Задачи по кишечным инфекциям с ответами

Задачи по кишечным инфекциям с ответами thumbnail

Лечение и тактика фельдшера при брюшном тифе, паратифе, дизентерии, сальмонеллезе

Ситуационная задача №1

Больная С., 30 лет, обратилась к фельдшеру ФАП с жалобами на слабость, умеренную головную боль, повышение температуры до 39,4 С,° схваткообразные боли в низу живота. Стул за ночь около 15 раз, в испражнениях заметила слизь и кровь.
Заболела 1 день тому назад: появилось недомогание, озноб, схваткообразные боли внизу живота, кашицеобразный стул до 5 раз за вечер. К утру состояние ухудшилось.
При осмотре: больная вялая, температура тела: 38,9 °С,  Пульс 96 уд./мин., ритмичный, АД 115/70 мм рт.ст. Язык суховат, обложен. Живот мягкий, болезненный при пальпации в левой подвздошной области. Сигмовидная кишка спазмирована, болезненна. Осмотренные испражнения имеют вид “лужицы слизи” с прожилками крови.
Из эпиданамнеза: работает продавцом в продуктовом магазине.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Определите необходимость госпитализации больного.
3. Перечислите методы лабораторной и инструментальной диагностики.
4. Осуществите профилактические мероприятия в очаге.

Ситуационная задача №2

Фельдшер был вызван к больному, 37 лет. Больной жаловался на схваткообразные боли в животе, тошноту, рвоту, жидкий стул. Заболел накануне вечером, когда появились озноб, слабость, боли в животе, тошнота. Ночью была рвота съеденной пищей, а затем жидкий стул водянистый, до 10 раз за ночь, температура 38,5 °С, знобило, пытался промыть желудок. Накануне был в гостях вместе с женой. Ели салат, жена также жаловалась на недомогание, расстройство стула. Объективно: состояние средней тяжести, бледный, пульс 96 уд/мин, ритмичный. АД 100/70 мм.рт.ст., язык суховат. Живот мягкий, при пальпации болезненный в эпигастрии и околопупочной области. Симптомов раздражения брюшины нет. Стул обильный, зловонный, темно-зеленого цвета, “болотная тина”, мочится.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте план обследования.

3. Определите тактику фельдшера при лечении больного на дому.

4. Проведите дифференциальную диагностику с холерой.

Ситуационная задача №3

К фельдшеру ФАП обратился больной, 40 лет, с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, слабость. Заболел 8 дней назад. Отметил снижение работоспособности, температуру не измерял, продолжал работать. Через 5 дней самочувствие ухудшилось. Температура повысилась до 38,2°С, усилилась слабость, головная боль. В последующие дни температура нарастала, головная боль усиливалась, отметил неприятное ощущение вздутия в животе, задержку стула.
При осмотре на 8-й день болезни состояние тяжелое, бледный, вялый. Температура 39,6° С. При осмотре кожи: на животе, и на груди обнаружены 3 элемента розеолезной сыпи. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Пульс 82 уд/мин. АД 110/60. Язык сухой, обложен коричневым налетом, отпечатки зубов по краям. Живот при пальпации умеренно вздут, увеличение печени и селезенки. Из эпиданамнеза: 2 недели гостил у родственников в деревне, где купался в пруду, ел немытые овощи и фрукты.

Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз..
2. Составьте план обследования.
3.Перечислите возможные осложнения.
4. Определите тактику фельдшера.

Эталоны ответов

Ситуационная задача №1

1. Диагноз: “Острая дизентерия, средней тяжести”. Основывается на наличии синдрома интоксикации (повышение температуры тела, слабость, головная боль) и колитического синдрома (схваткообразные боли в низу живота, больше слева, частый жидкий стул со слизью, прожилками крови, спазмированная и болезненная сигмовидная кишка).
2. Госпитализация больного острой дизентерией проводится по клиническим показаниям (наличие интоксикации, выраженный колитический синдром – в кале примесь крови); по эпидемиологическим показаниям: больная относится к декретированной группе.
3. Основной метод ранней лаб. диагностики – бактериологическое исследование кала; в разгаре болезни – серологический метод диагностики. Инструментальный метод исследования – ректороманоскопия.

