторожно вращательными движениями ввести ее в прямую кишку и собрать содержимое со стенок.

    Примечание: глубина введения петли у детей раннего возраста 3 – 4 см., у старших детей – 6 – 8 см.; петлю продвигают вначале по направлению к пупку, затем параллельно позвоночнику.

     *  Извлечь петлю из прямой кишки и поместить в пробирку с консервантом, не касаясь краев пробирки.

    Примечание: не брать кал с явными примесями крови, т.к. кровь имеет бактерицидные свойства.

     *  Установить пробирку в штатив.

    Завершение процедуры.

     *  Снять перчатки, поместить в дезраствор.

     *  Вымыть и осушить руки.

     *  Отправить материал в баклабораторию в сопровождении направления (допускается хранение пробирки с консервантом в холодильнике при температуре +3 – +40С).

    Провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

    Алгоритм сердечно-лёгочной реанимации

    «Цепочка выживания» (AHA)

    Раннее распознавание и запуск службы спасения

    Раннее начало реанимационных мероприятий

    Ранняя дефибрилляция

    Ранняя квалифицированная медицинская помощь

    СЛР можно разделить на два больших этапа – базовая СЛР и специализированная СЛР. Специализированная СЛР, как правило, проводится в специализированных палатах, требует соответствующего оборудования и медикаментов. Отказ в оказании помощи умирающему медицинским работником – уголовно наказуемое преступление. При этом, даже если вы не являетесь практикующим врачом, но имеете медицинское образование, вы ОБЯЗАНЫ по закону, в случае необходимости, провести СЛР.

    Показания к проведению СЛР: остановка кровообращения и остановка дыхания, предагональное, агональное состояния, клиническая смерть.

    Реанимационные мероприятия не проводятся при констатации биологической смерти, при травме, несовместимой с жизнью, при остановке сердечной деятельности у пациента с хроническим декомпенсированным заболеванием в терминальной стадии ( IV стадия онкологического заболевания). Возраст не является причиной отказа от реанимационных мероприятий!

     Реанимационные мероприятия прекращаются при признаках биологической смерти, а так же при неэффективности реанимационных мероприятий на протяжении 30 минут. К ранним признакам биологической смерти относятся симптом «кошачьего глаза», высыхание и помутнение роговицы. К поздним – трупные пятна и трупное окоченение. Следует помнить, что необратимые изменения возникают в мозге спустя 3-4 мин. с момента остановки кровообращения, поэтому огромное значение имеет раннее начало реанимационных мероприятий. Вызов помощи и диагностику следует проводить параллельно с началом реанимационных действий!

    Итак, базовая СЛР включает в себя три этапа (CAB):

    – Проведение непрямого массажа сердца (Circulation)

    – Обеспечение проходимости дыхательных путей (A – Airway).

    – Проведение искусственного дыхания (Breathing).

    При этом существует универсальный алгоритм действий при внезапной смерти взрослых:

    Основные реанимационные мероприятия:

    1. Оценить окружающую обстановку с точки зрения личной безопасности.

    Принять меры к устранению опасности.

    2. Подойти к телу провести первичный осмотр.

    Минимальный набор признаков: сознание; самостоятельное дыхание; пульс на сонной артерии. Для оказания реанимационных мероприятий пострадавшего следует ровно уложить на спину, на твёрдую плоскую поверхность.

    3. Позвать на помощь – «зарезервировать помощника». «Можете ли Вы остаться, возможно мне потребуется Ваша помощь?»

    4.Проверка признаков кровообращения. 10 секунд проверяйте пульс на сонной артерии. Отсутствие пульса – это показание к немедленному началу массажа сердца

    5.Непрямой массаж сердца (при отсутствии признаков кровообращения).

    Этап С – ПРОВЕДЕНИЕ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА,

    Пострадавший должен находиться в горизонтальном положении на спине, на твёрдом и ровном основании. Голова его не должна быть выше уровня груди, ноги должны быть приподняты. Положение рук спасателя – на грудине пострадавшего, параллельны друг другу, одна на другой «в замке» (нахождение реберной дуги у пострадавшего – не требуется, компрессии в центр грудной клетки).

     Далее необходимо начинать компрессионные сжатия грудной клетки с частотой 100 в минуту на глубину 4-5 см.

    При проведении непрямого массажа сердца следует соблюдать некоторые правила. Первое нажатие на грудную клетку проведите плавно, постарайтесь определить её эластичность. Не делайте толчкообразных движений, это верный путь сломать грудную клетку. Старайтесь работать руками, полностью выпрямленными в локтевых суставах, перпендикулярно расположенными по отношению к грудной клетке, с использованием не силы рук, а массы туловища. Это даёт экономию сил и увеличивает эффективность массажа. Если всё делается правильно, должен появиться пульс на сонных и бедренных артериях. Избегать неоправданного перерыва в массаже сердца !!!

    Читайте также:  Кишечный грипп от чего можно заболеть

    6.  Восстановить проходимость дыхательных путей.

    этап А – ОБЕСПЕЧ ПРОХОДИМОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ.

    Необходимо удалить изо рта видимые инородные тела (сгустки крови, рвотные массы). Удалить жидкость изо рта можно с помощью пальца, обёрнутого салфеткой. Далее необходимо выполнить тройной приём Сафара: запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть и приоткрыть рот. Для этого одной рукой, расположенной в области лба пострадавшего, запрокидывается голова последнего, одновременно с этим второй рукой поднимается подбородок пострадавшего (выдвигается нижняя челюсть), открывается рот. Если имеются сведения о травме шейного отдела позвоночника, необходимо выполнить приём «только выдвижение нижней челюсти». Для этого ладони рук располагаются на скулах, а пальцами нужно выдвинуть нижнюю челюсть, расположив их на углах последней.