4. Необходимо:

а) определить наличие показаний для госпитализации;

Назначают комплексную терапию, включающую диету (стол № 4, затем № 1 и перед выпиской № 15), витаминотерапию, при обезвоживании — пероральную регидратацию (реже внутривенное введение солевых растворов).

Этиотропная терапия проводится с учётом лекарственной резистентности выделенных шигелл. Для лечения больных со среднетяжёлыми и тяжёлыми формами можно назначать ампициллин (взрослым по 1 г через 6 ч, детям по 100 мг/кг в сутки) в течение 5—6 дней. Взрослым можно назначать тетрациклин (детям до 10 лет его не назначают) в дозе 0,3 г 4 раза в сутки в течение 6 дней, а также фторхинолоны (например, ципробай по 0,25—0,5 г 2 раза в сутки в течение 5 дней).

б) заполнить и отправить экстренное извещение, сделать выписку из амбулаторной карты, зарегистрировать больного в журнале по учету инфекционной заболеваемости;
в) осмотреть людей, совместно проживающих с больным, с целью выявления среди них болеющих дизентерией;

г) выявить среди проживающих лица декретированной группы и детей, посещающих ДДУ, провести бак. обследование;

д) проводить мед. наблюдение за проживающими в течение 7 дней после госпитализации

больного;

е) организовать проведение заключительной дезинфекции.

Ситуационная задача №2

1. Диагноз: “Сальмонеллез”. Должен возникнуть на основании признаков: интоксикация в сочетании с явлениями гастроэнтерита, а также эпид. анамнеза – одновременное заболевание 2-х членов семьи после употребления в пищу салата.
2. Провести объективное обследование, общий анализ крови: умеренный лейкоцитоз со сдвигом влево. Провести бактериологическое исследование рвотных масс, промывных вод желудка, кала, мочи. Посев проводят в ранние сроки.

Читайте также:  Кишечные вирусы и инфекции

3. Лечение больного возможно на дому при соблюдении всех принципов терапии.

1. С целью удаления токсинов и сальмонелл из желудка проводится его промывание раствором соды (1-2%), кипяченой водой, изотоническим раствором или раствором перманганата калия до чистых промывных вод

2. С целью связывания токсинов и микробов, которые уже проникли в кишечник, назначаются сорбенты: карболонг — по 10г 2-3 раза в день, полисорб или силлард — по 4г 2-3 раза в день, энтеросгель или сорбогель — по 15-20г 2 раза в день, смекта — по 1 пакету 3 раза в день.

3. Диета должна быть механически и химически щадящей, исключаются цельное молоко и тугоплавкие жиры, ограничиваются углеводы (стол №4).

4. Из методов патогенетической терапии основное место занимают дезинтоксикация и регидратация. При легком и среднетяжелом течении дезинтоксикационную терапию проводят орально (частое дробное обильное питье до 2,5-3 л/сут). При тяжелом течении или в случае, когда больной не в состоянии принимать необходимый объем жидкости орально (неукротимая рвота, отказ от питья и др.), показана инфузионная дезинтоксикационная терапия растворами 5% глюкозы, 0,9% натрия хлорида, реополиглюкина. Регидратационная терапия проводится в зависимости от степени обезвоживания оральными (регидрон, глюкосолан, цитроглюкосолан, оралит) или инфузионными (трисоль, квартасоль, хлосоль, Рингер-лактат, ацесоль) солевыми растворами.

5. Применение полиэнзимных препаратов (фестал, панзинорм-форте, панкурмен и др) способствует снижению нагрузки на ферментативную систему кишечника и улучшает процессы переваривания пищи.

6. С целью профилактики и лечения дисбактериозов используют биопрепараты (линекс, бактисуптил, бифиформ).

При гастроинтестинальной форме сальмонеллеза у взрослых использование антибактериальных препаратов не только не показано, но даже вредно, т.к. они увеличивают продолжительность диареи, интоксикации, способствуют развитию дисбактериоза, угнетают иммуногенез, что затягивает процесс очищения организма от возбудителя. К антибиотикотерапии необходимо прибегать лишь в показанных случаях: при развитии осложнений или обострении сопутствующих заболеваний, у больных с ослабленным иммунитетом, в том числе имеющим СПИД, а также при генерализованной форме сальмонеллеза. Предпочтительны амоксициллин, котримоксазол (бисептол), цефалоспорины III поколения (цефотаксим, цефтриаксон), фторхинолоны (ципрофлоксацин, норфлоксацин и др.). Отменять препараты следует после нормализации температуры тела, значительного улучшения состояния больного и выраженной регрессии кишечных расстройств.

4. При холере начало болезни с диареи, рвота присоединяется позже, нет выраженной интоксикации, нехарактерны боли в животе, испражнения водянистые, без запаха, “рисовый отвар”. Рвота без тошноты, фонтаном, температура тела нормальная, при развитии обезвоживания снижается.

Ситуационная задача №3

1. Диагноз: “Брюшной тиф”. Постепенное начало со ступенеобразным повышением температуры тела, головной боли, снижение аппетита, метеоризм, вялость, характерный язык, увеличение печени и селезенки, относительная брадикардия, гипотония, розеолезная сыпь на 8-10 день болезни с локализацией на животе, груди, элементы единичные. Эпиданамнез: употребление немытых овощей и фруктов.
2. Провести объективное обследование и лаб. исследование. Общий анализ крови – лейкопения, лимфоцитоз, СОЭ ускоренная, анэозинофилия, тромбоцитопения. Бак. исследование крови, мочи, кала, желчи. Серологическое исследование – положительный титр 1:200 и выше.

3. Специфические осложнения связаны с морфологическими изменениями в желудочно-кишечном тракте – кишечные кровотечения, перфорация язвы кишечника и перитонит. Осложнения, связанные с развитием тяжелой интоксикации: инфекционно-токсический шок, коллапс. Осложнения, связанные с присоединением вторичной флоры: пневмония, отит, паротит.

4. При выявлении больного необходима обязательная госпитализация его в инфекционный стационар:

Режим постельный до 10-го дня нормальной температуры тела. Диета № 1, комплекс витаминов. Этиотропная терапия проводится до 10-го дня нормальной температуры тела хлорамфениколом, ампициллином, ампициллином с гентамицином, бактримом, фторхинолонами. Патогенетическое лечение включает инфузионно-дезинтоксикационную терапию, экстракорпоральную детоксикацию, гипербарическую оксигенацию.

  • подача экстренного извещения;
  • проведение заключительной дезинфекции;
  • мед. наблюдение за контактными в течение 25 дней с ежедневной термометрией,
  • однократное обследование контактных на бактерионосительство;
  • проведение сан.просвет.работы.
  • Прогноз при своевременно начатом лечении благоприятный.

Источник

Задачи по кишечным инфекциям с ответами

1. Вопрос   – Какие заболевания относятся к кишечным инфекциям?

Ответ – Дизентерия, сальмонеллезы, брюшной тиф, холера, иерсиниозы, пищевые токсикоинфекции и другие. Они возникают в любое время года, но имеют значительное распространение в летне-осенний период.

2. Вопрос – Какие симптомы кишечных инфекций?

Ответ – Кишечные инфекции, как правило, сопровождаются с жидким стулом, болями в животе, тошнотой, рвотой, повышением температуры и недомоганием.

3. Вопрос – Как можно заразиться кишечными инфекциями?