    Если у пострадавшего без сознания после обеспечения проходимости дыхательных путей восстанавливается дыхание и есть признаки кровообращения, ему необходимо придать восстановительное положение (повернуть пострадавшего на бок и, положив голову таким образом, чтобы жидкость могла свободно вытекать изо рта). Чтобы убедиться в наличии дыхания у пострадавшего, можно, расположив ухо около рта и носа, одновременно наблюдать за экскурсией его грудной клетки. Проводить оценку дыхания следует быстро, не БОЛЕЕ 10 СЕК. Если дыхание отсутствует, следует начать этап В СЛР – проведение искусственного дыхания.

    7.Проверить дыхание. Вижу – слышу – ощущаю 5-10 секунд, не более.

    8.Проведение искусственного дыхания.

    этап В – ПРОВЕДЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ.

    В условиях отсутствия специального оборудования наиболее эффективным является дыхание «ото рта ко рту», проводят его сразу же после обеспечения проходимости дыхательных путей. Для этого двумя пальцами руки, фиксирующей голову в запрокинутом положении, следует закрыть носовые ходы, для обеспечения герметичности, сделать глубокий вдох, охватить своими губами рот пострадавшего и выполнить медленный выдох в пострадавшего. Первые два вдоха полноценной глубины с контролем эффективного подъема грудной клетки (каждый чуть более 1 секунды) Данную процедуру следует повторять с частотой 10-12 дыхательных циклов в минуту. С самого начала СЛР рекомендуется выполнить подряд 2-5 вдохов. Основным критерием эффективности данной процедуры являются экскурсии грудной клетки без раздувания эпигастральной области. Если экскурсий грудной клетки не наблюдается, следует повторно очистить дыхательные пути, а также убедиться в отсутствии обструкции (например, инородным телом) на уровне гортани. Т.к. дыхание «ото рта ко рту» представляет собой серьёзную опасность для спасателя и может вызвать его инфицирование, считается возможным проведение непрямого массажа сердца без ИВЛ (если нет специальных приспособлений для проведения искусственного дыхания: мешка Амбу, аппарата ИВЛ и т.д.). Считается, что при компрессии грудной клетки, выполняемой при проведении непрямого массажа сердца, лёгкие также «дышат», однако такая методика менее эффективна, и если есть возможность, всё же следует остановиться на искусственном дыхании.

    Отношения компрессий к дыханию должно быть 30:2 (т.е. после 30-ти компрессий необходимо 2 вдувания).

    Оказание помощи при обмороке

    Обморок – это кратковременная потеря сознания.

    Симптомы обморока:

    – головокружения со звоном в ушах; потемнение в глазах;

    – резкая слабость;

    – дурнота, тошнота, нехватка воздуха;

    – холодный пот;

    – онемение конечностей;

    – бледность кожи;

    – ощущения пустоты в голове,  

    – дыхание становится редким, поверхностным;

    – пульс слабый;

    – падение артериального давления.

    Причины обморока:

    Причин потери сознания много, они разнообразны и во многих случаях при потери сознания окончательно установить причину обморока бывает затруднительно.

    В основе возникновения потери сознания лежит кратковременное снижение давления, что приводит к снижению притока крови к головному мозгу, а значит, к уменьшению доставки кислорода к мозгу. Кислородное голодание головного мозга вызывает потерю сознания.

    Пусковые механизмы обморока разнообразны: длительное стояние по стойке смирно (особенно со сведенными вместе коленями); нахождение в душном помещении; чрезмерное укутывание ребенка; яркий свет или жаркое солнце; голод или расстройство желудка; усталость; лихорадка. Некоторые дети теряют сознание и падают в обморок от эмоционального стресса, испуга, внезапной острой боли (например при уколе или удалении занозы). Дети, которые несколько дней соблюдали постельный режим при простуде или гриппе могут упасть в обморок при первой попытке встать с постели. Очень редко обморок бывает вызван проявлением аллергической реакции на укус насекомого.

    Обморок может быть признаком расстройства физического здоровья, например, нарушения правильности ритма сердечных сокращений (аритмии), анемии и гипогликемии (низкого уровня сахара в крови). Дети с низким артериальным давлением особенно склонны к развитию обмороков. Если у ребенка повышенное артериальное давление, и он принимает лекарства, то обморок может быть побочным эффектом от приема этих лекарств. Инфекционные заболевания уха или другие заболевания, вызываемые вирусами, могут стать причиной головокружения, а иногда и обморока. В некоторых случаях ребенок, страдающий бронхиальной астмой, теряет сознание в результате длительного приступа кашля.

    Девочки в подростковом возрасте могут падать в обморок во время наступления менструации либо из-за кровопотери, либо из-за сильных схваткообразных болей в животе. Беременные молоденькие девушки, если беременность протекает не совсем благополучно, часто падают в обмороки. Подростки могут терять сознание от приема некоторых лекарств.

    Склонность некоторых детей к обморокам можно объяснить нарушениями в их вегетативной нервной системе, которая контролирует кровообращение.

    Первая помощь при потери сознания (при обмороке) заключается в следующем:

    – уложить на ровную поверхность, желательно голову опустить ниже относительно туловища, а ноги поднять немного выше (это обеспечивает приток крови к голове);

    – обеспечить дополнительный доступ свежего воздуха (открыть окно, если пострадавший находится в душном помещении);

    – расстегнуть стесняющую одежду (воротник, пояс);

    – обрызнуть лицо прохладной водой или протереть полотенцем, смоченным в холодной воде;

    – дать вдохнуть пары нашатырного спирта (для этого необходимо слегка смочить ватку нашатырным спиртом и на расстоянии 1-2 см от носа пострадавшего подержать ватку).

    Источник