Ответ – Заражение происходит, как правило, при употреблении пищевых продуктов и воды, в которых находятся кишечные бактерии. При заглатывании воды при купании в водоемах. Эти бактерии можно занести в рот грязными руками.

4. Вопрос – Как уберечь себя от кишечных инфекций?

Ответ – При соблюдении достаточно простых санитарных правил это вполне возможно.

Необходимо тщательно вымыть руки после посещения туалета, возвращения с улицы, перед тем, как начать готовить и употреблять пищу. Для питья необходимо употреблять только кипяченую воду, где бы Вы не находились. Выработайте эту привычку у Ваших детей – это предохранит их о многих неприятностей.

Читайте также:  Кишечные инфекции клиника таблица

Купайтесь только в разрешенных местах. При купании в открытых водоемах следите, чтобы вода не попадала в рот.

Молоко и молочные продукты также могут нести опасность. Именно по этой причине мы рекомендуем, особенно в жаркое время года, употреблять их только после термической обработки.

Мясо, мясные продукты, кур, куриные яйца подвергайте длительной термообработке. Овощи и фрукты очень нужны организму. Они содержат необходимые витамины и микроэлементы. Но они часто бывают загрязнены различными кишечными бактериями. Хорошо промывайте овощи и фрукты!          Учтите, что кишечные бактерии хорошо размножаются не только в тепле. Некоторые из них, например, иерсинии, вызывающие такие тяжелые заболевания, как псевдотуберкулез и иерсиниоз, могут накапливаться в Ваших холодильниках, если Вы поместили туда немытые овощи, особенно морковь, лук, капусту и другие.

5. Вопрос – Что делать если появились симптомы кишечной инфекции?

Ответ- Если все же заболели – значит где-то нарушили достаточно простые правила защиты от болезни. Здесь уже ничего не остается, как срочно обратиться за помощью к врачу. Не нужно заниматься самолечением!

6. Вопрос – Является ли сальмонеллёз кишечной инфекцией?

Ответ — да сальмонеллез  это острое инфекционное заболевание, вызываемое многочисленными бактериями рода сальмонелл и преимущественно характеризующееся поражением желудочно-кишечного тракта.

7. Вопрос – Можно ли заболеть кишечными инфекциями при контакте с больным человеком?

Ответ – да можно, особенно если это организованный коллектив ( школа, детский сад, лагерь и др.)

8. Вопрос – Можно ли при болях в животе применять болеутоляющие, противодиарейные средства?

Ответ – Категорически нет, в случае хирургической патологии это затруднит диагностику, нельзя самостоятельно применять противодиарейные средства, так как при большинстве кишечных инфекций токсины скапливаются кишечнике, а применение таких препаратов приведет к их накоплению

9. Вопрос – Является ли энтеровирусная инфекция кишечной?

Ответ- да является, но она вызывается вирусами, а не бактериями.

10. Вопрос – Какие меры личной профилактики?

Ответ – Соблюдать правила личной гигиены:

  • Тщательно мыть руки перед приемом и раздачей пищи, после посещения туалета, улицы;

  • Следить за чистотой рук у детей, научить их соблюдать правила личной гигиены;

  • Употреблять для питья кипяченую или бутилированную воду;

  • Выбирать безопасные продукты;

  • Следить за сроками годности продуктов;

  • Тщательно мыть овощи и фрукты перед употреблением под проточной, а для детей – кипяченой водой;

  • Проводить тщательную термическую обработку необходимых продуктов;

  • Употреблять пищу желательно сразу после её приготовления;

  • Готовые продукты хранить на холоде, оберегая их от мух. Не оставлять готовые продукты при комнатной температуре более чем на 2 часа;

  • Правильно хранить продукты в холодильнике: не допускать контакта между сырыми и готовыми продуктами (хранить в разной посуде);

  • Содержать кухню в чистоте;

  • Не скапливать мусор;

  • Выезжая на отдых, необходимо брать с собой запас чистой питьевой воды. Не употреблять воду из открытых источников;

  • Купаться только в специально отведенных для этой цели местах. При купании в водоемах и бассейнах не допускать попадания воды в рот.

Источник

№ п/п Выполнение задания Выполнил/
Не выполнил
1 2 3
1. Предположительный диагноз. Острая кишечная инфекция, вероятно эшерихиоз  
2. Обоснование:
– возраст ребенка (болеют преимущественно дети 1-ого года жизни);
– искусственное вскармливание;
– дисфункция кишечника по типу гастроэнтерита: срыгивания, рвота, водянистый брызжущий стул желто-оранжевого цвета, иногда с небольшим количеством прозрачной слизи;
– симптомы токсикоза с эксикозом: температура, вялость, адинамия, снижение эластичности кожи, западение большого родничка, приглушенность тонов сердца, тахикардия)
 
3. Методы лабораторной диагностики:
– бактериологический метод – выделение эшерихий из испражнений, рвотных масс;
– серологический метод – определение в крови специфических антител
 
4. Специализированный сестринский уход за ребенком.
– Ребенок с матерью находятся в отдельном боксе.
– Проведение влажной уборки, кварцевание, проветривание.
– Гигиенический уход: своевременная смена постельного белья, пеленок, подмывание после каждого акта дефекации с последующей обработкой кожи детским кремом или стерильным растительным маслом для профилактики (лечения) опрелостей.
– Помощь при рвоте, срыгиваниях, профилактика аспирации.
– Помощь при метеоризме.
– Проведение оральной регидратации, контроль парентерального введения жидкости.
– Контроль стула, массы тела
 
5. Принципы медикаментозного лечения:
– этиотропная терапия – антибиотикотерапия, колипротейный бактериофаг;
– патогеническая терапия включают срочную детоксикацию и восстановление гемодинамики, что осуществляется путем оральной регидратации или внутривенной инфузионной терапии;
 
1 2 3
  – при тяжелых формах назначаются преднизолон;
– посиндромная терапия включает назначение витаминов, антигистаминных, сердечно-сосудистых и других препаратов, энтеросорбентов;
– средства, повышающие неспецифическую резистентность организма, к которым относятся: пентоксил, метацил, лизоцим, апилак и др.;
– в период выздоровления для восстановления нормальной микрофлоры кишечника назначают эубиотики про- и пребиотики, которые следует принимать в течение 4 недель, а также ферменты и стимулирующую терапию
 
Читайте также:  Сколько дней может быть понос при кишечной инфекции у детей

Ситуационная задача 138

Инструкция:ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

К фельдшеру обратилась мать 5-тилетнего ребенка с жалобами на повышение у него температуры тела до 38,20 С, появление разжиженного стула с большим количеством слизи. Мальчика беспокоят боли в животе, ребенок часто просится на горшок, долго тужится, лицо его при этом краснеет.

При осмотре: ребенок вялый. Кожа бледная, конечности горячие на ощупь. Язык густо обложен, сухой. В легких дыхание везикулярное, хрипы не выслушиваются, Тоны сердца звучные, тахикардия до 120 уд. в мин.

Живот мягкий, втянут, болезненный в левой подвздошной области. Сигмовидная кишка спазмирована, болезненная. Анус податлив. Стул скудный, с большим количеством мутной слизи и сгустков крови. Мочится редко.

Ребенок посещает детское дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз. Обоснуйте ответ.

2. Назовите методы лабораторной диагностики данного заболевания.

3. Определите свою тактику по отношению к ребенку.

4. Назовите принципы лечения. Особенности ухода за ребенком.

5. Мероприятия в отношении больных и контактных лиц.

Эталон решения ситуационной задачи 138

№ п/п Выполнение задания Выполнил/
Не выполнил
1. Предположительный диагноз. Острая кишечная инфекция, дизентерия (шигеллез).
Диагноз поставлен на основании:
– острого начала заболевания,
– типичной клинической картины: интоксикация, синдром дистального колита – частый жидкий стул со слизью, кровью и тенезмами, болезненная, спазмированная сигмовидная кишка
 
2. Методы лабораторной диагностики:
– бактериологический метод – выделение эшерихий из испражнений, рвотных масс;
– серологический метод – определение в крови специфических антител
 
3. Тактика фельдшера: госпитализация ребенка в инфекционное отделение, подача экстренного извещение в ЦГСЭН  
1 2 3
4. Особенности ухода за ребенком:
– госпитализация в отдельный бокс по типу возбудителя;
– влажная уборка, проветривание, кварцевание не менее 2 р. в день;
– текущая дезинфекция всех выделений и предметов пользования;
– регистрация кратности и характера стула и рвоты;
– учет потери жидкости со стулом и рвотными массами;
– ежедневный контроль массы тела;
– проведение оральной регидратации;
– термометрия 2 раза в день;
– следить за диурезом;
– уход за кожей и слизистыми;
– обеспечение лечебного питания: диета №4, из пищи исключить продукты, богатые растительной клетчаткой и раздражающие кишечник. Пища дается в проваренном и протертом виде, прием пищи небольшими порциями, через 3-4 часа. Переход на обычный режим питания осуществляется постепенно, в течение 1-2 месяцев после клинического выздоровления.
Медикаментозное лечение:
– антибактериальная терапия;
– бактериофаг дизентерийный – внутрь курс 5 – 7 дней
– энтеросорбенты – смекта, энтеродоз внутрь 5 – 7 дней;
– коррекция дисбактериоза – бифидумбактерин, лактобактерин, бификол и др.;
– витамины группы В, С;
– ферменты ЖКТ в стадии выздоровления, курс 2 – 4 недели: фестал, панкреатин; мезим, ораза и др.;
– симптоматические средства – жаропонижающие, спазмолитики, средства от метеоризма и др.
 
5. Мероприятия в отношении больных и контактных лиц:
– Подается экстренное извещение в ЦГСЭН:
– Изоляция контактных не проводится.
– При возникновении одного случая заболевания – медицинское наблюдение за контактными в течение 7 дней; при возникновении вспышки – карантин на 7 дней с ежедневной термометрией, осмотром стула у всех контактных.
– В очаге инфекции проводится текущая дезинфекция 1% раствором хлорной извести или 1% раствором хлорамина – экспозиция 60 мин.
– Бактериальное обследование контактных обязательно в детских яслях, эпидемически значимых объектах. Проводят комплексное обследование всех детей, персонала группы и работников пищеблока с однократным посевом испражнений на дизентерию в первые 3 дня от момента контакта с больными
 

Ситуационная задача 139

Инструкция:ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Мальчик, 3 года.

Из анамнеза. Заболел в детском саду. Появилась повторная рвота, повышение температуры тела до 38,30 С, жидкий стул, водянистый с примесью слизи, обильный, желто-зеленого цвета, с резким запахом, не переваренный.

Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 35,80 С, вялый, пьет неохотно, капризничает. Кожа бледная, с мраморным оттенком, тургор тканей снижен. Язык обложен белым налетом, сухой, слизистая оболочка полости рта суховата, гиперемия небных дужек и задней стенки глотки. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, пульс – 120 уд. в мин. Живот умеренно вздут, при пальпации безболезненный, урчит во всех отделах. Печень и селезенка пальпируются у края реберной дуги.

За прошедшие сутки рвота была 8 раз, стул – 14 раз. Позывы на дефекацию возникали внезапно, сопровождались урчанием в животе, заканчивались отхождением газов и водянистого стула.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз. Обоснуйте ответ.

2. Назовите методы лабораторной диагностики заболевания.

3. Определите свою тактику по отношению к ребенку.

4. Особенности ухода за ребенком. Назовите принципы медикаментозного лечения.

5. Перечислите противоэпидемические мероприятия в ДДОУ.

Источник